Викрам Самват
Викрам Самват ( ISO : Vikrama Samvata ; сокращенно VS), также известный как календарь Викрам , — это индуистский календарь, исторически использовавшийся на Индийском субконтиненте и до сих пор используемый в нескольких штатах . [1] [2] Это солнечный календарь , использующий от двенадцати до тринадцати лунных месяцев в каждом солнечном сидерическом году . Количество лет в календаре Викрам Самват обычно на 57 лет опережает григорианский календарь , за исключением периода с января по апрель, когда он опережает на 56 лет.
Календарь Викрам Самват (называемый в Непале Бикрам Самбат) не следует путать с Непальским Самбатом , гораздо более поздним нововведением.
История
[ редактировать ]В ряде древних и средневековых надписей использовался Викрам Самват. Хотя, как сообщается, он был назван в честь легендарного царя Викрамадитьи , термин «Викрама Самват» не появляется в исторических записях до 9 века; та же самая календарная система встречается и с другими именами, такими как Крита и Малава. [3] В колониальных исследованиях считалось, что эта эпоха основана на чествовании короля Викрамадитьи, изгнавшего саков из Удджайна . Однако более поздние эпиграфические данные и научные исследования позволяют предположить, что эта теория не имеет исторической основы. В 9 веке в эпиграфических произведениях искусства стал использоваться Викрам Самват (что позволяет предположить, что используемая эпоха индуистского календаря стала популярной как Викрам Самват); Буддийская и джайнская эпиграфика продолжала использовать эпоху, основанную на Будде или Махавире. [4]
Легенда Викрамадитьи
[ редактировать ]Согласно популярной традиции, король Викрамадитья Удджайна над установил эпоху Викрама Самвата после победы шаками .
Калакачарья Катанака ( «Рассказ о монахе Калакачарье» ), написанный джайнским мудрецом Махесарасури, приводит следующий рассказ: Гандхарвасена, тогдашний могущественный царь Удджайна, похитил монахиню по имени Сарасвати, которая была сестрой монаха. Разъяренный монах обратился за помощью к правителю Сака, царю Сахи в Систане . Несмотря на тяжелые трудности, но благодаря чудесам, царь Шаков победил Гандхарвасену и взял его в плен. Сарасвати был репатриирован, хотя сам Гандхарвасен был прощен. Побежденный король удалился в лес, где был убит тигром. Его сын Викрамадитья, выросший в лесу, должен был править из Пратиштхана (современный Пайтан в Махараштре ). Позже Викрамадитья вторгся в Удджайн и уехал от шаков. В ознаменование этого события он начал новую эру, названную «эрой Викрамы». Календарь Удджайн начался примерно в 58–56 гг. До н.э., а последующий календарь эпохи Шака был запущен в 78 г. н.э. в Пратиштхане. [ нужна полная цитата ]
Историческое происхождение
[ редактировать ]Связь эпохи, начавшейся в 57 г. до н.э., с Викрамадитьей, не встречается ни в одном источнике до 9 века н.э.; более ранние источники называют эпоху «Крита» (343 и 371 гг. н.э.), «Критаа» (404 г.), «эпоху племени малава » (424 г.) или просто «Самват». [5] [6] Самая ранняя известная надпись, называющая эпоху «Викрама», датируется 842 годом. Эта надпись, сделанная правителем Чауханы Чандамахасеной, была найдена в Дхолпуре и датирована «Викрама Самват 898, Вайшаха Шукла 2, Чанда» (20 апреля 842 года). Самая ранняя известная надпись, связывающая эту эпоху с царем по имени Викрамадитья, датируется 971 годом, а самое раннее литературное произведение, связывающее эпоху с Викрамадитьей, - это « Субхашита-Ратна-Сандоха » (993–994) джайнского автора Амитагти. [6]
Ряд авторов полагают, что Викрам Самват не был основан Викрамадитьей, который мог быть легендарным королем или титулом, принятым более поздним королем, который переименовал эпоху в свое имя. В. А. Смит и Д. Р. Бхандаркар считали, что Чандрагупта II принял титул Викрамадитья и изменил название эпохи на «Викрама Самват». По словам Рудольфа Хорнле , королем, ответственным за это изменение, был Яшодхарман . Хёрнле считал, что он завоевал Кашмир и является «Харша Викрамадитьей», упомянутым в « Калханы Раджатарангини » . [6]
Некоторые более ранние ученые полагали, что Викрам Самват соответствовал эпохе азесов индо-скифского (шака) царя Азеса . Это было оспорено Робертом Брейси после открытия надписи Виджаямитры , датированной двумя эпохами. [7] Теория была дискредитирована Фальком и Беннетом, которые отнесли начало эры Азеса к 47–46 годам до нашей эры. [8]
Популярность
[ редактировать ]Викрам Самват использовался индусами , сикхами , [9] и пуштуны . [10] Один из нескольких региональных индуистских календарей, используемых на Индийском субконтиненте , он основан на двенадцати синодических лунных месяцах и 365 солнечных днях . [9] [11] Лунный год начинается с новолуния месяца Чайтра . [12] Этот день, известный как Чайтра Сухлади, является ограниченным (необязательным) праздником в Индии. [13] [ не удалось пройти проверку ]
Календарь по-прежнему используется людьми в Непале и является национальным календарем, где первый месяц — Байсах, а последний месяц — Чайтра. Он также символически используется индуистами северной, западной и центральной Индии. [3] На юге Индии и в некоторых частях восточной и западной Индии (таких как Ассам, Западная Бенгалия и Гуджарат) индийский национальный календарь . широко используется [14]
С приходом исламского правления календарь Хиджры стал официальным календарем султанатов и Империи Великих Моголов . Во время британского колониального правления на Индийском субконтиненте был принят григорианский календарь , который широко используется в городских районах Индии. [15] Преимущественно мусульманские страны Пакистан и Бангладеш используют исламский календарь с 1947 года, но более старые тексты включали Викрам Самват и григорианский календари. В 2003 году базирующийся в Индии комитет сикхов Широмани Гурдвара Парбандхак вызвал споры и принял календарь Нанакшахи . [9] Наряду с Непальским Самбатом , Викрам Самват является одним из двух официальных календарей, используемых в Непале. [16]
Календарная система
[ редактировать ]Подобно еврейскому и китайскому календарям, Викрам Самват является лунно-солнечным . [9] В високосные годы продолжительность года составляет 354 дня, [17] в то время как високосный месяц ( адхик маас ) добавляется в соответствии с циклом Метона примерно раз в три года (или 7 раз в 19-летнем цикле), чтобы гарантировать, что фестивали и ритуалы, связанные с урожаем, приходятся на соответствующее время года. [9] [11] Ранние буддийские общины в Индии приняли древний индуистский календарь , за ним последовали Викрам Самват и местные буддийские календари . Буддийские фестивали по-прежнему проводятся по лунной системе. [18]
Викрам Самват имеет две системы. Оно началось в 56 г. до н.э. по южной индуистской календарной системе ( аманта ) и в 57–56 г. до н.э. по северной системе ( пурнимаанта ). Шукла Пакша, когда проводится большинство фестивалей, совпадает в обеих системах. [14] [5] Лунно-солнечный календарь Викрам Самват на 56,7 года опережает солнечный григорианский календарь ; 2081 год BS начинается в середине апреля 2024 года и заканчивается в середине апреля 2025 года.
Династия Рана в Непале сделала Бикрам Самбат официальным индуистским календарем в 1901 году н.э., который начался в 1958 году н.э. до [19] Новый год в Непале начинается с первого дня месяца Байсах , который обычно приходится на 13–15 апреля по григорианскому календарю, и заканчивается последним днем месяца Чайтра . Первый день нового года – государственный праздник в Непале. Бискет Джатра , ежегодный карнавал в Бхактапуре , также отмечается Байшаха 1. В 2007 году Непальский Самбат также был признан национальным календарем наряду с Бикрам Самбатом.
В Индии официально используется переформулированный сакский календарь (за исключением расчета дат традиционных праздников). В версии преамбулы конституции Индии на хинди дата ее принятия (26 ноября 1949 г.) представлена в Викрам Самвате как Маргширш Шукла Саптами Самват 2006. Викрам Самват был призван заменить сакский календарь как Официальный календарь Индии. [20]
Новый год
[ редактировать ]- Чайтра Наваратри : второй по значимости, названный в честь васанта , что означает весна. Он наблюдается в лунный месяц Чайтра (после зимы, март – апрель). Во многих регионах фестиваль приходится на весенний сбор урожая, а в других – на время сбора урожая. Он также отмечает первый день индуистского календаря, поэтому он также известен как индуистский лунный Новый год согласно календарю Викрам Самват. [21] [22]
- Вайсакхи :
- Вайсакхи отмечает начало индуистского солнечного Нового года в Пенджабе , Северной, Восточной, Северо-Восточной и Центральной Индии согласно солнечному календарю Викрам Самват. [23] [24] и знаменует собой первый день месяца Вайсакха , который обычно отмечается 13 или 14 апреля каждого года и является историческим и религиозным праздником в индуизме .
- Байсах (Непал) : Первый день Байсаха отмечается как непальский Новый год. [25] потому что это день, который отмечает индуистский солнечный Новый год [26] согласно солнечному непальскому Бикрам Самбату.
- Варша Пратипада или Бесту Варас: считается благоприятным днем, отмечаемым в индийском штате Гуджарат в ознаменование Нового года согласно индуистскому календарю Викрам Самват. Он приходится на первый день светлой половины месяца Картика. Этот день знаменателен тем, что символизирует начало сельскохозяйственного года, и фермеры традиционно в этот день начинают вести новую бухгалтерскую книгу. [27]
Подразделения года
[ редактировать ]Викрам Самват использует лунные месяцы и солнечные звездные годы . Поскольку 12 месяцев не соответствуют звездному году, коррекционные месяцы ( адхика маса ) добавляются или (иногда) вычитаются ( кшая маса ). Лунный год состоит из 12 месяцев, каждый месяц состоит из двух недель с переменной продолжительностью от 29 до 32 дней. Лунные дни называются титхи . Каждый месяц состоит из 30 титхи , продолжительность которых варьируется от 20 до 27 часов. Фаза растущей луны , начинающаяся на следующий день после новолуния ( амавасья ) , называется гаура или шукла пакша (яркие или благоприятные две недели). Убывающая фаза называется Кришна или Вадхья Пакша (темные две недели, считающиеся неблагоприятными). [28]
Лунные метрики
[ редактировать ]- Титхи продольный — это время, за которое угол между Луной и Солнцем увеличился на 12 ° . [29] Титхи начинаются в разное время дня и различаются по продолжительности.
- Пакша ) — (или пакша это две лунные недели, состоящие из 15 титхи .
- Маса (около 29,5 дней , или лунный месяц ), делится на два пакши .
- Риту две (время года) – сестры . [29]
- Аяна – это три ритуала .
- Год – это две аяны . [29]
Месяцы
[ редактировать ]Классический Викрам Самват обычно на 57 лет опережает григорианский календарь, за исключением периода с января по апрель, когда он опережает григорианский календарь на 56 лет. Месяц начала нового года зависит от региона или субкультуры.
До 13 апреля 2025 года в календаре BS будет 2081 BS. Названия месяцев в Викрам Самвате на санскрите и непальском языке. [30] [31] с примерно соответствующими им григорианскими месяцами соответственно:
S.No | Викрам Самват месяцы | Григорианские месяцы | Дни |
---|---|---|---|
1 | Вайшакха или Байсакх | апрель – май | 30/31 |
2 | Джйештха или Джестха или Джет | май – июнь | 31/32 |
3 | Ашадха или Асар или Асад | июнь–июль | 31/32 |
4 | Шравана или Саван или Шраван | июль – август | 31/32 |
5 | Бхадрапада или Бхадра или Бхадо | август – сентябрь | 30/31/32 |
6 | Ашвин или Асой или Ашвин или квар | сентябрь – октябрь | 30/31 |
7 | Картик или Каттик или Картик | Октябрь – ноябрь | 29/30 |
8 | Аграхайана или воскресенье/Маргаширша или Анган | ноябрь – декабрь | 29/30 |
9 | Пауша или Пауш или Пуш | декабрь – январь | 29/30 |
10 | Магха или Магх | Январь – февраль | 29/30 |
11 | Пхалгуна или Фалгун | февраль – март | 29/30 |
12 | Чайтра или Чайт или Чайтра | Март – апрель | 30/31 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Масатоши Игучи (2015). Java-эссе: история и культура южной страны . ТПЛ. п. 135. ИСБН 978-1-78462-885-7 .
- ^ Эдвард Симпсон (2007). Мусульманское общество и западная часть Индийского океана: мореплаватели Качча . Рутледж. стр. 113–114. ISBN 978-1-134-18484-2 .
- ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 182–183. ISBN 978-0-19-509984-3 .
- ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 182–183, 194–195. ISBN 978-0-19-509984-3 .
- ^ Jump up to: а б Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. стр. 174–175. ISBN 978-81-208-0592-7 .
- ^ Jump up to: а б с М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 94–111. ISBN 9788120802841 .
- ^ Альф Хилтебейтель (2011). Чтение Пятой Веды: Исследования Махабхараты . БРИЛЛ. п. 103. ИСБН 978-90-04-18566-1 .
- ^ Фальк и Беннетт (2009), стр. 197-215.
- ^ Jump up to: а б с д и Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 122–123. ISBN 978-0-19-874557-0 .
- ^ Джазаб, Юсуф Хан. Этнолингвистическое исследование карланри разновидностей пушту . Пуштунская академия Пешаварского университета. стр. 342–343.
- ^ Jump up to: а б Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 109–110. ISBN 978-0-69112-04-85 .
- ^ Давивайна, Рама (1996) Мухуртачинтамани. Публикации Сагара
- ^ India.gov.in
- ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1398 г.). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета . стр. 181–183. ISBN 978-0-19-535666-3 .
- ^ Тим Харпер; Сунил Амрит (2014). Места азиатского взаимодействия: идеи, сети и мобильность . Издательство Кембриджского университета. стр. 56–57. ISBN 978-1-316-09306-1 .
- ^ Бал Гопал Шреста (2012). Священный город Санкху: антропология неварских ритуалов, религии и общества в Непале . Издательство Кембриджских ученых. стр. 13–14. ISBN 978-1-4438-3825-2 .
- ^ Орацио Маручки (2011). Христианская эпиграфика: элементарный трактат с собранием древних христианских надписей преимущественно римского происхождения . Издательство Кембриджского университета. п. 289. ИСБН 978-0-521-23594-5 . , Текст: "...лунный год состоит из 354 дней..."
- ^ Анита Ганери (2003). Буддийские фестивали в течение года . БРБ. стр. 11–12. ISBN 978-1-58340-375-4 .
- ^ Крамп, Уильям Д. (25 апреля 2014 г.). Энциклопедия новогодних праздников мира . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9545-0 .
- ^ «Викрам Самват должен быть объявлен национальным календарем» . Журнал «Свободная пресса» . 15 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Чайтра Наваратри 2020: значение, история девятидневного фестиваля и чем он будет отличаться в этом году» . «Хиндустан Таймс» . 30 марта 2020 г. Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Desk, Новости телевидения Индии (21 марта 2015 г.). «Разница между Васантой и Шарадом Наваратри — Индийское ТВ» . www.indiatvnews.com . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Райнхарт, Робин; Райнхарт, Роберт (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-905-8 .
- ^ Келли, Эйдан А.; Дрессер, Питер Д.; Росс, Линда М. (1993). Религиозные праздники и календари: Энциклопедический справочник . Омниграфикс, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-55888-348-2 .
- ^ Международная коммерция . Бюро международной торговли. 1970.
- ^ Фодора; Сотрудники Fodor's Travel Publications, Inc (12 декабря 1983 г.). Индия, Непал и Шри-Ланка, 1984 г. Путевые публикации Фодора. ISBN 978-0-679-01013-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Гуджаратский Новый год 2021: значение и все, что вам нужно знать об особом событии» . Первый пост . 5 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Что такое индуистская календарная система?» . Изучайте религии . Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Берджесс, Эбенезер. Перевод Сурья-Сиддханты: учебник индуистской астрономии с примечаниями и приложением , первоначально опубликованный: Journal of the American Oriental Society , vol. 6, (1860), стр. 141–498, глава 14, стих 12.
- ^ Нильссон, Уша (1997). Мира Бай (поэтесса Раджастана) . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-0411-9 .
- ^ Чаттерджи, СК (1990). Индийская календарная система . Правительство Индии. п. 17.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарри Фальк и Крис Беннетт (2009). «Македонские вставочные месяцы и эпоха Азеса». Acta Orientalia 70, стр. 197–215.
- «Династическое искусство Кушан», Джон Розенфилд.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Инструмент преобразования григорианского календаря Сака – Викрами Университета Киото, версия 3.14 , профессора Мичио Яно и М. Фусими. Для Картикади Викрама, используемого в Северной Индии до нашей эры, выберите «Попробуй, Викрам Пурниманта».