Jump to content

Бхартрихари

(Перенаправлено с Бхартрихари )
Бхартрихари
бхартрихари
Рожденный
Заметная работа Вакьяпадия
Эра 5 век н.э.
Область Мадхья-Прадеш , Индия
Язык санскрит
Основные интересы
Грамматика , лингвистика
Известные идеи
Сфота

Бхартрихари ( Деванагари : भर्तृहरि ; Бхартрихари ; ок . 5 века н. э.) был индийским философом и поэтом, известным своим вкладом в область лингвистики, грамматики и философии. Считается, что он родился в V веке в Удджайне , Малва, Индия. Он решил жить монашеской жизнью и обрести высший смысл, однако не смог оторваться от мирской жизни. Он жил йогом в Удджайне до своей смерти.

Он наиболее известен своими работами «Вакьяпадия» (трактат о предложениях и словах), «Махабхашьятика» (комментарий к «Махабхашье» Патанджали), «Вакьяпадиявритти» (комментарий к «Вакьяпадия кандас 1 и 2»), «Шабдадхатусамикша» и сборник из 300 стихов. атакатрайя.

Философия Бхартрихари отмечена концепцией «Шабда-Брахмана» или высшей реальности, выражаемой через слова. Он утверждал, что язык и познание связаны между собой, и, понимая грамматику, можно достичь духовного освобождения.

Работы Бхартрихари изучались в различных индийских философских традициях, включая Веданту и Мимамсу . Исламские и западные ученые также проявили интерес к различным переводам и комментариям. В области индийской поэтики «Шатакатрая» Бхартрихари по-прежнему почитается и изучается, и она переведена на многие языки, обеспечивая доступ к мировой аудитории.

Жизнь и предыстория

[ редактировать ]

Считается, что Бхартрихари, наиболее известный как грамматист и философ, родился в Удджайне , Малва , Индия, и жил в V веке. [1] [2] [3] Подробности его личной жизни неизвестны, но предполагается и признано учеными, что он жил между 485 и 540 годами нашей эры. [1] [3] [4] Он был связан со двором Валабхи (современная Вала, Гуджарат ); однако он решил следовать путем индийских мудрецов и отказался от чувственной жизни, чтобы найти высший смысл. [2] Он пытался вести монашескую жизнь, но не смог успешно оторваться от мирских удовольствий. Через некоторое время он до самой смерти прожил жизнь йогина в Удджайне. [2]

писатель VI века Симхасуригани, джайнский , утверждает, что Бхартрихари учился у грамматиста по имени Васурата. [4] Кроме того, Бхартрихари приписывает некоторые из своих теорий Васурате в его работе « Вакьяпадия» . [1]

Китайский путешественник И-Цзин (635–713 гг. н.э.) упоминает Бхартрихари в своих путевых заметках. Он утверждает, что Бхартрихари был буддистом и написал труды «Вакьяпадия», «Пейна» и комментарий к « Патанджали » Махабхашье . Исследователи обнаружили, что некоторые детали И-Цзина ошибочны, в частности, период времени, когда Бхартрихари был жив и что он был буддистом. [5] Философская позиция Бхартрихари широко считается ответвлением вьякараны или грамматической школы, тесно связанной с реализмом ньяи , которые и явно противоположной буддийским позициям, таким как дигнага ближе к феноменализму . [6] [7]

Философский вклад

[ редактировать ]

Бхартрихари известен своими работами в области философии языка, особенно своими теориями, изложенными в «Вакьяпадии» (что переводится как «Трактат о предложениях и словах»). Этот текст представляет собой всестороннее исследование грамматики и ее метафизических основ. Философия Бхартрихари отмечена концепцией «Шабда-Брахмана» или высшей реальности, выражаемой через слова. Он утверждал, что язык и познание связаны между собой, и, понимая грамматику, можно достичь духовного освобождения. [3] [8]

Работает

[ редактировать ]

Бхартрихари наиболее известен своими работами в области философии языка. Он написал четыре книги по грамматике (вьякарана): «Вакьяпадия» , «Махабхасьатика» (ранний комментарий к «Вьякарана-Махабхасья» Патанджали ), «Вакьяпадиявритти» (комментарий к «Вакьяпадия кандас 1 и 2») и «Шабдад». хатусамикша. [1] [5] [8] [9] Как поэт, он также написал Шатакатрайю, или Шатаку, трехчастный сборник из 300 стихов. [10] [3]

Вакьяпадия

[ редактировать ]

Вакьяпадия (три книги), — , также известная как Триканди это индийский лингвистический трактат по философии языка, грамматике и семантике. Он разделен на три основных раздела (или канды): Брахма-канда (Книга Брахмана), Вакья-канда (Книга предложений) и Пада-канда (Книга слов) и содержит около 635 стихов. Брахма -канда содержит метафизические аспекты языка. Вакья -канда рассматривает структуру предложения и отношения между его компонентами. Пада -канда фокусируется на значении слов, фонетике, морфологии и семантике. [11] [3] [1]

Философия Бхартрихари сосредоточена вокруг концепции « сфота ». Он считал, что сфота несет в себе значение слова (слов) и раскрывается слушателю, когда он слышит слово (слова). [11] В отличие от Патанджали, Бхатрихари применяет термин спхота к каждому элементу высказывания: варна ( varnasphoṭa; буква или слог), пада ( padasphoṭa; слово) и вакья ( vākyasphoṭa; предложение). [11]

В Махабхашьятике

[ редактировать ]

« Махабхасьатика» , также известная как «Трипади» или «Махабхашьядипика», представляет собой комментарий к Патанджали «Махабхашье» , который сам по себе является комментарием к Панини «Аштадхьяи» . Бхартрихари анализирует грамматические правила и исследует метафизические и эпистемологические аспекты языка. В этом тексте Бхартрихари также обсуждает связь между словами и их значениями, которая далее разрабатывается в Вакьяпадии. Этот текст изучают санскритские грамматисты и философы. [11]

Шатакатрайя

[ редактировать ]

Шатакатрайя «три » (три столетия; шатака — «век»; трайя — ) состоит из трех сборников по 100 стихов каждый. Сборники: Нити Шатака (Этика; подробно описывает принципы праведной жизни) , Шрингара Шатака (Любовь; подробно описывает сложности любви и отношений) и Вайрагья Шатака (Отстраненность; отражение отречения Бхартрихари) . Дата сочинения неизвестна, однако считается, что оно было написано еще при жизни Бхартрихари. Бхартрихари использует различные поэтические приемы, такие как метафоры, сравнения и парадоксы, чтобы передать сложные идеи. [3] [10]

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Работы Бхартрихари изучались в различных индийских философских традициях, включая Веданту и Мимамсу . Исламские и западные ученые также проявили интерес к различным переводам и комментариям. [8] [3]

В области индийской поэтики Шатакатрайя Бхартрихари продолжает почитаться и изучаться. [10] Шатакатрайя переведена на многие языки, что обеспечивает доступ к глобальной аудитории. [3]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Б.К. Матилал , 1990, Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 129-130.
  • Хеманта Кумар Гангули, «Теория логического построения и решение некоторых логических парадоксов», приложение к « Философии логического построения: исследование логического атомизма и логического позитивизма в свете философии Бхартрихари, Дхармакирти и Праджнякарагупты» , Калькутта, 1963.
  • Ян Э.М. Хубен, Самбандха-самуддеша (глава об отношениях) и философия языка Бхартрихари , Gonda Indological Series, 2. Гронинген: Эгберт Форстен, 1995, стр. 213–219.
  1. ^ Jump up to: а б с д и «Бхартрихари | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 20 июня 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Бхартрихари | Индийский поэт, исследователь санскрита | Британника» . www.britanica.com . Проверено 20 июня 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крейг, Эдвард; Routledge (Фирма), ред. (1998). Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-07310-3 .
  4. ^ Jump up to: а б Поттер, Карл Х., изд. (1977). Энциклопедия индийской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-07281-4 .
  5. ^ Jump up to: а б Шриманнараяна Мурти, М. (1997). Бхартрихари, грамматик . Создатели индийской литературы. Сахитья Академия. Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN  978-81-260-0308-2 .
  6. ^ Бимал Кришна Матилал (1990). Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Издательство Оксфордского университета.
  7. ^ Н. В. Исаева (1995), От ранней Веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари и Абхинавагупта , SUNY Press, стр. 75, ISBN  978-0-7914-2450-6 Бхартрихари, возможно, был «приверженцем Веданты».
  8. ^ Jump up to: а б с Герцбергер, Радика (1986). Бхартрихари и буддисты . Дордрехт: Springer Нидерланды. дои : 10.1007/978-94-009-4666-8 . ISBN  978-94-010-8574-8 .
  9. ^ Текст, широко используемый более поздними грамматистами, такими как Кайята, сохранился лишь фрагментарно. Издание, основанное на неполной рукописи, было опубликовано Бхандаркарским институтом восточных исследований, Пуна (1985–1991), в шести главах (глава 6 в двух частях).
  10. ^ Jump up to: а б с Уортэм, Биско Хейл; Уортэм, Биско Хейл (2000). Шатаки Бхартрихари . Индия: язык и литература, в 14 томах (переиздание). Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-24510-4 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Кауард, Гарольд Г.; Кунджунни Раджа, Кумарапурам (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийской философии. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-07331-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be5316b9af8d99d770c8000352f1ee6f__1720455360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/6f/be5316b9af8d99d770c8000352f1ee6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhartṛhari - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)