Панини
Панини | |
---|---|
Панини | |
Рожденный | Северо-Западный Индийский субконтинент [ примечание 2 ] |
Заметная работа | Аштадхьяи ( классический санскрит ) |
Эра | эт. IV век до нашей эры ; [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] эт. 400–350 гг. до н. э .; [ 4 ] VII – V века до н.э. [ 5 ] [ 6 ] [ примечание 1 ] |
Область | Индийская философия |
Основные интересы | Грамматика , лингвистика |
Известные идеи | Описательная лингвистика |
Величайший лингвист древности
Панини… был величайшим лингвистом древности и заслуживает того, чтобы к нему относились как к таковому.
- Дж. Ф. Стаал, читатель санскритских грамматистов. [ 8 ]
Панини ( санскрит : Панини , произносится [paːɳin̪i] ) — логик, санскрита филолог , грамматист и почитаемый учёный в древней Индии , [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] датированы по-разному между 7-м [ 5 ] [ 6 ] [ примечание 1 ] и IV век до нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
С момента открытия и публикации его работы «Аштадхьяи» европейскими учеными в девятнадцатом веке Панини считался «первым описательным лингвистом ». [ 11 ] и даже назван «отцом лингвистики ». [ 12 ] [ 13 ] Его подход к грамматике повлиял на таких основополагающих лингвистов, как Фердинанд де Соссюр и Леонард Блумфилд . [ 14 ]
Биография
[ редактировать ]Отец лингвистики
История языкознания начинается не с Платона или Аристотеля, а с индийского грамматика Панини.
Панини, вероятно, жил в Шалатуре в древней Гандхаре на северо-западе Индийского субконтинента. [ примечание 3 ] в эпоху Махаджанапады . [ 4 ] [ 16 ]
Имя Панини является отчеством, означающим потомок Панины. [ 17 ] Его полное имя было Дакшипутра Панини, согласно стихам 1.75.13 и 3.251.12 « Патанджали » Махабхашьи , причем первая часть предполагает, что имя его матери было Дакши. [ 6 ]
Встречаться
[ редактировать ]Ничего определенного не известно о том, когда жил Панини, даже в каком веке он жил. Панини датируется седьмым веком [ 6 ] [ 18 ] и четвертом веке до нашей эры. [ 19 ] [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ примечание 1 ]
Джордж Кардона (1997) в своем авторитетном обзоре и обзоре исследований, связанных с Панини, утверждает, что имеющиеся доказательства убедительно подтверждают датировку до 400 г. до н. э., тогда как более ранние датировки зависят от интерпретаций и не являются доказательными. [ 20 ]
Основываясь на нумизматических находках, фон Хинубер (1989) и Фальк (1993) относят Панини к середине IV века до нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 19 ] Панини Рупья (A 5.2.119, A 5.2.120, A. 5.4.43, A 4.3.153) в нескольких сутрах упоминает конкретную золотую монету, нишку , которая была введена в обращение в Индии в IV веке до нашей эры. [ 3 ] По словам Губена, «дата» ок. Таким образом, 350 г. до н.э. для Панини основано на конкретных доказательствах, которые до сих пор не были опровергнуты». [ 3 ] По мнению Бронкхорста, нет никаких оснований сомневаться в обоснованности аргументов фон Хинубера и Фалька, устанавливающих terminus post quem. [ примечание 4 ] для даты Панини в 350 г. до н.э. или десятилетий после этого. [ 19 ] По словам Бронкхорста,
...благодаря работе, проведенной Хинубером (1990:34-35) и Фальком (1993:303-304), мы теперь знаем, что Панини жил, по всей вероятности, гораздо ближе по времени к периоду Ашоки, чем раньше. до сих пор считалось. Согласно рассуждениям Фалька, Панини, должно быть, жил в течение десятилетия после 350 г. до н.э., то есть незадолго до (или одновременно?) вторжения Александра Македонского. [ 2 ]
Неизвестно, использовал ли Панини письмо для составления своих произведений, хотя общепризнано, что он знал форму письма, основанную на ссылках на такие слова, как липи («сценарий») и липикара («писец») в раздел 3.2 Аштадхьяи . [ 21 ] [ 22 ] Таким образом, датировка появления письменности на территории современного Северо-Западного Пакистана может дать дополнительную информацию об исторической датировке Панини. [ примечание 5 ]
Панини цитирует по крайней мере десять грамматистов и лингвистов до него: Апишали, Кашьяпу , Гаргью, Галаву, Чакравармана Бхарадваджу , , Шакатаяну , Шакалью , Сенаку, Сфотаяну и Яску . [ 29 ] Яски По словам Камала К. Мишры, Панини ссылается на «Нирукту» : [ 30 ] «чьи сочинения датируются серединой IV века до нашей эры». [ 31 ]
В санскритском эпосе «Брихаткатха» и в буддийском писании «Манджушри-мула-кальпа» Панини упоминается как современник царя Дханы Нанды (правил около 4 в. до н.э.), последнего монарха Империи Нанда до того, как Чандрагупта Маурья пришел к власти. [ 32 ]
Кардона предлагает более раннюю дату Панини. [ 33 ] утверждая, что составное слово yavanānī , обсуждаемое в сутре 4.1.49, вместо обозначения письма ( lipi ) cq клинописной империи Ахеменидов или греческого языка Александра Великого , относится к греческим женщинам ; и что жители долины Инда, возможно, имели контакты с греческими женщинами до завоеваний Дария в 535 г. до н.э. или завоеваний Александра в 326 г. до н.э. [ 34 ] [ примечание 7 ] К.Б. Патхак (1930) утверждает, что кумарашрамана сутры 2.1.70, происходящая от шраманы , которая относится к женщинам-отреченным, т.е. « буддийским монахиням », может также относиться к джайну Арьеке неизвестного происхождения, что, возможно, позволяет поставить Панини перед , V век до нашей эры Гаутама Будда . [ 33 ] Другие, основываясь на лингвистическом стиле Панини, датируют его работы шестым или пятым веком до нашей эры, а именно:
- По словам Бода, грамматика Панини определяет классический санскрит, поэтому Панини хронологически отнесен к поздней части ведического периода , что соответствует седьмому-пятому векам до нашей эры. [ 15 ]
- По мнению А.Б. Кейта , санскритский текст, наиболее соответствующий языку, описанному Панини, — это « Айтарейя Брахман» ( ок. 8–6 до н. э. ). [ 37 ]
- По словам Шарфе, «его близость к ведическому языку, обнаруженному в Упанишадах и ведических сутрах, предполагает 5-й или, может быть, 6-й век до нашей эры». [ 6 ]
Расположение
[ редактировать ]О личной жизни Панини ничего определенного неизвестно. В надписи Шиладитьи VII из Валабхи : [ ВОЗ? ] его зовут Шалатурия, что означает «человек из Салатуры». [ нужна ссылка ] Это означает, что Панини жил в Салатуре в древней Гандхаре (современный северо-запад Пакистана ), который, вероятно, находился недалеко от Лахора , города на слиянии рек Инд и Кабул . [ примечание 8 ] [ 38 ] [ 39 ] Согласно воспоминаниям китайского учёного VII века Сюаньцзана был город под названием Суолуодулуо , на Инде , где родился Панини и где он составил « Цинмин-лунь» (санскрит: Вьякарана ). [ 38 ] [ 40 ] [ 41 ]
По словам Хартмута Шарфе, Панини жил в Гандхаре, недалеко от границ империи Ахеменидов , а Гандхара была тогда ахеменидской сатрапией после завоевания Ахеменидами долины Инда . Следовательно, технически он должен был быть персидским субъектом, но его работы не показывают никакого знания персидского языка . [ 6 ] [ 42 ] По словам Патрика Оливелла , текст Панини и ссылки на него в других местах предполагают, что «он явно был северянином, вероятно, из северо-западного региона». [ 43 ]
Легенды и более поздний прием
[ редактировать ]Панини упоминается в индийских баснях и древних текстах. Например, в Панчатантре упоминается, что Панини был убит львом. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
достоинством в пять рупий Панини был изображен на индийской почтовой марке в августе 2004 года. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Аштадхьяи
[ редактировать ]Самая важная из работ Панини, « Аштадхьяи» , представляет собой грамматику, которая по существу определяет санскритский язык. Текст, созданный по образцу диалекта и регистра элитных носителей того времени, также учитывает некоторые особенности древнего ведического языка.
Аштадхьяи – это описательное [ 51 ] и порождающая грамматика с алгебраическими правилами, регулирующими каждый аспект языка. Его дополняют три вспомогательных текста: акшарасамамная , дхатупатха. [ А ] и ганапатха . [ Б ] [ 52 ]
возникшая в результате многовековых усилий по сохранению языка ведических гимнов от «испорченности», Аштадхьяи, является высшим достижением энергичной, сложной грамматической традиции, призванной остановить изменение языка. Превосходство Астадхьяи подчеркивается тем фактом, что он затмил все аналогичные произведения , существовавшие раньше: хотя это и не первый текст, это самый старый подобный текст, сохранившийся полностью. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
Аштадхьяи . состоит из 3959 сутр [ С ] в восьми главах, каждая из которых разделена на четыре раздела или пада . Текст берет в качестве входных данных материал из лексических списков ( дхатупатха , ганапатха ) и описывает алгоритмы, которые следует применить к ним для генерации правильно построенных слов. Его сложность такова, что правильное применение его правил и метаправил все еще разрабатывается столетия спустя. [ 57 ] [ 58 ]
Аштадхьяи , составленная в эпоху , когда устное сочинение и передача были нормой, прочно укоренилась в этой устной традиции. Говорят, что для обеспечения широкого распространения Панини предпочитал краткость ясности. [ 59 ] — ее можно прочитать подряд за два часа. Это привело к появлению большого количества комментариев. [ Д ] его работы на протяжении веков, которые по большей части соответствуют основам, заложенным работами Панини. [ 60 ] [ 61 ]
Бхаттикавья
[ редактировать ]В основе индийских учебных программ поздней классической эпохи лежала система изучения грамматики и лингвистического анализа. [ 62 ] Основным текстом для этого исследования была Аштадхьяи Панини, обязательное условие обучения. [ 63 ] Эта грамматика Панини была объектом интенсивного изучения в течение десяти столетий до составления « Бхаттикавьи» . Целью Бхатти было предоставить помощь в изучении текста Панини, используя примеры, уже представленные в существующих грамматических комментариях в контексте Рамаяны . Намерением автора было преподавать эту передовую науку относительно простым и приятным способом. По его собственным словам:
Это сочинение подобно светильнику для понимающих смысл слов и зеркальцу для слепого для неграмотных.
Это стихотворение, которое следует понимать посредством комментария, доставляет радость тем, кто достаточно образован: из-за моей любви к ученому я здесь пренебрег тупицей.
Бхаттикавья 22.33–34.
Наследие
[ редактировать ]Панини известен своим текстом Аштадхьяи , трактатом в стиле сутры по грамматике санскрита . [ 7 ] [ 10 ] который состоит из 3996 [ 64 ] стихи или правила по лингвистике , синтаксису и семантике в «восьми главах», которые являются основополагающим текстом вьякаранской ветви Веданги , вспомогательных научных дисциплин ведического периода . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Его афористический текст вызвал многочисленные бхашьи (комментарии), из которых «Махабхашья» . Патанджали самым известным является [ 68 ] Его идеи повлияли и привлекли комментарии ученых других индийских религий, таких как буддизм . [ 69 ]
проведенный Панини Анализ сложных имен существительных, , до сих пор составляет основу современных лингвистических теорий соединения слов в индийских языках . грамматики Панини Всеобъемлющая и научная теория традиционно считается началом классического санскрита . [ 70 ] Его систематический трактат вдохновил и сделал санскрит выдающимся индийским языком обучения и литературы на протяжении двух тысячелетий.
Панини Теория морфологического анализа была более продвинутой, чем любая аналогичная западная теория до 20 века. [ 71 ] Его трактат является порождающим и описательным, в нем используются метаязык и метаправила , и его сравнивают с машиной Тьюринга , в которой логическая структура любого вычислительного устройства сводится к ее основам с использованием идеализированной математической модели . [ 72 ]
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Современная лингвистика
[ редактировать ]Работы Панини стали известны в Европе XIX века, где они оказали влияние на современную лингвистику первоначально благодаря Францу Боппу , который в основном смотрел на Панини. Впоследствии более широкий объем работ оказал влияние на таких ученых-санскритологов, как Фердинанд де Соссюр , Леонард Блумфилд и Роман Якобсон . Фриц Стаал (1930–2012) обсуждал влияние индийских идей на язык в Европе. Обрисовав различные аспекты контакта, Стаал отмечает, что идея формальных правил языка, предложенная Фердинандом де Соссюром в 1894 году и развитая Ноамом Хомским в 1957 году, берет свое начало в знакомстве европейцев с формальными правилами панинийской грамматики. [ 73 ] В частности, де Соссюр, читавший лекции по санскриту в течение трех десятилетий, возможно, находился под влиянием Панини и Бхартрихари ; его идея о единстве означающего-означаемого в знаке чем-то напоминает представление о Сфоте . Что еще более важно, сама идея о том, что формальные правила могут быть применены к областям за пределами логики и математики, сама по себе могла быть стимулирована контактом Европы с работами санскритских грамматиков. [ 73 ]
Из Соссюра
[ редактировать ]Панини и более поздний индийский лингвист Бхартрихари оказали значительное влияние на многие основополагающие идеи, предложенные Фердинандом де Соссюром , профессором санскрита , которого многие считают отцом современной структурной лингвистики , и Чарльзом С. Пирсом , с другой стороны, к семиотике , хотя Соссюр использовал понятие семиологии . Сам Соссюр считал, что индийская грамматика повлияла на некоторые из его идей. В своем «Mémoire sur le système primitif des voyelles dans les langues indo-européennes» (« Мемуары об оригинальной системе гласных в индоевропейских языках »), опубликованном в 1879 году, он упоминает индийскую грамматику как повлиявшую на его идею о том, что «дублированные аористы представляют собой несовершенные словесного класса». В своей работе «De l'emploi du génitif absolu en sanscrit» ( «Об использовании родительного падежа Абсолюта на санскрите» ), опубликованной в 1881 году, он особо упоминает Панини как оказавшего влияние на эту работу. [ 74 ]
Прем Сингх в своем предисловии к переизданию немецкого перевода «Грамматики Панини» в 1998 году пришел к выводу, что «влияние работ Панини на индоевропейскую лингвистику проявляется в различных исследованиях» и что «на ум приходит ряд плодотворных работ». », включая работы Соссюра и анализ, который «положил начало теории гортани », далее заявляя: «Этот тип структурного анализа предполагает влияние аналитического учения Панини». Джордж Кардона , однако, предостерегает от переоценки влияния Панини на современную лингвистику: «Хотя Соссюр ссылается и на предшественников, принимавших во внимание это правило Панини, резонно заключить, что он имел непосредственное знакомство с творчеством Панини. Соссюра, я могу это заметить Перечитывая «Мемуары» , однако в них нет прямого влияния грамматики Панина. Действительно, иногда Соссюр следует путем, противоречащим процедуре Панина. [ 74 ] [ 75 ]
Леонард Блумфилд
[ редактировать ]Отец-основатель американского структурализма [ нужна ссылка ] Леонард Блумфилд в 1927 году написал статью под названием «О некоторых правилах Панини». [ 76 ]
Риши Раджпопат
[ редактировать ]Риши Раджпопат подробно остановился в 2021 году в своей докторской диссертации. [ 77 ] более глубокое понимание «языковой машины» Панини путем разработки простой системы разрешения конфликтов правил. [ 78 ] [ 79 ] Его диссертация подверглась критике как основанная на ошибочных предпосылках и понимании правил видными индийскими учеными-санскритологами. [ 80 ] [ нужен лучший источник ]
Сравнение с современными формальными системами
[ редактировать ]Грамматика Панини — первая в мире формальная система . [ нужна ссылка ] в 19 веке Развилась задолго до нововведений Готлоба Фреге и последующего развития математической логики . При разработке своей грамматики Панини использовал метод «вспомогательных символов», при котором новые аффиксы назначаются для обозначения синтаксических категорий и контроля грамматических образований. [ нужны разъяснения ] Этот метод, вновь открытый логиком Эмилем Постом , стал стандартным методом разработки языков программирования . [ 81 ] [ 82 ] Санскритологи теперь признают, что лингвистический аппарат Панини хорошо описывается как «прикладная» система Поста. Значительное количество свидетельств свидетельствует о древнем владении контекстно-зависимыми грамматиками и общей способности решать многие сложные проблемы. Фриц Стаал писал, что «Панини — это индийский Евклид ». [ 83 ]
Другие работы
[ редактировать ]Панини приписывают два литературных произведения, но сейчас они утеряны.
- « Джамбавати Виджая» — утраченная эпическая поэма, цитируемая Раджашекхарой Джалханы в «Сукти Муктавали» . Фрагмент этой работы можно найти в комментарии Рамаюкты к Намалинганушасане . Название предполагает, что работа посвящена Кришной завоеванию Джамбавати из подземного мира в качестве своей невесты. [ 84 ] Раджашекхара цитируется в «Сукти Муктавали» Джалханы :
- , кто является рукой руки Поклонение тому , из которой он явился сюда.
- Вначале грамматика и поэзия, за которыми последовала победа над Джамбавати .
- намах панинайе тасмаи йасмадавирабхудиха।
- адау вьякаранам кавьяману джамбаватиджайам ॥
- мире») , приписываемая Панини, « Патала Виджая» представляет собой утерянную работу, на которую Намисадху цитирует в своем комментарии к «Кавьяланкаре» («Поэтическая эстетика») Рудраты («Победа в подземном . Патала Виджая считается тем же произведением, что и Джамбавати Виджая Морица Винтерница . [ 85 ]
В работах Панини можно найти множество протомаматематических концепций. Панини выдвинул множество идей по систематической организации известных грамматических форм того времени. [ 86 ] [ 87 ] Как любой математик, моделирующий известное явление на математическом языке, Панини создал метаязык , очень близкий к современным идеям алгебры. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]
См. также
[ редактировать ]Глоссарий
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дата IV века до нашей эры:
- Панини Йоханнес Бронкхорст (2019): « Аштадхьяи была предметом многих догадок относительно ее даты. Лишь недавно были сделаны более серьезные предложения. Оскар фон Хинубер (1990: 34) приходит на основе сравнения текста Панини с нумизматические находки , сделанные в дату, которая вряд ли может быть намного раньше 350 г. Гарри Фальк (1993: 304; 1994: 327, стр. 45) уточняет эти размышления и переносит дату на десятилетие, следующее за 350 г. до н.э. Если Хинубер и Фальк правы, и, похоже, нет никаких оснований сомневаться в этом, мы имеем здесь. для Панини это конечная остановка post quem . [ 19 ]
- Майкл Витцель (2009): «ок. 350 г. до н.э.» [ 91 ]
- Кардона: «Доказательства датировки Панини, Катьяяны и Патанджали не являются абсолютно доказательными и зависят от интерпретации. Однако я думаю, что есть одна уверенность, а именно то, что имеющиеся доказательства вряд ли позволяют датировать Панини позднее, чем началом-серединой четвертого века до нашей эры. " [ 4 ]
- Фриц Стаал (1965): «Четвертый век до нашей эры» [ 92 ]
- Фриц Стаал (1996): «Санскритская грамматика Панини (6 или 5 век до н.э.)» [ 5 ]
- Хартмут Шарфе (1977): «Датировку Панини можно установить только приблизительно; он должен быть старше Катьяяны (ок. 250 г. до н.э.), который в своих комментариях к работе Панини ссылается на других более ранних ученых, занимавшихся грамматикой Панини; его близость к ведическому языку как указано в Упанишадах и Ведических сутрах, предполагают V или, возможно, VI век до нашей эры». [ 6 ] Шарфе ссылается на: Поль Тиме , Панини и Веда (Аллахабад, 1935), с. 75-81, OCLC 15644563. » [ 6 ]
- Британская энциклопедия: «Аштадхьяи, санскрит Аштадхьяи («Восемь глав»), санскритский трактат по грамматике, написанный в VI-V веках до нашей эры индийским грамматистом Панини».
- Ренс Бод (2013): «Все, что мы знаем, это то, что он родился в Гандхаре, в бывшей Индии (ныне Афганистан), и что это должно было быть между седьмым и пятым веками до нашей эры». [ 18 ] Бод ссылается на «С. Шукла, 'Панини', Энциклопедия языка и лингвистики , 2-е издание, Elsevier, 2006. См. также Пол Кипарски , 'Paninian Linguistics' , Encyclepedia of Language and Linguistics , 1-е издание, Elsevier, 1993». [ 93 ]
- ^ По словам Джорджа Кардоны, санскритская литературная традиция считает, что Панини пришел из Салатуры в северо-западной части Индийского субконтинента. [ 4 ] Вероятно, это древняя Гандхара . [ 7 ]
- ^ На территории современного Пакистана.
- ^ Самое раннее время или исторический период, в течение которого могло произойти событие.
- ^ Использование Панини термина липи стало источником научных разногласий. Гарри Фальк в своем обзоре 1993 года утверждает, что древние индийцы не знали и не использовали письменность, а упоминание Панини, вероятно, является ссылкой на семитскую и греческую письменность. [ 23 ] В своем обзоре 1995 года Саломон подвергает сомнению аргументы Фалька и пишет, что они «в лучшем случае спекулятивны и вряд ли могут служить твердым основанием для поздней даты Хароштхи . Более сильным аргументом в пользу этой позиции является то, что у нас нет образца сценария до времен Ашоки, ни каких-либо прямых свидетельств промежуточных стадий его развития, но, конечно, это не означает, что таких более ранних форм не существовало, а лишь то, что, если они и существовали, они не сохранились, предположительно потому, что до Ашоки они не использовались для монументальных целей; ". [ 24 ] По мнению Хартмута Шарфе, Липи Панини, возможно, было заимствовано из древнеперсидского Дипи , которое , в свою очередь, произошло от шумерского Дуп . Шарф добавляет, что лучшим свидетельством на момент написания его обзора является то, что в Индии, за исключением Северо-Западного Индийского субконтинента, примерно до 300 г. до н. ." [ 25 ] Кеннет Норман утверждает, что письменность в древней Индии развивалась в течение длительных периодов времени, как и в других культурах, и что маловероятно, чтобы древние индийцы разработали единую полную систему письма одновременно в эпоху Маурьев . Еще менее вероятно, утверждает Норман, что письмо было изобретено во время правления Ашоки, начиная с нуля, специально для написания его надписей, а затем оно стало понятным во всей Южной Азии, где столбы Ашоки . находятся [ 26 ] Джек Гуди утверждает, что в древней Индии, вероятно, существовала «очень старая культура письма» наряду с устной традицией составления и передачи знаний, поскольку корпус ведической литературы слишком обширен, последователен и сложен, чтобы его можно было полностью создать, запомнить и точно сохранить. и распространялись без письменной системы. [ 27 ] Фальк не согласен с Гуди и предполагает, что это западная самонадеянность и неспособность представить себе, что такие замечательные ранние научные достижения, как грамматика Панини (5-4 века до н.э.), а также создание, сохранение и широкое распространение большого корпуса брахманических ведических литература и буддийская каноническая литература были возможны без письменности. Йоханнес Бронкхорст не согласен с Фальком и заявляет: «Фальк заходит слишком далеко. Справедливо ожидать, что мы считаем, что ведическое запоминание – хотя и не имеющее аналогов ни в одном другом человеческом обществе – позволило сохранить очень длинные тексты на протяжении многих столетий, не теряя при этом слог (...) Однако устное составление такого сложного произведения, как грамматика Панини, не имеет аналогов не только в других человеческих культурах, но и в самой Индии (...) Оно просто будет. Не следует заявлять, что наша трудность в постижении чего-либо подобного является нашей проблемой». [ 28 ]
- ^ Ионический
- ↑ В 1862 году Макс Мюллер утверждал, что явана могла означать «греческий». [ примечание 6 ] во времена Панини, но может также относиться к семитам или темнокожим индийцам. [ 35 ] [ 36 ]
- ^ теперь часть Свабского округа современного Пакистана.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Вергиани 2017 , стр. 243, №4.
- ^ Jump up to: а б с д и Бронкхорст 2016 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хубен 2009 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кардона 1997 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б с Сталь 1996 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шарфе 1977 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Сталь 1965 года .
- ^ Стаал 1972 , с. xi.
- ^ Лидова 1994 , стр. 108-112.
- ^ Jump up to: а б Лохтефельд 2002 , с. 64–65, 140, 402.
- ^ Франсуа и Понсонне (2013: 184) .
- ^ Будучи 2013 , с. 14-19.
- ^ Панини; Бётлингк, Отто фон (1998). Грамматика Панини [ Грамматика Панини ] (на немецком языке) (Переиздание). Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1025-9 .
- ^ Робинс, Роберт Генри (1997). Краткая история языкознания (4-е изд.). Лондон: Лонгман . ISBN 0582249945 . ОСЛК 35178602 .
- ^ Jump up to: а б Будучи 2013 , с. 14-18.
- ^ Авари, Бурджор (2007). Индия: Древнее прошлое: история Индийского субконтинента с ок. 7000 г. до н.э. – 1200 г. н.э. Рутледж . п. 156. ИСБН 978-1-134-25161-2 .
- ^ Панини; Сумитра Мангеш Катре (1989). Аштадхьяи из Панини . Мотилал Банарсидасс . п. хх. ISBN 978-81-208-0521-7 .
- ^ Jump up to: а б 2013 год , стр. 14.
- ^ Jump up to: а б с д Бронкхорст 2019 .
- ^ Кардона 1997 , стр. 261–268.
- ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета . п. 11. ISBN 978-0-19-535666-3 .
- ^ Рита Шерма; Арвинд Шарма (2008). Герменевтика и индуистская мысль: к слиянию горизонтов . Издательство Спрингер . п. 235. ИСБН 978-1-4020-8192-7 .
- ^ Фальк, Гарри (1993). Письменность в древней Индии: исследовательский отчет с примечаниями [ Письменность в древней Индии: исследовательский отчет с примечаниями ] (на немецком языке). Гюнтер Нарр Верлаг. стр. 109–167. ISBN 9783823342717 .
- ^ Саломон, Ричард (1995). «Обзор: о происхождении ранних индийских письменностей». Журнал Американского восточного общества . 115 (2): 271–278. дои : 10.2307/604670 . JSTOR 604670 .
- ^ Шарфе, Хартмут (2018), Образование в Древней Индии , Справочник по востоковедению, Лейден, Нидерланды: Брилл, стр. 10–12, ISBN 9789047401476
- ^ Оскар фон Хинубер (1989). и раннее письмо в Индии ( Начало письменности на немецком языке). Академия наук и литературы . стр. 241–245. ISBN 9783515056274 . ОСЛК 22195130 .
- ^ Джек Гуди (1987). Интерфейс между письменным и устным . Издательство Кембриджского университета. стр. 110–124 . ISBN 978-0-521-33794-6 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес (2002). «Грамотность и рациональность в Древней Индии» (PDF) . Asiatische Studien/Études Asiatiques (Азиатские исследования) . 56 (4): 797–831.
- ^ Кардона 1997 , с. §1.3.
- ^ Двиведи, Амитабх Викрам (2018), Джайн, Панкадж ; Шерма, Рита; Кханна, Мадху (ред.), «Нирукта» , Индуизм и племенные религии , Энциклопедия индийских религий, Дордрехт: Springer Publishing , стр. 1–5, номер домена : 10.1007/978-94-024-1036-5_376-1 , ISBN. 978-94-024-1036-5 , получено 4 октября 2023 г.
- ^ Мисра 2000 , с. 49.
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Лонгман . п. 258. ИСБН 978-81-317-1120-0 .
- ^ Jump up to: а б Кардона 1997 , с. 261-262.
- ^ Кардона 1997 , с. 261.
- ^ Макс Мюллер (1862). О древней индуистской астрономии и хронологии . стр. сноски 69–71. Бибкод : 1862ahac.book.....M .
- ^ Патрик Оливель (1999). Дхармасутры . Издательство Оксфордского университета . п. xxxii со сноской 13. ISBN 978-0-19-283882-7 .
- ^ Кейт, Артур Берридейл (1998). Ригведа-брахманы: Айтарейя и Каушитаки-брахманы из Ригведы . Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-8120813595 . OCLC 611413511 .
- ^ Jump up to: а б Хартмут Шарфе (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц . стр. 88 со сносками. ISBN 978-3-447-01706-0 .
- ^ Сароджа Бхате (2002). Панини . Сахитья Академия . п. 4. ISBN 81-260-1198-Х .
- ^ Сингх, Нагендра Кр., изд. (1997), Энциклопедия индуизма , Нью-Дели: Центр международных религиозных исследований: Anmol Publications, стр. 1983–2007, ISBN 978-81-7488-168-7
- ^ Мишра, Гиридхар (1981). «Введение» [Введение] Обсуждение (на санскрите непанинианских обычаев в Адхьятма Рамаяне ). Варанаси, Индия: Университет санскрита Сампурнананд . Архивировано из оригинала 11 марта . Получено 21 мая.
- ^ Лал, Шьям Бихари (2004). «Яваны в древнеиндийских надписях». Труды Индийского исторического конгресса . 65 : 1115–1120. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44144820 .
- ^ Патрик Оливель (1999). Дхармасутры . Издательство Оксфордского университета . стр. xxvi – xxvii. ISBN 978-0-19-283882-7 .
- ^ Кардона 1997 . В стихе говорится: симхо вьякаранасья картур ахарат пранан прийан панинех «лев забрал дорогую жизнь Панини, автора грамматического трактата». (Панчатантра II.28)
- ^ Бхаттачарья, округ Колумбия (1928). «Дата Субхаситавали». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 60 (1): 135–137. дои : 10.1017/S0035869X00059773 . JSTOR 25221320 . S2CID 162641089 .
- ^ Винтерниц, Мориц (1963). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс . п. 462. ИСБН 978-81-208-0056-4 . ; Накамура, Хадзиме (1983). История ранней философии Веданты . Мотилал Банарсидасс п. 400. ИСБН 978-81-208-0651-1 .
- ^ «Марки 2004» . Департамент почты Индии, Министерство связи и информационных технологий. 23 апреля 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Панини» . www.istampgallery.com . 23 октября 2015 г. Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Академия, Гималаи. «Журнал «Индуизм сегодня» . www.hinduismtoday.com . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ «Почтовая марка Индии с изображением Панини, выпущенная 1 августа 2004 г.» . www.getpincodes.com . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Кипарский, Пол (2008). «Об архитектуре грамматики Панини». В Юэ, Жерар П.; Кулкарни, Амба П.; Шарф, Питер М. (ред.). Об архитектуре грамматики Панини . Конспекты лекций по информатике. Том. 5402. Спрингер. стр. 33–94. дои : 10.1007/978-3-642-00155-0_2 . ISBN 978-3-642-00154-3 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Кардона , с. §1-3.
- ^ Берроу, Томас (2001). Санскритский язык (1-е индийское изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс . п. 49. ИСБН 978-81-208-1767-8 .
- ^ Итконен, Ис (1991). Всеобщая история лингвистики: Индия, Китай, Аравия, Европа . Издательская компания Джона Бенджаминса . п. 69. ИСБН 9789027277671 .
- ^ Бернелл, Артур Кок (1875). О школе санскритских грамматиков Аиндра, их месте в санскрите и сопутствующих литературах . п. 87.
- ^ Эмблтон, Шейла ; Джозеф, Джон Э.; Нидерехе, Ханс-Йозеф (15 октября 1999 г.). Возникновение современных наук о языке: исследования о переходе от историко-сравнительной к структурной лингвистике в честь Е. Ф. Кёрнера. Том 2: Методологические перспективы и приложения . Издательская компания Джона Бенджаминса . п. 154. ИСБН 978-90-272-9842-3 .
- ^ «Аспирант из Кембриджа решает 2500-летнюю проблему санскрита» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2022 г.
- ^ «Решение величайшей грамматической головоломки» . Кембриджский университет . 15 декабря 2022 г.
- ^ Уитни, с. xiii
- ^ Берроу, §2.1.
- ^ Коулсон, стр. xvi.
- ^ Филлиоза, Пьер-Сильвен (2000). Санскрит: обзор: история и структура, лингвистические и философские представления, использование и пользователи . Варанаси: Книги Индики. ISBN 978-81-86569-17-7 .
- ^ Фэллон, Оливер. 2009. Поэма Бхатти: Смерть Раваны ( Бхаттикавья ). Нью-Йорк: Библиотека санскрита Клэя . ISBN 978-0-8147-2778-2
- ^ Сингх, Упиндер (2021). История древней и раннесредневековой Индии . Пирсон. п. 258. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ У. Дж. Джонсон (2009), Словарь индуизма , Oxford University Press, ISBN 978-0198610250 , статья о Вьякаране.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 105.
- ^ Лиза Митчелл (2009). Язык, эмоции и политика в Южной Индии . Издательство Университета Индианы . п. 108. ИСБН 978-0-253-35301-6 .
- ^ Лохтефельд 2002 , с. 497 .
- ^ Хартмут Шарфе (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 152–154. ISBN 978-3-447-01706-0 .
- ^ Юджи Кавагути; Макото Минэгиси; Вольфганг Фирек (2011). Корпусный анализ и диахроническая лингвистика . Издательская компания Джона Бенджаминса . стр. 223–224. ISBN 978-90-272-7215-7 .
- ^ Стаал, Фриц (1988). Универсалии: исследования индийской логики и лингвистики . Издательство Чикагского университета . п. 47. ИСБН 9780226769998 .
- ^ Как, Субхаш К. (январь 1987 г.). «Панинианский подход к обработке естественного языка» . Международный журнал приближенного рассуждения . 1 (1): 117–130. дои : 10.1016/0888-613X(87)90007-7 .
- ^ Jump up to: а б Фриц Стаал, Наука о языке, глава 16, в книге Гэвина Д. Флуда , изд. «Спутник Блэквелла по индуизму» Blackwell Publishing , 2003, 599 страниц. ISBN 0-631-21535-2 , ISBN 978-0-631-21535-6 . п. 357–358
- ^ Jump up to: а б Джордж Кардона (2000), «Рецензия на книгу: Панинис Грамматик », Журнал Американского восточного общества , 120 (3): 464–5, JSTOR 606023
- ^ Д'Оттави, Джузеппе (2013). «Paṇini et le Mémoire» [Панини и мемуары]. Романистическая арена . 12 : 164–193. (перепечатано в «О двойной сущности языка» и соссюризма возрождение . 2016. ).
- ^
Леонард Блумфилд (1927). О некоторых правилах Панини . Том. 47. С. 61–70. дои : 10.2307/593241 . ISBN 9780226060712 . JSTOR 593241 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Риши Раджпопат (2022). Мы доверяем Панини: открытие алгоритма разрешения конфликтов правил в Аштадхьяи (Диссертация). Кембриджский университет. дои : 10.17863/CAM.80099 .
- ^ «Древняя грамматическая головоломка, решенная спустя 2500 лет» . Физ .
- ^ Альмерот-Уильямс, Том (15 декабря 2022 г.). «Как индийский студент впервые за 2500 лет заставил работать «языковую машину» санскрита» . Прокрутка.в . Проверено 19 декабря 2022 г.
Панини обладал необыкновенным умом и построил машину, не имеющую аналогов в истории человечества. Он не ожидал, что мы добавим в его правила новые идеи. Чем больше мы возимся с грамматикой Панини, тем больше она ускользает от нас.
- ^ Нилеш Бодас. «Критика кандидатской диссертации - «Мы верим в Панини» » . Список Бхаратия Видват Паришат . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Бхате, С. и Как, С. (1993) Панини и информатика. Летопись Бхандаркарского института восточных исследований, том. 72, стр. 79-94.
- ^ Кадвани, Джон (2007), «Позиционная ценность и лингвистическая рекурсия», Журнал индийской философии , 35 (5–6): 487–520, CiteSeerX 10.1.1.565.2083 , doi : 10.1007/s10781-007-9025-5 , S2CID 52885600 .
- ^ Фриц, Стаал (6 мая 2005 г.). Что Евклид для Европы, Панини для Индии - или так ли это? (PDF) . Национальный институт перспективных исследований . ISBN 81-87663-57-Х .
- ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван . п. 144. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Винтерниц, Мориц (1963). История индийской литературы: ч. 1. Классическая санскритская литература. 1-е изд. 1963. Пт. 2. Научная литература. 1-е изд. 1967 год . Мотилал Банарсидасс . п. 36.
- ^ Джозеф, Джордж Гевергезе (28 июля 2016 г.). Индийская математика: взаимодействие с миром от древних до наших дней . Всемирная научная . стр. 135–136. ISBN 978-1-78634-063-4 .
- ^ Плофкер, Ким (18 января 2009 г.). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета . п. 54. ИСБН 978-0-691-12067-6 .
- ^ Бхаскар Компелла (30 сентября 2019 г.). Математические структуры в Аштадхьяи Панини .
- ^ Корнаи, Андраш (2008). Математическая лингвистика . Расширенная обработка информации и знаний. Лондон: Издательство Springer . п. 75. ИСБН 978-1-84628-985-9 .
- ^ Петерсен, Вибке (7 июня 2004 г.). «Математический анализ Шивасутр Панини» (PDF) . Журнал логики, языка и информации . 13 (4): 471–489. дои : 10.1007/s10849-004-2117-7 . ISSN 0925-8531 .
- ^ Витцель 2009 .
- ^ Сталь 1965 , с. 99.
- ^ Бод 2013 , с. 14, примечание 2.
Библиография
[ редактировать ]- Бхате, Сароджа; Как, Субхаш (1993). «Грамматика и информатика Панини» (PDF) . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 72 .
- Бод, Ренс (2013), Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от древности до наших дней , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-966521-1
- Бронкхорст, Йоханнес (2016), Как победили брамины: от Александра до Гуптов , Брилл , ISBN 9789004315518
- Бронкхорст, Йоханнес (2019), Читатель шабды: язык в классической индийской мысли , издательство Колумбийского университета , ISBN 9780231548311
- Кардона, Джордж (1997) [1976], Панини: обзор исследований , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1494-3
- Гарольд Г. Кауард (1990). Поттер, Карл (ред.). Философия грамматиков, в Энциклопедии индийской философии, том 5 . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-81-208-0426-5 .
- Картер, Джордж Ф .; и др. (1979). «О Мундкуре о распространении». Современная антропология . 20 (2): 425–428. дои : 10.1086/202297 . S2CID 143783458 .
- Хубен, Ян Э.М. (2009). «Грамматика Панини и ее компьютеризация: подход к построению грамматики». Санскритская компьютерная лингвистика . Спрингер . стр. 6–25. ISBN 9783540938842 .
- Франсуа, Александр ; Понсонне, Майя (2013). «Описательная лингвистика» (PDF) . У Джона Р. МакГи; Ричард Л. Уормс (ред.). Теория социальной и культурной антропологии: энциклопедия . Том. 1. Публикации SAGE . стр. 184–187. ISBN 9781412999632 .
- Ингерман, Питер Зилахи (март 1967 г.). « Предлагается «форма Панини-Бакуса»» . Коммуникации АКМ . 10 (3): 137. дои : 10.1145/363162.363165 . S2CID 52817672 . Ингерман предлагает переименовать так называемую нормальную форму Бэкуса в форму Панини-Бакуса, чтобы отдать должное Панини как самому раннему независимому изобретателю.
- Кадвани, Джон (8 февраля 2008 г.). «Позиционное значение и лингвистическая рекурсия». Журнал индийской философии . 35 (5–6): 487–520. CiteSeerX 10.1.1.565.2083 . дои : 10.1007/s10781-007-9025-5 . S2CID 52885600 .
- Тибор Кисс (2015). Синтаксис - Теория и анализ . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-11-037740-8 .
- Лидова, Наталья (1994), Драма и ритуал раннего индуизма , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1234-5
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM , The Rosen Publishing Group , ISBN 978-0-8239-3179-8
- Мисра, Камаль К. (2000), Учебник антропологической лингвистики , издательство Concept, ISBN 8170228190
- Принс, Алан ; Смоленский, Павел (15 апреля 2008 г.). Теория оптимальности: взаимодействие ограничений в порождающей грамматике . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-0-470-75939-4 .
- ТРН Рао. Панини-бакусская форма языков . 1998.
- Шарфе, Хартмут (1977), Грамматическая литература , Отто Харрасовиц Верлаг , ISBN 978-3-447-01706-0
- Стаал, Фриц (апрель 1965 г.), «Евклид и Панини», Philosophy East and West , 15 (2): 99–116, doi : 10.2307/1397332 , JSTOR 1397332
- Сталь, Фриц (1972). Читатель санскритских грамматиков . МТИ Пресс . ISBN 0-262-19078-8 .
- Стаал, Фриц (1996), Ритуалы и мантры: правила без значения , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120814127
- Тивари, Капил Муни, 1968 г. Описание номинальных соединений Панини, докторская диссертация Пенсильванского университета. Джанаки Пракашан: Патна. ОСЛК 12868577
- Верджани, Винченцо (2017), «Бхартрихари о языке, восприятии и сознании» , в Ганери, Джонардоне (редактор), Оксфордский справочник по индийской философии , Oxford University Press , ISBN 9780199314638
- Витцель, Майкл (2009), «Движущиеся цели? Тексты, язык, археология и история в поздневедический и ранний буддийский периоды» , Indo-Iranian Journal , 52 (2–3): 287–310, doi : 10.1163/001972409X12562030836859 , S2CID 154283219
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Работает
- Панини. Аштадхьяи . Книга 4 . Перевод Чандры Васу . Бенарес , 1896 г. (на санскрите и английском языке)
- Панини. Аштадхьяи . Книга 6–8 . Перевод Чандры Васу. Бенарес , 1897 г. (на санскрите и английском языке)
- Панини
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Панини» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс , 2000.
- Кардона, Джордж (1988). Панини, его работа и ее традиции: предыстория и введение . Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120804197 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Панинская лингвистика
- PaSSim - симулятор панинского санскрита, имитирующий панинский процесс словообразования.
- Система Панини
- Ганакаштадхьяи , программное обеспечение по грамматике санскрита, основанное на Сутрах Панини.
- Аштадхьяи, Работа Панини
- Форизс, Л. Панини, Нагарджуна и Уайтхед – Актуальность Уайтхеда для современной буддийской философии
- Аштадхьяи Панини , а с комментариями к Махабхашье и Кашике также комментариями Ньясы и Падаманджары к Кашике . (PDF) Санскрит.