Ришабхаприя
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Ароханам | S R₂ G₃ M₂ P D₁ N₂ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₂ D₁ P M₂ G₃ R₂ S |
Ришабхаприя — это рагам в карнатической музыке (музыкальная гамма южноиндийской классической музыки). Это 62-й мелакарта- рагам (родительский звукоряд) в 72-м мелакарта- рагам системы карнатической музыки. Это прати-мадхьямам, эквивалент Чарукеши , 26-й мелакарты . [1] это называется Ратиприя . В Мутхусвами Дикшитара школе карнатической музыки [2] [3]
Структура и Лакшана
[ редактировать ]Это 2-й рагам в 11-й чакре Рудры . Мнемоническое имя — Рудра-Шри . Мнемоническая фраза — са ри гу ми па дха ни . [1] Его структура арохана-аварохана (восходящая и нисходящая шкалы) выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
В этой гамме используются ноты чатхушрути ришабхам, антара гандхарам, прати мадхьямам, шуддха дхайватхам и кайсики нишадхам . Поскольку это мелакарта рагам, по определению это сампурна рагам (имеет все семь нот восходящей и нисходящей гаммы).
Яня рагамс
[ редактировать ]Несколько второстепенных джанья- рагамов (производных гамм) связаны с Ришабхаприей . См. Список джанья -рагам для всех связанных гамм Ришабхаприи и других 71 мелакарта- рагама.
Композиции
[ редактировать ]Вот несколько композиций, посвященных Ришабхаприе :
- Гана найя десика, автор Котисвара Айер
- Маара Ратиприям, автор Мутхусвами Дикшитар
- Нандисам Ванде доктора . М. Баламураликришна
- Инта содханамулаку, автор Вин Шешана
- Махима даккинчу от Тьягараджи
- Панниру Кайяне, автор Д. Паттамал
- Махатмуле Телиялеру Майсура Васудевачарьяра
Связанные рагамы
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этого рагама.
Заметки Ришабхаприи , смещенные с помощью Граха бхедама из панчамама (Па), дают еще один мелакарта рагам, а именно Кокилаприю . Граха бхедам — это шаг, предпринятый для сохранения одинаковых относительных частот нот при одновременном смещении шаджама на следующую ноту рагама. «Ришабхаприя» и «Кокилаприя» также являются единственными мелакарта-рагами, содержащими целотоновую гамму . Если опустить Па в «Ришабхаприе» и Са в «Кокилаприе», получится масштаб. Для получения дополнительной информации и иллюстраций обратитесь к Граха бхедаму на Кокилаприе .
ГОПРИЯ — это джанья-рага, созданная путем исключения панчамам в аароханам и авароханам (S R2 G3 M2 D1 N2 S --- S N2 D1 M2 G3 R2 S), особенная тем, что выполнение Грахабхедама на ней порождает одну и ту же рагу снова и снова. Это потому, что ноты одинаково разделены по частоте... источник - лек-дем С. Сумьи в Маргажи Маха Утсавам в январе 2017 года. В терминологии западной классической музыки это называется Whole Tone Scale (Руди Зейтц, 12 января). . 2013).
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ Шри Мутхусвами Дикшитар Киртанайгал, автор Видван А Сундарам Айер, паб. 1989, Издательство музыкальных книг, Майлапур, Ченнаи.
- ^ Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.