Йемен (рага)
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июль 2022 г. ) |
Расставаться | Ни Р Га Ма Дха Ни Са' |
---|---|
Защити это | Са' Ни Дха Па Ма Га Ре Са |
Пакад | ни-Ре-Га-/Ре-Га/ни-Ре-Са/Па - Ма -Га-Ре/ни-Ре-Са' (Ма — теевр) |
Провода | Здесь |
Самавади | В |
Эквивалент | |
Похожий | Яман Калян |
Классическая музыка хиндустани |
---|
Концепции |
Жанры |
Таат |
Яман (также известный как кальян , Иман, Айман Эман , Кальяни в ) классической музыке Карнатика — гептатоническая ( Сампурна ) индийская классическая рага Калян , Таат .
Его фирменная фраза (Пакад) — ни-Ре-Га-/Ре-Га/ни-Ре-Са/Па - Ма -Га-Ре/ни-Ре-Са' (Ма – теэвра).
Тональные движения нот в основном отражают зигзагообразное движение с промежутком в одну или несколько нот, обычно предпочитающих обратный порядок, например DNS' mDN GmD RGm N,GR или MDNS' GmDN RGmD N,RGm D,N,GR и т. д. В идеале яман должен не использовать комбинацию PR, но можно использовать P~R, показывая цвет m или G при скольжении от P к R, поскольку PR является одним из конкретных идентификаторов raag kalyaan.
Описание
[ редактировать ]Яман возник из родительской музыкальной гаммы Калян . Считается одной из самых фундаментальных и основных раг в традиции хиндустани , поэтому часто является одной из первых раг, преподаваемых студентам.
Механика
[ редактировать ]Джати Ямана - это Сампурна-рага (в идеале Яман - это Аудав Сампурна Раг из-за структуры - N,RGmDNR'S' NDPmGRS) и в некоторых случаях Шадав; восходящая шкала Аароха и нисходящий стиль аврохи включают все семь нот октавы (когда это аудав, ароха звучит как N,RGmDNS', где пятая нота опускается; па, но авароха - это та же самая полная октава) . Все ноты гаммы (называемые сварами ) в раге являются шуддхами, за исключением Тивра Мадхьяма или Прати Мадхьямам (диез-кварта). Ноты раги считаются аналогом западно- лидийского лада .
Ни один из трех великих музыкальных трактатов не признает существование тивра ма, [текст отсутствует]
Не заблуждайтесь, Рааг Яман немного отличается от Рааг Яман Кальян . У обоих почти одинаковая основа, но поются они по-разному. Ароха и Авароха Ямана Каляна звучат так: СРГмПДНС' С'НДПм ГМГРН, РС [ нужны разъяснения ]
Вади и Самавади
[ редактировать ]Вади — это га, Самвади — это ни.
Пакад или Чаллан
[ редактировать ]Неверно говорить, что у кальяна нет специфических словосочетаний или особенностей, многие музыканты избегают Са и Па в восхождении или очень слабо относятся к ним в Ямане. Часто применяют N 0 РГМ + DN S' при подъеме и S' NDM + GRS на спуске [ 1 ] ).
В начале восхождения избегают Sa, например N. 0 РГМ + ПДН С'
ни-Ре-Га-/Ре-Га/ни-Ре-Са/Па - Ма -Га-Ре/ни-Ре-Са' (Ма — теэвра)
Организация и отношения
[ редактировать ]Существует некоторая дискуссия о том, являются ли Яман и Калян просто разными названиями одной и той же раги или на самом деле это две разные раги. Джоп Бор говорит: «Калян (сегодня его обычно называют Яман)». [ 2 ] Кауфманн [ 3 ] говорит, что Яман и Калян — это просто разные имена, но настаивает на том, что рага Яман-Калян различна, поскольку натуральное Ма иногда вставляется между двумя Га, например Га Ма Га Ре Са, тогда как во всех других случаях тивра Ма (Ма + используется как в Каляне). С. Багчи [ 4 ] согласен с Кауфманом.
Поскольку Бор, Кауфманн и Багчи не практикуют, а профессиональные и традиционные музыканты и артисты, прошедшие обучение у квалифицированных музыкантов, их мнения и наблюдения следует принимать с долей скептицизма. Анализ рага заставляет некоторых музыкантов полагать, что названия рагов Яман и Калян разные, поэтому и их тональные движения должны быть разными (Калян больше похож на шуддха Калян, а не на Яман). Люди ошибочно полагают, что если в заключительную цифру, ведущую к Са, иногда добавляется природное Ма, рага становится известна как Яман-Калян. [ 2 ]
Практически яман имеет рагангу, сильно отличающуюся от раганги Калян, напоминающую цвета Шуддхи Каляна. Использование шуддха ма должно быть ограничено как Вивади свара (ограниченное использование) или форель для Ямана Каляна, в противном случае есть вероятность, что оно станет Ямани, Ямани Билавал, Джаймини Кальян. Более того, ни Калян, ни Яман не имеют Шуддха Ма в своем основном теле, поэтому использование Шуддха Ма не создает Яман Кальян. В идеале в индийской музыке вообще не существует раги, которая была бы признана каким-либо типом Кальяна из-за Шуддха Ма, поэтому рага Яман Кальян становится неправильным названием из-за Шуддха Ма в тональной структуре раги Яман.
Калян смешан с несколькими рагами, в которых есть либо Калян анг, либо Яман анг:
- Адбхут Калян
- Ананди Калян
- Божье благополучие
- Бхуп Калян
- Билас Хани Калян
- Чандра Калян
- Хая Калян
- Дипак Калян
- Гауд Калян
- Gorakh Kalyan
- Хамир Кальян
- Хем Калян
- Хиндол Калян
- Хусейни Калян
- Джаймини Калян
- Джайт Калян
- Камод Калян
- Кедар Калян
- Кесари Калян
- Хем Калян
- Кори Калян
- Лакшми Калян
- Мару Калян
- Это Калян?
- Нанд Калян
- Нат Калян
- Панч Калян
- Пурва Калян
- Пурия Калян
- Пяар Калян
- Раам Калян
- Райни Калян
- Рави Калян
- Сарасвати Калян
- Шанкар Калян
- Шанкара Калян
- Шив Калян
- Шри Калян
- Шуддха Калян
- Шьям Калян
- Сохни Калян
- Яман Калян
Яман-рага смешивается с другими рагами:
- Калавати Яман
- Яман Бхопали
- Ямани
- Ямани Весна
- Ямани Билавал
- Ямани Хиндол
- Яман Чая
Таат : Кальян - это тип раги Кальян таат . В этом кальяне все ноты шуддха (естественные), за исключением тивра (диез) Ма.
Поведение
[ редактировать ]Яман считается [ кем? ] один из величайших и фундаментальных [ павлинья проза ] Раги в музыке хиндустани . Это одна из первых раг, которую преподают студентам, но она также оставляет большие возможности для импровизации. Разработка Раага может быть больше сосредоточена на мандре и мадхья-саптаке, поэтому предпочтительно, чтобы ключевая нота, выбранная для ямана, была более высокого тона.
समाय (время)
[ редактировать ]Раги в Калян Таат, включая Яман, следует исполнять в первой четверти ночи.
Вкус
[ редактировать ]Калян описывается Мешакарной (1570 г.) как «господин в белых одеждах и жемчужном ожерелье на великолепном львином троне, под королевским зонтиком, обмахиваемый венчиком и жующий бетель». [ 2 ]
Эта рага пропагандирует романтизм. Она звучит романтично, мы видим, что в Болливуде многие романтические песни основаны на этой раге.
Текст песни такой: [ 2 ]
Hey friend, without my lover I don't find peace At any moment of the day; Since my lover went away I spend my nights counting the stars
Историческая информация
[ редактировать ]В этом разделе может содержаться информация, не важная и не относящаяся к теме статьи. ( Июль 2022 г. ) |
Яман или Калян: древняя индийская рааг
[ редактировать ]Предполагается, что Яман или Калян — это более старая индийская раага, претерпевшая эволюцию, приписываемая Амиру Хусро (1253–1325), который также переименовал ее из Каляна в Яман. Яман Рааг уходит своими корнями в Кальян Таат, что позволяет отнести его к категории аасрея рааг внутри Каляан Таат.
Происхождение Ямана
[ редактировать ]Вокалист хиндустани, ученый и исследователь Рамкришна Дас Надранг предполагает, что некоторые музыканты считают, что происхождение Ямана восходит к Йемену, стране на Ближнем Востоке, расположенной на южной оконечности Аравийского полуострова. Однако не существует никаких исторических свидетельств или записей о том, что уроженцы Йемена практиковали мелодию Ямана в контексте хиндустанской музыки в Индии. Следовательно, Йемен, похоже, не имеет какой-либо существенной связи с Рааг Яманом.
В традиционных рамках Гвалиорской гхараны и некоторых старых музыкальных школ хиндустани мастера музыки утверждают, что учащийся должен проникнуться верой (ИМААН) в слова своего учителя-наставника, чтобы прогрессировать в музыке. Следовательно, они подчеркивают важность «имаан лаао (подчинения афоризму)», делая Яман отправной точкой для обучения музыке. В результате термин «яман» стал синонимом «иман», тесно совпадая с термином «иман».
Рамкришна Дас выдвигает альтернативную гипотезу, предполагающую, что слово «яман» может быть связано с санскритским «Яван» (мусульманин). Эта теория утверждает, что рааг Яман произошел от Кальяана, поскольку индуистские музыканты-пуритане начали называть эту мелодию «кальян мусульманских артистов» или «яванон каа кальян». Со временем этот термин трансформировался в «яван кальян», затем «яман кальян» и, наконец, «яман».
В южноиндийской карнатической музыке подобная мелодия называется «ямуна кальяни», в то время как традиция Гвалиора Палускара представила рааг под названием «Джаймини Каляан», который потенциально соответствует названию Карнатик. Это преобразование в «Яман» было в некотором смысле уничижительным термином, поскольку оно изменило святость Кальяана из-за его сложных тональных движений, характеризующихся чрезмерными зигзагообразными узорами и внутренними пропусками или промежутками между нотами.
Яман подчеркивает ноты ни, га и ма, с ограниченным использованием саа и па во время восхождения. Напротив, Кальян делает упор на саа, па, ре, га, минимально полагаясь на ма и ни. Рааг Кальян также демонстрирует частые движения вниз, аналогичные модели Рааг Шуддха Кальян.
Атрибуция Амира Хусро и вариации
[ редактировать ]Некоторые сторонники приписывают создание Ямана Амиру Хусро (1253–1325), суфийскому святому, поэту, певцу и придворному нескольких индийских правителей. «Рааг Вьяакаран» (1975, стр. 468-470) Бималаканты Ройчоудхури представляет четыре разновидности Ямана, среди которых Яман Хосро лишен ни и тивра ма во время восхождения, за исключением магамы. Эта конкретная мелодия пента-гексатоническая (SRGPDS'| S'DPGmGRS) с ваади га-самваади дха. Тональные движения подробно описаны на стр. 469 следующим образом (, = нижняя октава, ' = верхняя октава): SRGRS D,S RG PGmG RGRS GRS PDS' G'R'S' DP GmGRG PGRS. Это показывает, что современный Йемен значительно отличается от версии 14 века.
Эволюция и связь с Ямани
[ редактировать ]Согласно Рамкришне Дасу, современный Яман является производным от более древнего рага, называемого «ямани», который возник на берегах реки Ямуны недалеко от Матхуры-Вриндавана или в Чайти Дхун в Варанаси. Именно Йемен кажется частью Йемена из-за того, что с ним связано название «Ямуна». Примечательно, что народная мелодия песни «Sautan Ghar Na Jaa/ Na Jaa More Saiyaan (SR SN,SD,N,R--N,RGR G~S--)» отличается уникальным и спонтанным тональным движением «Niresaa». важнейший элемент ямана, который обычно не встречается в других народных мелодиях.
Самая старая доступная песня чаити - «Piyaa se milan ham jaayeb ho raamaa piyaa se milana», написанная святым Кабиром (1398–1518) из Варанаси. В этой песне присутствуют следующие тональные структуры: N,P,N,N,N,SS SS SR SN.SD,N,R-- N,R GMG- G~S--. Обе эти тональные структуры отражают основные движения современного рааг Ямана, без тивра мадхьяма (диез-кварта). Однако антара чаити включает в себя тивра ма как неотъемлемую часть мелодии. Чайтис широко известен как «маандж хамаадж» (благодаря Пандиту Равишанкару, Али Акбар Хану, Вилаят Хану, Нихилу Банерджи). Иначе музыканты Варанаси называли их «ямани».
Влияние Тивра Мадхьяма
[ редактировать ]Спонтанное использование тивра-мадхьяма очевидно в мелодии рааг «джангла», преобладающей в пении расия Враджа-Вриндавана (mPGMPmP NDNS’ DNP-nDP GMPmP). Однако в индийских народных мелодиях тивра ма используется редко и спонтанно. Поскольку тивра ма, комал ре и комал дха не признавались в Наатья Шастра, Брихаддеши и Сангит Ратнаакар (1245 г. н.э.), рааг Кальян не существовал в системе раагов до Мукама или до Мелакарты.
Вполне возможно, что частое использование тивра ма пропагандировалось последователями Хусро, певцами каввали и народными музыкантами, что привело к эволюции ямани в яман, сохранив при этом основные тональные движения. Кроме того, появление системы мелакарта в школах Карнатика, приписываемое Венкатамахи (~ 1630 г.), еще больше популяризировало рааг Каляан. Возможно, название «кальян» было вдохновлено популярными мелодиями санскритских стихов, читаемыми во время вечерних молитв.
Яман, или обычно называемый термином «калян», охватывает почти все тональные комбинации. Известный маэстро ситара Абдул Халим Джаффер Хан обычно утверждал: «Йе ман джо чаахе вахи яман хай», подчеркивая обширные возможности тональных комбинаций в Ямане.
Важные записи
[ редактировать ]- Амир Хан – Шудд Калян, Яман и Яман Калян
- Гулам Аббас Хан Виламбит и Друт «Dharohar» от Mystica Music
- Имрат Хан «Нординские раги, живые»
- Рашид Хан - бандиш в виламбите эктале (India Archive Music IAM CD 1003)
- Рави Шанкар в маттале CD108 : «Гений Пандита Рави Шанкара», Oriental Records Inc, Нью-Йорк AAMS
- Зия Мохиуддин Дагар на Nimbus Records , LS5871 / NI7047/8
Песни из фильмов
[ редактировать ]Неа
[ редактировать ]Ниже приводится список песен из фильмов по мотивам Ямана.
Ссылки
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Бор, Джоп (1997), The Raga Guide , Шарлоттсвилл, Вирджиния: Nimbus Records
Кауфманн, Уолтер (1968), Раги Северной Индии , Калькутта: Оксфорд и издательская компания IBH .
Багчи, Сандип (1998), Над, Понимание музыки рага , Мумбаи: Эшвар (Business Publications Inc.) .
Бхатт, Балвантрей (1964–1974), Бхаваранга , Варанаси: Мотилал Барнасидас .
Гандхарва, Кумар (1965), Анупарагавиласа , Бомбей: Маудж Пракашан .
Патвардхан, Винаяк Рао (1961–74), Рага Виджняна , Пуна: Сангит Гаурав Грантхамала .
Шривастава, Харичандра (1973–79), Рага Парикая , Аллахабад: Сангит Садан Пракашан .
Теланг, Гокуланд; Бхартенду, Банвари Лал (1962), Сангита Рага Аштачапа , Хатрас: Сангит Карьялайя .
Тхакар, Васант Ваман, Сангита Рага Даршана , Праяг: Гандхарва Махавидьялайя Мандал Пракашан .
Рао, Б. Субба (1964–66), Раганидхи , Мадрас: Музыкальная академия .
Бхатт, Дживанлал (1950), Сангит Паричай , Дели: Атмарам и сыновья .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1]
- Подробнее о Рааге Ямане
- Мутал, Патрик (1991), Индекс Хиндустани Раги , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd, ISBN 81-215-0525-7
- СРА по Рагам и Таатам
- SRA на Самай и Рагас
- Технические аспекты