Шри (Карнатическая рага)
Ароханам | S R₂ M₁ P N₂ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₂ P M₁ R₂ G₂ R₂ S |
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
рагам — древний рагам карнатической Шри традиции. Его также пишут как Шри или Шри . [ 1 ] В этой гамме нет всех семи свар (музыкальных нот) восходящей гаммы. [ 1 ] Шри — это асампурна мелакартха, эквивалент Кхарахараприи , 22-го мелакарта рагама. [ 1 ] [ 2 ] Это последний из пяти ганских рагамов карнатической музыки. [ 1 ] Это популярный рагам, который считается очень благоприятным. [ 2 ]
Примечательно, что Карнатик Шри считает, что нижний мадхьямам является эквивалентом Кхарараприи по шкале асампурны. Это не связано с хиндустанской рагой Шри .
Структура и Лакшана
[ редактировать ]

Шри — это асимметричный рагам, который не содержит гандхарам или дхайватам по восходящей шкале. Это рагам аудава-вакра-сампурна (или одава , что означает пентатоника в восходящей гамме), [ 1 ] где вакра указывает на зигзагообразный характер скачкообразных нот в нисходящей гамме. Его структура арохана-аварохана (восходящая и нисходящая шкалы) выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
- арона : S R₂ M₁ P N₂ Ṡ [ а ]
- аварохана : Ṡ N₂ P M₁ R₂ G₂ R₂ S [ б ] (или) Ṡ N₂ P D₂ N₂ P M₁ R₂ G₂ R₂ S [ с ]
В этой гамме используются ноты чатушрути ришабхам, садхарана гандхарам, шуддха мадхьямам, панчамам, чатушрути дхаватам и кайсики нишадам .
Популярные композиции
[ редактировать ]Шри рагам украшали композиции многих композиторов. некоторые из популярных критиков Здесь перечислены .
- Сами ниннекори , варнам, автор Карур Девуду Айер на телугу
- Майанай - 5-й Тируппавай Андала
- Пятая Панчаратна Крити Эндаро маханубхавулу, составленная Тьягараджем на телугу, последняя из 5 драгоценных камней.
- Нама кумусумамула, Юктаму гаду Тьягараджи на телугу
- Шри Варалакшми , Шри Муладхара Чакра Винаяка , Шри Камаламбике, Шри Абхаямба, Шри Вишванатхам Бхадже, Тьягараджа Махадхваджароха и Камешварена Самракшитохам на Мутхусвами Дикшитара санскрите
- Каруна дзюду нинну Шьямы Шастри на телугу
- Ванаджасана Винута, сочиненная Суббараей Шастри на телугу.
- Бхаваями Нанда и Рина Мададрита, Свати Тирунал
- Ванде Васудевам (санскрит), Динаму Двадаси Неду (телугу), О! Паванатмаджа О! Гануда (телугу Аннамачарьи )
- Банданене Ранга (9-я Наваратна Малике), Ади Варахана (очень редкое сочинение о Господе Варахе) Пурандары Даса на каннада
- Мангалам Арул автора Папанасам Сиван на тамильском языке
- Каруна Чейван Энту, автор Ирайимман Тампи на малаяламе
Песни из фильмов
[ редактировать ]Язык: Тамильский
[ редактировать ]Тамильские религиозные песни
[ редактировать ]Песня | Альбом | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
Аадхарам Нийе | Шри Гуру Бхагаван | Вирамани Каннан | ИП Баласубрахманьям |
Связанные рагамы
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этого рагама.
Масштабные сходства
[ редактировать ]- Мадхьямавати — это рагам, имеющий симметричную восходящую и нисходящую шкалу, соответствующую восходящей шкале Шри . Его структура арохана-аварохана имеет вид S R2 M1 P N2 S : S N2 P M1 R2 S.
- Манирангу - это рагам, в котором гандхарам находится в нисходящей гамме, в то время как все остальные ноты как в восходящей, так и в нисходящей гамме такие же, как в Мадхьямавати . Его структура арохана-аварохана имеет вид S R2 M1 P N2 S : S N2 P M1 G2 R2 S.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ Jump up to: а б Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.