Династия Парамара
Дом Парамары | |
---|---|
Родительская семья | Клан Пармар Раджпут |
Страна | Королевство малва |
Основан | 948 |
Основатель | Сияка |
Последний правитель | Махалакадева |
Сиденье | |
Титулы | Король малва Махараджадхираджа |
Растворение | 1305 |
Парамара Династия [а] была правящей династией королевства малва в западно-центральной Индии между 9 и 14 веками. [2] [3] [4] Они принадлежали к пармарскому клану раджпутов . [5]
Династия была основана либо в 9-м, либо в 10-м веке, и ее ранние правители, скорее всего, правили как вассалы Раштракутов Маньяхеты . Самые ранние дошедшие до нас надписи Парамара, изданные правителем X века Сиякой , были найдены в Гуджарате . Около 972 года нашей эры Сияка разграбил столицу Раштракуты Маньяхету и провозгласил Парамарас суверенной державой. Ко времени его преемника Мунджи регион малва в современном Мадхья-Прадеше стал основной территорией Парамары со Дхара столицей (ныне Дхар). Династия достигла своего зенита при племяннике Мунджи Бходже , чья империя простиралась от Читтора на севере до Конкана на юге и от реки Сабармати на западе до Видиши на востоке.
Власть Парамары несколько раз возрастала и приходила в упадок в результате их борьбы с Чаулукьями Гуджарата, Чалукьями Кальяни , Калачури Трипури , Чанделами Джеджакабхукти и другими соседними королевствами. Более поздние правители Парамары перенесли свою столицу в Мандапа-Дургу (ныне Манду) после того, как Дхара была несколько раз разграблена их врагами. Махалакадева , последний известный царь Парамары, был побежден и убит войсками Алауддина Халджи из Дели в 1305 году нашей эры, хотя эпиграфические данные свидетельствуют о том, что правление Парамары продолжалось в течение нескольких лет после его смерти.
Мальва пользовались большим политическим и культурным авторитетом при Парамарасе. Парамары были хорошо известны своим покровительством санскритским поэтам и ученым, а Бходжа сам был известным ученым. Большинство царей Парамары были шиваитами и построили несколько храмов Шивы, хотя они также покровительствовали джайнским ученым.
Источник
[ редактировать ]Родословная
[ редактировать ]На медных пластинах Харсола (949 г. н. э.), выпущенных царем Парамары Сиякой II, упоминается царь по имени Акалаварша, за которым следует выражение тасмин куле («в этой семье»), а затем следует имя «Ваппайраджа» (отождествляемое с царем Парамары). Вакпати И). [7] Основываясь на отождествлении «Акалаварши» (это был титул Раштракута ) с царем Раштракута Кришной III , историк DC Гангули предположил, что Парамары произошли от Раштракутов. [8] Гангули пытался найти поддержку своей теории у Айн-и-Акбари , чья вариация мифа об Агникуле (см. ниже) утверждает, что предшественник Парамаров пришел в малва из Декана . [9] Согласно Айн-и-Акбари , Дханджи — человек, рожденный от огненной жертвы, — пришел из Декана, чтобы основать королевство в малва; когда его потомок Путрадж умер, оставшись без наследника, дворяне провозгласили Адитью Понвара - предка Парамаров - новым королем. [10] Гангули также отметил, что преемник Сияки Мунджа (Вакпати II) принял такие титулы, как Амогхаварша , Шри-валлабха и Притхви-валлабха : это явно титулы Раштракута. [11]
(«в этой семье») есть пробел Однако в надписи Харсола перед словами тасмин куле , и поэтому предположение Гангули является чистой догадкой в отсутствие каких-либо конкретных доказательств. [12] Более того, даже если легенда об Айн-и-Акбари исторически точна, Адитья Понвар не был потомком Дханджи: скорее всего, он был местным магнатом, а не уроженцем Декана. [13] [14] Критики теории Гангули также утверждают, что титулы Раштракута в этих надписях относятся к правителям Парамары, которые приняли эти титулы, чтобы изображать себя законными преемниками Раштракута в регионе малва. [15] Раштракуты аналогичным образом приняли такие титулы, как Притхви-валлабха , которые использовались предыдущими правителями Чалукья . [15] Историк Дашаратха Шарма отмечает, что Парамары заявляли о мифическом происхождении Агникулы к 10 веку: если бы они действительно были потомками Раштракутов, они бы не забыли свое престижное королевское происхождение в течение одного поколения. [11]
Более поздние цари Парамара утверждали, что являются членами Агникулы или Агниванши («клана огня»). Миф о происхождении Агникулы, который появляется в некоторых их надписях и литературных произведениях, звучит так: Мудрец Вишвамитра насильно забрал корову, исполняющую желания, у другого мудреца Васиштхи на горе Арбуда ( гора Абу ). Затем Васиштха вызвал из жертвенного костра ( агни-кунду ) героя, который победил Враги Вишвамитры вернули корову. Затем Васиштха дал герою титул Парамара («убийца врагов»). [16] Самый ранний известный источник, в котором упоминается эта история, - это « Нава-сахасанка-чарита» Падмагупты Парималы, придворного поэта царя Парамары Синдхураджи ( ок. 997–1010 ). [17] Легенда не упоминается в более ранних надписях или литературных произведениях эпохи Парамара. К этому времени все соседние династии заявляли о божественном или героическом происхождении, что могло побудить Парамаров изобрести собственную легенду. [18] [15]
Легенда, упомянутая в редакции Притхвираджа Расо, расширила легенду об Агникуле, описав другие династии как огнерожденных раджпутов. Самые ранние дошедшие до нас копии Притхвираджа Расо не содержат этой легенды; эта версия могла быть изобретена поэтами 16-го века, которые хотели способствовать единству раджпутов против Великих Моголов императора Акбара . [19] Некоторые историки колониальной эпохи интерпретировали это мифическое повествование как предположение об иностранном происхождении Парамара. Согласно этой теории, предки Парамаров и других раджпутов Агниванши пришли в Индию после упадка Империи Гуптов примерно в V веке нашей эры. Их приняли в индуистскую кастовую систему после совершения огненного ритуала. [20] Однако эта теория ослабляется тем фактом, что легенда не упоминается в самых ранних записях Парамары, и даже в самых ранних отчетах эпохи Парамары другие династии не упоминаются как Агниванши. [21]
Некоторые историки, такие как Дашаратха Шарма и Пратипал Бхатия, утверждали, что Парамары изначально были браминами Васиштха из готры . [9] Эта теория основана на том, что Халаюдха , которому покровительствовал Мунджа, описывает царя как «Брахма-Кштра» в «Пингала-Сутра-Вритти» . По мнению Бхатьи, это выражение означает, что Мунджа происходил из семьи брахманов , ставших кшатриями . [22] Кроме того, в храмовой надписи Патанарайаны говорится, что Парамары принадлежали к Васиштха- готре , готре среди брахманов, утверждающей, что они произошли от мудреца Васиштхи. [23] Однако историк Арвинд К. Сингх отмечает, что несколько других источников указывают на кшатрийское происхождение династии. Например, в надписи Пиплианагара 1211 года говорится, что предки Парамаров были «жемчужиной кшатриев», а в « Прабха-вакара-чарите» упоминается, что Вакпати родился в династии кшатриев. По мнению Сингха, выражение «Брахма-кшатрий» относится к образованному кшатрию. [15]
Округ Колумбия Сиркар предположил, что династия произошла от Малавов . Однако нет никаких свидетельств того, что первых правителей Парамары называли Малавой; Парамара стали называть малавами только после того, как они стали править регионом малва. [9]
- Монета Чаулукья -Парамара, ок. 950–1050 гг. н.э. Стилизованное изображение монет династии Чавда : бюст в индо-сасанидском стиле справа; гранулы и украшения вокруг / Стилизованный огненный алтарь; гранулы вокруг. [24]
- Монета принца Парамара Джагадевы , XII-XIII вв. н.э.
Исконная родина
[ редактировать ]Основываясь на легенде Агникулы, некоторые ученые, такие как К.В. Вайдья и В.А. Смит, предположили, что гора Абу была первоначальным домом Парамаров. Основываясь на медных пластинах Харсолы и Айн-и-Акбари , округ Колумбия Гангули полагал, что они пришли из региона Декан. [26]
Все самые ранние надписи Парамары (Сияка II) были обнаружены в Гуджарате и касаются земельных грантов в этом регионе. Основываясь на этом, Д.Б. Дискалкар и Х.В. Триведи предположили, что Парамара были связаны с Гуджаратом в первые дни своего существования. [27] Другая возможность состоит в том, что первые правители Парамары временно покинули свою столицу Дхару в Малва и перебрались в Гуджарат из-за вторжения Гурджара-Пратихара. Эта теория основана на объединенном анализе двух источников: « Нава-сахасанка-чарита» , в котором говорится, что царь Парамара Вайрисимха очистил город Дхара в малва от врагов; и надпись Пратапга 945–946 гг. Н. Э. царя Гурджара-Пратхиара Махендрапалы, в которой говорится, что он отбил малва. [28]
Ранние правители
[ редактировать ]Независимо от того, происходили ли Парамары от Раштракутов, они, скорее всего, были подчиненными Раштракутами в 9 веке. [15] Исторические данные свидетельствуют о том, что между 808 и 812 годами нашей эры Раштракуты изгнали Гурджара-Пратихара из региона малва . Царь Раштракута Говинда III передал малва под защиту Карка-раджи, вождя Раштракута Латы (регион, граничащий с малва, на территории современного Гуджарата). [29] Надпись на медной пластине Санджана 871 года, посвященная сыну Говинды Амогхаварше I, гласит, что его отец назначил вассала губернатором малва. Поскольку примерно в это время Парамары стали правителями региона малва, эпиграфист Х. В. Триведи предполагает, что этим вассалом был царь Парамара Упендра, [15] хотя точных доказательств этому нет. Начало правления Парамара в малва не может быть датировано с уверенностью, но они определенно правили малва не раньше 9 века нашей эры. [29]
Сияка - самый ранний известный царь Парамара, о чем свидетельствуют его собственные надписи. Его надпись на медной пластине Харсола (949 г. н. э.) является самой ранней доступной надписью Парамары: она предполагает, что он был вассалом Раштракутов. [7] Список его предшественников варьируется в зависимости от аккаунта: [30] [7]
Медные пластины Харсола (949 г. н.э.) | Нава-Сахасанка-Чарита (начало 11 века) | Надпись Удайпура Прашасти (11 век) | Надпись Нагпура Прашасти (1104 г. н.э.) | Другие гранты на землю |
---|---|---|---|---|
Парамара | Парамара | Парамара | Парамара | |
Упендра | Упендра | Кришна | ||
«Другие короли» | Вайрисимха (I) | |||
Сияка (я) | ||||
Граница Ваппайры | Вакпати (я) | Вакпати (я) | ||
Вайрисимха | Вайрисимха | Вайрисимха (II) | Вайрисимха | Вайрисимха |
Сияка | Сияка, псевдоним Харша | Харша | Сияка | Сияка |
, Парамара - мифический прародитель династии Агникулы Согласно легенде . Являются ли другие ранние цари, упомянутые в « Удайпур Прашасти» , историческими или вымышленными, является предметом споров среди историков. [31]
По данным Ч. В. Вайдьи и К. А. Нилакантхи Шастри , династия Парамара была основана только в 10 веке н. э. Вайдья считает, что такие короли, как Вайрисимха I и Сияка I, являются вымышленными, скопированными из имен более поздних исторических королей, чтобы отодвинуть возраст династии. [31] В надписи на медной пластине Мандхаты 1274 года н.э. Джаявармана II восемь преемников Парамары аналогичным образом называются Камандалудхара, Дхумраджа, Девасимхапала, Канакасимха, Шрихарша, Джагаддева , Стиракая и Вошари: они не кажутся историческими фигурами. [32] Х. В. Триведи утверждает, что существует вероятность того, что Вайрисимха I и Сияка I из Удайпур Прашасти - это то же самое, что Вайрисимха II и Сияка II; имена могли быть повторены по ошибке. С другой стороны, он предполагает, что эти имена были опущены в других надписях, потому что эти правители не были независимыми суверенами. [7]
Некоторые другие историки полагают, что первые правители Парамара, упомянутые в « Удайпур Прашасти», не являются вымышленными, а Парамары начали править малва в 9 веке (как вассалы Раштракута). К. Н. Сет утверждает, что даже в некоторых поздних надписях Парамары упоминаются лишь 3-4 предшественника царя, выдавшего надпись. Поэтому отсутствие некоторых имен в генеалогии, представленной в ранних надписях, не означает, что это были мнимые правители. По его мнению, упоминание Упендры в «Нава-Сахасанка-Чаритре» (составленном придворным поэтом более позднего царя Синдхураджи) доказывает, что Упендра не является вымышленным царем. [33] Такие историки, как Георг Бюлер и Джеймс Берджесс, идентифицируют Упендру и Кришнараджа как одну личность, поскольку это синонимы (Упендра — другое имя Кришны ). Однако в надписи преемника Сияки Мунджи предыдущие цари называются Кришнараджа, Вайрисимха и Сияка. Однако на основании этого Сетх отождествляет Кришнараджа с Ваппайраджей или Вакпати, упомянутым мною на листах Харсолы (Ваппайраджа, по-видимому, является пракритской формой Вакпати-раджи). В свою поддержку Сетх указывает, что Вайрисимха назван Кришна-паданудхьятой в надписи Мунджи, т.е. Вакпати II. Он предполагает, что Вакпати II использовал имя «Кришнараджа» вместо Вакпати I, чтобы идентифицировать своего предка, чтобы избежать путаницы со своим собственным именем. [33]
Империал Пармарс
[ редактировать ]Первым независимым правителем династии Парамара был Сияка (иногда называемый Сияка II, чтобы отличить его от более раннего Сияки, упомянутого в Удайпур Прашасти ). Медные пластины Харсолы (949 г. н.э.) предполагают, что Сияка был феодалом правителя Раштракуты Кришны III в первые дни его правления. Однако в той же надписи также упоминается высокопарный Махараджадхираджапати как один из титулов Сияки. Основываясь на этом, К.Н. Сет считает, что принятие Сиякой власти Раштракуты было номинальным. [34]
Будучи феодалом Раштракута, Сияка участвовал в их походах против Пратихаров . Он также победил некоторых вождей хуна, правивших к северу от малва. [35] Он мог потерпеть неудачу в борьбе с Чанделы королем Яшоварманом . [36] После смерти Кришны III Сияка победил его преемника Хоттигу в битве на берегу реки Нармада . Затем он преследовал отступающую армию Хоттиги до столицы Раштракуты Маняхеты и разграбил этот город в 972 году нашей эры. Его победа в конечном итоге привела к упадку Раштракута и становлению Парамараса как независимой суверенной власти в малва. [37]
Преемник Сияки Мунджа добился военных успехов против чахаманов Шакамбари , чахаманов Наддулы , гухил Мевара , хунов , калачури Трипури и правителя региона Гурджара (возможно, правителя Гуджарата Чаулукья или Пратихара ). [38] Он также добился некоторых первых успехов в борьбе с Западной Чалукья королем Тайлапой II , но в конечном итоге был побежден и убит Тайлапой где-то между 994 и 998 годами нашей эры. [39] [40]
В результате этого поражения Парамары уступили свои южные территории (возможно, за рекой Нармада ) Чалукьям. [41] Мунджа слыл покровителем ученых, и его правление привлекало к малва ученых из разных уголков Индии. [42] Он также сам был поэтом, хотя сейчас сохранилось лишь несколько сочиненных им строф. [43]
Брат Мунджи Синдхураджа (правил около 990-х годов н. э.) победил короля Западной Чалукья Сатьяшрайю и вернул территории, утраченные Тайлапой II. [44] Он также добился военных успехов против вождя хуна , сомаванши южной Косалы , шилахаров Конканы ( и правителя Латы южный Гуджарат). [44] Его придворный поэт Падмагупта написал свою биографию «Нава-Сахасанка-Чарита» , в которой ему приписывают несколько других побед, хотя они кажутся поэтическими преувеличениями. [45]
Сын Синдхураджи Бходжа — самый знаменитый правитель династии Парамара. Он предпринял несколько попыток расширить королевство Парамара с разными результатами. Около 1018 года н. э. он победил Чалукья Латы на территории современного Гуджарата. [46] Между 1018 и 1020 годами нашей эры он получил контроль над северным Конканом , чьи правители Шилахара, вероятно, в течение короткого периода служили его феодалами. [47] [48] Бходжа также заключил союз против Кальяни Чалукья царя Джаясимхи II с Раджендрой Чолой и Гангея-дева Калачури . Степень успеха Бходжи в этой кампании неизвестна, поскольку панегирики Чалукья и Парамара заявляли о победе. [49] В последние годы правления Бходжи, где-то после 1042 года н. э., сын и преемник Джаясимхи Сомешвара I вторгся в малва и разграбил его столицу Дхару . [44] Бходжа восстановил свой контроль над малва вскоре после ухода армии Чалукья, но поражение отодвинуло южную границу его королевства от Годавари до Нармады . [50] [51]
Попытка Бходжи расширить свое королевство на восток была сорвана Чанделы королем Видьядхарой . [52] Однако Бходжа смог распространить свое влияние среди феодалов Чандела, Каччхапагхатов Дубкунда. [53] Бходжа также начал кампанию против Каччхапагхатов Гвалиора , возможно, с конечной целью захватить Каннаудж , но его атаки были отбиты их правителем Киртираджем. [54] Бходжа также победил чахаманов Шакамбхари убив их правителя Вирьяраму. , заставили его отступить. Однако чахаманы Наддулы [55] По мнению средневековых мусульманских историков, после разграбления Сомнатха изменил свой маршрут , Махмуд Газни чтобы избежать конфронтации с индуистским королем по имени Парам Дев. Современные историки идентифицируют Парама Дева как Бходжу: это имя может быть искажением Парамара-Дева или титула Бходжи Парамешвара-Парамабхаттарака . [56] [57] Бходжа, возможно, также предоставил войска для поддержки Кабул-Шахи правителя Анандапалы в борьбе против Газневидов . [58] Возможно, он также был частью индуистского альянса, который изгнал губернаторов Махмуда из Ханси , Танезара и других областей около 1043 года нашей эры. [59] [44] В последний год правления Бходжи, или вскоре после его смерти, царь Чаулукья Бхима I и царь Калачури Карна напали на его королевство. По словам автора XIV века Мерутунги, Бходжа умер от болезни в то же время, когда союзная армия напала на его королевство. [60] [61]
В зените своего развития империя Бходжи простиралась от Читтора на севере до верхнего Конкана на юге и от реки Сабармати на западе до Видиши на востоке. [62] Его признали способным военачальником, но его территориальные завоевания были недолгими. Его главной претензией на славу была репутация короля-ученого, покровительствовавшего искусству, литературе и науке. Известные поэты и писатели того времени искали его спонсорства. [63] Бходжа сам был эрудитом, чьи труды охватывают широкий спектр тем, включая грамматику, поэзию, архитектуру, йогу и химию. Бходжа основал Бходж Шалу , которая была центром изучения санскрита и храмом Сарасвати в современном Дхаре . Говорят, что он основал город Бходжпур , и это мнение подтверждается историческими свидетельствами. Помимо храма Бходжешвара , ему приписывают строительство трех ныне прорванных плотин в этом районе. [64] Из-за его покровительства литературным деятелям в нескольких легендах, написанных после его смерти, о нем говорится как о праведном короле-ученом. [65] По количеству легенд, окружающих его, Бходжу можно сравнить с легендарным Викрамадитьей . [66]
Отклонить
[ редактировать ]Преемник Бходжи Джаясимха I , который, вероятно, был его сыном, [67] столкнулся с совместным вторжением Калачури и Чаулукья сразу после смерти Бходжи. [68] Записи Билханы предполагают, что он обратился за помощью к Чалукьям Кальяни. [69] Преемник Джаясимхи и брат Бходжи Удаядитья потерпел поражение от Чамундараджи, его вассала при Вагаде . Он отразил вторжение Чаулукья правителя Карны с помощью своих союзников. Старшему сыну Удаядитьи Лакшмадеве приписывают обширные военные завоевания в надписи Нагпура Прашасти 1104–1105 годов нашей эры. Однако это похоже на поэтические преувеличения. В лучшем случае он мог бы победить Калачури Трипури . [70] Младший сын Удаядитьи Нараварман потерпел несколько поражений, проиграв Чанделам Джеджакабхукти и царю Чаулукья Джаясимхе Сиддхарадже . К концу своего правления некто Виджаяпала основал независимое королевство к северо-востоку от Удджайна. [71]
Яшоварман потерял контроль над столицей Парамары Дхарой в пользу Джаясимхи Сиддхараджа. Его преемник Джаяварман I восстановил контроль над Дхарой, но вскоре уступил его узурпатору по имени Баллала. [72] Царь Чаулукья Кумарапала победил Баллалу около 1150 г. н. э. при поддержке своих феодалов, Наддулы Чахаманы правителя Алханы и вождя Абу Парамары Яшодхавалы. Затем малва стала провинцией Чаулукья. Незначительная ветвь Парамаров, называвшая себя Махакумарами управляла территорией вокруг Бхопала . , в это время [73] Почти два десятилетия спустя сын Джаявармана Виндхьяварман победил короля Чаулукья Мулараджа II и восстановил суверенитет Парамара в малва. [74] Во время его правления малва сталкивались с неоднократными вторжениями со стороны Хойсала и Ядавов Девагири . [75] Он также потерпел поражение от генерала Чаулукья Кумары. [76] Несмотря на эти неудачи, перед своей смертью он смог восстановить власть Парамары в малва. [77]
Сын Виндхьявармана Субхатаварман вторгся в Гуджарат и разграбил территории Чаулукья. Но в конечном итоге он был вынужден отступить из-за феодала Чаулукья Лавана-Прасада. [78] Его сын Арджунаварман I также вторгся в Гуджарат и победил Джаянта-симху (или Джая-симху), который на короткое время узурпировал трон Чаулукья. [79] Он потерпел поражение от генерала Ядавы Холешвары в Лате . [80]
Преемником Арджунавармана стал Девапала , сын Харишчандры, Махакумары (главы ветви Парамары). [80] Он продолжал вести борьбу против Чаулукьев и Ядавов. Султан Дели Илтутмиш захватил Бхилсу в 1233–34 гг. Н.э., но Девапала победил губернатора султаната и восстановил контроль над Бхилсой. [82] [83] Согласно Хаммире Махакавье , он был убит Вагабхатом Рантхамбором , который подозревал его в подготовке убийства при попустительстве делийского султана. [84]
Во время правления сына Девапалы Джайтугидевы власть Парамаров сильно упала из-за вторжений царя Ядавов Кришны, делийского султана Балбана и принца Ваггелы Вишала-девы. [85] Младший сын Девапалы Джаяварман II также столкнулся с атаками этих трех сил. Либо Джайтуги, либо Джаяварман II перенесли столицу Парамары из Дхары в холмистую Мандапа-Дургу (современный Манду ), которая предлагала лучшую оборонительную позицию. [86]
Арджунаварман II , преемник Джаявармана II, оказался слабым правителем. Он столкнулся с восстанием со стороны своего министра. [87] В 1270-х годах правитель Ядавов Рамачандра вторгся в малва. [88] а в 1280-х годах Рантхамбора Чахамана правитель Хаммира также совершил набег на малва. [89] Преемник Арджуны Бходжа II также столкнулся с вторжением Хаммиры. Бходжа II был либо титульным правителем, контролируемым своим министром, либо его министр узурпировал часть королевства Парамара. [90]
Махалакадева , последний известный царь Парамары, был разбит и убит армией Айн аль-Мулька Мултани , генерала Алауддина Халджи Делийского султаната , в 1305 году нашей эры. [91] [92]
Список правителей
[ редактировать ]Согласно историческому «Кайлаш Чанд Джайну», «Знания о ранних правителях Парамары от Упендры до Вайрисимхи скудны; записей нет, и они известны только из более поздних источников». [93] Правители Парамары, упомянутые в различных надписях и литературных источниках, включают:
Серийный номер. | Правитель | Царствование (CE) |
---|---|---|
1 | Парамара | мифический |
2 | Упендра Кришнраджа | начало 9 века |
3 | Вайрисимха (I) | начало 9 века |
4 | Сияка (я) | середина 9 века |
5 | Вакпатирадж (I) | конец 9 - начало 10 века |
6 | Вайрисимха (II) | середина 10 века |
7 | Сиака (II) | 940–972 |
8 | Вакпатирадж (II), псевдоним Мунджа | 972–990 |
9 | Синдхураджа | 990–1010 |
10 | Бходжа | 1010–1055 |
11 | Джаясимха I | 1055–1070 |
12 | Удаядитья | 1070–1086 |
13 | Лакшмадева | 1086–1094 |
14 | Нараварман | 1094–1133 |
15 | я живу | 1133–1142 |
16 | Джаяварман I | 1142–1143 |
17 | Междуцарствие с (1143 по 1175 год н. э.) под властью узурпатора по имени Баллала, а затем короля Соланки Кумарапалы. | 1143–1175 |
18 | Виндхьяварман | 1175–1194 |
19 | Субхатаварман | 1194–1209 |
20 | Арджунаварман I | 1210–1215 |
21 | Девапала | 1215/1218–1239 |
22 | Джаитугудева | 1239–1255 |
23 | Джаяварман II | 1255–1274 |
24 | Арджунаварман II | 1274–1285 |
25 | Бходжа II | 1285–1301 |
26 | Махалакадева | 1301–1305 |
Надпись из Удайпура указывает на то, что династия Парамара просуществовала до 1310 года, по крайней мере, в северо-восточной части малва. Более поздняя надпись показывает, что эта территория была захвачена Делийским султанатом к 1338 году. [94]
Ветви и заявленные потомки
[ редактировать ]Помимо правителей малва Парамара, в разных местах правили несколько ветвей династии. К ним относятся:
- Парамары Чандравати
- Управлял Арбуда-мандалой ( район горы Абу ) [95]
- К 12 веку стали феодалами Чаулукья Гуджарата . [96]
- Парамары Бхинмала - Кираду
- Парамарас из Джалора
- Парамары из Вагады
- Удджайния из Бходжпура
- Раджи Бходжпура принадлежали к Удджайнийской ветви Парамарас. После падения Королевства Бходжпур несколько кадетских семей этой ветви основали множество княжеств в регионе Бходжпур . Одним из самых знатных княжеств был Думраон . [100]
- Содхи Амаркота
- Королевство Амаркот, которым управляли раджпуты Содха, было аннексировано государством Джодхпур в 18 веке, что привело к упадку власти, поскольку правители Содхи стали вассалами. [101]
- Гандхавария Митхилы
- Нимбалкары Фалтана
Правители нескольких княжеств заявляли о связи с Парамарасами. Некоторые из них приведены ниже:
- Государство Техри Гарвал : Говорят, что Королевство Гарвал было основано Канакпалом, принцем малва. Это было независимое королевство до 1804 года. Однако Горкхас вторгся в королевство в 1804 году, и его правитель был вынужден стать княжеским государством в 1816 году под защитой Великобритании. После этого союза они получили от англичан менее половины территории. [105]
- Штат Багал : Говорят, что он был основан Аджабом Дев Пармаром, который приехал в современный Химачал-Прадеш из Удджайна в 14 веке. [106]
- Государство Данта : его правители заявляли о своей принадлежности к клану Пармар и о своем происхождении от легендарного короля Викрамадитьи из Удджайна. [107]
- Государство Мули : его правители заявляли о своем происхождении от Парамары и, как говорят, начинали как феодалы Вагела . [108]
- Государство Раджгарх : Правители Раджгарха принадлежали к Уматской ветви Парамарас. [109] [110] [111]
- Государство Нарсинггарх : Правители Нарсинггарха принадлежали к кадетской ветви штата Раджгарх . [109] [110] [111]
- Государство Чхатарпур : Правители Чхатарпура принадлежали к старшей ветви династии Парамара. Первоначально они были вассалами королей Бунделы. [112]
- Государство Девас (старшие и младшие): правители маратхов пуаров этих штатов заявляли о своем происхождении от династии Парамара. [113]
- Государство Дхар : его основатель Ананд Рао Пуар, заявлявший о своем происхождении от Парамары, получил феодальное владение от пешвы Баджи Рао I в 18 веке. [114]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенджамин Уокер 1995 , с. 186.
- ^ Прасад, Ишвари. История средневековой Индии 800–1700 гг .
В десятом веке королевство малва попало в руки пармарских раджпутов и под их правлением приобрело большое значение.
- ^ Остин, Ян. Город легенд. История Хайдарабада .
Махмуд Газни и султан Мохаммед Гори разграбили беспомощные раджпутские племена, забрав их золото и драгоценности. К счастью, величайший алмаз избежал этой участи. Когда начались вторжения, его контрабандой переправили в Королевство Мальва, которым тогда управляла Пармарская династия, став их ценной реликвией, передающейся из поколения в поколение.
- ^ Миддлтон, Джон. Мировые монархии и династии .
ДИНАСТИЯ ПАРАМАРА (ок. 820-1235 гг. н. э.) Раджпутские правители индийского королевства Малва, провозгласившие независимость от соседних имперских держав и позволившие процветать религии, искусству и обучению. Имя Парамара означает «поработитель врага». Первым известным царем династии был Упендра (ок. 800–818), который был вассалом династии Растракута из региона Декан в Индии.
- ^
- Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
Период между седьмым и двенадцатым веками стал свидетелем постепенного возникновения ряда новых королевских родов в Раджастане, Гуджарате, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше, которые стали составлять социально-политическую категорию, известную как «Раджпут». Некоторыми из основных линий передачи были Пратихара из Раджастана, Уттар-Прадеша и прилегающих территорий, Гухила и Чахамана из Раджастана, Чаулукья или Соланки из Гуджарата и Раджастана и Парамары из Мадхья-Прадеша и Раджастана.
- Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 147, карта XIV.3(а). ISBN 0226742210 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д H. V. Trivedi 1991 , p. 4.
- ^ Р.К. Гупта, С.Р. Бакши (2008). Раджастан сквозь века, Исследования по истории Индии . Раджастхан: Сваруп и сыновья. п. 24. ISBN 9788176258418 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кайлаш Чанд Джайн, 1972 , с. 327.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 36.
- ^ HV Trivedi (Введение) 1991 , с. 4.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 18.
- ^ РБ Сингх 1975 , с. 225.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Арвинд К. Сингх 2012 , с. 14.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 32.
- ^ Альф Хилтебейтель 2009 , с. 444.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 10–13.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 17–18.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 35.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 16.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 37.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 29.
- ^ «CNG: EAuction 329. ИНДИЯ, Пост-Гупта (Чаулукья-Парамара). Около 950–1050 гг. Н. Э. Драхма AR (16 мм, 4,41 г, 6 часов)» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ «Монеты КПГ» . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 30.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 9.
- ^ Арвинд К. Сингх 2012 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришна Нараин Сет, 1978 , стр. 44–47.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришна Нараин Сет, 1978 , стр. 48–49.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 212.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 48–51.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 76–77.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 79.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 334.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 81–84.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 336-338.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 102–104.
- ^ М. Шринивасачариар 1974 , с. 502.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 339–340.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 340–341.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саилендра Нат Сен 1999 , с. 320.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 341.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 137.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 140–141.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 46.
- ^ Сайкат К. Бозе, 2015 , с. 27.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 154.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 56.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 69.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 172–173.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 173.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 177.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 163–165.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 61–62.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 158.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 166.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 182.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 66–67.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 62.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , с. 179.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 71.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , стр. 179–180.
- ^ Энтони Кеннеди Уордер 1992 , стр. 176.
- ^ Энтони Кеннеди Уордер 1992 , стр. 177.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 182–184.
- ^ Прабхакар Нараян Каутекар 1995 , стр. 72.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 110.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 115-122.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 362–363.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 363–364.
- ^ RC Маджумдар 1977 , с. 328.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 162.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 137.
- ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 322.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 370.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1972 , с. 371.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 21, 147. ISBN. 0226742210 .
- ^ H. V. Trivedi 1991 , pp. 188.
- ^ DC Sircar 1966 , стр. 187–188.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 372.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 373.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 203.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1977 , с. 445.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 158.
- ^ Дашаратха Шарма 1975 , с. 124.
- ^ Пратипал Бхатия 1970 , с. 160.
- ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 25.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 395.
- ^ Джайн, Кайлаш Чанд (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. п. 329. ИСБН 978-81-208-0824-9 .
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Арвинд К. Сингх 2012 , с. 13.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 244.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 321.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 333.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 280.
- ^ Брахмадева Прасад Абаштья (1961). «Традиция и генеалогия Уджайний в Бихаре». Труды Индийского исторического конгресса . 24 : 351–352. JSTOR 44140725 .
- ^ Сингх, Раджви Амар (1992). Средневековая история Раджастана: Западный Раджастан . Раджви Амар Сингх. п. 202 . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ «Журнал Бихара Пуравида Паришада» . Бихар Пуравид Паришад. 1983. Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ Ахмад, Имтиаз (2008). «Формирование и консолидация государства под властью раджпутов Удджайния в средневековом Бихаре: свидетельства устных традиций, записанных в Таварих-и-Удджайния ». Ин Сингх, Суриндер; Гаур, И.Д. (ред.). Популярная литература и досовременные общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 76–77. ISBN 978-81-317-1358-7 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2020 года . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Шриваставья, Видаянанд Свами (1952). Элементы среди маратхов . Д.К. Шриваставья для Айтихасика гаурава грантха мала. стр. 84–86.
- ^ «Королевство, которое Великие Моголы никогда не смогут завоевать» . Трибуна . 22 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 30 января 2018 г. Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Пунам Минхас 1998 , с. 49.
- ^ Тони МакКленаган 1996 , с. 115.
- ^ Вирбхадра Сингхджи 1994 , с. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Императорский географический справочник2 Индии, том 8, стр. 125 — Имперский географический справочник Индии — Цифровая библиотека Южной Азии» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . энциклопедия Британская Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 375–421.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штат Нарсинггарх . Том. 18. Императорский географический справочник Индии. 1911. с. 383.
- ^ Ратор, Абхинай. «Чхатарпур (Княжеское государство)» . Раджпутская провинция Индии . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Джон Миддлтон 2015 , с. 236.
- ^ Тони МакКленаган 1996 , с. 122.
Библиография
[ редактировать ]История Южной Азии |
---|
- Альф Хилтебейтель (2009). Переосмысление устного и классического эпоса Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226340555 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- Арвинд К. Сингх (2012). «Интерпретация истории Парамаров». Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1): 13–28. JSTOR 41490371 .
- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- Асоке Кумар Маджумдар (1977). Краткая история Древней Индии: Политическая история . Мунширам Манохарлал. OCLC 5311157 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Энтони Кеннеди Уордер (1992). «XLVI: Легенда о Викрамадитье» . Индийская литература кавья: искусство рассказывания историй . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0615-3 .
- Банарши Прасад Саксена (1992) [1970]. «Хальджи: Алауддин Халджи». Мохаммад Хабиб и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Синтия Талбот (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .
- Округ Колумбия Сиркар (1966). «Надпись Бхилсы времен Джаясимхи, Викрама 1320 г.». Эпиграфия Индика . Том. 35. Археологическая служба Индии .
- Дашаратха Шарма (1975). Ранние династии Чаухан: исследование политической истории Чаухана, политических институтов Чаухана и жизни в доминионах Чаухан, с 800 по 1316 год нашей эры. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0618-9 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Дэвид П. Хениге (2004). Княжества Индии: Путеводитель по хронологии и правителям . Орхидея. ISBN 978-974-524-049-0 . Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- Ганга Прасад Ядава (1982). Дханапала и его времена: социокультурное исследование, основанное на его работах . Концепция. Архивировано из оригинала 28 декабря 2019 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- Георг Бюлер (1892). «Удепур Прашасти королей Мальвы» . Эпиграфия Индика . Том. 1. Археологическая служба Индии.
- Харихар Виттал Триведи (1991). Знакомство с надписями Парамаров, Чанделл, Каччхапагат и др. (Часть 1) . Corpus Inscriptionum Indicarum Volume VII: Надписи Парамаров, Чанделл, Каччапагхатов и двух второстепенных династий. Археологическая служба Индии . дои : 10.5281/zenodo.1451761 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Харихар Виттал Триведи (1991). Надписи Парамаров (Часть 2) . Corpus Inscriptionum Indicarum Volume VII: Надписи Парамаров, Чанделл, Каччапагхатов и двух второстепенных династий. Археологическая служба Индии . дои : 10.5281/zenodo.1451755 . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 28 октября 2019 г.
- Джон Миддлтон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. ISBN 978-1-317-45158-7 .
- Кайлаш Чанд Джайн (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0824-9 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Кирит Манкоди (1987). «Ученый-император и погребальный храм: Бходжпур одиннадцатого века» . Марг . 39 (2). Национальный центр исполнительских искусств : 61–72. Архивировано из оригинала 11 мая 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Кришна Нараин Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс. ОСЛК 8931757 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120802841 . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- Махеш Сингх (1984). Бходжа Парамара и его времена . Бхаратия Видья Пракашан. OCLC 11786897 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 6 июня 2016 г.
- Пунам Минхас (1998). Традиционные торговые и торговые центры в Химачал-Прадеше: с торговыми маршрутами и торговыми сообществами . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-080-4 .
- Прабхакар Нараян Каутекар (1995). Билхана . Академия Сахитья . ISBN 9788172017798 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Пратипал Бхатия (1970). Парамары, ок. 800-1305 гг. н. э. Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0410-2 . OCLC 199886 . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 20 июля 2016 г.
- Р. К. Маджумдар (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120804364 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- Сайкат К. Бозе (2015). Ботинки, копыта и колеса: и социальная динамика, стоящая за войной в Южной Азии . Видж. ISBN 978-9-38446-454-7 .
- Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 9788122411980 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Шелдон Поллок (2003). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-5202-4500-8 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
- Тони МакКленаган (1996). Индийские княжеские медали . Лансер. ISBN 978-1-897829-19-6 .
- Вирбхадра Сингхджи (1994). Раджпуты Саураштры . Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7154-546-9 .
- РБ Сингх (1975). Происхождение раджпутов . Сахитья Сансар Пракашан. Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
- Вирендра Н. Мишра (2007). Раджастан: доисторические и ранние исторические основы . Арийские книги International. ISBN 9788173053214 .
- Бенджамин Уокер (1995). Индуистский мир, том 2 . Инд. ISBN 81-7223-179-2 .