Притхвирадж Виджая
Автор | Джаянака |
---|---|
Оригинальное название | Притхвирадж Виджай |
Язык | санскрит |
Предмет | Биографическая эпическая поэма |
Жанр | Эпос , хвалебная речь |
Дата публикации | 12 век |
Место публикации | Индия |
Притхвираджа Виджая ( IAST : Притхвираджа Виджая, «Победа Притхвираджи») — восхваляющая санскритская эпическая поэма о жизни индийского Чахамана царя Притхвираджи III (более известного как Притхвирадж Чаухан в народных легендах). Считается, что он был написан примерно в 1191–1192 годах н. э. Джаянакой, кашмирским поэтом-историком при дворе Притхвираджи.
Некоторые части стихотворения ныне утеряны. Помимо биографии Притхвираджи, в стихотворении также рассказывается о его предках.
Рукопись
[ редактировать ]Единственная известная рукопись Притхвираджи Виджая — это берестяная рукопись, написанная шрифтом Шарада . Его обнаружил Георг Бюлер в 1875 году, когда он искал санскритские рукописи в Кашмире . [ 1 ] Рукопись сильно изуродована, в ней отсутствуют некоторые части текста (в том числе имя автора). [ 2 ]
Авторство
[ редактировать ]Хотя имя автора отсутствует в рукописи, Хар Билас Сарда предположил, что текст был составлен Джаянакой, придворным поэтом Притхвираджи . Эта теория основана на следующих положениях: [ 3 ]
- В песне 12 стихотворения записано появление кашмирского поэта Джаянаки во дворе Притхвираджи.
- Ожидается, что в Песне 1 Притхвираджа послушает стихотворение. Это указывает на то, что стихотворение было сочинено одним из его придворных поэтов.
- Судя по всему, автором был кашмирский пандит :
- Поэтический стиль очень напоминает стиль кашмирского поэта XI века Билханы.
- Мангалачарана Билханы (молитва) и критика других поэтов в начале текста совпадают с таковыми в «Викраманка-Дева-Чарита» (еще одно восхвалительное стихотворение о жизни Викрамадитьи VI ).
- Стихотворение восхваляет Кашмир в Песне 12.
- Кашмирский ученый Джонараджа написал комментарий к тексту.
- Единственным современником, который, как известно, цитировал это стихотворение, был Джаяратха, также кашмирец.
- Рукопись была обнаружена в Кашмире.
Дата составления
[ редактировать ]Стихотворение цитируется кашмирским ученым Джаяратхой в его «Вимаршини» (ок. 1200 г. н.э.), поэтому оно определенно было написано до этой даты. [ 4 ]
В стихотворении упоминается победа Притхвираджи над Мухаммадом Горским в первой битве при Тараине , но не упоминается его поражение во второй битве . [ 5 ] Это указывает на то, что оно, скорее всего, было написано в 1191–1192 годах н.э., в период между двумя битвами. Таким образом, «Притхвираджа Виджая» — единственный сохранившийся литературный текст времен правления Притхвираджи. [ 6 ]
Содержание
[ редактировать ]Угол 1
[ редактировать ]Первая песнь восхваляет древних поэтов Валмики , Вьясу и Бхасу . Здесь также упоминаются современные поэты Кришна и Вишварупа. Стихотворение восхваляет Вишварупу, уроженца Аджмера, друга и наставника автора. [ 7 ]
Затем стихотворение восхваляет царя Притхвираджа III , который очень уважал поэта. В нем упоминается, что Притхвираджа еще в детстве обещал будущее величие. В нем также упоминается, что король владел шестью языками. [ 7 ]
Далее в стихотворении описывается Пушкар , место жительства поэта, и город недалеко от столицы Чахаманы Аджмера . В нем говорится, что Аджагандха Махадева, храм, посвященный Шиве , находился в Пушкаре. В стихотворении Брахма рассказывает Вишну было три яджна - кунды (жертвенные костровые ямы), которые со временем превратились в озера. , что первоначально на этом месте [ 7 ] Брахма просит Вишну родиться на земле, чтобы «исправить мусульманское осквернение Пушкара», и в результате рождается Притхвираджа, которого в тексте называют формой Вишну. [ 8 ]
Угол 2
[ редактировать ]Чахамана, основатель династии Притхвираджи, сошел с орбиты Солнца. Таким образом, он был членом легендарной солнечной династии . Его брат Дхананджая был его главнокомандующим. Царь Васудева родился в семье Чахаманы. [ 9 ]
Угловой 3-4
[ редактировать ]Во время охотничьей экспедиции в лесу Васудева нашел волшебную таблетку и вернул ее владельцу, видьядхаре (сверхъестественному существу). Довольный Видьядхара рассказал ему, что богиня Парвати проживает в лесу под именем Шакамбхари . Он также волшебным образом создал соленое озеро ( Соленое озеро Самбхар ). Он сказал Васудеве, что это озеро всегда останется во владении царской семьи под защитой Шакамбхари и Ашапури царя ( семейного божества ). [ 10 ]
Угол 5
[ редактировать ]Приводится генеалогия предков Притхвираджи:
- Васудева
- Самантараджа
- Нарадева
- Аджаяраджа I
- Виграхараджа I
- Чандрараджа I
- Гопендрараджа
- Дурлабхараджа I
- Говиндараджа I
- Чандрараджа II
- Говиндараджа II
- Чанданараджа
- Вакпатираджа I
- Симхараджа
- Виграхараджа II
- Дурлабхараджа II
- Говиндараджа III
- Вакпатираджа II
- Вирьярама
- Чамундараджа
- Дурлабхараджа III
- Виграхараджа III
- Притхвирадж I
- Аджаяраджа II
- Арнорайя
- Джагаддева
- Виграхараджа IV
- Амарагангея
- Притхвирадж II
- Сомешвара
В песне также кратко описываются времена правления некоторых первых правителей Чахаманы:
- У сестры Говиндараджи II (псевдоним Гувака II) было двенадцать женихов, но она вышла замуж за царя Каньякубджи (Каннауджа). Он победил других женихов и отдал их богатство своей сестре. [ 11 ]
- Царица Чанданараджи Рудрани, также известная как Атмапрабха или Йогини, установила 1000 Шивы лингамов на берегу озера Пушкар. Эти лингамы были подобны лампам, рассеивающим тьму. [ 12 ]
- Вакпатираджа I выиграл 188 битв и построил храм Шивы в Пушкаре. [ 12 ]
- Виграхараджа II победил Мулараджа , царя Гуджарата , которому пришлось бежать в Кантха-Дургу ( Канткот ). Виграхараджа построил храм богини Ашапури на берегу реки Рева ( Нармада ). [ 13 ]
- Вакпатираджа II убил Амба-Прасада, правителя Агата. [ 13 ]
- Вирьярама был убит Бходжей из малва . [ 13 ]
- Чамундараджа построил храм Вишну в Нарпуре (Наваре). [ 13 ]
- Дурлабхараджа III погиб в битве против матангов (мусульман). [ 13 ]
- Виграхараджа II подарил лошадь по имени Саранга Удаядитье из малва. С помощью этой лошади Удаядитья победил короля Гуджарата.
- Притхвираджа I убил 700 Чаулукьев , пришедших грабить брахманов в Пушкаре. Он также основал благотворительное учреждение по дороге в Сомнатх .
- Аджаяраджа II (псевдоним Салхана) победил мусульман, а также Сулхану, короля малва. Он наполнил мир серебряными монетами, а его царица Сомалеха каждый день привыкла к свежеотчеканенным монетам. Королева построила ступенчатый колодец перед храмом . Аджаяраджа II основал город Аджаямеру (Аджмер), который был полон храмов и по праву заслуживал названия Меру . [ 14 ] Стихотворение продолжает восхвалять Аджаямеру. Например, там говорится, что такие легендарные великие города, как Ланка и Дварака, не подходили даже для служанок Аджаямеру. [ 15 ]
Угол 6
[ редактировать ]
Арнораджа разбил мусульманских захватчиков, многие из которых были убиты героями Аджаямеру. Чтобы отпраздновать победу, король построил озеро и наполнил его водой реки Чандра (ныне река Банди). Он также построил храм Шивы и назвал его в честь своего отца Аджаяраджи (ныне храм Аджайпала). [ 16 ]
У Арнораджи было две жены: Судхава Авичи ( Марвара ) и Канчанадеви (дочь Джаясимхи Сиддхараджи из Гуджарата). У Арнораджи и Судхавы было трое сыновей, которые отличались друг от друга, как три гуны (качества). Из них Виграхараджа IV был подобен саттва- гуне (хорошим качествам). Старший сын ( Джагаддева , не названный в тексте) оказал Арнораджу ту же услугу, что и сын Бхригу своей матери (то есть убил своего родителя). Этот сын погас, как фитиль , оставив после себя дурной запах. [ 17 ]
Сомешвара был сыном Арнораджи и Канчандеви. Астрологи предсказывали, что сын Сомешвары (то есть Притхвираджа III) станет воплощением легендарного божественного героя Рамы . Поэтому Джаясимха отвел Сомешвару к себе в Гуджарат. [ 17 ]
Затем в стихотворении описывается легендарная лунная династия , в которую входили Сома , Будха , Паурава и Бхарата в качестве ее членов. [ 17 ] После этих стихов часть рукописи отсутствует. Далее в стихотворении описывается легендарный царь Картавирья и утверждается, что Калачури из Трипури (семья матери Притхвираджи) произошли от него через одного сахасикха («мужественного»). [ 18 ]
Угол 7
[ редактировать ]В стихотворении говорится, что Джаясимха Сиддхараджа (дедушка Притхвираджи III по материнской линии) был воплощением преданного Шивы Кумбодхара. Его преемник Кумарапала (буквально «защитник ребенка») держал юного Сомешвару при себе и таким образом стал достойным своего имени. Когда Сомешвара вырос, он обезглавил короля Конканы во время вторжения Кумарапалы в этот регион. Сомешвара женился на Карпуре-деви, принцессе Трипури . [ 18 ]
Затем в тексте говорится, что Притхвираджа родился в 12-й день месяца джьештха . В нем указано положение планет на момент его рождения, хотя некоторые части отсутствуют в единственной доступной рукописи. [ 18 ]
Угол 8
[ редактировать ]Рождение Притхвираджи было отмечено множеством праздников. ним была назначена кормилица Для ухода за . Чтобы защитить его, к его ожерелью были прикреплены коготь тигра и изображения десяти воплощений Вишну . [ 18 ] Царица снова забеременела и родила Харираджу в месяц Магха . [ 19 ]
Виграхараджа IV умер счастливым человеком, услышав, что земля благословлена двумя сыновьями его брата. Фраза «друг поэтов» исчезла с его смертью. его неженатый сын Апарагангея Умер и . Притхвибхата , сын старшего сына Судхавы, также ушел, словно чтобы вернуть Виграхараджа. Мужчины падали, как жемчуг, с линии Судхавы. Лакшми (богиня удачи) покинула род Судхавы и пожелала увидеть Сомешвару (отца Притхвираджи). Поэтому министры Чахаманы привезли Сомешвару в Сападалакшу (страну Чахаманы). [ 19 ]
Сомешвара и Карпура-деви пришли в Аджаямеру со своими двумя сыновьями, Притхвираджем и Харираджем. Сомешвара стал новым царем Чахаманы и основал новый город, где располагались дворцы Виграхараджи. Он назвал этот новый город в честь своего отца Арнораджи, чтобы стереть пятно, оставленное убийством Арнораджи его старшим сыном. [ 20 ]
В Аджаямеру Виграхараджа построил столько же храмов, сколько и завоеванных им крепостей на холмах. Посреди этих храмов Сомешвара воздвиг храм Вайдьянатха (Шивы), который был выше всех храмов Виграхараджи. Он установил в этом храме изображения Брахмы , Вишну и Шивы . Он также разместил в помещении храма изображения своего отца и себя верхом на лошадях. Подобно тому, как у Меру было пять Калпаврикш , Сомешвара построил пять храмов в Аджаямеру. Он построил так много храмов в других местах, что население города богов сократилось. [ 21 ]
Сомешвара поручил царице защищать своего маленького сына, а затем отправился к отцу на небеса . Все его предшественники, от Чахаманы до Притхвибхаты, пришли приветствовать его, за исключением старшего сына Арнораджи, который прятался в аду . [ 20 ]
Угол 9
[ редактировать ]Во время регентства Карпуры-деви город (Аджаямеру) был настолько густонаселен и имел так много искусственных построек, что солнце не могло видеть более десятой части суши. Министр Притхвираджи Кадамба-Васа служил ему так же, как Хануман служил Раме . Он разослал армии во все стороны, чтобы прославить молодого короля. [ 20 ]
Все отрасли знания объединились и пришли к Притхвирадже, и он стал знающим обо всех искусствах и науках, которыми должен владеть царь. Камадева пошел к нему на службу, чтобы научиться стрельбе из лука и перестать жить в страхе перед Шивой . [ 22 ]
Притхвираджа и его брат Харираджа были подобны Раме и Лакшмане . Родственница Притхвираджи по материнской линии Бхуванаика-Малла пришла к нему, чтобы узнать, как он может защитить землю всего двумя руками. Бхуванаика-Малла был отважным воином и отдал все свое богатство на благотворительность. Он хотел совершить набег на Юг , но отказался от этого, потому что там жил уважаемый мудрец Агастья . Воплощение Гаруды , он преданно служил двум братьям и покорил нагов. [ 23 ]
При поддержке Кадамбы-Васы и Бхуванаика-Маллы Притхвираджа сделал многое для благополучия своего народа. [ 23 ]
Угол 10
[ редактировать ]
Когда Притхвираджа стал взрослым, многие принцессы выразили желание выйти за него замуж. Его удача также предоставила ему множество возможностей для ведения войн. Когда сын Виграхараджи Нагарджуна завоевал Гудапур, Притхвираджа повел против него армию и осадил форт Гудапура. Нагарджуна отказался от долга воина и сбежал из форта. Притхвираджа убил своих воинов и захватил форт. Он привез жену и мать Нагарджуны в Аджмер и разместил головы своих врагов на зубчатых стенах форта Аджмера. [ 24 ]
Млеччха питающийся говядиной , , по имени Гори, захватил Гарджани на северо-западе, где много лошадей. Его посланником был лысый человек с цветом лица прокаженного , говорящий как дикие птицы. [ 24 ] [ 25 ] Когда он услышал, что Притхвираджа поклялся уничтожить млеччхов, он отправил посла в столицу Чахаманы. Раджас (феодальные короли) от страха укрылись в своих крепостях. Когда он схватил Наддулу , Притхвираджа разгневался и поклялся подчинить его. [ 24 ]
Угол 11
[ редактировать ]
Министр Притхвираджи Кадамба-Васа посоветовал ему не сердиться и не сражаться с Гори. Он сказал, что враги уничтожат себя так же, как Сунда и Упасунда погубили себя из-за Тилоттамы . [ 26 ] В этот момент прибыл посланник из Гуджарата и сообщил Притхвирадже, что король Гуджарата разбил силы Гори. Притхвибхатта, главный из поэтов, восхвалял Кадамбавасу, поскольку Гори был побежден без каких-либо усилий со стороны Чахаманы. Затем он рассказал историю Тилоттамы. Притхвираджа отпустил посланника, вручив ему подарки. [ 27 ]
Затем Притхвираджа посетил его галерею, где Притхвабхатта показал ему иллюстрации из Рамаяны и рассказал о деяниях царя в его предыдущем рождении как Рамы . Затем царь увидел портрет Тилоттамы, и Камадева (бог любви) одолел его. Притхвираджа начал тосковать по Тилоттаме и в полдень покинул галерею, раненный стрелами Камадевы. [ 27 ]
Угол 12
[ редактировать ]Выйдя из галереи, Притхвираджа услышал, как кто-то декламирует стих. В аяте говорилось, что человек, стремящийся что-то получить, получает это. Притхвираджа спросил Падманабху (министра бывшего царя Виграхараджи), кто является чтецом. Падманабха представил чтеца как Джаянаку, великого поэта-ученого из Кашмира, места обучения. Джаянака объяснил, что он приехал из Кашмира в Аджаямеру, потому что богиня знания попросила его служить воплощению Вишну : Притхвирадже. [ 28 ]
Единственная сохранившаяся рукопись текста резко обрывается на двенадцатой главе. [ 29 ] Таким образом, он неполный, но в нем упоминается победа Притхвираджи над Гори в первой битве при Тараине . [ 30 ]
Историческая достоверность
[ редактировать ]Этот текст, написанный при дворе Притхвираджи, является одним из важнейших источников информации о династии Чахамана. [ 31 ]
По мнению Хар Биласа Сарды , историческая достоверность повествования стихотворения подтверждается историческими надписями, а также . комментарием к нему Джонараджи [ 7 ] Например, генеалогия династии Чахамана , приведенная в тексте, почти такая же, как и в Биджолиа надписи 1170 г. н.э. Есть лишь незначительные различия; например, надпись Бихолия имеет: [ 32 ]
- Гувака вместо Говиндараджи I (Гувака — уменьшительное от Говинды)
- Шаши-нрипа вместо Чандрараджа (эти два слова являются синонимами)
- Ваппьяраджа вместо Вакпатираджа (варианты)
- Ганду вместо Говиндараджи III (уменьшительное)
Сарда назвал Притхвираджа Виджая самым достоверным литературным произведением о ранней истории династии. [ 33 ] Историк Э. Сридхаран, с другой стороны, назвал этот текст «возмутительным искажением истории» из-за его « Рамаяны ». Он раскритиковал текст за характеристику Притхвираджа как божественного воплощения Рамы. [ 34 ] По мнению историка Р.Б. Сингха из Университета Горакхпура , текст «страдает от литературных приукрашиваний», но «его содержание находит полное подтверждение в эпиграфических свидетельствах». [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 191.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 192.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 192–193.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 193.
- ^ Ромила Тапар 2005 , с. 119.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 194.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 41.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 195.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 195–196.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 199-200.
- ^ Перейти обратно: а б Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 201.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 204.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 205.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 205–206.
- ^ Перейти обратно: а б с Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 209.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 208–209.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 209–210.
- ^ Перейти обратно: а б Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 210.
- ^ Перейти обратно: а б с Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 211.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 29.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 211–212.
- ^ Перейти обратно: а б Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 212.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , стр. 212–213.
- ^ Синтия Талбот 2015 , с. 40.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б РБ Сингх 1964 , с. VI.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 197.
- ^ Хар Ринсе Сарда 1935 , с. 221.
- ^ Э. Сридхаран 2004 , с. 329.
Библиография
[ редактировать ]- Синтия Талбот (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .
- Э. Сридхаран (2004). Учебник историографии: 500 г. до н . э. – н. э. с восточными неграми. ISBN 9788125026570 .
- Хар Ринсе Сарда (1935). Речи и сочинения Хар Билас Сарда . Аджмер: Ведическая Янтралайя.
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 .
- Ромила Тапар (2005). Соманатха: Многие голоса истории . Версо. ISBN 9781844670208 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Притхвирадж Виджай Махакабьям под редакцией Гауришанкара Х. Оджхи