Ито Дзинсай

Ито Дзинсай ( 伊藤 仁斎 , 30 августа 1627, Киото , Япония — 5 апреля 1705, Киото) , также известный под псевдонимом Кейсай , — японский философ -конфуцианец . Он считается одним из самых влиятельных конфуцианских ученых Японии семнадцатого века и периода Токугава (1600–1868) в целом, его учение процветало, особенно в Киото и районе Кансай, в последние годы сёгуната Токугава.
Школа Дзинсая, известная как Когигаку, критиковала учение китайского философа династии Сун Чжу Си 朱熹 (1130–1200) и вместо этого защищала философское видение, основанное на понимании значений ключевых терминов в « Аналектах» и «Мэн-цзы» . Его школа считалась частью более крупного движения Когаку («древнее учение»), в которое входили более ранние ученые, такие как Ямага Соко 山鹿素行 (1622–1685), и более поздние мыслители, такие как Огю Сораи 荻生徂徠 (1666–1728). , Дзинсай никогда не упоминает Соко или его идеи, а собственные идеи Дзинсая Заявления философского значения подвергались резкой и систематической критике со стороны Сорай. Дзинсай как мыслитель, придерживающийся так называемого движения Когаку, лучше всего понимается с точки зрения его собственных взглядов. Он широко известен своим откровенным утверждением обоснованности человеческих эмоций. и его формулировка метафизики, подчеркивающая вездесущность и бесконечный творческий потенциал «единой порождающей силы» (яп.: ichigenki ), что указывает на его характер. Известный в широком мире восточноазиатской философии, труды Цзиньсая часто сравнивают с работами ученого династии Цин Дай Чжэня 戴震 (1724–1777), чья ключевая работа: Мэнцзы цзыи шучжэн ( «Значения философских терминов в « Аналектах» и «Мэн-цзы») очень похожи по теме и методу на опус Дзинсая, « Гомо дзиги» ( «Значения философских терминов в « Аналектах» и «Мэн-цзы»).
Жизнь
[ редактировать ]Дзинсай родился старшим сыном киотского купца Ито Рёсицу. Однако неясно, какой именно торговой деятельностью занималась семья. Он начал изучать китайский язык с раннего возраста и посвятил себя выражению Чжу Си неоконфуцианства династии Сун. В подростковом возрасте он продолжал изучать конфуцианство, просматривая старые книги, которые дядя оставил отцу. [ 1 ]
К десяти годам он учился у своего дяди, известного врача , который когда-то лечил императора Го-Ёдзэя . Он также, вероятно, учился у Мацунаги Сэкиго, неоконфуцианского ученого из Киото, который, в свою очередь, учился у Фудзивары Сейки. Учитывая характерную киотскую линию учения Дзинсая, есть веские причины интерпретировать его как выражение философского мира древней имперской столицы. [ 2 ]
Ито страдал от неизвестной болезни, когда ему было двадцать восемь лет, и оставил семейный бизнес своему младшему брату. После этого он стал затворником, изучая буддизм и даосизм . В это время у него появились первые сомнения по поводу философии Чжу Си, он даже сменил свой псевдоним, что свидетельствовало о его приверженности гуманности ( Цзинь ). [ 3 ]
Позже он основал частную школу Когидо в Киото в 1662 году. После смерти Дзинсая в 1705 году руководство Когидо взял на себя его сын Тогай (1670–1736). Когидо располагался на восточном берегу реки Хорикава, прямо напротив школы Ямадзаки Ансая . При жизни Ансай стал основным сторонником версии неоконфуцианской мысли Сун Чжу Си. Школа Дзинсая, напротив, предлагала последовательную критику идей Чжу Си. Особенно в Киото школа Дзинсая имела большой успех, привлекая три тысячи учеников самых разных классов и профессий. [ 4 ]
Учения
[ редактировать ]Дзинсай сформировал свое собственное понимание конфуцианской философии после того, как осознал, что спекулятивная философия Чжу Си непрактична в повседневной этике. Вместо этого он чувствовал, что можно изучить путь мудрецов, понимая значения слов в « Аналектах» и «Мэн-цзы» , двух из четырех книг , которые философия Чжу Си возвела почти до канонического статуса в широкой области восточноазиатского конфуцианства. . Две другие из четырех книг, «Учение о среднем» и «Великое учение» , первоначально были главами из «Книги обрядов» (кит. Лицзи), которую Чэн И и Чжу Си рассматривали как отдельные тома со значительными поправками. . Именно на основе последних двух сочинений Чжу Си сформулировал некоторые из своих наиболее характерных неоконфуцианских идей. В ответ на текстовые изменения Чжу Си Цзиньсай весьма своеобразно заявил, что «Великое учение не было сохранившимся произведением конфуцианской школы», не просто отвергая утверждения Чжу Си по конкретным вопросам, но и в общей манере. отвергая текст как «неконфуцианский» во всех существенных отношениях. Вместо «Великое учение» , подход Дзинсая заключался в том, чтобы сосредоточиться на объяснении значений философских терминов, обсуждаемых в « Аналектах» и « Мэн-цзы» . Подход Дзинсая к конфуцианской науке сегодня известен как когигаку, или «изучение древних смыслов». Этот подход был подхвачен более поздними учёными-конфуцианцами, в частности Огю Сорай . [ 4 ]
Во многом Дзинсай можно рассматривать как продвигающего неоконфуцианский проект, который Чжу Си, его главный философский противник, так эффективно и убедительно отстаивал. Например, наиболее полный философский текст Дзинсая, « Гомо дзиги» ( «Значения философских терминов в « Аналектах» и Мэн-цзы»), был впервые записан, когда Дзинсай читал серию лекций по 陳北溪 (1156–1223) Чэнь Бэйси «Синли цзыи 性理字義». ( Значения неоконфуцианства Философские термины ). Большая часть философской структуры « Гомо джиги » Дзинсая , а также его методология концептуального разъяснения и анализа явно заимствованы из работ Бэйси. Эти два текста даже имеют общие элементы в своих названиях: джиги и цзыи 字義 (японский: джиги ) написаны одними и теми же символами, что соответствует значению слов. Однако в обоих случаях слова, которые обсуждались и определялись, были чисто философскими терминами, такими как тэндо (небесный путь), тэнмэй (небесный указ), мичи (путь), сэй (человеческая природа), кокоро (ум и сердце), котовари (принцип), кисин (призраки и духи) и многие другие.
Дзинсай часто называют аполитичным философом. Однако Гомо-джиги можно легко рассматривать как по своей сути политический текст, определяющий сами философские основы идеального политического порядка. В «Аналектах », 13/3, Конфуций на вопрос ученика, что бы он сделал, если бы получил политическую власть, ответил, что «исправит условия» ( чжэн мин ). Когда его ученик ответил с недоумением, Конфуций объяснил, что если слова будут использоваться неправильно, то, по сути, будет мало надежды на порядок в государстве. По этой причине, добавил Конфуций, принц всегда осторожен в использовании слов. Проект Дзинсая по правильному определению философских терминов во многом является более поздним выражением взглядов Конфуция о том, что для эффективного управления необходимо обеспечить правильное понимание и использование слов. Если этого не сделать, то все будет потеряно.
У Дзинсая было несколько фундаментальных философских разногласий с Чжу Си, главным интерпретатором конфуцианской мысли со времен поздней династии Сун. Во-первых, Чжу Си утверждал, что человеческая природа по своей сути хороша. Дзинсай не согласился и вместо этого заявил, что у него есть потенциал стать хорошим, но только посредством ежедневной практики и поступков можно реализовать этот потенциал. Кроме того, он отверг дуализм рационального принципа ( ли ) и материальной силы ( ци ), предложенный конфуцианством Сун, полагая, что только материальная сила привела к созданию жизни и всего сущего.
Более того, Чжу Си соединил небесный путь ( тендо ) с человеческим путем ( джиндо ) посредством рационального принципа. Дзинсай, с другой стороны, считал, что путь ( мичи ) встроен в обыденность и повседневную жизнь, а не заключен в каком-то возвышенном плане, как предполагал Чжу. Для Дзинсая центральным вопросом было то, как следует вести себя в повседневной жизни. Чжу Си утверждал, что все люди рождаются с «изначальной человеческой природой» ( сэй ), которая по своей природе хороша. Дзинсай, однако, отверг это.
Вместо существенной доброты человеческой природы Дзинсай подчеркивал естественные человеческие эмоции ( ниндзё ), которые он обнаруживал в повседневной жизни. Отсюда вытекало значение, которое придавалось поэзии, позволяющей выражать человеческие эмоции. Он считал, что это обеспечивает необходимое высвобождение эмоций и желаний. Сун Конфуцианство, по его мнению, слишком сильно пропагандировало серьезность и сдержанность человеческой натуры. [ 3 ] Его поддержка литературы даже привела к тому, что Когидо привлек некоторых студентов, которые больше интересовались китайской поэзией, чем его конфуцианским учением. [ 4 ]
Хотя Дзинсая часто объединяли с конфуцианским ученым Эдо Огю Сорай как сторонником древнего движения обучения, самым резким критиком Дзинсая был никто иной, как Сорай. В письме, написанном Дзинсаю, Сорай вначале выразил восхищение киотским философом и интерес к его философии, прочитав пиратское издание « Гомо джиги » Дзинсая , опубликованное задолго до того, как Дзинсай был готов к его выпуску в окончательной форме. Дзинсай так и не ответил Сораю, видимо, глубоко ранив его гордость. Что бы Сорай ни думал о молчании Дзинсая, ясно, что в более поздних произведениях Сораи, в частности в « Бендо и Бэммэй» (1728), Сорай не согласен с Дзинсаем почти по всем пунктам, часто резко критикуя его, поскольку, по сути, он не отличается от других в философских вопросах. доктрину, чем мыслитель, которого он предположительно критиковал, Чжу Си.
В более поздних трудах Кайтокудо, торговой академии, базирующейся в Осаке, Дзинсай нашел ряд защитников, которые ответили на критику Сораи серией резких ответов на собственные философские утверждения Сораи.
Работает
[ редактировать ]- Гомо дзиги 1705 г. ( Значение слов в Аналектах и Мэн-цзы ).
- Додзимон 1705 ( Вопросы детей ).
- Дайгаку тейхон 1705 ( Устоявшийся текст Великого учения).
- Хакусимондзю 1704 ( Постскриптумы к собранию сочинений Бо Цзюйи ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ямасита, Самуэль Хидео. (1983). «Ранняя жизнь и мысли Ито Дзинсая», в Гарвардском журнале азиатских исследований. 43:2, стр. 455-457.
- ^ Такер, Джон Аллен. (1998). Гомо дзиги Ито Дзинсая и философское определение Японии раннего Нового времени . стр. 29-52
- ^ Jump up to: а б Де Бари, Уильям и др. (2005). Источники японской традиции: Том 2, 1600–2000 гг ., стр. 206–207.
- ^ Jump up to: а б с Ширане, Харуо. (2006). Ранняя современная японская литература: антология, 1600-1900. п. 362.
Ссылки
[ редактировать ]- Чан, Винг-цит, переводчик. Объяснение неоконфуцианских терминов: «Пей-хис цзы-и» Чэнь Чуня , 1159–1223 гг. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1986. ISBN 978-0-231-06384-5
- Де Бари, Уильям Теодор , Артур Э. Тидеманн и Кэрол Глюк . (2005). Источники японской традиции: с 1600 по 2000 годы. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-12984-X
- Наджита, Тецуо . (1987). Видения добродетели в Токугаве, Япония: Торговая академия Кайтокудо в Осаке . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Ширане, Харуо. (2006). Японская литература раннего Нового времени. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10990-3
- Спа, Джозеф Джон. (1967). Ито Дзинсай: философ, педагог и китаевед периода Токугава . Бэйпин: Католический университет Пекина, 1948. Нью-Йорк, Paragon Book Reprint Corp., 1967.
- Такер, Джон Аллен (1998). Гомо дзиги Ито Дзинсая и философское определение Японии раннего Нового времени . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1998. ISBN 978-90-04-10992-6
- Такер, Джон А. (2006). Шедевры философии Огю Сораи: Бендо и Бенмей. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2951-3
- Ямасита, Сэмюэл Хидео (1983). «Ранняя жизнь и мысли Ито Дзинсая», в Гарвардском журнале азиатских исследований. 43 (2): 455–7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт Восточной Азии, Кембриджский университет : дополнительная литература/библиография.