Хаммира Махакавья
Автор | Наячандра Сури |
---|---|
Оригинальное название | хаммира эпос |
Язык | санскрит |
Предмет | Биографическая эпическая поэма |
Жанр | Эпос , хвалебная речь |
Дата публикации | Начало 15 века |
Место публикации | Индия |
Перевод | Хаммира Махакавья в Wikisource |
Хаммира Махакавья ( IAST : Хаммира-Махакавья XV века, ) — индийская санскритская эпическая поэма написанная джайнским учёным Наячандрой Сури. Это легендарная биография Чахаманы царя Хаммиры, жившего в 13 веке . Хотя текст не совсем точен с исторической точки зрения, он содержит ценную информацию о средневековой истории северо-западной Индии.
Большая часть текста описывает происхождение Хаммиры и его завоевания соседних индуистских королевств. Последняя третья часть описывает его конфликт с Ала-уд-Дином Халджи , султаном Дели . В тексте поражение Хаммиры от Алауд-Дина объясняется предательством его офицеров.
Авторство и дата
[ редактировать ]Хаммира Махакавья была написана джайнским ученым Наячандрой Сури. Дед и учитель автора Джаясимха Сури был поэтом и учёным. Джаясимха знал шесть языков и написал три произведения — «Ньяя Саратика» , санскритскую грамматику, и стихотворение о Кумаре Нрипати. [ 1 ] Автор не был современником героя текста Хаммиры. [ 2 ] Возможно, он был придворным поэтом правителя Томары Вирамы, поскольку он заявляет, что написал текст в ответ на вызов при дворе Вирамы о том, что ни один современный поэт не способен сочинить кавью, сравнимую с произведениями, написанными древними поэтами, такими как Калидаса , Билхана и другие. Наячандра также утверждает, что Хаммира явился ему во сне, убеждая его сочинить Хаммира-Махакавью . [ 1 ]
Автор утверждает, что Хаммира явился ему во сне ровно через 100 лет после его смерти (которая случилась в 1301 году). Это позволяет предположить, что сочинение поэмы должно было начаться в 1401 году. [ 3 ] Однако точная дата и место происхождения текста не установлены. По мнению ученого Синтии Талбот, он, вероятно, был составлен около 1400 года нашей эры. [ 4 ] возможно, чтобы угодить правителю Чаухана (Чахамана). [ 2 ] Основываясь на утверждении, что стихотворение было написано в ответ на вызов в суде Вирамы, Филлис Гранофф предполагает, что стихотворение было написано при дворе Томары около 1420 года нашей эры. [ 5 ] [ 6 ]
Ученик Наячандры Наяхамса сделал копию рукописи в 1496 году нашей эры. [ 7 ] в «Шри Перойпуре» (возможно, Фирозпуре , [ 3 ] хотя это не точно). [ 2 ] Эта рукопись была использована Н. Дж. Киртане для создания издания «Принцепс» . [ 7 ] Наяхамса также добавил приложение, в котором восхваляет Наячандру Сури и его духовную линию. Киртан получил рукопись от человека из Нашика , который получил ее от кого-то другого. [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]Хаммира-Махакавья состоит из 1500 стихов, разделенных на 14 сарг (песен). [ 1 ] [ 8 ] Поэма начинается с обращения к индуистским божествам и джайнским тиртханкарам . [ 9 ] Поэт использует несколько слов с двойным значением, которые могут относиться как к индуистскому божеству, так и к джайнскому тиртханкаре. Например: [ 10 ]
- «Набхибху» («рожденный из пупа» или «потомок Набхи ») может означать Брахму или первого тиртханкара Ришабханатху.
- «Шри Паршва» может означать Вишну или Паршванатху.
- «Шанкара Виравибху» может означать Шиву или Махавиру.
- «Бхишван Шанти» может означать Сурью (солнце) или Шантинатху.
- «Самудра Джанман» может относиться к Соме (луне) или Неминатхе.
Затем стихотворение описывает жизнь Хаммиры, которого сравнивают с легендарными героями Мандхатой , Юдхиштхирой и Рамой . [ 11 ]
Песни 1-4 посвящены предкам Хаммиры, в том числе королям из династии Шакамбхари Чахамана . [ 8 ] Песни 5–7 описывают участие Хаммиры в различных службах, спортивных состязаниях и праздниках. Информация, содержащаяся в этой части, не имеет особой исторической ценности. [ 12 ] Следующие несколько песен описывают его правление. Последняя треть текста описывает конфликт Хаммиры с Ала-уд-Дином Халджи , мусульманским султаном Дели . [ 13 ]
Предки Хаммиры
[ редактировать ]В тексте приводится следующая линия преемственности царей Чахамана, которая не совсем соответствует исторической генеалогии династии: [ 14 ]
- Чахамана
- Васудева
- Нарадева
- Чандрараджа
- Джаяпала Чакри
- Джаяраджа
- Самантасимха
- Гаяка
- Нандан
- Вапрараджа
- Харираджа
- Симхараджа
- Бхима
- Виграхараджа
- Гангадева
- Валлабхараджа
- Рама
- Чамундараджа
- Дурлабхараджа
- Душала
- Вишвала
- Притхвирадж
- Альхана
- анальный
- Джагадева
- Висала
- Джаяпала
- Гангапала
- Сомешвара
- Притхвирадж
- Харираджа
- Говинда
- Автостоянка
- Прахлада
- Виранараяна
- Вагабхата
- Джайтрасингх
- Хаммира
Большая часть информации об этих предках носит вымышленный характер. [ 8 ] Например, мифический прародитель династии Чахамана (или Чохан) описывается так: Однажды Брахма странствовал в поисках святого места для жертвоприношения. Лотос, который он держал в руке, упал в место, которое позже стало известно как Пушкар . Брахма решил провести жертвоприношение в этом месте и призвал Сурью (солнце), чтобы тот защитил его жертвоприношение от данавов (демонов). Затем с солнечного шара возник герой и защитил жертвоприношение Брахмы. С благословения Брахмы этот герой стал могущественным царем. [ 15 ]
Даже описание исторических предков Хаммиры не дает большой информации, имеющей историческую ценность. Например, Чандрараджа описывается следующим образом: [ 16 ]
Чандрараджа своей славой и красотой своего лица одержал двойную победу над Луной, подтвердив соответствующее значение своего имени, которое означает «Господин Луны». Странна была сила огня его доблести, ибо он ярко горел у врага, в котором тек поток храбрости, и угасал у того врага, который был лишен этого потока.
Описание событий от смерти Притхвираджи III до правления Хаммиры достаточно исторично, но все же не совсем точно. [ 8 ]
Легенда о Притхвирадже III
[ редактировать ]
Текст описывает Притхвираджи III войну против Мухаммеда Гора (Шахб-уд-Дина) следующим образом: Во время справедливого правления Притхвираджи на Востоке мусульманский король Шахаб-уд-Дин начал попытки подчинить себе землю. Короли Запада во главе с неким Чандрараджем обратились к Притхвирадже с призывом противостоять Шахаб-уд-Дину. Чандрараджа рассказал Притхвирадже, что Шахаб-уд-Дин основал свою столицу в Мултане и победил благороднейшего из индуистских королей раджпутов. Захватчик сжег их города, опозорил их женщин и довел их до плачевного состояния. Чандрараджа сравнил Шахаб-уд-Дина с Парашурамой , пришедшим истребить с земли касту воинов. [ 17 ]
Услышав это, Притхвираджа рассердился и заявил, что заставит Шахаб-уд-Дина просить у них извинений на коленях. Через несколько дней он двинулся в сторону Мултана и вошел на территорию Шахаб-уд-Дина. Когда вражеский король узнал об этом, он также выступил из Мултана с армией. В завязавшейся битве Притхвираджа победил и захватил Шахаб-уд-Дина. Мусульманского короля заставили преклонить колени и попросить прощения у раджпутских королей, которых он преследовал. Впоследствии Притхвираджа преподнес всем королям (включая Шахаб-уд-Дина) дорогие подарки и попросил их вернуться домой. [ 18 ]
Несмотря на хорошее обращение после поражения, Шахаб-уд-Дин почувствовал себя униженным и захотел отомстить. Он вторгался в царство Притхвираджи еще семь раз, но каждый раз терпел поражение. Наконец он решил обратиться за помощью к царю страны Гатаика. [ 18 ] От этого короля он получил большую пехоту и кавалерию и захватил Дели . дислоцировался лишь небольшой отряд Когда Притхвираджа услышал об этом, в его столице Аджмере . Он попросил своего генерала Удаяраджу собрать большую армию и немедленно выступил против Шахаб-уд-Дина с небольшими силами. Хотя отряд Притхвираджи был небольшим, Шахаб-уд-Дин был напуган этой новостью. Ночью он послал несколько человек в лагерь Притхвираджи и подкупил начальника кавалерии и королевских музыкантов. [ 19 ]
На следующее утро Шахаб-уд-Дин послал войска атаковать лагерь Притхвираджи. Притхвираджа попросил своих людей подготовиться к войне. Неверный начальник кавалерии подарил ему танцующую лошадь по имени Натьярамбха. Как только король сел на эту лошадь, неверные музыканты начали музицировать. [ 19 ] Лошадь начала танцевать под музыку, и это представление отвлекло внимание короля. Тем временем мусульманским солдатам удалось убить несколько раджпутов. Притхвираджа наконец пришел в себя, спешился с лошади и убил нескольких нападавших. Но затем он упал на землю после того, как вражеский солдат напал на него сзади. Он был взят в плен, когда прибыл Удаяраджа с большей армией. Опасаясь армии Удаяраджи, Шахаб-уд-Дин отступил в Дели, но взял с собой пленного Притхвираджа. Удаяраджа в течение месяца осаждал Йогинипур (Дели), пытаясь спасти Притхвираджа. [ 20 ]
Попав в плен, Притхвираджа отказался есть какую-либо пищу. Один из советников Шахаб-уд-Дина заметил, что ему следует освободить Притхвираджа, который в прошлом с честью освободил мусульманского короля. Шахаб-уд-Дин рассердился на это предложение и приказал заключить Притхвираджа в крепость. Притхвираджа умер через несколько дней. Когда Удаяраджа услышал об этом, он повел всю свою армию на решающую битву, в которой потерпел поражение и был убит. [ 21 ]
Притхвираджа сменил Харираджа . Новый король проводил большую часть своего времени в компании танцовщиц, которых ему подарил король Гуджарата . Харираджа тратил доходы государства на танцоров и музыкантов, хотя государственным служащим не платили зарплату. [ 21 ] Шахаб-уд-Дин воспользовался этими обстоятельствами и вторгся в королевство Харираджи. Харираджа, который не был готов к бою, предпочел умереть путем самосожжения ( сак ) вместе с членами своей семьи. [ 22 ]
Легенда о ветви Рантхамбор
[ редактировать ]Говиндараджа основал новое королевство со столицей в Ранатамборе после того, как был изгнан своим отцом. После поражения Харираджи несколько чиновников Аджмера попросили у него убежища. Говиндараджа хорошо к ним относился и назначил на подходящие должности. [ 22 ] После смерти Говиндараджи на трон взошел Балхана. Перед своей смертью Балхана назначил своего старшего сына Прахладу новым королем, а младшего сына Вагабхату премьер-министром. Прахлада однажды убил льва во время охоты. Когда его группа праздновала убийство, его серьезно ранил другой лев. На смертном одре Вагабхата пообещал верно служить своему сыну Виранарайане. [ 23 ]
Когда Виранараяна стал взрослым, его брак был устроен на принцессе Качхаваха из Джаяпура . Он отправился в столицу Качхавахи Амарапур на церемонию бракосочетания, но был вынужден отступить из-за внезапного нападения делийского султана Джалал-уд-дина . Не сумев победить Виранараяну в битве, Джалал-уд-Дин задумал подчинить его обманным путем. Он послал Виранараяне лестное послание, заявив, что был очень впечатлен его храбростью и хотел подружиться с ним. [ 23 ] Виранараяна считал, что дружба с Делийским султаном поможет ему в борьбе с его соперником Виграхой из Вакшастхалапуры. Поэтому он принял приглашение Джалал-уд-Дина в Дели. Вагабхата отговаривал его от этого шага, но король оскорбительно отверг его совет. Удрученный Вагабхата уехал в малва . Другие придворные также советовали Виранараяне не принимать дружбу с Джалал-уд-дином, но король не прислушался к их совету. Он поехал в Дели, где его тепло приняли, но через несколько дней отравился. [ 24 ]
послание, Затем Джалал-уд-Дин захватил Рантхамбор и отправил королю малва приказывая ему убить Вагабхату. Но Вагабхата обнаружил это и убил короля малва. Затем он собрал армию раджпутов и заключил союз с харпурасами (монголами), восставшими против Делийского султаната. С этой армией он отбил Рантхамбор. Он защитил королевство, разместив большие силы на различных пограничных заставах, и умер после 12 лет правления. [ 25 ]
На смену Вагабхате пришел Джайтрасингх. Он исполнил желание своей беременной царицы Хиры Деви «омыться кровью саков (мусульман)». [ 25 ] [ 26 ] Когда у нее родился сын Хаммира, астрологи предсказали, что он окропит землю кровью своих врагов-мусульман. Хаммира вырос красивым мужчиной, и его отец устроил его брак с 7 прекрасными женщинами. В 1283 году Джайтрасингх назначил Хаммиру своим преемником и удалился в лес . [ 27 ]
Раннее правление Хаммиры
[ редактировать ]
Вскоре после того, как Хаммира стал королем, он начал войны за расширение своего королевства. Сначала он подчинил Арджуну, царя Сараспура. Затем он заставил правителя Гадхамандалы платить ему дань. После этого он двинулся на малва , где победил Бходжу II . [ 27 ] Его армия прошла победным маршем в Удджайне , где он молился Махакале . На обратном пути в Рантхамбор он двинулся в Читракуту ( Читтор ) и разграбил Медапату (современный Мевар ). [ 28 ]
Впоследствии Хаммира пробыл несколько дней в ашраме мудреца Васиштхи . Хотя он следовал религии Вед , он также молился в храме джайнского тиртханкара Ришабхадева . [ 28 ]
Затем Хаммира направился к Абу . Царь Абу был великим воином, но решил принять сюзеренитет Хаммиры. Покинув Абу, Хаммира разграбил Варддханапур и Чангу. Затем он проследовал в Пушкар через Аджмер . В Пушкаре он поклонялся Адиварахе , а затем отправился в Шакамбхари . Во время этого путешествия он разграбил несколько городов, включая Мархат, Кхандиллу, Чамду и Канкроли. Затем он вернулся в свою столицу Рантмабор. [ 28 ]
Несколько дней спустя духовный наставник Хаммиры Вишварупа сообщил ему, что можно попасть на небеса , совершив жертвоприношение Котияджна . Хаммира совершил это жертвоприношение в соответствии с шастрами . Он пригласил брахманов со всей страны и сделал им щедрые пожертвования. Он также участвовал в месячном соблюдении Мунивраты . [ 29 ]
Конфликт Хаммиры с Ала-уд-Дином Халджи
[ редактировать ]Тем временем Ала-уд-Дин Халджи взошел на трон Дели. На третьем году правления Ала-уд-Дина его монгол (также называемый Могол или Мудгал [ 30 ] ) дворяне восстали против него, и получили убежище от Хаммиры в форте Рантхамбор . [ 11 ] В их число входили Махима Сахи или Махимашахи (индийская версия «Мухаммад Шаха»). [ 31 ]
Он послал своего младшего брата Уллу-хана. [ 32 ] ( Улуг-хан ) разграбить Рантхамбор, поскольку, в отличие от Джайтрасингха, Хаммира не платил никакой дани Делийскому султанату. Армия Уллу-хана вошла на территорию Хаммиры, но не смогла двинуться к Рантхамбору, поскольку его кавалерия не смогла пересечь реку Варнанаша. Уллу-хан расположился лагерем на берегу реки, сжег и разрушив несколько близлежащих деревень. Хаммира все еще занимался соблюдением Мунивраты и поэтому не мог лично возглавить армию против Уллу-хана. Он послал своих генералов Бхимасингха и Дхармасингха противостоять армии Дели. В завязавшейся битве Уллу-хан потерпел поражение и потерял нескольких своих воинов. Когда Бхимасингх начал обратный путь в Рантхамбор, Уллу Хан тайно последовал за ним с большой армией. Солдаты Бхимасингха захватили в битве большое количество богатств и двинулись вперед, чтобы благополучно доставить их в Рантхамбор. У Бхимасингха осталось небольшое количество людей. Уллу-хан напал на этот небольшой отряд, убил Бхимасингха, а затем вернулся в Дели. [ 33 ]
В Рантхамборе Хаммира завершил свое жертвоприношение к тому времени, когда узнал о смерти Бхимасингха. Он приказал ослепить и кастрировать Дхармасингха за то, что он покинул Бхимасингха. [ 34 ] Дхармасингх решил отомстить за свое унижение и подружился с куртизанкой по имени Радха Деви, которая рассказала ему обо всех событиях при королевском дворе. Однажды Радха Деви сказала ему, что многие лошади Хаммиры умерли от болезней. Он сообщил царю через Радху Деви, что подарит царю много лошадей, если он вернется на свой прежний пост. Король согласился, и Дхармасингх постепенно завоевал его доверие, наполнив королевскую казну богатством, конфискованным у граждан. Это заставило граждан ненавидеть Хаммиру. [ 35 ] Брат короля Бходжа пытался предостеречь его от действий Дхармасингха, но король был очень доволен доходами Дхармасингха и доверил Дхармасингху все полномочия. [ 36 ]
Удрученные, Бходжа и его младший брат Питама решили покинуть королевство. Они сказали Хаммире, что отправляются в Варанаси . [ 36 ] Но, покинув двор Хаммиры, они отправились в Йогинипура (Дели) и стали служить Ала-уд-Дину. По его наущению Ала-уд-Дин приказал Уллу-хану вторгнуться в королевство Хаммиры с кавалерией в 100 000 лошадей. [ 37 ] Хаммира приказал своим восьми генералам атаковать армию вторжения с восьми направлений. Армия Дели потерпела поражение и была вынуждена бежать с поля боя. [ 38 ] После того, как празднование победы Хаммиры закончилось, его монгольские вожди попросили у него разрешения наказать Бходжу. Просьба была удовлетворена, и вождь монголов Махима Сахи совершил набег на Джагару, где захватил Питаму. [ 39 ]
Уллу-хан и Бходжа умоляли Ала-уд-Дина Халджи наказать Хаммиру. Затем Делийский султан собрал армию, заручившись поддержкой других правителей. В их число входили цари Анги , Теланги , Магадхи , Майсура , Калинга , Банги, Бхота, Медапаты , Панчала , Бангала , Тамима, Бхиллы , Непала , Дахала и предгорий Гималаев. Эти короли согласились внести свой вклад в кампанию Ала-уд-Дина по разным причинам, включая любовь к войне, перспективу грабежа или просто желание наблюдать за битвой. [ 40 ]
Ала-уд-Дин отправил в Рантхамбор огромную армию во главе со своим братом Уллу-ханом и Нусрат-ханом . Армия была настолько велика, что ее кони выпивали все воды рек на своем пути. Сам Ала-уд-Дин остался с резервом. Достигнув сложного горного перевала на границах вражеской территории, Уллу-хан посоветовал Нусрату не полагаться исключительно на более мощную армию. Он составил план пересечь этот горный перевал, не подвергнувшись нападению. В соответствии с этим планом Уллу и Нусрат отправили Молхана Дева для переговоров о мирном договоре с Хаммирой. Пока переговоры продолжались, силы Хаммиры позволили армии вторжения пересечь горный перевал, не подвергаясь нападению. Лагерь Хаммиры считал, что они заманили соперников в ловушку на своей территории, в то время как силы Дели полагали, что им удалось занять выгодную позицию на территории противника. [ 41 ]
Тем временем в суде Хаммиры Молхана Дева сказал Хаммире, что ему придется принять одно из следующих условий, чтобы заключить мирный договор с Ала-уд-Дином Халджи: [ 42 ]
- Заплатите дань в размере 100 000 золотых монет, 4 слонов и 300 лошадей. Выдать дочь Хаммиры замуж за Алауддина.
- Сдайте четырех мятежных монгольских вождей Ала-уд-Дину.
Битва, сравнимая с Махабхаратой, продолжалась два дня, и казалось, что солнце переместилось к далекой горе [за которой садится солнце] на западе, чтобы поговорить с горизонтом. В этой битве 85 000 великих, сияющих воинов Явана прибыли в Яма-Локу .
Хаммира-Махакавья [ 43 ]
Хаммира отвергла условия, что привело к битве. Нусрат Хан погиб в этом бою. Уллу-хану пришлось отказаться от атаки с началом муссонных дождей. Он отступил на некоторое расстояние от Рантхамбора и отправил Ала-уд-Дину сообщение с просьбой о помощи вместе с трупом Нусрата. Затем Ала-уд-Дин сам повел войска в Рантхамбор и осадил форт. После двух дней безуспешных попыток захватить форт он отправил Хаммире сообщение, восхваляя храбрость короля Чахаманы и обещая исполнить любое его желание. Хаммира ответил, что желает сражаться с Ала-уд-Дином в течение двух дней. В завязавшемся сражении армия вторжения потеряла около 85 000 человек. Впоследствии обе стороны договорились о временном прекращении огня. [ 44 ]
Она [Дхара-деви] обращала внимание на свои груди и ягодицы, которые, казалось, соперничали друг с другом в размерах. Ее тело, казалось, созданное для наслаждения, подобно тонкой лозе, опьяняло [...] Нежными взглядами искоса, которые, казалось, оживляли господина любви , она проникала в умы придворных и вызывала у них ликование. Придворные смотрели на нее сверху вниз, как обезьяна, карабкающаяся вверх и вниз по виноградной лозе.
Хаммира-Махакавья [ 43 ]
Во время перемирия куртизанка Хаммиры Радха Деви (или Дхара-деви [ 43 ] ) исполнил танец на стене форта. Она намеренно повернулась спиной к Ала-уд-Дину Халджи, стоявшему лагерем недалеко от форта. [ 45 ] Разгневанный ее поведением, Ала-уд-Дин попросил кого-нибудь, кто мог бы убить танцовщицу стрелой. Один из его подчиненных начальников сказал ему, что на это способен только пленник по имени Удданасингх. Ала-уд-Дин приказал освободить Удданасингха, который убил Радху Деви стрелой. В ответ монгольский вождь Хаммиры Махима Сахи убил Удданасингха той же стрелой. [ 46 ]
Поражение и смерть Хаммиры
[ редактировать ]Стрельба из лука Махимы Сахи сильно напугала Ала-уд-Дина, который перенес свой лагерь с восточной стороны форта на более безопасную западную сторону. Когда это произошло, чахаманы поняли, что солдаты Ала-уд-Дина строили туннель к форту. Они использовали артиллерийский огонь, чтобы убить этих подпольщиков и разрушить их работу. Ала-уд-Дин столкнулся с дальнейшими неприятностями, когда группа баранов обыскала его лагерь. Разочарованный, Ала-уд-Дин попросил Хаммиру прислать генерала Чахаманы Ратипалу для заключения мирного договора. Хаммира послал Ратипалу услышать предложение Ала-уд-Дина, но это раздражало другого генерала Чахаманы Ранамаллу, который был недоволен тем, что его не выбрали для посещения Ала-уд-Дина. [ 46 ]
Когда Ратипала прибыл в лагерь Алауд-Дина, его приняли с большим почетом. Делийский султан преподнес ему подарки, взял в свой гарем и позволил есть и пить наедине с сестрой султана. Затем Ала-уд-Дин пообещал сделать Ратипалу губернатором Рантхамбора в обмен на его помощь в завоевании форта. [ 47 ] Ратнапала согласился на предложение Ала-уд-Дина предать Хаммиру. Вернувшись в форт, он сильно преувеличил силу армии Ала-уд-Дина. Затем он сказал Хаммире, что Ранамалла злится на короля, и рекомендовал Хаммире поговорить с ним наедине, чтобы заручиться его поддержкой против Ала-уд-Дина. Затем Ратипала подошел к Ранамалле и сказал ему, что Хаммира злится на него и планирует заключить его в тюрьму той ночью. Ратипала посоветовал Ранамалле покинуть форт и искать убежища у Ала-уд-Дина. [ 48 ] Ратипала также распространил среди королев слух, что единственным условием мира для Ала-уд-Дина является женитьба на дочери Хаммиры Девалл-деви. Царицы Хаммиры убедили его дочь согласиться на брак, но Хаммира отверг это предложение. [ 49 ] [ 50 ]
Брат Хаммиры Вирама предупредил царя, что Ратипала, похоже, пьян, и поэтому ему не следует верить. Вирама рекомендовал королю отдать приказ об убийстве Ратипалы, но Хаммира отверг его опасения. Хаммира утверждал, что форт достаточно силен, чтобы противостоять нападению врага, и выразил обеспокоенность тем, что, если Ратипала невиновен, его убийство деморализует других. [ 49 ] Затем Хаммира решил посетить Ранамаллу, чтобы заручиться его поддержкой, по совету Ратипалы. Когда Ранамалла услышал о визите короля, он подумал, что король собирается заключить его в тюрьму. Он и его люди немедленно ушли и нашли убежище у Ала-уд-Дина. Вскоре к нему присоединился и Ратипала. [ 51 ]
Хаммира теперь решила подготовиться к битве. Он спросил своего котари (владельца магазина) о статусе зернохранилища форта. В зернохранилище кончилось зерно. Но котари, опасаясь за свою работу, сказал королю, что продовольственного зерна достаточно для длительной осады. Тем не менее, король вскоре узнал правду и приказал убить Котари. [ 51 ] Обеспокоенный событиями дня, особенно предательством своих людей, Хаммира не мог спать по ночам. [ 51 ]
На следующий день люди Хаммиры приготовились к последней войне, решив сражаться насмерть. Хаммира предложил своему верному монгольскому вождю Махиме Сахи возможность уйти, поскольку он не хотел, чтобы за него умирал иностранец. Но Махима Сахи приготовился к битве и убил всех женщин своей семьи. Царицы Хаммиры (включая Ранга Деви или Аранги-деви) и дочери (включая Девалл-деви) также покончили с собой путем самосожжения , чтобы не попасть в плен к вражеским солдатам. [ 52 ] [ 53 ]
После совершения похоронной церемонии покойного Хаммира и его верные люди напали на лагерь Ала-уд-Дина. Завязалась смертельная битва, в которой один за другим погибли верные Хаммире генералы: Вирама, Махима Сахи, Джаджа, Гангадхар Так и Кшетрасингх Парамара. Наконец пал и Хаммира, пронзенный сотней стрел. [ 54 ] Затем он перерезал себе горло, чтобы избежать ареста. [ 31 ] Это событие произошло на 18-м году его правления, в месяце Шравана . [ 54 ]
Историческая достоверность
[ редактировать ]Хаммира Махакавья не дает достаточно точной генеалогии царей Чахаманы. Нилкант Джанардан Киртане, переведший текст на английский язык в 1899 году, отвергает содержащееся в тексте описание первых королей Чахаманы как «наполненное причудливыми концепциями», направленное на то, чтобы предоставить автору возможность продемонстрировать «свою силу поэтического тщеславия». По его словам, текст является «довольно историческим» в описании царей от Притхвираджи III до Хаммиры, но даже в этой части автор иногда «впадает в рапсодию, которая равносильна признанию своего незнания исторических фактов». [ 8 ]
Историк Асоке Кумар Маджумдар согласен с оценкой Киртане и описывает некоторые части текста как «очень ненадежные», особенно ту часть, в которой утверждается, что Виграхараджа II убил Мулараджа и завоевал Гуджарат. [ 55 ]
Историк Р.Б. Сингх из Университета Горакхпура как источник по истории Чахаманов отмечает, что Хаммира Махакавья менее надежен, чем Притхвираджа Виджая , поскольку первый был составлен двумя столетиями позже. [ 56 ] Историк Калика Ранджан Канунго описывает Хаммиру Махакавью , а также более поздний текст Хаммира Расо как псевдоисторические стихи. [ 57 ] Азиз Ахмед (1963) описывает это как неисторический текст, содержащий фантастические детали. [ 58 ] Муни Джинавиджая (1968) представляет текст как «национальное стихотворение», изображая Хаммиру как индийского героя, сражавшегося против иностранного мусульманского правителя. [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Адитья Малик 2021 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Синтия Талбот 2015 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Адитья Малик 2021 , с. 15.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 51.
- ^ Филлис Гранофф 2006 , с. 42.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 10.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 8.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 9.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 11.
- ^ Ромила Тапар 2005 , стр. 120–121.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , стр. 14–15.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , стр. 11–12.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 13.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 19.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 24.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 26.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 28.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 29.
- ^ Ромила Тапар 2005 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Адитья Малик 2021 , с. 13.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 138.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , стр. 29–30.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 30.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 32.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 33.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 34.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 35.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 36.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , стр. 37–38.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с Адитья Малик 2021 , с. 145.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 39.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 41.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 42.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 44.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 45.
- ^ Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 46.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Джерси Киртан 1899 , с. 47.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 427.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. VI.
- ^ Джитамитра Прасад Сингх Део 1987 , с. 121.
- ^ Адитья Малик 2021 , стр. 48–49.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 22.
Библиография
[ редактировать ]- Адитья Малик (2021). Хаммира: Главы воображения, времени, истории . Религия и общество. Том. 83. Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-065959-7 .
- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Синтия Талбот (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .
- Джитамитра Прасад Сингх Део (1987). Археология Ориссы: с особым упором на Нуападу и Калаханди . РН Бхаттачарья. ISBN 9788121200950 .
- Нью-Джерси Киртан, изд. (1899). Хаммира Махакавья Наячандры Сури . Пресса Образовательного общества. OCLC 903939082 .
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 .
- Ромила Тапар (2005). Соманатха: Многие голоса истории . Версо. ISBN 9781844670208 .
- Филлис Гранофф (2006). «Горы Вечности: Райду и колоссальные Джины Гвалиора» . Rivista di Studi Sudasiatici . 1 . Издательство Флорентийского университета: 31–50. дои : 10.13128/RISS-2455 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2014 г. Проверено 24 августа 2017 г.