Притхвирадж Чаухан
Притхвирадж Чаухан | |
---|---|
![]() Посмертная картина, изображающая Притхвираджа Чаухана, сидящего на террасе, прислонившись к валику из Коты. | |
Король Сападалакши | |
Царствование | ш. 1177 – декабрь 1192 г. |
Предшественник | Сомешвара |
Преемник | Говиндараджа IV |
Рожденный | 22 мая 1166 г. [1] Гуджарат |
Умер | декабрь 1192 г. Аджмер | ( 26 лет
Супруг | Саньогита |
Династия | Чахамана Шакамбхари |
Отец | Сомешвара |
Мать | Карпурадеви ( Принцесса Калачури ) |
Религия | индуизм |
Притхвирадж III ( IAST : Притхви-раджа; царствование 22 мая 1166 — декабрь 1192), широко известный как Притхвирадж Чаухан или Рай Питора , был королем из династии Чаухан (Чахамана) , который правил территорией Сападалакши со столицей в Аджмере. в современном Раджастане на северо-западе Индии. Взойдя на трон несовершеннолетним в 1177 году н. э., Притхвирадж унаследовал королевство, простиравшееся от Танезара на севере до Джахазпура (Мевара) на юге, которое он стремился расширить за счет военных действий против соседних королевств, в первую очередь победив Чанделас .
Притхвирадж возглавил коалицию нескольких раджпутских королей и разгромил армию Гуридов во главе с Мухаммедом Горским возле Тараори в 1191 году. Однако в 1192 году Мухаммед вернулся с армией турецких конных лучников и разбил армию раджпутов на том же поле битвы . Притхвирадж был схвачен и казнен, хотя его несовершеннолетний сын Говиндараджа был восстановлен Мухаммедом в качестве своего марионеточного правителя в Аджмере . Его поражение при Тараине рассматривается как знаковое событие в исламском завоевании Индии и описано в нескольких полулегендарных отчетах, в первую очередь в « Притхвирадже Расо» .
Источники информации

Сохранившиеся надписи времен правления Притхвираджа немногочисленны и не были изданы самим королем. [2] Большая часть сведений о нем поступает из средневековых легендарных хроник. Помимо мусульманских рассказов о битвах при Тараине, он упоминался в нескольких средневековых кавьях (эпических поэмах) индуистских и джайнских авторов. К ним относятся Притхвирадж Виджая , Хаммира Махакавья и Притхвирадж Расо . Эти тексты содержат хвалебные описания и поэтому не вполне достоверны. [3] Притхвираджа Виджая — единственный сохранившийся литературный текст времен правления Притхвираджа. [4] Притхвирадж Расо , который популяризировал Притхвираджа как великого короля, предположительно был написан его придворным поэтом Чандом Бардаем . Однако он содержит множество преувеличенных сведений, большая часть которых бесполезна для исторических целей. [3]
Другие хроники и тексты, в которых упоминается Притхвирадж, включают Прабандха-Чинтамани , Прабандха Коша и Притхвираджа Прабандху . Они были составлены спустя столетия после его смерти и содержат преувеличения и анахронические анекдоты. [3] Притхвирадж также упоминается в Харатара-Гаччха - Паттавали , санскритском тексте, содержащем биографии монахов Харатара- джайнов . Хотя работа была завершена в 1336 году нашей эры, часть, в которой упоминается Притхвирадж, была написана около 1250 года нашей эры. [5] Альха -Кханда (или Альха Расо ) поэта Чанделы Джаганики также дает преувеличенное описание войны Притхвираджа против Чандел. [6]
В некоторых других индийских текстах также упоминается Притхвирадж, но они не содержат большой информации, имеющей историческую ценность. Например, антология санскритских стихотворений «Шарнгадхара-паддхати » (1363 г.) содержит восхваляющий его стих, а «Канхададе Прабандха» (1455 г.) упоминает его как более раннее воплощение Джалора Чахаманы царя Вирамаде . [7]
Ранний период жизни
Притхвирадж родился в семье Чахаманы царя Сомешвары и королевы Карпурадеви ( принцессы Калачури ). [8] И Притхвирадж, и его младший брат Харираджа родились в Гуджарате , где их отец Сомешвара воспитывался при дворе Чаулукья своими родственниками по материнской линии. [8] Согласно Притхвирадже Виджае , Притхвирадж родился в 12-й день месяца Джьештха . В тексте не упоминается год его рождения, но приводятся некоторые астрологические положения планет на момент его рождения, называя их благоприятными. Основываясь на этих позициях и предположив некоторые другие положения планет, Дашаратха Шарма рассчитал год рождения Притхвираджа как 1166 год нашей эры (1223 год до н. э. ). [9] [10]
Средневековые биографии Притхвираджа предполагают, что он получил хорошее образование. Притхвираджа Виджая утверждает, что он владел шестью языками; Притхвирадж Расо утверждает, что он выучил 14 языков, что кажется преувеличением. Далее Расо мимамса утверждает, что он стал хорошо сведущим в ряде предметов, включая историю, математику, медицину, военное дело, живопись, философию ( ) и теологию. В обоих текстах говорится, что он был особенно опытен в стрельбе из лука . [11]
Царствование
Раннее правление
Притхвирадж переехал из Гуджарата в Аджмер, когда его отец Сомешвара был коронован царем Чахамана после смерти Притхвираджа II . [12] Сомешвара умер в 1177 году нашей эры (1234 год до нашей эры ), когда Притхвираджу было около 11 лет. Последняя надпись времен правления Сомешвары и первая надпись времен правления Притхвираджа датированы этим годом. Притхвирадж, который в то время был несовершеннолетним, взошел на трон вместе со своей матерью в качестве регента . [9] « Хаммира Махакавья» утверждает, что Сомешвара сам возвел на трон Притхвираджа, а затем удалился в лес . Однако это сомнительно. [13]
В первые годы его правления мать Притхвираджа управляла администрацией при помощи регентского совета. [13]
Кадамбаваса в этот период занимал пост главного министра королевства. Он также известен как Каймаса, Каймаш или Каймбаса в народных легендах, которые описывают его как способного администратора и солдата, преданного молодому королю. [9] Притхвираджа Виджая утверждает, что он был ответственен за все военные победы в первые годы правления Притхвираджа. Согласно двум различным легендам, Кадамбаваса позже был убит Притхвираджем. Притхвираджа -Расо утверждает, что Притхвирадж убил министра после того, как нашел его в квартире любимой наложницы короля Карнати. Притхвираджа-Прабандха утверждает, что человек по имени Пратапа-Симха составил заговор против министра и убедил Притхвираджа, что министр несет ответственность за неоднократные мусульманские вторжения. Оба эти утверждения кажутся исторически неточными, поскольку гораздо более исторически достоверный Притхвираджа Виджая не упоминает ни о каком подобном инциденте. [14]
Бхуванаикамалла, дядя по отцовской линии матери Притхвираджа, был еще одним важным министром в это время. [14] По словам Притхвираджа Виджая , он был доблестным полководцем, который служил Притхвираджу, как Гаруда служит Вишну . [15] В тексте также говорится, что он был «искушен в искусстве подчинения нагов ». По мнению историка XV века Джонараджи , «нага» здесь относится к слонам. Однако Хар Билас Сарда интерпретировал Нага как название племени и предположил, что Бхуванаикамалла победил это племя. [14]
По словам историка Дашаратхи Шармы , Притхвирадж взял на себя фактический контроль над администрацией в 1180 году нашей эры (1237 год до нашей эры ). [14]
Конфликт с Нагарджуной и Бхаданаками
Первым военным достижением Притхвираджа было подавление восстания его двоюродного брата Нагарджуны и возвращение Гудапуры (IAST: Гудапура; возможно, современный Гургаон ). [3] [14] Нагарджуна был сыном дяди Притхвираджа Виграхараджи IV , и борьба за трон Чахамана привела к соперничеству между двумя ветвями семьи. [14]
По словам Притхвираджа Виджая , Нагарджуна восстал против власти Притхвираджа и занял форт Гудапура. [16] Притхвирадж осадил Гудапур с большой армией, состоящей из пехоты , верблюдов , слонов и лошадей . Нагарджуна бежал из форта, но Девабхата (возможно, его генерал) продолжал оказывать сопротивление. В конце концов армия Притхвираджа одержала победу и захватила жену, мать и последователей Нагарджуны. По словам Притхвираджи Виджая , через ворота форта Аджмера висела гирлянда из голов поверженных солдат. [17]
Два стиха Харатара-Гаччха- Паттавали упоминают победу Притхвираджа над Бхаданаками и описывают спор между двумя джайнскими монахами . Эту победу можно датировать где-то до 1182 года нашей эры, когда произошли упомянутые дебаты. [6] [17] По словам Синтии Талбот, Бхаданаки были малоизвестной династией, контролировавшей территорию вокруг Баяны . [5] По мнению Дашаратхи Шармы, территория Бхаданаки включала территорию вокруг современных Бхивани , Ревари и Алвара . [17]
Война против Чанделаса
1182–1183 гг. Н. Э. (1239 г. до н. э. ) В надписях Маданпура времен правления Притхвираджа утверждается, что он «разрушил» Джеджакабхукти (современный Бунделькханд ), которым правил Чанделы король Парамарди . [17] Вторжение Притхвираджа на территорию Чанделы также описано в более поздних народных легендах, таких как Притхвирадж Расо , Парамал Расо и Альха-Расо . [18] В других текстах, таких как Сарангадхара Паддхати и Прабандха Чинтамани, также упоминается нападение Притхвираджа на Парамарди. [19] В «Кхаратара-Гаччха-Паттавали» упоминается, что Притхвирадж предпринял дигвиджайю ( завоевание всех регионов). Похоже, это отсылка к началу марша Притхвираджа на Джеджакабхукти. [17]
Легендарный рассказ о походе Притхвираджа против Чандел выглядит следующим образом: Притхвирадж возвращался в Дели после женитьбы на дочери Падамсена, когда его отряд подвергся нападению со стороны «тюркских» сил ( гуридов ). Его армия отбила атаки, но при этом понесла серьезные потери. Среди этого хаоса солдаты Чахаманы заблудились и неосознанно расположились лагерем в столице Чанделы, Махобе . Они убили королевского садовника Чанделы за то, что тот возражал против их присутствия, что привело к стычке между двумя сторонами. Король Чанделы Парамарди попросил своего генерала Удала атаковать лагерь Притхвираджа, но Удал советовал не делать этого шага. Шурин Парамарди Махил Парихар правил современным Орай ; он питал недоброжелательность к Парамарди и подстрекал короля продолжить нападение. Притхвирадж разгромил отряд Удала и затем уехал в Дели. Впоследствии, недовольные замыслами Махила, Удал и его брат Алха покинули суд Чанделы. Они начали служить Джайчанду , Гахавала правитель Каннауджа . Затем Махил тайно сообщил Притхвираджу, что королевство Чандела стало слабым из-за отсутствия сильнейших генералов. Притхвирадж вторгся в королевство Чандела и осадил Сирсагарх, которым владел двоюродный брат Удала Малхан. Не сумев победить Малхана мирными методами и потеряв восемь генералов, Притхвирадж захватил форт. Затем Чандела обратились к перемирию и использовали это время, чтобы отозвать Алху и Удала из Каннауджа. В поддержку Чандел Джайчанд направил армию во главе со своими лучшими генералами, включая двух своих сыновей. Объединенная армия Чанделы-Гахадавалы атаковала лагерь Притхвираджа, но потерпела поражение. После своей победы Притхвирадж уволил Махобу. Затем он отправил своего генерала Чаванда Рая в форт Калинджар, чтобы захватить Парамарди. По различным легендам, Парамарди либо умер, либо ушел в отставку вскоре после нападения. Притхвирадж вернулся в Дели после назначения Паджуна Рая губернатором Махобы. Позже сын Парамарди отбил Махобу. [20]
Точная историчность этого легендарного повествования является спорной. Надписи Маданпура подтверждают, что Притхвирадж уволил Махобу, но исторические данные свидетельствуют о том, что его оккупация территории Чанделы была либо выдумкой бардов, либо длилась недолго. Известно, что Парамарди не умер и не ушел в отставку сразу после победы в Чаухане; Фактически, он продолжал править как суверен почти десять лет после смерти Притхвираджа. [21] Синтия Талбот утверждает, что Притхвирадж совершил набег только на Джеджакабхукти, а Парамарди восстановил контроль над своим королевством вскоре после своего отъезда из Махобы. Талбот продолжает, что Притхвирадж не смог присоединить территорию Чанделы к своему королевству. [5] И наоборот, по мнению Р.Б. Сингха, вполне вероятно, что некоторая часть территории Чанделы была аннексирована Чахманами, хотя и на короткое время. [22]
Войны в Гуджарате
В Харатара-Гачча-Паттавали упоминается мирный договор между Притхвираджем и Бхимой II , Чаулукья (Соланки) королем Гуджарата . Это означает, что два короля ранее находились в состоянии войны. [5] Эту войну можно датировать где-то до 1187 года н.э. (1244 год до н. э. ). Надпись Веравала гласит, что премьер-министр Бхимы Джагаддева Пратихара был «луной для лотосоподобных цариц Притхвираджи» (отсылка к верованию, что восход луны заставляет цветущий днем лотос закрывать свои лепестки). [23] Поскольку Бхима в то время был несовершеннолетним, похоже, что Джагаддева возглавил кампанию на стороне Чаулукьи. [24]
Исторически ненадежный Притхвирадж Расо предоставляет некоторые подробности борьбы Чахамана-Чаулукья. [25] Согласно ему, и Притхвирадж, и Бхима хотели жениться на Иччини, принцессе Парамары Абу. Женитьба на ней Притхвираджа привела к соперничеству между двумя королями. Историк Г.Х. Оджа отвергает эту легенду как вымысел, поскольку в ней говорится, что Иччини была дочерью Салахи, а Дхараварша был правителем Парамары Абу в то время. Историк Р.Б. Сингх, с другой стороны, считает, что Салаха был главой другого филиала Парамары в Абу. [26] В Расо также упоминается, что дядя Притхвираджа Канхадева убил семерых сыновей дяди Бхимы Сарангадевы. Чтобы отомстить за эти убийства, Бхима вторгся в королевство Чахамана и убил отца Притхвираджа Сомешвару, захватив Нагора . при этом [27] Притхвирадж снова захватил Нагора, победил и убил Бхиму. Известно, что это исторически неверно, поскольку правление Бхимы II длилось почти полвека после смерти Притхвираджа. Точно так же исторические данные свидетельствуют о том, что Бхима II был ребенком на момент смерти Сомешвары и, следовательно, не мог убить его. [25]
Несмотря на эти несоответствия, есть некоторые свидетельства битвы между Чахаманами и Чаулукьями при Нагоре. Две надписи, найденные в деревне Чарлу недалеко от Биканера, посвящены смерти солдат Мохила в битве при Нагоре в 1184 году нашей эры (1241 год до нашей эры ). Мохилы — ветвь Чауханов (Чахамана), и вполне возможно, что надписи относятся к битве, описанной в Притхвирадже Расо . [28] [29]
Незадолго до 1187 года Джагаддева Пратихара подписал мирный договор с Притхвираджем. По словам Харатара-Гаччха-Паттавали , вождь по имени Абхаяда однажды попросил у Джагаддевы разрешения напасть и ограбить богатых гостей из страны Сападалакша (территория Чахамана). В ответ Джагаддева сказал Абхаяде, что ему с большим трудом удалось заключить договор с Притхвираджем. Затем Джаггадева пригрозил, что Абхаяду зашьют в животе осла, если он будет преследовать жителей Сападалакши. Историк Дашаратха Шарма предполагает, что конфликт Чахамана-Чаулукья закончился с некоторой выгодой для Притхвираджа, поскольку Джагаддева, похоже, очень стремился сохранить договор. [25] По словам историка Р. К. Маджумдара и Сатиша Чандры, его длительная борьба против Гуджарата не увенчалась успехом, и он потерпел поражение от Бхимы. Таким образом, Притхвирадж заключил договор к 1187 году нашей эры. [30] [31]
Парамарас
Территорией вокруг горы Абу правил правитель Чандравати Парамара Дхараварша, который был феодалом Чаулукья. Партха-Паракрама-Вьяйога , текст, написанный его младшим братом Прахаладаной, описывает ночное нападение Притхвираджа на Абу. Эта атака, согласно тексту, закончилась неудачей для Чахаманов. Вероятно, это произошло во время кампании Притхвираджа в Гуджарате. [25]
Конфликт в Гахадавале
Королевство Гахавала , сосредоточенное вокруг Каннауджа и возглавляемое другим могущественным королем Джаячандрой , располагалось к востоку от королевства Чахамана. Согласно легенде, упомянутой в «Притхвирадже Расо» , Притхвирадж сбежал с дочерью Джаячандры Самьогитой , что привело к соперничеству между двумя королями. [32]
Легенда гласит так: король Каннауджа Джайчанд (Джаячандра) решил провести церемонию Раджасуя , чтобы провозгласить свое верховенство. Притхвирадж отказался участвовать в этой церемонии и, таким образом, отказался признать Джайчанда верховным королем. Дочь Джайчанда Самьогита влюбилась в Притхвираджа, услышав о его героических подвигах, и заявила, что выйдет замуж только за него. Джайчанд устроил для своей дочери церемонию сваямвара (выбора мужа), но не пригласил Притхвираджа. Тем не менее Притхвирадж отправился в Каннаудж с сотней воинов и сбежал с Самьогитой. Две трети его воинов пожертвовали своей жизнью в борьбе с армией Гахадавалы, что позволило ему бежать в Дели вместе с Самьогитой. В Дели Притхвирадж увлекся своей новой женой и начал проводить с ней большую часть своего времени. Он начал игнорировать государственные дела, что в конечном итоге привело к его поражению против Мухаммеда Горского . [33]
Эта легенда также упоминается в Абу'л-Фазла и «Айн-и-Акбари» Чандрашекхары «Сурджана-Чарита» (в которой принцесса Гахадавала названа «Кантимати»). Притхвираджа Виджая упоминает, что Притхвирадж влюбился в воплощение апсары Тилоттамы , хотя никогда не видел эту женщину и уже был женат на других женщинах. По мнению историка Дашаратхи Шармы , это, вероятно, отсылка к Самьогите. Однако эта легенда не упоминается в других исторических источниках, таких как Притхвираджа-Прабандха , Прабандха-Чинтамани , Прабандха-Коша и Хаммира-Махакавья . [34] В записях Гахадавалы также ничего не говорится об этом событии, включая предполагаемое выступление Джаячандры в Раджасуе. [35]
По словам Дашаратхи Шармы [36] и РБ Сингх, [37] В этой легенде может быть доля исторической правды, поскольку она упоминается в трех разных источниках. Все три источника относят это событие к финальному противостоянию Притхвираджа с Мухаммедом из Гора в 1192 году нашей эры. [38]
Другие правители

В «Притхвирадже Расо» упоминается, что Притхвирадж победил Нахара Рая из Мандовара и вождя Великих Моголов Мудгала Рая, но эти истории кажутся чистой выдумкой. Никакие исторические записи не свидетельствуют о существовании этих людей. [3]
Строительство ныне разрушенного форта Кила Рай Питора в Дели приписывается Притхвираджу. [39] По словам Притхвираджа Расо , правитель Дели Анангпал Томар отдал город своему зятю Притхвираджу и потерпел поражение, когда захотел вернуть его. Это исторически неверно, поскольку Дели был присоединен к территории Чахамана дядей Притхвираджа Виграхараджем IV . [3] Кроме того, исторические данные свидетельствуют о том, что Анангпал Томар умер до рождения Притхвираджа. Утверждение о браке его дочери с Притхвираджем, судя по всему, было выдумано позднее. [40]
Война с Гуридами
Предшественники Притхвираджа столкнулись с многочисленными набегами мусульманских династий, захвативших северо-западные районы Индийского субконтинента к XII веку. [41] К концу XII века Газне, , базирующаяся в династия Гуридов контролировала территорию к западу от королевства Чахамана. В 1175 году, когда Притхвирадж был еще ребенком, правитель Гуридов Мухаммад из Гора пересек реку Инд и захватил Мултан . В 1178 году он вторгся в Гуджарат , которым правили Чаулукья (Соланки). Во время своего марша в Гуджарат армия Гуридов, похоже, прошла через западную границу королевства Чахамана, о чем свидетельствует разрушение нескольких храмов и разграбление Бхати управляемого Лодхрувы . [42] В Притхвирадже Виджая упоминается, что действия армии Гуридов были подобны Раху в королевстве Чахамана (в индуистской мифологии Раху проглатывает Солнце, вызывая солнечное затмение ). Однако в нем не упоминается какое-либо военное столкновение между двумя королевствами. [43] На пути в Гуджарат армия Гуридов осадила форт Наддула (Надол), который контролировался чахаманами Наддулы . Главный министр Притхвираджа Кадамбаваса посоветовал ему не предлагать никакой помощи соперникам Гуридов и держаться в стороне от этого конфликта. [43] [44] Чахамана не сразу столкнулись с вторжением Гуридов, потому что Чаулукья из Гуджарата победили Мухаммеда в битве при Касахраде в 1178 году нашей эры, вынудив Гуридов отступить. [44]
В течение следующих нескольких лет Мухаммад Горский укрепил свою власть на территории к западу от Чахаманаса, завоевав Пешавар , Синд и Пенджаб . Он перенес свою базу из Газны в Пенджаб и предпринял попытки расширить свою империю на восток, что привело его к конфликту с Притхвираджем. [45]
Притхвираджа Виджая упоминает, что Мухаммад из Гора отправил посла в Притхвирадж, но не сообщает никаких подробностей. [44] В книге Хасана Низами « Тадж-уль-Маасир» (13 век н. э.) говорится, что Мухаммед послал своего главного судью Кивам-уль Мулька Рукнуда Дина Хамзу в суд Притхвираджа. Посол пытался убедить Притхвираджа «отказаться от воинственности и пойти по пути честности», но безуспешно. В результате Мухаммед решил начать войну против Притхвираджа. [46]
Средневековые мусульманские писатели упоминают лишь одну или две битвы между двумя правителями. В «Табакат-и-Насири» и «Тарих-и-Фиришта» упоминаются две битвы при Тараине. Джами-уль-Хикая и Тадж-уль-Маасир упоминают только вторую битву при Тараине, в которой Притхвирадж потерпел поражение. Однако индуистские и джайнские писатели утверждают, что Притхвирадж несколько раз побеждал Мухаммеда, прежде чем был убит: [47]
- Хаммира Махакавья утверждает, что после первой победы над Мухаммедом Притхвирадж заставил его извиниться перед принцами, чьи территории он разграбил, прежде чем отпустить его. Мухаммед вторгался в королевство Чахамана еще семь раз, но каждый раз терпел поражение. Однако его девятое вторжение увенчалось успехом. [47]
- Притхвираджа Прабандха утверждает, что два короля провели 8 битв; [47] Притхвирадж победил и захватил царя Гуридов в первых семи из них, но каждый раз освобождал его невредимым. [48]
- Прабандха Коша утверждает, что Притхвирадж захватывал Мухаммеда 20 раз, но сам был заключен в тюрьму во время 21-й битвы. Сурджана Чарита и Притхвирадж Расо также насчитывают 21 битву. [47]
- В «Прабандхе Чинтамани» указано, что количество битв между Мухаммедом и Притхвираджем составляет 22. В нем также говорится, что армия Притхвираджа победила предыдущего вражеского короля в предыдущей битве, в которой подчиненный Притхвираджа героически пожертвовал собой. [49]
Хотя эти отчеты кажутся преувеличенными, вполне возможно, что во время правления Притхвираджа между Гуридами и Чахаманами произошло более двух сражений. [50] [51] Первые победы, упомянутые индуистскими и джайнскими авторами, вероятно, относятся к успешному отражению Притхвираджем набегов генералов Гуридов. [52]
Первая битва при Тараине
В 1190–1191 годах н.э. Мухаммед из Гора вторгся на территорию Чахаманы и захватил Табархинду или Табар-э-Хинд (отождествляемый с Батиндой ). Он поручил его Зия-уд-дину, , при Кази Тулака поддержке 1200 всадников. Когда Притхвирадж узнал об этом, двинулся в сторону Табархинды со своими феодалами, включая Говиндараджа из Дели . По словам мусульманского историка XVI века Фиришты , его силы насчитывали 200 000 лошадей и 3 000 слонов. [53]
Первоначальный план Мухаммеда состоял в том, чтобы вернуться на свою базу после завоевания Табархинды, но когда он услышал о марше Притхвираджа, он решил дать бой. Он выступил с армией и встретил силы Притхвираджа в Тараине . [53] В последовавшей битве армия Притхвираджа решительно разбила Гуридов. Мухаммед Горский был ранен и вынужден отступить. [54]
Притхвирадж не преследовал отступающую армию Гуридов, не желая вторгаться на враждебную территорию или неверно оценивать амбиции Гори. [55] Он осадил только гарнизон Гуридов в Табархинде, который сдался после 13 месяцев осады. [56]
Вторая битва при Тараине

Притхвирадж, похоже, рассматривал первую битву при Тараине как просто пограничную битву. Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что он мало подготовился к будущему столкновению с Мухаммедом из Гора. По словам Притхвираджа Расо , в период, предшествовавший его окончательному противостоянию с Гуридами, он пренебрегал делами государства и проводил время в веселье. [55] [33]
Тем временем Мухаммед Горский вернулся в Газну и приготовился отомстить за свое поражение. По словам Табакат-и Насири он собрал хорошо оснащенную армию из 120 тысяч отборных афганских , таджикских и тюркских , в течение следующих нескольких месяцев всадников. Затем он двинулся к королевству Чахамана через Мултан и Лахор при помощи Виджаяраджи из Джамму . [56]
Притхвирадж остался без союзников в результате войн против соседних индуистских королей. [57] Тем не менее ему удалось собрать большую армию для противодействия Гуридам. Притхвирадж успешно собрал значительную армию, состоящую из более чем 100 раджпутских правителей, в основном боевых слонов, кавалеристов и пехотинцев. [58] [59] Мусульманский историк XVI века Фиришта оценил силу армии Притхвираджа в 300 000 лошадей и 3 000 слонов, а также большую пехоту. [60] Скорее всего, это грубое преувеличение, призванное подчеркнуть масштаб победы Гуридов. [55] Притхвирадж написал письмо Мухаммеду из Гора, обещая ему не причинять вреда, если он решит вернуться в свою страну. Мухаммад настаивал на том, что ему нужно время, чтобы передать полномочия своему брату Гият ад-Дину, который правил из своей столицы Фирозко . По словам Фиришты, он согласился на перемирие до тех пор, пока не получит ответ от брата. Однако он планировал нападение на Чахамана. [60]
Согласно Джавами уль-Хикаяту , Мухаммед поручил нескольким людям поддерживать огонь в его лагере ночью, а сам двинулся в другом направлении с остальной частью своей армии. Это создало у Чахаманов впечатление, что армия Гуридов все еще стоит лагерем и соблюдает перемирие. Пройдя несколько миль, Мухаммед сформировал четыре дивизии по 10 000 лучников в каждой. Остальную часть своей армии он оставил в резерве. Он приказал четырем дивизиям атаковать лагерь Чахамана, а затем отступить. [60]
На рассвете четыре дивизии армии Гуридов атаковали лагерь Чахамана, пока Притхвирадж еще спал. После непродолжительного боя дивизии Гуридов сделали вид, что отступают в соответствии со стратегией Мухаммеда. Таким образом, Притхвираджа заставили преследовать их, и к полудню армия Чахаманы была истощена в результате этой погони. В этот момент Мухаммед возглавил свой резервный отряд из 10 000 конных лучников и атаковал Чахамана, решительно разгромив их. Летописец Джузджани объяснил успех армии Гуридов 10 000 конных лучников, которые в конечном итоге свергли «воинство неверных». [61] Однако такие ученые, как Дашратха Шарма и Р.Б. Сингх, утверждают, что триумф Гориса был скорее результатом обманных и предательских стратегий, а не присущей его силе силы. [62] [63] По словам Тадж-уль-Маасира , в результате этого разгрома лагерь Притхвираджа потерял 100 000 человек (включая Говиндараджа из Дели). Сам Притхвирадж пытался бежать на лошади, но был преследован и пойман возле форта Сарасвати (возможно, современная Сирса ). [64] Впоследствии Мухаммед Горский захватил Аджмер, убив несколько тысяч защитников, поработил еще многих и разрушил храмы города. [65]
Джайнские рассказы о падении Притхвираджа
Прабандха Чинтамани, написанный джайнским ученым XIV века Мерутунгой, утверждает, что Притхвирадж отрезал уши одному из своих министров, который в качестве мести привел захватчиков Гуридов в свой лагерь. Притхвирадж находился в глубоком сне после дня религиозного поста, поэтому его легко удалось поймать. [66]
Хаммира Махакавья, написанная джайнским ученым XV века Наячандрой Сури, утверждает, что после своего первоначального поражения король Гуридов собрал свежую армию при поддержке соседнего короля и двинулся на Дели. Перед битвой он подкупил хозяина лошадей и музыкантов Притхвираджа золотыми монетами. Хозяин лошадей научил лошадь Притхвираджа гарцевать под барабанный бой. Гуриды напали на лагерь Чахамана незадолго до рассвета, когда Притхвирадж спал. Притхвирадж попытался сбежать на своей лошади, но его музыканты забили барабаны. Лошадь начала гарцевать, и захватчики легко захватили Притхвирадж. [66]
Согласно другому джайнскому тексту, Притхвирадже Прабандхе , министр Притхвираджа Каимбаса и его копьеносец Пратапасимха не были в хороших отношениях. Каимбаса однажды пожаловался королю на Пратапасимху, который убедил короля, что Каймбаса помогает Гуридам. Однажды ночью разгневанный Притхвирадж попытался убить Каймбасу стрелой, но в итоге убил другого человека. Когда его бард Чанд Балиддика сделал ему выговор, король уволил и барда, и министра. [48] Во время вторжения Гуридов в Дели Притхвирадж спал десять дней. Когда Гуриды подошли близко, его разбудила сестра: Притхвирадж пытался бежать на лошади, но Каймбаса помог Гуридам схватить его, рассказав им об определенном звуке, заставившем его лошадь скакать. [67]
Смерть и преемственность

Большинство средневековых источников утверждают, что Притхвирадж был доставлен в столицу Чахаманы Аджмер , где Мухаммед планировал восстановить его в качестве вассала Гуридов . Некоторое время спустя Притхвирадж восстал против Мухаммеда и был убит за измену. [65] Это подтверждается нумизматическими данными: на монетном дворе Дели было выпущено несколько монет в стиле «лошадь и бык» с именами Притхвираджа и «Мухаммеда бин Сэма». [68] [69] хотя другая возможность состоит в том, что Гуриды первоначально использовали монеты в стиле Чахамана, чтобы обеспечить большее признание их собственных монет на бывшей территории Чахамана. [68] После смерти Притхвираджа Мухаммед посадил принца Чахаманы Говиндараджа , что еще раз подтверждает эту теорию. на трон Аджмера [69]
Различные источники различаются по конкретным обстоятельствам: [65]
- Современный мусульманский историк Хасан Низами утверждает, что Притхвирадж был уличен в заговоре против Мухаммеда, что побудило короля Гуридов отдать приказ обезглавить его. Низами не описывает природу этого заговора. [65] [70]
- По словам Прабандхи Чинтамани ( ок. 1304 г. ), Мухаммед отвез его в Аджмер, намереваясь позволить ему править как вассал. Однако в Аджмере он увидел в галерее Чахамана картины, изображающие мусульман, убиваемых свиньями. В ярости он обезглавил Притхвираджа топором. [66] [65]
- Хаммира Махакавья утверждает, что Притхвирадж отказался есть пищу после того, как его схватили. Дворяне короля Гуридов предложили ему освободить Притхвираджа, но Мухаммед проигнорировал их совет, и Притхвирадж умер в плену. [70]
- Притхвираджа-Прабандха (датированный 15 веком или раньше) утверждает, что Гуриды заковали Притхвираджа в золотые цепи и привезли его в Дели. Притхвирадж упрекнул царя Гуридов в том, что он не последовал его примеру и не освободил пленного врага. Несколько дней спустя, находясь в тюрьме в Аджмере, Притхвирадж попросил своего бывшего министра Каймбасу дать ему лук и стрелы, чтобы убить Мухаммеда в суде, который проходил перед домом, где он был заключен в тюрьму. Коварный министр снабдил его луком и стрелами, но тайно сообщил Мухаммеду о своем плане. В результате Мухаммед не сел на свое обычное место, а вместо этого поставил там металлическую статую. Притхвирадж выпустил стрелу в статую, разбив ее на две части. В наказание Мухаммед приказал бросить его в яму и забить камнями до смерти. [71] [72]
Персидский историк XIII века Минхадж-и-Сирадж утверждает, что Притхвирадж был «отправлен в ад» после пленения. Историк XVI века Фиришта также поддерживает эту версию. [73] По словам историка Сатиша Чандры , рассказ Минхаджа предполагает, что Притхвирадж был казнен сразу после своего поражения. [74] но Р.Б. Сингх считает, что из работ Минхаджа нельзя сделать такой вывод. [73] «Вируддха-Видхи Видхванса» индуистского писателя Лакшмидхары — единственный источник, утверждающий, что Притхвирадж был убит на поле битвы. [70] [75]
Притхвирадж Расо утверждает, что Притхвирадж был взят в плен в Газну и ослеплен. Услышав это, поэт Чанд Бардай отправился в Газну и обманом заставил Мухаммеда из Гора посмотреть стрельбу из лука слепого Притхвираджа. Во время этого представления Притхвирадж выпустил стрелу в направлении голоса Мухаммеда и убил его. [33] Вскоре после этого Притхвирадж и Чанд Бардай убили друг друга. [76] Это вымышленное повествование, не подкрепленное историческими свидетельствами: Мухаммед Горский продолжал править более десяти лет после смерти Притхвираджа. [77] [65]
После смерти Притхвираджа Гуриды назначили его сына Говиндараджа на трон Аджмера своим вассалом. В 1192 году н.э. младший брат Притхвираджа Харираджа сверг Говиндараджа и вернул себе часть королевства своих предков. Говиндараджа переехал в Ранастамбхапур (современный Рантхамбор ), где основал Чахамана новую ветвь вассальных правителей . Позже Харираджа потерпел поражение от генерала Гуридов Кутб ад-Дина Айбака . [78]
Культурные мероприятия
Притхвирадж имел специальное служение для пандитов (ученых) и поэтов, которым руководил Падманабха. При его дворе было много поэтов и ученых, в том числе: [57]
- Джаянака, поэт-историк, написавший Притхвираджа Виджая.
- Видьяпати Гауда
- Вагишвара Джанардана
- Вишварупа, поэт
- Притхвибхата, королевский бард ( называют его Чанд Бардай ) некоторые ученые
Харатара-Гаччха-Паттавали упоминает дебаты, которые произошли между джайнскими монахами Джинапати Сури и Падмапрабхой в Наранаяне (современная Нарена недалеко от Аджмера). В то время там располагался лагерь Притхвираджа. Позже Джинапати был приглашен в Аджмер богатым джайнским купцом. Там Притхвирадж выдал ему джайа-патру (свидетельство о победе). [5]
Наследие
Надписи
По словам историка Р.Б. Сингха, на пике своего развития империя Притхвираджа простиралась от реки Сатледж на западе до реки Бетва на востоке и от предгорий Гималаев на севере до подножия горы Абу на юге. Таким образом, в него входили части современного Раджастана , Уттраханда , южного Пенджаба , северного Мадхья-Прадеша , Химачал-Прадеша и западного Уттар-Прадеша . [79] [ нужен лучший источник ]
Однако, по словам археолога Римы Худжи и историка Р. К. Маджумдара , Притхвирадж унаследовал королевство, которое простиралось только до современного Хисара и Сирхинда ( Батинда ) на северо-западе и до Дели на севере. Его территории были ограничены на южной границе Гухиласами Мевара вместе с Чауханами Надола , на восточной границе - королевствами Баяна , Каччхапагатами Гвалиора и Гахадаваласами Варнаси , а на северо-западной границе - империей Газневидов . Маджумдар далее утверждает, что военные кампании Притхвираджа против его соседей не привели к какой-либо аннексии территорий. [80] [81] [82]
Доступны только семь надписей, датированных правлением Притхвираджа; ни одно из них не было издано самим королем: [2]
- Надпись Барла или Бадла, 1177 г. н.э. (1234 г. до н.э. )
- Надпись Пхалоди , 1179 г. н.э. (1236 г. до н.э.): записывает гранты, предоставленные вассалом Притхвираджа Ранакой Катией. [83]
- Надписи Маданпура 1182 г. н.э. (1239 г. до н.э.)
- Надпись 1: Упоминает, что Притхвирадж вторгся на территорию правителя Чанделы Парамарди. [84]
- Надпись 2: Называет отца Притхвираджа ( Сомешвара ) и дедушку ( Арнораджа ) и утверждает, что он разграбил Джеджакабхукти (территорию Чанделы). [84]
- Надпись 3: Содержит имена Шивы (Трямбака, Чандрашекхара и Трипуранта). [84]
- Надпись в музее Зала Виктории в Удайпуре , 1187 г. н.э. (1244 г. до н.э.)
- Висалпур (Бисалпур возле Тонка), 1187 г. н.э. (1244 г. до н.э.) Надпись
Характеристика

рассказы позднего средневековья (XIV и XV века) Санскритские о Притхвирадже представляют его как неудачливого короля, который запомнился только своим поражением от иностранного короля. [85] Прабандха-Чинтамани и Притхвираджа-Прабандха , написанные джайнскими авторами, изображают его как неумелого и недостойного царя, который был ответственен за свое собственное падение и чье плохое обращение со своими набожными подчиненными превратило их в предателей. Напротив, « Хаммира Махакавья» , также написанная джайнским автором, представляет его как храброго человека, чьи подчиненные восстали против него из чистой жадности. Хаммира Махакавья , которая, вероятно, была предназначена для того, чтобы доставить удовольствие правителю Чаухана, сохраняет элементы джайнской традиции, которые встречаются в двух текстах Прабандхи , но также пытается прославить Притхвираджа, который был предком героя текста Хаммиры . [67]
Притхвирадж Расо , легендарный текст, пользующийся в основном покровительством раджпутских дворов, [86] изображает Притхвираджа великим героем. [85] Со временем Притхвирадж стал изображаться как патриотичный индуистский воин, сражавшийся с врагами-мусульманами. [87] Его помнят как короля, чье правление разделило две основные эпохи индийской истории. [88] Традиция изображения Притхвираджа как индуистского короля, потерпевшего поражение в ходе исламского завоевания Индии, по-видимому, началась с Хасана Низами » «Таджул-Маасир (начало 13 века). Низами представляет свое повествование как описание «войны с врагами веры» и того, как «исламский образ жизни утвердился на земле индусов». [68] Таджул-Маасир, а также более поздний текст Табакат-и Насири ( ок. 1260 г. ) представляют победу Гуридов над Притхвираджем как важную веху, ведущую к созданию Делийского султаната . [89]
Легенды XVI века описывают его как правителя политического центра Индии Дели (а не Аджмера , который был его фактической столицей). [90] Например, Абул Фаза « Айн-и-Акбари» вообще не связывает династию Чахамана с Аджмером. [91] Связь Притхвираджа с Дели в этих легендах еще больше укрепила его статус символа доисламской индийской власти. [92]
В панегириках Притхвираджа называют «последним индуистским императором». Это обозначение неточно, поскольку после него в Южной Индии процветало несколько более сильных индуистских правителей , и даже некоторые современные индуистские правители в северной Индии были по крайней мере столь же могущественны, как он. Тем не менее, британский офицер XIX века Джеймс Тод неоднократно использовал этот термин для описания Притхвираджа в своих «Анналах и древностях Раджастана» . Тод находился под влиянием средневековых мусульманских повествований на персидском языке , которые представляют Притхвираджа главным правителем и изображают его поражение как важную веху в исламском завоевании Индии . После Тода в нескольких рассказах Притхвирадж продолжал описываться как «последний индуистский император». [93] Например, надписи на мемориале ( смараке ) Притхвираджа в Аджмере также прославляют его как «последнего индуистского императора». [94]
В популярной культуре

Мемориалы, посвященные Притхвираджу, построены в Аджмере и Дели. [95] О его жизни снят ряд индийских фильмов и телесериалов. К ним относятся: Притхвирадж Чохан (1924), Притхвирадж Саньогита (1929) Нараянрао Д. Сарпотдара, Притхвирадж (1931) Р.Н. Вайдьи, Притхвирадж Саньогита (1933), Притхвирадж Саньогита (1942) Б. Сампаткумара, Притхвирадж Самьогита (1946) Наджама. Накви, Самрат Притхвирадж Чаухан (1959) Харсуха Джагнешвара Бхатта, Рани Самьюкта (1962) Д. Йогананда , Самрат Притхвирадж (2022) Чандрапракаша Двиведи ; [96] [97] и телесериалы на хинди «Мэйн Дилли Хун» (1998–1999) и «Дхарти Ка Вир Йодха Притхвирадж Чаухан» (2006–2009).
Индийский анимационный фильм «Вир Йодха Притхвирадж Чаухан » (2008) был выпущен Ракешем Прасадом. Притхвирадж также был одной из первых исторических личностей, упомянутых в Амар Читра Катхе (№ 25). [98] Многие из этих современных пересказов изображают Притхвираджа безупречным героем и подчеркивают послание индуистского национального единства. [99]
Видеоигра Age of Empires II HD: The Forgotten содержит кампанию из пяти глав под названием «Притхвирадж». [ нужна ссылка ]
Ссылки
- ^ ТОО «Мобильные приложения Адарш» (22 июля 2024 г.). «Дни полнолуния в Амстердаме, Северной Голландии, Нидерландах» . Дрикпанчанг . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Синтия Талбот 2015 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж РБ Сингх 1964 , с. 162.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и Синтия Талбот 2015 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б РБ Сингх 1964 , с. 167.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 72.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 18.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 161.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Р.В. Сомани 1981 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дашаратха Шарма 1959 , с. 73.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 163.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д и Дашаратха Шарма 1959 , с. 74.
- ^ Р.В. Сомани 1981 , с. 47.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 168.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 120–25.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 124–26.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 169.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 75.
- ^ Р.В. Сомани 1981 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Дашаратха Шарма 1959 , с. 76.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 170.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 171.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 76–77.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 172–73.
- ^ Сатиш Чандра 2006 , с. 23: «Между 1182 и 1187 годами Притхвирадж обратил свое внимание на своих древних соперников, Соланки из Гуджарата. Борьба была долгой, и кажется, что правитель Гуджарата Бхима II, который ранее отбил вторжение правителя Гуридов Муиззуддина, победил и Притхвираджа».
- ^ Рамеш Чандра Маджумдар (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс. п. 338.ISBN 978-81-208-0436-4 .
В 1187 году он вторгся в Гуджарат, но не смог добиться большого успеха и заключил мирный договор с Чаулукья Бхимой II. Не похоже, чтобы Притхвирадж расширил границы своего королевства или добился выдающихся военных побед, которые отличали многих индийских королей в течение предыдущих двух столетий. Нет никаких оснований предполагать, что он был самым могущественным индийским королем или величайшим полководцем своего времени. Почти современные мусульманские историки также не производят такого впечатления. Это действительно романтическая история о Чанде Бардае, которая очаровала его.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с Синтия Талбот, 2015 г. , стр. 13–20.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 78.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 175.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 79.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 179.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 80.
- ^ Константин С Носов 2012 , с.
- ^ Р.В. Сомани 1981 , с. 57.
- ^ R. V. Somani 1981 , pp. 33–34.
- ^ R. V. Somani 1981 , pp. 40–42.
- ^ Jump up to: а б Р.В. Сомани 1981 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Дашаратха Шарма 1959 , стр. 80–81.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 183–84.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д РБ Сингх 1964 , стр. 186–88.
- ^ Jump up to: а б Синтия Талбот 2015 , с. 53.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 51.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 189.
- ^ Дэвид С. Томас (2018). Приливы и отливы империи Гуридов . Издательство Сиднейского университета. п. 61. ИСБН 978-1-74332-542-1 .
Гуриды также потерпели крупное поражение в первой битве при Тараине в 587 г.х./1191 г. н.э., которое могло бы стоить Муизз ад-Дину жизни, если бы не вмешательство «подростка Халджи». Частота проведения дюжины или более кампаний Муизз ад-Дина также частично указывает на отсутствие успеха в подчинении северных индийских раджпутов, пока победа во второй битве при Тараине в 588 г.х./1192 г. н.э. не «открыла путь к завоевание северной Индии..
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 82.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 82–84.
- ^ Jump up to: а б с Сатиш Чандра 2006 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 88.
- ^ Рима Худжа 2006 , с. 268: «Наконец, когда его приготовления были завершены, Мухаммад Гори в 1192 году нашей эры двинулся с 1 20 000 человек в Лахор. Отсюда он продолжил путь к Тараину, месту своего разгрома годом ранее. В то же время эмиссар Мухаммеда был отправлен в Аджмер с предложением признать сюзеренитет Гори. Вместо этого он выступил навстречу своему врагу с огромной армией, включавшей кавалерию, слонов и большой отряд пехоты. Под его знаменем собралось до ста пятидесяти вождей раджпутов».
- ^ КС Лал (1992). Наследие мусульманского правления в Индии . Адитья Пракашан. п. 76. ИСБН 978-81-85689-03-6 .
Армия раджпутов значительно превосходила численность. Притхвирадж сумел заручиться поддержкой около ста раджпутских принцев, которые сплотились вокруг его знамени со своими слонами, кавалерией и пехотой.
- ^ Jump up to: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 85.
- ^ Андре Винк 1991 , с. 109.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 322-323.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 461.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дашаратха Шарма 1959 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с Синтия Талбот 2015 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Синтия Талбот, 2015 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б с Синтия Талбот 2015 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б РБ Сингх 1964 , стр. 208–09.
- ^ Jump up to: а б с РБ Сингх 1964 , с. 207.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 54.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 206–07.
- ^ Jump up to: а б РБ Сингх 1964 , с. 205.
- ^ Сатиш Чандра 2006 , с. 26.
- ^ Рима Худжа 2006 , с. 263: «В отчетах Минхаза-ус-Сираджа и Феришты говорится, что после того, как он бежал изНа поле битвы Притхвирадж был схвачен и казнен, а «Вирудха-видхи видхванса» — единственный текст, в котором утверждается, что царь Чаухан был убит на поле битвы.поле битвы при Тараине».
- ^ Амареш Датта 1988 , с. 1178.
- ^ Кавирадж Шьямалдас 1886 .
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 100–01.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 182.
- ^ РЦ Маджумдар (2001). История и культура индийского народа, Том 05, Борьба за империю . Бхаратия Видья Бхаван. п. 108.
Все эти войны, которые Притхвираджа вел против своих соседей, похоже, не привели к какому-либо приобретению территории. Он унаследовал от своих предшественников королевство, простирающееся до Хисара и Сирхинда в Патьяле на северо-западе и Дели на севере. На юге он был ограничен королевством Гухилас Мевара и территориями Чахаманаса Надола; которые были вассалами Чаулкья Бхимы II, на востоке - королевствами Ядуванши из Баяна-Шрипатхи, Каччхапагхатами Гвалиора и Гахадавалями Канауджа; а на северо-западе - королевства Ямини Лахора.
- ^ Худжа, Рима (2006). История Раджастана . Раджастан: Публикации Рупа. стр. 260–262. ISBN 9788129108906 .
Тем временем Притхвираджа III (вероятно, родившийся примерно в 1223 или 1166 году нашей эры) взошел на трон Чауханов Шакамбари-Аджмера в качестве несовершеннолетнего в 1234 году нашей эры. 1177 г., после смерти его отца Сомешвары. Он унаследовал королевство, которое простиралось от Танешвара (знаменитой столицы императора седьмого века Харши Вардханы из рода Пушьябхути) на севере до Джахазпура (Мевара) на юге.
- ^ Кошик Рой (2012). Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 177. ИСБН 978-1-107-01736-8 .
Притхвираджа взошел на трон в 1177 году нашей эры. Его главным секретарем был раджпут Кадамбаса, который также был джагирдаром юго-восточного Пенджаба. Царства Притхвираджи III простирались от Танешвара на севере до Мевара на юге.
- ^ R. V. Somani 1981 , pp. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с Р.В. Сомани 1981 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Синтия Талбот 2015 , с. 32.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 13.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 24.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 5.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 49.
- ^ Синтия Талбот, 2015 , стр. 6–7.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 73.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 26.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 3.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 16.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 265.
- ^ Ашиш Раджадхьякша и Пол Виллемен, 1999 .
- ^ Индус 2019 .
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 266.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 267.
Библиография
- Андре Винк (1991). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11-13 века . БРИЛЛ. ISBN 9004102361 .
- Амареш Датта (1988). Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти . Том. II. Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1194-0 .
- Ашиш Раджадхьякша; Пол Виллемен (1999). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино. ISBN 978-1-135-94325-7 .
- Синтия Талбот (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 .
- Кавирадж Шьямалдас (1886 г.). «Древность, подлинность и подлинность эпоса, называемого Притхвирадж Раса и обычно приписываемого Чанду Бардаю» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . ЛВ . Азиатское общество Бенгалии.
- Константин С Носов (2012). Индийские замки 1206–1526: взлет и падение Делийского султаната . Блумсбери. ISBN 9781849080507 .
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 .
- Р. В. Сомани (1981). Притхвирадж Чаухан и его время . Схема публикации. ISBN 9788185263021 .
- Сатиш Чандра (2006). Средневековая Индия: от султаната до Великих Моголов (1206–1526) . Том. 1. Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- Сисиркумар Митра (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120819979 .
- Рима Худжа (2006). ИСТОРИЯ РАДЖАСТАНА (ПБ) . Рупа и компания. ISBN 978-81-291-1501-0 .
- «Акшай Кумар сыграет Притхвираджа Чаухана в биографическом фильме «Притхвирадж » . Индус . 9 сентября 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
Внешние ссылки

