Хаммирадева
Хаммирадева | |
---|---|
![]() Дворец Хаммиры в форте Рантхамбор | |
Царствование | 1283 – 10 июля 1301 г. |
Умер | 10 июля 1301 г. [ 1 ] |
Хаммирадева ( IAST : Hammīra-deva; р. 1283 — 10 июля 1301) был последним правителем из рантхамборской ветви чауханов (чахаманов) . Он также известен как Хамир Дев Чаухан в мусульманских хрониках и народной литературе.
Хаммирадева правил королевством, сосредоточенным вокруг Рантхамбора в современном Раджастхане . В 1280-х годах он совершил набег на несколько соседних королевств, что в конечном итоге оставило его без союзников. В 1290-х годах он успешно защитил свое королевство от Джалалуддина Халджи из Делийского султаната . В 1299 году он предоставил убежище некоторым монгольским повстанцам из Дели, что побудило преемника Джалалуддина Алауддина Халджи вторгнуться в его королевство. Войска Хаммиры добились некоторых успехов против генералов Алауддина Улуг-хана и Нусрат-хана , но в конечном итоге он потерпел поражение и был убит в 1301 году после длительной осады .
Хаммира прославляется как герой в нескольких текстах, написанных после его смерти, включая «Хаммира Махакавья» Джодхараджи Наячандры Сури, «Хаммира Расо» и «Хаммира-Хатха» Чандрашекхары .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хаммирадева был сыном царя Чахаманы Джайтрасимхи (Джайтра Сингха) и королевы Хиры Деви. [ 2 ] Имя «Хаммира» — это санскритская форма арабского титула Амир . [ 3 ] О нем мало что известно, кроме « Хаммира Махакавья» , написанного поэтом примерно через 100 лет после смерти Хаммирадевы и достоверность которого подвергается сомнению. [ 4 ] [ 5 ] У Хаммирадевы было два старших брата по имени Суратрана и Вирама. [ 4 ]
Когда Джайтрасимха ушел в отставку из-за старости, он назначил Хаммирадеву своим преемником, хотя Хаммира не был его старшим сыном. Хаммира Махакавья датирует вознесение Хаммиры 1283 годом н. э. (1339 г. до н. э. ). [ 4 ] Однако, согласно генеалогии , приведенной в « Прабандха-коше» , Хаммира взошел на трон в 1285 году нашей эры. [ 6 ] Историк Дашаратха Шарма предполагает, что Джайтрасимха жил до 1285 года нашей эры, что может объяснить это несоответствие. [ 4 ]
Раннее правление
[ редактировать ]Вскоре после своего вознесения Хаммирадева предпринял серию набегов на своих индуистских соседей до 1288 года. Хаммира Махакавья представляет эти набеги как систематическую кампанию дигвиджая («завоевания во всех направлениях»). Однако в собственных надписях Хаммирадева не упоминается ни о какой кампании дгивиджайи . [ 7 ]
В надписи Балвана 1288 года н.э. упоминается, что Хаммирадева захватил отряд слонов Арджуны II , Парамары царя малва . [ 8 ] Могущество Парамаров сильно ухудшилось, и после смерти Арджуны в их королевстве вспыхнуло внутреннее восстание. Воспользовавшись этим, несколько их врагов разграбили малва. [ 9 ]
Согласно « Хаммире Махакавье» , Хаммирадева также подчинил себе Арджуну, правителя княжества под названием Бхимараса. Затем он собрал дань из форта Мандалакрита (современный Мандалгарх ). Затем Хаммира нацелился на Бходжу II , преемника Арджуны II в малва. Он разгромил силы Парамары и дошёл до Уджайини ( Удджайн ) и Дхары ( Дхар ). Затем он вернулся домой через места под названием Читтор , Абу , Вардханапура ( Баднор ), Чанга, Пушкар , Махараштра (современная деревня Марот ), Кхандилла ( Кхандела ), Чампа и Каркарала ( Караули ). В Каркарале он получил почтение от правителя Трибхуванагири ( Тимангарха ). [ 10 ]
Из всех этих набегов в собственных надписях Хаммиры упоминаются только его успехи в малва. Поэтому историк Дашаратха Шарма сомневается в историчности других набегов, описанных в « Хаммире Махакавье» , и считает его дигивджайский отчет фиктивным. [ 9 ]
что Хаммира дважды совершил ритуальное жертвоприношение, известное как Котияджна В надписи Балвана упоминается , . Это жертвоприношение, по-видимому, было похоже на церемонию Ашвамедха , которую древние индийские короли доказали в качестве доказательства своего суверенитета. Коти -ягья, проводимая королевским священником Вишварупой. [ 10 ]
Конфликт с Делийским султанатом
[ редактировать ]Войны Хаммиры с его индуистскими соседями в конечном итоге оставили его без союзников против его могущественного северного соседа, управляемого мусульманами Делийского султаната . [ 11 ]
Джалалуддин Халджи
[ редактировать ]В 1290 году Джалалуддин Халджи , правитель Делийского султаната , вторгся на территорию Хаммиры. Он разбил силы Хаммиры во главе с Гурданом Сайни , который был убит в бою. Армия Дели захватила Джайн , а затем двинулась к Рантхамбору. [ 9 ] Они осадили форт Рантхамбор с помощью манджаников (осадных машин), но не смогли захватить форт. Джалалуддин в конце концов сдался и вернулся в Дели. [ 12 ]
После отступления Джалалуддина Хаммира отбила Джайна. В 1292 году Джалалуддин снова вторгся в Джайн, на этот раз безуспешно. [ 12 ]
Алауддин Халджи
[ редактировать ]В анналах рыцарства Раджпутов едва ли есть имя более известное, чем имя Хаммира хатхи, правителя Рантхамбора.
- Дашратха Шарма, Ранние династии Чаухан
В 1299 году некоторые монгольские солдаты Делийского султаната восстали против своих генералов . Хаммира предоставил убежище двум из этих лидеров — Мухаммад Шаху (псевдоним Махим Шах) и Кабхру — и их последователям. [ 13 ] Он отклонил требования о выдаче этих солдат, что привело к вторжению со стороны Делийского султаната. [ 14 ]
Хаммира потерял своего генерала Бхимасамху из-за вторжения под предводительством делийского генерала Улуг-хана . [ 12 ] Хаммира возложил ответственность за этот разгром на своего министра Дхармасимху, кастрировал и ослепил его. Однако вскоре Дхармасимха снова завоевал благосклонность короля, собрав деньги для борьбы с войсками Дели. Эти деньги были собраны за счет высоких налогов с населения, что сделало Хаммиру очень непопулярным среди масс. Его братья Бходжа и Питасимха перешли на сторону Алауддина в результате интриг Дхармасимхи. [ 15 ]
По наущению Бходжи Алауддин послал в Рантхамбор более сильную армию. Однако эта армия потерпела поражение от генералов Хаммиры, в число которых входили восставшие монгольские лидеры. [ 16 ] Затем Алауддин направил Нусрат-хана , губернатора Авада , для подкрепления сил Улуг-хана. Объединенные силы Дели продвинулись к Рантхамбору и осадили форт. Несколько дней спустя Нусрат Хан был убит камнем манджаник . Воспользовавшись ситуацией, Хаммира вышел из форта с большой армией и заставил Улуг-хана отступить. [ 14 ] [ 17 ]
После смерти Нусрат-хана Алауддин решил лично возглавить осаду Рантхамбора. Он приказал своим офицерам из различных провинций собрать свои контингенты в Тилпате , а затем повел объединенные силы в Рантхамбор. [ 18 ] После последовала продолжительная осада, во время которой офицеры Хаммиры Ратипала и Ранамалла перешли на сторону Алауддина. [ 19 ]
К июлю 1301 года Хаммира оказалась в тяжелом положении из-за дезертирства и ситуации, похожей на голод, в форте. Поэтому он решил сражаться насмерть со своими верными людьми. [ 19 ] Дамы форта во главе с его главной королевой Рангой Деви погибли путем джаухара (массового самосожжения, чтобы не попасть в руки врага). [ 20 ] Хаммира предложил безопасный проход своему брату Вираме, своему министру Джадже и повстанческому монгольскому лидеру Мухаммаду Шаху, но все они отказались покинуть его. Вирама погиб, сражаясь на его стороне в последнем бою . Джаджа, которого Хаммира назначил своим преемником, погиб два дня спустя, защищая форт. Мухаммад Шах был ранен в бою и позже казнен по приказу Алауддина. [ 21 ] Хаммира и его верные товарищи двинулись на вершину кургана Пашеба , где сражались насмерть с армией Алауддина. [ 1 ] Некоторые барды раджпутской эпохи утверждают, что Хаммира отрубил себе голову и предложил ее богу Махадеве, когда столкнулся с определенным поражением. [ 22 ]
Культурные мероприятия
[ редактировать ]По словам джайнского ученого Наячандры, Хаммира был щедр по отношению к браминам и уважал все индийские религии, включая джайнизм. [ 23 ]
По мнению Шарнгадхара-Паддхати , Хаммира был учеником учёного-поэта Рагхавадевы, который приходился дедушкой знаменитому антологу Шарнгадхаре . Хаммира также покровительствовал поэту Биджадитье. [ 23 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Хаммира был провозглашен героем в нескольких произведениях, написанных после его смерти, в том числе на санскрите , пракрите , хинди и языках Раджастхани . [ 24 ] Хаммира Махакавья , его биография, написанная джайнским ученым Наячандрой Сури, является основным источником информации о нем. Его описывает и Сурджана-Чарита , хотя с исторической точки зрения это не совсем достоверно. Он также упоминается в нескольких стихах Пракрита-Пингалы (или Пракрита-Пингалам , 14 век) и Шарнгадхара-Паддхати . [ 10 ] Фильм на хинди «Хамир Хат» (1964) основан на его жизни.
Две более поздние работы на хинди, посвященные его жизни, включают «Хаммира Расо» Джодхараджи и «Хаммира-Хатха» Чандрашекхары. Однако они не имеют исторической ценности. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 347.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 103.
- ^ Ромила Тапар 2005 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дашаратха Шарма 1959 , с. 106.
- ^ Адитья Малик (2011). Религия, человеческий феномен: XX Всемирный конгресс Международной ассоциации истории религий . Институт перспективных исследований религии. п. 313. ИСБН 978-0-9876934-0-2 .
- ^ Манабенду Банерджи 2004 , с. 278.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 107–108.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дашаратха Шарма 1959 , с. 107.
- ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 336.
- ^ Перейти обратно: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 109.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 342.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 110-111.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 111.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 112.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 343–344.
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 113.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 112.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 118–119.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 115.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 116.
Библиография
[ редактировать ]- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 .
- Банарши Прасад Саксена (1992). «Хальджи: Алауддин Халджи». Мохаммад Хабиб и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290-1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Манабенду Банерджи (2004). Историчность на санскрите «Исторические кавьясы» . Санскрит Пустак Бхандар. OCLC 69734858 .
- Ромила Тапар (2005). Соманатха: Многие голоса истории . Версо. ISBN 9781844670208 .
- Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 9788122411980 .
- Судхир Маурья (2020). Хаммир Хат (на хинди) (1-е изд.). Индия: Публикации Раджмангала. п. 240.ISBN 9788194612278 .