Достойный
Достойный | |
---|---|
![]() Статуя в Дигнаге в Калмыкии . | |
Рожденный | 480 Симхавакта, Королевство Паллава |
Умер | 540 | (59–60 лет)
Эра | Буддийская философия |
Область | Восточная философия |
Школа | Школа Дигнаги |
Научные консультанты | Васубандху |
Основные интересы | |
Известные идеи |
Часть серии о |
Восточная философия |
---|
![]() |
Дигнага (также известный как Диннага , ок. 480 – ок. 540 н. э. ) был индийским буддийским философом и логиком. Его считают одним из буддийских основоположников индийской логики ( хету видья ) и атомизма . Работы Дигнаги заложили основу для развития дедуктивной логики в Индии и создали первую систему буддийской логики и теории познания ( прамана ). [1]
По словам Жоржа Б. Дрейфуса , его философская школа вызвала индийский «эпистемологический поворот» и стала «стандартной формулировкой буддийской логики и эпистемологии в Индии и Тибете». [2] Мысль Дигнаги повлияла на более поздних буддийских философов, таких как Дхармакирти , а также на индуистских мыслителей школы ньяя . Дигнаги Эпистемология приняла только «восприятие» ( пратьякша ) и «вывод» ( анумана ) в качестве действительных инструментов познания и представила широко влиятельную теорию «исключения» ( апоха ) для объяснения лингвистического значения. [3] Его работы о языке , логическом рассуждении и восприятии также оказали большое влияние на более поздних индийских философов. [4] По словам Ричарда П. Хейса, «некоторое знакомство с аргументами и выводами Диннаги необходимо каждому, кто желает понять историческое развитие индийской мысли ». [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дигнага родился в Симхавакте недалеко от Канчипурама , и о его ранних годах известно очень мало, за исключением того, что он взял Нагадатту из школы Пудгалавады своим духовным наставником, прежде чем был исключен и стал учеником Васубандху . [6]
Философия
[ редактировать ]
Зрелая философия Дигнаги изложена в его выдающемся труде « Прамана -самуччая» . В первой главе Дигнага объясняет свою эпистемологию , согласно которой существует только два «инструмента познания» или «действительного познания» ( прамана ); «восприятие» или «ощущение» ( пратьякша ) и «вывод» или «рассуждение» ( анумана ). В первой главе Дигнага пишет:
Ощущение и рассуждение — единственные два средства приобретения знания, поскольку познаваемы два атрибута; нет другого познаваемого объекта, кроме своеобразного и общего атрибута. Я покажу, что ощущение имеет своим предметом особый атрибут, тогда как рассуждение имеет своим предметом общий атрибут. [7]
Восприятие — это неконцептуальное знание частностей, связанное причинностью, тогда как вывод является разумным, лингвистическим и концептуальным. [8] Эта консервативная эпистемическая теория контрастировала со школой ньяя , которая принимала другие средства познания, такие как упамана (сравнение и аналогия).
Пратьякша
[ редактировать ]Пратьякша — это своего рода осознание, которое приобретает информацию о частностях и немедленно воспринимается одним из органов чувств. Это тема первой главы Прамана -самуччая. [9] Для Дигнаги восприятие — это довербальные, доконцептуальные и неструктурированные чувственные данные. Во второй главе « Прамана-самуччая» он пишет:
Ощущение лишено структуры. То познание, в котором нет структуры, есть ощущение. Что это за так называемая структура? Прикрепление имени, универсала и так далее. [10]
Согласно Дигнаге, наш ум всегда берет необработанные чувственные данные или отдельные детали и интерпретирует их или группирует вместе более сложными способами, сравнивает их с прошлым опытом, дает им имена, чтобы классифицировать их на основе общих признаков ( саманьялакшана ) и так далее. Этот процесс он называет калпана (организация, структурирование). [11] Этот познавательный процесс уже отличается от ощущения, которое представляет собой простое познание, основанное только на непосредственно присутствующем. Таким образом, пратьякша — это только осознание конкретных чувственных данных, таких как пятно зеленого цвета и ощущение твердости, но не осознание макроскопического объекта, такого как яблоко, которое всегда является синтезом более высокого уровня. [12] Для Дигнаги ощущение также безошибочно, оно не может «заблудиться», потому что это самый основной и простой феномен опыта, или, как он это формулирует:
«Невозможно также, чтобы сам объект осознания был ошибочным, поскольку заблуждение — это лишь содержание неправильной интерпретации разума». [13]
Кроме того, для Дигнаги пратьякша в основном феноменалистична и не зависит от существования внешнего мира. Оно также невыразимо и лично. [14]
Анумана
[ редактировать ]Анумана (вывод или рассуждение) для Дигнаги — это тип познания, который осознает только общие атрибуты и построен из более простых ощущений. Вывод также может передаваться посредством лингвистических соглашений. [14]
Центральным вопросом, который касался Дигнаги, была интерпретация знаков ( линга ) или свидетельств ( хету ), которые приводили к выводам о положении дел; например, как дым может заставить человека сделать вывод о пожаре. [15] Эта тема свартануманы (рассуждения, буквально «выводы для себя») является предметом второй главы « Прамана-самуччая» , тогда как тема третьей главы посвящена демонстрации ( парартханумана , буквально «вывод для других»), то есть тому, как человек сообщает свои выводы посредством надлежащей аргументации. [16]
По словам Ричарда Хейса, в системе Дигнаги, чтобы получить знание о том, что свойство («выводимое свойство», садхья ) присуще «субъекту вывода» ( пакша ), оно должно быть получено посредством знака вывода ( линга ). Чтобы это произошло, должно выполняться следующее: [17]
- Знак вывода должен быть свойством субъекта вывода. То есть у предмета вывода существует свойство, отличное от выводимого свойства и которое, кроме того, очевидно для лица, делающего вывод; это второе свойство может служить признаком вывода, если оно имеет еще две характеристики.
- Должно быть известно, что знак вывода встречается по крайней мере в одном локусе, отличном от предмета вывода, в котором проявляется выводимое свойство.
- Не должно быть известно, что выводной признак встречается в каких-либо других локусах, в которых выводимое свойство отсутствует.
Ричард Хейс интерпретирует эти критерии как чрезмерно строгие, потому что он считает систему Дигнаги системой рационального скептицизма . Эпистемология Дигнаги, утверждает Хейс, — это способ выразить и применить на практике традиционное буддийское предписание не привязываться к взглядам и мнениям. [18] По мнению Хейса, для Дигнаги роль логики такова:
противодействовать догматизму и предрассудкам. В качестве оружия в борьбе с предрассудками, бушующими в каждом разуме, ищущем мудрости (а в умах подавляющего большинства людей, не ищущих мудрости, предрассудки просто берут полный контроль без борьбы), нет ничего более мощного, чем вид предрассудков. Причина, лежащая в основе логической системы Дигнаги. Должно быть ясно, что очень немногие из наших суждений в обычной жизни соответствуют стандартам, установленным тремя характеристиками законных доказательств. В самой строгой интерпретации ни одно из суждений любого существа, кроме полностью всеведущего, не выдерживает критики. А поскольку нет никаких доказательств существования каких-либо полностью всеведущих существ, лучшая доступная рабочая гипотеза состоит в том, что ни одно мышление не застраховано от ошибок, которые требуют пересмотра перед лицом вновь открытых реалий. [19]
Апохавада и язык
[ редактировать ]Дигнага считал интерпретацию условных и символических знаков, таких как слова и предложения человеческого языка, не более чем особыми или условными случаями общих принципов вывода или анумана. [15] Он поднимает несколько вопросов, касающихся языка и его связи с выводами, в пятой главе своей «Прамана-самуччая» . [9]
Во времена Дигнаги ортодоксальная индийская школа ньяя , а также индуистские санскритские грамматисты (такие как Бхартрихари ) обсуждали вопросы эпистемологии и языка соответственно, но их теории в целом принимали концепцию универсалий , которая отвергалась большинством буддийских философов. Под влиянием работ этих мыслителей, а также буддийских философов школы Саутрантика , отвергавших индуистские теории универсалий в пользу номинализма ( праджняпти ), Дигнага разработал собственную буддийскую теорию языка и значения, основанную на концепции « апоха » ( исключение). [20] Хаттори Масааки объясняет эту доктрину следующим образом:
слово указывает на объект просто путем исключения других объектов ( аньяпоха , -вьявритти ). Например, слово «корова» просто означает, что объект не является коровой. По существу, слово не может обозначать что-либо реальное, будь то индивидуальное (вьякти), универсальное (джати) или любую другую вещь. Постижение объекта посредством исключения других объектов есть не что иное, как умозаключение. [21]
Работает
[ редактировать ]Как отмечает Хейс, трудность в изучении очень кратких работ Дигнаги значительна, потому что ни одна из них не сохранилась в оригинальном санскрите , а сохранившиеся тибетские и китайские переводы имеют признаки того, что они были сделаны переводчиками, которые не были полностью уверены в том, что о смысле произведения. [22] Эта трудность также побудила ученых читать Дигнагу через призму более поздних авторов, таких как Дхармакирти и их индийских и тибетских переводчиков, а также их оппонентов из индуистской ньяи . Из-за этой тенденции в науке идеи, которые на самом деле являются нововведениями Дхармакирти и более поздних авторов, часто ассоциировались с Дигнагой такими учеными, как Федор Щербатской и С. Мукерджи, хотя эти мыслители часто расходятся во мнениях. [23]
Прамана-самуччая
[ редактировать ]Дигнаги Великий опус ( Сборник эпистемологии, Дерге Канджур № 4203) и его автокомментарий (Праманасамуккаявритти ) исследовали восприятие, язык и логические рассуждения. Он представляет восприятие как голое познание, лишенное концептуализации, и рассматривает язык как полезные вымыслы, созданные в процессе исключения ( апоха ). [3]
В работе шесть глав. Первая глава посвящена восприятию ( пратьякша ), глава — выводам для себя ( свартханумана ), третья глава — выводам для других ( парартханумана ), четвертая глава обсуждает причины и примеры ( хету-дриштана ), пятая глава посвящена апохе , а шестая глава посвящена аналогия ( джати ). [24]
Эта работа существует в двух тибетских переводах. Первоначально современные ученые считали, что санскритский текст утерян, но затем была обнаружена рукопись комментария Джинендрабуддхи. Современные ученые в настоящее время работают над извлечением и реконструкцией санскритского текста Праманасамуккая на основе комментария, в который он включен. [25]
Список других известных работ
[ редактировать ]Среди других его сохранившихся работ по рассуждению и эпистемологии: [26] [27] [28] [24]
- Аламбана -парикша ( «Исследование объекта познания», Дерге Канджур № 4205) и его автоматический комментарий ( Аламбанапарикшавритти ). Эта работа стремится доказать, что аламбаны , объекты восприятия, не реальны и что реально только сознание.
- Хетукакра Дамару ( колеса разума» « Барабан ) считал свою первую работу по формальной логике. Ее можно рассматривать как мост между более старой доктриной трайрупьи Дигнаги, и более поздней теорией вьяпти которая представляет собой концепцию, связанную с западным понятием импликации .
- *Hetvābhāsamukha (Введение в ошибочные рассуждения)
- Ньяя -мукха ( Введение в логику ), Тайсё нет. 1628 г. в переводе Сюаньцзана и Т. 1629 г. в переводе Ицзин.
- *Sāmānyalakṣaṇaparīkṣā (Исследование общих характеристик), т.е. Гуаньцзунсян лунь (觀總相論)
- Трикала-парикша ( Исследование трехвременности )
- *Upādāyaprajñaptiprakaraṇa или *Prajñaptihetusaṃgrahaśāstra (доступно только на китайском языке как Qushishishe lun 取事观看論)
Он также написал другие произведения более религиозного или библейского характера: [26] [27] [28] [24]
- Самантабхадрачарьяпранидханартхасамграха ( Дерге Канджур № 4012) — комментарий к Самантабхадрачарьяпранидхане , части Гандавьюхасутры .
- Абхидхармакошамармапрадипа (Дерге № 4095) - краткое изложение Васубандху основополагающего труда « Абхидхармакоша».
- Арьяманджугхошастотра (тибетский: Ḥphags-pa ḥjam-paḥi-dbyans-kyibstod-pa , Дерге № 2712)
- Праджняпарамитапиндартха («Краткое изложение совершенства мудрости», Дерге 3809) — краткое изложение махаяны Аштасахасрикапраджняпарамита , сохранилось на тибетском и санскрите.
- Гунапарьянтастотратика (тибетский: Йон-там мтхах-йас-пар бстод-пахи Хгрелпа , Дерге № 1156) - комментарий к Гунапарьянтастотре Ратнадаса
- Мишрака-стотра ( Смешанный гимн, тибетский : Spel-mar bstod-pa shes-bya-ba, Дерге № 1150), его также приписывают другому автору: Матрчете.
- Йогаватара ( Введение в йогу , тибетский: Rnal-ḥbyor-la ḥjug-pa , Дерге № 4074) — работа по йоге с точки зрения только ума.
- Хаставалапракарана (Дерге № 3844 и 3848) его ошибочно приписали Арьядеве;
Есть также несколько работ, предположительно принадлежащих Дигнаге, которые сейчас утеряны: [27]
- В Двадашашатике
- *Вайшешикапарикша (Исследование Вайшешики )
- Вадавидханатика - комментарий к Вадавидхи Васубандху
- Ньяяпарикша (экзамен по логике)
- *Статистический анализ (изучение чисел )
- Хетумуха (Введение в рассуждение)
- Саманьяпарикша (Общий экзамен), либо утерян, либо такой же, как *Samanyalakshaṇapariksha
Традиции и влияние
[ редактировать ]Дигнага основал традицию буддийской эпистемологии и рассуждения, и эту школу иногда называют «Школой Дигнаги» или «Школой Диннаги и Дхармакирти» (в том числе из-за сильного влияния Дхармакирти). [29] По-тибетски его часто называют «те, кто следует рассуждению» (тибетский: rigs pa rjes su 'brang ba ); в современной литературе ее иногда называют санскритским « праманавада», что часто переводится как «Эпистемологическая школа». [30] Многие из них были комментаторами произведений Диннаги и Дхармакирти, но некоторые из них также писали оригинальные произведения и развивали традицию в новых направлениях. [29] [31] [32]
Работа этой традиции также оказала влияние на буддийскую школу Мадхьямаки через работы таких фигур, как Бхававивека ( . 500–578 ок Шантаракшита ), Джнянагарбха (700–760) и ( 725–788). Эти мыслители пытались перенять логические и эпистемологические идеи Диннаги и Дхармакирти, чтобы защитить догмы школы Мадхьямаки.
Традиция логики и эпистемологии Дигнаги продолжилась в Тибете , где она была расширена такими мыслителями, как Ча-ба (1182–1251) и Сакья Пандита (1182–1251).
Дигнага также оказал влияние на небуддийских санскритских мыслителей. По мнению Лоуренса Дж. МакКри и Паримала Дж. Патила, Дигнага положил начало «эпистемическому повороту» в индийской философии. После Дигнаги от большинства индийских философов теперь ожидалось, что они будут защищать свои взгляды, используя полностью развитую эпистемологическую теорию (которую им также приходилось защищать). [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чжэн Вэй-хун; Дигнага и Дхармакирти: две вершины индийской буддийской логики. Научно-исследовательский институт китайской классики; Фуданьский университет; Шанхай, Китай
- ^ Дрейфус, Жорж Б.Дж. Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации , Suny, 1997, стр. 15-16.
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Дэн. Философские труды и влияние Дигнаги и Дхармакирти, http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780195393521/obo-9780195393521-0085.xml
- ^ Данн, Джон. «Дигнага» в Басвелле (ред.) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУДДИЗМА. Том первый AL
- ^ Хейс (1982), с. ix.
- ^ Карр, Энди (2007). Созерцание реальности: Руководство для практикующего по взглядам в индо-тибетском буддизме . Публикации Шамбалы. п. 212. ИСБН 9781590304297 .
- ^ Хейс (1982), стр. 133.
- ^ Том Тиллеманс (2011), Дхармакирти , Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Jump up to: а б Хейс (1982), стр. 132.
- ^ Хейс (1982), стр. 134.
- ^ Хейс (1982), стр. 135.
- ^ Хейс (1982), стр. 138.
- ^ Хейс (1982), стр. 139.
- ^ Jump up to: а б Хейс (1982), стр. 143.
- ^ Jump up to: а б Хейс (1982), стр. 1.
- ^ Хейс (1982), стр. 132-33.
- ^ Хейс (1982), стр. 146, 153.
- ^ Хейс (1982), стр. 146, 167.
- ^ Хейс (1982), стр. 167.
- ^ Хейс (1982), стр. 27-28.
- ^ Хейс (1982), стр. 26.
- ^ Хейс, (1982), с. 6.
- ^ Хейс, (1982), с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Памио, Роберта. Сравнительное исследование буддизма и ньяи , 2021 г.
- ^ Эли Франко (2006). Новая эра в изучении буддийской философии, 34 (3), 221–227. doi:10.1007/s10781-005-5019-3
- ^ Jump up to: а б «ВОСТОК – Дигнага» . East.ikga.oeaw.ac.at. Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Эльчингер, «Дигнага» в 2019 г., Энциклопедия буддизма Брилла, том. II , «Жизни», изд. Джонатан Силк (главный), Ричард Боуринг, Винсент Эльчингер и Майкл Радич. Лейден/Бостон: Брилл, 179–185.
- ^ Jump up to: а б Хаттори, Масааки. 1968. Дигнага, О восприятии: быть Пратьякшапариччедой Праманасамуккая Дигнаги из санскритских фрагментов и тибетских версий, переведенных и аннотированных, стр. 6-11 HOS, Harvard Oriental Series 47. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б Вестерхофф, Январь (2018). Золотой век индийской буддийской философии, с. 217. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Тиллеманс, Том, «Дхармакирти», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), URL = < http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/dharmakiirti/ >.
- ^ Гарфилд, Джей Л; Эдельгласс, Уильям (редакторы) . Оксфордский справочник мировой философии , стр. 234.
- ^ Кластер передового опыта «Азия и Европа в глобальном контексте» Гейдельбергского университета, http://east.uni-hd.de/buddh/ind/7/16/. Архивировано 8 июля 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Лоуренс Дж. МакКри и Паримал Г. Патил. Буддийская философия языка в Индии: Джнянашримитра об исключении. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2010. стр. 5.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чу, Цзюньцзе (2006). О теории объекта познания Дигнаги, представленной в PS (V) 1 , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 29 (2), 211–254.
- Фраувальнер, Эрих, Дигнага, его творчество и его развитие. (Венский журнал познания Южной и Восточной Азии 2:83–164, 1959 г.)
- Хаттори Масааки, Дигнага, О восприятии, являющаяся Пратьякшапариччедой Праманасамуккая Дигнаги из санскритских фрагментов и тибетских версий (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1968)
- Хейс, Ричард, Дигнага об интерпретации знаков (Дордрехт: Reidel Publishing Company, 1982)
- Кацура Сёрю, Дигнага и Дхармакирти об апохе в Э. Штайнкельнере (ред.), Исследования буддийской эпистемологической традиции (Вена, Австрийская академия наук, 1991), стр. 129–146.
- Мукерджи, С. Буддийская философия универсального потока, изложение философии критического реализма, изложенное школой Дигнаги (Калькутта, 1935).
- Шастри, Н. Айясвами, Алламбанапарикша и Вритти Диннаги. Восстановлено с комментариями Дхармапалы на санскрите из тибетской и китайской версий и отредактировано английскими переводами и примечаниями с выдержками из комментария Винитадевы. (Мадрас: Библиотека Адьяра. 1942) [1]
- Туччи, Джузеппе, Ньяямукха Дигнаги, старейший буддийский текст по логике после китайских и тибетских материалов (Materialien zur Kunde des Buddhismus, 15 том, Гейдельберг, 1930)
- Видьябхусана, С.К. История индийской логики - древние, средневековые и современные школы (Калькутта, 1921)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Логика изобретения Дигнаги, Фолькер Пекхаус
- Видхабхушана, Сатис Чандра (1907). История средневековой школы индийской логики. Калькуттский университет.
- Атомщики
- Индийские философы VI века
- Буддизм среди тамилов
- Буддийская логика
- Буддийские писатели
- Идеалисты
- Индийские буддийские монахи
- Индийские логики
- Индийские учёные буддизма
- Йогачара
- Индийские философы V века
- Индийские математики VI века
- Индийские математики V века
- Индийские писатели VI века.
- Буддийские монахи из района Канчипурам
- Люди Паллавы