Jump to content

Держись подальше

Церемония раджпутов в Джаухаре, 1567 год, изображенная Эмброузом Дадли в «Истории народов» Хатчинсона , около 1910 года.

Джаухар , иногда пишется Джоухар или Джухар , [1] [2] была индуистской раджпутской практикой массового самосожжения женщинами, как взрослыми, так и детьми. [3] на Индийском субконтиненте, чтобы избежать захвата, порабощения, [4] и изнасилования со стороны исламских захватчиков [5] когда мы сталкиваемся с определенным поражением во время войны. [6] [7] [8] В некоторых сообщениях о Джаухаре упоминаются женщины, совершившие самосожжение вместе со своими детьми. [9] [10] Эта практика исторически наблюдалась в северо-западных регионах Индии, причем самые известные джаухары в зарегистрированной истории происходили во время войн между индуистскими раджпутскими королевствами в Раджастане и противостоящими мусульманскими армиями. [11] [12] [13] [7] Джаухар исполнялся только во время войны, обычно когда шансов на победу не было. Термин джаухар часто означает джаухар -сожжение. Джаухар вовлек индуистских раджпутских женщин в массовый пожар, покончивших жизнь самоубийством вместе со своими детьми и ценностями, чтобы избежать плена и жестокого обращения перед лицом неизбежного военного поражения. [7] [14] В то же время или вскоре после этого мужчины ритуально маршировали на поле битвы, ожидая верной смерти, которая в региональной традиции называется сака . [1] Эта практика была призвана показать, что совершающие ее ценят свою честь выше жизни.

Джаухар индуистских королевств был задокументирован мусульманскими историками Делийского султаната и Империи Великих Моголов . [14] [15] [16] Среди наиболее часто упоминаемых примеров джаухара - массовое самоубийство, совершенное в 1303 году нашей эры женщинами форта Читторгарх в Раджастане, когда они столкнулись с вторгшейся армией династии Халджи Делийского султаната. [17] [18] Феномен джаухара также наблюдался в других частях Индии, например, в королевстве Кампили на севере Карнатаки , когда оно пало в 1327 году перед армиями Делийского султаната. [16]

В Читторгархе ежегодно проводится праздник героизма под названием Джаухар Мела, где местные жители чтят память своих предков. [19]

Этимология

[ редактировать ]

Слово джаухар связано с санскритским джатугриха , что означает «дом, обмазанный лаком и другими горючими материалами для сжигания людей заживо». [20] Также было неправильно истолковано, что оно произошло от персидского слова «гохар », которое означает «драгоценный камень, ценность, добродетель». Эта путаница, как утверждает автор Джон Страттон Хоули, возникла из-за того, что дживхар и джаухар писались одинаково, с использованием одной и той же буквы, используемой для обозначения v и u . Таким образом, дживхар также стал неправильно ассоциироваться со значением джаухара . [21]

Упражняться

[ редактировать ]

практика джаухара Утверждается, что культурно связана с Сати , причем обе они являются формой самоубийства женщин посредством самосожжения. Однако эти два понятия схожи лишь внешне, а основная причина их существенного различия. Сати — это обычай, когда вдова совершала самоубийство, сидя на погребальном костре своего мужа. [22] Джаухар — коллективное самосожжение женщин, чтобы избежать захвата и обращения в рабство оккупантами. [23] когда поражение было неминуемым. Самосожжение было предпочтительнее простого самоубийства, поскольку оно сводило на нет возможность любого осквернения их трупов, за которым могли бы наблюдать их мужья, дети и/или члены клана.

Каушик Рой утверждает, что джаухар наблюдался только во время индуистско-мусульманских войн, но не во время междоусобных индуистско-индуистских войн среди раджпутов. [24] Джон Хоули, однако, не согласен с этим утверждением; он связывает это с греческими завоевателями, которые также захватывали в плен индийских женщин, утверждая, что практика джаухара могла начаться с греческих кампаний в регионе. [25] Вина Талвар Ольденбург также не согласен, заявляя, что «междоусобная война между раджпутскими королевствами почти наверняка предоставила первые возможности для джаухара, задолго до мусульманских вторжений, с которыми обычно ассоциируется эта практика» и что «геополитика северо-запада, откуда произошла последовательность захватчиков вошли на субконтинент, превратив Раджастан в зону постоянных военных действий, и поэтому его наиболее уважаемой в социальном отношении общиной были не брахманы, а касты кшатриев или раджпутов, которые контролировали и защищали эту землю. Эта история более чем предшествует приходу мусульман. тысячелетие. Памятные камни, раскопанные и датированные в Раджастане и Виджаянагаре, отмечают смерть представителей обоих полов. Их даты, которые можно достоверно определить, идеально соответствуют времени и зонам войны». [26]

О феномене джаухара сообщалось и воспринималось индуистами и мусульманами по-разному. В индуистских традициях джаухар был героическим поступком женщин общины, столкнувшихся с неминуемым поражением и оскорблениями со стороны врага. [7] [27] Для мусульманских историков джаухар изображался как действие, навязанное женщинам их культурой. [1] Амир Хосров , ученый-поэт, описал их, как утверждает Арвинд Шарма, профессор сравнительного религиоведения, как «без сомнения, волшебные, но, тем не менее, они героические». [28]

возникновение

[ редактировать ]

Среди наиболее упоминаемых случаев джаухара — три случая в форте Читтаур (Читтаургарх, Читторгарх) в Раджастане в 1303 году . [29] 1535 и 1568 годы н.э. [30] Джайсалмер был ареной двух событий Джаухара : одного в 1299 году нашей эры, во время правления Алауддина Халджи , и другого во время правления династии Туглаков в 1326 году. [31] [32] Джаухар и сака считались героическими поступками, и эта практика прославлялась в местных балладах и фольклоре Раджастана . [33]

Джаухар во время вторжения Александра Македонского

[ редактировать ]

Массовое самосожжение, совершенное племенем Агалассои на северо-западе Индии, упоминается в Книге 6 «Анабасиса Александра» , , написанной Аррианом во 2-м веке нашей эры военной истории Александра Великого между 336 и 323 годами до нашей эры. Арриан упоминает армию Александра, завоевавшую и поработившую народы северо-западного Индийского субконтинента . Во время войны, в которой погибло много людей в армиях Македонии и Агалоссоя, около 20 000 мужчин, женщин и детей из города Агалоссой подожгли город и принесли себя в жертву, когда пришли к выводу, что военное поражение неизбежно. [34] [35]

Эггермонт считает Подобный поступок совершило и племя Малли, которое Пьер Герман Леонард джаухаром . Арриан утверждает, что они начали сжигать свои дома, находясь в них, хотя любой индеец, захваченный живым в их домах, был убит греками. [36]

Джаухар из Синда: Мухаммад бин Касим

[ редактировать ]

В 712 году Мухаммед бин Касим и его армия напали на различные королевства западных регионов Индийского субконтинента. Он осадил столицу Раджи Дахира , затем индуистского короля в районе Синда . После убийства Дахира королева (Лади) в течение нескольких месяцев координировала оборону столицы. Когда запасы продовольствия закончились, она и женщины столицы отказались сдаться, разожгли костры и совершили джаухар . Остальные мужчины пошли навстречу своей смерти от рук вторгшейся армии. [37] [38]

Джаухар из Гвалиора: Илтутмиш

[ редактировать ]

Шамс уд-Дин Илтутмиш из Делийского султаната напал на Гвалиор в 1232 году, который тогда находился под контролем раджпутов. Женщины-раджпуты совершили джаухар вместо того, чтобы подчиниться армии Илтутмиша. Место, где женщины совершили массовое самоубийство, в северной части форта Гвалиор, известно как Джаухар-тал (или Джохар кунд, Джаухар Танк). [39] [40] [41]

Джаухар из Рантхамбора: Алауддин Халджи

[ редактировать ]
Султан Алау'д Дин обратился в бегство; Женщины Рантхамбора совершают Джаухар . Индийская живопись в стиле Пахари ок. 1825 г.

В 1301 году Алауддин Халджи из Делийского султаната осадил и завоевал форт Рантхамбор . Столкнувшись с неминуемым поражением, защищающийся правитель Хаммирадева решил сражаться насмерть со своими солдатами, а его министр Джаджа руководил организацией джаухара . Царицы, дочери и другие родственницы Хаммиры Дева совершили джаухар. [42]

Жена Хаммиры Дева Рани Ранг Деви и его дочь Падмала вместе с другими женщинами приняли решение совершить джаухар , чтобы защитить свою честь от вторжения исламской армии. Однако они не нашли времени устроить огромный жертвенный огонь и алтарь, на котором можно было совершить джаухар , и совершили массовое самоубийство, прыгнув в водоем в форте. В ее честь водоем был назван « Падмала Талав ».

Джаухара в Рантхамборе описал придворный Алауддина Амир Хосров , [43] что делает его первым джаухаром , описанным в тексте на персидском языке . [44]

Первый Джаухар Читтора: Алауддин Халджи

[ редактировать ]

По мнению многих ученых, первый джаухар Читторгарха произошел во время осады форта Читтор в 1303 году. [45] [46] [47] Этот джаухар стал предметом легендарных стихов Раджастхани, где Рани Падмини главной героиней является , в которых она и другие женщины-раджпуты совершают джаухар , чтобы не попасть в плен к Алауддину Халджи из Делийского султаната. [45] Историчность первого джаухара Читтора основана на традиционных верованиях Раджастхана, а также на исламской суфийской литературе, такой как « Падмават» Малика Мухаммада Джаяси . [48]

Джаухар из Кампили: Мухаммад бин Туглук

[ редактировать ]

Индуистские женщины королевства Кампили на севере Карнатаки совершили джаухар , когда в 1327 году оно пало от рук армий Делийского султаната Мухаммеда бин Туглука. [16]

Жемчужина Чандери: Бабур

[ редактировать ]
Самосожжение ( джаухар ) индуистских женщин во время осады Читторгарха в 1568 году.

Индуистский король раджпутов Медини Рай правил Чандери на севере Мадхья-Прадеша в начале 16 века. Он пытался помочь Рана Санге в битве при Хануа против мусульманских армий Бабура , основателя Империи Великих Моголов . В январе 1528 года его форт был захвачен вторгшимися силами Бабура . женщины и дети форта Чандери совершили джаухар , мужчины облачились в шафрановые одежды и прошли ритуал сака . 29 января [49]

Второй Джаухар Читтора: Бахадур Шах

[ редактировать ]

Рана Санга умер в 1528 году после битвы при Ханве . Вскоре после этого Мевар и Читтор перешли под регентство его вдовы Рани Карнавати . Королевство было осаждено Бахадур-шахом Гуджарата . Рани вместе с другими женщинами совершила Джаухар 8 марта 1535 года, в то время как армия раджпутов сплотилась, чтобы встретить осаждающую мусульманскую армию, и совершила саку. [50]

Когда Читторгарх столкнулся с неминуемым нападением со стороны султана Гуджарата, Карнавати обратилась за помощью к императору Великих Моголов Хумаюну , которому она однажды предложила ракхи . Бахадур-шах во второй раз разграбил форт. Рани Карнавати с 13 тысячами женщин заперлись порохом, подожгли его и таким образом совершили массовое самоубийство. [51]

Однако рассказ о том, как Карнавати отправил Рахи в Хумаюн, представляет собой вымышленную историю, которая ошибочно стала частью фольклора, основанной на недостоверных сплетнях 17 века (через 200 лет после этого события). Современные персидские и индуистские власти вообще не упомянули эту историю. [52]

Третий Джаухар Читтора: Акбар

[ редактировать ]

Армии императора Великих Моголов Акбара осадили раджпутский форт Читтор в сентябре 1567 года. [53] После того, как его армия завоевала Читторгарх в Раджастане, индуистские женщины совершили джаухар , а на следующее утро тысячи мужчин-раджпутов прошли ритуал сака. весной 1568 года [54] [55] Армия Великих Моголов убила всех раджпутов, вышедших из форта. [55] Абуль-Фазл ибн Мубарак , который не был непосредственным свидетелем, рассказал о событии с чужих слов, как его видели Акбар и его армия. Абу'л-Фазл утверждает, что женщины стали жертвами мужчин-раджпутов и невольными участниками, и эти раджпуты вышли, чтобы умереть, пожертвовав своей жизнью. [1] По словам Дэвида Смита, когда Акбар вошел в форт Читторгарх в 1568 году, это был «не что иное, как огромный крематорий». [56]

По словам Линдси Харлан, джаухар 1568 года является частью региональной легенды, и местные жители помнят его на индуистском фестивале Холи как день резни в Читторгархе, устроенной армией Акбара, причем «красный цвет означает кровь, пролитую в тот день». . [55]

Три драгоценности поднятия: Хумаюн

[ редактировать ]

Райсен в Мадхья-Прадеше неоднократно подвергался нападениям армии Великих Моголов в начале 16 века. В 1528 году первого джаухара возглавила Рани Чандери. [57] После ухода армии Великих Моголов королевство отказалось принимать приказы из Дели. После длительной осады форта Райсен, в результате которой были исчерпаны все запасы внутри форта, Рани Дургавати и 700 женщин Райсен совершили второй джаухар в 1532 году, в то время как мужчины под предводительством Лакшмана Туара совершили саку . [58] Этот отказ подчиниться правлению Великих Моголов повторился, и в 1543 году третий джаухар возглавил Рани Ратнавали. [57]

Джаухар из Бундельханда: Аурангзеб

[ редактировать ]

Аурангзеб с огромной армией осадил Бунделу в Мадхья-Прадеше в декабре 1634 года нашей эры. Местные женщины совершили джаухар , когда форт пал. Тех, кто не завершил ритуал и выжил в продолжающемся джаухаре , загоняли в гарем . Мужчин заставляли принять ислам, а тех, кто отказывался, казнили. [59] [60]

Джаухар из Дадданалы: Мир Фазлулла

[ редактировать ]

В 1710 году Мир Фазлулла, мятежный эмир Великих Моголов , вторгся в Дадданалу, город в районе Пракасам штата Андхра-Прадеш, который был столицей наяков Дупати Саяпанени . [61] Поскольку руководивший Саяпанени Педда Венкатадри Наюду погиб во время конфликта, все собравшиеся женщины Саяпанени подожгли дома в форте и сгорели заживо. [61] Пятилетнего принца Малликарджуна Наюду спасла служанка, которая тайно вынесла его через отверстие в стене форта, и его воспитали родственники. [61]

Джаухар среди Великих Моголов

[ редактировать ]

Однако такие практики, как джаухар, не ограничивались индусами. Сообщается, что мусульманские правители убивали своих женщин, чтобы предотвратить любое унижение их чести. [62]

Джахангир в своих мемуарах утверждает, что его дворянин Хан-и-Джахан приказал своим женам совершить джаухар во время битвы с его врагом Шер Шахом Сури . Во время войны с королевством Ахом Мирза Натан приказал убить всех могольских женщин в его лагере, если он умрет. Позже он приказал им исполнить джаухар. [63]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Маргарет Пабст Баттин (2015). Этика самоубийства: исторические источники . Издательство Оксфордского университета. п. 285. ИСБН  978-0-19-513599-2 .
  2. ^ Ричард Максвелл Итон (1996). Расцвет ислама и границы Бенгалии, 1204–1760 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 166. ИСБН  978-0-520-20507-9 .
  3. ^ Итон, Р.М., (2019), Индия в персидскую эпоху 1000-1765 , стр. 219. Великобритания: Аллен Лейн
  4. ^ Леви, Скотт К. (ноябрь 2002 г.). «Индусы за пределами Гиндукуша: индийцы в работорговле в Центральной Азии» . Журнал Королевского азиатского общества . 12 (3): 277–288. дои : 10.1017/S1356186302000329 . JSTOR   25188289 . S2CID   155047611 .
  5. ^ Джаявардена, К.; де Алвис, М. (1996). Воплощенное насилие: коммунализация женской сексуальности в Южной Азии . Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам. Академик Блумсбери. п. 120. ИСБН  978-1-85649-448-9 .
  6. ^ Джон Стрэттон Хоули (1994). Сати, благословение и проклятие: сожжение жен в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 189. ИСБН  978-0-19-536022-6 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Линдси Харлан (1992). Религия и женщины-раджпуты: этика защиты в современных повествованиях . Издательство Калифорнийского университета. стр. 160, сноска 8. ISBN.  978-0-520-07339-5 . , Цитата: «В этом она похожа на Сати, которая умирает в Джаухаре. Джаухар Сати умирает раньше и в то время, как ее муж ведет битву, которая кажется безвыигрышной. Умирая, она освобождает его от беспокойства о своем благополучии и спасает себя от возможного позор изнасилования торжествующими силами противника».
  8. ^ Арвинд Шарма (1988), Сати: Исторические и феноменологические очерки, Motilal Banarsidass Publ, ISBN   9788120804647 , страница xi, 86
  9. ^ Маргарет Пабст Баттин. Этика самоубийства: исторические источники . Издательство Оксфордского университета . п. 285. Джаухар конкретно говорит о самосожжении женщин и детей в ожидании захвата и жестокого обращения.
  10. ^ Мэри Шторм. Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Рутледж . Женщины разводили большой костер и в своих свадебных нарядах вместе со своими детьми и всеми своими ценностями массово приносили себя в жертву.
  11. ^ Пратибха Джайн, Сангита Шарма, Честь, статус и государственное устройство
  12. ^ Мандакранта Бос (2014), Лица женственности в древней, средневековой и современной Индии, Oxford University Press, ISBN   978-0195352771 , стр. 26.
  13. ^ Малис Рутвен (2007), Фундаментализм: очень краткое введение, Oxford University Press, ISBN   978-0199212705 , стр. 63;
    Джон Страттон Хоули (1994), Сати, благословение и проклятие, Oxford University Press, ISBN   978-0195077742 , страницы 165-166.
  14. ^ Jump up to: а б Клод Марковиц (2004). История современной Индии, 1480-1950 гг . Гимн Пресс. стр. 57–58. ISBN  978-1-84331-152-2 .
  15. ^ Дирк Х.А. Колфф 2002 , стр. 87, 100–101, 109.
  16. ^ Jump up to: а б с Мэри Сторм (2015). Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 311. ИСБН  978-1-317-32556-7 .
  17. ^ Клифтон Д. Брайант; Деннис Л. Пек (2009). Энциклопедия смерти и человеческого опыта . Публикации SAGE. п. 696. ИСБН  978-1-4522-6616-9 .
  18. ^ Гэвин Томас (2010). Раджастан . Пингвин. стр. 341–343. ISBN  978-1-4053-8688-3 .
  19. ^ Ниджар, Бахшиш Сингх (2008). Происхождение и история джатов и других союзных кочевых племен Индии: 900 г. до н.э. – 1947 г. н.э. Atlantic Publishers & Dist. ISBN  978-81-269-0908-7 .
  20. ^ «Сравнительный словарь индоарийских языков» .
  21. ^ Джон Стрэттон Хоули (1994). Сати, и Проклятие . Издательство Оксфордского университета. п. 164. ИСБН  978-0195077742 .
  22. Вина Ольденбург, комментарий к книге Ашиса Нэнди «Сати как прибыль против Сати как зрелища: публичные дебаты о смерти Рупа Канвара», в Хоули, Сати «Благословение и проклятие: Сожжение жен в Индии», стр. 165
  23. ^ Мандакранта Бос (2014), Лица женственности в древней, средневековой и современной Индии , Oxford University Press, ISBN   978-0195352771 , стр. 26.
  24. ^ Кошик Рой (2012), Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии: от древности до наших дней, Cambridge University Press, ISBN   978-1107017368 , страницы 182-184.
  25. ^ Джон Стрэттон Хоули (8 сентября 1994 г.). Сати, Благословение и Проклятие . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–166. ISBN  978-0195077742 .
  26. ^ Вина Талвар Ольденбург, «Комментарий: продолжающееся изобретение традиции Сати» в книге Джона Стрэттона Хоули (ред.), Сати, благословение и проклятие: сожжение жен в Индии , Oxford University Press (1994), стр. 165
  27. ^ Линдси Харлан; Пол Б. Кортрайт (1995). На пороге индуистского брака: очерки гендера, религии и культуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 209–210. ISBN  978-0-19-508117-6 .
  28. ^ Арвинд Шарма (1988). Сати: Историко-феноменологические очерки . Мотилал Банарсидасс. стр. 21–22. ISBN  978-81-208-0464-7 .
  29. ^ «Главные сражения» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года.
  30. ^ Дирк Х.А. Колфф 2002 , с. 109.
  31. ^ Мэри Сторм (2015). Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 142. ИСБН  978-1-317-32556-7 .
  32. ^ Ханс Иоахим Обер (2014). Путеводитель DuMont путеводитель Индия, Север: с дополнительной картой (на немецком языке). Издательство Дюмон Трэвел. п. 307. ИСБН  978-3-7701-7763-9 .
  33. ^ Андреа Мейджор (2010). Суверенитет и социальная реформа в Индии: британский колониализм и кампания против Сати, 1830-1860 гг . Рутледж. п. 34. ISBN  978-1-136-90115-7 .
  34. ^ Винсент Артур Смит (1914). Ранняя история Индии от 600 г. до н.э. до мусульманского завоевания: включая вторжение Александра Великого . Кларендон Пресс. стр. 93–94 со сносками.
  35. ^ Анабасис Александра / Книга VI Арриана, перевод Э. Дж. Чиннока, Wikisource
  36. ^ Пьер Герман Леонард Эггермонт (1914). Походы Александра в Синд и Белуджистан и осада браминского города Хармателия . Кларендон Пресс. стр. 20 со сносками. ISBN  9789061860372 .
  37. ^ Парта Чаттерджи (2010). Империя и нация: Избранные очерки . Издательство Колумбийского университета. стр. 84–85. ISBN  978-0-231-52650-0 .
  38. ^ Деррил Н. Маклин (1989). Религия и общество в арабском Синде . БРИЛЛ Академик. стр. 13–14 со сноской 43. ISBN.  978-90-04-08551-0 .
  39. ^ Труди Ринг; Ноэль Уотсон; Пол Шеллингер (2012). Азия и Океания: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 312. ИСБН  978-1-136-63979-1 .
  40. ^ Роберт В. Брэднок (1994). Справочник по Южной Азии . Торговые издательства. п. 297. ИСБН  9780844299808 .
  41. ^ Изображение этого места см. в Джаухар Кунд, Форт Гвалиор , Департамент археологии, правительство Мадхья-Прадеша, стр. 2.
  42. ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 118–119.
  43. ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 368.
  44. ^ Сатиш Чандра 2007 , с. 97.
  45. ^ Jump up to: а б Кэтрин Вайнбергер-Томас (1999). Пепел бессмертия: сожжение вдов в Индии . Издательство Чикагского университета. п. 122 . ISBN  978-0-226-88568-1 .
  46. ^ Э. Дж. Пол (2005). Оружие и доспехи: традиционное оружие Индии . Книги Роли. стр. 48–49. ISBN  978-81-7436-340-4 .
  47. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 318 . ISBN  978-0-8239-3179-8 . ; Цитата: «Это особенно связано с раджастханским городом Читторгарх, где джаухары происходили в 1303, 1535 и 1568 годах»;
    Мэри Сторм (2015). Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Рутледж. стр. 141–142. ISBN  978-1-317-32557-4 .
  48. ^ Кэтрин Вайнбергер-Томас (1999). Пепел бессмертия: сожжение вдов в Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 121–123 . ISBN  978-0-226-88568-1 .
  49. ^ Сунил Кумар Саркер (1994). Химу, индуистский «герой» средневековой Индии: на фоне афгано-могольских конфликтов . Атлантические издательства. п. 83. ИСБН  978-81-7156-483-5 .
  50. ^ Р. К. Гупта, С. Р. Бакши, Исследования по истории Индии: Раджастхан на протяжении веков - наследие ..., стр. 124
  51. ^ Эверетт Дженкинс-младший (2000). Мусульманская диаспора (том 2, 1500-1799): Всесторонняя хронология распространения ислама в Азии, Африке, Европе и Америке . МакФарланд. п. 58. ИСБН  978-0-7864-4689-6 .
  52. ^ Сатиш Чандра (1993). Религиозная политика Великих Моголов, раджпуты и Декан . Издательство Викас. п. 11. ISBN  978-0-7069-6385-4 .
  53. ^ Р.К. Гупта, С.Р. Бакши, Исследования по истории Индии: Раджастан на протяжении веков - наследие ..., стр. 125
  54. ^ Аннемари Шиммель (2004). Бурзин К. Вагмар (ред.). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Реакция. п. 166 . ISBN  978-1-86189-185-3 .
  55. ^ Jump up to: а б с Линдси Харлан (2003). Приспешники богинь: гендер в поклонении индийским героям . Издательство Оксфордского университета. п. 162. ИСБН  978-0-19-534834-7 .
  56. ^ Дэвид Смит (2008). Индуизм и современность . Джон Уайли и сыновья. п. 54. ИСБН  978-0-470-77685-8 .
  57. ^ Jump up to: а б Дирк Х.А. Колфф 2002 , с. 85.
  58. ^ Дирк Х.А. Колфф 2002 , стр. 99–103.
  59. ^ С.Р. Шарма (1999). Империя Великих Моголов в Индии: систематическое исследование, включая исходный материал . Атлантические издательства. стр. 457–458. ISBN  978-81-7156-818-5 .
  60. ^ Дирк Х.А. Колфф 2002 , с. 141-142.
  61. ^ Jump up to: а б с Нараянараву, Велцеру; Шульман, Дэвид (2001). Текстуры времени: написание истории в Южной Индии 1600-1800 гг . Другая пресса. стр. 268–269. ISBN  978-1-59051-044-5 .
  62. ^ JJL Гоманс (1999). Война Великих Моголов: индийские границы и дороги к Империи 1500–1700 гг . Рутледж. п. 54. ИСБН  9781134552764 .
  63. ^ Харбанс Мухия (1999). Моголы Индии . Джон Уайли и сыновья. стр. 152–153. ISBN  9788126518777 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95f0e310e15233a37ccb10056002fce1__1721663820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/e1/95f0e310e15233a37ccb10056002fce1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jauhar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)