Чакравакам (рага)
Ароханам | S R₁ G₃ M₁ P D₂ N₂ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₂ D₂ P M₁ G₃ R₁ S |
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Чакравакам или Чакравахам (произносится как чакравакам) — это рагам в музыке Карнатик (музыкальная гамма в классической музыке Южной Индии). Это 16-й Мелакарта- рагам (родительский рагам) в системе 72-х Мелакарта -рагам. Согласно школе Мутхусвами Дикшитара , этот рагам называется Тоьявегавахини . [ 1 ] Чакравакам похож на Рага Ахир Бхайрав в музыке хиндустани . [ 2 ]
Чакравакам — это рага, которая, как известно, вызывает у слушателей чувства преданности, сочувствия и сострадания.
Структура и Лакшана
[ редактировать ]Это 4-я мелакарта в 3-й чакре-Агни . Мнемоническое имя — Агни-Бху . Мнемоническая фраза — са ра гу ма па дхи ни . [ 1 ] Его структура арохана-аварохана (восходящая и нисходящая шкалы) выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
Ноты в этой гамме: шаджам, шуддха ришабхам, антхара гандхарам, шуддха мадхьямам, панчамам, чатусрути дхаиватам и кайсики нишадхам .
Это сампурна рагам -рагам, включающий все семь сварамов . Это шуддха-мадхьямам, эквивалент Рамаприи , 52-й мелакарты .
Чакравакам в некоторой степени отличается от Маямалаваговлы во время игры. Ноты Ри Га ма звучат немного более плоско, чем Майамалавагоула, поэтому они звучат более сдержанно, чем Майамалавагоула. Да и Ни играются примерно так же, как Хари Камбходжи, придавая общую мелодию сдержанности и преданности.
Асампурна Мелакарта
[ редактировать ]Тоявегавахини — 16-я Мелакарта в первоначальном списке, составленном Венкатамахином . Ноты, используемые в гамме, одинаковы, а восходящая и нисходящая шкалы одинаковы. [ 3 ]
Яня рагамс
[ редактировать ]С Чакравакам связано довольно много джанья -рагам (производных гамм), из которых Биндумалини , Малаямарутам и Валаджи популярны .
См. Полный список Джанья Раг в Списке Джанья Раг .
Популярные композиции
[ редактировать ]Этула Бротуво и Сугунамуле Тьягараджи телия
Канакканкоти Вендум, автор Котисвара Айер
Гаджананаютам , автор: Мутхусвами Дикшитар
Муллу Конея Меле , Пурандара дас
Када Шрипадараджа Беладингалу
Сароджанабха Махараджи Свати Тирунала
Шри Амрута Фаламбик, Кальяни Варадараджан
Пибаре Рамарасам (версия Баламураликришны ) Садашивы Брахмендры
Песни из фильмов
[ редактировать ]«Альбела Саджан» из «Hum Dil De Chuke Sanam» (хинди), «Poochho Na Kaise Maine Rain Bitai» из «Meri Surat Teri Ankhen» (хинди) и «Raakkili Than» из «Perumazhakalam» (малаялам).
Язык: Тамильский
[ редактировать ]Песня | Фильм | Год | Композитор | Певица |
---|---|---|---|---|
Уллатил Налла Уллам | Карнан | 1964 | Вишванатан – Рамамурти | Сиркажи Говиндараджан |
Маранатай Энни | ||||
Таай Паадум Паату | Наам Пиранда Манн | 1977 | МС Вишванатан | П. Сушила , Вани Джайрам |
Деиватин Теаредуту | Пааттум Бхаратхамум | 1975 | ТМ Саундарараджан | |
Аалукору Тедхивечи | Терпу | 1982 | ||
Инда Ванджи Магал | Тампадьям или Сангитам | ИП Баласубрахманьям | ||
Ваарей Ваа | Ты | 1981 | ЛР Эсвари | |
Наалеллам Унтан Тирунале | Тирумалай Дейвам | 1973 | Куннакуди Вайдьянатан | КБ Сундарамбал |
Ванитамани | Викрам | 1986 | Илайярааджа | С. П. Баласубрахманьям , С. Джанаки , Камаль Хаасан |
Ваанил Тенила | Каакки Саттаи | 1985 | С. П. Баласубрахманьям , С. Джанаки | |
Чалакку Чалакку | Чембарути | 1992 | Мано , С. Джанаки | |
Каттум Кадал | Каттумаракаран | 1995 | ||
Ни Пати Наан Пати | А вот и Канмани | 1990 | Кей Джей Йесудас , Ума Раманан | |
Тотту Тотту Туккипатту | Унна Неначен Патту Падичен | 1992 | Минмини | |
Куду Энге | Сентамиж Сельван | 1994 | С.П. Баласубрахманьям , К.С. Читра | |
Эжумалайянин Махимай | Ежумалайян Махимай | 1997 | ИП Баласубрахманьям | |
Алли Сундаравалли | Кангалин Вартайгал | 1998 | Арунможи | |
Пункатра | Друзья | 2001 | Харихаран | |
Виду Катайя | Мутху | 1995 | А. Р. Рахман | |
Ичамбажам | Павитра | 1994 | Шахул Хамид , К.С. Читра | |
Ваа Ваа Эн Винаяйе | Саттам | 1983 | Ганга Амаран | ИП Баласубрахманьям , Вани Джайрам |
Унате Илам Маалай Пожуте | Оомай Джанангал | 1984 | K. J. Yesudas | |
Валарпирай Энав | Рендум Рэндум Андзю | 1988 | Тысяча | |
Аавани Масам Поракаттум | Понну Пудичирукку | 1984 | Чандрабоза | Малайзия Васудеван |
Пааду Пааду | Сенготтай | 1996 | Видьясагар | К.С. Читра , Анурадха Шрирам |
Нилагири Мала Оратила | Намма Анначи | 1994 | Дева | С.П. Баласубрахманьям , К.С. Читра |
Ажагу Ажагу | Баша | 1995 | ||
Муннуру Наал Суманту | Кастури Манджал | 1993 | ИП Баласубрахманьям | |
Сатхамиллата Танимай | Амаркалам | 1999 | Бхарадвадж | |
Улагам Ору Ваадагай | Тайялкаран | 1991 | ИП Баласубрахманьям | |
Агарам Иппо | Сигарам | K.J. Yesudas | ||
Унналатан Нанум Важвен | Иса | 2009 | Харан | Нареш Айер |
Джанья: сорт Расикаранджани.
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
Амуте Тамиже | Койил Пураа | Иллаяраджа | П. Сушила , Ума Раманан |
Нила Куиле | Манипуляция | С. П. Баласубрахманьям , С. Джанаки | |
Конату Сенгарумбу (народный стиль) | Падикатха Паннайяр | Дипан Чакраварти , SP Sailaja | |
Этилум Ингу | Бхарати | Мадху Балакришнан |
Альбом
[ редактировать ]Песня | Альбом | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
КаламСей Кове | Sandham: симфония и классический тамильский язык | Раджан Сомасундарам | Саиндхави |
Связанные рагамы
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические и научные аспекты этого рагама.
Ноты Чакравакама, если их сдвинуть с помощью Граха бхедама , дают два других основных мелакарта рагама , а именно Сарасанги и Дхармавати . Граха бхедам — это шаг, предпринятый для сохранения неизменных относительных частот нот при одновременном смещении шаджама на следующую ноту рагама. Для иллюстрации см. Граха бхедам по Дхармавати .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ Раганидхи П. Субба Рао, паб. 1964, Музыкальная академия Мадраса.
- ^ Шри Мутхусвами Дикшитар Киртанайгал, автор Сундарам Айер, Издательство музыкальных книг, Майлапур, Ченнаи