Виграхараджа IV
Виграхараджа IV | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сападалакшия-Нрипати [ 1 ] | |||||||||
![]() Монета Виграхараджи IV. Аверс: Рама стоит влево и держит лук; «Шри Рама» в Деванагари. Реверс: «Шримад вигра/ха раджа де/ва» на языке деванагари; символы звезды и луны ниже. | |||||||||
Король Сападалакши | |||||||||
Царствование | ок. 1150–1164 гг. Н. Э. | ||||||||
Предшественник | Джагаддева | ||||||||
Преемник | Амарагангея | ||||||||
| |||||||||
Династия | Чахамана Шакамбхари | ||||||||
Отец | Арнорайя | ||||||||
Религия | индуизм |
Виграхараджа IV (1150–1164 гг. н.э.), также известный как Висаладев , был королем из династии Чахамана (Чаухан) на северо-западе Индии и обычно считается одним из величайших правителей династии. Он превратил королевство Чахамана в империю, подчинив себе соседние королевства Чаулукья , Наддула и Томара . Он также отразил мусульманские вторжения со стороны Газневидов правителя Бахрам-шаха и победил Хосро-шаха в первой войне Виграхараджи IV против мусульман .
Королевство Виграхараджи включало основные части современного Раджастана , Харьяны и Дели ; и, возможно, некоторые части Пенджаба и Уттар-Прадеша . Виграхараджа сдал в эксплуатацию несколько зданий в своей столице Аджаямеру (современный Аджмер ), большинство из которых были разрушены или превращены в мусульманские постройки после мусульманского завоевания Аджмера. В их число входил санскриту центр обучения , который позже был преобразован в мечеть Адхай Дин Ка Джонпра . Харакели Натака , драма на санскрите , написанная им, начертана на надписях, обнаруженных на месте мечети.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Виграхараджа родился у Чахаманы царя Арнораджи . Старший брат и предшественник Виграхараджи Джагаддева убил их отца. Их сводный брат Сомешвара был воспитан в Гуджарате родственниками по материнской линии Чаулукья . Виграхараджа, вероятно, взошел на трон после убийства Джагаддевы, чтобы отомстить за смерть своего отца. [ 2 ]
Военная карьера
[ редактировать ]Надпись на колонне Дели-Шивалик 1164 года н.э. гласит, что Виграхараджа завоевал регион между Гималаями и Виндхьями . Гималаи и Виндхья образуют традиционную границу Арьяварты (земли древних ариев ), и Виграхараджа утверждал, что очистил регион от последних остатков мусульманских правителей, восстановив власть арийцев на этой земле. [ 3 ] Хотя его заявление о том, что он завоевал всю землю между этими двумя горами, является преувеличением, оно не является полностью беспочвенным. Его надпись на столбе Дели-Шивалик была найдена в деревне Топра в Харьяне, недалеко от холмов Шивалик . Это указывает на то, что Виграхараджа захватил территории к северу от Дели, вплоть до предгорий Гималаев. [ 4 ] Равипрабхи В «Дхармагоша-Сури-Стути» говорится, что правитель малва и Арисихи (возможно, Арисимха из Мевара ) помог ему поднять флаг в храме Раджавихара-Джайн в Аджмере. Правитель малва здесь, вероятно, имеет в виду претендента на королевство Парамара было захвачено Чаулукьями . , которое в этот период Если предположить, что претендент на трон малва принял сюзеренитет Виграхараджи, то получается, что влияние Виграхараджи распространилось на Виндхья, по крайней мере номинально. [ 5 ]
Его королевство включало современные Раджастан, Харьяну и Дели. Вероятно, сюда также входила часть Пенджаба (к юго-востоку от реки Сатледж ) и часть северной Гангской равнины (к западу от Ямуны). [ 6 ]
В пьесе «Лалита-Виграхараджа-Натака» , написанной придворным поэтом Виграхараджи, утверждается, что его армия насчитывала 1 миллион человек; 100 000 лошадей; и 1000 слонов. [ 6 ]
Чаулукьяс из Гуджарата
[ редактировать ]
Отец Виграхараджи, Арнораджа, потерпел унизительное поражение от Кумарапалы , Чаулукья царя Гуджарата . Виграхараджа предпринял несколько экспедиций против Чаулукьев, чтобы отомстить за поражение своего отца. [ 2 ]
Согласно наскальной надписи в Биджолии , он убил одного Саджана. Надпись описывает Саджана как «самого злого человека на земле», которого Виграхараджа отправил в обитель Ямы (бога смерти). Историк Дашаратха Шарма отождествил Саджану с губернатором Кумарапалы ( дандахишей ) Читтора . По словам джайнского автора Соматилаки Сури, армия Виграхараджи захватила отряд слонов Саджаны . Пока Виграхараджа был занят битвой при Читторе, Кумарапала попытался отвлечь внимание, осадив Нагор , но снял осаду, узнав о победе Виграхараджи при Читторе. [ 7 ]
Чахамана прашасти ( восхваление ) хвастается, что Виграхараджа низвел Кумарапалу до каравалапалы (вероятно, звание подчиненного офицера). Очевидно, это преувеличение, но похоже, что Виграхараджа завоевал некоторые территории Кумарапалы. Самые ранние надписи Чахамана в районе Биджолия - Джахазпур - Мандалгарх датируются правлением Виграхараджи. [ 8 ]
Чахаманы из Наддулы
[ редактировать ]
Виграхараджа подчинил Чахаманов Наддулы , которые отделились от династии Шакамбхари Чахамана и были феодалами царя Чаулукья Кумарапалы. [ 9 ] Надпись Биджолии хвалится тем, что он превратил Джавалипуру (современный Джалор ) в «Джвалапуру» (город огня); превратил Паллику (современный Пали ) в палли (деревню); и сделал Наддулу (современный Надоль ) надвалой (тростью или болотом из тростника). [ 10 ] [ 11 ] Подчинённый им правитель Наддулы, вероятно, был Альханадевой . [ 4 ]
Виграхараджа также победил некоего Кунтапалу, которого можно отождествить с Наддулой Чахаманом, подчиненным Кумарапалы. [ 12 ]
Рекорды Дели
[ редактировать ]Надпись на скале Биджолии гласит, что Виграхараджа завоевал Ашику (отождествляемую с Ханси ) и Дели . [ 13 ] Чахаманы были вовлечены в конфликты с Томарами Дели со времен его предка Чанданараджи . Виграхараджа положил конец этому длительному конфликту, решительно победив Томаров, которые ослабели под нападениями Чахаманов, Гахадавалов и мусульман. Томары продолжали править еще несколько десятилетий, но уже как вассалы Чахамана. [ 14 ]
В старом бахи (рукописи) говорится, что Висаладева, то есть Виграхараджа, захватил Дели у Тамварса ( Томараса ) в 1152 году нашей эры (1209 год до нашей эры ). [ 15 ] По словам историка Р.Б. Сингха, к этому времени Ханси , возможно, находился под контролем мусульман. [ 13 ] С другой стороны, Дашаратха Шарма предполагает, что Томары к этому времени отбили Ханси у Газневидов , а Виграхараджа захватил его у Томаров. [ 14 ]
В легендарной эпической поэме «Притхвирадж Расо» говорится, что более поздний царь Чахаманы Притхвираджа III женился на дочери царя Томара Анангапалы и получил завещание Дели от короля Томары. Историк Р.Б. Сингх предполагает, что на самом деле Виграхараджа женился на дочери царя Томара. По словам Сингха, Десаладеви, которая упоминается в пьесе « Лалита-Виграхараджа-Натака» как возлюбленная Виграхараджи, могла быть дочерью царя Томара по имени Васантапала. [ 13 ]
Стоя
[ редактировать ]Некоторые источники указывают, что Виграхараджа добился военных успехов против Турушек , тюркских захватчиков-мусульман в первой войне Виграхараджи IV против мусульман . [ 16 ] Надпись на столбе Дели-Шивалик хвалится тем, что он уничтожил млеччхов (иностранцев) и вновь сделал Арьяварту («землю ариев ») тем, что означает ее название. Прабандха -коша описывает его как «победителя мусульман». Мусульманскими захватчиками, вынужденными им отступить, вероятно, были Газневидов правители Бахрам Шах и Хосров Шах . [ 17 ]
Сюжет Лалиты Виграхараджи Натаки включает в себя приготовления Виграхараджи против правителя Турушек по имени Хаммира ( Эмир ). По сюжету его министр Шридхара советует ему не рисковать в битве с могущественным противником. Тем не менее, Виграхараджа полон решимости сразиться с царем Турушек. Он отправляет сообщение своей возлюбленной Десаладеви, сообщая ей, что предстоящая битва вскоре даст ему возможность встретиться с ней. В пьесе Десаладеви описывается как дочь принца Васантапалы Индрапурского. [ 18 ] Пьеса доступна лишь фрагментами, поэтому подробности завязавшегося сражения неизвестны. Историк Дашаратха Шарма отождествил Хаммиру с Хосро Шахом и предположил, что Виграхараджа отразил его вторжение. [ 14 ]
Историк Р.Б. Сингх, с другой стороны, предполагает, что между Виграхараджем и Хаммирой не было реальной битвы. По теории Сингха, «Хаммирой» в пьесе мог быть Бахрам Шах, бежавший в Индию после того, как Гуриды разгромили его в битве при Газни (1151 г.) . Бахрам Шах вторгся на территорию Томара в Дели после прибытия в Индию. Васантапала мог быть правителем Томары, возможно, Анангапалы. Индрапура может относиться к Индрапрастхе, то есть Дели. Виграхараджа, вероятно, решил послать армию на поддержку царя Томара. Но прежде чем состоялась настоящая битва, Бахрам Шах вернулся в Газну, поскольку Гуриды покинули этот город. [ 19 ]
Другие завоевания
[ редактировать ]Согласно надписи Биджолии, Виграхараджа также победил бхаданаков . [ 15 ] Притхвираджа Виджая утверждает, что он завоевал несколько крепостей на холмах. [ 14 ]
Культурные мероприятия
[ редактировать ]
Виграхараджа покровительствовал ряду ученых и сам был поэтом. Джаянака в своей «Притхвираджа-Виджае » утверждает, что, когда Виграхараджа умер, имя кави-бандхава («друг поэтов») исчезло. [ 20 ]
Король построил учебный центр в Аджмере, который позже был разрушен захватчиками Гуридов и превращен в мечеть Адхай Дин Ка Джонпра . В этом центре на камнях было выгравировано несколько литературных произведений: [ 21 ]
- Пьеса «Лалита Виграхараджа Натака» была написана в его честь придворным поэтом Сомадевой. В мечети были обнаружены лишь фрагменты этой пьесы. [ 22 ]
- Фрагменты пьесы «Харикели Натака» , автором которой является сам Виграхараджа, также были найдены начертанными на двух плитах в Адхаи Дин Ка Джонпра. Спектакль написан по мотивам «Киратарджуния» произведения древнего поэта Бхарави . [ 20 ]
- Чаухан прашасти (восхваление) в форме кавьи ( стихотворения). [ 5 ]
- Стути ( молитва ) различным индуистским божествам, также в кавья . форме [ 5 ]
По словам Притхвираджа-Виаджаи , Виграхараджа построил столько же зданий, сколько и захваченных им крепостей на холмах. Большинство из них, похоже, были разрушены или преобразованы в мусульманские постройки (например, Адхай Дин Ка Джонпра) после мусульманского завоевания. Он основал ряд городов, названных Висалапура («город Висала») в честь своего альтернативного имени Висала. [ 23 ] Говорят также, что он сдал в эксплуатацию озеро Висаласара (также известное как Висля или Бисалия) в Аджмере. По словам Притхвираджа Расо , король, возвращаясь с охоты, увидел красивое место с источниками и холмами. Он приказал своему главному министру построить на этом месте озеро. [ 24 ]
Он также основал город Виграхапура (современный Бисалпур ) на месте более старого города Ванапура. Там он построил храм Гокарнешвары, ныне широко известный как храм Бисала Деоджи . [ 25 ]
Как и его предшественники, Виграхараджа был набожным шиваитом , на что указывает его Харакели-Натака . Он также покровительствовал джайнским ученым и участвовал в их религиозных церемониях. По просьбе джайнского религиозного учителя Дхармагоши-Сури он запретил убой животных в день экадаши . [ 23 ]
Надпись на скале Биджолия описывает Виграхараджа как «защитника нуждающихся и обездоленных». [ 6 ] Его обычно считают одним из величайших правителей династии Чаухан. [ 26 ] Историк Дашратха Шарма называет его «Виграхараджа Великий» и описывает его правление как «Золотой век Сапдалакши» (Территория Чаухан). [ 26 ]
Сын Виграхараджи Амарагангея сменил его на троне. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Худжа, Рима (2006). История Раджастана . Нью-Дели: Публикация Рупа. п. 43. ИСБН 81-291-0890-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 56.
- ^ Сарда, Хар Билас (1911). Аджмер: исторический и описательный . Аджмер: Scottish Mission Industries Company Limited. п. 151. ИСБН 9789381839119 .
- ^ Перейти обратно: а б РБ Сингх 1964 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с РБ Сингх 1964 , с. 150.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 57.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 58–59.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 149.
- ^ Шьям Сингх Ратнават и Кришна Гопал Шарма 1999 , стр. 105.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 109.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б с РБ Сингх 1964 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дашаратха Шарма 1959 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 59.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 60-61.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 145.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 143.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 143–144.
- ^ Перейти обратно: а б РБ Сингх 1964 , с. 151.
- ^ РБ Сингх 1964 , с. 152.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б РБ Сингх 1964 , с. 153.
- ^ «Храм Бисалдео» . Археологическая служба Индии . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1959 , с. 65.
Библиография
[ редактировать ]- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 .
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 .
- Шьям Сингх Ратнават; Кришна Гопал Шарма, ред. (1999). История и культура Раджастана: с древнейших времен до 1956 года нашей эры . Университет Раджастана. Центр исследований Раджастана. OCLC 42717862 .