Нирошта
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Ароханам | S R₂ G₃ D₂ N₃ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ Н₃ Д₂ Г₃ Р₂ С |
Нирошта - это рагам в карнатической музыке (музыкальная гамма южноиндийской классической музыки). Это пентатоника ( аудава / одава рагам). Это производная гамма ( джанья рагам), поскольку в ней нет всех семи свар (музыкальных нот).
Нирошта буквально означает «без губ». [ 1 ] Если губы не встречаются/касаются, то ноты Ма и Па произнести невозможно. [ 1 ] В этой гамме не используются ни одна нота, отсюда и название. Это очень приятный рагам. [ 1 ]
Структура и Лакшана
[ редактировать ]
Нирошта — симметричная пентатоника ( аудава-аудава рагам) . [ 1 ] [ 2 ] в музыкальной классификации Карнатика - аудава , что означает «пять»), не содержащая мадхьямы и панчамы . Его структура арохана-аварохана (восходящая и нисходящая шкалы) выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
Ноты, используемые в этой гамме: шаджам, чатусрути ришабхам, антара гандхарам, чатусрути дхайватам и какали нишадхам . Нирошта считается джанья- рагамом Шанкарабхаранама . [ 1 ] [ 2 ] 29-й Мелакарта рагам, хотя его можно получить от Кальяни, отбросив как мадхьямам , так и панчамам . Шанкарабхаранам — мажорная гамма западной музыки.
Популярные композиции
[ редактировать ]Мутиа Бхагаватару приписывают создание этой гаммы из-за того, что король Майсура ужалил губу и не мог петь ноты Панчамы и Мадхьямы, поскольку ноты касались губ во время их произнесения. Его мелодичная композиция Raja Raja Radhite, установленная на рупака тала (3/4 доли), также не использует слоги Ма и Па . Мадурай Т. Н. Сешагопалан , ученик Раманатхапурама Ч. С. Шанкарасивама, который, в свою очередь, является учеником Мутии Бхагаватара, сочинил тиллану в Нироште «танана дхирана» в Ади Тала. Танджавур. С. Кальянараман составил в этой раге варнам «Канин Мание». Другие композиции включают «Гири-путрика гаура-варни» Бангалора С. Мукунда в рупака талам, «Джайати Джаяти Джаяшанкара» Ашока Р. Мадхава в рупака тала.
Связанные рагамы
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этого рагама.
Масштабные сходства
[ редактировать ]- Адбхут Калян использует те же записи, что и Нирошта ; Адбхут Калян - это необычная разновидность хиндустанской раги Яман, используемая Дагарвани , в которой отсутствуют мадхьямам и панчамам. [ 3 ]
- Моханам — это рагам, в котором есть панчамам вместо нишадхамы . Его структура арохана-аварохана : S R2 G3 P D2 S : S D2 P G3 R2 S.
- Хамсадхвани — это рагам, в котором есть панчамам вместо дхайватам . Его структура арохана-аварохана : S R2 G3 P N3 S : S N3 P G3 R2 S.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.
- ^ Перейти обратно: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ «Цвета Дхрупада Пандита Нирмальи Дей Рааг Адбхут Калян Музыка Индии» . Ютуб . Фестиваль Дарбар. 7 августа 2018 года . Проверено 12 мая 2024 г.