Бхима II
Бхима II | |
---|---|
Абхинава-Сиддхараджа Саптама-Чакраварти Бала-Нараяна | |
Король Гуджарата | |
Царствование | 1178–1240 |
Предшественник | Мулараджа II |
Преемник | Трибхуванапала |
Супруг | Лиладеви и Сумадеви |
Дом | Чаулукья (Соланки) |
Религия | индуизм |

Бхима II (годы правления 1178–1240), также известный как Бхола Бхима , был индийским королем, правившим королевством Гуджарат . Он был членом династии Чаулукья (также называемой Чалукья или Соланки). Во время его правления власть династии сильно упала в результате восстаний феодалов, а также внешних вторжений Гуридов , Парамаров и Ядавов Девагири . Королевство, однако, спасли его генералы Арнораджа, Лаванапрасад и Вирадхавала, чья семья основала династию Ваггела .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бхима II, также известный как Бхимадева, [ 2 ] был сыном царя Чаулукья Аджаяпалы . Он сменил своего брата Мулараджу II в молодом возрасте. [ 3 ] Воспользовавшись его юным возрастом, некоторые из его мандаликов (губернаторов провинций) восстали против него, чтобы основать независимые государства. Его верный феодат Арнораджа пришел ему на помощь и погиб, сражаясь с повстанцами. Потомки Арнораджи Лаванапрасад и Вирадхавала стали могущественными во время правления Бхимы и в конечном итоге основали суверенную династию Вагхела . [ 4 ]
Конфликты
[ редактировать ]Хойсалас
[ редактировать ]Надписи Хойсалы утверждают, что Вира Баллала II победил царя Гурджара (то есть Бхиму), который объединился с другими королями, чтобы безуспешно напасть на него. Однако историческая достоверность этого утверждения сомнительна. Вполне возможно, что Хойсалас совершили набег на регион Лата на территории Чаулукья. [ 5 ]
Ядавы Девагири: Бхиллама
[ редактировать ]Ядавы Девагири вторглись в Гуджарат во время правления Бхимы. В надписи Мутги 1189 г. н. э. царя Ядава Бхилламы V говорится, что он победил Гурджаров (то есть Чаулукья из Гуджарата). Надпись на холме Сундха гласит, что Бхиллама потерпел поражение от Наддулы Чахаманы правителя Келханы , который был северным феодалом Бхимы. Вполне возможно, что Бхиллама продвинулся до королевства Наддула после победы над Бхимой. Другая возможность состоит в том, что Келхана двинулся на юг в поддержку Бхимы. [ 5 ]
Чахамана Шакамбхари
[ редактировать ]Во время правления Бхимы Чаулукьям также пришлось сражаться с Шакамбхари Чахамана царем Притхвираджем III . В легендарном тексте Притхвирадж Расо говорится, что эти цари провели две битвы: одну возле Нагаура , а другую возле горы Абу . По словам летописца XIV века Мерутунги, генерал Бхимы Джагаддева Пратихара потерпел поражение в битве против Притхвираджа. [ 6 ]
Более поздняя редакция Притхвираджи Расо содержит неточную легенду, согласно которой Бхима убил отца Притхвираджи Сомешвару , а Притхвираджа позже убил Бхиму. Это не может быть правдой, поскольку Бхима прожил почти полвека после смерти Притхвираджи. [ 6 ]
Чахамана и Чалукья, похоже, заключили мирный договор где-то до 1187 года нашей эры. Согласно Харатара-гаччха Паттавали , в том же году генерал Бхимы Джагаддева предупредил вождя по имени Абхаядева не преследовать паломников из Сападалакши (территория Чахамана). Он сказал вождю, что только что с большим трудом заключил мирный договор с Притхвираджем. [ 6 ]
Гуриды
[ редактировать ]В 1178 году Гуридов король Мухаммад из Гора вторгся в королевство Чаулукья, но потерпел поражение. Эта битва произошла во время правления предшественника Бхимы Мулараджи II , хотя некоторые мусульманские хроники ошибочно относят ее к правлению Бхимы. [ 7 ]
В середине 1190-х годов н.э. Гуриды победили Чахамана и других индуистских королей северной Индии. По данным средневековых мусульманских историков, в 1197 году н. э. генерал Гуридов Кутб ад-Дин Айбак двинулся в Нахрвалу (то есть столицу Чалукья Анахилапатаку ). Он разбил армию Чаулукья 4 февраля 1197 года н.э. Мусульманский историк XIII века Хасан Низами хвалится, что чаулукья потеряли в этой битве 50 000 человек. Летописец XVI века Фиришта приводит цифры в 15 000 убитых и 20 000 взятых в плен. [ 8 ]
Согласно мусульманским хроникам, армию Чаулукья в этой битве возглавляли Рай Каран, Валлан и Дарабарас. [ 8 ] Дарабараса можно отождествить с Дхараваршей, главой Парамары Абу, который был феодалом Бхимы. Валлан, вероятно, является искажением имени Пахлан, которое само по себе является искажением Прахаладаны (брата Дхараварши). Личность Рая Карана не установлена. Некоторые ученые отождествляли его с Киртипалой , правителем ветви Джавалипура Чахамана . Однако эта идентификация несостоятельна с хронологической точки зрения. [ 9 ] Доктор Бхандаркар идентифицировал Рай Карана как правителя Наддулы Чахаманы Келхану, но это также хронологически неверно, поскольку Келхана умер около 1193 года нашей эры. [ 10 ] РБ Сингх назвал его преемником Келханы Джаятасимхой. [ 11 ] По мнению мусульманских историков, Раю Карану удалось бежать после боя. [ 8 ]
Затем Гуриды вошли в Анахилапатаку и разграбили город. Свидетелем разграбления Анахлиапатаки стал джайнский ученый Джинапати Сури в 1197 году нашей эры. По словам Фиришты, Кутб ад-Дин назначил губернатора в столице Чаулукья перед отъездом в Аджмер . [ 8 ] Впоследствии Чаулукья восстановили свою власть в Гуджарате, однако сведений о том, как это произошло, очень мало. Есть некоторые упоминания о генералах Бхимы Лаванапрасаде и Шридхаре, добившихся военных успехов против Гуридов (называемых «Турушка» и «Хаммира»). Известно, что Бхима контролировал Анахилапатаку к 1201 году нашей эры. [ 12 ]
Парамарас: Субхатаварман
[ редактировать ]Парамары малва , которые когда - то уступили свое королевство Чаулукьям, сумели восстановить свою власть к концу 12 века. Тем временем Чаулукья были ослаблены нападениями Гуридов. Воспользовавшись этой ситуацией, царь Парамары Субхатаварман успешно вторгся в регион Лата около 1204 года нашей эры. Вероятно, он также разграбил столицу Чаулукья Анахилапатаку. [ 13 ]
Писатель XIV века Мерутунга утверждает, что царь Парамара отступил от границы Гуджарата после того, как министр Бхимы прочитал стих, предупреждающий его о репрессиях. Но это не подтверждается историческими свидетельствами. занимал Дарбхавати (современный Дабхой ). Согласно гуджаратским хроникам, Субхатаварман некоторое время [ 14 ] Мухаммад Ауфи в своем «Джавами уль-Хикаят» утверждает, что царь Парамара разграбил города Гуджарата; Пострадали индуистские храмы, а также места отправления культа других религиозных общин. [ 15 ] Считается, что Субхатаварман разрушил мечеть в Хамбате , построенную для арабских торговцев . [ 16 ] По словам поэта Арисимхи, он также вынес золотые кувшины из храма Вайдьянатхи в Дарбхавати. [ 14 ]
Генерал Чаулукья Шридхара отразил атаку Субхатавармана. Его надпись Девапаттана прашасти предполагает, что он успешно защитил свой форт (недалеко от Сомнатха ) от осады Парамары. [ 14 ] Генерал Чаулукья Лаванапрасад, вероятно, вынудил Субхатавармана отказаться от своей кампании. В его надписи Дабхой Прашасти , составленной поэтом Сомешварой , говорится, что он был подобен хранилищу лекарств против похожих на болезнь захватчиков, среди которых был правитель Дхары (столицы Парамары). Другой поэт Балачандра называет противником Лаванапрасада Шрибхата из малвы, которого идентифицируют как Субхатавармана. [ 17 ]
Узурпация Джаянтасимхи
[ редактировать ]Где-то в 1205-1210 годах н.э. узурпатор по имени Джаянта-Симха (Джаясимха) занял столицу Бхимы, Анахилапатаку . Бхиме удалось изгнать его только в 1223–1226 годах н.э. Джаянтасимха был частью семьи Чаулукья и вел свою родословную от основателя династии Мулараджи . [ 18 ]
Парамарас: Арджунаварман
[ редактировать ]Узурпатор Джаянта-Симха потерпел поражение от Арджунавармана , сына и преемника Субхатавармана. Как и его отец, Арджунаварман также вторгся в Гуджарат где-то до 1211 года нашей эры. Мерутунга называет его «разрушителем Гуджарата». Надпись в Бхопале указывает на то, что он достиг Бхаруха к 1213 году нашей эры. Надпись Дхар Прашасти сообщает, что он победил Джаянту-Симху в горной долине Парва (возможно, Павагадх ). В нем также говорится, что Арджуна схватил дочь Джаянты Джаяшри и влюбился в нее. По мнению историка А. К. Маджумдара, это говорит о том, что Джаянта заключил мир с Парамарасами посредством брачного союза. [ 17 ]
Ядавы Девагири: Симхана
[ редактировать ]Регион Лата (южный Гуджарат ) неоднократно подвергался нападениям Парамаров и Ядавов Девагири во время правления Бхимы. Он перешел под контроль вождя по имени Симха, который изначально был союзником Парамара. В надписи 1200 г. н. э. царя Ядавов Джаитуги говорится, что он победил Гурджаров, что, вероятно, относится к его вторжению в Лату. Парамары покинули Симху во время вторжения Ядавов, поэтому он обратился за помощью к Чаулукьям. Во время своего вторжения в 1213 году н.э. царь Парамары Арджунаварман, возможно, заменил Симху племянником последнего Шанкхой (псевдоним Санграма-Симха). Шанкха отразил вторжение Ядавов в регион. [ 19 ]
Сын Джайтуги Симхана несколько раз вторгался в Гуджарат. В надписи его генерал Холешвара утверждает, что смирил гордость Гурджар. Первое вторжение в Симхану, вероятно, произошло около 1229 года нашей эры. Согласно рассказам Чаулукья, Лаванапрасад заключил мирный договор с Симханой, потому что ему нужно было посетить Марвар, чтобы подавить восстание. Похоже, что Лаванапрасад послал армию под командованием своего сына Вирадхавалы для набега на территорию Ядавы, из-за чего Симхана был вынужден согласиться на мирный договор. [ 20 ]
После того как Лаванапрасад отбыл в Марвар, Шанкха напал на Кхамбхата , но потерпел поражение от генерала Чаулукья Ваступалы . Затем Шанкха попытался спровоцировать Симхану на новое нападение на Гуджарат. Согласно отчетам Чаулукья, шпионы Чаулукья создали раскол между Шанкхой и Симханой. В конечном итоге Шанкха подчинился генералу Чаулукья Вирадхавале. [ 21 ]
Чаулукья контролировали регион Лата к 1231–1232 гг. Н. Э., когда им управлял внук Лаванапрасада Вишаладева. Около 1237 года Симхана послал другую армию под командованием сына Холешвары Рамы для нападения на Гуджарат. Вишаладева отразил эту атаку, и Рама был убит в битве на берегу реки Нармады . [ 22 ]
Восстание на севере
[ редактировать ]Феодалы Чаулукья в северном регионе Марвара дважды восстали во время правления Бхимы, и оба раза армия Бхимы столкнулась с вторжениями Ядавов с юга. В первом восстании приняли участие четыре феодала, которые были покорены Лаванапрасадом и Вирадхавалой. [ 23 ] Во втором восстании приняли участие три феодала: Удаясимха (вероятно, Удаясимха , чахамана вождь Джавалипуры ), Сомасимха и Дхараварша (вождь Парамары Абу). [ 24 ]
Гухилы Медапаты (Гухилоты Мевара ) также восстали против Бхимы где-то между 1207-1227 годами нашей эры и провозгласили свою независимость. [ 25 ]
Вторжение Питхадевы в Катч
[ редактировать ]Согласно средневековому тексту Джагаду-Чарита , Питхадева из Пара вторгся в регион Катч во время правления Бхимы. Купец по имени Джагаду обратился за помощью к Лаванапрасаду, который отправил армию, которая победила Питхадеву. Личность Питхадевы неизвестна, но, вероятно, он был сумры правителем Нагарпаркара , которого мусульманские летописцы по-разному называли Питу, Пахту или Фату. [ 26 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Известны две царицы Бхимы: Лиладеви и Сумаладеви. [ 27 ] Лиладеви была дочерью Самары-Симхи , Чахамана правителя Джавалипуры , о чем свидетельствует надпись Кади 1205 года . [ 28 ]
Согласно средневековым хроникам, Бхима был благотворительным человеком. Он принял титулы Абхинава-Сиддхараджа , Саптама-Чакраварти и Бала-Нараяна . [ 27 ]
Храмы
[ редактировать ]-
Храм Харшад Мата на холме недалеко от Миани
-
Храм Рукмини Деви , Дварка
-
Храм Шивы, Бавка , Панчмахал
В его время активность по строительству храмов значительно снизилась. Согласно двум надписям, он построил мандапу под названием Мегханада или Мегхадхвани перед Сомнатхом в 1217 году нашей эры. Храмы Бхимешвара и Лилешвара были построены им в 1207 году нашей эры в честь его королевы Лилавати в Лилапуре, городе, основанном в ее честь. Лаванапрасада основала Салакшанапур, названную в честь ее матери, в районе Гамбхута и построила храмы Аналешвара и Салакшанешвара. Другая его царица Сумаладеви, дочь Лаванапрасада, также построила Сумалешвару где-то до 1239 года нашей эры согласно гранту Чусади. Прахладана, брат Парамары Дхараварши Абу, основал Прахладанапур ( Паланпур ) в 1218 году и построил Прахладана-вихару, посвященную Паллавии Паршванатхе . Трипурантака, шиваитский настоятель, построил пять храмов в Сомнатхе. [ 29 ]
Сохранившиеся храмы его периода включают храм Нилкантха Махадева (1204 г. н. э.) в Миани, храм Харшад Мата на холме напротив ручья недалеко от Миани, храмовый комплекс Муладварка в Вишавада. Храм Навлаха в Гумли является лучшим сохранившимся примером. Другие храмы включают храм Рамы Лакшамана в Барадии в Охамандале, храм Рукмини в Дварке и разрушенный храм Шивы Бавка в районе Даход . Мандапа была добавлена к храму Вайдьянатха Махадевы в Вадали . Сохранившаяся мандапа храма Паршванатха в Гумли является современником храма Навлакха. Разрушенный храм Челешвар на холмах также относится к этому периоду. [ 29 ] Ступенчатые колодцы Викия и Джета возле храма Навлаха в Гумли принадлежали 13 веку. Ступенчатый колодец Гьян возле деревни Висавада на холмах Барда относится ко времени Бхимы II. К этому же периоду относится разрушенный лестничный колодец близлежащего села Кешав. [ 30 ]
Последние дни
[ редактировать ]Генерал Бхимы Лаванапрасад и его сын Вирадхавала основали династию Вагхела , которая заменила Чаулукья в Гуджарате через несколько лет после смерти Бхимы. По словам поэта Сомешвары, во сне Лаванапрасаду явилась богиня Гурджара-раджа-лакшми и повелела ему спасти царство, пришедшее в упадок при неопытном царе Бхиме. Сам Сомешвара убедил Лаванапрасада подчиниться божественному приказу и спасти свою родину. [ 31 ] Другой поэт Арисимха утверждает, что умерший царь Чаулукья Кумарапала явился во сне Бхиме и посоветовал молодому царю назначить Лаванапрасада Сарвешварой (главным господином), а Вирадхавалу ювараджем ( наследником ), чтобы пропагандировать джайнскую веру . Еще один писатель Удаяпрабха утверждает, что Бхима сам доверил свое царство Лаванапрасаду, потому что отец Лаванапрасада Арнораджа сделал его царем, победив мятежных феодалов. [ 32 ]
Из всех этих писателей Сомешвара был наиболее осведомлен о современных событиях. «Божественный порядок во сне» был излюбленным приемом современных поэтов для оправдания предосудительных действий своих покровителей. Таким образом, похоже, что Лаванапрасад узурпировал власть Бхимы. [ 33 ] К 1231 году н.э. (1288 год до нашей эры ) Лаванапрасад принял титул Махараджадхираджа («царь великих царей»), а Вирадхавала назывался Махараджей («великий царь»), о чем свидетельствуют многочисленные на Гирнаре надписи . Однако эти двое продолжали номинально признавать Бхиму (и его преемника Трибхуванапалу ) своим повелителем. [ 34 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- 2006–2009: Дхарти Ка Вир Йодха с Притхвираджем Чауханом в главной роли , трансляция Star Plus , где Бхиму сыграл Четан Хансрадж .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 501–502.
- ^ Ромила Тапар 2008 , с. 86–87.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 138.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 141.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 143.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 144.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 260–261.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 263.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 145-146.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 147.
- ^ Иктидар Хусейн Сиддики 2010 , с. 91: Ни индуистские храмы, ни места поклонения других общин не были пощажены.
- ^ Ромила Тапар 2008 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 148.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 160-161.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 149–150.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 149–152.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 149.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 149–153.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 155.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 155–156.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 156.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 167.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Даки, Мадхусудан А. (1961). Дева, Кришна (ред.). «Хронология храмов Соланки в Гуджарате» . Журнал Мадхья-Прадеша Итихас Паришад . 3 . Бхопал : Мадхья-Прадеш Итихас Паришад: 62–66, 80–81.
- ^ Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе 1981 , с. 22.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 161.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 162.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 162–163.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 163-164.
Библиография
[ редактировать ]- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Ашок Кумар Шривастава (1979). Чахаманы Джалора . Сахитья Сансар Пракашан. ОСЛК 12737199 .
- Иктидар Хусейн Сиддики (2010). Индо-персидская историография до XIII века . Книги Примуса. ISBN 978-81-908918-0-6 .
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 .
- Ромила Тапар (2008). Соманатха . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306468-8 .
- Ютта Джайн-Нойбауэр (1981). Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе . Публикации Абхинава. стр. 19–24. ISBN 978-0-391-02284-3 .