Jump to content

Агниванша

В индийской культуре Агниванши — это люди, заявляющие о своем происхождении от Агни , ведического бога огня. Линия Агниванши — одна из линий передачи среди кланов раджпутов , остальные — Сурьяванши (происходящие от Сурьи , бога Солнца).

Помимо раджпутов, легенды о родословной, рожденной в огне, есть и у некоторых других индийских общин и династий. Альф Хилтебейтель предполагает, что легенды об огненной линии обозначают новый класс воинов -кшатриев , в отличие от более ранних воинов, которые заявляли о своем происхождении от солнечных и лунных линий, упомянутых в древних текстах. Среди кланов, ныне известных как раджпуты, легенда могла быть изобретена Падмагуптой, придворным поэтом X века из династии Парамара . Его «Нава-сахасанка-чарита» является самым ранним источником, утверждающим происхождение Парамарас от Агниванши. Возможно, его мотивировал тот факт, что Парамары были единственной королевской семьей в своем регионе, не имеющей мифического описания героического или божественного происхождения. Раджпутские барды XVI века, возможно, расширили легенду, включив в нее другие императорские династии, чтобы способствовать единству раджпутов в борьбе с мусульманами.

Легенды Парамары

[ редактировать ]

Среди династий, которые сейчас называются раджпутами, цари малва Парамара были первыми, кто заявил о своем происхождении от Агникулы («клана огня»). Эта легенда упоминается в нескольких надписях и литературных произведениях, написанных в эпоху Парамара. [ 1 ] Самый ранний известный источник, в котором упоминается эта история, - это « Нава-сахасанка-чарита» придворного поэта Парамары Падмагупты Парималы. Эпос на санскрите был написан во время правления Синдхураджи (ок. 997-1010). Его версия легенды такова: [ 2 ]

Легенда Агникулы о Нава-Сахасанке-Чарите

На горе Арбуда ( Абу ) жрец царского дома Икшваку ( Вашиштха ) однажды разбил священную рощу. Сын Гадхи ( Вишвамитра ) украл исполняющую желания корову Вашиштхи, , точно так же, как Картавирья Арджуна когда-то украл корову Джамадагни . Ткань из коры на груди Арундхати (жены Васиштхи) пропиталась слезами. Самый ранний из знатоков Атхарваведы (Вашиштха) тогда совершил огненное подношение с мантрами . Из огня вышел богатырь с луком, короной и золотыми доспехами. Он вернул корову Вашиштхи. Благодарный хозяин коровы назвал этого героя «Парамара» («убийца врага») и дал ему власть управлять всей землей. От этого героя, похожего на Ману , произошла династия (Парамара).

Падмагупты «Нава-сахасанка-чарита» основана на жизни Синдхураджи, но не имеет большой исторической ценности. [ 3 ] Легенда не упоминается в более ранних надписях Парамары (таких как медные пластины Харсолы ) или литературных произведениях (таких как Халаюдхи » «Мритасандживани ). Таким образом, похоже, что Падмагупта придумал легенду в конце 10 века. [ 4 ] [ 5 ] К этому времени все соседние династии Парамаров заявляли о своем происхождении от мифических героев или богов: Пратихары от Лакшмана , Чахамана (Чауханы) от Сурьи (Солнца), Чаулукья от Брахмы сосуда с водой ( чалука ) и Чанделы. от Чандры (Луны). Парамары были единственными, у кого не было легенд мифического происхождения. Возможно, это побудило Падмагупту изобрести новую легенду с одобрения Синдхураджи. [ 4 ]

В надписях и литературных произведениях после Синдхураджи Парамары миф об Агникуле широко упоминается. Надписи Парамара, в которых упоминается эта легенда, включают надпись Удайпур Прашасти , надпись на камне Нагпур, надпись Васантагарх, надпись Артуна Чамундараджи, надпись храма Неминатх Джайн, надпись Донагараграма, надпись Патнараян и надпись Джайнад . [ 1 ] Тилака-Манджари Дханапалы, современника царя Парамары Бходжи , также подтверждает эту версию. [ 6 ] В некоторых из более поздних надписей имя прародителя династии упоминается как «Думараджа» (король дыма) вместо «Парамара». [ 5 ]

Счета Чаухана

[ редактировать ]

Самые ранние надписи и литературные произведения Чаухана не претендуют на происхождение Агниванши. В этих источниках по-разному утверждается, что легендарный основатель династии Чахамана родился из глаза Индры , в линии мудреца Ватсы, в солнечной династии и/или во время ритуального жертвоприношения, совершенного Брахмой . [ 7 ]

Некоторые редакции «Притхвирадж Расо» эпической поэмы Чанда Бардая содержат легенду, похожую на легенду о Парамаре. Однако эта версия не представляет мудрецов Вашиштху и Вишвамитру соперниками. Это выглядит следующим образом: [ 8 ] [ 9 ]

Легенда Агникулы о Притхвирадже Расо

Однажды Агастья , Гаутама , Вашиштха, Вишвамитра и другие великие мудрецы начали крупную церемонию жертвоприношения на Арбуде (гора Абу). Демоны прервали церемонию, осквернив ее плотью, кровью, костями и мочой. Чтобы избавиться от этих демонов, Вашиштха провел ритуал хома . Это привело к появлению героя по имени Пратихара («привратник»), которого Васиштха поставил на дороге, ведущей во дворец. После этого появился другой герой по имени Чалукка из выдолбленной ладони Брахмы . Наконец появился третий герой, которого мудрец назвал Павара (или Пара-мара, «убийца врага»). Однако эти три героя не смогли остановить демонов. Затем Вашиштха выкопал новую яму для костра и сделал еще одно подношение огню, чтобы вызвать нового героя. Этот четырехрукий герой держал меч, щит, лук и стрелу. Вашиштха назвал его Чахаваной, провел его коронацию под ведические гимны, а затем приказал ему сражаться с демонами. Мудрец также попросил богиню Ашапуру помочь герою. Чахухвана убил демона Янтракету, а богиня убила демона Дхумракету. Увидев это, остальные демоны убежали. Довольная храбростью Чахуваны, богиня согласилась стать его семейное божество . Притхвирадж Чаухан , герой Притхивираджа Расо В этой семье родился .

Притхвирадж Расо - самый ранний источник, включающий в эту легенду четыре разные династии раджпутов (не только Парамарас). Такие ученые, как Дашаратха Шарма и К.В. Вайдья , проанализировавшие самые ранние доступные копии Притхвираджа Расо , пришли к выводу, что его первоначальная редакция вообще не содержала этой легенды. [ 10 ] Самая ранняя сохранившаяся копия Притхвираджа Расо , датированная 15 веком, содержит только одно предложение о происхождении династии Чаухан: в нем говорится, что Маникья Рай был первым доблестным Чауханом, и он родился в результате жертвоприношения Брахмы. [ 11 ] Р.Б. Сингх считает, что поэты 16-го века придумали легенду, чтобы способствовать единству раджпутов против Великих Моголов императора Акбара . [ 12 ]

Адаптации легенды Притхвираджа Расо встречаются в более поздних работах, написанных под патронажем различных династий Чауханов. Одна заметная адаптация встречается в «Хаммире Расо» (1728 г.), в котором описывается жизнь Хаммира-дева , чауханского царя Рантхамбора . Его написал Джодхараджа, придворный поэт принца Чандрабхана из Нимраны . Его версия легенды такова: [ 13 ]

Легенда об Агникуле о Хаммире Расо

Парашурама убивал кшатриев (воинов) 21 раз. Единственными беглецами были те, кто переоделся женщинами, те, кто бежал, оставив свои мечи, и те, кто упал к его ногам. Отсутствие каких-либо воинов привело к темным векам, когда ракшасов число (демонов) увеличилось, Веды стали попираться ногами, а индуизм был забыт. Затем мудрецы посетили пещеру Парашурамы на горе Абу. Там собрались все боги, люди и наги и разработали план по уничтожению демонов. Вашиштха воздвиг огненный алтарь и поклонялся Шиве , представшему перед мудрецами. Но демоны сорвали церемонию, бросив на алтарь нечистоту, такую ​​как кровь, плоть и мусор. Двадцать мудрецов, включая их лидера Васиштху, затем призвали Брахму и Шиву. Они воздвигли новый алтарь и провели новую церемонию, воспевая гимны из Сама Веды . После этого четыре воина с мечами вышли из костра и победили демонов. Парашурама и Шакти благословили вновь созданных героев. Чохан, один из героев, был четырехруким. Мудрец Бхригу его будет защищать богиня Шакти сказал ему, что в его попытках убить демонов . Богиня защищала Чохана от всех опасностей: каждый раз, когда он падал к ее ногам, его сила удваивалась, и он мог сразить демонов. Богиня стала известна как Ашапури, потому что она оправдала надежды («аша») мудрецов.

Небольшие вариации встречаются в трудах Сурьи Маллы Мишраны, придворного поэта Бунди . В этой версии различные боги создают четырех героев по просьбе Вашиштхи. [ 14 ] Согласно бардскому преданию о клане Кхичи Чауханов, Пувар (Парамара) родился из ; сущности Шивы Соланкхи (Соланки) или Чалук Рао (Чаулукья) родился из сущности Брахмы; Парияр (Парихар) родился из сущности Дэви; и Чахуван (Чаухан) родился из огня . [ 15 ] Миф также появляется с некоторыми вариациями в сисанской надписи чауханов Бедлы и Наинси ри Хьят . [ 16 ]

Другие аккаунты

[ редактировать ]

Двьяшрая-Махакавья , рассказ (ок. 1088–1173) о династии Чаулукья (Соланкисы Хемачандры ), упоминает легенду об Агникуле при описании происхождения Парамарас. [ 17 ] Чаулукья знали о легенде об Агникуле, но связывали ее с Парамарами, а не с собой. [ 18 ]

Бхавишья Пурана , некоторые части которой датируются XIX веком, также содержит легенду с некоторыми вариациями. В этой версии брахманы Каньякубджи провели жертвоприношение на горе Абу, чтобы умилостивить Брахму . Чтение ведических мантр породило четырех героев -кшатриев : Самаведин Парамара, Яджурведин Чахумана (Чаухан), Триведин Чалукья и Атхарваведин Парихара (Пратихара). [ 19 ] [ 6 ]

Абу'л Фазл упоминает еще один вариант легенды в своей книге «Айн-и-Акбари» : в 761 году до нашей эры мудрец по имени Махабаха зажег пламя и основал храм огня, который начал привлекать несколько преданных. Позже буддистам , недовольным этими брахманическими обрядами, удалось добиться приказа, запрещающего этот стиль поклонения. Затем преданные храма огня молились о том, чтобы найти героя, который свергнет буддизм и восстановит их традиционную веру. Затем «Верховный судья» вызвал героя из теперь уже остывшего храма огня. Этот герой по имени Дхананджая (или Дханджи) за короткое время достиг власти и восстановил брахманические обряды. Он прибыл в малва из Декана и установил там правительство. Когда его потомок в пятом поколении Путараджа умер бездетным, дворяне избрали его преемником некоего Адитью Понвара. Династия Парамара произошла от Понвара. [ 20 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Легенда о Падмагупте, по-видимому, основана на аналогичной истории, упомянутой в Балаканде из Рамаяны (1:53:18 — 1:54:3). В этой истории Вишвамитра (первоначально кшатрий) похищает корову Камадхену Вашиштхи (называемую «Шабала»). С разрешения Вашиштхи корова создает неиндоарийских воинов, которые побеждают армию Вишвамитры. В число этих воинов входят Барбары , Камбоджи , Пехлевы , Шаки и Яваны . [ 16 ] [ 21 ] Махабхарата повторяет эту легенду с некоторыми вариациями. В этой версии украденная корова (называемая «Нандини») в ответ создает различные племена млечча из разных частей своего тела. Видя силу брамина Васиштхи, Вишвамитра решает тоже стать брахманом. [ 22 ]

Некоторые историки колониальной эпохи интерпретировали миф об Агникуле как предположение об иностранном происхождении раджпутов Агниванши. Согласно этой теории, иностранные предки этих раджпутов прибыли в Индию после упадка Империи Гуптов примерно в V веке. Их приняли в индуистскую кастовую систему после совершения огненного ритуала. [ 23 ] Джеймс Тод , опиравшийся на бардовские легенды, был первым, кто предложил эту теорию. [ 24 ] Он предположил, что раджпуты Агниваши, которые были «хорошего роста и светловолосыми», не могли произойти от «темных, миниатюрных и недобрых» аборигенов Индии. Он предположил, что их предками были скифы и другие группы, жившие за пределами гор Гиндукуша . [ 25 ] АМТ Джексон предложил аналогичную теорию, но утверждал, что раджпуты произошли от гурджаров , которые, по его словам, пришли в Индию в составе вторгшихся орд. Основой его теории послужил миф Агниванши и распространенность среди гурджаров таких фамилий, как Павар (Пармар) и Чаван (Чаухан). [ 26 ] Теория была далее поддержана другими британскими учёными, а также некоторыми индийскими учёными, такими как Д. Р. Бхандаркар . [ 27 ] Уильям Крук предположил, что демоны, упомянутые в легенде об Агникуле, были буддистскими соперниками брахманов. [ 28 ] Он утверждал, что происхождение кшатриев основывалось на статусе, а не на происхождении, и поэтому брахманы проводили ритуал очищения или инициации огнем, чтобы повысить статус иностранных воинов, которые помогали им подавлять буддистов. [ 27 ]

Теория иностранного происхождения подверглась критике со стороны нескольких более поздних ученых. Альф Хилтебейтель утверждает, что колониальные историки рассматривали теорию иностранного происхождения как способ оправдать свое собственное колониальное вторжение. [ 29 ] Р.Б. Сингх критикует индийских сторонников этой теории за то, что они не смогли увидеть «тонкую игру» колониальных историков. [ 30 ]

Хилтебейтель утверждает, что история Рамаяны не может быть источником мифа об Агникуле, поскольку она не имеет ничего общего с рождением из огня. [ 31 ] Существуют и другие мифологические легенды о мудрецах и рождении воинов, которые не подтверждают теорию иностранного происхождения. Например, в Рамаяне также упоминается, что Вашиштха и Ришьясринга совершили церемонию, в результате которой родились Рама и три его брата. В Пратисарга-парване « Бхавишья - пураны» упоминается легенда, согласно которой брахманы уничтожали млечч, затаскивая их в жертвенный костер (а не создавая их из него). [ 32 ] Кроме того, легенда о происхождении огня свойственна не только раджпутам. Существует несколько южноиндийских легенд о династиях и общинах, рожденных огнем:

  • В тамильском произведении «Пуранануру» , написанном до «Парамары», упоминается огнерожденный вождь: правитель Туварая (отождествляемый с Дваракой ). Этот правитель, который был предком Пуликатимала Ирунковеля из Арайама, вышел из «жертвенного костра Риши » . [ 33 ]
  • В надписи, выпущенной во время правления Кулотунги Чола III (1178–1218 гг.), Также упоминается легенда о рождении огня. Согласно ему, касты Идангай («левой руки») были созданы из агни-кунды (огненной ямы) для охраны церемонии жертвоприношения мудреца Кашьяпы . Они мигрировали из Антарведи в страну Чола в качестве сопровождающих браминов-мигрантов во время правления императора Ариндамы. [ 34 ]
  • Легенды говорящих на телугу каст балия (включая их ответвления кавараи и джанаппаны) и тогата утверждают, что их предки родились из жертвенных костров. [ 34 ]
  • С 19 века крестьянские касты обычно относили к категории шудр, например Ваннияры. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] заявили, что их предок Рудра Ванния Махараджа (или Вира-Ванниян) родился из пламени огненного жертвоприношения. Это жертвоприношение совершил мудрец Джамбава (также Чампува или Шамбху), чтобы отогнать демонов Ватапи и Махи. У Вира-Ваннияна было четверо сыновей, и его семья победила демонов с помощью богини Дурги . [ 40 ] У некоторых каст торговцев и ремесленников также есть мифы, рожденные огнем. Многие низшие касты используют процесс санскритизации , чтобы добиться карьерного роста, создавая такие мифы об огне. Ваннияры исторически считаются низшей кастой. С 19-го века они пытались добиться восходящей мобильности, чтобы уйти от более низкого статуса, используя эти мифы об Агникуле. [ 38 ]
  • Тамильская Махабхарата XV века Виллипуттура Альвара трижды упоминает династии Агниванши (огонь), Сурьяванши (солнечная) и Чандраванши (лунная). В одном конкретном фрагменте царь Чола описывается как представитель солнечной династии, царь Пандьян - как представитель лунной династии, а царь Чера - как представитель династии огня. Более древний Силаппатикарам намекает на солнечное происхождение Чола и лунное происхождение Пандья, но ничего не говорит о происхождении Чера. Тирувилаятар Пуранам (или Тирувилаядал Пуранам ), возможно, датируемый 17 веком, повторяет рассказ Виллипуттура Альвара. [ 41 ]

Хилтебейтель отмечает, что общей темой всех этих легенд об «огненном происхождении» является не кража коровы: скорее, это создание нового порядка кшатриев (в отличие от традиционных солнечных и лунных кшатриев, упомянутых в древних источниках). ). [ 42 ] Хилтебейтель далее предполагает, что миф об Агникуле имеет южноиндийское происхождение. [ 43 ] и, возможно, был перенесен в северную Индию феодалами Паллавами и Чалукьями . [ 44 ] на тамильском языке Он предполагает, что легенда о Силаппатикараме - это «миф Агникулы, ожидающий реализации». В нем упоминается солнечное и лунное происхождение Чола и Пандьи соответственно, но ничего не говорится о происхождении Чера. Согласно легенде в этом тексте, после разрушения столиц Чола и Пандьи (последнего с помощью агни или огня) именно царь Чера выкупает королевскую семью, установив поклонение Каннаги . [ 45 ] Помимо южноиндийских легенд о происхождении огня, Хилтебейтель также связывает Чаулукья (Соланки Раджпуты) с южноиндийскими Чалукьями Кальяни в своей поддержке . До популяризации мифа об Агникуле обе эти династии заявляли, что произошли от ( Брахмы чалуки сложенной пальмы или горшка для воды). раджпуты Известно , что гухилотские Мевара , а также чаулукья Гуджарата использовали брахманов из Декана для фабрикации мифов о своем происхождении. [ 46 ] О.К. Сиркар также предположил, что придворный поэт Парамары Падмагупта также мог быть уроженцем южной Индии. Согласно надписям Парамары, его покровитель Вакпати Мунджа добился военных успехов на юге Индии. [ 43 ]

По мнению К. Н. Сета, теория иноземного происхождения ослаблена тем, что легенда об Агникуле не упоминается в самых ранних из записей Парамары (таких как медные пластины Харсолы ). [ 47 ] Более того, в самых ранних отчетах эпохи Парамара другие кланы раджпутов не упоминаются как огнерожденные. [ 47 ] Ранние династии Чаухан были сосредоточены вокруг региона Аджмер - Пушкар , а их связь с горой Абу является более поздним изобретением. [ 48 ]

Р.Б. Сингх утверждает, что если предками раджпутов были индоарийские аборигены северо-западной Индии, то утверждение Тода о резких различиях между внешним видом скифов и аборигенов вводит в заблуждение, поскольку обе группы имеют индоевропейское происхождение. [ 49 ]

Примечания

Цитаты

  1. ^ Jump up to: а б Ядава 1982 , с. 32.
  2. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 444.
  3. ^ Сиба Он Сен, изд. (1979). Историческая биография в индийской литературе . Институт исторических исследований. п. 30 .
  4. ^ Jump up to: а б Сет 1978 , стр. 10–13.
  5. ^ Jump up to: а б Сингх 2012 , с. 14.
  6. ^ Jump up to: а б Сет 1978 , с. 3.
  7. ^ Сингх 1964 , стр. 10–12.
  8. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 445-446.
  9. ^ Шарма 1959 , стр. 3–4.
  10. ^ Маджумдар 1956 , стр. 9.
  11. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 447.
  12. ^ Сингх 1964 , стр. 17–18.
  13. ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 448–449.
  14. ^ Сингх 1964 , с. 16.
  15. ^ Сет 1978 , с. 6.
  16. ^ Jump up to: а б Шарма 1959 , с. 4.
  17. ^ Ядава 1982 , с. 33.
  18. ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 9.
  19. ^ Том Викрама . Восточный институт Сциндия. 1948. с. 597. OCLC   673844 .
  20. ^ Ядава 1982 , с. 34.
  21. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 458.
  22. ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 458–459.
  23. ^ Ядава 1982 , с. 35.
  24. ^ Сингх 1964 , стр. 20–25.
  25. ^ Сингх 1964 , с. 20.
  26. ^ Сингх 1964 , с. 25-26.
  27. ^ Jump up to: а б Сингх 1964 , с. 27.
  28. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 454.
  29. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 439.
  30. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 439-440.
  31. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 459.
  32. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 461.
  33. ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 462–463.
  34. ^ Jump up to: а б Хилтебейтель 1999 , с. 465.
  35. ^ Горриндж, Хьюго (2005). Неприкасаемые граждане Движения далитов и демократизация в Тамилнаде . Эдинбургский университет. п. 61. ИСБН  9788132101994 .
  36. ^ Жафрело, Кристоф (2012). Восстание плебеев. Меняющееся лицо законодательных собраний Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 445. ИСБН  9781136516610 .
  37. ^ Вишванатх, Рупа (2014). Проблема изгоев: Каста, религия и общество в современной Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 273. ИСБН  9780231537506 .
  38. ^ Jump up to: а б Рамасвами, Виджая (2017). Исторический словарь тамилов . Издательство Rowman & Littlefield. п. 385. ИСБН  9781538106860 .
  39. ^ Неве, Герт де (2005). Повседневная политика трудящихся в неформальной экономике Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 58.
  40. ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 467–468.
  41. ^ Хилтебейтель 1999 , стр. 471–472.
  42. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 473.
  43. ^ Jump up to: а б Хилтебейтель 1999 , с. 470.
  44. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 475.
  45. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 474.
  46. ^ Хилтебейтель 1999 , с. 469-470.
  47. ^ Jump up to: а б Сет 1978 , с. 16.
  48. ^ Сингх 1964 , с. 23.
  49. ^ Сингх 1964 , с. 22.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54efe7527343065cc238bdac26a68a95__1722446340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/95/54efe7527343065cc238bdac26a68a95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agnivansha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)