Длина
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2020 г. ) |
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Джанья – это термин, означающий «выводить». В музыке Карнатика (Южной Индии) джанья -рага является производной от одной из 72 мелакарта -раг (фундаментальных мелодических структур). Джанья -раги подразделяются на различные типы в зависимости от множества особенностей.
дует Рог
[ редактировать ]Раги, в которых опущена (варджьям, на санскрите опущена) одна или несколько нот гаммы ( свары ) родительской мелакарта- раги, в восходящей или нисходящей гамме или в обеих, попадают в эту категорию. Различные ноты могут быть опущены в гамме восходящей ароханы и нисходящей авароханы . Таким шкалам даны названия, перечисленные ниже. [ 1 ] [ 2 ] кипятить
- Сампурна – 7-нотный строй
- Шадава – 6 нот
- Аудава – 5 нот
Поскольку эти термины применимы как к восходящей, так и к нисходящей гамме, раги можно классифицировать как Аудава-Сампурна — 5 нот в арохане и 7 в аварохане — Шадава-Сампурна — 6 нот в арохане и 7 в аварохане , как в Камбходжи. рага и так далее. Сампурна-Сампурна Раги не обязательно являются Мелакартой, поскольку в них могут использоваться ноты, не относящиеся к родительской гамме или вакра прайоге , «зигзагообразной» гамме вместо последовательного восхождения и нисхождения). Такие раги называются вакра- рагами. [ 1 ] [ 2 ] Примерами являются Налинаканти , Катханакутухалам , Дарбару , Джана Ранджани и Кедарам . см. в полном списке Джанья-раг Дополнительные примеры .
- Налинаканти – арохана S G3 R2 M1 P N3 S, аварохана S N3 P M1 G3 R2 S
- Катханакутухалам – арохана S R2 M1 D2 N3 G3 PS, аварохана S N3 D2 P M1 G3 R2 S
(см . свары музыки Карнатика для объяснения приведенных выше обозначений)
Упанга/Бхашанга раги
[ редактировать ]Упанга -раги являются строго производными от своей родительской мелакарта- раги и не используют никаких нот, не найденных в гамме родительской раги. [ 1 ] [ 2 ] Примерами упанга -раг являются Шуддха Савери , Удаяравичандрика и Моханакальяни . Бхашанга- раги содержат анья свару (внешнюю ноту; нота не найдена в родительской гамме) в арохане, аварохане или в обеих. [ 1 ] [ 2 ] Примерами Бхашанга- раг являются Камбходжи , Бхайрави , Билахари , Саранга , Бехаг и Капи .
Одна октава
[ редактировать ]Некоторые джанья- раги поются только в одной октаве. [ 2 ] Более того, самая высокая нота — это не шаджам (са), на котором установлена основная шрути ( гудение ) исполнения. Классификация этой категории следующая.
- Нишадантья – самая высокая нота – нишадам (я)
пример Наданамакрия, полученный из Маямалавагоула шкалы ( ārohaṇa S R1 G3 M1 P D1 N3, avarohaṇa N3 D1 P M1 G3 R1 S N3) - Дхайватхантья – самая высокая нота – дхайватам (дха).
пример Куринджи получен из Шанкарабхаранам шкалы ( ārohaṇa S N3 S R2 G3 M1 P D2, avarohaṇa D2 P M1 G3 R2 S N3 S ) - Панчамантья – самая высокая нота – панчамам (па).
пример Навароджа ( ārohaṇa P D2 N3 S R2 G3 M1 P, avarohaṇa M1 G1 R3 S N2 D2 P)
Карнатака/Десья раги
[ редактировать ]Карнатака- раги - это раги, которые, как полагают, возникли из музыки Карнатика. [ 2 ] Примерами являются Шанкарабхаранам , Лалита и Шуддха Савери .
Деся -раги — это раги, берущие свое начало в другой музыке, большинство из которых взято из музыки хиндустани . Примерами являются Ямунакальяни , Деш , Бехаг и Синдху Бхайрави .
Другие классификации
[ редактировать ]Существуют и другие классификации джанья -раг. Они основаны на отношениях с другими рагами (они создают ощущение другой, но похожей раги), наличии гамак (колебаний и граций вокруг ноты), ударений на нотах или их отсутствии, времени суток, когда поется рага. , раса или настроение, которое они вызывают и т. д.
См. также
[ редактировать ]

Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Практический курс карнатической музыки профессора П. Самбамурти, 15-е издание, опубликовано в 1998 г., издательство The Indian Music.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.