Зимнее солнцестояние
Зимнее солнцестояние | |
---|---|
Также называется | Середина зимы ; Самый Короткий День; самая длинная ночь |
Наблюдается | Различные культуры |
Тип | Культурный, астрономический |
Значение | Начало удлинения дней и сокращения ночей. |
Торжества | Пиршество |
Дата | 21 декабря, 22 декабря или 23 декабря. ( Северное полушарие ) и 20 июня, 21 июня или 22 июня. ( Южное полушарие ) |
Связано с | Зимние фестивали |
, Зимнее солнцестояние также называемое зимним солнцестоянием , происходит, когда любой из достигает Земли полюсов максимального отклонения от Солнца . Это происходит дважды в год, по одному разу в каждом полушарии ( Северном и Южном ). Для этого полушария зимнее солнцестояние — это день с самым коротким периодом светового дня и самой длинной ночью в году, а также когда Солнце находится на самой низкой дневной максимальной высоте на небе. [1] в каждом полярном регионе наблюдается непрерывная темнота или сумерки Во время зимнего солнцестояния . Противоположное событие – летнее солнцестояние .
Зимнее солнцестояние происходит во время зимы полушария . В Северном полушарии это декабрьское солнцестояние (21, 22 или 23 декабря), а в Южном полушарии — июньское солнцестояние (20, 21 или 22 июня). Хотя само зимнее солнцестояние длится лишь мгновение, этот термин также относится к дню, в который оно происходит. Термин «середина зимы» также используется как синоним зимнего солнцестояния, хотя он имеет и другие значения. Традиционно во многих регионах с умеренным климатом зимнее солнцестояние считается серединой зимы; хотя сегодня в некоторых странах и календарях это считается началом зимы. Другие названия — «крайняя зима» ( Дунчжи ), или «самый короткий день».
С доисторических времен зимнее солнцестояние было важным временем года во многих культурах и отмечалось фестивалями и обрядами . [2] Это ознаменовало символическую смерть и возрождение Солнца; постепенное сокращение светового дня обращается вспять и снова начинает расти. Некоторые древние памятники, такие как Ньюгрейндж , Стоунхендж и Кахокия Вудхендж, совпадают с восходом или закатом солнца в день зимнего солнцестояния.
История и культурное значение
[ редактировать ]Есть свидетельства того, что зимнее солнцестояние считалось важным моментом годового цикла для некоторых культур еще в эпоху неолита (нового каменного века). Астрономические события часто использовались для управления сельскохозяйственной деятельностью, такой как спаривание животных, посев сельскохозяйственных культур и мониторинг зимних запасов продовольствия. Зимнее солнцестояние было важно, потому что люди экономически зависели от наблюдения за сменой времен года. Голод был обычным явлением в первые месяцы зимы, с января по апрель (северное полушарие) или с июля по октябрь (южное полушарие). Скот забивали , чтобы его не нужно было кормить зимой, поэтому это было почти единственное время года, когда было доступно большое количество свежего мяса. [3]
Поскольку зимнее солнцестояние — это изменение кажущегося затмения Солнца на небе, в древние времена оно рассматривалось как символическая смерть и возрождение Солнца или солнечного бога . [4] [5] [6] В культурах, которые использовали циклические календари, основанные на зимнем солнцестоянии, «год возрождения» отмечался со ссылкой на божеств жизни-смерти-возрождения или «новые начинания» (например, , Хогманай реддинг традиция новогодней уборки), и «переворот» (как в Сатурналиях ). разворотах раба и хозяина на [ нужна ссылка ]
Неолитическая Европа
[ редактировать ]Некоторые важные археологические памятники эпохи неолита и раннего бронзового века в Европе связаны с зимним солнцестоянием, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. Главные оси обоих этих памятников, похоже, были тщательно выровнены на линии обзора, указывающей на восход солнца в день зимнего солнцестояния (Ньюгрейндж) и закат в день зимнего солнцестояния (Стоунхендж). Примечательно, что в Стоунхендже Большой Трилитон был ориентирован наружу от середины памятника, т. е. его гладкая плоская грань была обращена к зимнему Солнцу. [7]
Древний римлянин
[ редактировать ]В древнеримском календаре 25 декабря было датой зимнего солнцестояния. [8] [9] В 274 году нашей эры император Аврелиан назначил эту дату праздником Dies Natalis Solis Invicti , днем рождения Sol Invictus или «Непобедимого Солнца». [9] [10] Гэри Форсайт, профессор древней истории, говорит: «Этот праздник стал бы долгожданным дополнением к семидневному периоду Сатурналий ( 17–23 декабря), самого радостного сезона праздников в Риме со времен республиканцев, характеризующегося вечеринками, банкетами и обмен подарками». [9]
Широко распространена теория, что Церковь выбрала 25 декабря в качестве дня рождения Христа ( Dies Natalis Christi ), чтобы присвоить себе римский праздник зимнего солнцестояния, отмечающий день рождения бога Солнца ( Dies Natalis Solis Invicti ). [10] [9] [11] По словам К. Филиппа Э. Нотафта, профессора Тринити-колледжа в Дублине , хотя эта теория «в настоящее время используется в качестве основного объяснения выбора 25 декабря в качестве дня рождения Христа, немногие сторонники этой теории, похоже, осознают, насколько ничтожна имеющиеся доказательства на самом деле таковы». [12]
германский
[ редактировать ]В англосаксонской Англии зимним солнцестоянием обычно считалось 25 декабря, а в древнеанглийском языке середина зимы могла означать как зимнее солнцестояние, так и Рождество . [13] [14]
Северогерманские народы отмечали зимний праздник под названием Йоль . « Хеймскрингла » , написанная в 13 веке исландцем Снорри Стурлусоном , описывает Святочный праздник, устроенный норвежским королем Хоконом Добрым (ок. 920–961). По словам Снорри, христианин Хокон перенес Йоль из «середины зимы» и совместил его с христианским празднованием Рождества. Исторически это заставило некоторых ученых поверить в то, что Йоль изначально был солнечным праздником в день зимнего солнцестояния. Современные ученые в это обычно не верят, поскольку середина зимы в средневековой Исландии приходилась примерно на четыре недели после солнцестояния. [15] Во время христианизации германских народов Йоль был включен в празднование Рождества, и этот термин и его родственники по-прежнему используются для обозначения Рождества в современных североевропейских языках, таких как английский и шведский. [16] [17]
Восточноазиатский
[ редактировать ]В Восточной Азии зимнее солнцестояние празднуется как один из двадцати четырех солнечных периодов , называемых Дунчжи (冬至) на китайском языке . В Японии , чтобы не простудиться зимой , существует обычай принимать горячую ванну юдзу ( яп . 柚子湯 = Юдзую). [18]
Индийский
[ редактировать ]Макара Санкранти, также известный как Макара Санкранти ( санскрит : मकर संक्रांति) или Магхи, — это фестивальный день в индуистском календаре , посвященный божеству Сурье (солнцу). Он отмечается каждый год в январе. [19] Он отмечает первый день перехода Солнца в Макару (Козерог) , отмечая конец месяца с зимним солнцестоянием и начало более длинных дней. [19] [20]
Иранский
[ редактировать ]Иранцы отмечают ночь зимнего солнцестояния в Северном полушарии как « ночь Ялда », которая известна как «самая длинная и темная ночь в году». Празднование ночи Ялда , или, как некоторые его называют, «Шабе Челле» («40-я ночь»), — одна из древнейших иранских традиций, присутствовавшая в персидской культуре с древнейших времен. В эту ночь вся семья собирается вместе, обычно в доме старшего, и празднует ее едой, питьем и чтением стихов (особенно Хафеза). Во время этого фестиваля особенно подают орехи, гранаты и арбузы.
иудейский
[ редактировать ]Агадическая легенда , найденная в трактате Авода Зара 8а, выдвигает талмудическую гипотезу о том, что Адам сначала установил традицию поститься перед зимним солнцестоянием , а затем радоваться, и этот праздник позже развился в римские Сатурналии и Календы .
Когда Первый Человек увидел, что день непрерывно сокращается, он сказал: «Горе мне! Поскольку я согрешил, мир вокруг меня темнеет и возвращается к бесформенному и пустому состоянию. Это смерть, к которой приговорили меня Небеса!» Он решил провести восемь дней в посте и молитве. Когда он увидел зимнее солнцестояние и увидел, что день постоянно удлиняется, он сказал: «Таков порядок мира!» Он пошел и пировал восемь дней. В следующем году он устроил пир в честь обоих. Он утвердил их во имя Неба, но они утвердили их во имя идолопоклонства. [21]
Наблюдение
[ редактировать ]событие | равноденствие | солнцестояние | равноденствие | солнцестояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
месяц | Маршировать [24] | Июнь [25] | Сентябрь [26] | декабрь [27] | ||||
год | день | время | день | время | день | время | день | время |
2019 | 20 | 21:58 | 21 | 15:54 | 23 | 07:50 | 22 | 04:19 |
2020 | 20 | 03:50 | 20 | 21:43 | 22 | 13:31 | 21 | 10:03 |
2021 | 20 | 09:37 | 21 | 03:32 | 22 | 19:21 | 21 | 15:59 |
2022 | 20 | 15:33 | 21 | 09:14 | 23 | 01:04 | 21 | 21:48 |
2023 | 20 | 21:25 | 21 | 14:58 | 23 | 06:50 | 22 | 03:28 |
2024 | 20 | 03:07 | 20 | 20:51 | 22 | 12:44 | 21 | 09:20 |
2025 | 20 | 09:02 | 21 | 02:42 | 22 | 18:20 | 21 | 15:03 |
2026 | 20 | 14:46 | 21 | 08:25 | 23 | 00:06 | 21 | 20:50 |
2027 | 20 | 20:25 | 21 | 14:11 | 23 | 06:02 | 22 | 02:43 |
2028 | 20 | 02:17 | 20 | 20:02 | 22 | 11:45 | 21 | 08:20 |
2029 | 20 | 08:01 | 21 | 01:48 | 22 | 17:37 | 21 | 14:14 |
Хотя момент солнцестояния можно вычислить, [28] прямое наблюдение момента посредством зрительного восприятия неуловимо. Солнце движется слишком медленно или кажется неподвижным (что означает «солнцестояние»). Однако благодаря отслеживанию астрономических данных точное время его возникновения теперь стало общеизвестным. Точный момент солнцестояния не может быть определен напрямую (по определению, люди не могут наблюдать, что объект остановился в движении, пока позже не будет замечено, что он не переместился дальше от предыдущего места или что он переместился в противоположном направлении). Если быть точным с точностью до одного дня, наблюдатели должны иметь возможность наблюдать изменение азимута или высоты, меньшее или равное примерно 1/60 углового диаметра Солнца. Зафиксировать, что это произошло в течение двух дней, проще: требуется точность наблюдения всего около 1/16 углового диаметра Солнца. Таким образом, многие наблюдения относятся к дню солнцестояния, а не к моменту. Часто это делается путем наблюдения восхода и захода солнца или использования астрономически настроенного инструмента. это позволяет лучу света попасть в определенную точку примерно в это время. Однако даты самого раннего заката и самого позднего восхода солнца отличаются от дат зимнего солнцестояния и зависят от широты из-за изменений солнечного дня в течение года, вызванных эллиптической орбитой Земли (см. Самый ранний и поздний восход и закат ).
Праздники, отмечаемые в день зимнего солнцестояния
[ редактировать ]- Албан Артан ( валлийский )
- Голубое Рождество (праздник) ( западное христианство )
- Брумалия ( Древний Рим )
- Фестиваль Дунчжи ( Восточная Азия )
- Воскресенье ( Инки )
- Коляда и Корочун ( славянские )
- Зимний день ( Антарктида )
- День Сангхамитты ( буддизм Тхеравады )
- Шабе Ялда ( Иран )
- Шалако ( Зуни )
- Уттараяна ( Индия )
- Мы Трипанту ( Мапуче )
- Уилкакути ( Аймара )
- Ялда ( Западная и Центральная Азия )
- Йоль в Северном полушарии ( германский )
- Рождество (древняя Латвия )
Другие связанные фестивали
[ редактировать ]- Езидский фестиваль : Праздник Язида солнцестоянием. – отмечается в последнюю пятницу перед зимним
- Сатурналии ( Древний Рим ): празднуются незадолго до зимнего солнцестояния.
- День Святой Люси ( христианский ): раньше совпадал с днем зимнего солнцестояния, сейчас отмечается 13 декабря.
- Фестиваль холодной еды ( Корея , Большой Китай ): 105 дней после зимнего солнцестояния
- Макар Санкранти ( Индия ): Праздник урожая – знаменует конец холодных месяцев и начало нового месяца с более длинными днями.
- Зима на фестивале Тантора ( Саудовская Аравия ): культурный фестиваль, знаменующий начало зимнего сезона сбора урожая.
- Канун Святого Иоанна , в южном полушарии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шипман, Джеймс; Уилсон, Джерри Д.; Тодд, Аарон (2007). «Раздел 15.5». Введение в физику (12-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин . п. 423. ИСБН 978-0-618-92696-1 .
- ^ «Празднования зимнего солнцестояния: они же Рождество, Сатурналии, Йоль, Долгая ночь, начало зимы и т. д.» . Религиозная толерантность.org. 5 августа 2015 г. [3 декабря 1999 г.].
- ^ «История Рождества» . History.com . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Крупп, EC. Отголоски древнего неба: астрономия утраченных цивилизаций . Курьерская корпорация, 2012. С. 119, 125, 195.
- ^ Норт, Джон. Стоунхендж . Свободная пресса, 1996. с. 530
- ^ Хадингем, Эван. Ранний человек и космос . Университет Оклахомы Пресс, 1985. с. 50
- ^ Джонсон, Энтони (2008). Разгадка Стоунхенджа: новый ключ к древней загадке . Темза и Гудзон . стр. 252–253. ISBN 978-0500051559 .
- ^ О'Нил, Уильям Мэтью (1976). Время и календари . Издательство Манчестерского университета. п. 85.
- ^ Jump up to: а б с д Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. стр. 113, 123, 141.
- ^ Jump up to: а б Брэдшоу, Пол (2020). «Свидание Рождества». В Ларсене, Тимоти (ред.). Оксфордский справочник Рождества . Издательство Оксфордского университета. стр. 4–10.
- ^ Нотафт, CPE (декабрь 2012 г.). «Происхождение рождественской даты: некоторые последние тенденции в исторических исследованиях» . История Церкви . 81 (4): 903–911. дои : 10.1017/S0009640712001941 . ISSN 0009-6407 . S2CID 145151430 .
- ^ Нотафт, К. Филипп Э. (2013). «Раннехристианская хронология и происхождение даты Рождества». Вопросы Liturgiques/Исследование литургии . 94 (3). Петерс : 248. doi : 10.2143/QL.94.3.3007366 .
Хотя в настоящее время ЗГТ используется в качестве стандартного объяснения выбора 25 декабря в качестве дня рождения Христа, немногие сторонники этой теории, похоже, осознают, насколько ничтожны на самом деле имеющиеся доказательства.
- ^ Карасава, Кадзутомо (2015). Древнеанглийский метрический календарь (менологий) . Бойделл и Брюэр . стр. 36–37.
- ^ Паркер, Элеонора (2023). Зимы в мире: путешествие по англосаксонскому году . Книги реакции. стр. 70–71.
- ^ Нордберг, Андреас (2006). Рождество, праздник и церковное исчисление времени: календари и календарные обряды в дохристианском регионе Северной Европы . Acta Academiae Regiae Густави Адольфи (на шведском языке). Том. 91. Королевский Академия шведской народной культуры Густава Адольфа. стр. 120–121. ISBN 91-85352-62-4 . ISSN 0065-0897 .
- ^ «Юл» . Викисловарь . 17 марта 2023 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «июль» . Викисловарь . 17 марта 2023 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Goin 'Japanesque!: Японские традиции зимнего солнцестояния; День Кабоча и Юзую» . Архивировано из оригинала 7 августа 2019 г. Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Камаль Кумар Тумулуру (2015). Индуистские молитвы, боги и фестивали . Куропатка. п. 30. ISBN 978-1-4828-4707-9 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: А-М . Издательская группа Розен. п. 411. ИСБН 978-0-8239-2287-1 .
- ^ «Авода Зара 8а:7» .
- ^ Отдел астрономических приложений USNO . «Времена года на Земле — равноденствия, солнцестояния, перигелий и афелий» . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ «Солнцестояния и равноденствия: 2001–2100 гг.» . AstroPixels.com . 20 февраля 2018 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Весеннее равноденствие между 1583 и 2999 годами.
- ^ Летнее солнцестояние с 1583 по 2999 год.
- ^ Осеннее равноденствие с 1583 по 2999 год.
- ^ Зимнее солнцестояние
- ^ Меус, Жан (2009). Астрономические алгоритмы (2-е английское издание с исправлениями от 10 августа 2009 г.). Ричмонд, Вирджиния: ISBN Willmann-Bell, Inc. 978-0-943396-61-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макфейл, Кэмерон (20 декабря 2015 г.). «Зимнее солнцестояние 2015: Все, что нужно знать о самом коротком дне в году» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 20 декабря 2015 г.
- Хандверк, Брайан (21 декабря 2015 г.). «Все, что вам нужно знать о зимнем солнцестоянии» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 21 декабря 2015 г.
- Деравиан, Наз (6 декабря 2021 г.). «Встречаем светлые дни на Ялде с гранатами» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.