Бхартрихари
Бхартрихари | |
---|---|
бхартрихари | |
Рожденный | |
Заметная работа | Вакьяпадия |
Эра | 5 век н.э. |
Область | Мадхья-Прадеш , Индия |
Язык | санскрит |
Основные интересы | Грамматика , лингвистика |
Известные идеи | Сфота |
Бхартрихари ( Деванагари : भर्तृहरि ; Бхартрихари ; ок . 5 века н. э.) был индийским философом и поэтом, известным своим вкладом в область лингвистики, грамматики и философии. Считается, что он родился в V веке в Удджайне , Малва, Индия. Он решил жить монашеской жизнью и обрести высший смысл, однако не смог оторваться от мирской жизни. Он жил йогом в Удджайне до своей смерти.
Он наиболее известен своими работами «Вакьяпадия» (трактат о предложениях и словах), «Махабхашьятика» (комментарий к «Махабхашье» Патанджали), «Вакьяпадиявритти» (комментарий к «Вакьяпадия кандас 1 и 2»), «Шабдадхатусамикша» и сборник из 300 стихов. атакатрайя.
Философия Бхартрихари отмечена концепцией «Шабда-Брахмана» или высшей реальности, выражаемой через слова. Он утверждал, что язык и познание связаны между собой, и, понимая грамматику, можно достичь духовного освобождения.
Работы Бхартрихари изучались в различных индийских философских традициях, включая Веданту и Мимамсу . Исламские и западные ученые также проявили интерес к различным переводам и комментариям. В области индийской поэтики «Шатакатрая» Бхартрихари по-прежнему почитается и изучается, и она переведена на многие языки, обеспечивая доступ к мировой аудитории.
Жизнь и предыстория
[ редактировать ]Считается, что Бхартрихари, наиболее известный как грамматист и философ, родился в Удджайне , Малва , Индия, и жил в V веке. [1] [2] [3] Подробности его личной жизни неизвестны, но предполагается и признано учеными, что он жил между 485 и 540 годами нашей эры. [1] [3] [4] Он был связан со двором Валабхи (современная Вала, Гуджарат ); однако он решил следовать путем индийских мудрецов и отказался от чувственной жизни, чтобы найти высший смысл. [2] Он пытался вести монашескую жизнь, но не смог успешно оторваться от мирских удовольствий. Через некоторое время он до самой смерти прожил жизнь йогина в Удджайне. [2]
писатель VI века Симхасуригани, джайнский , утверждает, что Бхартрихари учился у грамматиста по имени Васурата. [4] Кроме того, Бхартрихари приписывает некоторые из своих теорий Васурате в его работе « Вакьяпадия» . [1]
Китайский путешественник И-Цзин (635–713 гг. н.э.) упоминает Бхартрихари в своих путевых заметках. Он утверждает, что Бхартрихари был буддистом и написал труды «Вакьяпадия», «Пейна» и комментарий к « Патанджали » Махабхашье . Исследователи обнаружили, что некоторые детали И-Цзина ошибочны, в частности, период времени, когда Бхартрихари был жив и что он был буддистом. [5] Философская позиция Бхартрихари широко считается ответвлением вьякараны или грамматической школы, тесно связанной с реализмом ньяи , которые и явно противоположной буддийским позициям, таким как дигнага ближе к феноменализму . [6] [7]
Философский вклад
[ редактировать ]Бхартрихари известен своими работами в области философии языка, особенно своими теориями, изложенными в «Вакьяпадии» (что переводится как «Трактат о предложениях и словах»). Этот текст представляет собой всестороннее исследование грамматики и ее метафизических основ. Философия Бхартрихари отмечена концепцией «Шабда-Брахмана» или высшей реальности, выражаемой через слова. Он утверждал, что язык и познание связаны между собой, и, понимая грамматику, можно достичь духовного освобождения. [3] [8]
Работает
[ редактировать ]Бхартрихари наиболее известен своими работами в области философии языка. Он написал четыре книги по грамматике (вьякарана): «Вакьяпадия» , «Махабхасьатика» (ранний комментарий к «Вьякарана-Махабхасья» Патанджали ), «Вакьяпадиявритти» (комментарий к «Вакьяпадия кандас 1 и 2») и «Шабдад». хатусамикша. [1] [5] [8] [9] Как поэт, он также написал Шатакатрайю, или Шатаку, трехчастный сборник из 300 стихов. [10] [3]
Вакьяпадия
[ редактировать ]Вакьяпадия (три книги), — , также известная как Триканди это индийский лингвистический трактат по философии языка, грамматике и семантике. Он разделен на три основных раздела (или канды): Брахма-канда (Книга Брахмана), Вакья-канда (Книга предложений) и Пада-канда (Книга слов) и содержит около 635 стихов. Брахма -канда содержит метафизические аспекты языка. Вакья -канда рассматривает структуру предложения и отношения между его компонентами. Пада -канда фокусируется на значении слов, фонетике, морфологии и семантике. [11] [3] [1]
Философия Бхартрихари сосредоточена вокруг концепции « сфота ». Он считал, что сфота несет в себе значение слова (слов) и раскрывается слушателю, когда он слышит слово (слова). [11] В отличие от Патанджали, Бхатрихари применяет термин спхота к каждому элементу высказывания: варна ( varnasphoṭa; буква или слог), пада ( padasphoṭa; слово) и вакья ( vākyasphoṭa; предложение). [11]
В Махабхашьятике
[ редактировать ]« Махабхасьатика» , также известная как «Трипади» или «Махабхашьядипика», представляет собой комментарий к Патанджали «Махабхашье» , который сам по себе является комментарием к Панини «Аштадхьяи» . Бхартрихари анализирует грамматические правила и исследует метафизические и эпистемологические аспекты языка. В этом тексте Бхартрихари также обсуждает связь между словами и их значениями, которая далее разрабатывается в Вакьяпадии. Этот текст изучают санскритские грамматисты и философы. [11]
Шатакатрайя
[ редактировать ]Шатакатрайя «три » (три столетия; шатака — «век»; трайя — ) состоит из трех сборников по 100 стихов каждый. Сборники: Нити Шатака (Этика; подробно описывает принципы праведной жизни) , Шрингара Шатака (Любовь; подробно описывает сложности любви и отношений) и Вайрагья Шатака (Отстраненность; отражение отречения Бхартрихари) . Дата сочинения неизвестна, однако считается, что оно было написано еще при жизни Бхартрихари. Бхартрихари использует различные поэтические приемы, такие как метафоры, сравнения и парадоксы, чтобы передать сложные идеи. [3] [10]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Работы Бхартрихари изучались в различных индийских философских традициях, включая Веданту и Мимамсу . Исламские и западные ученые также проявили интерес к различным переводам и комментариям. [8] [3]
В области индийской поэтики Шатакатрайя Бхартрихари продолжает почитаться и изучаться. [10] Шатакатрайя переведена на многие языки, что обеспечивает доступ к глобальной аудитории. [3]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Б.К. Матилал , 1990, Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 129-130.
- Хеманта Кумар Гангули, «Теория логического построения и решение некоторых логических парадоксов», приложение к « Философии логического построения: исследование логического атомизма и логического позитивизма в свете философии Бхартрихари, Дхармакирти и Праджнякарагупты» , Калькутта, 1963.
- Ян Э.М. Хубен, Самбандха-самуддеша (глава об отношениях) и философия языка Бхартрихари , Gonda Indological Series, 2. Гронинген: Эгберт Форстен, 1995, стр. 213–219.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Бхартрихари | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бхартрихари | Индийский поэт, исследователь санскрита | Британника» . www.britanica.com . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крейг, Эдвард; Routledge (Фирма), ред. (1998). Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-07310-3 .
- ^ Jump up to: а б Поттер, Карл Х., изд. (1977). Энциклопедия индийской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-07281-4 .
- ^ Jump up to: а б Шриманнараяна Мурти, М. (1997). Бхартрихари, грамматик . Создатели индийской литературы. Сахитья Академия. Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN 978-81-260-0308-2 .
- ^ Бимал Кришна Матилал (1990). Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Н. В. Исаева (1995), От ранней Веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари и Абхинавагупта , SUNY Press, стр. 75, ISBN 978-0-7914-2450-6 Бхартрихари, возможно, был «приверженцем Веданты».
- ^ Jump up to: а б с Герцбергер, Радика (1986). Бхартрихари и буддисты . Дордрехт: Springer Нидерланды. дои : 10.1007/978-94-009-4666-8 . ISBN 978-94-010-8574-8 .
- ^ Текст, широко используемый более поздними грамматистами, такими как Кайята, сохранился лишь фрагментарно. Издание, основанное на неполной рукописи, было опубликовано Бхандаркарским институтом восточных исследований, Пуна (1985–1991), в шести главах (глава 6 в двух частях).
- ^ Jump up to: а б с Уортэм, Биско Хейл; Уортэм, Биско Хейл (2000). Шатаки Бхартрихари . Индия: язык и литература, в 14 томах (переиздание). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-24510-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Кауард, Гарольд Г.; Кунджунни Раджа, Кумарапурам (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийской философии. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-07331-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]