Кальяни (рага)
![]() | |
Ароханам | S R₂ G₃ M₂ P D₂ N₃ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₃ D₂ P M₂ G₃ R₂ S |
Эквивалент | Лидийский режим |
Кальяни — мелакарта- рага (родительская музыкальная гамма) в музыке Карнатика . Его называли Калян, но сейчас его чаще называют Яман в музыке хиндустани . Его западный эквивалент — лидийский лад .
Кальяни в музыке Карнатика
[ редактировать ]На свадьбах в Южной Индии очень часто исполняется рага. Слово Кальяни означает «та, кто творит благоприятные дела» . Это 65-я мелакарта- рага в рамках катапаяди- санкхьи . Его еще называют Мечакальяни . Ноты для Кальяни: SR 2 G 3 M 2 PD 2 N 3 . Кальяни — первая когда-либо обнаруженная рага Пратхи Мадхьямы. Он был получен посредством процесса Граха Бхедам или модального смещения тоники древней Шаджа Грамы. [ 1 ]
Особенности этой раги
[ редактировать ]У Кальяни есть возможности для сложной алапаны . Не следует слишком долго оставаться на панчамам (па) или слишком часто чередовать шаджамам и панчамам. Кальяни широко известен среди общественности. Его часто исполняют в начале концертов, поскольку он считается благоприятным. [ 1 ]
Структура и лакшана
[ редактировать ]
Это 5-й рагам в 11-й чакре Рудры . Мнемоническое имя — Рудра-Ма . Мнемоническая фраза — са ри гу ми па дхи (или «ди») ну . [ 2 ] Его структура арохана-аварохана выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
Ноты, используемые в этой гамме: шаджам, чатушурути ришабам, антара гандхарам, прати мадхьямам, чатушрути дхаватам, какали нишадам . Это рага Сампурны в музыке Карнатика, то есть в ней есть все семь нот: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни . Это прати-мадхьямам , эквивалент Шанкарабхаранам , 29-й мелакарты . Эта рага очень важна для чарта, поскольку поется всеми более высокими нотами.
Яня Рагамс
[ редактировать ]С Кальяни связано множество джанья -рагамов (производных гамм), из которых Хамир Кальяни , Моханакальяни , Амрита Кальяни , Саранга , Нада Кальяни , Сунадавинодини и Ямунакальяни очень популярны см . в «Списке Джанья Рагамов» . Полный список рагамов, связанных с Кальяни, .
Связанные тряпки
[ редактировать ]В этом разделе рассматриваются теоретические аспекты Кальяни.
Ноты Кальяни, если их сдвинуть с помощью Граха бхедама , дают пять других основных рагамов Мелакарты, а именно: Хануматоди , Шанкарабхаранам , Натабхайрави , Харахараприя и Харикамбходжи . Более подробную информацию и иллюстрацию Граха-бхедама этого рагама можно найти в разделе «Сопутствующие рагамы» на странице «Шанкарабхаранам».
Популярные композиции
[ редактировать ]Почти каждый значительный карнатический композитор (включая Троицу карнатической музыки ) написал несколько пьес в рагаме Кальяни. Кальяни считается одним из «главных» рагамов карнатической музыки наряду с Шанкарабхаранам , Тоди и Харахараприя (набор «основных» рагамов представляет собой неформальную группу самых популярных рагамов Мелакарты , используемых для разработки и исследования и которые часто составляют центральное место). в музыкального концерта Карнатика форме Рагам Танам Паллави (RTP) или крити ). см . в разделе «Связанные рагамы» Дополнительную информацию о взаимоотношениях между этими рагамами . Государственный гимн Майсура , Кайю Шри Гоури, также включен в эту рагу. Вот краткий список композиций в Кальяни.
- Нидхи чала сукхама , Этавуннара , Сундари ни Дивья , Амма Равамма Сандехаму Элара , Бхаджан Сейаве , Намми Вачина и Васудеваньяни Тьягараджи ,
- Камаламбам бхаджаре , Бхаджаре Ре Читта , Шива Камешварим Чинтаехам, автор Мутхусвами Дикшитар
- Кантимати Карунамрита Дикшитара Суббарамы
- Химадри суте пахимам , Бирана вараличи и Талли Нинну Неранамми Шьяма Шастри на телугу
- Адрисутавара , Панкаджа локана , Пахимам Шри Вагишвари (Наваратри второго дня Крити) , Парипахимамайи , Сараса Сувадана , Севесьянандурешвара Свати Тирунала
- Нанну бровамани чеппаве , Бхаджаре шрирамам Бхадрачалы Рамадасу
- Каллу Саккаре Коллиро (3-й Наваратна Малике), Келано Хари Талано , Намби Кеттавариллаво Рангайя , Анджикиньятакия , Даямадо Ранга Пурандара Даса
- Тилиядо Нинната Каллуру Суббанначарья (Вьяса Виттала Дас)
- «Уннаи аллал » Папанасама Сивана
- Саданандаме , Котисвара Айер
- Махатрипурасундари Джаячамараджендра Водейар
- Таном ном тара тиллана М. Баламурали Кришна
Песни из фильмов
[ редактировать ]Самая популярная кинокомпозиция, действие которой происходит в Кальяни, - это «Маннаван Вандханади Тожи» К.В. Махадевана в исполнении П. Сушила. [ 3 ] и Sindhanai Sei Maname Г. Раманадхана. MS Viswanathan написал множество песен на языке Кальяни, таких как « Isai Ketal Puvi » из фильма Thavapudhalavan , « Indha Mandrathil » из Policekaran Magal , « Maalai Sudum mananaal » из Nichaya Thamboolam , « Kannan Vandhan ». " от Раму , " Ажагеннум Овиям Инге " , " Паар Магале Паар " , " Варуван Вадивелан " , " Мадурайил «Парандха Меенкоди », « Мугатхил Мугам пааркалам ». « Амма Эндражаиккаатха Уйириллайе » Илаяраджи , «Манмадха Пурнами» (П. Сушила) в Панчаванкаду Г. Девараджана. Трек « Калайвание в Синдху Бхайрави» установлен в рагаме Кальяни и поется без Действие композиции Bharathiar Veenai Adi Nee Enakku из фильма Ezhavathu Manithan происходит в Кальяни. В фильме на телугу « Санкарабхаранам есть шлока «Маникья Упалалайанти» » в этом рагаме , действие которого происходит в « Аа Нимишатхинте » из малаяламского фильма «Чандракантам » , а действие « Сварганандини » из происходит Ланкадаханам Рагам в Кальяни.
тамильский
[ редактировать ]малаялам
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | автор текста | Певица |
---|---|---|---|---|
«Мажавил Котумбил» | Адвайтам | М.Г. Радхакришнан | Кайтапурам | МГ Шрикумар |
«Мунам Сварамай» | Аюшкалам | Усепачан | Кайтапрам Дамодаран Намбутири | К. Дж. Йесудас, К. С. Читра |
«Пуинкатинодум» | Пумукхаппадийаил Ниннеум Каатху | Илайярааджа | Бичу Тирумала | К.Дж. Йесудас, С. Джанаки |
«Полтинкал Кала» | Кумарасамбхавам | Девараджан | O.N.V. Kurup | K.J. Yesudas |
Историческая информация
[ редактировать ]Яман/Айман – не древняя рага. Впервые он упоминается в литературе в конце 16 века, и к тому времени он был очень популярен: « Сахасры» содержат 45 дхрупад текстов песен- для Каляна и пять для Иман-Каляна. По словам Венкатамахина (1620 г.), Калян была любимой мелодией арабов, а Пундарика включил Ямана в число своих «персидских» раг. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рао, Б.Субба (1996). Раганидхи: сравнительное исследование хиндустани и карнатакских раг. Том третий (от K до P) . Мадрас: Музыкальная академия. п. 10.
- ^ Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
- ^ «Тамижисай – Страна песен, музыки и исполнительского искусства» . www.thamizhisai.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года.
- ^ Бор 1997
Литература
[ редактировать ]Бор, Джоп (1997), The Raga Guide , Шарлоттсвилл, Вирджиния: Nimbus Records
Кауфманн, Уолтер (1968), Раги Северной Индии , Калькутта: Оксфорд и издательская компания IBH .
Багчи, Сандип (1998), Над, Понимание музыки рага , Мумбаи: Эшвар (Business Publications Inc.) .
Бхатт, Балвантрей (1964–1974), Бхаваранга , Варанаси: Мотилал Барнасидас .
Гандхарва, Кумар (1965), Анупарагавиласа , Бомбей: Маудж Пракашан .
Патвардхан, Винаяк Рао (1961–74), Рага Виджняна , Пуна: Сангит Гаурав Грантхамала .
Шривастава, Харичандра (1973–79), Рага Парикая , Аллахабад: Сангит Садан Пракашан .
Теланг, Гокуланд; Бхартенду, Банвари Лал (1962), Сангита Рага Аштачапа , Хатрас: Сангит Карьялайя .
Тхакар, Васант Ваман, Сангита Рага Даршана , Праяг: Гандхарва Махавидьялайя Мандал Пракашан .
Рао, Б. Субба (1964–66), Раганидхи , Мадрас: Музыкальная академия .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мутал, Патрик (1991), Индекс Хиндустани Раги , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd, ISBN 81-215-0525-7