Агниванша
В индийской культуре Агниванши — это люди, заявляющие о своем происхождении от Агни , ведического бога огня. Линия Агниванши — одна из линий передачи среди кланов раджпутов , остальные — Сурьяванши (происходящие от Сурьи , бога Солнца).
Помимо раджпутов, легенды о родословной, рожденной в огне, есть и у некоторых других индийских общин и династий. Альф Хилтебейтель предполагает, что легенды об огненной линии обозначают новый класс воинов -кшатриев , в отличие от более ранних воинов, которые заявляли о своем происхождении от солнечных и лунных линий, упомянутых в древних текстах. Среди кланов, ныне известных как раджпуты, легенда могла быть изобретена Падмагуптой, придворным поэтом X века из династии Парамара . Его «Нава-сахасанка-чарита» является самым ранним источником, утверждающим происхождение Парамарас от Агниванши. Возможно, его мотивировал тот факт, что Парамары были единственной королевской семьей в своем регионе, не имеющей мифического описания героического или божественного происхождения. Раджпутские барды XVI века, возможно, расширили легенду, включив в нее другие императорские династии, чтобы способствовать единству раджпутов в борьбе с мусульманами.
Легенды Парамары
[ редактировать ]Среди династий, которые сейчас называются раджпутами, цари малва Парамара были первыми, кто заявил о своем происхождении от Агникулы («клана огня»). Эта легенда упоминается в нескольких надписях и литературных произведениях, написанных в эпоху Парамара. [ 1 ] Самый ранний известный источник, в котором упоминается эта история, - это « Нава-сахасанка-чарита» придворного поэта Парамары Падмагупты Парималы. Эпос на санскрите был написан во время правления Синдхураджи (ок. 997-1010). Его версия легенды такова: [ 2 ]
На горе Арбуда ( Абу ) жрец царского дома Икшваку ( Вашиштха ) однажды разбил священную рощу. Сын Гадхи ( Вишвамитра ) украл исполняющую желания корову Вашиштхи, , точно так же, как Картавирья Арджуна когда-то украл корову Джамадагни . Ткань из коры на груди Арундхати (жены Васиштхи) пропиталась слезами. Самый ранний из знатоков Атхарваведы (Вашиштха) тогда совершил огненное подношение с мантрами . Из огня вышел богатырь с луком, короной и золотыми доспехами. Он вернул корову Вашиштхи. Благодарный хозяин коровы назвал этого героя «Парамара» («убийца врага») и дал ему власть управлять всей землей. От этого героя, похожего на Ману , произошла династия (Парамара).
Падмагупты «Нава-сахасанка-чарита» основана на жизни Синдхураджи, но не имеет большой исторической ценности. [ 3 ] Легенда не упоминается в более ранних надписях Парамары (таких как медные пластины Харсолы ) или литературных произведениях (таких как Халаюдхи » «Мритасандживани ). Таким образом, похоже, что Падмагупта придумал легенду в конце 10 века. [ 4 ] [ 5 ] К этому времени все соседние династии Парамаров заявляли о своем происхождении от мифических героев или богов: Пратихары от Лакшмана , Чахамана (Чауханы) от Сурьи (Солнца), Чаулукья от Брахмы сосуда с водой ( чалука ) и Чанделы. от Чандры (Луны). Парамары были единственными, у кого не было легенд мифического происхождения. Возможно, это побудило Падмагупту изобрести новую легенду с одобрения Синдхураджи. [ 4 ]
В надписях и литературных произведениях после Синдхураджи Парамары миф об Агникуле широко упоминается. Надписи Парамара, в которых упоминается эта легенда, включают надпись Удайпур Прашасти , надпись на камне Нагпур, надпись Васантагарх, надпись Артуна Чамундараджи, надпись храма Неминатх Джайн, надпись Донагараграма, надпись Патнараян и надпись Джайнад . [ 1 ] Тилака-Манджари Дханапалы, современника царя Парамары Бходжи , также подтверждает эту версию. [ 6 ] В некоторых из более поздних надписей имя прародителя династии упоминается как «Думараджа» (король дыма) вместо «Парамара». [ 5 ]
Счета Чаухана
[ редактировать ]Самые ранние надписи и литературные произведения Чаухана не претендуют на происхождение Агниванши. В этих источниках по-разному утверждается, что легендарный основатель династии Чахамана родился из глаза Индры , в линии мудреца Ватсы, в солнечной династии и/или во время ритуального жертвоприношения, совершенного Брахмой . [ 7 ]
Некоторые редакции «Притхвирадж Расо» эпической поэмы Чанда Бардая содержат легенду, похожую на легенду о Парамаре. Однако эта версия не представляет мудрецов Вашиштху и Вишвамитру соперниками. Это выглядит следующим образом: [ 8 ] [ 9 ]
Однажды Агастья , Гаутама , Вашиштха, Вишвамитра и другие великие мудрецы начали крупную церемонию жертвоприношения на Арбуде (гора Абу). Демоны прервали церемонию, осквернив ее плотью, кровью, костями и мочой. Чтобы избавиться от этих демонов, Вашиштха провел ритуал хома . Это привело к появлению героя по имени Пратихара («привратник»), которого Васиштха поставил на дороге, ведущей во дворец. После этого появился другой герой по имени Чалукка из выдолбленной ладони Брахмы . Наконец появился третий герой, которого мудрец назвал Павара (или Пара-мара, «убийца врага»). Однако эти три героя не смогли остановить демонов. Затем Вашиштха выкопал новую яму для костра и сделал еще одно подношение огню, чтобы вызвать нового героя. Этот четырехрукий герой держал меч, щит, лук и стрелу. Вашиштха назвал его Чахаваной, провел его коронацию под ведические гимны, а затем приказал ему сражаться с демонами. Мудрец также попросил богиню Ашапуру помочь герою. Чахухвана убил демона Янтракету, а богиня убила демона Дхумракету. Увидев это, остальные демоны убежали. Довольная храбростью Чахуваны, богиня согласилась стать его семейное божество . Притхвирадж Чаухан , герой Притхивираджа Расо В этой семье родился .
Притхвирадж Расо - самый ранний источник, включающий в эту легенду четыре разные династии раджпутов (не только Парамарас). Такие ученые, как Дашаратха Шарма и К.В. Вайдья , проанализировавшие самые ранние доступные копии Притхвираджа Расо , пришли к выводу, что его первоначальная редакция вообще не содержала этой легенды. [ 10 ] Самая ранняя сохранившаяся копия Притхвираджа Расо , датированная 15 веком, содержит только одно предложение о происхождении династии Чаухан: в нем говорится, что Маникья Рай был первым доблестным Чауханом, и он родился в результате жертвоприношения Брахмы. [ 11 ] Р.Б. Сингх считает, что поэты 16-го века придумали легенду, чтобы способствовать единству раджпутов против Великих Моголов императора Акбара . [ 12 ]
Адаптации легенды Притхвираджа Расо встречаются в более поздних работах, написанных под патронажем различных династий Чауханов. Одна заметная адаптация встречается в «Хаммире Расо» (1728 г.), в котором описывается жизнь Хаммира-дева , чауханского царя Рантхамбора . Его написал Джодхараджа, придворный поэт принца Чандрабхана из Нимраны . Его версия легенды такова: [ 13 ]
Парашурама убивал кшатриев (воинов) 21 раз. Единственными беглецами были те, кто переоделся женщинами, те, кто бежал, оставив свои мечи, и те, кто упал к его ногам. Отсутствие каких-либо воинов привело к темным векам, когда ракшасов число (демонов) увеличилось, Веды стали попираться ногами, а индуизм был забыт. Затем мудрецы посетили пещеру Парашурамы на горе Абу. Там собрались все боги, люди и наги и разработали план по уничтожению демонов. Вашиштха воздвиг огненный алтарь и поклонялся Шиве , представшему перед мудрецами. Но демоны сорвали церемонию, бросив на алтарь нечистоту, такую как кровь, плоть и мусор. Двадцать мудрецов, включая их лидера Васиштху, затем призвали Брахму и Шиву. Они воздвигли новый алтарь и провели новую церемонию, воспевая гимны из Сама Веды . После этого четыре воина с мечами вышли из костра и победили демонов. Парашурама и Шакти благословили вновь созданных героев. Чохан, один из героев, был четырехруким. Мудрец Бхригу его будет защищать богиня Шакти сказал ему, что в его попытках убить демонов . Богиня защищала Чохана от всех опасностей: каждый раз, когда он падал к ее ногам, его сила удваивалась, и он мог сразить демонов. Богиня стала известна как Ашапури, потому что она оправдала надежды («аша») мудрецов.
Небольшие вариации встречаются в трудах Сурьи Маллы Мишраны, придворного поэта Бунди . В этой версии различные боги создают четырех героев по просьбе Вашиштхи. [ 14 ] Согласно бардскому преданию о клане Кхичи Чауханов, Пувар (Парамара) родился из ; сущности Шивы Соланкхи (Соланки) или Чалук Рао (Чаулукья) родился из сущности Брахмы; Парияр (Парихар) родился из сущности Дэви; и Чахуван (Чаухан) родился из огня . [ 15 ] Миф также появляется с некоторыми вариациями в сисанской надписи чауханов Бедлы и Наинси ри Хьят . [ 16 ]
Другие аккаунты
[ редактировать ]Двьяшрая-Махакавья , рассказ (ок. 1088–1173) о династии Чаулукья (Соланкисы Хемачандры ), упоминает легенду об Агникуле при описании происхождения Парамарас. [ 17 ] Чаулукья знали о легенде об Агникуле, но связывали ее с Парамарами, а не с собой. [ 18 ]
Бхавишья Пурана , некоторые части которой датируются XIX веком, также содержит легенду с некоторыми вариациями. В этой версии брахманы Каньякубджи провели жертвоприношение на горе Абу, чтобы умилостивить Брахму . Чтение ведических мантр породило четырех героев -кшатриев : Самаведин Парамара, Яджурведин Чахумана (Чаухан), Триведин Чалукья и Атхарваведин Парихара (Пратихара). [ 19 ] [ 6 ]
Абу'л Фазл упоминает еще один вариант легенды в своей книге «Айн-и-Акбари» : в 761 году до нашей эры мудрец по имени Махабаха зажег пламя и основал храм огня, который начал привлекать несколько преданных. Позже буддистам , недовольным этими брахманическими обрядами, удалось добиться приказа, запрещающего этот стиль поклонения. Затем преданные храма огня молились о том, чтобы найти героя, который свергнет буддизм и восстановит их традиционную веру. Затем «Верховный судья» вызвал героя из теперь уже остывшего храма огня. Этот герой по имени Дхананджая (или Дханджи) за короткое время достиг власти и восстановил брахманические обряды. Он прибыл в малва из Декана и установил там правительство. Когда его потомок в пятом поколении Путараджа умер бездетным, дворяне избрали его преемником некоего Адитью Понвара. Династия Парамара произошла от Понвара. [ 20 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Легенда о Падмагупте, по-видимому, основана на аналогичной истории, упомянутой в Балаканде из Рамаяны (1:53:18 — 1:54:3). В этой истории Вишвамитра (первоначально кшатрий) похищает корову Камадхену Вашиштхи (называемую «Шабала»). С разрешения Вашиштхи корова создает неиндоарийских воинов, которые побеждают армию Вишвамитры. В число этих воинов входят Барбары , Камбоджи , Пехлевы , Шаки и Яваны . [ 16 ] [ 21 ] Махабхарата повторяет эту легенду с некоторыми вариациями. В этой версии украденная корова (называемая «Нандини») в ответ создает различные племена млечча из разных частей своего тела. Видя силу брамина Васиштхи, Вишвамитра решает тоже стать брахманом. [ 22 ]
Некоторые историки колониальной эпохи интерпретировали миф об Агникуле как предположение об иностранном происхождении раджпутов Агниванши. Согласно этой теории, иностранные предки этих раджпутов прибыли в Индию после упадка Империи Гуптов примерно в V веке. Их приняли в индуистскую кастовую систему после совершения огненного ритуала. [ 23 ] Джеймс Тод , опиравшийся на бардовские легенды, был первым, кто предложил эту теорию. [ 24 ] Он предположил, что раджпуты Агниваши, которые были «хорошего роста и светловолосыми», не могли произойти от «темных, миниатюрных и недобрых» аборигенов Индии. Он предположил, что их предками были скифы и другие группы, жившие за пределами гор Гиндукуша . [ 25 ] АМТ Джексон предложил аналогичную теорию, но утверждал, что раджпуты произошли от гурджаров , которые, по его словам, пришли в Индию в составе вторгшихся орд. Основой его теории послужил миф Агниванши и распространенность среди гурджаров таких фамилий, как Павар (Пармар) и Чаван (Чаухан). [ 26 ] Теория была далее поддержана другими британскими учёными, а также некоторыми индийскими учёными, такими как Д. Р. Бхандаркар . [ 27 ] Уильям Крук предположил, что демоны, упомянутые в легенде об Агникуле, были буддистскими соперниками брахманов. [ 28 ] Он утверждал, что происхождение кшатриев основывалось на статусе, а не на происхождении, и поэтому брахманы проводили ритуал очищения или инициации огнем, чтобы повысить статус иностранных воинов, которые помогали им подавлять буддистов. [ 27 ]
Теория иностранного происхождения подверглась критике со стороны нескольких более поздних ученых. Альф Хилтебейтель утверждает, что колониальные историки рассматривали теорию иностранного происхождения как способ оправдать свое собственное колониальное вторжение. [ 29 ] Р.Б. Сингх критикует индийских сторонников этой теории за то, что они не смогли увидеть «тонкую игру» колониальных историков. [ 30 ]
Хилтебейтель утверждает, что история Рамаяны не может быть источником мифа об Агникуле, поскольку она не имеет ничего общего с рождением из огня. [ 31 ] Существуют и другие мифологические легенды о мудрецах и рождении воинов, которые не подтверждают теорию иностранного происхождения. Например, в Рамаяне также упоминается, что Вашиштха и Ришьясринга совершили церемонию, в результате которой родились Рама и три его брата. В Пратисарга-парване « Бхавишья - пураны» упоминается легенда, согласно которой брахманы уничтожали млечч, затаскивая их в жертвенный костер (а не создавая их из него). [ 32 ] Кроме того, легенда о происхождении огня свойственна не только раджпутам. Существует несколько южноиндийских легенд о династиях и общинах, рожденных огнем:
- В тамильском произведении «Пуранануру» , написанном до «Парамары», упоминается огнерожденный вождь: правитель Туварая (отождествляемый с Дваракой ). Этот правитель, который был предком Пуликатимала Ирунковеля из Арайама, вышел из «жертвенного костра Риши » . [ 33 ]
- В надписи, выпущенной во время правления Кулотунги Чола III (1178–1218 гг.), Также упоминается легенда о рождении огня. Согласно ему, касты Идангай («левой руки») были созданы из агни-кунды (огненной ямы) для охраны церемонии жертвоприношения мудреца Кашьяпы . Они мигрировали из Антарведи в страну Чола в качестве сопровождающих браминов-мигрантов во время правления императора Ариндамы. [ 34 ]
- Легенды говорящих на телугу каст балия (включая их ответвления кавараи и джанаппаны) и тогата утверждают, что их предки родились из жертвенных костров. [ 34 ]
- С 19 века крестьянские касты обычно относили к категории шудр, например Ваннияры. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] заявили, что их предок Рудра Ванния Махараджа (или Вира-Ванниян) родился из пламени огненного жертвоприношения. Это жертвоприношение совершил мудрец Джамбава (также Чампува или Шамбху), чтобы отогнать демонов Ватапи и Махи. У Вира-Ваннияна было четверо сыновей, и его семья победила демонов с помощью богини Дурги . [ 40 ] У некоторых каст торговцев и ремесленников также есть мифы, рожденные огнем. Многие низшие касты используют процесс санскритизации , чтобы добиться карьерного роста, создавая такие мифы об огне. Ваннияры исторически считаются низшей кастой. С 19-го века они пытались добиться восходящей мобильности, чтобы уйти от более низкого статуса, используя эти мифы об Агникуле. [ 38 ]
- Тамильская Махабхарата XV века Виллипуттура Альвара трижды упоминает династии Агниванши (огонь), Сурьяванши (солнечная) и Чандраванши (лунная). В одном конкретном фрагменте царь Чола описывается как представитель солнечной династии, царь Пандьян - как представитель лунной династии, а царь Чера - как представитель династии огня. Более древний Силаппатикарам намекает на солнечное происхождение Чола и лунное происхождение Пандья, но ничего не говорит о происхождении Чера. Тирувилаятар Пуранам (или Тирувилаядал Пуранам ), возможно, датируемый 17 веком, повторяет рассказ Виллипуттура Альвара. [ 41 ]
Хилтебейтель отмечает, что общей темой всех этих легенд об «огненном происхождении» является не кража коровы: скорее, это создание нового порядка кшатриев (в отличие от традиционных солнечных и лунных кшатриев, упомянутых в древних источниках). ). [ 42 ] Хилтебейтель далее предполагает, что миф об Агникуле имеет южноиндийское происхождение. [ 43 ] и, возможно, был перенесен в северную Индию феодалами Паллавами и Чалукьями . [ 44 ] на тамильском языке Он предполагает, что легенда о Силаппатикараме - это «миф Агникулы, ожидающий реализации». В нем упоминается солнечное и лунное происхождение Чола и Пандьи соответственно, но ничего не говорится о происхождении Чера. Согласно легенде в этом тексте, после разрушения столиц Чола и Пандьи (последнего с помощью агни или огня) именно царь Чера выкупает королевскую семью, установив поклонение Каннаги . [ 45 ] Помимо южноиндийских легенд о происхождении огня, Хилтебейтель также связывает Чаулукья (Соланки Раджпуты) с южноиндийскими Чалукьями Кальяни в своей поддержке . До популяризации мифа об Агникуле обе эти династии заявляли, что произошли от ( Брахмы чалуки сложенной пальмы или горшка для воды). раджпуты Известно , что гухилотские Мевара , а также чаулукья Гуджарата использовали брахманов из Декана для фабрикации мифов о своем происхождении. [ 46 ] О.К. Сиркар также предположил, что придворный поэт Парамары Падмагупта также мог быть уроженцем южной Индии. Согласно надписям Парамары, его покровитель Вакпати Мунджа добился военных успехов на юге Индии. [ 43 ]
По мнению К. Н. Сета, теория иноземного происхождения ослаблена тем, что легенда об Агникуле не упоминается в самых ранних из записей Парамары (таких как медные пластины Харсолы ). [ 47 ] Более того, в самых ранних отчетах эпохи Парамара другие кланы раджпутов не упоминаются как огнерожденные. [ 47 ] Ранние династии Чаухан были сосредоточены вокруг региона Аджмер - Пушкар , а их связь с горой Абу является более поздним изобретением. [ 48 ]
Р.Б. Сингх утверждает, что если предками раджпутов были индоарийские аборигены северо-западной Индии, то утверждение Тода о резких различиях между внешним видом скифов и аборигенов вводит в заблуждение, поскольку обе группы имеют индоевропейское происхождение. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Ядава 1982 , с. 32.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 444.
- ^ Сиба Он Сен, изд. (1979). Историческая биография в индийской литературе . Институт исторических исследований. п. 30 .
- ^ Jump up to: а б Сет 1978 , стр. 10–13.
- ^ Jump up to: а б Сингх 2012 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Сет 1978 , с. 3.
- ^ Сингх 1964 , стр. 10–12.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 445-446.
- ^ Шарма 1959 , стр. 3–4.
- ^ Маджумдар 1956 , стр. 9.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 447.
- ^ Сингх 1964 , стр. 17–18.
- ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 448–449.
- ^ Сингх 1964 , с. 16.
- ^ Сет 1978 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Шарма 1959 , с. 4.
- ^ Ядава 1982 , с. 33.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 9.
- ^ Том Викрама . Восточный институт Сциндия. 1948. с. 597. OCLC 673844 .
- ^ Ядава 1982 , с. 34.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 458.
- ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 458–459.
- ^ Ядава 1982 , с. 35.
- ^ Сингх 1964 , стр. 20–25.
- ^ Сингх 1964 , с. 20.
- ^ Сингх 1964 , с. 25-26.
- ^ Jump up to: а б Сингх 1964 , с. 27.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 454.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 439.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 439-440.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 459.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 461.
- ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 462–463.
- ^ Jump up to: а б Хилтебейтель 1999 , с. 465.
- ^ Горриндж, Хьюго (2005). Неприкасаемые граждане Движения далитов и демократизация в Тамилнаде . Эдинбургский университет. п. 61. ИСБН 9788132101994 .
- ^ Жафрело, Кристоф (2012). Восстание плебеев. Меняющееся лицо законодательных собраний Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 445. ИСБН 9781136516610 .
- ^ Вишванатх, Рупа (2014). Проблема изгоев: Каста, религия и общество в современной Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 273. ИСБН 9780231537506 .
- ^ Jump up to: а б Рамасвами, Виджая (2017). Исторический словарь тамилов . Издательство Rowman & Littlefield. п. 385. ИСБН 9781538106860 .
- ^ Неве, Герт де (2005). Повседневная политика трудящихся в неформальной экономике Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 58.
- ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 467–468.
- ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 471–472.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 473.
- ^ Jump up to: а б Хилтебейтель 1999 , с. 470.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 475.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 474.
- ^ Хилтебейтель 1999 , с. 469-470.
- ^ Jump up to: а б Сет 1978 , с. 16.
- ^ Сингх 1964 , с. 23.
- ^ Сингх 1964 , с. 22.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Шарма, Дашаратха (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0618-9 .
- Хилтебейтель, Альф (1999). Переосмысление устных и классических эпосов Индии: Драупади среди раджпутов, мусульман и далитов . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-34055-5 .
- Маджумдар, Асоке Кумар (1956). Чаулукьяс Гуджарата: Обзор истории и культуры Гуджарата с середины десятого до конца тринадцатого века . Бхаратия Видья Бхаван.
- Сет, Кришна Нараин (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс. ОСЛК 8931757 .
- Шарма, Санджай (2006). «Переговоры о легитимации и покровительстве идентичности и статуса под руководством Гурджара-Пратихара Канауджа». Исследования по истории . 22 (22): 181–220. дои : 10.1177/025764300602200202 . S2CID 144128358 .
- Сингх, Арвинд К. (2012). «Интерпретация истории Парамаров». Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1): 13–28. JSTOR 41490371 .
- Сингх, РБ (1964). История Чахаманов . Н. Кишор.
- Ядава, Ганга Прасад (1982). Дханапала и его времена: социокультурное исследование, основанное на его работах . Концепция.