Огю Сорай
Огю Сорай | |
---|---|
Сорай Огю | |
![]() Огю Сорай из японской книги «Статуя мудреца». | |
Рожденный | |
Умер | 28 февраля 1728 г. Эдо , Япония | (61 год)
Национальность | японский |
Род занятий | Историк, филолог, философ, переводчик |
Огю Сорай ( 荻生 徂徠 , 21 марта 1666 — 28 февраля 1728) , псевдоним Буцу Сорай , был японским историком, филологом, философом и переводчиком. Его называют самым влиятельным ученым такого рода в Японии периода Эдо . Его основной областью исследований было применение учения конфуцианства к управлению и общественному порядку. Он отреагировал на современные экономические и политические неудачи сёгуната Токугава , а также на культуру меркантилизма и доминирование старых институтов, которые ослабели из-за расточительности. Сорай отверг морализм неоконфуцианства и вместо этого обратился к древним произведениям. Он утверждал, что важно позволять эмоциям выражаться, и по этой причине развивал китайскую литературу в Японии. Сорай привлек большое количество последователей своим учением и создал школу Сорай, которая стала влиятельной силой в дальнейшем конфуцианстве в Японии.
Биография
[ редактировать ]
Сорай родился в Эдо и был вторым сыном самурая , который служил личным врачом Токугавы Цунаёси , который в то время был даймё области Татэбаяси . В раннем возрасте Сорай изучал Чжу Си версию неоконфуцианства под руководством Хаяси Гахо и Хаяси Хоко ; однако его отец был сослан в 1679 году в сельскую деревню, которая сейчас называется Мобара, Тиба, после того, как рассердил Цунаёси. В этой деревенской обстановке он продолжал самостоятельно изучать основные китайские классические произведения, а также японские и буддийские тексты в течение следующих 13 лет, что легло в основу его более поздней философии. В 1692 году отец Сораи был помилован, и семья вернулась в Эдо. Сорай открыл школу возле храма Зодзё-дзи для преподавания китайской классической литературы, а в 1696 году получил должность на службе у Янагисавы Ёсиясу , старшего советника ныне сёгуна Токугавы Цунаёси. Сорай был назначен служить Янагисаве в его владениях Кавагоэ . Позже ему был предоставлен доход в размере 500 коку , и его направили в резиденцию Ёсиясу в Эдо, где он давал советы по политическим вопросам. Одна из этих проблем касалась Вендетта Ако, в которой Сорок семь ронинов отомстили за своего павшего господина, убив Киру Ёсинаку в 1702 году. В то время как Муро Кюсо , Хаяси Хоко и другие хвалили действия ронинов за их лояльность, Сораи занял противоположную позицию и утверждал, что их следует заставить совершать сэппуку , ибо независимо от «праведности» своих действий и вес общественного мнения, тот факт, что они совершили тяжкое преступление, неоспорим, а верховенство закона должно быть беспристрастным.
В 1705 году Ёсиясу стал даймё домена Кофу . Сорай остался в Эдо, но посетил провинцию Кай в 1706 году по приказу Ёсиясу и написал путевой отчет о путешествии. В 1709 году, после смерти Токигавы Цунаёси, Янагисава Ёсиясу впал в немилость, и Сорай оставил свою службу и переехал в Нихонбаши. , где он открыл частную школу Кененджуку . Постепенно он отвернулся от учения Чжу Си. развивать свою собственную философию и школу. [ 1 ]
В 1722 году Сорай попросили вернуться на государственную должность под началом 8-го сёгуна Токугавы Ёсимунэ , но он отказался. Он продолжал преподавать до своей смерти в 1728 году. Его могила находится в храме Тёсё-дзи в Мита, Минато, Токио ( 35 ° 38'38,4 "N 139 ° 44'16,2" E / 35,644000 ° N 139,737833 ° E ). Надгробие имеет надпись « Сораи-моно сэнсэй но хака» ( 徂徠物先生之墓 ) спереди и надпись сзади, в которой говорится, что эпитафия была написана Хондой Таданори и написана известным каллиграфом Мацусита Усеки. В 1949 году гробница была признана Национальным историческим памятником . [ 2 ]
Учения
[ редактировать ]Сорай написал несколько влиятельных работ, в которых определил две фундаментальные слабости философии неоконфуцианства. Первый был в системе доменов бакуфу , которая к восемнадцатому веку оказалась в беде. В результате он сомневался, достаточно ли полагаться на обнаружение этического блага человека. Таким образом, он утверждал, что политический кризис того времени требовал большего, чем просто совершенствование морального облика. Более того, он считал, что древние китайские цари-мудрецы заботились не только о морали, но и о самом правительстве. Его второе несогласие с неоконфуцианством заключалось в том, что он считал, что слишком большой акцент на морали подавляет человеческую природу, основанную на человеческих эмоциях.
Однако эти слабости, по его мнению, проистекали не из-за недостатков самого конфуцианства, а, скорее, из-за неправильного прочтения классических произведений « Четырех книг» и « Пяти классиков» неоконфуцианцами , которые, как он настаивал, «не знали старых слов». Сорай вернулся к древним трудам в поисках более надежных знаний, заявив: «Высшая форма научного знания - это история». Для него эти исторические труды были основным источником даже постоянно меняющегося настоящего. Сорай считал, что изучение философии начинается с изучения языка. В этом на него сильно повлияла древней риторики школа периода Мин , которая была неоклассическим движением, которое рассматривало периоды Цинь и Хань как модель для прозы, а период Тан для поэзии. Школа Сорай представила в Японии «Избранные из поэзии Тан» — произведение, которое, как полагают, редактировал Ли Паньлун ( 李攀竜 1514–1570), основатель школы древней риторики, где оно стало очень популярным. В результате его школа сегодня иногда также известна как Древняя Риторика ( кобундзи 古文辞 ) школа. Однако оно отличалось тем, что он рассматривал это в основном как средство доступа к Пяти классическим произведениям. Он также обвинил бы других конфуцианцев в Японии, таких как Хаяси Разан , в том, что они слишком сильно полагаются на источники Сун , такие как Чжу Си. [ 3 ]
Сорай отличался от неоконфуцианских точек зрения и в других аспектах. Во-первых, Путь не был предопределенным принципом вселенной, а скорее установлением людей, древних мудрецов, которые описали его в классических конфуцианских трудах. Эти работы предусматривали Путь, который был разделен на обряды ( рей 礼 ) и музыку ( гаку 楽 ). Первое давало общественный порядок, а второе вдохновляло сердце. При этом он напрямую допускал поток человеческих эмоций, что отрицается моралистической философией конфуцианства Сун. Сорай утверждал обратное, позволяя человеку обогатиться через музыку и поэзию. В результате его учения о акценте на литературу как фундаментальную форму человеческого самовыражения китайское письмо начало процветать в Японии, став общепринятым художественным занятием. Таким образом, его школа выпустила несколько таких великих писателей китайского сочинения того времени. [ 1 ]
Кроме того, Сорай был сторонником класса самураев . Институты, которые когда-то находились под сильным руководством, позже придут в упадок, и более способные люди с меньшей вероятностью придут к власти. Он считал, что самураи лучше всего способны преодолеть эту проблему с помощью системы наград и наказаний. В то время он также видел проблемы с торговым классом, который обвинял в сговоре с целью установления цен. Однако он не был большим сторонником низших классов. Он утверждал: «Какую ценность может иметь для простых людей то, что они выходят за рамки своего должного положения в жизни и изучают такие книги [например, конфуцианскую классику]?» [ 4 ]
Некоторые более поздние ученые раскритиковали его работу и сочли его учение непрактичным. Гой Раншу считал, что Сорай был мотивирован превзойти Ито Дзинсая , другого конфуцианца, оказавшего на него большое влияние, и что по этой причине Сорай довел свои аргументы до уровня абсурда. Если бы какое-либо из его учений было действительно реализовано, Гои чувствовал, что это нанесло бы серьезный ущерб моральной философии . [ 5 ] Другим более поздним ученым, критиковавшим учение Огю, был Накаи Чикудзан , который также был знаком с оппозицией Гоя Огю Сораи. Гой выразил свое несогласие с Сорай в своем эссе Hi-Butsu hen , которое было написано в 1730-х годах, но опубликовано только в 1766 году под редакцией Тикудзана и его брата. Позже Накаи написал свое собственное, очень эмоциональное опровержение убеждений Огю в своей работе «Хи-Чо» (1785), в которой он отверг идею о том, что люди не могут улучшить себя посредством морального выбора. Более того, он утверждал, что люди способны судить, были ли внешние идеи и действия истинными и справедливыми или нет. Отрицание этой морали, по его мнению, оставило бы лишь «обряды и правила», которым нужно было бы следовать. [ 6 ]
Учение Мастера Сораи
[ редактировать ]Учения Мастера Сораи — это запись его учения и обмена мнениями со своими учениками. Текст был отредактирован его собственными учениками и содержал их вопросы, а затем ответы на них. Работа не была выпущена до 1724 года, но, как полагают, на самом деле ее действие произошло около 1720 года. В ней он подчеркивает, что литература не столько предназначена для целей обучения морали или управлению, сколько, скорее, она просто обеспечивает поток человеческих знаний. эмоции. Отсюда, по его мнению, можно найти ответы на предыдущие темы. [ 1 ] Хотя Огю стремился переопределить источники легитимности Токугава, его целью явно было укрепление авторитета сёгуната Токугава. [ 7 ]
Экономический вклад
[ редактировать ]Хотя Сорай был наиболее известен как учитель конфуцианства, его также призвали найти ответы на некоторые проблемы растущей экономики, наиболее заметной из которых был рост инфляции и цен, который начался после обесценивания монет в 1695 году. Сёгунат Токугава провел в общей сложности 12 перечеканок в период с 1695 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году, обесценив валюту . попытка удовлетворить растущий спрос на деньги, поскольку коммерческая экономика быстро росла. Попытка подавить инфляцию и высокие цены была предпринята в 1714 году, когда правительство перечеканило монеты, пытаясь уменьшить количество золота в обращении. Однако это усугубило проблему, поскольку старые монеты оставались в обращении наряду с вновь отчеканенными монетами. В ответ на валютные реформы Сорай отметил, что принятая денежно-кредитная политика провалилась, поскольку она стала лишь одной из причин высоких цен и инфляции. Сорай понял, что для решения проблемы необходимо учитывать нечто большее, чем просто финансовое влияние. Он отметил, что, поскольку крупные города, такие как Эдо, стали центрами крупных рынков, в окончательных ценах необходимо учитывать стоимость тарифов и транспортных расходов из отдаленных провинций, а также стоимость земли и жилья в городах. Кроме того, произошел разрушение традиционных классовых различий: простолюдины смогли покупать товары, которые когда-то предназначались для высших классов, что привело к росту цен. Наконец, он отметил, что по мере роста власти торгового класса он начал вступать в сговор и устанавливать цены выше обычных. Именно все эти факторы вместе, в дополнение к денежному влиянию, привели к тому, что богатство и власть перешли от сёгуна в руки торговцев, что привело к обесцениванию монет, что привело к инфляции и непомерным ценам. [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]- Правила обучения ( Гакусоку , 1715 г.)
- Отличая путь ( Бендо , 1717)
- Учение мастера Сораи ( Сорай сэнсэй томонсё , 1724 г.)
Ему также приписывают изобретение ко сёги , большого варианта сёги , датируемого до 1694 года.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с Ширане, Харуо. (2006). Японская литература раннего Нового времени, стр. 367-8.
- ^ «Гробница Огю Сорай» (на японском языке ) .
- ^ Тотман, Конрад, (1982). Япония до Перри, с. 155.
- ^ Тотман, стр. 181-183.
- ^ Наджита, Тецуо (1998). Видения добродетели в Токугаве, Япония, стр. 130.
- ^ Наджита, стр. 161-163.
- ^ Такер, Дж., изд. (2006) Философские шедевры Огю Сораи . стр. 12–13, 48–51.
- ^ Моррис-Сузуки, (1989). История японской экономической мысли, стр. 16-20.
Библиография
[ редактировать ]- Наджита, Тецуо. (1998). Видения добродетели в Токугаве, Япония. Гонолулу: Издательство Гавайского университета . ISBN 0-8248-1991-8
- Ширане, Харуо. (2006). Японская литература раннего Нового времени. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-10990-3
- Тотман, Конрад. (1982). Япония до Перри. Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-04134-8
- Такер, Дж., изд. (2006). Философские шедевры Огю Сораи: Бендо и Бенмей (Азиатские взаимодействия и сравнения) . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2951-3
- Ямасита, Самуэль Хидео. (1994). Ответы Мастера Сораи: аннотированный перевод Сорай-сенсея Томонсё. Гонолулу: Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-1570-7
- Перевод некоторых глав книги Огю Сораи «О различении имен».
- Моррис-Сузуки, Тесса. (1989). История японской экономической мысли. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-07168-2
- 1666 рождений
- 1728 смертей
- Японские историки XVII века
- Японские философы 17 века.
- Японские историки XVIII века
- Японские философы XVIII века
- Японские переводчики XVIII века
- Советники сёгунов Токугава
- Изобретатели шахматных вариантов
- Конфуцианство в Японии
- Японские конфуцианцы
- японские филологи
- Японские писатели периода Эдо
- Конфуцианцы XVIII века