Шанкарабхаранам (рага)
Мела | 29-е, Дира Шанкарабхаранам |
---|---|
Чакра | Бана |
Ароханам | S R₂ G₃ M₁ P D₂ N₃ Ṡ |
Авароханам | Ṡ N₃ D₂ P M₁ G₃ R₂ S |
Синоним | Дира Шанкарабхаранам |
Эквивалент |
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Дхирашанкарабхаранам , широко известный как Шанкарабхаранам , — это рага в карнатической музыке . Это 29-я Мелакарта- рага в 72-й Мелакарта- раге системы карнатической музыки. Поскольку в этой раге много гамаков (украшений), ее прославляют как «Сарва Гамака Маника Ракти Рагам».
По масштабу шкала Шанкарабхарана соответствует Билавалу в музыкальной системе хиндустани . Западным эквивалентом является мажорный масштаб или ионический лад . [ 1 ] [ 2 ] Таким образом, эта рага является одной из самых популярных гамм во всем мире, известной под разными названиями в разных музыкальных стилях.
Его природа сладкозвучная и гладкая. Эта рага предлагает большой простор для сочинений. Он идеален для мелодичного, но в то же время непринужденного величественного представления.
Структура и Лакшана
[ редактировать ]
Это 5-я рага в 5-й чакре Бана . Мнемоническое имя — Бана-Ма . Мнемоническая фраза: са ри га ма па да ни са. [ 1 ] Его структура арохана-аварохана выглядит следующим образом (подробную информацию о обозначениях и терминах ниже см . в сварах в музыке Карнатика ):
Ноты в этой гамме: шаджам, чатушрути ришабхам, антара гандхарам, шуддха мадхьямам, панчамам, чатушрути дхаватам и какали нишадам . Поскольку это Мелакарта- рага, по определению это Сампурна -рага (имеет все семь нот восходящей и нисходящей гаммы). Это Шуддха Мадхьямам, эквивалентный 65-й Мелакарта Раге Каньяни .
Янья Рагас
[ редактировать ]Благодаря равномерному расположению свар , многие джанья- раги могут быть получены из Шанкарабхаранам . Это одна из мелакарта- которой связано большое количество Джанья раг, с -раг (производных гамм).
Многие из Джанья- раг очень популярны сами по себе, их можно дорабатывать, интерпретировать и вызывать разные настроения. Некоторые из них — Арабхи , Атана , Билахари , Девагаандхаари , Джана Ранджани , Хамсадхвани , Каданакутухалам , Нирошта , Шуддха Савери , Пахади , Пурначандрика, Джанаранджани, Кедарам , Куринджи, Навродж, Сарасвати-Манохари, Наагадхвани и т. д.
, см . в «Списке Джанья- раг» Полный список раг, связанных с Шанкарабхаранам .
Композиции
[ редактировать ]Шанкарабхаранам был украшен произведениями почти всех композиторов. Здесь представлены некоторые из композиций.
- Чаламела , популярная Адатхаалаварнам Махараджи Свати Тирунала на телугу.
- Нритьяти Нритьяти Свати Тирунал на санскрите
- Эдута Нилаците , Бхакти Бхикшамиаве , Марьяда Кадура Сварарагасудхараса , Сундарешваруни , Манасу Свадхинамаина и Эдуку Педдалавале Тьягараджи . на телугу ,
- Дакшинамурте , Садашивам Упасмахе , Акшаялингавибхо и Шри Камалампа Мутхусвами Дикшитара на санскрите
- Pogadirēlo Ranga (6-й Наваратна Малике), Kande naa kanasinali , Enagu aane Пурандара Даса на каннаде
- Йену Олле Харие, автор Канака Даса на каннада
- Шьяма Шастри, телугу автор Шьяма на Шастри
- Деви Джагат Джанани , Бхакта Параяна Свати Тирунала Махараджа на санскрите
- Радживакша Баро Свати Тирунал на каннаде
- Аларулу Курияга Адинаде, автор Аннамачарья на телугу
- Самакарардха Сариирини, автор: Святой Гнанананда Тиртха (Огирала Вирагхава Сарма) на телугу
- Рама Ниннувина, автор Тьягараджа
- Свара Рага Судха Тьягараджа
У Мутхусвами Дикшитара также есть список из 22 композиций "Nottu Svara", основанный на принадлежащих ему нотах западной мажорной гаммы.
Связанные раги
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этой раги.
Примечания Шанкарабхаранама, если их сдвинуть с помощью Граха бхедама , дают пять других основных раг Мелакарты, а именно: Кальяни , Хануматоди , Натабхайрави , Харахараприя и Харикамбходжи . Граха бхедам — это шаг, предпринятый для сохранения неизменных относительных частот нот при одновременном смещении шаджама на следующую ноту в раге. См. таблицу ниже для иллюстрации этой концепции.
Рага | Мела # | С | Д | И | Ф | Г | А | Б | С | Д | И | Ф | Г | А | Б | С | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шанкарабхаранам | 29 | С | Р2 | G3 | М1 | П | Д2 | N3 | С' | R2' | G3' | М1' | П' | Д2' | N3' | С'' | ||||||||||
Харахараприя | 22 | С | Р2 | G2 | М1 | П | Д2 | Н2 | С' | |||||||||||||||||
Хануматоди | 08 | С | Р1 | G2 | М1 | П | Д1 | Н2 | С' | |||||||||||||||||
Каньани | 65 | С | Р2 | G3 | М2 | П | Д2 | N3 | С' | |||||||||||||||||
Харикамбходжи | 28 | С | Р2 | G3 | М1 | П | Д2 | Н2 | С' | |||||||||||||||||
Натабхайрави | 20 | С | Р2 | G2 | М1 | П | Д1 | Н2 | С' | |||||||||||||||||
Не Мелакарта | -- | С | Р1 | G2 | М1 | М2 | Д1 | Н2 | С' | |||||||||||||||||
Шанкарабхаранам | 29 | С | Р2 | G3 | М1 | П | Д2 | N3 | С' |
Примечания к таблице выше
C в качестве основы для Шанкарабхаранам выбрана для приведенной выше иллюстрации только для удобства, поскольку музыка Карнатика не требует строгой структуры частоты / нот. Шаджам . (S) устанавливается исполнителем в соответствии с вокальным диапазоном или базовой частотой инструмента Все остальные сварамы соотносятся с этим шаджамом , попадая в частотный паттерн, подобный геометрической прогрессии.
7-й бхедам Шанкарабхаранам Граха - имеет как мадхьямамы (Ма), так и отсутствие панчамам (Па) и, следовательно, не будет считаться действительной мелакартой (рага имеет все 7 сварамов и только по 1 из каждого). Это всего лишь вопрос классификации гамм мелакарты , хотя эту структуру теоретически можно хорошо использовать для создания хорошей музыки.
Интересные особенности
[ редактировать ]Свары регулярно встречаются в этих рагах. Следовательно, эти шесть раг дают очень хорошую мелодию, простор для разработки, экспериментирования и исследования фраз. На практике Натабхайрави не получил большого развития. Харикамбходжи занят доработкой, но не так сильно, как остальные 4 раги, а именно: Шанкарабхаранам , Тоди , Каньяни и Кхарахараприя . Одна из этих четырех раг довольно часто поется как основная на концерте.
Как видно на иллюстрации, в эти раги можно играть, используя только белые клавиши фортепиано/органа/клавиатуры (рага в упрощенном виде).
Песни из фильмов: тамильский
[ редактировать ]Янья 1: Рагам Пахади/Пахари
[ редактировать ]По возрастанию: S R2 G3 P D2 P D2 S'
По убыванию:N3 D2 P G3 M1 G3 R2 S N3 D2 P D2 S
Песни из фильмов: тамильский
[ редактировать ]Янья 2: Рагам Маанд
[ редактировать ]По возрастанию: S G3 M1 D2 N3 S
По убыванию:S N3 D2 P M1 G3 R2 S
Карнатические композиции
[ редактировать ]- Маанд Тиллана, автор Лалгуди Джаяраман
- Паиндхане Хануман, автор Аруначала Кави
- Раманаи Бхаджитаал, автор Папанасам Сиван
- Аадугиндраан Каннан, автор Суддхананда Бхарати
- Муралидхара Гопала работы Периясами Турана, популяризированный М.Л. Васантхакумари
- Aarumo Aaval Каннана Айенгара, еще одна песня, популяризированная MLV.
- Нираджа Дхала Наяна Самбасивы Айера, популяризированная Махараджапурамом Сантханамом
- Ваанатин Мидху Майилаада Рамалинга Адигала, популяризированный М.С. Суббулакшми
Песни из фильмов: тамильский
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
Улагину | Аввайяр (фильм) | Доктор медицинских наук Партасарати , П.С. Анандараман и Маяварам Вену | КБ Сундарамбал |
Маасила Нилаве
(Рагамалика: Маанд, смесь Натабхайрави и Шанмукхаприи, Пуннагаварали) |
Амбикапатия | Г. Раманатан | Т.М. Саундарараджан , П. Бханумати |
Улавум Тендрал | Мантири Кумари | Тиручи Логанатан , Джикки | |
Аадувоме Паллу Паадувоме | Наам Ирувар | Р. Сударшанам | ДК Паттаммаль |
Айирам Хан Подхаду | Паавай Вилакку | КВ Махадеван | КС Джаяраман |
Ору Наал Подхума | Тирувилаядал | М. Баламураликришна | |
Кумари Пеннин | Энга Ветту Пиллаи | Вишванатан – Рамамурти | ТМ Саундарараджан , П. Сушила |
Ненджам Мараппатиллаи | Ненджам Мараппатиллаи | П. Б. Шринивас , П. Сушила | |
Ажаге Ваа | Аандаван Катталай | П. Сушила | |
Аайрам Пенмай Маларатуме | Ваажкай Падагу | ||
Поотирунту Катирунтен | Валли Дейванай | Н. С. Тьягараджан | |
Айирам Пуккал | Айирам Пуккал Малараттум | против Нарасимхана | |
Кадхал Энбату | Наалай Намадхе | МС Вишванатан | К.Дж. Йесудас , П. Сушила |
Наан Эндрал Адху Авалум | Сурьягандхи | С. П. Баласубрахманьям , Дж. Джаялалитаа | |
Наданаи Кандеанади
(Рагам катханакутухалам касается чаранама) |
Раджараджа Чолан | Куннакуди Вайдьянатан | П. Сушила , Б. Радха |
Терил Вандал Деватай | Муккути Менгал | Шанкар-Ганеш | П. Джаячандран , Кальяни Менон |
Раасааве Унна Наан Эннитан | Таникатту Раджа | Илаяраджа | ИП Сайлая |
Кунгумам Таане Ору Пеннукку | Король Энга Кинг | ||
Ванна Чиндху | Койил Каалай | Мано , С. Джанаки | |
Адичен Кадхал Парису | Понмана Сельван | Мано , К.С. Читра | |
Они делают машины | Раман Абдулла | Мальгуди Субха | |
Ваанаттил Ирунту
(Рагамалика: Моханам, Маанд) |
Веллайя Теван | Арунможи , Ума Раманан | |
Синагарама Налла
(в чаранам) |
Перия Марудху | Раманан Хаус | |
Аалаполь Велапполь
(Рагам Шанкарабхаранам также касается) |
Эджаман | С.П. Баласубрахманьям , К.С. Читра | |
Анджали Анджали | Дуэт | А. Р. Рахман | |
Маанутту Мантайиле (часть Надхасварама) | Кижакку Чимайиле | ИП Баласубрахманьям , Сасирекха | |
Соукияма Каннаэ | Сангамам | Нитьяшри Махадеван | |
Свасаме Свасаме
(Рагамалика: Кедар / Хамиркальяни , Маанд) |
Тенали | С. П. Баласубрахманьям , Садхана Саргам | |
Ходжа Эндхан Ходжа | Джодха Акбар | А. Р. Рахман | |
Мир, мистер Майнор! | Каавия Талаиван | Шаша Тирупати , Харичаран | |
Майя Майя | Сарвам Таала Майам | Чинмайи | |
Мааява Туява | Иравин Нижал | Шрея Гошал | |
О Мегаме | Чинна Чинна Асайгал | Чандрабоза | Кей Джей Йесудас , Лалита Сагари |
Манайви Ванта Нерам | Манайви Ванта Нерам (1990) | Кей Джей Йесудас , Вани Джайрам | |
Сати Малли Пучараме | Ажаган | Марагадха Мани | ИП Баласубрахманьям |
Маракамудиавиллай | Джаати Малли | С.П. Баласубрахманьям , К.С. Читра | |
Паитиямаанене | Кадал Пуккал | Дева | Харини , П. Унникришнан |
Путхам Пудху Маларгал | Каламеллам Кадхал Ваажга | КС Читра | |
Тамби Конджам Ниллуппа | Расиган | Дева | |
Пу Виринджачу | Комфортно | П. Унникришнан и Анурадха Шрирам | |
Кадду Тиранде Кидакинрату | Васул Раджа MBBS | Бхарадвадж | Харихаран , Садхана Саргам |
Нараяна Нараяна | Рамануджан | Рамеш Винаякам | Вани Джаярам , Картик Суреш |
Яродум | Соллаккатай | Чинмайи , Рамеш Винаякам | |
Ун Каннангужиил | Титтам Иранду | Сатиш Рагунатан | Картика Вайдьянатан |
Лошади Лошади (только женская часть) | Легенда (2022) | Харрис Джаярадж | К.К. , Шрея Гошал |
Яня 3: Сорт Бегада
[ редактировать ]По возрастанию: S G3 R2 G3 M1 P D2 PS
По убыванию: S N3 D2 P M1 G3 R2
Карнатические композиции
[ редактировать ]- Наадопасана Тьягараджи
- Тьягараджа Намасте и Валлабха Наякасья Дикшитара
- Варувар Ажаиту Ваади, автор Рамалинга Адигал
- Ганарасамуданиин Бхуванешвари, автор Папанасам Сиван
- Ваа Муруга Ваа, Спенсер Венугопал
- Нандри Кооруваме, автор Т. Лакшмана Пиллаи
- Шанкари Нив, автор Суббарая Шастри
- Калаями Рагурамам автора Свати Тирунал
- Кадаиккан ваитеннаи Рамасами Сивана
- Абхиманаменнаду Галгу, автор Патнам Субрамания Айер
- Эль Илангилие, Тируппаваи
Песни из фильмов: тамильский
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
Ниджама Идху Ниджама | Харидас | Папанасам Сиван | МК Тьягараджа Бхагаватар |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.