Jump to content

Мулараджа

Мулараджа
Король Гуджарата
Царствование ок. 941 – ок. 996 г. н.э.
Предшественник Sāmantasiṁha ( Chavda dynasty )
Преемник Чамундараджа
Династия Летающий

Мулараджа ( годы правления 941–996 гг. Н. Э. ) [1] был основателем династии Чаулукья в Индии. Эта династия, также известная как Чаулукья Гуджарата или Соланки, правила частями современного Гуджарата . Мулараджа сверг последнего царя Чавды и основал независимое королевство со столицей в Анахилапатаке в 940–941 годах нашей эры. [2]

Родословная

[ редактировать ]

Кумарапала -Бхупала-Чарита Джаясимхи Сури представляет собой легендарную генеалогию Мулараджи. В нем говорится, что мифическим прародителем династии Чаулукья был Чулукья, великий воин. Он основал свою столицу в Мадхупадме, и после него династия стала известна как Чаулукья. Среди его преемников было несколько царей, в том числе Симха-Викрама и Хари-Викрама. После 85 потомков Хари-Викрамы пришел Рама. Бхата или Сахаджарама, сын Рамы, победил шаков . Сын Бхаты Дадакка победил царей Гаджа Пипасы. Королевство Дадакки оккупировано Канчикавьялой, наследником которого стал король Раджи. Мулараджа был сыном Раджи и его королевы Лиладеви. [3] [4]

В надписи Вадасма (Варунасармака) сына Мулараджи Чамундараджи говорится, что Мулараджа был потомком некоего Вьялаканчи-Прабху. Этот Вьялаканчи, вероятно, такой же, как Канчикавьяла, упомянутый Джаясимхой Сури. [5] Основываясь на этом, историк Асоке Маджумдар считает, что легендарное повествование Сури кажется хотя бы частично точным: Рама и его преемники кажутся историческими фигурами. Возможно, это были маленькие принцы места под названием Мадхупадма. В. В. Мираши предположил, что это место могло располагаться на берегу реки Мадхувени (современный Махувар), являющейся притоком Бетвы . Маджумдар, с другой стороны, отождествляет его с современной Матхурой . [4]

Летописец XIV века Мерутунга утверждает, что Мулараджа был назван так, потому что родился под покровительством Мула -накшатры . Согласно этой легенде, Раджи (или Раджа), Биджа и Дандака (или Дадакка) были тремя братьями. Знания Раджи в верховой езде произвели большое впечатление на Саманта-симху, царя Чапотката (Чавда) Анахилапатаки . Он стал близким другом короля и женился на Лиладеви, сестре короля. Лиладеви умерла, будучи беременной; ее утробу вскрыли и извлекли младенца Мулараджа. [1]

Трое других летописцев — Арисимха, Удаяпрабха и Кришнаджи — также описывают Мулараджу как сына сестры последнего правителя Чапоткаты. [1]

Вознесение

[ редактировать ]
Карта
Найдите места с надписями, сделанными во время правления Мулараджи. [6]
Кади медная пластина Мулараджи I

В середине десятого века нашей эры Мулараджа свергнул последнего Чавада короля Гуджарата (Чапотката) и основал династию Чаулукья или Чаулукья . [7]

Согласно легенде Мерутунги, Мулараджа приобрел репутацию воина. Его дядя Саманта-симха часто назначал его королем, когда он был пьян, и свергал его, когда он трезвел. Мулараджа, который был амбициозным человеком, регулярно разочаровывался в этом. Однажды, когда пьяный Саманта-симха назначил его царем, Мулараджа убил своего дядю и стал бессменным царем. Однако легенда о Мерутунге не выглядит хронологически последовательной: в ней утверждается, что Саманта-симха правил 7 лет. Если бы сестра Саманта-симхи вышла замуж за Раджи во время его правления, как гласит легенда, Мулараджу на момент смерти Саманта-симхи было бы меньше семи лет. Эта абсурдность в сочетании с другими свидетельствами побудила некоторых ученых, таких как Георг Бюлер, отвергнуть легенду о Мерутунге как неисторическую. [8]

В одной из надписей Мулараджи говорится, что он завоевал регион, орошаемый рекой Сарасвати силой своего оружия . В надписи Ваднагар -прашасти его потомка Кумарапалы говорится, что он взял в плен принцев Чапотката. Бюлер предположил, что Мулараджа был чужаком, захватившим королевство Саманта-симхи. Однако Асоке Маджумдар предположил, что он действительно был родственником короля, основываясь на следующих фактах: Надпись Ваднагара, а также сочинения Хемачандры предполагают, что Мулараджа снизил налоговое бремя для граждан. В надписи также говорится, что он поделился богатством царей Чапотката со своими родственниками, браминами, бардами и слугами. Маджумдар утверждает, что если бы Мулараджа захватил королевство Чапотката с армией, он бы не почувствовал необходимости прибегать к такому умиротворению. Таким образом, Маджумдар предполагает, что Мулараджа действительно убил своего дядю, а затем консолидировал власть с помощью «мягких» мер, таких как снижение налогового бремени и разделение богатства. [9]

Однако нет никаких сомнений в том, что Мулараджа сверг короля Чапотката. В одной из надписей Мулараджи говорится, что он силой своего оружия завоевал регион, орошаемый рекой Сарасвати. В надписи Ваднагар -прашасти его потомка Кумарапалы говорится, что он взял в плен принцев Чапотката, забрал их состояние для собственного удовольствия и стал популярен среди своих подданных из-за чрезмерно легких налогов. [10]

Согласно более позднему придворному поэту Чаулукья Сомешваре « Суратхоцава Махакавья» , Мулараджа назначил предка Сомешвары Сола-шармана королевским священником ( пурохита ), и Сола-шарман совершил несколько ритуальных жертвоприношений . [11] По мнению Бюлера, таких изменений в королевском доме не произошло бы, если бы Мулараджа взошел на трон по праву наследования после смерти последнего короля Чапотката. Поэтому Бюлер предположил, что Мулараджа был чужаком, захватившим королевство Саманта-симхи. [10] Однако историк Асоке Маджумдар предположил, что он действительно был родственником короля, основываясь на следующих фактах: Надпись Ваднагара, а также сочинения Хемачандры предполагают, что Мулараджа снизил налоговое бремя для граждан. В надписи также говорится, что он поделился богатством царей Чапотката со своими родственниками, браминами, бардами и слугами. Маджумдар утверждает, что если бы Мулараджа захватил королевство Чапотката с армией, он не почувствовал бы необходимости прибегать к такому умиротворению. Таким образом, Маджумдар предполагает, что Мулараджа действительно убил своего дядю, а затем консолидировал власть с помощью «мягких» мер, таких как снижение налогового бремени и разделение богатства. [9]

Военные конфликты

[ редактировать ]

Во время его вознесения царство Мулараджи, вероятно, ограничивалось территорией, называемой Сарасватамандала , которая включала современные Мехсану , Радханпур и Паланпур . К концу его правления его королевство простиралось от горы Абу на севере до региона Лата на юге. [12]

Война против Грахарипу и Лакши

[ редактировать ]

Грахарипу В писаниях Хемачандры говорится, что Мулараджа победил , «Ахира/Абхира» (то есть Чудасаму ) царя Саураштры . [13] Однако ни в одном другом отчете эпохи Чаулукья эта победа не упоминается. По словам Хемачандры, однажды ночью бог Махадева явился во сне Муларадже и приказал ему победить Грахарипу. Утром Мулараджа посоветовался со своими министрами Джамбакой и Джехулой, так как опасался причинить неприятности паломникам, посетившим Прабхасу в Саураштре. По словам комментатора Хемачандры Абхаятилаки Гани, Джамбака был его Махамантрином (главным министром), а Джехула, ранака Хайралу (ныне Кералу ), был его Махапрадханой (премьер-министром). [14] Джехула рассказал Мулараджу, что Грахарипу был тираном, который мучил паломников и потворствовал таким порокам, как поедание мяса, питье вина и охота на оленей на горе Уджаянта. Джамбака описал Грахарипу как очень сильного царя и заявил, что только Мулараджа способен победить его. Оба министра призвали Мулараджу атаковать Грахарипу. [12]

Мулараджа начал кампанию против Грахарипу в день Виджаядашами . Когда армия Чалукья достигла леса Джамбумали, Грахарипу попытался решить мирным путем, отправив своего посланника, который попросил Мулараджа отступить, заявив, что между двумя королями нет вражды. Однако Мулараджа отказался сделать это, заявив, что Мулараджа был презренным человеком, чьи пороки можно объяснить тем, что он был сыном женщины- млеччи . Когда Мулараджа продолжил свой марш, Грахарипу начал военные приготовления. [15] В число его союзников входили Медас ( Бхиллас согласно Абхаятилаке-Гани), его друг Лакша (который освободил Каччу от Турушек ) и царь по имени Синдхураджа. После начала войны к нему присоединился вождь млеччха (Турушка, согласно Абхаятилаке-Гани). [15]

Мулараджа поддержали цари Гангадвары Махитрата, Шайлапрастха, Реватимитра, Гангамаха и его брат Гангамаха. царь К нему присоединился и парамарский Абу , живший в Шримале . Кроме того, Мулараджу поддержали Бхиллы и Кауравы. После начала битвы к нему присоединились еще несколько человек, в том числе царь Саптакаши и несколько солдат Гуджарата. [15]

Большинство союзников, названных Хемачандрой, кажутся вымышленными, но Лакша кажется историческим персонажем, поскольку он упоминается в нескольких других хрониках, включая Кирти-Каумуди , Васанта-Виласа и Сукрита-Санкиртана . Он может быть тем же, что и Лакха Пхулани, которого джадеджские князья Кача считают своими предками и которого бардовские хроники датируют по-разному между 841 и 1144 годами нашей эры. [16]

Битва произошла на реке Джамбумали (идентифицированной как река Бхогаво в Саураштре; на берегу этой реки расположена деревня Джамбу недалеко от Лимбди). Бой в нерешительности продолжался два дня. На третий день Мулараджа вступил в бой на слоне, а Грахарипу в ярости сел на своего слона. Мулараджа одолел Грахарипу в единоборстве , сбросил его со слона и связал веревками. [15]

Лакша, одетый в белую одежду, ворвался и оскорбил Мулараджа, назвав его Мула. [17] Он попросил Мулараджа освободить Грахарипу, но Муларадж отказался подчиниться на том основании, что пленник ел говядину . Это привело к еще одному единоборству, в котором Мулараджа убил Лакшу копьем. Затем мужчины Саураштры покорились Мулараджу, одетые как женщины. Затем царь освободил пленников и посетил священный город Прабхасы в Саураштре. [18]

Битва между Мулараджей и Лакшей также упоминается писателем XIV века Мерутунгой в «Прабандха-Чинтамани» . Согласно этой версии, Лакша (или Лакха) был сыном Пхулады, скотовода . Пхулада женился на Камалате, дочери царя Парамара Киртираджи. Лакша отразил атаки Мулараджи 11 раз. Однако в их 12-м бою Мулараджа осадил его форт Капилкот (ныне Кера, Катч ), убил его и наступил ему на бороду. Разгневанная его оскорбительным поступком, мать Лакши прокляла семью Мулараджи, заболев проказой . [18] Подобный отчет также дан в «Кумарапалачарите» . [19]

Историк Асоке Маджумдар предполагает, что Мулараджа напал на Грахарипу под «каким-то надуманным предлогом», поскольку приказ Махадевы во сне был популярным приемом, используемым санскритскими авторами для оправдания непростительных действий своих героев. Потомки Мулараджи воевали против царей Каччхи и Саураштры, поэтому, похоже, ему удалось аннексировать некоторые части этих королевств, но не удалось полностью подчинить их. [20]

Конфликт с Виграхараджем II и Барапой

[ редактировать ]

Мерутунга утверждает, что однажды Мулараджа столкнулся с одновременными вторжениями на северной и южной границах своего королевства. Северным захватчиком был царь Сападалакши, которого можно идентифицировать как Шакамбхари Чахаманы правителя Виграхараджа II . [21] Это вторжение упоминается в более поздних отчетах Чахаманы, но не упоминается в надписи Виграхараджи 973 г. н.э., поэтому оно должно было произойти где-то после 973 г. н.э. [22] Южным захватчиком был правитель Лата Чалукья Барапа. [21] вассал правителя Чалукья Кальяни Тайлапы II . [22]

По словам Мерутунги, министры Мулараджи посоветовали ему укрыться в форте Кантха-Дурга до Наваратри , когда Виграхараджа уйдет, чтобы совершить традиционное поклонение своему семейному божеству, а затем напасть на Барапу. Мулараджа согласился на это предложение, но неожиданно Виграхарадж не уехал в Наваратри. Затем Мулараджа собрал большое количество солдат из разных частей своего королевства и повел армию к лагерю Чахамана. Ему удалось войти в королевский павильон Виграхараджи, который после короткой беседы был впечатлен его храбростью. [21] Мулараджа попросил Виграхараджа не нападать на него, пока он ведет войну с Барапой, и Чахамана согласился на это требование. [22] Виграхараджа также пообещал поддерживать дружеские отношения с Мулараджей, который впоследствии напал на Барапу и убил его. [21]

Притхвираджа Виджая , написанная под патронажем Чахаманы, утверждает, что Виграхараджа заставил Мулараджа укрыться в Кантха-Дурге и продвинулся до Бхригукаччи (современный Бхарух ), где построил храм, посвященный богине Ашапури . [21]

Трудно определить историческую правду на основе этих разных рассказов. Историк Р.Б. Сингх предполагает, что Мулараджа уступил часть своей территории Чахаманам. [23] Историк Дашаратха Шарма также считает, что конфликт закончился с некоторой выгодой для Виграхараджи, который вступил в союз с Барапой и помог ему добиться независимости. [24] Историк Асоке Кумар Маджумдар предполагает, что Мулараджа, возможно, заплатил Виграхарадже деньги, чтобы завоевать его расположение, и два короля, возможно, затем совместно двинулись в Бхригукаччу против Барапы. [21]

Джайнские авторы представляют Мулараджа как человека, полностью вовлеченного в ведические и брахманические представления о королевской власти, и в то же время широко поддерживающего джайнов в вопросах королевской политики. [25] Хотя он был шиваитом , он построил храм Мулавасатика (резиденция Мулы) для Дигамбаров и храм Муланатха-Джинадева (Джина, господин Мулы) для Шветамбаров . [7]

Суратхоцава из Сомешвары , брахман тринадцатого века, описывает посвящение Мулараджи в царя посредством совершения ведического жертвоприношения Ваджапея . [7]

первоначальный храм Рудры Махалаи в Шриштале (ныне Сиддхпур Ему традиционно приписывают ). Согласно гранту Кади, Рудра Махалая уже жил здесь в 987 году нашей эры. Он построил храмы Мунджаладевасвами и Трипурушапрасада в Анахилапатаке (ныне Патан). Он также построил Мулнараяна-прасад в Сиддхпуре. Ему приписывают джайнский храм Мулавасахика. Джинапрабха упоминает храм Муланатхинадевы, который, вероятно, такой же, как и Мунджаладевасвами. В 954 году министр Кункана построил джайнский храм в Чандравати, который был освящен Сарвадевасури. Храм Мулавастика в Патане, построенный Мулараджей, также упоминается в дигамбарской джайнской надписи, датированной Самватом 1250-х годов правления Бхимы II . Мерутунги В «Прабандха-Чинтамани» упоминается строительство храма Мулешвара в Мандали (ныне Мандал ), который аналогичен храму Муланатхадевы, упомянутому в грантах Кади на медной пластине. Это последний храм, построенный до 987 года нашей эры. [26]

После победы над Грахарипу он, вероятно, восстановил большой храм в Сомнатхе . Х. П. Шастри и М. А. Даки пришли к такому выводу на основании палеографических и стилистических данных. Он поселил брахманов в Ваднагаре, мигрировавших из Северной Индии. Вероятно, он построил для них храм Хатакешвара, но первоначальный храм затерялся после капитального ремонта в 19 веке. [26]

Храм Муни Бава недалеко от Тангадха — сохранившийся храм того периода. Старая часть храма Адинатх в Ваднагаре и руины Хохра-деры в Канткоте были построены в более поздний период его правления. К этому периоду относится и храм Харишчандра-ни-Чори в Шамладжи . [26]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 23.
  2. ^ Сайлендра Нат Сен 2013 , стр. 28-29.
  3. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 7.
  4. ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 22.
  5. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 21.
  6. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 498.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Джон Э. Корт 1998 , с. 87.
  8. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 23–24.
  9. ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 23–25.
  10. ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 24.
  11. ^ Би Джей Сандесара (1953). Литературный кружок Махаматьи Ваступалы и его вклад в санскритскую литературу . Серия Сингхи Джайн. стр. 44–45.
  12. ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 25.
  13. ^ Шастри, Харипрасадджи (1976). Раджкия Ане Санскритик Итихас Грант из Гуджарата, Часть-iii Итихасни Гуджаратло Раджкия Ане Санскритик Итихас Грант, Часть-iv Соланки . стр. 163–165.
  14. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 25–26, 228.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 26.
  16. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 27, 424–425.
  17. ^ Парих, Расиклал К. (1938). "Введение". Кавьянушасана Ачарьи Хемачандры . Том. II. Часть I. Бомбей: Шри Махавира Джайна Видьялайя. стр. СХХIII–СХХVI.
  18. ^ Перейти обратно: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 27.
  19. ^ Кэмпбелл, Джеймс Макнабб (1896). Справочник президента Бомбея: история Гуджарата . Том. I. Часть I. Бомбей: Центральная правительственная пресса. стр. 159–160.
  20. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 27–28.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 28.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Дашаратха Шарма 1959 , с. 30.
  23. ^ РБ Сингх 1964 , с. 120.
  24. ^ Дашаратха Шарма 1959 , стр. 30–32.
  25. ^ Джон Э. Корт 1998 , с. 86.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Даки, Мадхусудан А. (1961). Дева, Кришна (ред.). «Хронология храмов Соланки в Гуджарате» . Журнал Мадхья-Прадеша Итихас Паришад . 3 . Бхопал : Мадхья-Прадеш Итихас Паришад: 20–23, 73.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36b722c630a3455ad4b0762bce9096d9__1722389100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/d9/36b722c630a3455ad4b0762bce9096d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mularaja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)