Jump to content

Граха бхедам

Граха Бхедам в музыке Карнатика — это процесс (или результат процесса) смещения тонической ноты ( шрути ) на другую ноту в рагаме и достижения другого рагама. Его эквивалент в классической музыке хиндустани называется мурчхана . Выражаясь терминами западной теории музыки , это процесс перехода на другой масштаб путем перехода к другому ладу тональности.

Граха буквально означает положение , а Бхедам означает изменение . Поскольку положение шрути меняется (высота основной ноты или гудения ), его также иногда называют Свара Бхедам или Шрути Бхедам, хотя Шрути Бхедам и Граха Бхедам имеют некоторые технические различия. [ 1 ]

Определение

[ редактировать ]

Модальный сдвиг тоники к более высоким нотам рагама при сохранении положения ноты ( свара стханас - стхана означает положение / высоту звука) приводит к получению разных рагамов. Это называется Граха Бхедам .

Практическая демонстрация

[ редактировать ]

Простую практическую демонстрацию Граха Бхедама можно выполнить, воспроизведя структуру рагама с гулом, установленным на Са ( Шаджамам ). Затем, если мы продолжим играть на тех же тонах/нотах, одновременно переводя гудение на другую ноту рагама, чтобы сформировать новую шрути/тонику, в результате получится другой рагам.

Пример иллюстрации

[ редактировать ]

Когда Граха бхедам применяется к нотам Шанкарабхаранама , получается пять других основных рагамов Мелакарты, а именно: Кальяни , Хануматоди , Натабхайрави , Кхарахараприя и Харикамбходжи .

Для Раги Мела # Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г А Б С
Шанкарабхаранам 29 С С Р2 G3 М1 П Д2 N3 С' R2' G3' М1' П' Д2' N3' С''
Карахараприя 22 Д С Р2 G2 М1 П Д2 Н2 С'
Хануматоди 08 И С Р1 G2 М1 П Д1 Н2 С'
Кальяни 65 Ф С Р2 G3 М2 П Д2 N3 С'
Харикамбходжи 28 Г С Р2 G3 М1 П Д2 Н2 С'
Натабхайрави 20 А С Р2 G2 М1 П Д1 Н2 С'
Неверная майлкарта Б С Р1 G2 М1 М2 Д1 Н2 С'
Шанкарабхаранам 29 С С Р2 G3 М1 П Д2 N3 С' R2' G3' М1' П' Д2' N3' С''

Примечания к таблице выше

  • C в качестве основы для Шанкарабхаранам выбрана на приведенной выше иллюстрации только для удобства, поскольку музыка Карнатика не требует строгой структуры частоты / высоты тона. Шаджам ( S ) фиксируется исполнителем в соответствии с вокальным диапазоном или тоникой инструмента. Все остальные сварамы относятся к этому Шаджаму и попадают в частотный паттерн, подобный геометрической прогрессии. Это примечание применимо ко всем таблицам, которые проиллюстрированы ниже на этой странице.
  • В 6-м Бхедаме Шанкарабхаранама Граха есть как Мадхьямамы (Ма), так и нет Панчамам (Па), и поэтому он не будет считаться действительной Мелакартой (рагам, содержащий все 7 сварамов и только по одному из каждого). Это лишь вопрос классификации в отношении Мелакарты , хотя эту структуру теоретически можно хорошо использовать для создания хорошей музыки. Классическая рага хиндустани Лалит имеет 2 Ма и не имеет Па, однако в ней есть Ga и Ni, отличные от этой структуры.
  • Пробелы в приведенной выше таблице предназначены для отсутствующих позиций свары в этих рагамах, которые представляют собой ноты диез/бемоль в западной музыке.
  • 6 рагамов Мелакарты в приведенной выше таблице в граха-бхедаме эквивалентны западной мажорной гамме (ионийский лад) и пяти последовательным ладам, за исключением 7-го лада (локрийский), поскольку он не соответствует ни одному действительному рагаму Мелакарты.

Мелакарта Раагам

[ редактировать ]

Граха Бхедам можно применить к большинству рагам Мелакарты, чтобы получить другие рагамы Мелакарты (16 из 72 не дают действительной шкалы Мелакарты ). При применении такого модального смещения тонической ноты некоторые результаты не являются действительными Melakarta rāgams (нарушаются правила определения Melakarta). В примерах сценариев отсутствуют Панчамам (Па) или два особо примечательных ( Ришабхам (Ри), Гандхарам (Га), Мадхьямам (Ма), Дхайватам (Да) или Нишадам (Ни)).

Шанкарабхаранам

[ редактировать ]

См. пример иллюстрации в предыдущем разделе.

Производным Граха Бхедам от Канаканги является Камавардхини , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д
Люди 01 С Р1 Г1 М1 П Д1 N1 С' R1' G1'
Камавардхини 51 С Р1 G3 М2 П Д1 N3 С'

Маямалаваговла

[ редактировать ]

Производными Граха Бхедам от Майамалавагоулы являются Расикаприя и Симхендрамадхьямам .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Маямалаваговла 15 С Р1 G3 М1 П Д1 N3 С' R1' G3' М1'
Расикаприя 72 С Р3 G3 М2 П Д3 N3 С'
Симхендрамадхьям 57 С Р2 G2 М2 П Д1 N3 С'

Рагавардхини

[ редактировать ]

Производной Граха Бхедам от Рагавардхини является Варунаприя , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Рагавардхини 32 С Р3 G3 М1 П Д1 Н2 С' R3' G3' М1'
Варунаприя 24 С Р2 G2 М1 П Д3 N3 С'

Вачаспати

[ редактировать ]

Граха Бхедам Производными Вачаспати являются Чарукеши , Гуриманохари и Натакаприя .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г А
Вачаспати 64 С Р2 G3 М2 П Д2 Н2 С' R2' G3' М2' П' Д2'
Чарукесы 26 С Р2 G3 М1 П Д1 Н2 С'
Гуриманохари 23 С Р2 G2 М1 П Д2 N3 С'
Натакаприя 10 С Р1 G2 М1 П Д2 Н2 С'

Шанмукхаприя

[ редактировать ]

Граха Бхедам Производными Шанмукхаприи являются Шулини , Дхенука и Читрамбари .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г А
Шанмукхаприя 56 С Р2 G2 М2 П Д1 Н2 С' R2' G2' М2' П' Д1'
Шолини 35 С Р3 G3 М1 П Д2 N3 С'
Преодолей это 09 С Р1 G2 М1 П Д1 N3 С'
Читрамбари 66 С Р2 G3 М2 П Д3 N3 С'

Киравани

[ редактировать ]

Граха Бхедам Производными Киравани являются Хемавати , Вакулабхаранам и Косалам .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г А
Киравани 21 С Р2 G2 М1 П Д1 N3 С' R2' G2' М1' П' Д1'
Хемавати 58 С Р2 G2 М2 П Д2 Н2 С'
Вакулабхаранам 14 С Р1 G3 М1 П Д1 Н2 С'
Косалам 71 С Р3 G3 М2 П Д2 N3 С'

Ратнанги

[ редактировать ]

Производными Граха Бхедама от Ратнанги являются Гаманашрама и Джанкарадхвани .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Ратнанги 02 С Р1 Г1 М1 П Д1 Н2 С' R1' G1' М1'
Гаманашрам 53 С Р1 G3 М2 П Д2 N3 С'
Джанкарадхвани 19 С Р2 G2 М1 П Д1 N1 С'

Ганамурти

[ редактировать ]

Граха Бхедам Производными Ганамурти являются Вишвамбари и Шамаланги .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Ганамурти 03 С Р1 Г1 М1 П Д1 N3 С' R1' G1' М1'
Вишвамбари 54 С Р1 G3 М2 П Д3 N3 С'
Шамаланги 55 С Р2 G2 М2 П Д1 N1 С'

Ванаспати

[ редактировать ]

Производное Граха Бхедам от Ванаспати Мараранджани , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Ванаспати 04 С Р1 Г1 М1 П Д2 Н2 С' R1' G1' М1'
Мараранджани 25 С Р2 G3 М1 П Д1 N1 С'

Манавати

[ редактировать ]

Производной Граха Бхедам от Манавати является Кантамани , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Манавати 05 С Р1 Г1 М1 П Д2 N3 С' R1' G1' М1'
Мой диапазон 61 С Р2 G3 М2 П Д1 N1 С'

Сурьякантам

[ редактировать ]

Производными Граха Бхедама от Сурьякантама являются Сенавати и Латанги .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Сурьякантам 17 С Р1 G3 М1 П Д2 N3 С' R1' G3' М1'
сенавати 07 С Р1 G2 М1 П Д1 N1 С'
Латанги 63 С Р2 G3 М2 П Д1 N3 С'

Кокилаприя

[ редактировать ]

Производной Граха Бхедам от Кокилаприи является Ришабхаприя , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Кокилаприя 11 С Р1 G2 М1 П Д2 N3 С' R1' G2' М1'
Ришабхаприя 62 С Р2 G3 М2 П Д1 Н2 С'

Гаякаприя

[ редактировать ]

Производным Граха Бхедам от Гаякаприи является Дхатувардани , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д
Гаякаприя 13 С Р1 G3 М1 П Д1 N1 С' R1'
Дхатувардани 69 С Р3 G3 М2 П Д1 N3 С'

Дхармавати

[ редактировать ]

Граха Бхедам Производными Дхармавати являются Чакравакам и Сарасанги .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г
Дхармавати 59 С Р2 G2 М2 П Д2 N3 С' R2' G2' М2' П'
Чакравакам 16 С Р1 G3 М1 П Д2 Н2 С'
Сарасанги 27 С Р2 G3 М1 П Д1 N3 С'

Хатакамбари

[ редактировать ]

Хатакамбари Производное Граха Бхедам от Гавамбходи , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Хатакамбари 18 С Р1 G3 М1 П Д3 N3 С' R1' G3' М1'
Гавамбходи 43 С Р1 G2 М2 П Д1 N1 С'

Наганандини

[ редактировать ]

граха -бхедам Производными Наганандини являются Бхаваприя и Вагадхишвари .

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г
Наганандини 30 С Р2 G3 М1 П Д3 N3 С' R2' G3' М1' П'
Бхаваприя 44 С Р1 G2 М2 П Д1 Н2 С'
Вагадхишвари 34 С Р3 G3 М1 П Д2 Н2 С'

Гангеябхушани

[ редактировать ]

Граха -бхедам, производное от Гангеябхушани, Нитимати , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Гангеябхушани 33 С Р3 G3 М1 П Д1 N3 С' R3' G3' М1'
Коврик с заклепками 60 С Р2 G2 М2 П Д3 N3 С'

Чалланата

[ редактировать ]

Граха -бхедам, производное от Чаланатхи, Шубхапантуварали , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И
Чалланата 36 С Р3 G3 М1 П Д3 N3 С' R3' G3'
Шубхапантуварали 45 С Р1 G2 М2 П Д1 N3 С'

Шадвидамаргини

[ редактировать ]

Граха -бхедам, производное от Шадвидамаргини, Насикабхушани , и наоборот.

Для Раги Мела # С Д И Ф Г А Б С Д И
Шадвидамаргини 46 С Р1 G2 М2 П Д2 Н2 С' R1' G2'
выделения из носа 70 С Р3 G3 М2 П Д2 Н2 С'

Яня Рагамс

[ редактировать ]

Граха-бхедам можно применить к некоторым джанья- рагамам, чтобы получить другие джанья- рагамы. В отличие от мелакартских рагамов, где соблюдаются строгие правила, согласно которым свары в рагаме можно выбирать , в джанья -рагамах таких правил нет. Следовательно, такой модальный сдвиг тонической ноты действителен для всех свар , но, возможно, не был выбран в качестве рагама, с которым экспериментировали, разрабатывали и сочиняли. Следовательно, они приводят к теоретическим рагамам, которые еще не открыты (существуют все комбинации нот, но ни одна из них, возможно, никогда не использовалась и не подвергалась воздействию мира в целом).

Моханам рагам и его производные граха бхедам являются одними из ключевых гамм, используемых во всем мире, особенно в Восточной и Южной Азии. Остальные четыре производные — это Хиндолам , Шуддха Савери , Шуддха Дханьяси и Мадхьямавати .

Для Раги Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г А Б С
Моханам С С Р2 G3 П Д2 С' R2' G3' П' Д2' С''
Мадхьямавати Д С Р2 М1 П Н2 С'
Индулам И С G2 М1 Д1 Н2 С'
Шуддха Савери Г С Р2 М1 П Д2 С'
Шуддха Дханьяси А С G2 М1 П Н2 С'
Моханам С С Р2 G3 П Д2 С'

Примечания к таблице выше

  • До в качестве основы для Моханама выбрано на иллюстрации выше только для удобства, поскольку музыка Карнатика не требует строгой структуры частот/нот. Шаджам ( S ) фиксируется исполнителем в соответствии с вокальным диапазоном или тоникой инструмента. Все остальные сварамы относятся к этому Шаджаму и попадают в частотный паттерн, подобный геометрической прогрессии. Это примечание применимо ко всем таблицам, которые дополнительно проиллюстрированы ниже.
  • Пробелы в приведенной выше таблице предназначены для отсутствующих позиций свары в этих рагамах, которые в западной музыке представляют собой ноты диез и бемоль, а также ноты фа и си.
  • Если в качестве тоники выбрана диез/бемоль и на фортепиано/органе/клавишах/фисгармонии играются ТОЛЬКО черные клавиши, то эти 5 являются рагамами, исполняемыми последовательно. То есть если у вас только черные клавиши с тоникой из C#, то это Шуддха Савери . От D# это Удаяравичандрика , от F# это Моханам , от ля-бемоль это Мадхьямавати и от си-бемоль это Хиндолам .
  • Это утверждение справедливо только для упрощенной рагамной структуры. Рагамы, однако, более сложны, поскольку в них есть фразы, которые следует использовать, и фразы, которых следует избегать, гамаки , удлинение нот, определенное настроение/бхава/ раса, которые следует вызывать во время пения/игры и т. д. Их невозможно хорошо отразить в научных обозначениях.

Шиваранджани

[ редактировать ]

Шиваранджани рагам и его от Граха Бхедам производные — это Ревати и Сунадавинодини .

Для Раги Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д
Шиваранджани С С Р2 G2 П Д2 С' R2' G2'
Ревати Д С Р1 М1 П Н2 С'
Сунадавинодини Д# С G3 М2 Д2 N3 С'

Примечания к таблице выше

  • Разница между этим набором и набором Моханам , показанным над ним, заключается в том, что третья нота различается между E и D# (только для справочной ноты). Таким образом, Шиваранджани отличается от Моханама на одну ноту – G2 вместо G3, Ревати отличается от Мадхьямавати на одну ноту – R1 вместо R2, а Сунадавинодини отличается от Хиндолама всеми нотами, кроме S (поскольку эта ступень эквивалентна смещению вниз тоническую ноту Са, на одну ноту, сохраняя при этом все остальные ноты хиндолама ).

Хамсадхвани

[ редактировать ]

Хамсадхвани рагам и его от граха бхедам производное - ​​Нагасваравали .

Для Раги Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д И Ф Г
Хамсадхвани С С Р2 G3 П N3 С' R2' G3' П'
Нагасваравали Г С G3 М1 П Д2 С'

Абхоги рагам и его от граха бхедам производное — Валаджи .

Для Раги Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Абхоги С С Р2 G2 М1 Д2 С' R2' G2' М1'
Каласавери Д С Р1 G2 П Н2 С' R1' G2'
Валаджи Ф С G3 П Д2 Н2 С'

Амритаваршини

[ редактировать ]

Амритаваршини рагам и его производное от граха бхедам Карнатака Шуддха Савери .

Для Раги Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Карнатака Шуддха Савери С С Р1 М1 П Д1 С' R1' М1'
Амритаваршини С# С G3 М2 П N3 С' G3'

Гамбирната

[ редактировать ]

Гамбхираната рагам и его от граха бхедам производное - ​​Бхупалам .

Для Раги Шрути
Тоник
С Д И Ф Г А Б С Д И Ф
Гамбирната С С G3 М1 П N3 С' G3' М1'
Бхупалам И С Р1 G2 П Д1 С1 R1'
Хамсанадам Ф С Р2 М2 П N3 С

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbb15d1cc86d024d2fdcb71794e7da6a__1716236340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/6a/bbb15d1cc86d024d2fdcb71794e7da6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Graha bhedam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)