Астрономическая основа индуистского календаря
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
![]() |
История науки и технологии в Индийский субконтинент |
---|
По теме |
Индуистский календарь основан на геоцентрической модели Солнечной системы . [1] Геоцентрическая модель описывает Солнечную систему так, как ее видит наблюдатель на поверхности Земли.
Индуистский календарь определяет девять мер времени ( санскрит : मान IAST : мана ): [2]
- Брахма для него
- трюк Дивьи
- питрая для него
- праджапатья для него
- гур для него
- Саура Мана
- ученый трюк
- трюк Чандры
- накшатра для него
Из них активно используются только последние четыре. [3] и объяснены здесь.
Трюк Чандры
[ редактировать ]Чандра мана ( санскрит : चन्द्र मान ) индуистского календаря определяется на основе движения Луны вокруг Земли. Новолуние латинизированное ( санскрит : अमावास्य , латинизированное : amavasya ) и полнолуние ( санскрит : पूर्णिमा , . : pūrṇimā ) являются важными отметками в этом календаре
Чандра мана индуистского календаря определяет следующие элементы синодического календаря:
Пакша
[ редактировать ]Пакша ) — это время , ( санскрит : पक्ष необходимое Луне, чтобы перейти от новолуния к полнолунию и наоборот. Растущая фаза луны известна как светлая сторона ( санскрит : शुक्ल पक्ष , латинизированная : śukla pakṣa ), а убывающая фаза известна как темная сторона ( санскрит : कृष्ण पक्ष , латинизированная : k). Ришна Пакша ). Во время пакши Луна перемещается на 180° относительно оси Земля-Солнце.
Чандрамаса
[ редактировать ]Чандрамаса ) — это время , ( санскрит : चन्द्रमास необходимое Луне, чтобы перейти от новолуния к следующему новолунию (согласно традиции аманта [ санскрит : अमान्त ) ) или от полнолуния к следующему полнолунию (согласно традиции пурниманта [ санскрит : पूर्णिमान्त ] традиция). [4] [примечание 1] Другими словами, чандрамаса — это синодический период Луны, или две пакши . Во время чандрамасы Луна поворачивается на 360° относительно оси Земля-Солнце.
Чандра мана варша
[ редактировать ]Чандра мана варша , или лунный год, состоит из 12 последовательных чандрамас . [5] Эти двенадцать чандрамас обозначаются уникальными именами чаитра , вайшакха и т. д. [примечание 2]
дополнительная чандрамаса , известная как адхикамаса В некоторых случаях добавляется , для синхронизации чандра мана варши с солнечным годом или саура мана варшей .
Титхи
[ редактировать ]Титхи ) — это время , ( санскрит : तिथि за которое Луна продвинулась на 12° относительно оси Земля-Солнце. [6] Другими словами, титхи Луны — это время, за которое удлинение (в плоскости эклиптики ) увеличилось на 12°. Титхи — это одна пятнадцатая часть пакши и одна тридцатая чандрамасы . Титхи . соответствует понятию лунного дня
Титхи имеют санскритские номера в соответствии с их положением в пакше , то есть пратхама (первый), двития (второй) и т. д. Пятнадцатый, то есть последний титхи кришна -пакши, называется амавасья (новолуние), а титхи пятнадцатый Шукла пакша называется пурнима (полнолуние). [7]
Саура для него
[ редактировать ]Саура мана ( санскрит : सौर मान ) индуистского календаря определяется движением Земли вокруг Солнца. [8] Он содержит звездные ( санскрит : निरयन; нираяна ) и тропические ( санскрит : सायन; саяна ) элементы.
Звездные элементы
[ редактировать ]Саура мана варша, или звездный год, — это время, за которое Солнце совершает один оборот вокруг Земли и возвращается в исходную точку относительно неподвижных звезд. За отправную точку принимается положение Солнца, когда оно находится в оппозиции к Спике ( санскрит : चित्रा , латинизировано : citrā ). [9] [примечание 3] . [11]
Раши . ( санскрит : राशि ) — это дуга орбиты Солнца вокруг Земли, составляющая 30° [12] (т.е. дуга эклиптики ) . Начиная с Зеты Рыб ( IAST : ревати), двенадцать (т.е. 360°, разделенные на 30°) раши обозначаются как меса ( санскрит : मेष ), вришабха ( санскрит : वृषभ ) и т. д. Саурамаса ( санскрит : सौरम ) ास) есть время, необходимое Солнцу для прохождения раши. [4] Саурамаса получили свои имена от соответствующего раши. саурамаса соответствует понятию месяца. Момент времени, когда Солнце входит в раши, известен как санкрамана ( санскрит : सङ्क्रमण ) или санкранти ( санскрит : सङ्क्रान्ति ).
Тропические элементы
[ редактировать ]Эти периоды времени определяются на основе солнцестояний ( санскрит : अयन; IAST : аяна ) и равноденствий ( санскрит : विषुवत्; IAST : вишуват ). [13]
Время, необходимое Солнцу для перехода от зимнего солнцестояния к летнему, известно как движение на север ( санскрит : उत्तरायण , латинизированное : uttarayaṇa ), а время, необходимое Солнцу для перехода от летнего солнцестояния к зимнему солнцестоянию, называется движением на юг. Санскрит : दक्षिणायन , латинизировано : дакшинайана . Из-за наклона оси Земли Солнце движется к северу от тропика Козерога к тропику Рака во время уттарайаны и к югу от тропика Рака к тропику Козерога во время дакшинаяны . [примечание 4]
Время, необходимое Солнцу для перехода от весеннего равноденствия ( эклиптическая долгота 0°) к осеннему равноденствию (эклиптическая долгота 180°), известно как деваяна ( санскрит : देवयान ). Время, необходимое Солнцу для перехода от осеннего равноденствия к весеннему, обозначается как питрияна ( санскрит : पितृयाण ). Из-за наклона оси Земли Солнце кажется находящимся в северной небесной сфере во время деваяны и в южной небесной сфере во время питрьяны . В индуистской традиции северная небесная сфера посвящена богам (дэва), а южная небесная сфера — предкам (питр). Деваяна и питрияна больше не активно используются в календарях, но составляют основу питрипакши .
А Рту ( санскрит : ऋту ) [примечание 5] — это время, за которое Солнце переместится на шестьдесят градусов по своей орбите вокруг Земли. [примечание 6] Рту соответствует понятию времени года.
Шесть Риту года известны как
- Шишира Рту ( зима)
- Васанта Рту (весна)
- Гришма Рту (лето)
- Варша Рту — сезон дождей, начинающийся в день летнего солнцестояния.
- Шарада Рту (осень)
- Хеманта Рту (предзимний)
Накшатра для него
[ редактировать ]Накшатра мана ( санскрит : नाक्षत्र मान ) определяется относительно неподвижных звезд, поэтому все элементы имеют звездную природу.
Дина санскрит ( ) : दिन — это время, необходимое небесной сфере для завершения одного звездного оборота вокруг Земли. [17] [примечание 7] В действительности это движение вызвано суточным вращением Земли вокруг своей оси. Это определение не используется на практике, но необходимо для определения следующих более мелких единиц времени. Адине . не хватает примерно 4 минут до 24 часов
Гхатика санскрит ( санскрит : гхатика ) или нади ( : . нади ) — это одна шестидесятая часть накшатра дина, или чуть менее 24 минут
Вигхатика санскрит ( санскрит : विघटिका или винади ( विनाडी : ) ) составляет одну шестидесятую часть гхатики, или чуть менее 24 секунд.
Прана санскрит ( санскрит : प्रण ) или асу ( . : असु ) составляет одну шестую вигхатики, или чуть менее четырех секунд [18]
трюк Саваны
[ редактировать ]календарь Индуистский . определяет ) of the Hindu calendar defines гражданское время
Дина санскрит ( ) — это : दिन время между двумя последовательными восходами солнца. [19] Дина соответствует понятию солнечного дня . Длина дина варьируется в зависимости от продолжительности светового дня .
накшатра
[ редактировать ]Помимо четырех ман, объясненных выше, концепция накшатры является важной характеристикой индуистского календаря. Этот термин имеет несколько значений: [20]
- Накшатра ( санскрит : नक्षत्र ) — звезда.
- Накшатра — это астеризм . Одна из звезд астеризма обозначена как его главная звезда ( санскрит : योगतारा; IAST : йогатара ). Таких накшатр двадцать восемь, и они имеют индивидуальное название. Имя накшатры и ее йогатара идентичны. Например, Ревати — это астеризм, главная звезда которого — Ревати (Дзета Рыб).
- Накшатра — это дуга эклиптики 13°20’. [6] Таких накшатр двадцать семь (т.е. 360°, разделенные на 13°20'). Начиная с ревати (Зета Рыб), они называются ашвини, бхарани и т. д. [примечание 8] Эти имена идентичны названиям астеризмов, расположенных внутри соответствующих дуговых сегментов. Например, ревати относится как к астеризму, так и к сегменту дуги, внутри которого астеризм расположен.
- В календарных терминах накшатра — это время, необходимое Луне для прохождения накшатры (как определено в пункте 3). [ нужна ссылка ] Следовательно, накшатра является звездным элементом (в отличие от титхи, которому она подобна) и соответствует понятию дня.
Сочетание различных мер времени.
[ редактировать ]Четыре маны, описанные выше, используются в комбинации в индуистском календаре.
адхикамаса
Как видно выше, и чандра-мана, и саура-мана календаря определяют варшу, состоящую из двенадцати мас, но продолжительность варши различается; чандра мана варша короче саура мана варши примерно на одиннадцать савана дина. В результате, если они не будут явно синхронизированы, эти две части календаря со временем разойдутся, поскольку чандра мана варша будет продолжать «отставать» от саура мана варши.
Чтобы синхронизировать эти две части календаря, в некоторую чандра-мана-варшу вводится дополнительная чандрамаса. [примечание 9] Такая чандрамаса называется адхикамасой ( санскрит : अधिकमास ) . Адхикамаса берет свое название от названия чандрамасы, которое следует за ним, а именно. Адхика Ашвина предшествует Ашвине.
В большинстве случаев каждый чандрамас становится свидетелем санкрамана . Если чандрамаса не является свидетелем санкрамана, эта чандрамаса обозначается как адхикамаса, в результате чего чандра мана варша «догоняет» саура мана варшу. Это происходит примерно раз в два с половиной (солнечных) года.
Дина и Титхи
Как видно выше, и чандра мана, и савана мана календаря определяют концепцию дня как титхи и дина соответственно. дина не названы и не используются в календарных целях. Вместо этого титхи имеет приоритет. [4] [примечание 10]
Человеческая жизнь регулируется восходом Солнца, а не движением Луны по дуге 12°. Следовательно, положение Луны на восходе солнца используется для определения преобладающих на восходе титхи. Затем этот титхи связывается со всей савана-диной.
Для иллюстрации: рассмотрим дату по григорианскому календарю 18 сентября 2021 года . Вместо того, чтобы называть ее «второй дина канья маса», индуисты будут называть ее «бхадрапада маса, шукла пакша, двития титхи», что представляет собой титхи, преобладающие на восходе солнца в этой савана дине. Несмотря на то, что Луна переходит в дугу трайодаши вскоре после восхода солнца (в 6:54 утра), вся эта савана дина считается двадаши титхи.
адхика титхи и кшая титхи
Вполне возможно, что два последовательных восхода солнца могут иметь одинаковые титхи, то есть Луна продолжает оставаться в пределах одной и той же дуги в 12° в течение двух последовательных восходов. В таком случае две последовательные савана дина будут связаны с одним и тем же титхи. Титхи, связанный со второй савана-диной, называется адхика ( санскрит : अधिक ) (дополнительный) титхи .
Также возможно, что между двумя восходами солнца проходит целый титхи, т. е. Луна проходит дугу в 12° между двумя восходами солнца (она входит в дугу после одного восхода солнца и выходит из дуги перед следующим восходом солнца). В данном случае с этим титхи не будет связана ни одна савана дина, т.е. этот титхи будет пропущен в календаре. Такой титхи называется кшая ( санскрит : क्षय ) (потерянный) титхи .
Подразделения савана дина
Выше этого накшатра дина делится на гхатику (по 24 современные минуты каждая) и вигхатика (по 24 современные секунды каждая). Эти же единицы используются для разделения савана-дины с использованием восхода солнца в качестве отправной точки, т.е. первые 24 минуты после восхода солнца составляют первую гхатику, следующие 24 минуты - вторую гхатику и так далее.
питрипакша
питрипакша ( санскрит : पितृपक्ष ) — это пакша, во время которой Солнце пересекает экватор и проходит над южным полушарием, то есть осеннее равноденствие происходит внутри питрипакши. [примечание 11]
бхадрапада маса кришна пакша отождествляется с питрипакшей. Эта идентификация не всегда верна. Например, в 2020 году по григорианскому календарю бхадрапада маса кришна пакша завершился новолунием 17 сентября, а осеннее равноденствие произошло пятью днями позже, 22 сентября.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Все примеры в этой статье предполагают традицию аманта.
- ^ Эти имена происходят от накшатры , в которой расположена Луна во время полнолуния.
- ^ Не все согласны с этим определением. Мерсье утверждает, что Кеткар интерпретировал санскритский источник иначе, чем другие авторитетные источники. Тем не менее, это определение широко используется для создания индуистских альманахов или панчанги ). [10]
- ^ Сурья Сиддхантха определяет уттарайану и дакшинаяну, используя раши вместо равноденствий и солнцестояний. [14] Это определение предполагало совпадение зимнего солнцестояния и макара-санкрамана . В результате прецессии равноденствий этого совпадения больше не существует, что делает это определение неверным. Чтобы проиллюстрировать, согласно определению Сурья-Сиддханты, период от зимнего солнцестояния (21 декабря) до макара-санкрамана (14 января) считается частью дакшинаяны, но Солнце в этот период движется к северу.
- ^ Сурья Сиддханта определяет риту с точки зрения различных раши. [15] предполагая, что макара- санкрамана совпадает с зимним солнцестоянием. [16] Из-за прецессии равноденствий это предположение больше не верно, и, следовательно, эти определения риту больше не точны.
- ^ Поскольку раши представляет собой дугу эклиптики в 30 °, риту можно рассматривать как время, необходимое Солнцу для прохождения через два раши.
- ^ Сидерическое вращение определяется относительно неподвижных звезд, т.е. в конце сидерического вращения все неподвижные звезды возвращаются в исходное положение.
- ^ абхиджит — астеризм, для которого нет соответствующего дугового сегмента.
- ^ Это распространенный календарный метод, известный как вставка.
- ^ В результате почти все индуистские фестивали определяются в терминах чандра мана. Следовательно, эти ежегодные фестивали не повторяются в один и тот же день ни в одном солнечном календаре (ни в саурана-мана, ни в григорианском).
- ^ Поскольку южная небесная сфера посвящена предкам ( IAST :pitṛ), индуисты во время питрипакши совершают особые религиозные обряды в честь своих предков .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берджесс 1935, с. 285 (XII. 32)
- ^ Берджесс 1935, с. 310 (XIV. 1)
- ^ Берджесс 1935, с. 310 (XIV. 2)
- ^ Перейти обратно: а б с Берджесс 1935, с. 8
- ^ Берджесс 1935, с. 7 (И. 13)
- ^ Перейти обратно: а б Берджесс 1935, с. 104 (II. 64)
- ^ Берджесс 1935, с. 106
- ^ «Сатапатха-брахман, стих 8.7.3.10 [санскритский текст]» . www.wisdomlib.org . 18 сентября 2021 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Кеткар 1923. стр. 34–35
- ^ Мерсье (2018). стр. 74–75
- ^ Берджесс 1935, с. 230
- ^ Берджесс 1935, с. 16 (И. 28)
- ^ Тилак 1955, стр. 20–31.
- ^ Берджесс 1935, с. 313 (XIV. 9)
- ^ Берджесс 1935, с. 313 (XIV. 10)
- ^ Берджесс 1935, с. 207
- ^ Берджесс 1935, с. 314 (XIV. 15)
- ^ Берджесс 1935, с. 5 (И. 11)
- ^ Берджесс 1935, с. 319 (XIV. 18)
- ^ Берджесс 1935, стр. 202–250.
Библиография
[ редактировать ]- Берджесс, Эбенезер (1935). Гангули, Фанидарлал (ред.). Перевод Сурья Сиддханты – учебника индуистской астрономии (PDF) . Университет Калькутты.
- Кеткар, Венкатеш Бапуджи (1923). «Индийская и зарубежная хронология» . Журнал Азиатского общества Бомбея (75, часть 1). Британская индийская пресса.
- Мерсье, Раймонд (2018). Астрономические вычисления для истории индийской астрономии . Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО ISBN 978-81-215-1177-3 .
- Тилак, Бал Гангадхар (1955). Орион, или Исследования древности Вед (PDF) . Братья Тилак.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ахаргана - Астрономия индуистского календаря Объясняет различные календарные элементы индуистского календаря посредством астрономического моделирования, созданного с помощью Stellarium .
- drikPanchang , онлайн-индуистский альманах ( IAST : pañcānga).
- Stellarium — астрономическое программное обеспечение, которое использовалось для создания анимации, представленной в этой статье.