Ядея
Ядея | |
---|---|
Эскиз вождя джадеджи Бхарваджи Джадеджи, 1838 год, сделанный г-жой Постанс. | |
Страна | Индия и Пакистан |
Текущий регион | Кач Синд Саураштра |
Основан | 1540 |
Основатель | जादाजी |
Поместье(а) | Кач Стэйт Штат Наванагар Штат Морви Штат Дрол Гондал Стэйт Штат Раджкот |
Джадеджа ( гуджарати , синдхи : Джадеджа , [ 1 ] или Яреджа [ 2 ] ) — клан самма -раджпутов , населяющий индийский штат Гуджарат и район Тарпаркар провинции Синд , Пакистан . [ 3 ] [ 4 ] от Саммаса Синда Они произошли , [ 5 ] [ 6 ] пастырская группа и заявляла права на раджпутскую идентичность [ 7 ] после браков с женщинами Содха Раджпут [ 8 ] [ 9 ] путем принятия процесса, называемого раджпутизацией . [ 10 ]
История
Устные источники относят появление Джадеджа к концу 9-го века , когда в некоторых частях Катча и Саураштры были основаны королевства Лахо Гураро и Лахо Пхулани, которые, в свою очередь, были потомками Джама Джады , прародителя клана. [ 11 ] [ 12 ] Однако доступные письменные источники относят появление джадеев к 14 веку . [ 13 ] После арабского завоевания Синда ) поселились различные общины мигрантов из Синда ( Пакистан ), а также арабские купцы в Катче ( Индия . [ 11 ] [ 10 ] Историк Аниша Саксена предполагает, что джадеджи были индуистскими ветвями династии Самма в Синде, лидеры которой, как и другие саммы , приняли титул Джам и поселились в Катче. [ 11 ] Эту точку зрения также поддерживает Рашбрук, который также предполагает, что Саммас был индуистом и, возможно, мигрировал, чтобы сопротивляться обращению в ислам. [ 12 ] Альтернативная точка зрения состоит в том, что саммы были пастырской общиной, из которой произошли джадеджи. Социолог Лайла Мехта утверждает, что джадеджа были индуистскими потомками мусульманского племени , мигрировавшего из Синда в Катч . Как только джадеджи получили политическую власть, они начали «подражать себе» по образцу раджпутов Раджастана и даже женились на раджпутских женщинах и переняли обычаи раджпутов. [ 14 ] [ 10 ] Они утверждают, что произошли от легендарного Джамшеда из Ирана . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Джадеджи Рани Камабаи, сестра Джама Хенгарджи I Качского I. была замужем за султаном Махмуд Шахом , Хенгар был возведен в титул Рао даровал ему штат Морви , а позднее, в 1538 году, султан Гуджарата . [ 18 ]
С 1638 по 1663 год городом Паланпур правил мусульманин Муджахид-хан II, который был женат на женщине из Джадеджи по имени Манбай. Сообщается, что их правление пользовалось популярностью среди народа из-за смешанных браков. [ 19 ] [ 20 ]
Династия Джадеджа правила княжеским государством Кач с 1540 по 1948 год (когда Индия стала республикой ). Княжеское государство было образовано королем Кхенгарджи I , который собрал под своим началом двенадцать благородных землевладельческих семей Джадеджа, которые также были связаны с ним, а также две благородные семьи племени , Вагела называемые Бхаят (Бхаи означает брат, к которому по сути относятся как к братьям). . Кхенгарджи и его преемники сохранили верность этих Бхаятов (вождей). Они заявляли о своем легендарном происхождении от Кришны . [ 11 ] Однако историки утверждают, что такие утверждения о выдающемся происхождении, хотя и распространены среди кланов раджпутов, не имеют исторической основы . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Княжества, которыми управляла Джадея до обретения Индией независимости
Культура
Социальные нормы
Джадеджа имели высокий социальный статус и жесткую кастовую систему . Они запрещали смешанные браки с представителями низших социальных групп (почти со всеми остальными родственными им кланами), а также смешанные браки внутри клана, что затрудняло организацию подходящих браков для потомков женского пола, требуя дорогостоящего приданого , даже если пара была найдена. в клане возникла традиция детоубийства женского пола . В результате [ 29 ] Когда британцы объявили детоубийство женского пола вне закона, вожди Джадеджи начали оставлять своих дочерей в живых и выдавать их замуж за других вождей раджпутов, имеющих равный статус. [ 13 ] Эта практика в некоторой степени продолжается и сегодня, хотя при наличии современных средств она может принимать форму уничтожения плода женского пола . [ 30 ]
Лайла Мехта, социолог, проводившая исследования в Катче в конце 20-го и начале 21-го веков, заметила в Джадеджасе тенденцию, необычную для других сообществ. Занимаясь гендерно обусловленным трудом, например, приносом воды, в то время как другие общины отправляли женщин и девочек за водой, мужчины Ядеджи приносили воду из колодца, оказывали влияние на колодцы и запугивали там многих женщин и девочек. Это исключение для мужчин, носивших воду для дома, было связано с обычаем оджала , который запрещал женщинам джадеджа находиться на публике. [ 31 ]
Немецкий ученый Хелен Басу утверждает, что джадеджа-раджпутов в Гуджарате называли «наполовину мусульманами », а повара, работавшие в их домах, были рабами из общины Сидди . [ 32 ] [ 33 ]
Религия
Главным божеством джадеджа была Ашапура Мата (Мать, дающая надежду). [ 34 ]
Известные люди
- Джам Равал – основатель штата Наванагар . [ 27 ]
- Бхагвадсинхджи - Махараджа Гондала с 1869 по 1944 год, опубликовавший Бхагвадгомандал, первый словарь Гуджарата. [ 35 ]
- Кхенгарджи III – правитель штата Катч, один из старейших правящих монархов мира , который представлял Индию в 1921 году в Лиге Наций и Имперской конференции . [ 36 ]
- Мадансинджи - последний правитель Катча и теннисист, представлявший Индию в Кубке Дэвиса в 1936 году и Уимблдоне в 1937 году. [ 37 ]
- Раджендрасинхджи Джадеджа – первый начальник штаба индийской армии, а затем главнокомандующий индийскими вооруженными силами и глава индийской армии – выходец из правящей семьи штата Наванагар . [ 38 ]
- Ранджицинджи - бывший индийский игрок в крикет , в честь которого Ранджи Трофи . назван [ 39 ]
- Дулепсинджи , племянник К.С. Ранджицинджи, известный игрок в крикет, позже занимал пост Верховного комиссара Индии в нескольких странах. [ 40 ] в честь которого Далип Трофи . назван [ 41 ]
- Химмацинджи МК – известный орнитолог и политик, происходящий из правящей семьи Катчей . [ 42 ]
- Аджай Джадеджа - известный игрок в крикет родом из правящей семьи Наванагара. [ 43 ] [ 44 ]
- Равиндра Джадеджа - индийский игрок в крикет международного уровня. [ 45 ]
- Раджендрасинх Джадеджа - индийский игрок в крикет, тренер и бывший официальный судья BCCI. Он играл в первоклассный крикет за Саураштру, Западную зону и Мумбаи, сыграв 50 первоклассных матчей.
См. также
Ссылки
- ^ Шах, AM; Шрофф, Р.Г. (1958). «Вахиванча Бароты Гуджарата: каста специалистов по генеалогии и мифографов». Журнал американского фольклора . 71 (281): 258. дои : 10.2307/538561 . JSTOR 538561 .
- ^ «Джадея» . Бхагвадгомандал . Гуджаратский лексикон.
- ^ Ислам, Риазул (24 апреля 2012 г.). Бирман, Пи Джей (ред.). «Самма» . Энциклопедия ислама, новое онлайн-издание (EI-2 на английском языке) . Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_sim_6582 . ISSN 1573-3912 .
- ^ Энциклопедия Синдхиана, Том 3 - запись 7148 (на синдхи). Управление языка синдхи .
- ^ Маклеод, Дж. (2019). Флит, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). «Каччх» . Энциклопедия ислама Three Online . Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_com_35748 .
На протяжении большей части своей истории Качч находился под властью династий, доминировавших в Синде и Гуджарате. Начиная с седьмого/тринадцатого века, в регионе было основано несколько княжеств Джадеджа, клана раджпутов, происходящего из династии Самма в Синде.
- ^ Басу, Х. (2018). Якобсен, К.А. (ред.). «Гуджарат» . Интернет-энциклопедия индуизма Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2212-5019_beh_com_1010040010 .
На полуостровах самой могущественной родословной стала Джадеджа Раджпуты. Их предки восходят к самма-раджпутам в Синде, которые в 14 веке основали мелких вождей на полуострове через Ранн. Это послужило основой для создания более крупного королевства Качч в 15 веке по линии Джадеджа.
- ^ Шейх, Самира (2009). «Скотоводство, торговля и поселение в Саураштре и Качче». Формирование региона: султаны, торговцы и паломники в Гуджарате, 12.00-15.00 . Издательство Оксфордского университета. стр. 101–128. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198060192.003.0004 . ISBN 9780198060192 .
Примером процесса, посредством которого группа скотоводов, происходящая из Синда, стала одним из престижных раджпутских кланов Саураштры и Каччха, является случай Саммаса. Ветви этого клана (которые ведут свое происхождение от Кришны) переселились в Каччх и Саураштру, где они в конечном итоге стали важными правящими домами раджпутов - Джадеджа в Качче и Чудасама в Джунагадхе.
- ^ Фархана Ибрагим (29 ноября 2020 г.). Поселенцы, святые и суверены: этнография формирования государства в Западной Индии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 127–. ISBN 978-1-00-008397-2 .
Джадеджи медленно вошли в ряды раджпутского общества из-за скотоводческого прошлого, что часто было нормой в этом регионе. Устойчивые смешанные браки между мужчинами-джадеджа и женщинами -содха -раджпутами в Синде позволили первым претендовать на раджпутскую идентичность.
- ^ Ибрагим, Фархана (15 ноября 2021 г.). «Работа принадлежности: гражданство и социальный капитал в пустыне Тар» . От семьи к полиции: безопасность и принадлежность на границе с Южной Азией . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета: 140. doi : 10.7591/cornell/9781501759536.003.0006 .
..Катч был княжеским государством, которым управляла династия Джадея. Они родом из Синда и традиционно женились на женщинах-содха-раджпутах из региона Тар.
- ^ Jump up to: а б с Фархана Ибрагим (29 ноября 2020 г.). Поселенцы, святые и суверены: этнография формирования государства в Западной Индии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 49–50. ISBN 978-1-00-008397-2 .
После арабского завоевания Синда в восьмом веке скотоводы из Синда и арабские купцы поселились в Качче. Некоторые из этих скотоводов – Саммас – в конечном итоге стали правящей силой под названием Ядея в середине 1500-х годов. ...В то время самасы были и в Качче, и в Синде. В то время как синдхи-самы, как правило, были мусульманами, сама в Качче были индусами, и предполагается, что они, возможно, переехали в Качч, чтобы противостоять обращению в ислам. (ii): - Они также установили родственную систему управления, основанную на извлечении аграрных излишков. Принятие раджпутского символа жизни было важно для раджпутизации джадеджа, особенно для поддержания имперской ауры перед лицом своих подданных.
- ^ Jump up to: а б с д Саксена, Аниша (2018). «Джах, Джекс или Якша?: Множественные личности и истории богов Джакха в Качче». Азиатская этнология . 77 (1–2): 103. JSTOR 26604835 .
- ^ Jump up to: а б Рашбрук Уильямс, LF (1958). Черные холмы. Кач в истории и легендах: исследование местных лояльностей в Индии (на английском и гуджарати). Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 91.
- ^ Jump up to: а б Шах и Шрофф 1958 , с. 265.
- ^ Лайла Мехта (2005). Политика и поэтика воды: натурализация дефицита воды в Западной Индии . Ориент Блэксван. стр. 113–. ISBN 978-81-250-2869-7 .
Как сказано в главе 3, джадеджа-раджпуты были бывшими правителями Катча и индуистскими потомками мусульманского племени , мигрировавшего в Катч из Синда .
- ^ Родригес, Марио (2003). Битва за Империю: политическая биография Ранджицинджи . Книги Пингвина, 2003. с. 51. ИСБН 9780143029519 .
- ^ Госвами, Б.Н. (1983). Особое место: живопись в Каче, 1720–1820 гг . Издательство Оксфордского университета, 1983. с. 7. ISBN 9780195613117 .
- ^ Сайед, Миннесота (2004). История Делийского султаната (Сборник в 2-х томах) . Anmol Publications Pvt. Лимитед, 2004. с. 240. ИСБН 9788126118304 .
- ^ Линген, Ян (2015). Горон, Стэн (ред.). «Журнал Восточного нумизматического общества, № 224, лето 2015 г.» (PDF) . Журнал Восточного нумизматического общества (224): 32. ISSN 1818-1252 .
- ^ Справочник штата Гуджарат: округ Банасканта . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций, штат Гуджарат, 1981. 1981. с. 104.
- ^ Комиссариат Манекшаха Сорабшаха (1957). История Гуджарата: период Великих Моголов, с 1573 по 1758 год . Longmans, Green & Company, Limited, 1957. с. 132.
- ^ Коял, Шиваджи (1986). «Возникновение королевской власти, раджпутизация и новое экономическое устройство в Мундаленде». Труды Индийского исторического конгресса . 47 (И). Конгресс истории Индии : 536–542. JSTOR 44141600 .
- ^ Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. п. 282. ИСБН 0-391-04173-8 .
Короче говоря, произошел процесс развития, который через несколько столетий завершился образованием новых групп, имеющих идентичность «раджпутов» ( раджпутизация ). Предшественники раджпутов примерно с восьмого века приобрели военно-политическую известность как группа или сословие с открытым статусом, в основном неграмотных воинов, которые хотели считать себя реинкарнациями древних индийских кшатриев. Претензии кшатриев были, конечно, исторически совершенно необоснованными . Раджпуты, а также другие группы автохтонного индийского дворянства , претендовавшие на статус кшатриев на основании предполагаемого раджпутского происхождения, сильно отличались от классической варны кшатриев, которая, как показано в литературе, состояла из аристократических, городских и образованных кланов...
- ^ Браджадулал Чаттопадхьяя (1994). «Происхождение раджпутов: политические, экономические и социальные процессы в раннесредневековом Раджастане». Становление раннесредневековой Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН 9780195634150 .
- ^ Справочники: округ Джамнагар, Гуджарат (Индия) - 1970 - стр. 614 До объединения штатов Дхрол был штатом класса II, основанным Джамом Хардхолджи, братом Джама Раваля, который происходил из правящей семьи Джадеджа Дарбар в Катче.
- ^ Jump up to: а б Ли-Уорнер, Уильям (22 ноября 1912 г.). «Катиавар» . Журнал Королевского общества искусств . 61 : 391–392. ProQuest 1307274284 – через ProQuest.
- ^ Раджкот . Индия: суперинтендант переписи населения, Гуджарат. 1964. стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б МакКленаган, Тони (1996). Индийские княжеские медали: список орденов, наград и медалей… Тони МакКленагана . Издательство Лансер. п. 207. ИСБН 9781897829196 .
- ^ Справочники: Райкот . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций. 1965. с. 36.
- ^ «Музейный вестник» . Музей и картинная галерея, Барода . 26 : 47. 1973.
- ^ Вишванат, Л.С. (2006). «Детоубийство женского пола, собственность и колониальное государство». В Пателе, Тулси (ред.). Избирательный по признаку пола аборт в Индии: гендер, общество и новые репродуктивные технологии . МУДРЕЦ. стр. 275, 278–282. ISBN 9780761935391 . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Лайла Мехта (2005). Политика и поэтика воды: натурализация дефицита воды в Западной Индии . Ориент Блэксван. п. 166. ИСБН 978-81-250-2869-7 .
Одним заметным исключением является сообщество Jadeja. Поскольку их женщинам запрещено входить в общественную сферу из-за системы оджала, мужчины Джадеджа приносят воду для своих домашних хозяйств. [...] Мужчины Джадеджа обладают наибольшим влиянием и властью у колодцев и запугивают многих женщин, особенно молодых хариджанских девушек.
- ^ Шаил Маярам (6 мая 2011 г.). Камала Висвесваран (ред.). Перспективы современной Южной Азии: читатель по культуре, истории и репрезентации . Джон Уайли и сыновья. стр. 18–. ISBN 978-1-4051-0062-5 .
Хелен Басу отмечает, что раджпуты Джадеджа из Гуджарата, которых описывали как «наполовину мусульмане», нанимали африканских рабов -сидди ( мусульман ) в качестве поваров.
- ^ Б.Н. Госвами; Анна Либера Даллапиккола (1983). Особое место: живопись в Каче, 1720–1820 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 978-0-19-561311-7 .
Связь с мусульманскими ветвями семей Самма осталась позади, но никогда полностью не забывалась. Фактически, отличительной чертой истории Катча при джадеджах является то, что между индусами и мусульманами существовал замечательный мир, причем джадеджи Катча описывались более поздними авторами как «наполовину мусульмане».
- ^ Де Неве, Герт; Доннер, Хенрике (2007). Значение местного: политика места в городской Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 221.
- ^ Бхалодиа-Дханани, Аарти (2012). Принцы, диваны и торговцы: образование и реформы в колониальной Индии (докторская диссертация по истории). Техасский университет в Остине.
- ^ Индийская конференция круглого стола, вторая сессия, 1931 год. Биографические заметки и фотографии британских и индийских делегатов.
- ^ «Хронология и статистика выступлений Меграджи Бахадура в GS» . db4tennis.com . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ Газета Индии . 1953. с. 1475.
Генерал-майор М. С. Пратапсинджи; 2. генерал-майор М.С. Химацинджи; 3. Махарадж Шри Дулипсинджи; и 4. Генерал-лейтенант М.С. Раджендрасинджи; члены семьи правителя Наванагара для целей...
- ^ Сен, Сатадру (2012). Дисциплинированные туземцы: раса, свобода и заключение в колониальной Индии . Книги Примуса. ISBN 978-93-80607-31-3 .
- ^ «Кумар Шри Дулипсинджи» . Открытый университет делает Британию . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ «Королевская власть на поле для крикета» . Международный совет по крикету . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Член королевской семьи Катча скончался» . One India News . 22 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Журнал индоиудаических исследований, тома 1-4 . Общество индо-иудаических исследований. 1998. с. 95.
Четыре поколения королевской семьи Джамнагара играли в тестовый крикет: Ранджи и Далип за Англию, Индраджит и Аджай Джадеджа за Индию.
- ^ «Я страдаю непоправимо: Аджай Джадеджа» . Времена Индии . 7 января 2003 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Ядав, Джьоти (15 апреля 2020 г.). «Равиндра Джадеджа должен перестать быть «мальчиком-раджпутом» и вырасти игроком в крикет» . Печать .
Дальнейшее чтение
- Мехта, Лайла (2005). Политика и поэтика воды: натурализация дефицита воды в Западной Индии . Нью-Дели: Ориент Блэксван. ISBN 9788125028697 .
- Лаутерпахт, Э., изд. (1976). Отчеты по международному праву . Том. 50. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521463959 .
- Дилипсинх, К.С. (2004). Кач: На фестивале и на заказ . Нью-Дели: Публикации Хар-Ананда. ISBN 9788124109984 .
- Сен, Сатадру (2005). Расы мигрантов: империя, идентичность и К.С. Ранджицинджи . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719069260 .