Майтрейя-натха
Майтрейя-натха (ок. 270–350 гг. н. э.) — это имя, которое впервые использовали буддийские учёные Эрих Фраувальнер , Джузеппе Туччи и Хакудзю Уи , чтобы отличить одного из трёх основателей школы Йогачара буддийской философии , наряду с Асангой и Васубандху. . [ 1 ] Некоторые ученые полагают, что Майтрейя — историческая личность в Индии, автор различных текстов по йогачаре. Сами традиции считают, что речь идет о бодхисаттве Майтрейе , будущем Будде .
Академические взгляды
[ редактировать ]Ученые разделились во мнениях, относится ли это имя к историческому учителю Асанги или к бодхисаттве Майтрейе. [ 2 ] Фраувальнер, Туччи и Уи предположили такую возможность, а Эрик Обермиллер и Федор Щербацкой усомнились в историчности этой фигуры. [ 3 ]
Современные ученые утверждают, что многие из различных текстов, традиционно приписываемых Майтрее (и предположительно открытых Асанге ), такие как Абхисамаяланкара и Ратнаготравибхага, на самом деле являются более поздними текстами, написанными после Асанги. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Однако некоторые ученые, такие как Гарет Спархам, используют имя Майтрейя для обозначения автора «трех текстов Майтрейи»: , которые , похоже , Махаянасутраламкары и комментариев к ней, Дхармадхарматавибхаги и Мадхьянтавибхаги написаны одним и тем же автором. [ 7 ] Пол Уильямс пишет, что «вполне возможно, что у этих трех других [текстов] действительно один автор», и цитирует Фраувальнер , которая также считала, что эти три текста похожи. [ 8 ] Марио Д'Амато датирует эти три текста «Майтрейи» фазой после завершения Бодхисаттвабхуми , но до составления Асанги Махаянасамграхи (которая цитирует Махаянасутраламкару как авторитетный текст). [ 9 ]
Традиционный вид
[ редактировать ]Сами буддийские традиции всегда считали, что Асанга получил тексты «Майтрейи» от бодхисаттвы непосредственно Майтрейи. Говорят, что Асанга провел много лет в интенсивной медитации, и в течение этого времени традиция гласит, что он часто посещал Тушиту, чтобы получить учения от Майтрейи. Говорят, что такие небеса, как Тушита, доступны посредством медитации . Сюаньцзан рассказывает об этих событиях: [ 10 ]
В огромной манговой роще в пяти или шести ли к юго-западу от города ( Айодхья ) находится старый монастырь, где Бодхисаттва Асанга получал наставления и руководил простыми людьми. Ночью он поднялся к месту Бодхисаттвы Майтрейи на небесах Тушита, чтобы изучить Йогачарабхуми-шастру , Махаяна-сутру-аланкара-шастру , Мадхьянта-вибхага-шастру и т. д.; Днем он читал лекции о чудесных принципах большой аудитории.
Путаница по поводу идеи «сверхъестественного» посещения небес может быть связана с незнанием учёными индийской концепции небес как доступных через самадхи . Другие продвинутые медитаторы записали похожий опыт посещения Небес Тушита ночью. [ 11 ] Одним из таких примеров является Ханьшань Дэцин во времена династии Мин . В своей автобиографии Ханьшань описывает дворец Майтрейи в Тушите и слушает лекцию, прочитанную Бодхисаттвой Майтрейей большой группе его учеников. [ 12 ]
Приписанные работы
[ редактировать ]Число приписываемых ему работ варьируется в зависимости от традиций тибетского буддизма и китайского буддизма . В тибетской традиции «пять дхарм Майтрейи» таковы:
- Йогачарабхуми шастра , энциклопедический и исчерпывающий текст школы Йогачара.
- Махаянасутраламкаракарика . , которая представляет путь Махаяны с точки зрения Йогачары
- Дхармадхарматавибхага , короткий труд по йогачаре, в котором обсуждаются различия и корреляция ( вибхага ) между явлениями ( дхармой ) и реальностью ( дхарматой )
- Мадхьянтавибхагакарика , 112 стихов , которые являются ключевым трудом в философии йогачары.
- Абхисамаяланкара , в которой обобщаются сутры Праджняпарамиты , которые школа Мадхьямаки считает представляющими высшую истину.
- Ратнаготравибхага . , также известная как Уттаратантра шастра , сборник о природе будды литературы
Между тем китайская традиция утверждает, что пятью богооткровенными писаниями являются: Йогачарабхуми , Йогавибхага [ныне утраченная] , Махаянасутраламкарака , Мадхьянтавибхага и Ваджраччедикакавьякхья. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бытие как сознание: философия буддизма йогичара. Тола, Фернандо и Кармен Драгонетти. Мотилал Банарсидасс: 2004, стр. xv
- ^ La Vallée Poussin, Луи де, Абхидхармакосабхасьям , Том 1, стр. 15, английский перевод Лео М. Прудена, Asian Humanities Press, Беркли, Калифорния: 1991
- ^ Ашок Кумар Чаттерджи; Идеализм Йогачары, стр. 33.
- ^ Макранский, Джон Дж. Воплощение состояния Будды: источники разногласий в Индии и Тибете SUNY Press, 1997, стр. 187.
- ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины , Рутледж, 1989, стр. 103.
- ^ Д'амато, М. «Три природы, три стадии: интерпретация теории йогачара-тришвабхавы». Журнал индийской философии , том. 33, нет. 2, 2005, стр. 185–207. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/23497001. По состоянию на 16 февраля 2024 г.
- ^ Спархэм, Гарет. Океан красноречия: комментарий Цонкхапы к доктрине ума йогачара , стр. 5. SUNY Press, 1 января 1993 г.
- ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge, 2008, стр. 87
- ^ Д'амато, М. «Три природы, три стадии: интерпретация теории йогачара-тришвабхавы». Журнал индийской философии , том. 33, нет. 2, 2005, стр. 185–207. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/23497001. По состоянию на 16 февраля 2024 г.
- ^ Жунси, Ли. Великие летописи династии Тан в западных регионах. , Центр Нумата, Беркли, 1996, с. 153.
- ^ Сангхаракшита. Вечное наследие: введение в каноническую литературу буддизма , Windhorse Publications, Бирмингем, 2006, стр. 248
- ^ Преподобный Чуан Юань (Мин Чжэнь) Шакья (тр.). «Автобиография и изречения мастера Хань Шаня» .
- ^ Бруннхольцль, Карл , Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой, Shambhala Publications, 2015, стр. 81.