Jump to content

Викрам Самват

(Перенаправлено с Викрама Самвата )

Викрам Самват ( ISO : Vikrama Samvata ; сокращенно VS), также известный как календарь Викрам , — это индуистский календарь, исторически использовавшийся на Индийском субконтиненте и до сих пор используемый в нескольких штатах . [1] [2] Это солнечный календарь , использующий от двенадцати до тринадцати лунных месяцев в каждом солнечном сидерическом году . Количество лет в календаре Викрам Самват обычно на 57 лет опережает григорианский календарь , за исключением периода с января по апрель, когда он опережает на 56 лет.

Календарь Викрам Самват (называемый в Непале Бикрам Самбат) не следует путать с Непальским Самбатом , гораздо более поздним нововведением.

В ряде древних и средневековых надписей использовался Викрам Самват. Хотя, как сообщается, он был назван в честь легендарного царя Викрамадитьи , термин «Викрама Самват» не появляется в исторических записях до 9 века; та же самая календарная система встречается и с другими именами, такими как Крита и Малава. [3] В колониальных исследованиях считалось, что эта эпоха основана на чествовании короля Викрамадитьи, изгнавшего саков из Удджайна . Однако более поздние эпиграфические данные и научные исследования позволяют предположить, что эта теория не имеет исторической основы. В 9 веке в эпиграфических произведениях искусства стал использоваться Викрам Самват (что позволяет предположить, что используемая эпоха индуистского календаря стала популярной как Викрам Самват); Буддийская и джайнская эпиграфика продолжала использовать эпоху, основанную на Будде или Махавире. [4]

Легенда Викрамадитьи

[ редактировать ]
Две иллюстрированные части рукописи
Джайнский монах Калакачарья и царь саков ( рукопись Калакачарья Катха , Чхатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая , Мумбаи )

Согласно популярной традиции, король Викрамадитья Удджайна над установил эпоху Викрама Самвата после победы шаками .

Калакачарья Катанака ( «Рассказ о монахе Калакачарье» ), написанный джайнским мудрецом Махесарасури, приводит следующий рассказ: Гандхарвасена, тогдашний могущественный царь Удджайна, похитил монахиню по имени Сарасвати, которая была сестрой монаха. Разъяренный монах обратился за помощью к правителю Сака, царю Сахи в Систане . Несмотря на тяжелые трудности, но благодаря чудесам, царь Шаков победил Гандхарвасену и взял его в плен. Сарасвати был репатриирован, хотя сам Гандхарвасен был прощен. Побежденный король удалился в лес, где был убит тигром. Его сын Викрамадитья, выросший в лесу, должен был править из Пратиштхана (современный Пайтан в Махараштре ). Позже Викрамадитья вторгся в Удджайн и уехал от шаков. В ознаменование этого события он начал новую эру, названную «эрой Викрамы». Календарь Удджайн начался примерно в 58–56 гг. До н.э., а последующий календарь эпохи Шака был запущен в 78 г. н.э. в Пратиштхане. [ нужна полная цитата ]

Историческое происхождение

[ редактировать ]

Связь эпохи, начавшейся в 57 г. до н.э., с Викрамадитьей, не встречается ни в одном источнике до 9 века н.э.; более ранние источники называют эпоху «Крита» (343 и 371 гг. н.э.), «Критаа» (404 г.), «эпоху племени малава » (424 г.) или просто «Самват». [5] [6] Самая ранняя известная надпись, называющая эпоху «Викрама», датируется 842 годом. Эта надпись, сделанная правителем Чауханы Чандамахасеной, была найдена в Дхолпуре и датирована «Викрама Самват 898, Вайшаха Шукла 2, Чанда» (20 апреля 842 года). Самая ранняя известная надпись, связывающая эту эпоху с царем по имени Викрамадитья, датируется 971 годом, а самое раннее литературное произведение, связывающее эпоху с Викрамадитьей, - это « Субхашита-Ратна-Сандоха » (993–994) джайнского автора Амитагти. [6]

Ряд авторов полагают, что Викрам Самват не был основан Викрамадитьей, который мог быть легендарным королем или титулом, принятым более поздним королем, который переименовал эпоху в свое имя. В. А. Смит и Д. Р. Бхандаркар считали, что Чандрагупта II принял титул Викрамадитья и изменил название эпохи на «Викрама Самват». По словам Рудольфа Хорнле , королем, ответственным за это изменение, был Яшодхарман . Хёрнле считал, что он завоевал Кашмир и является «Харша Викрамадитьей», упомянутым в « Калханы Раджатарангини » . [6]

Некоторые более ранние ученые полагали, что Викрам Самват соответствовал эпохе азесов индо-скифского (шака) царя Азеса . Это было оспорено Робертом Брейси после открытия надписи Виджаямитры , датированной двумя эпохами. [7] Теория была дискредитирована Фальком и Беннетом, которые отнесли начало эры Азеса к 47–46 годам до нашей эры. [8]

Популярность

[ редактировать ]

Викрам Самват использовался индусами , сикхами , [9] и пуштуны . [10] Один из нескольких региональных индуистских календарей, используемых на Индийском субконтиненте , он основан на двенадцати синодических лунных месяцах и 365 солнечных днях . [9] [11] Лунный год начинается с новолуния месяца Чайтра . [12] Этот день, известный как Чайтра Сухлади, является ограниченным (необязательным) праздником в Индии. [13] [ не удалось пройти проверку ]

Календарь по-прежнему используется людьми в Непале и является национальным календарем, где первый месяц — Байсах, а последний месяц — Чайтра. Он также символически используется индуистами северной, западной и центральной Индии. [3] На юге Индии и в некоторых частях восточной и западной Индии (таких как Ассам, Западная Бенгалия и Гуджарат) индийский национальный календарь . широко используется [14]

С приходом исламского правления календарь Хиджры стал официальным календарем султанатов и Империи Великих Моголов . Во время британского колониального правления на Индийском субконтиненте был принят григорианский календарь , который широко используется в городских районах Индии. [15] Преимущественно мусульманские страны Пакистан и Бангладеш используют исламский календарь с 1947 года, но более старые тексты включали Викрам Самват и григорианский календари. В 2003 году базирующийся в Индии комитет сикхов Широмани Гурдвара Парбандхак вызвал споры и принял календарь Нанакшахи . [9] Наряду с Непальским Самбатом , Викрам Самват является одним из двух официальных календарей, используемых в Непале. [16]

Календарная система

[ редактировать ]

Подобно еврейскому и китайскому календарям, Викрам Самват является лунно-солнечным . [9] В високосные годы продолжительность года составляет 354 дня, [17] в то время как високосный месяц ( адхик маас ) добавляется в соответствии с циклом Метона примерно раз в три года (или 7 раз в 19-летнем цикле), чтобы гарантировать, что фестивали и ритуалы, связанные с урожаем, приходятся на соответствующее время года. [9] [11] Ранние буддийские общины в Индии приняли древний индуистский календарь , за ним последовали Викрам Самват и местные буддийские календари . Буддийские фестивали по-прежнему проводятся по лунной системе. [18]

Викрам Самват имеет две системы. Оно началось в 56 г. до н.э. по южной индуистской календарной системе ( аманта ) и в 57–56 г. до н.э. по северной системе ( пурнимаанта ). Шукла Пакша, когда проводится большинство фестивалей, совпадает в обеих системах. [14] [5] Лунно-солнечный календарь Викрам Самват на 56,7 года опережает солнечный григорианский календарь ; 2081 год BS начинается в середине апреля 2024 года и заканчивается в середине апреля 2025 года.

Династия Рана в Непале сделала Бикрам Самбат официальным индуистским календарем в 1901 году н.э., который начался в 1958 году н.э. до [19] Новый год в Непале начинается с первого дня месяца Байсах , который обычно приходится на 13–15 апреля по григорианскому календарю, и заканчивается последним днем ​​месяца Чайтра . Первый день нового года – государственный праздник в Непале. Бискет Джатра , ежегодный карнавал в Бхактапуре , также отмечается Байшаха 1. В 2007 году Непальский Самбат также был признан национальным календарем наряду с Бикрам Самбатом.

В Индии официально используется переформулированный сакский календарь (за исключением расчета дат традиционных праздников). В версии преамбулы конституции Индии на хинди дата ее принятия (26 ноября 1949 г.) представлена ​​в Викрам Самвате как Маргширш Шукла Саптами Самват 2006. Викрам Самват был призван заменить сакский календарь как Официальный календарь Индии. [20]

Новый год

[ редактировать ]
  • Чайтра Наваратри : второй по значимости, названный в честь васанта , что означает весна. Он наблюдается в лунный месяц Чайтра (после зимы, март – апрель). Во многих регионах фестиваль приходится на весенний сбор урожая, а в других – на время сбора урожая. Он также отмечает первый день индуистского календаря, поэтому он также известен как индуистский лунный Новый год согласно календарю Викрам Самват. [21] [22]
  • Вайсакхи :
    • Вайсакхи отмечает начало индуистского солнечного Нового года в Пенджабе , Северной, Восточной, Северо-Восточной и Центральной Индии согласно солнечному календарю Викрам Самват. [23] [24] и знаменует собой первый день месяца Вайсакха , который обычно отмечается 13 или 14 апреля каждого года и является историческим и религиозным праздником в индуизме .
    • Байсах (Непал) : Первый день Байсаха отмечается как непальский Новый год. [25] потому что это день, который отмечает индуистский солнечный Новый год [26] согласно солнечному непальскому Бикрам Самбату.
  • Варша Пратипада или Бесту Варас: считается благоприятным днем, отмечаемым в индийском штате Гуджарат в ознаменование Нового года согласно индуистскому календарю Викрам Самват. Он приходится на первый день светлой половины месяца Картика. Этот день знаменателен тем, что символизирует начало сельскохозяйственного года, и фермеры традиционно в этот день начинают вести новую бухгалтерскую книгу. [27]

Подразделения года

[ редактировать ]

Викрам Самват использует лунные месяцы и солнечные звездные годы . Поскольку 12 месяцев не соответствуют звездному году, коррекционные месяцы ( адхика маса ) добавляются или (иногда) вычитаются ( кшая маса ). Лунный год состоит из 12 месяцев, каждый месяц состоит из двух недель с переменной продолжительностью от 29 до 32 дней. Лунные дни называются титхи . Каждый месяц состоит из 30 титхи , продолжительность которых варьируется от 20 до 27 часов. Фаза растущей луны , начинающаяся на следующий день после новолуния ( амавасья ) , называется гаура или шукла пакша (яркие или благоприятные две недели). Убывающая фаза называется Кришна или Вадхья Пакша (темные две недели, считающиеся неблагоприятными). [28]

Лунные метрики

[ редактировать ]
  • Титхи продольный — это время, за которое угол между Луной и Солнцем увеличился на 12 ° . [29] Титхи начинаются в разное время дня и различаются по продолжительности.
  • Пакша ) — (или пакша это две лунные недели, состоящие из 15 титхи .
  • Маса (около 29,5 дней , или лунный месяц ), делится на два пакши .
  • Риту две (время года) – сестры . [29]
  • Аяна это три ритуала .
  • Год – это две аяны . [29]

Классический Викрам Самват обычно на 57 лет опережает григорианский календарь, за исключением периода с января по апрель, когда он опережает григорианский календарь на 56 лет. Месяц начала нового года зависит от региона или субкультуры.

До 13 апреля 2025 года в календаре BS будет 2081 BS. Названия месяцев в Викрам Самвате на санскрите и непальском языке. [30] [31] с примерно соответствующими им григорианскими месяцами соответственно:

S.No Викрам Самват месяцы Григорианские месяцы Дни
1 Вайшакха или Байсакх апрель – май 30/31
2 Джйештха или Джестха или Джет май – июнь 31/32
3 Ашадха или Асар или Асад июнь–июль 31/32
4 Шравана или Саван или Шраван июль – август 31/32
5 Бхадрапада или Бхадра или Бхадо август – сентябрь 30/31/32
6 Ашвин или Асой или Ашвин или квар сентябрь – октябрь 30/31
7 Картик или Каттик или Картик Октябрь – ноябрь 29/30
8 Аграхайана или воскресенье/Маргаширша или Анган ноябрь – декабрь 29/30
9 Пауша или Пауш или Пуш декабрь – январь 29/30
10 Магха или Магх Январь – февраль 29/30
11 Пхалгуна или Фалгун февраль – март 29/30
12 Чайтра или Чайт или Чайтра Март – апрель 30/31

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Масатоши Игучи (2015). Java-эссе: история и культура южной страны . ТПЛ. п. 135. ИСБН  978-1-78462-885-7 .
  2. ^ Эдвард Симпсон (2007). Мусульманское общество и западная часть Индийского океана: мореплаватели Качча . Рутледж. стр. 113–114. ISBN  978-1-134-18484-2 .
  3. ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 182–183. ISBN  978-0-19-509984-3 .
  4. ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 182–183, 194–195. ISBN  978-0-19-509984-3 .
  5. ^ Jump up to: а б Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. стр. 174–175. ISBN  978-81-208-0592-7 .
  6. ^ Jump up to: а б с М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 94–111. ISBN  9788120802841 .
  7. ^ Альф Хилтебейтель (2011). Чтение Пятой Веды: Исследования Махабхараты . БРИЛЛ. п. 103. ИСБН  978-90-04-18566-1 .
  8. ^ Фальк и Беннетт (2009), стр. 197-215.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 122–123. ISBN  978-0-19-874557-0 .
  10. ^ Джазаб, Юсуф Хан. Этнолингвистическое исследование карланри разновидностей пушту . Пуштунская академия Пешаварского университета. стр. 342–343.
  11. ^ Jump up to: а б Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 109–110. ISBN  978-0-69112-04-85 .
  12. ^ Давивайна, Рама (1996) Мухуртачинтамани. Публикации Сагара
  13. ^ India.gov.in
  14. ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1398 г.). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета . стр. 181–183. ISBN  978-0-19-535666-3 .
  15. ^ Тим Харпер; Сунил Амрит (2014). Места азиатского взаимодействия: идеи, сети и мобильность . Издательство Кембриджского университета. стр. 56–57. ISBN  978-1-316-09306-1 .
  16. ^ Бал Гопал Шреста (2012). Священный город Санкху: антропология неварских ритуалов, религии и общества в Непале . Издательство Кембриджских ученых. стр. 13–14. ISBN  978-1-4438-3825-2 .
  17. ^ Орацио Маручки (2011). Христианская эпиграфика: элементарный трактат с собранием древних христианских надписей преимущественно римского происхождения . Издательство Кембриджского университета. п. 289. ИСБН  978-0-521-23594-5 . , Текст: "...лунный год состоит из 354 дней..."
  18. ^ Анита Ганери (2003). Буддийские фестивали в течение года . БРБ. стр. 11–12. ISBN  978-1-58340-375-4 .
  19. ^ Крамп, Уильям Д. (25 апреля 2014 г.). Энциклопедия новогодних праздников мира . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-9545-0 .
  20. ^ «Викрам Самват должен быть объявлен национальным календарем» . Журнал «Свободная пресса» . 15 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  21. ^ «Чайтра Наваратри 2020: значение, история девятидневного фестиваля и чем он будет отличаться в этом году» . «Хиндустан Таймс» . 30 марта 2020 г. Проверено 12 февраля 2021 г.
  22. ^ Desk, Новости телевидения Индии (21 марта 2015 г.). «Разница между Васантой и Шарадом Наваратри — Индийское ТВ» . www.indiatvnews.com . Проверено 11 октября 2020 г.
  23. ^ Райнхарт, Робин; Райнхарт, Роберт (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-57607-905-8 .
  24. ^ Келли, Эйдан А.; Дрессер, Питер Д.; Росс, Линда М. (1993). Религиозные праздники и календари: Энциклопедический справочник . Омниграфикс, Инкорпорейтед. ISBN  978-1-55888-348-2 .
  25. ^ Международная коммерция . Бюро международной торговли. 1970.
  26. ^ Фодора; Сотрудники Fodor's Travel Publications, Inc (12 декабря 1983 г.). Индия, Непал и Шри-Ланка, 1984 г. Путевые публикации Фодора. ISBN  978-0-679-01013-5 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  27. ^ «Гуджаратский Новый год 2021: значение и все, что вам нужно знать об особом событии» . Первый пост . 5 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2023 г.
  28. ^ «Что такое индуистская календарная система?» . Изучайте религии . Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Берджесс, Эбенезер. Перевод Сурья-Сиддханты: учебник индуистской астрономии с примечаниями и приложением , первоначально опубликованный: Journal of the American Oriental Society , vol. 6, (1860), стр. 141–498, глава 14, стих 12.
  30. ^ Нильссон, Уша (1997). Мира Бай (поэтесса Раджастана) . Сахитья Академия. ISBN  978-81-260-0411-9 .
  31. ^ Чаттерджи, СК (1990). Индийская календарная система . Правительство Индии. п. 17.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca4c23f741079a6e09296718a6509c6c__1722027300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/6c/ca4c23f741079a6e09296718a6509c6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vikram Samvat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)