Санскритизация
Санскритизация (или санскритизация ) — это термин в социологии, который относится к процессу, посредством которого касты или племена, расположенные ниже в кастовой иерархии, стремятся к восходящей мобильности, подражая ритуалам и практикам доминирующих каст или высших каст. Это процесс, аналогичный «переходу» в социологических терминах. Этот термин популяризировал индийский социолог М. Н. Сринивас в 1950-х годах. [1] [2] [3] Санскритизация, в частности, наблюдалась среди представителей среднего звена в кастовых социальных иерархиях. [4]
В более широком смысле, также называемом брахманизацией, [5] это исторический процесс, в котором местные индийские религиозные традиции или согласуются с брахманической религией и поглощаются ею , что приводит к возникновению паниндийской религии индуизма синкретизируются . [6] [3] [7]
Определение
[ редактировать ]Шринивас определил санскритизацию как процесс, посредством которого
низшая или средняя индуистская каста, племенная или другая группа меняет свои обычаи, ритуалы, идеологию и образ жизни в сторону высшей и часто дваждырожденной касты. Обычно за такими изменениями следует претензия на более высокое положение в кастовой иерархии, чем то, которое традиционно уступалось классу претендентов местным сообществом...» [8]
В более широком смысле санскритизация – это
процесс, посредством которого местные или региональные формы культуры и религии – местные божества, ритуалы, литературные жанры – отождествляются с великой традицией санскритской литературы и культуры, а именно с культурой и религией ортодоксальных, арийских, брахманов, которые принимают Веды как откровение. и, как правило, придерживается варринашрама-дхармы . [9]
В этом процессе местные традиции (маленькие традиции) интегрируются в великую традицию брахманической религии. [7] распространение санскритских текстов и брахманических идей по всей Индии и за рубежом. [3] Это способствовало развитию индуистского синтеза , [5] [3] [7] в котором брахманская традиция впитала в себя местные народные традиции ритуалов и идеологии. [5]
По мнению Шриниваса, санскритизация — это не только принятие новых обычаев и привычек, но также включает знакомство с новыми идеями и ценностями, появляющимися в санскритской литературе. Он говорит, что слова Карма , Дхарма , Папа , Майя , Самсара и Мокша являются наиболее распространенными санскритскими богословскими идеями, которые становятся обычными в разговорах санскритизированных людей. [10]
Разработка
[ редактировать ]Шринивас впервые выдвинул эту теорию в своей докторской работе. диссертацию в Оксфорде . Позднее диссертация была издана в виде книги. [11] который представлял собой этнографическое исследование общины Кодава (Кургс) в Карнатаке . Шринивас пишет:
Кастовая система далека от жесткой системы, в которой положение каждой составляющей касты фиксировано на все времена. Движение всегда было возможно, особенно в средних слоях иерархии . Каста могла за одно или два поколения подняться на более высокую позицию в иерархии, приняв вегетарианство и трезвенство, а также санскритизировав свои ритуалы и пантеон. Короче говоря, он перенял, насколько это возможно, обычаи, обряды и верования брахманов, и принятие брахманского образа жизни низкой кастой, по-видимому, было частым явлением, хотя теоретически и запрещено. В этой книге этот процесс назван «санскритизацией», а не «брахманизацией», поскольку некоторые ведические обряды доступны только браминам и двум другим кастам дваждырожденных. [12]
Книга бросила вызов распространенному в то время представлению о том, что каста — это жесткий и неизменный институт. Концепция санскритизации обращалась к фактической сложности и изменчивости кастовых отношений. Это привлекло внимание ученых к динамике пересмотра статуса различных каст и общин в Индии.
Согласно Джафрелоту 2005 , с. 33, подобная эвристика была ранее описана Амбедкаром ( 1916, 1917). [13] [примечание 1] Джаффрелот продолжает: «Хотя этот термин был придуман Шринивасом, сам процесс был описан колониальными администраторами, такими как Э. Т. Аткинсон в его Гималайском справочнике и Альфред Лайалл , в чьих работах Амбедкар вполне мог с ним столкнуться». [14]
Вирджиниус Хакса отмечает, что иногда антропологи также используют термины кшатриизация и раджпутизация вместо санскритизации. [15]
Примеры
[ редактировать ]Санскритизация часто направлена на то, чтобы претендовать на статус Варны брахмана или кшатрия, двух престижных Варн системы Варн ведической эпохи. Одним из главных примеров этого являются различные неэлитные пасторальные общины, такие как Ахир , Гопа , Ахар , Гоала и т. д., которые приняли слово Ядав в рамках усилий по санскритизации, направленных на повышение мобильности в обществе в конце 19-го - начале 20-го века. [16] [17] [18] [19] Подобные попытки были предприняты общинами, которые исторически считались неэлитными земледельцами, такими как Курми. [20] и различные сообщества, такие как Koeri , [21] Мурао и т. д., начиная с конца 19 века, через свои кастовые организации, заявляя о более высоком социальном статусе. [22] Каста Калвар традиционно занимается перегонкой и продажей спиртных напитков, но примерно в начале 20-го века различные организации, связанные с кастой, попытались с помощью этого процесса переопределить имидж своего сообщества. [23]
Другой пример Северной Индии – Раджпут . Согласно историческим свидетельствам, нынешняя община раджпутов сильно различается по статусу: от людей королевского происхождения до тех, чьи предки были мелкими арендаторами или племенами, получившими землю и политическую власть, чтобы оправдать свои претензии на то, что они кшатрии . [24] [25] [26]
Ярким примером санскритизации является принятие, в подражание практике каст дваждырожденных , вегетарианства людьми, принадлежащими к так называемым низким кастам, которые традиционно не питают отвращения к невегетарианской пище.
Еще один пример - индуист Джат из сельской местности Северной Индии, который занимался санскритизацией с помощью Арьи Самадж в рамках усилий по социальному подъему. [27]
Неудачным примером является претензия касты Вишвакарма на статус брамина, который не является общепринятым за пределами этой общины, несмотря на то, что они переняли некоторые кастовые черты браминов, такие как ношение священного шнура и брахминизацию своих ритуалов. Шринивас сопоставил успех касты лингаятов в достижении продвижения в обществе Карнатаки такими средствами с неспособностью Вишвакармы добиться того же. Их положение как касты левых сил не способствовало их амбициям. [28]
Шринивас придерживался мнения, что санскритизация не ограничивалась индуистскими кастами, и заявил, что полуплеменные группы, включая пахади центральной Индии Гималаев, гондов и ораонов западной Индии, и бхилов также подверглись санскритизации. Он также предположил, что после прохождения санскритизации такие племена будут заявлять, что они являются кастами и, следовательно, индуистами. [29] Это явление также наблюдалось в Непале среди народов Кхас , Магар , Невар и Тару . [30]
Прием
[ редактировать ]Йогендра Сингх раскритиковал эту теорию следующим образом:
Санскритизация не может объяснить многие аспекты культурных изменений в прошлом и современной Индии, поскольку она игнорирует несанскритские традиции. Можно отметить, что часто несанскритский элемент культуры может быть локализованной формой санскритской традиции. Санскритские обряды часто добавляются к несанскритским обрядам, не заменяя их. [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джаффрелот 2005 , с. 33 отмечает: «Амбедкар выдвинул основу одной из самых эвристических концепций в современных индийских исследованиях – процесса санскритизации – которую М. Н. Сринивас 1952 должен был представить 40 лет спустя».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарсли 1998 , со ссылкой на Шриниваса 1952.
- ^ Шринивас и др. 1996 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д Редакторы Британской энциклопедии [b] nd .
- ^ Бару, С. (2021). Властная элита Индии: класс, каста и культурная революция . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 9789390914760 .
- ^ Перейти обратно: а б с Наводнение 2013 , с. 148.
- ^ Наводнение 2013 , с. 148: «Внутри развивающихся индуистских традиций мы можем видеть процесс санскритизации или брахманизации, посредством которого великая брахманская традиция ведических социальных ценностей, ведических ритуальных форм и санскрита поглощает местные традиции ритуалов и идеологии».
- ^ Перейти обратно: а б с Тернер 2008 .
- ^ Джаяпалан 2001 , с. 428.
- ^ Наводнение 2013 , с. 128.
- ^ Шринивас 1962 , с. 48.
- ^ Шринивас 1952 .
- ^ Шринивас 1952 , с. 32.
- ^ Амбедкар, Бхимрао Рамджи (май 1917 г.) [9 мая 1916 г.]. «Касты в Индии: их механизм, генезис и развитие» . Индийский антиквар . ХЛИ .
- ^ Джаффрелот 2005 , с. 33.
- ^ Хакса, Вирджиния (12–18 июня 1999 г.). Радж, Кришна; Пракаш, Падма; Гаваскар, Махеш (ред.). «Трансформация племен в Индии: термины дискурса». Экономический и политический еженедельник . Том. 34, нет. 24. Экономический и политический еженедельник. стр. 1520–1521. JSTOR 4408077 .
Ученые по-разному концептуализировали процессы социальных изменений, переживаемые племенами, контактирующими с неплеменными обществами. Это очевидно из ряда терминов, используемых для описания этих процессов, наиболее распространенными из которых являются «санскритизация» и «индуизация». Иногда антропологи также использовали «кшатриизацию» и «раджпутизацию» в качестве замены «санскритизации».
- ^ Мандельбаум, Дэвид Гудман (1970). Общество в Индии . Том. 2. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 443. ИСБН 978-0-520-01623-1 .
- ^ Жафрело, Кристоф (2003). Тихая революция Индии: подъем низших каст в Северной Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 210–211. ISBN 978-0-231-12786-8 . Цитата: «В своей типологии движений низших каст (МСА) Рао выделяет пять категорий. Первая характеризуется «уходом в себя и самоорганизацией». ... Вторая, проиллюстрированная Ядавами, основана на утверждении «высший статус варны » и соответствует образцу санскритизации...»
- ^ Лешник, Лоуренс С.; Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1975). Скотоводы и кочевники Южной Азии . О. Харрасовиц. п. 218. ИСБН 9783447015523 . Цитата: «Ахир и союзные ему касты пастухов (будь то на самом деле скотоводы или земледельцы, как в Пенджабе) недавно организовали паниндийскую кастовую ассоциацию с политическими, а также социальными реформистскими целями, используя эпическое обозначение Ядава (или Джадава) Ванши Кшатрия. , то есть каста воинов, происходящая от линии Ядавов, прославленной Махабхаратой».
- ^ Жафрело, Кристоф (2003). Тихая революция Индии: подъем низших каст в Северной Индии . Лондон: C. Hurst & Co., с. 196. ИСБН 978-1-85065-670-8 .
- ^ Пракаш, Ом (2000). «Политическое пробуждение, кастовое движение и поведение Конгресса» . Труды Индийского исторического конгресса . 61 : 954–957. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44148171 .
- ^ Жафрело, Кристоф (2003). Тихая революция Индии: подъем низших каст в Северной Индии . Лондон: C. Hurst & Co., с. 197 199. ISBN 978-1-85065-670-8 .
- ^ Бэйли, Кристофер А. (1973). «Меценаты и политика в Северной Индии» . В Галлахере, Джон; Джонсон, Гордон; Сил, Анил (ред.). Местность, провинция и нация: очерки индийской политики с 1870 по 1940 годы (переиздание). Архив прессы Кембриджского университета. п. 63 . ISBN 978-0-52109-811-3 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии [a] nd .
- ^ Варадпанде 1987 , с. 290.
- ^ Талбот 2015 , с. 33–35.
- ^ Кристоф Жаффрело (2010). Религия, каста и политика в Индии . Книги Примуса. п. 431. ИСБН 9789380607047 .
- ^ Икегаме 2013 , стр. 128.
- ^ Бопегамаге, А.; Кулахалли, Р.Н. (1971). « Санскритизация и социальные изменения в Индии». Европейский журнал социологии . 12 (1, Постоянное отсутствие революции ). Издательство Кембриджского университета: 124. doi : 10.1017/S000397560000223X . JSTOR 23998568 .
- ^ Гунератне 2002 .
- ^ Сингх 1994 , с. 11.
Источники
[ редактировать ]- Биста, Дор Бахадур (1999). Фатализм и развитие . Оксфорд Индия Пресс.
- Чарсли, С. (1998). «Санскритизация: карьера антропологической теории». Вклад в индийскую социологию . 32 (2): 527. дои : 10.1177/006996679803200216 . S2CID 143948468 .
- Редакторы Британской энциклопедии [a] (nd). «Раджпут» . Британская энциклопедия .
{{cite encyclopedia}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - Редакторы Британской энциклопедии [b] (nd). «Другие источники: процесс «санскритизации» » . Британская энциклопедия . История индуизма "Источники индуизма" Неиндоевропейские источники "Процесс "санскритизации".
{{cite encyclopedia}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - Флад, Гэвин (2013) [1996], Введение в индуизм , Cambridge University Press
- Гунератне, Арджун (2002). Много языков, один народ: формирование идентичности тхару в Непале . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801487285 . Проверено 11 апреля 2011 г. - через Google Книги.
- Икегаме, Ая (2013). «Карнатака: каста, доминирование и социальные изменения в «индийской деревне» » . В Бергере, Питер; Хайдеманн, Франк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. п. 128. ИСБН 9781134061112 – через Google Книги.
- Жафрело, Кристоф (2005). Доктор Амбедкар и неприкасаемость: анализ касты и борьба с ней . Лондон, Великобритания: ISBN C. Hurst & Co. 978-1-85065-449-0 .
- Джаяпалан, Н. (2001). Индийское общество и социальные институты . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 428. ИСБН 978-81-7156-925-0 . Проверено 17 января 2013 г.
- Сингх, Йогендра (1994). Модернизация индийской традиции – систематическое исследование социальных изменений . Джайпур, Индиана: Публикации Равата.
- Шринивас, Миннесота (1952). Религия и общество среди кургов Южной Индии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- Шринивас, Майсур Нарасимхачар (1962). Каста в современной Индии и другие очерки . Бомбей, Индиана: Издательство Asia. п. 48. ОСЛК 5206379 .
- Шринивас, Миннесота ; Шах, AM; Бавискар, Б.С.; Рамасвами, Э.А. (1996). Теория и метод: Оценка работы М. Н. Шриниваса . Нью-Дели, Индиана: Сейдж. ISBN 81-7036-494-9 .
- Каста в современной Индии; и другие эссе (11-е переиздание). Бомбей, Индиана: Промоутеры и издатели СМИ. 1994 [1962]. п. 48.
- Талбот, Синтия (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 – через Google Книги.
- Тард, Габриэль (1899). Социальные законы: Очерк социологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк; Лондон, Великобритания: Компания Macmillan; Макмиллан и Ко.
- Тернер, Брайан С. (2008), «Санскритизация» , в книге Уильяма А. Дарити-младшего (ред.), Международная энциклопедия социальных наук , том. 7 (2-е изд.), Detroit: Macmillan Reference, стр. 323–324 , получено 9 июля 2021 г.
- Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра: Классический театр . Публикации Абхинава. п. 290. ИСБН 978-81-7017-430-1 – через Google Книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Любин, Тимоти. «Библиография» . Кафедра религии/Юридический факультет. Университет Вашингтона и Ли.
- Витцель, Микаэль. «Ранняя санскритизация: истоки и развитие государства Куру» (PDF) . Лавразийская академия . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Марксизация .
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помогите )