Jump to content

Мутхусвами Дикшитар

Мутхусвами Дикшитар (Mudduswamy Dikshitar) [ 1 ]
Рожденный ( 1776-03-24 ) 24 марта 1776 г.
Умер 21 октября 1835 г. ) ( 1835-10-21 ) ( 60 лет
Другие имена Ваш учитель
Род занятий Карнатик , композитор Вайника
Отец Рамасвами Дикшитар

Мутхусвами Дикшитар (Mudduswamy Dikshitar) [ 1 ] ( IAST : muttusvāmi dikshitar , 24 марта 1776 г. - 21 октября 1835 г.), мононимно Дикшитар , [ а ] был южноиндийским поэтом, певцом и исполнителем на вине , а также композитором индийской классической музыки, который считается одним из музыкальной троицы карнатической музыки . Мутхусвами Дикшитар родился 24 марта 1776 года в Тируваруре недалеко от Танджавура, на территории нынешнего штата Тамил Наду в Индии, в семье, которая традиционно восходит к Вириничипураму на северной границе штата. [ 3 ]

Его композиции, которых около 500, известны и известны своими сложными поэтическими описаниями индуистских богов / храмов, а также тем, что они передают суть форм раги через стиль вайника (вина), который подчеркивает гамаки. Они двигаются медленнее (чоука кала). Он также известен под своим фирменным именем Гуругаха , которое также является его мудрой (и его можно найти в каждой из его песен). Его композиции поются и исполняются на концертах классической музыки Карнатика.

Музыкальная троица состоит из Дикшитара, Тьягараджи (1767–1847) и Шьямы Шастри (1762–1827). Однако, в отличие от на телугу других сочинений , его сочинения преимущественно написаны на санскрите . Он также написал некоторые из своих крити на маниправаламе (комбинация санскрита и тамильского языков).

Есть две школы мысли относительно произношения его имени. Имя произносится как «Мутхусвами Дикшитар». Мутхусвами — распространенное тамильское имя (Мутху переводится как «жемчужина» на тамильском языке, родственное Мукте/Моти на санскрите и хинди) и происходит от имени Сельвамутукумарасвами, божества знаменитого храма Вайдисваран в Миладутурае. Однако Т. К. Говинда Рао объясняет в «Сочинениях Муддушвами Дикшитара». [ 1 ] что «слово Муддайя является эпитетом Кумарасвами или Гухи. Далее, в оригинальной публикации на телугу «Сангита Сампрадая Прадаршини» (1904) Шри Суббарама Дикшитар упоминает его имя как Муддушвами. Кроме того, в известном сочинении Дикшитара «Бхаджаре ре Чита" [ 4 ] в раге Кальяни «мудра» или подпись композитора появляется в тексте как «Гуругуха Рупа Мудду Кумара Джананим».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мутхусвами Дикшитар родился в брамина . семье [ 5 ] 24 марта 1776 г., [ 6 ] в Тируваруре недалеко от Танджавура на территории нынешнего штата Тамил Наду в Индии. Он был старшим сыном композитора Рамасвами Дикшитара , который преподавал ряд предметов, включая Веды , поэзию, музыку и астрономию. [ 7 ] У Мутхусвами было два брата, Чиннасвами ( Циннасвами ) и Баласвами ( Баласвами ), [ б ] и сестра Баламба . [ 8 ] Отец Мутхусвами, Рамасвами Дикшитар, родившийся около 1735 года, из семьи Ауттара Вадама в Виринчипураме, переехал на юг из-за политически нестабильной обстановки вокруг Канчипурама и Виринчипурама в то время. Рамасвами Дикшитар обучался вине под руководством Венката Вайдьянатхи Дикшитара, который принадлежал к линии передачи Говинды Дикшитара и Венкатамахина, и это очевидно в работах Мутхусвами, которые следуют системе раг Венкатамахина .

Мутхусвами переехал в город Манали , недалеко от Мадраса (ныне Ченнаи ) по велению Венкатакришны Мудалиара, местного заминдара . Братья Дикшитар сопровождали заминдара в форт Св. Георгия неподалеку, где они познакомились с западной оркестровой музыкой и игрой на скрипке. Затем аскет по имени Чидамбаранатха Йог взял Мутхусвами под свое крыло и уехал в город Бенарес (ныне Варанаси в Уттар-Прадеше). Там его обучали музыке, эзотерике , философии и йоге . Он также познакомился с классической музыкой хиндустани , особенно со стилем Дхрупад , который, по мнению некоторых ученых, повлиял на его более поздние композиции. [ с ] [ 7 ]

После смерти Чидамабаранатхи йоги Дикшитар вернулся на юг из Бенареса и переехал в город Тирутани недалеко от Тирупати . [ 7 ]

Согласно легенде, Муруган , божество храма в Тирутани, положил кусочек леденца в рот Дикшитара и приказал ему петь. Это ознаменовало начало его музыкальной карьеры, а также привело к тому, что он принял Гуругаха мудру , одно из многих имен Муругана. [ 9 ] Его первой композицией была «Шринатхади гуругухо джаяти джаяти» в рагах «Майя Малавагаула» и «Ади тала» . [ 7 ]

Песня обращалась к Господу (и/или гуру ) в первом склонении (Вибхакти) на санскрите. Позже Дикшитар составил крити во всех восьми склонениях Господа. Они содержат эпитеты, прославляющие Муругу в форме аскета/наставника, и мало упоминаний о божестве в форме сагуна , как в Тирутани . [ 10 ]

Затем он отправился в паломничество, посетив и сочиняя храмы в Канчи , Тируваннамалае , Чидамбараме , Тирупати и Калахасти , Шрирангаме , прежде чем вернуться в Тируварур .

Мутхусвами Дикшитар достиг мастерства в игре на вине, и влияние игры на вине очевидно в его сочинениях, особенно в гамаках . В своей «Крити Балагопала » он представляет себя как ваиника гаяка , «игрок на вине». [ 11 ] Он экспериментировал со скрипкой , а среди его учеников Вадивелу из квартета Танджавур и его брат Баласвами Дикшитар были пионерами использования скрипки в музыке Карнатика, которая теперь является неотъемлемой частью большинства ансамблей Карнатика.

По возвращении в Тируварур он сочинил каждое божество храмового комплекса Тируварур, включая Тьягараджа (амшам Господа Шивы), верховное божество, Нилотпаламбал, его супругу, и богиню Камаламбал, независимое божество высокого тантрического значения в том же храме. сложный. Именно тогда он сочинил знаменитую «Камаламба Нававарна критис» , наполненную образцовыми сахитьями божеств Шри Чакры, которые стали витриной его сочинений. Эти нававаранамы были во всех восьми склонениях санскритского языка и поются как кульминация Гуругуха Джаянти, отмечаемого каждый год. Он продолжал демонстрировать свое мастерство, сочиняя « Наваграха Критис», восхваляющую девять планет. Сахитья Мантры песен отражает глубокое знание - и Джйотиша шастр . « Нилотпаламба Критис» — еще один классический набор композиций, возродивших умирающие раги, такие как Нараянагаула , Пурвагаула и Чаягаула . [ 12 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Суббарама Дикшитар (1839–1906) [ 13 ]

Мутхусвами Дикшитар умер 21 октября 1835 года в Эттаяпураме . У него не было детей. , В память о нем в Эттайяпураме было воздвигнуто самадхи привлекающее музыкантов и поклонников его искусства. [ 7 ]

Братья Мутхусвами Дикшитара Чиннасвами (1778–1823 и ) Баласвами Дикшитар (1786–1858) также были известными музыкантами. Чиннасвами сочинил несколько критиков. [ 14 ] в то время как Баласвами адаптировал и первым применил западную скрипку в музыке Карнатика. Они оба были в основном вокалистами и выступали вместе дуэтом, исполняя композиции Мутхусвами. внук Баласвами [ д ] был композитор и ученый Суббарама Дикшитар (1839–1906). [ 8 ] [ 15 ] В своей «Сангите сампрадая прадаршини» ( IAST : Sangīta sampradaya pradarśini ) Суббарама записывает 229 критических слов Мутхусвами Дикшитара. [ 16 ]

Среди учеников Дикшитара был ряд художников, которые продолжили его традицию. В их число входили братья Танджорского квартета , Поннайя Пиллаи, Вадивелу, Чиннайя и Шиванандам, игрок на мридангаме Тамбияппа, исполнитель на вине Венкатарама Айяр из Авудаяркойла , Тируварур Камалам, Валлаларкойл Аммани, Корнад Рамасвами, Тируккадейур Бхарати, Теввор Субрахмания Айяр и сын его Шьяма Шастри , Суббарая Шастри . [ 7 ]

Благодаря творческому потенциалу и духовной ценности, заложенным в его композициях, Дикшитар считается одним из Троицы карнатической музыки наряду с двумя своими современниками из Тируварура, Тьягараджа и Шьяма Шастри. [ 9 ] [ 17 ] Карнатский музыкант М. Баламураликришна сочинил в его честь песню в раге Сучаритре «Чинтаями Сататам Шри Муддусвами Дикшитам». [ 18 ]

Композиции

[ редактировать ]

Общее количество его композиций составляет от 450 до 500, большинство из которых сегодня исполняются музыкантами на музыкальных концертах Карнатика. Большинство его сочинений написаны на санскрите и в форме Крити , то есть поэзии, положенной на музыку. Мутхусвами Дикшитар на протяжении всей своей жизни путешествовал по множеству святынь и сочинял крити о божествах и храмах, которые он посещал. Считается, что Дикшитар сочинил множество божеств, доступных любому композитору. [ нужна ссылка ]

Каждая его композиция тщательно продумана. Композиции известны глубиной и душевностью мелодии — его видение некоторых раг до сих пор остается последним словом в их структуре. Его санскритские тексты восхваляют храмовое божество, но Мутхусвами привносит в свои песни мысль Адвайты , разрешая внутреннюю связь между философией Адвайты и политеистическим поклонением. Его песни также содержат информацию об истории храма и его предыстории, что позволяет сохранить многие обычаи, соблюдаемые в этих старых святынях. Еще одной особенностью его композиций является умелая рифма строк в текстах.

Мутхусвами также взял на себя проект сочинения всех 72 Мелакартхи раг (в его схеме Асампурна Мела ), тем самым предоставив музыкальный пример для многих редких и утраченных раг. [ 19 ] Кроме того, он был пионером в сочинении самашти чаранам критис (песен, в которых за основной строфой или паллави следует только одна строфа, в отличие от обычных двух). [ 20 ] [ ненадежный источник? ] Дикшитар был мастером талы и единственным композитором, у которого было крити во всех семи основных талах схемы Карнатика. Дикшитар демонстрирует свое мастерство в санскрите, сочиняя произведения всех восьми склонений.

Мутхусвами Дикшитар составил множество крити группами. Ватапи Ганапатим считается его самой известной работой. [ нужна ссылка ]

Продолжительность: 8 минут 29 секунд.
Шри Нилотпала Найике, в раге Ритигоулай. Композиция Мутхусвами Дикшитара. Исполнение было частью мемориального концерта Смт Калпакама Сваминатана в Наада Инбам, Ченнаи.

Мутхусвами Дикшитар сочинил одну песню (Шри Кантиматим Шанкара Юватим Шри Гуругахаджананим Вандехам. Самашти Чаранам Хримкара Биджакара ваданам Хиранья манимайя Шобха Саданам) о богине храма Нелааппар Амман Кантимати. Эта песня считается песней из редкой раги. [ 21 ] Говорят также, что он составил Рама Аштапати вместе с Упанишад Брахмендралом в Канчипураме. Эта работа утеряна. [ нужна ссылка ]

В юном возрасте Дикшитар также познакомился с музыкой западных групп в форте Сент-Джордж. На более позднем этапе Дикшитар сочинил около сорока песен на несколько (в основном западных народных) мелодий, широко адаптированных к рагам, таким как Шанкарабхаранам . Этот корпус теперь известен как ноттусвара сахитья (этим. nottusvara = «ноты» свары). Влияние кельтского стиля и барокко в этих композициях очевидно (например, «Шакти Сахита Ганапатим» , [ 22 ] [ ненадежный источник? ] под мелодию хочешь потанцевать , [ 23 ] Варашива Балам ). Существует ошибочное мнение, что они были составлены по указанию К. П. Брауна, коллекционера Кадаппы. Это невозможно, поскольку они никогда не могли встретиться. Мутхусвами Дишитар покинул Мадрас в 1799 году. [ 24 ] [ нужна полная цитата ] Браун приехал в Мадрас только в 1817 году, выучил телугу в 1820 году и в том же году переехал в Кадаппу.


Дикшитары Шри-Видья Уп Асана и его многочисленные нававараны.

Ни одно обсуждение Дикшитара не может игнорировать его Шри-видья-апсану и его нававарана-пуджу.

Действительно, структура нававараны НЕ ограничивается камаламба дэви.

Шри-Видья Уп Асана также не ограничена наборами грамматики/вибхакти.

Было обнаружено, что структура navAvarana существует для множества других божеств. Подробности см. в ссылках на наборы navAvarana, перечисленные/ссылки на которые приведены ниже.

Фактически, выбранные раги своими словесными названиями связаны с Чакрой, а мудра рага/чакра заключена в прямой или косвенной форме, что является еще одним признаком Дикшитара.

Во всех случаях полный набор из 9 критов образует составную навАварану.

дхьяна и мангала крити существуют для некоторых наборов нававараны, таких как тируттани гуругуха и камаламбА.

Тируттани гуругуха нававарана (с дхьяной и мангала-крити)

Самое главное, что Дикшитар дает слова «бхупуради навАваранасья» в самой первой чакра-крити в рага-пурви этому важному божеству тируттани кшетра.

Даны имена чакр (обратите внимание, что чакры называются двумя разными способами, показан каждый из двух наборов)

1. Шри гуругухасья дасохам – тропа Чакра 1 Пурви Окья мохана – бху-пурА

2. Шри натхади гуругухо -чакра 2 майамалавагаула сарваша парипура- содасадала

3. Манаса гуругуха - Чакра 3 Анандабхайрави сарва-самксобхана-аста дала падма

4. гуругухайя бхактануграхайя – чакра 4 сама сарва-саубхагья даяка-чатурдаса

5. Шри гуругуха муртте – Чакра 5 удайа-равиЧандрика сарва-Артха садхака-бахир-даса

6. гурумурте бахукирте – чакра 6 ШанкарАбхаранам сарва-ракшакара – антар-даса

7. Шри ГуруА ПалитОсми – Чакра 7 пади сарва-рога харана- астара

8. Шри гуругуха свамини - Чакра 8 бханумати сарва-сиддхи прадайа - трикона

9. гуругухАданям – Чакра 9 балахамса сарва-Анандамайя – бинду

дхьяна крити

Саравана бхава гуругухам – ревагупти

Мангала Крити

Шри гуругуха тарайасумам – девакрия

БалАмбика нававарана и вайдьянатха кшетра = ваитхисваран кОвил

1. Баламбикая катакшитохам чакра 1 шриранджани

2. гИтикакраратхаштхитАйай Чакра 2 каннада

3. ГАНАЛОЛЕ БАЛЕ Чакра 3 НАГАВАРАЛИ

4. БАЛАмбиКАЯИ НАМАСТЕ Чакра 4 НАТАКУРАНДЖИ

5. БАЛАМБИКЕ ПАХИ Чакра 5 манОранджани

6. БалАмбикДадди: Чакра 6 кЭдАрагауЛа

7. БАЛАмбиКАЯ парам нахире чакра 7 канада

8. наваратнамАлиним чакра 8 гамакакрия

9. бхаджаре ре читта баламбикам чакра 9 кальяни


АбхайАмба нававарана в майаварам кшетра = майиладутурай

1. абхайамбикайах анйам на джане чакра 1 кедара-гаулА

2. абхайамба джагадамба чакра 2 калиани

3. гириджайА аджайА АбхайАмбикайА Чакра 3 ШанкарАбхаранам

4. абхайАмбикАйай АсварудхАйай Чакра 4 йадукула камбоджи

5. Арьям АбхайАмбам бхаджаре Чакра 5 бхаИрави

6. дакшайани абхайамбике чакра 6 тоди

7. АбхайАмбикАйам преданный Чакра 7 Сахана

8. амбиКайА абхайАмбикАйа Чакра 8 кедАрам

9. садАСрайе АбхайАмбике Чакра 9 Чамарам

В тандеме с абхайАмба нававараной Дикшитар умилостивляет маюранАтху (супруга абхайАмба) специальным набором из 5 крити.

Каждая из пяти крити несет в себе мудру (встроенную подпись) фундаментального элемента = бхута.

Маюранатха панча бхута критис и майаварам кшетра

рага бхута

1. МайУранАтхам АниШам Дханьяси Притхви

2. День таракешвараанидхе санкарабхарана джала

3. абхайамба наяка варадайака кедарагаула вайю

4. АбхайАмбА наяка харисАяка Ананда Бхайрави агни

5. Гаурисайя намасте Арабхи Акаша

ссылки

Тируттани гуругуха навАварана

rasikas.org/forums/Vaggeyakaras – 31 августа 2021 г.

https://www.rasikas.org/forums/viewtopic.php?p=372924#p372924

БАЛАмбиКА нававарана

rasikas.org/forums/Vaggeyakaras – 6 февраля 2023 г.

https://www.rasikas.org/forums/viewtopic.php?p=378720#p378720

АбхайАмбА навАварана

rasikas.org/forums/Vaggeyakaras – 13 августа 2021 г.

https://www.rasikas.org/forums/viewtopic.php?p=372717#p372717

майуранатха панча бхута набор из 5 критических

rasikas.org/forums/Vaggeyakaras – 19 декабря 2022 г.

https://www.rasikas.org/forums/viewtopic.php?p=378383#p378283

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Суффикс -r является тамильским почетным знаком .
  2. В некоторых источниках его также называют Балусвами.
  3. ^ Те, кто владеет этим списком работ, такие как Рангапура вихара и Шри Саундара Раджам (оба во Вриндавани Саранге ), Шри Сатьянараянам и Пашупатишварам ( Шубха Пантуварани ), Джамбоопате пахимам ( Ямуна Кальяни ) и т. д. в поддержку своей позиции.
  4. ^ Источники различаются по своему точному соотношению. Утверждается, что Баласвами усыновил Суббараму своим сыном. Его также называют его внуком, предположительно из-за разницы в возрасте.
  1. ^ Перейти обратно: а б с Рао Т.К., Говинда (1997). Сочинения Муддушвами Дикшитара (2-е изд.). Публикация Ганамандира. п. Страница VIII (Введение). ISBN  0-965 1871-2-8 .
  2. ^ «Тирувайару Тьягараджа Арадхана» . Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  3. ^ «Муттусвами Дикшитар и британское владычество» . Индус .
  4. ^ «Карнатические песни - бхаджаре ре читта читта читта» . www.karnatikaku.com . Проверено 19 января 2023 г.
  5. ^ «День Мутхусвами Дикшитара в Ганабхарати 25 ноября» . Звезда Майсура . 24 ноября 2017 года . Проверено 22 января 2022 г.
  6. ^ «Шри Мутхусвами Дикшитар: превосходный композитор» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . Проверено 11 декабря 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж OEM: MD .
  8. ^ Перейти обратно: а б OEM: ДМФ .
  9. ^ Перейти обратно: а б Рамасвами 2007 , Мутхусвами Дикшитар, с. 236.
  10. ^ «Песни трогательные и интеллектуальные» . Индус . Ченнаи, Индия. 1 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 г.
  11. ^ Пеш 2006 , Дикшитар, Муттусвами, стр. 337.
  12. ^ «Взгляд на философию Дикшитара» . Индус . 14 марта 2013 г. ISSN   0971-751X . Проверено 19 января 2023 г.
  13. ^ «Сангита Сампрадая Прадарсини (PDF)» . ibiblio.org . Проверено 20 сентября 2018 г.
  14. ^ OEMI: CD .
  15. ^ OEMI: BD .
  16. ^ OEMI:SSP .
  17. ^ Петерсон 1986 , с. 184.
  18. ^ Рагде, Лакшман. «Карнатические песни - чинтайАми сататам» . КарнАТик . Проверено 7 января 2023 г.
  19. ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. стр. 218–9 .
  20. ^ Об индийской музыке . Aboutindianmusic.blogspot.com (26 февраля 2004 г.). Проверено 13 декабря 2018 г.
  21. ^ Редкие крити на знаменитом храме — Тирунелвели . Индус (26 декабря 2014 г.). Проверено 13 декабря 2018 г.
  22. ^ Видео на YouTube
  23. ^ Дурга, САК «Посвящение великому композитору – ШРИ МУТУСВАМИ ДИКШИТАРУ» . Ченнаи онлайн . Архивировано из оригинала 12 декабря 2009 года . Проверено 4 июля 2010 г.
  24. ^ Монография Рагхавана, опубликованная NCPA.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5c80febc335775e17975e891df63941__1721687820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/41/e5c80febc335775e17975e891df63941.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muthuswami Dikshitar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)