Второй день жизни
Второй день жизни | |
---|---|
![]() Экранирующая стена мечети | |
Расположение | |
Расположение | Андар Кот Роуд, Джарнешвар Мандир Роуд |
Муниципалитет | Аджмер |
Состояние | Раджастан |
Географические координаты | 26 ° 27'18 "с.ш. 74 ° 37'31" в.д. / 26,455071 ° с.ш. 74,6252024 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Абу Бакр из Герата |
Стиль | ранний индоисламский |
Основатель | Кутб уд-Дин Айбак |
Новаторский | 1192 г. н. э. |
Завершенный | 1199 г. н.э. |
Адхай Дин Ка Джонпра (буквально « сарай на 2½ дня») — историческая мечеть в городе Аджмер в Раджастане , Индия . Это одна из старейших мечетей Индии и старейший сохранившийся памятник в Аджмере .
Мечеть, построенная по заказу Кутб-уд-Дина-Айбака в 1192 году нашей эры и спроектированная Абу Бакром из Герата , является примером ранней индо-исламской архитектуры. Структура была завершена в 1199 году н.э. и была расширена Илтутмишем из Дели в 1213 году нашей эры. Ранний образец индо-исламской архитектуры . Большая часть здания была построена индуистскими каменщиками под руководством афганских менеджеров. Мечеть сохранила большую часть оригинальных индийских черт, особенно богато украшенных колонн.
До 1947 года здание использовалось как мечеть. После обретения Индией независимости оно было передано Джайпурскому кружку ASI (Археологической службы Индии) и сегодня его посещают люди всех религий, как прекрасный пример смесь индийской, индуистской, мусульманской и джайнской архитектуры.
Этимология
[ редактировать ]«Адхай Дин Ка Джонпра» буквально означает « промежуток в два с половиной дня». Альтернативные транслитерации и имена включают Архай Дин ка Джомпра или Дхаи Дин ки Масджид . Легенда гласит, что часть мечети была построена за два с половиной дня (см. #Превращение в мечеть ниже). Некоторые суфии утверждают, что это имя означает временную жизнь человека на земле. [ 1 ]
По данным ASI, название, вероятно, происходит от ярмарки, которая длилась два с половиной дня и которая раньше проводилась на этом месте. [ 2 ] Индийский академик Хар Билас Сарда отмечает, что имя «Адхай-Дин-ка-Джонпра» не упоминается ни в одном историческом источнике. До 18 века мечеть была просто известна как «Масджид» («мечеть»), поскольку на протяжении веков она была единственной мечетью в Аджмере. Он стал известен как джхонпра («сарай» или «хижина»), когда факиры начали собираться здесь, чтобы отпраздновать урс (ярмарку годовщины смерти) своего лидера Панджаба Шаха. Это произошло в эпоху маратхов , во второй половине XVIII века. Урс длился два с половиной дня, в результате чего мечеть получила современное название. [ 3 ] [ 4 ]
Александр Каннингем описал это здание как «Великую мечеть Аджмера».
История
[ редактировать ]Доисламская структура
[ редактировать ]
Первоначально на месте мечети было другое строение. Согласно джайнской традиции, это сооружение было построено Сетом Вирамдевой Калой в 660 году нашей эры как джайнская святыня в честь Панча Кальянаки . [ 3 ] Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что на этом месте располагалось здание санскритского колледжа, построенное по заказу Виграхараджи IV (псевдоним Висаладева), короля династии Шакамбхари Чахамана (Чаухан). Первоначальное здание имело квадратную форму с башней- чхатри (куполообразным павильоном) в каждом углу. [ 5 ] [ 6 ] храм, посвященный Сарасвати С западной стороны располагался . Табличка, датированная 1153 годом н.э., была найдена на этом месте в 19 веке; На основании этого можно сделать вывод, что первоначальное здание должно было быть построено где-то до 1153 года нашей эры. [ 3 ]
Реликвии в современном здании демонстрируют как индуистские, так и джайнские черты. По словам КДЛ Хана, строительные материалы были взяты из индуистских и джайнских храмов. [ 1 ] По словам Катерины Мерконе Максвелл и Марийке Рейсберман, санскритский колледж был джайнским учреждением, а строительные материалы были взяты из индуистских храмов. [ 7 ] Генеральный директор ASI Александр Каннингем предположил, что колонны, использованные в здании, вероятно, были взяты из 20–30 снесенных индуистских храмов, в которых в общей сложности было не менее 700 колонн. Основываясь на надписях на колоннах, он пришел к выводу, что эти оригинальные храмы датируются 11 или 12 веком нашей эры. Александр Каннингем также упомянул в отчете подполковника Британской империи Джеймса Тода , который посетил мечеть. Тод сказал, что изначально все здание могло быть джайнским храмом. [ 8 ]
Преобразование в мечеть
[ редактировать ]Первоначальное здание было частично разрушено и преобразовано в мечеть Кутб-уд-Дином-Айбаком из Дели в конце 12 века. Согласно местной легенде, после победы над племянником Виграхараджи Притхвираджем III во Второй битве при Тараине Мухаммад Горский прошел через Аджмер. Там он увидел великолепные храмы и приказал своему рабу-генералу Кутб-уд-Дину-Айбаку разрушить их и построить мечеть – и все это за 60 часов (т.е. 2 + 1 / 2 дня). Ремесленники не смогли построить полную мечеть за 60 часов, но построили кирпичную стену, где Гори мог возносить молитвы. К концу века была построена полноценная мечеть. [ 1 ]
Центральный михраб мечети содержит надпись, указывающую дату завершения строительства мечети. Он датирован Джумадой II 595 г. хиджры (апрель 1199 г. н.э.). Это делает мечеть одной из старейших в Индии и второй мечетью, построенной мамлюками Дели (первая — мечеть Кувват-уль-Ислам ). В другой надписи, датированной Зу аль-Хиджей 596 г. хиджры (сентябрь – октябрь 1200 г. н.э.), Абу Бакр ибн Ахмед Халу Аль-Хирави назван руководителем строительства. [ 9 ] Это делает Адхай Дин Ка Джонпра одной из старейших мечетей Индии. [ 10 ] и самый старый сохранившийся памятник в Аджмере. [ 11 ]
Илтутмиш , преемник Кутб-уд-Дина-Айбака, впоследствии украсил мечеть в 1213 году нашей эры, поставив перегородку, пронизанную выступающими гравированными арками — впервые в Индии. [ 2 ] в надписи на центральной арке ширмы, а также в двух надписях северного минарета Его имя содержится . Вторая арка с юга называет некоего Ахмеда ибн Мухаммада аль-Арида руководителем строительства. [ 9 ]
Археологическое исследование и реставрация
[ редактировать ]Поздние короли, похоже, игнорировали мечеть. Он не упоминается в Тадж-уль-Маасире , самой ранней истории династии мамлюков. Он также не упоминается в Хальджи , Туглак Лоди и хрониках Великих Моголов . Лидер маратхов (1779–1827 ) Даулат Рао Синдия восстановил центральный купол здания и наложил запрет на вынос камней из сооружения. Надпись, датированная Сааваном 1866 г. VS (1809 г. н.э.), призывает индуистов и мусульман не убирать камни из древнего здания. [ 3 ]
В 1818 году Аджмер перешел под власть Компании . Джеймс Тод посетил мечеть в 1819 году и описал ее в своих «Анналах и древностях Раджастана» как «один из самых совершенных, а также самых древних памятников индуистской архитектуры». Впоследствии Александр Каннингем , генеральный директор Археологической службы Индии (ASI), осмотрел здание в 1864 году и описал его в отчете ASI того же года. [ 3 ] Тод считал, что более раннее сооружение было джайнским храмом. изображено несколько четырехруких фигур (характерных для индуистских богов) Однако Каннингем отметил, что это не может быть правдой, поскольку на колоннах здания помимо фигуры индуистской богини Кали . [ 8 ]
Во время археологических раскопок 1875–1876 годов в помещении мечети были обнаружены надписи, относящиеся к санскритскому колледжу. [ 12 ] несколько скульптур и 6 табличек (плит) Деванагари базальтовых На этом месте было обнаружено . Эти артефакты сейчас выставлены в музее Аджмера. [ 1 ] Таблетки следующие: [ 3 ]
- Таблички 1 и 2 содержат большие фрагменты санскритской пьесы «Лалита-Виграхараджа Натака» . Его составил Махакави Сомадева в честь царя Виграхараджи . В пьесе, восстановленной Лоренцем Францем Кильхорном по фрагментам, изображена история короля Виграхараджи. В нем рассказывается о его любви к принцессе Десалдеви и его приготовлениях к войне против турушки (тюркского) царя по имени Хаммир.
- Таблички 3 и 4 содержат фрагменты «Харакели Натака» , пьесы, приписываемой самому Виграхарадже. Пьеса написана в честь бога Хары ( Шивы ). Он вдохновлен Бхарави санскритской пьесой « Киратарджуния » . В надписи пьеса датирована 22 ноября 1153 года.
- Таблица 5 содержит отрывки из безымянного санскритского стихотворения, восхваляющего нескольких дэвов (божеств). Последнее божество, упомянутое в стихотворении, — Сурья (бог Солнца). В поэме говорится, что династия Чахамана (Чаухан) происходит от Сурьи (см. Сурьяванши ).
- Табличка 6 содержит фрагменты прашасти (хвалы) царей Чахамана Аджмера. Надпись гласит, что король Аджайдева резиденцию в Аджмер и победил короля Нараварму малва перенес свою . Передав трон своему сыну, он занялся Ванапрастхой (уходом на покой) в лесу Пушкар . Его сын украсил Аджмер кровью турушек (тюркского народа) и захватил слонов королей малва. В надписи также упоминается имя «Кумар Пал», но из этого имени ничего нельзя сделать из-за отсутствия частей.
Таблички с пьесами были выгравированы Бхаскаром, сыном Махипати и внуком Говинды, происходящим из семьи вождей хуна . [ 3 ]
Еще одна надпись деванагари находится на мраморном столбе на балконе входных ворот. В нем записан визит Дхармы, каменщика из Бунди в Джьештху 1462 г. до н.э. (1405 г. н.э.), во время правления Рана Мокала . [ 3 ]
Во время пребывания в должности вице-короля лорда Мэйо , между 1875 и 1878 годами нашей эры, ремонт конструкции был проведен стоимостью 23 128 фунтов стерлингов. Другая реставрация стоимостью 7 538 фунтов стерлингов была проведена в 1900–1903 годах под руководством Аджмер-Мервары комиссара ALP Tucker . [ 3 ] Археологи ASI Александр Каннингем и доктор Бхандаркар провели реставрацию здания в первой половине 20 века. [ 1 ] Каннингем отметил, что никакое другое здание, имеющее историческое или археологическое значение в Индии, не заслуживает большего сохранения. [ 5 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Мечеть является одним из самых ранних примеров индо-исламской архитектуры . Он был спроектирован Абу Бакром из Герата , архитектором, который сопровождал Мухаммеда Гори. Мечеть была почти полностью построена индуистскими каменщиками под руководством афганских менеджеров. [ 1 ]
Мечеть намного больше, чем мечеть Кувват-уль-Ислам в Дели. Внешний вид здания имеет квадратную форму, каждая сторона которого имеет длину 259 футов. [ 8 ] Есть два входа: один с юга, другой с востока. Молитвенная зона (настоящая мечеть) расположена на западе, а северная сторона обращена к скале. Настоящее здание мечети на западной стороне имеет 10 куполов и 124 колонны; с восточной стороны 92 столба; и по 64 столба с каждой из остальных сторон. Таким образом, во всем здании 344 колонны. [ 8 ] Из них сейчас сохранились только 70 столбов. [ 3 ] Он имеет квадратный размер 80 м (260 футов). Высокие и стройные колонны не перегружены, а колонны во дворе расположены симметрично. Размеры святилища составляют 43 м (141 фут) на 12 м (39 футов). Михраб . построен из белого мрамора Считается, что к 1230 году Илтумиш добавил семь арочных экранов, что считается наиболее примечательной архитектурной особенностью мечети. Большую центральную арку сопровождают два небольших рифленых минарета. [ 13 ]
-
Аркадные столбы
-
Аркадный потолок
-
Михраб аркада
-
Входная лестница
Передний фасад сооружения представляет собой огромный экран с арками из желтого известняка , построенный во времена правления Илтутмиша. Главная арка имеет высоту почти 60 футов и окружена шестью арок поменьше. Арки имеют небольшие прямоугольные панели для прохождения дневного света, похожие на те, которые можно найти в ранних арабских мечетях. Арка украшена куфическими и тугрскими Корана и напоминает исламскую архитектуру Газни надписями и цитатами из и Туркестана . Некоторые резные фигурки украшены в стиле арабески цветочными и лиственными узорами ; их геометрическая симметрия напоминает персидскую плитку . Их филигрань отличает их от резных фигурок в индуистском стиле в том же здании. Индуистские узоры аналогичны тем, которые можно увидеть в постройках 10-го века в Нагде и храме Сас-Баху 11-го века в Гвалиоре . [ 1 ] [ 9 ] Американский путешественник XIX века Джон Флетчер Херст описал экран как «жемчужину, имевшую большую известность во всем мусульманском мире ». [ 14 ]
-
Богато украшенная резьба и куфические надписи
-
Цветочный мотив
-
Арки с надписями из Корана
-
Декоративная перегородка
-
Надписи на стене экрана
Внутри здание представляет собой четырехугольник размером 200 × 175 футов. Он состоит из главного зала (248 × 40 футов), поддерживаемого колоннами монастырей . [ 8 ] Столбы имеют различный дизайн и богато украшены, подобно колоннам в индуистских и джайнских скальных храмах . У них большие основания и они сужаются по мере подъема в высоту. По словам КДЛ Хана, колонны и крыши относятся к доисламской постройке, но оригинальная резьба была уничтожена мусульманами. [ 1 ] Майкл В. Мейстер считает, что некоторые из колонн были недавно созданы индуистскими каменщиками для своих мусульманских хозяев; они были объединены со старыми разграбленными колоннами (изображения которых были испорчены). Точно так же он утверждает, что потолки сочетают в себе новые и старые работы индуистских рабочих. [ 9 ]
Башни муадзина минаретах расположены в двух небольших ( диаметром 10,5 м). Эти минареты расположены на вершине экранирующей стены толщиной 11,5 футов. Минареты сейчас разрушены, но их остатки показывают, что это были наклонные полые башни с 24 поочередно угловатыми и круглыми каннелюрами , точно такие же, как в Кутб-Минаре в Дели. [ 8 ]
Александр Каннингем похвалил архитектуру мечетей Адхай Дин Ка Джонпра и Кувват-уль-Ислам следующими словами: [ 8 ]
По смелости замысла и величию замысла, которые, возможно, обусловлены гением исламского архитектора, эти две великолепные мечети первых индийских мусульман превосходят только высочайшее величие христианских соборов. Но в великолепной расточительности орнамента, в прекрасном богатстве узоров и бесконечном разнообразии деталей, в тонкой остроте отделки и кропотливой точности исполнения, все это заслуга индусских каменщиков, я думаю, что эти два величественные индийские мечети могут по праву соперничать с благороднейшими зданиями, которые когда-либо создавал мир.
Шотландский историк архитектуры Джеймс Фергюссон заметил то же самое: [ 5 ] [ 15 ]
В качестве примеров декоративного оформления эти две мечети Алтумуша в Дели и Аджмире, вероятно, не имеют себе равных. Ничто в Каире или Персии не отличается столь изысканностью в деталях, и ничто в Испании или Сирии не может сравниться с ними по красоте поверхностного убранства.
-
Окно
-
Ниша
-
Интерьер купола
-
Минарет
-
Кронштейн
-
Аркадные столбы
Сегодня это место посещают люди всех религий, оно является прекрасным примером сочетания индийской, индуистской, мусульманской и джайнской архитектуры. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час КДЛ Хан (2 сентября 2007 г.). «Аджмер Адхай Дин Ка Джонпра» . Трибуна Спектр . Чандигарх.
- ^ Jump up to: а б «Адхай Дин Ка Джонпра» . Археологическая служба Индии . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хар Билас Сарда (1911). «Адхай-Дин-ка-Джонпра» . Аджмер: Историко-описательный . Шотландская миссия. стр. 68–74.
- ^ Дж. Л. Мехта. Средневековое индийское общество и культура . Том. 3. Стерлинг. п. 175. ИСБН 978-81-207-0432-9 .
... Адхай дин ко Джомпра в Аджмере был построен им из материалов разрушенных индуистских храмов ... мечеть в Аджмере была возведена на руинах санскритского колледжа.
- ^ Jump up to: а б с Хар Ринсе Сарда (1935). Речи и сочинения Хар Билас Сарда . Аджмер: Ведическая Янтралайя. стр. 256–259.
- ^ Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. стр. 328–334. ISBN 9788122411980 .
- ^ Катерина Мерконе Максвелл и Марийке Рейсберман (1994). «Аджмер» . В Труди Ринг; Роберт М. Салкин и Шэрон Ла Бода (ред.). Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 21–22. ISBN 9781884964046 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Александр Каннингем (1871). Четыре отчета, сделанные за 1862-63-64-65 годы . Том. 2. Археологическая служба Индии . стр. 258–263.
- ^ Jump up to: а б с д Майкл В. Мейстер (1972). «Мечеть двух с половиной дней» (PDF) . Восточное искусство . 18 (1): 57–63.
- ^ Бетси Ридж и Питер Эрик Мэдсен (1973). Путеводитель по Индии . Скрибнер. п. 90. ИСБН 9780684133362 .
- ^ Дэвид Абрам (2003). Грубый путеводитель по Индии . Грубые гиды. п. 185. ИСБН 9781843530893 .
- ^ Финбарр Барри Флуд (2008). Благочестие и политика в раннеиндийской мечети . Издательство Оксфордского университета. п. 229. ИСБН 978-0-19-569512-0 .
- ^ Десаи, Зияуд-Дин (2003). Мечети Индии (5-е изд.). Нью-Дели: Директор отдела публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 21. ISBN 81-230-1001-Х .
- ^ Джон Ф. Херст (1891). Индика. Страна и народ Индии и Цейлона . Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 726–727.
- ^ Джеймс Фергюссон (1876). История архитектуры во всех странах . Том. 3. Джон Мюррей . п. 513.
- ^ «Наши структуры – Аджмер» . www.asijaipurcircle.nic.in . АСИ (официальный сайт) . Проверено 22 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Адхаем Дин-ка-Джонпра , на Викискладе?
- Мечети в Индии
- Туристические достопримечательности Аджмера
- Религиозные здания и сооружения превращены в мечети
- Архитектура династии мамлюков (Дели)
- Мечети XII века
- Религиозные здания и сооружения в Раджастане
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1199 году.
- Мечети, переоборудованные из индуистских храмов