Тьягараджа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2019 г. ) |
садгуру Тьягараджа | |
---|---|
Рожденный | Какарла Тьягабрахмам 4 мая 1767 г. |
Умер | 6 января 1847 г. | (79 лет)
Место отдыха | Тирувайяру , округ Танджавур , Тамил Наду , Индия |
Занятие | Карнатик композитор |
Веб-сайт | Тирувайярутьягараджаарадхана |
Садгуру Тьягараджа Свами ( телугу : సద్గురు త్యాగరాజ స్వామి) (4 мая 1767 – 6 января 1847), также известный как Тьягайя, и полностью как Какарла Тьягабрахмам , был святым композитором и автором карнатической музыки , формы индийской классической музыки . Тьягараджа и его современники Шьяма Шастри и Мутхусвами Дикшитар считаются Троицей карнатической музыки . Тьягараджа написал тысячи религиозных сочинений, большинство из которых на телугу , восхваляющих Раму , многие из которых остаются популярными и сегодня. Однако в моде только 720 из них. Особого упоминания заслуживают пять его композиций под названием « Панчаратна Критис» ( в переводе «пять драгоценностей»), которые часто исполняются в программах в его честь. Тьягараджа сочинил Утсава Сампрадая Критис ( перевод « Праздничные ритуальные композиции»), которые часто поются для сопровождения храмовых ритуалов, и Дивья Нама Санкиртана ( перевод « Композиции Божественных имен»), которые поются в рамках концертов и в повседневной жизни.
Тьягараджа пережил правление четырех королей династии маратхов - Туладжи II (1763–1787), Амарасимхи (1787–1798), Серфоджи II (1798–1832) и Шиваджи II (1832–1855). [3] хотя он не служил ни одному из них.
Личная жизнь и предыстория
[ редактировать ]Тьягараджа родился Какарла Тьягабрахмам в 1767 году. [Примечание 1] телугу Вайдики семье Мулаканаду брамина [4] [5] в Тируваруре в современном районе Тируварур штата Тамил Наду . Существует школа мысли, возглавляемая музыковедом Б. М. Сундарамом, которая оспаривает это и предлагает Тирувайяру местом своего рождения. Он известный музыкант, и его фамилия «Какарла» указывает на то, что изначально они были мигрантами из одноименной деревни в Кумбум- Талук района Пракасам , штат Андхра-Прадеш . Его семья принадлежала к традиции Смарта и Бхарадваджа- готры . Тьягараджа был третьим сыном его родителей, а Панчанада Брахман и Панчапакеша Брахман — его старшими братьями. Его назвали Тьягабрахман/Тьягараджа в честь Тьягараджи , главного божества храма в Тируваруре, месте его рождения. Дядей по материнской линии Тьягараджи был Гирираджа Кави . Гирираджа Кави был поэтом и музыкантом. Гирираджа родился в деревне Какарла, Кумбум Талук в районе Пракасам , штат Андхра-Прадеш. [6] Считается, что он принадлежал к секте Касаланаду. Деда Тьягараджи по материнской линии звали Калахастайя, но его часто называли Вина Калахастайя, поскольку он был известным игроком на вине . Тьягараджа научился играть на вине в детстве в Калахастайе. После смерти Калахастайи Тьягараджа нашел «Нарадиям» , книгу, посвященную музыке. [7] [8] [9] Тьягараджа-герой поклонялся небесному мудрецу Нараде ; ссылкой на это является Критхи Вара Нарада Тьягараджи (рага Виджаяшри, Ади тахам). Легенда гласит, что отшельник научил его мантре, призывающей Нараду, и Тьягараджа, медитируя на эту мантру, получил видение Нарады и был благословлен книгой Сварарнавам мудрецом . В свои последние дни Тьягараджа принял обет санньясы . [10] [9]
Шри Тьягараджа обрел сиддхи в день Пушья Бахула Панчами, 6 января 1847 года, в возрасте 79 лет, на следующий день после того, как он был посвящен в Адвайта Дасанами саньяси . Его последней композицией перед сиддхи была Гирипай Нелаконна (рага Сахана, Ади талам). [5] его похоронили на берегу реки Кавери в Тирувайару . На следующий день [11]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Тьягараджа начал свое музыкальное обучение в раннем возрасте у Сонти Венката Раманайи, ученого-музыканта, после того, как последний услышал его пение и был впечатлен вундеркиндом . Тьягараджа считал музыку способом испытать любовь Бога. Его композиции были сосредоточены на выражении, а не на технических особенностях классической музыки. Он также проявил талант к сочинению музыки и, будучи подростком, сочинил свою первую песню «Намо Намо Рагхавайя» в рагаме Десика Тоди и начертал ее на стенах дома. Его сочинения в основном носят религиозный ( бхакти ) или философский характер. В его песнях он обычно присутствует либо в обращении к своему божеству поклонения (в первую очередь, к Аватару Раме ), либо в размышлениях, повествованиях, либо в послании публике. Он также сочинил крити во славу Кришны, Шивы, Шакти, Ганеши, Муруга, Сарасвати и Ханумана. [12]
Сонти Венкатараманайя сообщил королю Танджавура о гении Тьягараджи. Царь отправил приглашение вместе со многими богатыми подарками, приглашая Тьягараджа присутствовать при царском дворе. Тьягараджа, однако, не был склонен к карьере при дворе и категорически отверг приглашение. Говорят, что по этому случаю он сочинил Крити Нидхи Чала Сукхама (నిధి చాల సుఖమా) ( перевод: «Приносит ли богатство счастье?»). [13] [14] Большую часть времени он проводил в Тирувайяру, хотя есть записи о его паломничествах в Тирумалу и Канчипурам. Когда он был в Канчипураме , он встретил Упанишада Брахмайогина в Брахмендрале Матте в Канчипураме. [15] [16]
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Тьягараджа, который был погружен в свою преданность Раме и вел спартанский образ жизни, не предпринял никаких шагов для систематической систематизации своего обширного музыкального творчества. Рангарамануджа Айенгар, ведущий исследователь карнатической музыки, в своей работе «Крити Манималаи » описал ситуацию, сложившуюся на момент смерти Тьягараджи. Говорят, что большая часть его несравненного музыкального творчества была потеряна для мира из-за природных и техногенных катастроф. Обычно Тьягараджа пел свои композиции, сидя перед проявлением божества Господа Рамы, а его ученики записывали детали его композиций на пальмовых листьях. После его смерти они оказались в руках его учеников, а затем семей, произошедших от учеников. Полного издания песен Тьягараджи не существовало. [ нужна ссылка ]
Песни, которые он сочинял на чистом телугу, пользовались широкой популярностью из-за легкости, с которой их можно было петь в те дни. Музыкальные эксперты, такие как Канчипурам Наяна Пиллаи, Симижи Сундарам Айер и Винай Дханаммал, увидели безграничные возможности для творческой музыки, присущие его композициям, и систематически записывали доступные им песни. Впоследствии такие исследователи, как К.В. Шриниваса Айенгар и Рангарамануджа Айенгар, приложили огромные усилия, чтобы связаться с различными учителями и семьями, у которых были пальмовые листья. К.В. Шриниваса Айенгар опубликовал Ади Сангиту Ратнавали и Ади Тьягараджа Хридаяма в трех томах. Рангарамануджа Айенгар опубликовал «Крити Мани Малай» в двух томах. [ нужна ссылка ] Он также сочинял песни на санскрите. [17]
Более того, Мусири Субрамания Айер, старейшина Бхава Сангитам, имел в своей библиотеке обширную коллекцию книг. Т. К. Говинда Рао, его ученик, выпустил томик песен Тьягараджи на английском языке и шрифтом деванагари . Т.С. Партхасарати, ведущий исследователь Тьягараджи, опубликовал текст и значение песен Тьягараджи. Есть также много менее полных публикаций на телугу.
Из 24 000 песен, предположительно написанных им, осталось около 720; однако ученые скептически относятся к таким цифрам, поскольку нет никаких биографических доказательств, подтверждающих такие утверждения. [18] Помимо почти 720 композиций (критис), Тьягараджа написал две музыкальные пьесы на телугу: « Прагалада Бхакти Виджаям» и «Наука Чаритам» . Прахлада Бхакти Виджаям состоит из пяти актов с 45 крити в 28 рагах и 138 стихах разных размеров на телугу. «Наука Чаритам» - это более короткая одноактная пьеса с 21 крити, состоящая из 13 раг и 43 стихов. Последняя является самой популярной из опер Тьягараджи, является творением собственного воображения композитора и не имеет основы в « Бхагавата-пуране» . Тьягараджа также сочинил ряд простых религиозных пьес, подходящих для хорового пения. [19] [20]
Индийский музыкальный критик XX века К.В. Рамачандран писал: «Тьягараджа — неутомимый интерпретатор прошлого... но если одним глазом он смотрит назад, то другим он смотрит также вперед. Подобно Праджапати , он создает свои собственные средства массовой информации и обожает своего Раму не только недавно созданными словами-драгоценностями, но и вновь созданной музыкой, подобной драгоценностям. Именно эта грань Тьягараджи отличает его от его прославленных современников». [ нужна ссылка ] Другими словами, в то время как современники Тьягараджи были в первую очередь озабочены донесением до публики музыки прошлого, Тьягараджа в то же время был пионером новых музыкальных концепций. [ нужна ссылка ] [21]
Воспоминание
[ редактировать ]Тьягараджа Арадхана , памятный музыкальный фестиваль, проводится каждый год в Тирувайару в Танджавур районе штата Тамил Наду с января по февраль в честь Тьягараджи. Это недельный музыкальный фестиваль, на котором у места его отдыха собираются различные музыканты Карнатика со всего мира. На Пушья Бахула Панчами, [Примечание 2] тысячи людей и сотни карнатических музыкантов поют пять Панчаратна Крити в унисон под аккомпанемент большого количества аккомпаниаторов на винах , скрипках, флейтах , надашварамах , мридангамах и гхатахах . [22]
спортивный комплекс в Нью-Дели — Thyagaraj Sports Complex Его именем назван . Кратер был на планете Меркурий назван в честь Тьягараджи в 1976 году. [23]
В популярной культуре
[ редактировать ]Фильмы о Тьягарадже (биографические)
[ редактировать ]Помимо упоминаний о его произведениях, в которых киртаны использовались в качестве песен, о его жизни было снято два фильма. В. Нагайя в 1946 году снял биографический эпос о Тьягарадже под названием «Тьягайя» , который до сих пор считается шедевром телугуского кино . В 1981 году Бапу-Рамана снял фильм «Тьягайя» с Дж. В. Сомаяджулу в главной роли. предпринимает еще одну попытку Сингитам Шриниваса Рао изобразить жизнь Тьягараджи. Помимо этого, Бомбей Гнанам снял короткометражный фильм, известный как Эндаро Маханубавулу, о Тьягарадже. Короткометражный фильм был выпущен 27 февраля 2021 года на 174-м фестивале Тьягараджа Арадхана. [24]
Рага на Тьягарадже (Музыкальная гамма)
[ редактировать ]Карнатик крити «Шри Рамачандрам Бхаджами» в раге « Шри Тьягараджа », созданной и составленной Махешем Махадевом названной в честь святого Тьягараджа. [25] в исполнении Приядаршини [26] был выпущен 10 января 2023 года в Шри Тьягараджа Самадхи во время 176-го Тьягараджа Арадхана . фестиваля [27] [28]
Композиции
[ редактировать ]Термин Панчаратна на санскрите означает «пять драгоценностей»: Панчаратны известны как пять лучших драгоценностей карнатической музыки. Все Панчаратны установлены на ади талам . Что касается Панчаратн, то устойчивый текст был передан более ранними музыкантами до наших дней. Все сочинения Тьягараджи указывают путь систематического развития соответствующих раг. В Панчаратнах Тьягараджа предлагает параметры систематического и научного развития раги. Двумя фундаментальными условиями, которые должны быть удовлетворены для систематического развития раг, являются расположение свар в естественном порядке ароханам и авароханам раг так, чтобы удовлетворить здравым принципам гармонии и непрерывности. Панчаратны удовлетворяют этим научным принципам. Панчаратны составлены в совершенных сарвалаху сварах. [29]
- Первая Панчаратна-крити — это Джагаданандакарака, воспетая в раге Ната. Оно составлено на санскрите. Он восхваляет Раму как источник всей радости во вселенной. Изначально в песне было всего шесть чаранамов. Когда ученики просмотрели песню, она содержала девяносто имен Рамы на санскрите. Ученики попросили Тьягараджа немного расширить песню, добавив две чараны, содержащие еще восемнадцать имен Рамы. Святой выполнил просьбу учеников, и именно поэтому песня «Джагаданандакарака» содержит три мудры, содержащие имя Тьягараджа, в то время как остальные четыре песни содержат только одну мудру. [30]
- Следующим является дудуку гала в рага гауле, установленном на ади талам. Он составлен на телугу. В этой песне Тьягараджа берет на себя вину за все проступки людей и размышляет о том, кто придет и спасет его из этой плачевной ситуации.
- Третий — Саадхинчене в раге Арабхи, установленный на ади талам. Он составлен на телугу. В этой песне Тьягараджа с любовью критикует Кришну за его ловкость в достижении того, что он хочет.
- Четвертый крити, Кана Кана Ручира, находится в раге Вараали, установленной на ади талам. Он составлен на телугу. В этой песне Тьягараджа описывает бесконечную красоту Рамы.
- Пятая Панчаратна Крити — это Эндаро Маханубхавулу в Шри Раге. Он составлен на телугу. Говорят, что великий музыкант из Кералы Шаткала Говинда Маараар посетил Тьягараджа и выступал перед ним. Тьягараджа был очарован его исполнением, и тогда родился Эндаро Маханубхавулу, считающийся великим произведением карнатической музыки. [30]
Никакое обсуждение tyAgarAjas ghana rAga panCa ratna не может игнорировать соответствующие панча-бхута мудры, встроенные в 5-й крист tyAgarAja.
Панча бхута относится к пяти фундаментальным элементам: джала агни вайу акша бху, то есть вода, огонь, ветер, небо и земля.
Панча-бхута в Тьягараджас-гана-рага-панча-ратне была обнаружена в 2023 году.
Подробности см., например, в связанных сообщениях.
https://www.rasikas.org/forums/viewtopic.php?p=380298#p380298
https://www.rasikas.org/forums/viewtopic.php?p=382150#p382150
Панча бхута мудры (в том виде, в каком они включены в тьягараджа) выглядят как
1. ВАЮ как самара/прана для ветра в «джагадананда карака» – рага ната
Способ 2
нигама нираджАмрутаджа ПОСАКА нимиСаваири вАрида самИран а
2. Апа для воды в «дуДуку гала» – rAga gaulA
Способ 8
Джанула Кори Парит Апа МулаЦЕ Дагили Ногили Дурисайя ДурАсалану РоялЕка
3. агни для огня в роли Арки в «кана кана ручирА» – рага варАли.
Способ 3
БАЛ АркА Бха Сучела МаНимайя МалАланкрта Кандхара
4. Акаша неба как амбара в «САДХИНКАНЕ О МАНАСА» – Рага Арабхи.
Способ 7
Канак Амбара дхара ласан-макуТа кундала вирАджита хаЭ.
5. притхви для земли как бху в «эндаро маханубхаву» - рага Шри
Способ 7
сароджабхава бху сураварулу
Действительно, Тьягараджа ТАКЖЕ дает ключ к этой панча-бхута-пудже в одном из пяти критических текстов.
В Чаране 2 дудуку гала гаула рага крити появляется строка
Сакала бхутамула анду ни вайюндага
перевод
божество, СУЩЕСТВУЮЩЕЕ во ВСЕХ (5) бхутах.
Слова и решения, сделанные композиторами, нельзя игнорировать и не следует игнорировать, если мы хотим понять истинное наследие поющих святых.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Другие композиции Тьягараджи включают Самаджаварагамана в хиндолам-раге , Адамодигаладхе в чарукеши-раге, Раджу ведале в хануматоди-раге, Нинне намми Нанура в тоди-раге, Камалаптхакула в Бриндаван-саранга-раге, Кшира сагара Шаяна в девагандхари-раге, Марубалка кунна вемира ма манорамана в Шриранджани-раге и Нагумому каналени в Абхери-раге. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Канчерла Гопанна (Бхадрачала Рамадасу)
- Пурандара дас
- Аннамачарья
- Бирмингемский фестиваль Тьягараджа
- Кливлендский фестиваль Тьягараджа
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его дата рождения по индуистскому лунному году Сарваджит 27-я сома, в Чайтра Шукла Саптами, 7-й день светлой половины индуистского месяца Чайтра , под звездой Пушья .
- ^ Пушья Бахула Панчами — пятый день темной половины месяца Пушья в индуистском календаре каждый год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Айяр, М.С. Рамасвами (1927). Тиагараджа: Великий Святой Музыкант . п. 62.
- ^ «Тирувайару Тьягараджа Арадхана» . Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Святой и король: об отношениях Серфоджи-Тьягараджи . Индуист (2 марта 2017 г.). Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ Сай, Виджей (26 мая 2017 г.). «Безвременье Тьягараджи» . Живая мята . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сай, Виджей (15 января 2017 г.). «Вспоминая музыку святого хранителя Тьягараджи Карнатика и его 250-летия со дня рождения» . thenewsmine.com . Проверено 15 января 2017 г.
- ^ Кумар, Рани (24 января 2013 г.). «Возвращаясь к корням Тьягараджи» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ «Тирувайару набирает обороты» . Индус . 6 января 2006 г.
- ^ «Манаку телияни мана тьягарадзю» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В., Шрирам (12 апреля 2018 г.). «Последние пять дней Тьягараджи» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ В., Шрирам (12 апреля 2018 г.). «Последние пять дней Тьягараджи» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Велчеру, Нараяна Рао; Дэвид, Шульман, ред. (2002). Классическая поэзия на телугу: Антология . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 298 . ISBN 9780520225985 .
- ^ ТКР, Шридхаран (12 июля 2022 г.). Бог и наука . Идея Пресс. ISBN 979-8-88704-354-8 .
- ^ «Музыкальный триумвират» . Индус . 24 января 2011 г.
- ^ «На вершине холма исторический храм» . Индус . 26 февраля 2013 г.
- ^ Упанишад Брахмендра | Блоги Шринивасарао . Sreenivasaraos.com (22 февраля 2015 г.). Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Рецензия на фильм - Тьягайя - Клуб Веранда» . theverandahclub.com . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Бюро, The Hindu (12 января 2023 г.). «Тьягараджа Арадхана проводился в Онголе среди религиозного рвения» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Бхакта, который жаждал большего бхакти» . Индус . 31 января 2013 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Очерк: Тьягараджа – Образцовый поэт-святой – январь 2006 г.» . archive.sssmediacentre.org . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Кришна, ТМ (4 мая 2017 г.). «Музыкальный размах и проницательность Тьягараджи подтверждают его гениальность» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Музыканты отдают дань уважения святому Тьягарадже» . Индус . 1 февраля 2013 г.
- ^ «Полые залы Тьягараджи» . Лаборатория прикладной физики Университета Джонса Хопкинса. 24 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2014 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ Рамакришнан, Х. (11 февраля 2021 г.). «Биографический фильм о барде Тирувайару» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Специальный корреспондент (3 марта 2023 г.). «Новая рага имени Тьягараджи» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ "СамьюктаКарнатака электронная бумага" . 25 января 2023 года. Архивировано из оригинала 25 января 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Пинто, Арун (19 января 2023 г.). «Шри Тьягараджа – новая рага в карнатической музыке Махеша Махадева» . Новости Карнатаки . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Шри Тьягараджа – новое творение» . www.sruti.com . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Тьягараджа, Свами (1969). Панча Ратна Критис Шри Тьягараджа: текст на языке Дева Нагари с английским переводом Т. С. Партхасаратхи. Приложение: Примечания на тамильском языке В.С. Партасарати Айенгара (на тамильском языке). Музыкальный клуб.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сурьянараян, Ренука (11 февраля 2021 г.). «История исполнения Панчаратнама» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 1 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Духовное наследие Тьягараджи» , К. Рамануджачари, с введением доктора В. Рагхавана, Рамакришна Матх, Ченнаи.
- Тьягараджа Критигал (на малаялам), профессор П.Р. Кумара Керала Варма, Департамент публикаций по культуре, правительство Кералы, Тривандрам, 2000 г.
- Тьягараджа Киртаналу (на телугу), авторы Смт Дварака Партасарати и Шри Н.К. Партасарати, Издательство Тагора, Качигуда, Хайдарабад, 1995 (Книжный склад Баласарасвати, Курнул).
- Рамачандран, К.В., «Мелакарта: Критика», Том, посвященный платиновому юбилею Музыкальной академии (Мадраса) , Vol. Я, 1930–1940. (Оригинальная публикация в Журнале Музыкальной Академии в 1938 году.)
- Тьягараджу – Рама Даршанаму (на телугу) доктора. Мулукутла Брахмананда Шастри (часть диссертации, одобренная Университетом Андхры, 1985 г.)
- Шри Тьягараджа Киртнаи - Партасарати ТС (тамильский) в мягкой обложке - 1 января 1970 г., издательство KMBC; Издание 2010 г. (1 января 1970 г.), ASIN: B00CBQBXMU.