Хушанг Мирза
Хушанг Мирза Хошанг Мирза | |||||
---|---|---|---|---|---|
Шахзада Империи Великих Моголов | |||||
![]() Портрет князя ок. 1624 г. | |||||
Рожденный | Март 1604 г. Бурханпур , Империя Великих Моголов | ||||
Умер | 2 февраля 1628 г. Лахор , Империя Великих Моголов | ( 23 года ||||
Супруг | |||||
| |||||
Дом | Дом Бабура | ||||
Династия | ![]() | ||||
Отец | Даниэль Мирза | ||||
Мать | Принцесса Бходжпура | ||||
Религия | Суннитский ислам , христианство |
Хушанг Мирза или Хошанг Мирза ( персидский : هوشنگ میرزا ; март 1604 — 2 февраля 1628) был принцем Великих Моголов и внуком третьего императора Великих Моголов , Акбара . Он был младшим сыном Данияла Мирзы и племянником четвертого императора Великих Моголов Джахангира .
Рождение и ранние годы
[ редактировать ]Родившийся в начале 1012 года хиджры или в марте 1604 года нашей эры , он получил имя Фарханг Хушанг от своего деда по отцовской линии, Акбара . [ 1 ] Он был младшим сыном Данияла Мирзы и одним из двух детей, рожденных его женой- индуисткой , принцессой Удджайния Парамара из Бходжпура (вторым ребенком была дочь Махи Бану Бегум). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Хотя точные обстоятельства брака его родителей не зафиксированы, известно, что его дед по материнской линии, Далпат Уджайния , восстал против власти Великих Моголов в 1599 году. Даниял Мирза, который на тот момент был субахдаром Аллахабада , Раджа был отправлен нейтрализовать восстание. Однако по прибытии принца Далпат быстро подчинился и предложил дань в виде слонов. [ 5 ] Считается, что именно в этот момент раджа также выдал свою дочь замуж за Данияла. Однако Далпат был убит несколько лет спустя, предположительно по приказу тогдашнего принца Селима (который позже стал императором Джахангиром ) в качестве возмездия за смерть могольского офицера во время его краткого восстания. [ 6 ]
Даниял Мирза умер от белой горячки спустя чуть более года после рождения Хушана, в апреле 1605 года, исполняя обязанности субахдара Декана . Акбар, которого глубоко потрясла смерть младшего сына, сам скончался в октябре того же года. [ 7 ] Семья Данияла, похоже, осталась в столице его наместничества Бурханпуре после его смерти, поскольку именно отсюда в 1606 году их сопровождал ко двору Великих Моголов врач Джахангира , Мукарраб Хан. [ 8 ] [ 9 ] Джахангир записал прибытие детей своего брата в своей автобиографии « Тузк-э-Джахангири» : [ 10 ]
Я видел детей Данияла, которых привел Мукарраб-хан; было три сына и четыре дочери. Мальчиков носили имена Тахмурас, Байсунгар и Хушанг. Я проявил к этим детям такую доброту и привязанность, какую никто не считал возможным. Я решил, что Тахмурас, старший из них, всегда будет меня прислуживать, а остальных передать на попечение моих сестер.
Обращение в христианство
[ редактировать ]К началу правления Джахангира миссионеры- иезуиты присутствовали в Индии уже несколько десятилетий. Постепенный прогресс был достигнут в распространении христианства появились небольшие, но ревностные общины новообращенных до такой степени, что в Агре и Лахоре . Были даже надежды, что сам Джахангир может обратиться, учитывая, что он казался миссионерам более дружелюбным, чем его отец. [ 11 ] [ 12 ]
В июле 1610 года Джахангир вызвал к своему двору в Агре двух священников-иезуитов, отцов Жерома Ксавьера и Эммануэля Пиньейру. [ 13 ] Там, перед собранием своей знати, Джахангир поручил Хушангу и двум его братьям иезуитам крестить и воспитать их как христиан. Сообщается, что священники были вне себя от радости, упали на колени и целовали ноги императора. [ 14 ] Сэр Уильям Хокинс , представитель Ост-Индской компании, присутствовавший при дворе, полагал, что Джахангир разрешил обращение только для того, чтобы смягчить любую поддержку, которую его племянники могли бы иметь среди мусульманской знати, что в противном случае осложнило бы наследование престола его собственным потомком. [ 15 ] В качестве альтернативы посол Якова I в Индии сэр Томас Роу заявил, что они были сделаны для того, чтобы Джахангир, в свою очередь, мог претендовать на португальскую жену. [ 16 ]
Тем не менее, после трех месяцев подготовки князья были объявлены готовыми к крещению. [ 14 ] Хушанг, его старшие братья Тахмурас и Байсунгар вместе с четвертым принцем, внуком брата Акбара Мирзы Мухаммада Хакима , прошли блестящей процессией через Агру во главе с христианами города от форта до церкви Акбара . [ 17 ] Принцы ехали на богато украшенных слонах, одетые как португальские дворяне, с золотыми крестами на шеях. Церковные колокола звонили, когда они вошли, держа свечи и идя сквозь облака ладана. Они повторили на персидском языке обеты крещения, произнесенные священником, и им окропили головы крещенской водой. [ 14 ] В конце концов им дали португальские имена, а Хушанг был переименован в Дон Хенрико. Тахмурас, Байсунгхар и четвертый принц получили имена Дон Филипп, Дон Карло и Дон Дуарте соответственно. [ 17 ]
Однако эти преобразования были лишь временными. Четыре года спустя (вероятно, после того, как страхи Джахангира по поводу престолонаследия развеялись) принцы были возвращены в лоно мусульман, при этом иезуиты с горечью отметили, что они «отвергли свет и вернулись к своей блевотине». [ 17 ] [ 18 ]
Под опекой Шаха Джахана и браком
[ редактировать ]В 1620 году Хушанг и его брат Тахмурас вместе с ослепшим старшим сыном Джахангира Хосровом были переданы под опеку своего двоюродного брата Шаха Джахана . [ 19 ] [ 20 ] Однако в 1625 году Хушанг сбежал из-под стражи Шаха Джахана, в то время как последний принц был отвлечен восстанием против императора. Пока Шах Джахан и его союзник Малик Амбар снимали неудавшуюся осаду Бурханпура, Хушанг сбежал к Рао Раттану из Бунди , прежде чем отправиться ко двору своего дяди в Лахоре. [ 21 ] [ 22 ]
Здесь Хушанг вместе с Тахмурасом (прибывшим при аналогичных обстоятельствах) отдали дань уважения Джахангиру, который приветствовал обоих и принял их в свой дом. В дополнение к этому, Джахангир оказал им честь, выдав каждого из братьев замуж за принцессу Великих Моголов, при этом Тахмурас женился на дочери Джахангира, Бахар Бану Бегум, и Хушанг, его внучке, Хошманд Бану Бегум . [ 22 ] [ 23 ]
Война за наследство и казнь
[ редактировать ]Джахангир умер от болезни в октябре 1627 года. Его главная супруга Нур Джахан немедленно отправила известие своему любимому преемнику престола, младшему сыну Джахангира (а также ее зятю) Шахрияру Мирзе . Шахрияр провозгласил себя императором в Лахоре и захватил провинциальную казну города, раздав ее армии и знати, чтобы завоевать их преданность. [ 24 ] Хушанг, вместе со своими братьями Тахмурасом и Байсунгхаром, заявили о своей поддержке принца, а Байсунгар был назначен султаном Шахрияра Сипа Саларом (главнокомандующим). [ 25 ]
В то же время Асаф-хан , брат Нур-Джахана и тесть Шаха-Джахана, сообщил последнему (который все еще находился в Декане ) о смерти императора. Чтобы защитить преемственность Шаха Джахана, пока он возвращался из Декана, Асаф-хан назначил Давара Бахша , сына покойного Хосрау Мирзы и зятя Хушана, временным императором. [ 26 ] Когда Асаф-хан вел свои армии к Лахору, Шахрияр послал свои войска под командованием Байсунгхара через реку Рави, чтобы встретить их. Однако солдаты Байсунгара не смогли им противостоять и потерпели поражение после единственной атаки. Шахрияр отступил в цитадель Лахора, но был предан своими людьми и приведен к Давару Бахшу, чтобы воздать должное, но вскоре после этого был ослеплен. Когда Шах Джахан получил известие о событиях в Лахоре, он послал Асаф-хану приказ казнить его королевских пленников: [ 27 ]
В том смысле, что было бы хорошо, если бы Давар Бахш, сын и (Шахрияр) бесполезный брат Хосрова, и сыновья принца Данияла были изгнаны из мира.
Шах Джахан послал убийцу по имени Раз Бахадур провести казни. Хушанг, Тахмурас, Шахрияр, Давар и младший брат Давара Гаршасп были обезглавлены в ночь на 2 февраля 1628 года (окончательная судьба Байсунгара не упоминалась). Впоследствии головы были доставлены Шах-Джахану в Агру. [ 28 ] [ 29 ]
Родословная
[ редактировать ]Предки Хушанг Мирзы |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенгалия: прошлое и настоящее, Том. 65 . Калькуттское историческое общество. 1945. с. 27.
- ^ Мохсин, К.М. (1973). Бенгальский округ в переходный период» Муршидабад, 1765–1793 гг . Азиатское общество Бангладеш. п. 76.
- ^ Генри Беверидж, Акбарнама Абул Фаза, том II (1907), стр. 543
- ^ Тахир Хусейн Ансари (20 июня 2019 г.). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара Тейлор и Фрэнсис. п. 71. ИСБН 978-1-00-065152-2 .
- ^ Ансари, Тахир Хусейн (2019). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара . Тейлор и Фрэнсис. п. 83. ИСБН 978-1-00-065152-2 .
- ^ Колфф, Дирк Х.А. (2002). Наукар, Раджпут и Сипай: Этноистория военного рынка труда Индостана, 1450-1850 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 166. ИСБН 978-0-521-52305-9 .
- ^ Кунте, Б.Г. (1974). Справочник штата Махараштра: округ Дхулия . Директор правительственной типографии, канцелярских товаров и публикаций штата Махараштра. п. 105 .
- ^ Куддуси, Мохд. Ильяс (2002). Хандеш при Великих Моголов, 1601-1724 годы нашей эры: в основном на основе персидских источников . Бюро исламских чудес. п. 86. ИСБН 978-81-87763-21-5 .
- ^ Джахангир (1909). Тузук-и-Джахангири; или «Мемуары Джахангира» . Перевод Генри Бевериджа ; Александр Роджерс. Королевское азиатское общество. п. 28 .
- ^ Джахангир (1909 , стр. 75)
- ^ О'Мэлли, Джон В .; Бейли, Говен Александр ; Харрис, Стивен Дж.; Кеннеди, Т. Франк (2016). Иезуиты: культура, наука и искусство, 1540–1773 гг . Издательство Университета Торонто, отдел научных публикаций. п. 380. ИСБН 978-1-4875-1193-7 .
- ^ Геррейру, Фернан (2014). Джахангир и иезуиты: с отчетом о Бенедикте и миссии в Пегу . Рутледж. п. XVIII. ISBN 978-1-134-28501-3 .
- ^ Эрали, Авраам (2007). Императоры Павлиньего трона: Сага о Великих Моголах . Пингвин Букс Лимитед. п. 302. ИСБН 978-93-5118-093-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гревал, Ройина (2007). В тени Тадж: Портрет Агры . Книги Пингвинов Индия. п. 117. ИСБН 978-0-14-310265-6 .
- ^ Покупки, Сэмюэл (1905). Hakluytus posthumus, или Покупает свои паломничества . Том. III. Джеймс Маклехоз и сыновья. п. 47 .
- ^ Мухия, Харбанс (2008). Моголы Индии . Джон Уайли и сыновья. п. 20. ISBN 978-0-470-75815-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эллисон Бэнкс Финдли (1993). Нур Джахан: Императрица Великих Моголов Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН 978-0-19-536060-8 .
- ^ Михаил Александр (2018). Дели и Агра: читатель путешественника . Литтл, Группа Брауновой книги. п. 26. ISBN 978-1-4721-4225-2 .
- ^ Дж. Мехта (1986). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 387. ИСБН 978-81-207-1015-3 .
- ^ де Лаэт, Жоан (1928). Империя Великого Могола: перевод описания Индии Де Лаэта и фрагмент индийской истории . Перевод Дж. С. Хойланда; С. Н. Баннерджи. Бомбей. п. 223 .
- ^ Куддуси (2002 , стр. 32)
- ^ Перейти обратно: а б Лаэта (1928 , стр. 224)
- ^ Джахангир ; Такстон, Уиллер Макинтош (1999). Джахангирнама: мемуары Джахангира, императора Индии . Художественная галерея Фрира и Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт. п. 436 . ISBN 978-0-19-512718-8 .
- ^ Эдвардс, Стивен Мередит; Гаррет, Герберт Леонард Оффли (1995). Правило Великих Моголов в Индии . Atlantic Publishers & Dist. п. 68. ИСБН 978-81-7156-551-1 .
- ^ Прасад, Бени (1922). Шафаат Ахмад Хан (ред.). «Воцарение Шаха Джахана» . Журнал истории Индии . 2 . Университет Кералы: 15.
- ^ Чаурасия, Радхи Шьям (2002). История средневековой Индии: с 1000 по 1707 год нашей эры Atlantic Publishers & Dist. п. 243. ИСБН 978-81-269-0123-4 .
- ^ Эдвардс и Гарретт (1995 , стр. 69)
- ^ Садасиван, Баладжи (2011). Танцующая девушка: история ранней Индии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 302. ИСБН 978-981-4311-67-0 .
- ^ Блохманн, Генрих (1869). Вклады в хронологию правления Тимура и его потомков до Шахджахана, № I. Труды Азиатского общества Бенгалии: 1869. CB Lewis, Baptist Mission Press. п. 218.
- ^ Ансари (2019 , стр. 51)
- ^ Тхакур, Упендра; Мишра, Югал Кишор (1978). Наследие Индии: том памяти Л. Н. Мишры . Комитет по изданию тома памяти Л. Н. Мишры. п. 312.
В это критическое время Далпат и его дядя по материнской линии, Бирбхан из Араила, помогли Хумаюну пересечь Ганг.
- ^ Дубе, Ситарама (2004). Методология эпиграфических исследований и историописания . Университет Викрама. Школа исследований древней индийской истории, культуры и археологии. п. 133. ИСБН 978-81-7702-080-9 .
вождь багела Вирасинья заключил дружественный союз с императором Великих Моголов Бабуром. Правители Багела Гахора-Ревы раньше приезжали в это место и жили на берегу Ганги. Отчеты, приведенные в «Хумаюнаме», написанные принцессой Гульбадан, а также Джаухаром, ясно дают понять, что Раджа Вирабхану (Бирбхан) Багела, который случайно оказался в Араиле, пришел на помощь императору Великих Моголов Хумаюну против преследовавших его афганцев. армия Шер Шаха Сури