Чахамана Шакамбхари
Чахамана Шакамбхари | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
VI век – 1192 г. | |||||||||||||
Монета правителя Чахаманы Виграхараджи IV , ок. 1150 – ок. 1164 . Аверс: Рама стоит влево и держит лук; «Шри ра ма» в деванагари. Реверс: «Шримад вигра/ха раджа де/ва» на языке деванагари; символы звезды и луны ниже. | |||||||||||||
Капитал | |||||||||||||
Религия | индуизм | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
• 6 век | Васудева (первый) | ||||||||||||
• ок. 1193–1194 гг. н.э. | Харираджа (ребенок) | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Учредил | 6 век | ||||||||||||
1192 | |||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Индия |
Чахамана Шакамбхари ( IAST : Cāhamāna), в просторечии известные как Чауханы Самбхара или Чауханы Аджмера , были индийской династией, которая управляла частями современного Раджастана и соседних областей Индии между VI и XII веками. Территория, которой они управляли, называлась Сападалакша. Они были самой известной правящей семьей клана Чахамана ( Чаухан ) раджпутов . [2]
Первоначально столица Чахамана находилась в Шакамбхари (современный город у озера Самбхар ). До 10 века они правили как вассалы Пратихары . Когда власть Пратихары пришла в упадок после Трехсторонней борьбы , правитель Чахаманы Симхараджа принял титул Махараджадхираджа (Царь царей). В начале 12 века Аджаяраджа II перенес столицу королевства в Аджаямеру (современный Аджмер ). По этой причине правители Чахаманы также известны как «Чауханы Аджмера».
Чахамана вели несколько войн со своими соседями, в том числе с Чаулукьями из Гуджарата, Томарасами из Дели, Парамарасами из малва и Чанделами из Бунделькханда. Начиная с 11 века, они начали сталкиваться с мусульманскими вторжениями, сначала Газневидов , а затем Гуридов . Королевство Чахамана достигло своего апогея при Виграхарадже IV в середине 12 века. Власть династии фактически закончилась в 1192 году нашей эры, когда гуридский захватчик Мухаммад Горский победил и казнил племянника Виграхараджи IV Притхвираджа Чаухана .
Источник
[ редактировать ]Согласно в Биджолии наскальной надписи Сомешвары 1170 года н.э. , ранний царь Чахамана Самантараджа родился в Аиччхатрапуре в готре мудреца . Ватса [3] Историк Р.Б. Сингх предполагает, что Чахамана, вероятно, начинали как мелкие правители Аиччхатрапуры (отождествляемой с Нагауром ) и перенесли свою столицу в Шакамбхари (Самбхар) по мере роста своего королевства. Позже они стали вассалами императорских Пратихаров . [4]
Также существует несколько мифических рассказов о происхождении династии. В самых ранних надписях и литературных произведениях династии говорится, что прародителем династии был легендарный герой по имени Чахамана. Они по-разному утверждают, что этот герой родился из глаза Индры , в линии мудреца Ватсы, в солнечной династии и/или во время ритуального жертвоприношения, совершенного Брахмой . [5] Популярный средневековый отчет относит династию к четырем кланам Агниванши Раджпутов, чьи предки, как говорят, вышли из жертвенного костра . Самыми ранними источниками, в которых упоминается эта легенда, являются редакции Притхвираджа Расо XVI века . Некоторые историки колониальной эпохи интерпретировали этот миф как предположение об иностранном происхождении династии, предполагая, что иностранные воины были инициированы в индуистское общество посредством огненного ритуала. [6] Однако в самой ранней дошедшей до нас копии Притхвираджа Расо эта легенда вообще не упоминается. Вместо этого в нем говорится, что первым правителем династии был Маникья Рай , который, как говорят, родился от жертвоприношения Брахмы. [7]
Территория
[ редактировать ]Основная территория Чахамана находилась на территории современного Раджастана . Он был известен как Сападалакша ( IAST : Сападалакша) или Джангала-деша ( IAST : Джангаладеша). [8] [9]
Термин Джангладеша («грубая и засушливая страна») кажется более старым, как он упоминается в Махабхарате . [10] В тексте не упоминается точное местоположение региона. Более поздние санскритские тексты, такие как «Бхава Пракаша» и «Шабдакальпадрума Коша», предполагают, что это был жаркий, засушливый регион, где росли деревья, требующие мало воды. Регион отождествляется с территорией вокруг Биканера . [11]
Термин Сападалакша (буквально «одна с четвертью лакха » или 125 000) относится к большому количеству деревень в этом районе. [12] Это стало заметным во время правления Чахаманы. Похоже, что этот термин первоначально относился к территории вокруг современного Нагаура недалеко от Биканера. Этот район был известен как Савалак (народная форма Сападалакши) еще в 20 веке. [10] Ранний царь Чахаманы Самантараджа жил в Аиччхатрапуре, который можно отождествить с современным Нагауром. Древнее имя Нагаура было Нагапура, что означает «город змеи». Аиччхатрапура имеет аналогичное значение: «город, чхатрой или защитником которого является змей». [13]
По мере расширения территории Чахаманы весь управляемый ими регион стал известен как Сападалакша. [10] Сюда входили более поздние столицы Чахаманы Аджаямеру ( Аджмер ) и Шакамбхари ( Самбхар ). [14] Этот термин также стал применяться к большей территории, захваченной Чахаманами. Раннесредневековые индийские надписи и сочинения современных мусульманских историков позволяют предположить, что в Сападалакшу также входили следующие города: Ханси (ныне в Харьяне ), Мандор (ныне в регионе Марвар ) и Мандалгарх (ныне в регионе Мевар ). [15]
История
[ редактировать ]Самый ранний исторический царь Чахамана — правитель VI века Васудева . Согласно мифическому рассказу в Притхвирадже Виджае , он получил соленое озеро Самбхар в дар от видьядхары (сверхъестественного существа). [16] О его непосредственных преемниках известно мало. Известно, что правитель Чахаманы VIII века Дурлабхараджа I и его преемники служили Гурджара-Пратихарам в качестве вассалов. В 10 веке Вакпатираджа I предпринял попытку свергнуть сюзеренитет Гурджара-Пратихара и принял титул Махараджа («великий король»). [17] Его младший сын Лакшмана основал филиал Наддула Чахамана . Старший сын и преемник Вакпатираджи Симхараджа принял титул Махараджадхираджа («царь великих царей»), что предполагает, что он был суверенным правителем. [18]
Преемники Симхараджи укрепили власть Чахаманы, участвуя в войнах со своими соседями, включая Чаулукья в Гуджарате и Томара в Дели. Самая ранняя сохранившаяся надпись династии (973 г. н. э.) относится ко времени правления Виграхараджи II . [12] Во время правления Вирьярамы (ок . 1040 г. н.э. ) Парамара царь Бходжа вторгся в королевство Чахамана и, вероятно, оккупировал их столицу Шакамбхари . на короткое время [19] Чамундараджа восстановил власть Чахаманы, возможно, с помощью Наддулы Чахамана. [19]
Последующие цари Чахаманы столкнулись с несколькими набегами Газневидов . Аджаяраджа II (ок . 1110–1135 гг. н.э.) отразил атаку Газневидов, а также победил царя Парамара Наравармана . Он перенес столицу королевства из Шакамбхари в Аджаямеру ( Аджмер ), город, который он либо основал, либо значительно расширил. [20] [21] Его преемник Арнораджа совершил набег на территорию Томары, а также разгромил Газневидов правителя Бахрам-шаха в резне турушек возле Аджмера . [22] Однако он потерпел поражение от царей Гуджарата Чаулукья Джаясимхи Сиддхараджа и Кумарапалы и был убит своим собственным сыном Джагаддевой . [23]
Младший сын Арнораджи Виграхараджа IV значительно расширил территории Чахаманы и захватил Дели у Томаров . Он также победил Газневидов короля Хосров Шаха в первой войне Виграхараджи IV против мусульман . [24] Его королевство включало части современного Раджастана, Харьяны и Дели. Вероятно, в него также входили часть Пенджаба (к юго-востоку от реки Сатледж ) и часть северной Гангской равнины (к западу от Ямуны ). [25] В его надписи на колонне Дели-Шивалик 1164 г. н.э. утверждается, что он завоевал регион между Гималаями и Виндхьями и таким образом восстановил власть арийцев в Арьяварте . Хотя это преувеличение, оно не является полностью беспочвенным. Первоначально надпись была найдена в деревне Топра, недалеко от холмов Шивалик (предгорья Гималаев). Также изгнанный правитель малва (регион Виндхьян), возможно, признал свой сюзеренитет. Таким образом, влияние Виграхараджи простиралось от Гималаев до Виндхьев, по крайней мере номинально. [26]
Виграхарадже наследовал его сын Амарагангея , а затем его племянник Притхвираджа II . Впоследствии его младший брат Сомешвара . на престол взошел [27]
Самым знаменитым правителем династии был сын Сомешвары Притхвираджа III, более известный как Притхвирадж Чаухан . Он победил нескольких соседних королей, в том числе Чанделы правителя Парамарди в 1182–1183 годах, хотя он не смог присоединить территорию Чанделы к своему королевству. [28] В 1191 году он победил империи Гуридов короля Мухаммада Горского в первой битве при Тараине . Однако в следующем году он потерпел поражение во второй битве при Тараине от Мухаммеда Горского и впоследствии был убит. [29]
Мухаммад из Гора назначил сына Притхвираджи Говиндараджа IV своим вассалом. Брат Притхвираджи, Харираджа , сверг его с престола и восстановил контроль над частью королевства своих предков. Харираджа потерпел поражение от Гуридов в 1194 году нашей эры. Говиндараджа получил феодальное владение Рантхамбор от Гуридов . Там он основал новую ветвь династии. [30]
Культурные мероприятия
[ редактировать ]Чахаманы построили ряд индуистских храмов, некоторые из которых были разрушены захватчиками Гуридами после поражения Притхвираджи III . [31]
Несколько правителей Чахаманы внесли свой вклад в строительство храма Харшанатхи был заказан Говиндараджем I. , который, вероятно , [32] По словам Притхвираджи Виджая :
- Симхараджа построил большой храм Шивы в Пушкаре. [33]
- Чамундараджа заказал храм Вишну в Нарапуре (современный Навар в районе Аджмер ). [34]
- Притхвираджа I построил центр раздачи еды ( анна-сатра ) по дороге к храму Сомнатха для паломников. [35]
- Сомешвара построил ряд храмов, в том числе пять храмов в Аджмере. [36] [37]
Виграхараджа IV был известен своим покровительством искусству и литературе, а сам сочинил пьесу «Харикели Натака» . Здание, которое позже было преобразовано в мечеть Адхай Дин Ка Джонпра, было построено во время его правления. [38]
Правители Чахаманы также покровительствовали джайнизму . Виджаясимхи Сури В «Упадешамалавритти» Чандры Сури (1134 г. н.э.) и «Мунисуврата-Чарита» (1136 г. н.э.) говорится, что Притхвираджа I пожертвовал золотые калаши (купола) для джайнских храмов в Рантхамборе. [39] В «Харатара-Гаччха - Паттавали» говорится, что Аджаяраджа II позволил джайнам построить свои храмы в своей столице Аджаямеру ( Аджмер ), а также подарил золотую калашу храму Паршванатхи . [40] Сомешвара подарил деревню Ревну храму Паршванатхи. [36]
Список правителей
[ редактировать ]Ниже приводится список правителей Чахаманы Шакамбхари и Аджмера с приблизительным периодом правления по оценке Р.Б. Сингха: [43]
# | Правитель | Царствование (CE) |
---|---|---|
1 | Чахамана | (мифический) |
2 | Васу-дева | в. 551 г. н. э. (оспаривается) |
3 | Саманта-раджа | 684–709 |
4 | Нарадева | 709–721 |
5 | Аджая-раджа I | 721–734 |
6 | Виграха-раджа I | 734–759 |
7 | Чандра-раджа I | 759–771 |
8 | Гопендра-раджа | 771–784 |
9 | Дурлабха-раджа I | 784–809 |
10 | Говинда-раджа I, он же Гувака I | 809–836 |
11 | Чандра-раджа II | 836–863 |
12 | Говиндараджа II, псевдоним Гувака II | 863–890 |
13 | Чандана-раджа | 890–917 |
14 | Вакпати-раджа | 917–944 |
15 | Король Симха | 944–971 |
16 | Виграха-раджа II | 971–998 |
17 | Дурлабха-раджа II | 998–1012 |
18 | Говинда-раджа III | 1012–1026 |
19 | Вакпати-раджа II | 1026–1040 |
20 | Вирьярама | 1040 (несколько месяцев) |
21 | Чамунда-раджа | 1040–1065 |
22 | Дурлабха-раджа III, псевдоним Душала | 1065–1070 |
23 | Виграха-раджа III, псевдоним Вишала | 1070–1090 |
24 | Притхви-раджа I | 1090–1110 |
25 | Аджая-раджа II | 1110–1135 |
26 | Арно-раджа, псевдоним Ана | 1135–1150 |
27 | Джагад-дева | 1150 |
28 | Виграха-раджа IV, псевдоним Вишаладева | 1150–1164 |
29 | Апара-гангея | 1164–1165 |
30 | Притхви-раджа II | 1165–1169 |
31 | Сомешвара | 1169–1178 |
32 | Притхвираджа III (Рай Питора) | 1177–1192 |
33 | Говинда-раджа IV | 1192 |
34 | Дни королей | 1193–1194 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Издательство Оксфордского университета, Цифровая библиотека Южной Азии. п. 147, Карта «д». Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ * Герман Кульке ; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Психология Пресс. п. 117. ИСБН 978-0-415-32919-4 .
Когда власть Гурджара Пратихара пришла в упадок после разграбления Каннауджа Раштракуткасом в начале десятого века, многие раджпутские принцы заявили о своей независимости и основали свои собственные королевства, значение некоторых из которых возросло в последующие два столетия. Наиболее известными среди этих династий были Чаулукья или Соланки из Катхиавара и Гуджарата, Чахамана (т.е. Чаухан) из восточного Раджастана (Аджмер и Джодхпур) и Томары, основавшие Дели (Дхилик) в 736 году, но затем вытесненные Чауханы в двенадцатом веке.
- Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
Период между седьмым и двенадцатым веками стал свидетелем постепенного возникновения ряда новых королевских родов в Раджастане, Гуджарате, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше, которые стали составлять социально-политическую категорию, известную как «Раджпут». Некоторыми из основных линий передачи были Пратихара из Раджастана, Уттар-Прадеша и прилегающих территорий, Гухила и Чахамана из Раджастана, Чаулукья или Соланки из Гуджарата и Раджастана и Парамары из Мадхья-Прадеша и Раджастана.
- Ромила Тапар (2000). Культурное прошлое: очерки ранней истории Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 792. ИСБН 978-0-19-564050-2 .
Это любопытное заявление, поскольку Чахаманы были известны как одна из выдающихся семей раджпутов, считавшихся...
- Бертон Стейн (2010). Арнольд, Д. (ред.). История Индии (2-е изд.). Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 110. ИСБН 978-1-4051-9509-6 . Архивировано из оригинала 12 июля 2023 года . Проверено 24 августа 2021 г.
«В процессе миграции и метаморфозы низших групп в раджпутов образовались новые кланы раджпутов. Некоторые из этих кланов — Пратихара, Гухилас и Чахаманас.
- Дэвид Ладден (2013). Индия и Южная Азия: Краткая история . Публикации Oneworld. п. 64. ИСБН 978-1-78074-108-6 .
Напротив, в Раджастане возникла единая группа воинов, названная раджпутами (от «раджапутры» — сыновья королей): они редко занимались сельским хозяйством, даже для того, чтобы контролировать сельскохозяйственный труд, поскольку сельское хозяйство было буквально ниже их достоинства, сельское хозяйство предназначалось для их крестьянских подданных. В девятом веке от разросшихся кланов Гурджара Пратихара отделились отдельные кланы раджпутов Кахамана (Чауханы), Парамары (Павары), Гухилас (Сисодиас) и Чаулукья...
- Питер Робб (2011). История Индии . Международное высшее образование Макмиллана. п. 59. ИСБН 978-0-230-34549-2 .
Мухаммад Горский был еще одним афганским тюркским захватчиком. Он установил гораздо более широкий контроль в Северной Индии. Раджпуты не смогли ему противостоять после того, как он победил Притхвираджа III, короля Чауханов, клана раджпутов, базирующегося к юго-востоку от Дели.
- Сатиш Чандра (2007). История средневековой Индии: 800-1700 гг . Ориент Лонгман. п. 62. ИСБН 978-81-250-3226-7 . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 14 июня 2022 г.
Возникновение новой группы под названием раджпуты и споры об их происхождении уже упоминались. После распада империи Пратихара на севере Индии возник ряд раджпутских государств. Самыми важными из них были Гахадавалы Канауджа, Парамары Малвы и Чауханы Аджмера.
- Ричард Итон (2000). Очерки ислама и истории Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН 978-0-19-565114-0 .
Из Аджмера в Раджастхане, бывшей столицы побежденных раджпутов Кахамана, а также, что немаловажно, источника благочестия Чишти, осквернение храмов после 1192 года быстро распространилось по Гангской равнине, поскольку турецкие вооруженные силы стремились искоренить местные правящие дома в конце 1192 года. двенадцатый и начало тринадцатого века
- Упиндер Сингх (1999). Древний Дели . Издательство Оксфордского университета. п. 97. ИСБН 978-0-19-564919-2 .
В конечном итоге Томары были уничтожены руками другого клана раджпутов, Чауханов или Чахамана. Дели был захвачен у Томарас королем Чаухана Виграхараджем IV (Висала Дева в традиционных бардских историях) в середине двенадцатого века.
- Шаил Маярам (2003). Против истории, против государства: маргинальные контрперспективы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 22. ISBN 0-231-12730-8 . OCLC 52203150 .
Раджпуты Чауханы (Кахаманас) возникли в конце десятого века и утвердились в качестве верховной державы, свергнув раджпутов Томара. В 1151 году правители Томара Раджпутов (и первоначальные строители) Дели были свергнуты Висалом Девом, чауханским правителем Аджмера.
- Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 11.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 89.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 10–12.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 25-26.
- ^ Альф Хилтебейтель 1999 , с. 447.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 220–221.
- ^ Теоретическая карта территории Чахаманы: Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 147, карта XIV.3(д). ISBN 0226742210 . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 217.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 214.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синтия Талбот 2015 , с. 33.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 223.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 224.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 225.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 23.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 100.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 103.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , стр. 34–35.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 131–132.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 40.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 138-140.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 140-141.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 60-61.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 150.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 62.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 156.
- ^ Синтия Талбот, 2015 , стр. 39.
- ^ Иктидар Алам Хан 2008 , с. XVIII.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 221.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 87.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 26.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 104.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 124.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 128.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , стр. 69–70.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 159.
- ^ Синтия Талбот, 2015 , стр. 37–38.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 38.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 41.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 37, 147. ISBN 0226742210 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Анита Судан 1989 , стр. 312–316.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 51–70.
Библиография
[ редактировать ]- Альф Хилтебейтель (1999). Переосмысление устных и классических эпосов Индии: Драупади среди раджпутов, мусульман и далитов . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-34055-5 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- Анита Судан (1989). Исследование надписей Кахамана Раджастана . Исследовать. OCLC 20754525 .
- Синтия Талбот (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- Хар Ринсе Сарда (1935). Речи и сочинения Хар Билас Сарда . Аджмер: Ведическая Янтралайя.
- Иктидар Алам Хан (2008). Исторический словарь средневековой Индии . Пугало Пресс. ISBN 9780810864016 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 17 июня 2016 г.