Хаммира Расо
Автор | Джодхараджа |
---|---|
Переводчик | Браджнатх Бандьяпадхьяй |
Язык | Неа |
Предмет | Легендарная биография Хаммирадевы |
Установить в | Индия 13-14 веков. |
Место публикации | Индия |
«Хаммира Расо» , также называемый «Хаммир Расо» или «Хамир Расо» , — это хинди стихотворение Джодхараджи, написанное на 18-го или 19-го века нашей эры. Он содержит легендарную биографию короля Рао Хамира XIV века (Хаммир или Хаммира из Рантхамбора ). Большая часть текста описывает конфликт между Хамиром и Делийского султаната правителем Алауддином Халджи , представляя Хамира героем.
Автор
[ редактировать ]Джодхарадж или Джодхараджа, сочинил Хаммира Расо где-то между 1728 и 1823 годами нашей эры. [ 1 ] Он был придворным поэтом и написал текст для своего покровителя, Раджи Чандрабхана из Нимраны . Хаммира Расо содержит краткий автобиографический раздел, в котором подробно рассказывается о поэте. Согласно ему, Джодхараджа был Гаур-брахманом, родившимся в Биджаваре в провинции Рат в семье человека по имени Балакришна. Джодхараджа был опытным астрономом, астрологом, пандитом и поэтом. Его покровитель Чандрабхан подарил ему «собственность, одежду, богатство, лошадей, дома и так далее». Чандрабхан попросил его написать отчет о конфликте между Алауддином Халджи и Хамиром. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Предки Хаммиры
[ редактировать ]Поэт описывает своего покровителя Чандрабхана как потомка Притхвираджа Чаухана и как правителя процветающего королевства. Поэма начинается с описания легенды Агникулы , согласно которой четыре основных клана раджпутов, включая чауханов , вышли из ведического ритуального костра. После того, как царь кшатриев убивает отца Парашурамы , Парашурама убивает кшатриев, не оставляя никого, кто мог бы защитить мудрецов и священников от демонов (асуров/ ракшасов ). Семь мудрецов - Гаутама, Ломахаршана, Бхригу, Аттерия, Бхарадвадж, Гарг и Васиштха - проводят огненный ритуал, распевая гимны Сама Веды . Затем четыре клана раджпутов неожиданно выходят из костра. [ 2 ]
Чаухан, прародитель клана Хамира, носит в своих четырех руках четыре оружия (меч, кинжал, нож и лук). Шакти , богиня, сидящая верхом на льве, несет в своих десяти руках десять видов оружия, благословляет его. Брахма поручает Чаухану преодолеть все опасности ради защиты своей религии. Герой сражается с демонами и ищет благословения богини, которая становится его родовой богиней ( куладеви ) и получает имя «Ашапури». [ 3 ]
правитель по имени Раджа (или Рао Спустя много поколений после Чаухана в деревне Барбагао родился ) Джеят Чохан. Во время охоты в лесу он преследует белого кабана и встречает мудреца ( риши ) Падама. Мудрец благословляет его и просит основать крепость на холме и поклоняться там Шиве . [ 4 ] Мудрец описывает этот холм как полный тантрической силы. [ 5 ] Вернувшись ко двору, король приступает к строительству укрепленного города, который называется Рантхамбор. Бхилы . , населяющие гору, признают его власть и признают его своим повелителем [ 6 ] Во время строительства форта стена портика продолжала падать даже после того, как ее несколько раз поднимали. Затем король решает принести себя в жертву и просит построить фундамент на его теле. Двое его верных соратников Бхилов - Равана и Басава - заявляют, что форт на самом деле принадлежал Бхилам, а король является лишь его номинальным владельцем. Они приносят себя в жертву вместо короля, прося короля позаботиться о сыне Раваны Бходже. Соответственно, двум Бхилам обезглавливают, а их головы используют в качестве фундамента. Стена, построенная на этом фундаменте, не рухнет. [ 4 ]
Приход Алауддина к власти
[ редактировать ]Тем временем Индра боится, что суровые аскезы мудреца Падама сделают мудреца более могущественным, чем он. Поэтому Индра пытается нарушить аскезу мудреца, посылая апсар (небесных нимф) и киннар (небесных музыкантов). Мудрец несколько сезонов сопротивляется искушению, но в конечном итоге его привлекает нимфа Урваши . Когда Урваши покидает его, он умирает в разочаровании. Главные герои Хаммира Расо рождаются из различных частей тела мудреца: «Тело Ала-уддина было сделано из его головы, Хамира — из его груди, а Мухаммад-шаха и Мир-Габру — из его рук. " [ 7 ]
Благоприятные знаки отмечают рождение Рао Хамира. Напротив, Алауддин рождается в королевской семье, но мать бросает его из-за уродства и заменяет его красивым младенцем, рожденным от кардера . Алауддина приводит семья кардера, и он не знает о своем истинном происхождении. Тем не менее во время ролевых игр он играет короля, а заменяющий его младенец — кардера. [ 8 ]
Тем временем вдова молится в храме секты Шараоджи Дели от недалеко . (Поэт описывает Шараоджи как буддийскую секту, но утверждает, что вдова была благословлена тиртханкарой Параснатхом , который на самом деле является джайном .) В результате она благословлена красивыми близнецами, Басант Палом и Тедж Палом. Она также находит клад из золота и бриллиантов. Когда мальчики подрастают, они решают построить два храма на месте собрания секты Шараоджи Гринар холме на . Пандит говорит им, что нет смысла строить храмы, потому что император, которому суждено было разрушить все храмы, родился и жил в доме кардера. Два брата посещают дом кардера и преподносят Алауддину ценные подарки. Алауддин говорит им, что он всего лишь плохой кардер: сначала он отказывается от подарков, а позже раздает их своим товарищам по играм. Близнецы превозносят Алауддина как своего принца и просят его разрешения на строительство храмов. Алауддин заявляет, что планирует разрушить все храмы, поскольку боги прокляли его на жалкую жизнь, но сделает исключение для храмов близнецов. Тем временем император узнает о личности Алауддина и приводит его в королевский дворец. [ 9 ]
Некоторое время спустя Алауддин женится на принцессе из Кандагара и восходит на престол через год после женитьбы. Затем он осаждает и захватывает 84 форта по всей Индии. Во время охотничьей экспедиции Алауддин обнаруживает, что у его королевы был роман с его генералом Мухаммед-шахом. Опасаясь, что его королева покончит жизнь самоубийством, Алауддин сохраняет жизнь генералу. Но он изгоняет генерала из королевства и угрожает уничтожить любого, кто защитит генерала. Генерал уезжает из Дели со своей семьей, солдатами, слугами, рабами, слонами и экипажами. Он ищет убежища у нескольких принцев, как индуистских, так и мусульманских, включая правителей « Кандеша , Кабула, Мултана, Кашмира, Гузерата , Гандваны и Бенгалии ». Все они отказываются приютить его, опасаясь Алауддина. В конце концов, Рао Хамир из Рантхамбора предоставляет ему убежище. [ 10 ]
Равана завоевал три мира и имел полную власть над богами, людьми и змеями ; но когда он сделал Рагхунатха своим врагом, великолепный и сильный форт Ланки был разграблен, сожжен и обращен в прах. Кто сможет подчинить Алауддина? Если вы думаете, что можете, вы наверняка будете уничтожены.
Алауддина Вестник , предостерегающий Хамира от предоставления убежища Мухаммад Шаху, в Хаммира Расо. [ 11 ]
Хамир дарит Мухаммад-шаху джагир Алауддина стоимостью 500 000 рупий и дворец для проживания, несмотря на предупреждение глашатая . Затем Алауддин отправляет Хамиру несколько фирманов , предлагая ему столько земли и золота, сколько он пожелает, в обмен на передачу Мухаммад-шаха. Однако Хамир отказывается от предложения, заявляя, что никогда не нарушит своего обещания. Затем Алауддин решает осадить Рантхамбор вопреки совету своего вазира Михрам-хана. Вестник Алауддина описывает Рантхамбор как процветающее и могущественное королевство. Он также заявляет, что Хамир был глубоко религиозным индусом, который снес все мечети на своей территории, заменив их храмами. [ 12 ]
Война между Алауддином и Хамиром
[ редактировать ]Алауддин идет на Рантхамбор с большой армией, в которую входит большое количество индусов. Некоторые мелкие вожди Рантхамбора в страхе бегут, но несколько лоялистов поддерживают Хамира. В первоначальных столкновениях силы Хамира разбивают армию Алауддина, нанося противнику тяжелые потери. Пока осада продолжается, Хамир молится Шиве и слышит божественный голос, приказывающий ему продолжать сражаться до смерти и заявляющий, что его имя и героизм станут бессмертными. Силы Хамира продолжают добиваться успехов в борьбе с армией вторжения. Алауддин призывает мусульманских пиров , но индуистские божества спускаются с небес и побеждают их в жестокой схватке. Далее следуют новые сражения, в которых армия Хамира усиливается его вассалами, включая правителя Читора , а силы Алауддина усиливаются арабами и румынами . Войска Хамира выигрывают первую битву, а позже армия Алауддина захватывает форт его вассала Рандхира. [ 13 ]
Затем Алауддин идет снести храмы в Аланпуре, но индуистские божества отпугивают его. По совету Михрам Хана Алауддин строит плотину, чтобы получить доступ к форту Рантхамбор, но Падам появляется в образе человека и переполняет плотину. Хамир устраивает праздники в своем форте, включая выступление талантливой танцовщицы Чандракалы. Алауддин наблюдает за представлением снаружи и, чувствуя себя оскорбленным, приказывает лучнику ранить Чандракалу. Мухаммад Шах узнает в лучнике своего младшего брата Мир Габру и в отместку предлагает пустить стрелу в Алауддина. Хамир говорит ему не совершать греха цареубийства , и по его приказу Мухаммад Шах вместо этого стреляет королевским зонтиком над головой Алауддина. [ 14 ]
Сарджан Шах, купец из секты Шараоджи, вступает в союз с Алауддином и замышляет заговор против Хамира, чтобы отомстить за смерть его отца. Он бросает шкуры животных в зернохранилища Рантхамбора, делая их непригодными для индусов-вегетарианцев. Алауддин снова посылает к Хамиру фирман, предлагая прекратить осаду, в обмен на танцовщицу Чандракалу, девственную дочь Хамира Деваль Кимари, Пареш философский камень и Мухаммад Шаха. Разгневанный Хамир отвергает требования и вместо этого просит Алауддина передать его любимую королеву Бегум Чимну, Чинтамани философский камень и четырех своих командиров. Затем Хамир готовится к финальной битве и отправляет своего сына Ратана Сингха в Читор. [ 15 ]
Знайте, что твердость Хамира, гордость и упрямство Раваны , правда Раджи Харишчандры и искусная стрельба из лука Арджуна не имеют себе равных по своему могуществу, превосходя страх смерти, любовь к жизни и царству. Стоит ли бояться смерти, если она приносит бесконечную славу здесь и в будущем?
Хамир, отклоняющий просьбу Мухаммад-шаха о выдаче Алауддину, в Хаммира Расо [ 16 ]
В завязавшейся битве силы Хамира превосходят силы Алауддина. Мухаммад Шах и его брат Мир Габру погибают в бою друг с другом, сражаясь на стороне противоборствующих сторон. Алауддин делает последнюю попытку примирения, обещая вернуться в Дели и вернуть ему территории Хамира, а также дать ему 52 дополнительных парганы . Хамир отклоняет предложение и продолжает битву, теряя при этом своего генерала Бхилов Бходжа. Потерпев еще больше неудач, Алауддин отправляет к Хамиру вестника с просьбой о помиловании и обещает вернуться в Дели. Хамир отказывается прекратить битву, и его войска захватывают Алауддина. Хамир просит своих солдат не убивать Алауддина, заявляя, что убивать императора — грех, «потому что он дает пищу тысячам душ». Он освобождает Алауддина, прося императора вернуться в Дели. [ 17 ]
Солдаты Хамира собирают из лагеря в Дели различные материалы, в том числе прапорщики, и возвращаются в Рантхамбор. Когда жена Хамира Аша издалека видит прапорщики Дели, она предполагает, что захватчики победили, и приказывает совершить массовое самоубийство женщин, чтобы не попасть в руки врага. Когда Хамир входит в форт, он видит трупы женщин, в том числе своей жены и дочери. Он решает покончить жизнь самоубийством, предложив свою голову Шиве. Когда Сарджан-шах вызывает Алауддина в Рантхамбор, Алауддин восхищается Хамиром и приказывает обезглавить Сарджана-шаха за нелояльность Хамиру. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Историк Калика Ранджан Канунго описывает Хаммиру Расо как псевдоисторическую поэму. [ 19 ] По словам историка Дашаратхи Шармы , хотя работа имеет «небольшую историческую ценность», она полезна как свидетельство репутации Хаммиры как человека «рыцарства, доблести и храбрости на войне». [ 20 ]
По словам Аластера Дика, «Хаммира Расо» — самый ранний из сохранившихся текстов, в котором слово « ситар » используется для описания музыкального инструмента, широко известного сейчас под этим названием. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Хаммира Махакавья , еще один текст о Хаммире Рантхамборе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сиба в понедельник 1979 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Адитья Малик 2021 , с. 54.
- ^ Адитья Малик 2021 , стр. 54–56.
- ^ Jump up to: а б Адитья Малик 2021 , с. 56.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 118.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 55.
- ^ Адитья Малик 2021 , стр. 56, 63–64.
- ^ Адитья Малик 2021 , с. 65.
- ^ Адитья Малик 2021 , стр. 65–66.
- ^ Адитья Малик 2021 , стр. 67–68.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , с. 199.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , стр. 198–204.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , стр. 206–222.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , стр. 222–225.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , стр. 222–229.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , с. 227.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , стр. 242–245.
- ^ Б. Бандьяпадхьяя 1879 , стр. 242–247.
- ^ Джитамитра Прасад Сингх Део 1987 , с. 121.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 107.
- ^ Джеймс Сэдлер Гамильтон 1989 , с. 62.
Библиография
[ редактировать ]- Адитья Малик (2021). Хаммира: Главы воображения, времени, истории . Религия и общество. Том. 83. Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-065959-7 .
- Браджнатх Бандьяпадхьяя. «Хамир Раса или История Хамира, принца Рантхамбора». Журнал Азиатского общества Бенгалии (48): 186–252.
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 .
- Джеймс Сэдлер Гамильтон (1989). Ситарная музыка в Калькутте . Издательство: Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120812109 .
- Джитамитра Прасад Сингх Део (1987). Археология Ориссы: с особым упором на Нуападу и Калаханди . РН Бхаттачарья. ISBN 9788121200950 .
- Сиба Пада Сен, изд. (1979). Историческая биография в индийской литературе . Институт исторических исследований.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хамир Расо на хинди