Jump to content

Йемен (рага)

богатство
Расставаться Ни Р Га Ма Дха Ни Са'
Защити это Са' Ни Дха Па Ма Га Ре Са
Пакад ни-Ре-Га-/Ре-Га/ни-Ре-Са/Па - Ма -Га-Ре/ни-Ре-Са' (Ма — теевр)
Провода Здесь
Самавади В
Эквивалент
Похожий Яман Калян

Яман (также известный как кальян , Иман, Айман Эман , Кальяни в ) классической музыке Карнатика гептатоническая ( Сампурна ) индийская классическая рага Калян , Таат .

Его фирменная фраза (Пакад) — ни-Ре-Га-/Ре-Га/ни-Ре-Са/Па - Ма -Га-Ре/ни-Ре-Са' (Ма – теэвра).

Тональные движения нот в основном отражают зигзагообразное движение с промежутком в одну или несколько нот, обычно предпочитающих обратный порядок, например DNS' mDN GmD RGm N,GR или MDNS' GmDN RGmD N,RGm D,N,GR и т. д. В идеале яман должен не использовать комбинацию PR, но можно использовать P~R, показывая цвет m или G при скольжении от P к R, поскольку PR является одним из конкретных идентификаторов raag kalyaan.

Описание

[ редактировать ]

Яман возник из родительской музыкальной гаммы Калян . Считается одной из самых фундаментальных и основных раг в традиции хиндустани , поэтому часто является одной из первых раг, преподаваемых студентам.

Механика

[ редактировать ]

Джати Ямана - это Сампурна-рага (в идеале Яман - это Аудав Сампурна Раг из-за структуры - N,RGmDNR'S' NDPmGRS) и в некоторых случаях Шадав; восходящая шкала Аароха и нисходящий стиль аврохи включают все семь нот октавы (когда это аудав, ароха звучит как N,RGmDNS', где пятая нота опускается; па, но авароха - это та же самая полная октава) . Все ноты гаммы (называемые сварами ) в раге являются шуддхами, за исключением Тивра Мадхьяма или Прати Мадхьямам (диез-кварта). Ноты раги считаются аналогом западно- лидийского лада .

Ни один из трех великих музыкальных трактатов не признает существование тивра ма, [текст отсутствует]

Не заблуждайтесь, Рааг Яман немного отличается от Рааг Яман Кальян . У обоих почти одинаковая основа, но поются они по-разному. Ароха и Авароха Ямана Каляна звучат так: СРГмПДНС' С'НДПм ГМГРН, РС [ нужны разъяснения ]

Вади и Самавади

[ редактировать ]

Вади — это га, Самвади — это ни.

Пакад или Чаллан

[ редактировать ]

Неверно говорить, что у кальяна нет специфических словосочетаний или особенностей, многие музыканты избегают Са и Па в восхождении или очень слабо относятся к ним в Ямане. Часто применяют N 0 РГМ + DN S' при подъеме и S' NDM + GRS на спуске [ 1 ] ).
В начале восхождения избегают Sa, например N. 0 РГМ + ПДН С'

ни-Ре-Га-/Ре-Га/ни-Ре-Са/Па - Ма -Га-Ре/ни-Ре-Са' (Ма — теэвра)

Организация и отношения

[ редактировать ]

Существует некоторая дискуссия о том, являются ли Яман и Калян просто разными названиями одной и той же раги или на самом деле это две разные раги. Джоп Бор говорит: «Калян (сегодня его обычно называют Яман)». [ 2 ] Кауфманн [ 3 ] говорит, что Яман и Калян — это просто разные имена, но настаивает на том, что рага Яман-Калян различна, поскольку натуральное Ма иногда вставляется между двумя Га, например Га Ма Га Ре Са, тогда как во всех других случаях тивра Ма (Ма + используется как в Каляне). С. Багчи [ 4 ] согласен с Кауфманом. Поскольку Бор, Кауфманн и Багчи не практикуют, а профессиональные и традиционные музыканты и артисты, прошедшие обучение у квалифицированных музыкантов, их мнения и наблюдения следует принимать с долей скептицизма. Анализ рага заставляет некоторых музыкантов полагать, что названия рагов Яман и Калян разные, поэтому и их тональные движения должны быть разными (Калян больше похож на шуддха Калян, а не на Яман). Люди ошибочно полагают, что если в заключительную цифру, ведущую к Са, иногда добавляется природное Ма, рага становится известна как Яман-Калян. [ 2 ] Практически яман имеет рагангу, сильно отличающуюся от раганги Калян, напоминающую цвета Шуддхи Каляна. Использование шуддха ма должно быть ограничено как Вивади свара (ограниченное использование) или форель для Ямана Каляна, в противном случае есть вероятность, что оно станет Ямани, Ямани Билавал, Джаймини Кальян. Более того, ни Калян, ни Яман не имеют Шуддха Ма в своем основном теле, поэтому использование Шуддха Ма не создает Яман Кальян. В идеале в индийской музыке вообще не существует раги, которая была бы признана каким-либо типом Кальяна из-за Шуддха Ма, поэтому рага Яман Кальян становится неправильным названием из-за Шуддха Ма в тональной структуре раги Яман.
Калян смешан с несколькими рагами, в которых есть либо Калян анг, либо Яман анг:

  • Адбхут Калян
  • Ананди Калян
  • Божье благополучие
  • Бхуп Калян
  • Билас Хани Калян
  • Чандра Калян
  • Хая Калян
  • Дипак Калян
  • Гауд Калян
  • Gorakh Kalyan
  • Хамир Кальян
  • Хем Калян
  • Хиндол Калян
  • Хусейни Калян
  • Джаймини Калян
  • Джайт Калян
  • Камод Калян
  • Кедар Калян
  • Кесари Калян
  • Хем Калян
  • Кори Калян
  • Лакшми Калян
  • Мару Калян
  • Это Калян?
  • Нанд Калян
  • Нат Калян
  • Панч Калян
  • Пурва Калян
  • Пурия Калян
  • Пяар Калян
  • Раам Калян
  • Райни Калян
  • Рави Калян
  • Сарасвати Калян
  • Шанкар Калян
  • Шанкара Калян
  • Шив Калян
  • Шри Калян
  • Шуддха Калян
  • Шьям Калян
  • Сохни Калян
  • Яман Калян

Яман-рага смешивается с другими рагами:

  • Калавати Яман
  • Яман Бхопали
  • Ямани
  • Ямани Весна
  • Ямани Билавал
  • Ямани Хиндол
  • Яман Чая

Таат : Кальян - это тип раги Кальян таат . В этом кальяне все ноты шуддха (естественные), за исключением тивра (диез) Ма.

Поведение

[ редактировать ]

Яман считается [ кем? ] один из величайших и фундаментальных [ павлинья проза ] Раги в музыке хиндустани . Это одна из первых раг, которую преподают студентам, но она также оставляет большие возможности для импровизации. Разработка Раага может быть больше сосредоточена на мандре и мадхья-саптаке, поэтому предпочтительно, чтобы ключевая нота, выбранная для ямана, была более высокого тона.

समाय (время)

[ редактировать ]

Раги в Калян Таат, включая Яман, следует исполнять в первой четверти ночи.

Калян описывается Мешакарной (1570 г.) как «господин в белых одеждах и жемчужном ожерелье на великолепном львином троне, под королевским зонтиком, обмахиваемый венчиком и жующий бетель». [ 2 ]

Эта рага пропагандирует романтизм. Она звучит романтично, мы видим, что в Болливуде многие романтические песни основаны на этой раге.

Текст песни такой: [ 2 ]

Hey friend, without my lover
I don't find peace
At any moment of the day;
Since my lover went away
I spend my nights counting the stars

Историческая информация

[ редактировать ]

Яман или Калян: древняя индийская рааг

[ редактировать ]

Предполагается, что Яман или Калян — это более старая индийская раага, претерпевшая эволюцию, приписываемая Амиру Хусро (1253–1325), который также переименовал ее из Каляна в Яман. Яман Рааг уходит своими корнями в Кальян Таат, что позволяет отнести его к категории аасрея рааг внутри Каляан Таат.

Происхождение Ямана

[ редактировать ]

Вокалист хиндустани, ученый и исследователь Рамкришна Дас Надранг предполагает, что некоторые музыканты считают, что происхождение Ямана восходит к Йемену, стране на Ближнем Востоке, расположенной на южной оконечности Аравийского полуострова. Однако не существует никаких исторических свидетельств или записей о том, что уроженцы Йемена практиковали мелодию Ямана в контексте хиндустанской музыки в Индии. Следовательно, Йемен, похоже, не имеет какой-либо существенной связи с Рааг Яманом.

В традиционных рамках Гвалиорской гхараны и некоторых старых музыкальных школ хиндустани мастера музыки утверждают, что учащийся должен проникнуться верой (ИМААН) в слова своего учителя-наставника, чтобы прогрессировать в музыке. Следовательно, они подчеркивают важность «имаан лаао (подчинения афоризму)», делая Яман отправной точкой для обучения музыке. В результате термин «яман» стал синонимом «иман», тесно совпадая с термином «иман».

Рамкришна Дас выдвигает альтернативную гипотезу, предполагающую, что слово «яман» может быть связано с санскритским «Яван» (мусульманин). Эта теория утверждает, что рааг Яман произошел от Кальяана, поскольку индуистские музыканты-пуритане начали называть эту мелодию «кальян мусульманских артистов» или «яванон каа кальян». Со временем этот термин трансформировался в «яван кальян», затем «яман кальян» и, наконец, «яман».

В южноиндийской карнатической музыке подобная мелодия называется «ямуна кальяни», в то время как традиция Гвалиора Палускара представила рааг под названием «Джаймини Каляан», который потенциально соответствует названию Карнатик. Это преобразование в «Яман» было в некотором смысле уничижительным термином, поскольку оно изменило святость Кальяана из-за его сложных тональных движений, характеризующихся чрезмерными зигзагообразными узорами и внутренними пропусками или промежутками между нотами.

Яман подчеркивает ноты ни, га и ма, с ограниченным использованием саа и па во время восхождения. Напротив, Кальян делает упор на саа, па, ре, га, минимально полагаясь на ма и ни. Рааг Кальян также демонстрирует частые движения вниз, аналогичные модели Рааг Шуддха Кальян.

Атрибуция Амира Хусро и вариации

[ редактировать ]

Некоторые сторонники приписывают создание Ямана Амиру Хусро (1253–1325), суфийскому святому, поэту, певцу и придворному нескольких индийских правителей. «Рааг Вьяакаран» (1975, стр. 468-470) Бималаканты Ройчоудхури представляет четыре разновидности Ямана, среди которых Яман Хосро лишен ни и тивра ма во время восхождения, за исключением магамы. Эта конкретная мелодия пента-гексатоническая (SRGPDS'| S'DPGmGRS) с ваади га-самваади дха. Тональные движения подробно описаны на стр. 469 следующим образом (, = нижняя октава, ' = верхняя октава): SRGRS D,S RG PGmG RGRS GRS PDS' G'R'S' DP GmGRG PGRS. Это показывает, что современный Йемен значительно отличается от версии 14 века.

Эволюция и связь с Ямани

[ редактировать ]

Согласно Рамкришне Дасу, современный Яман является производным от более древнего рага, называемого «ямани», который возник на берегах реки Ямуны недалеко от Матхуры-Вриндавана или в Чайти Дхун в Варанаси. Именно Йемен кажется частью Йемена из-за того, что с ним связано название «Ямуна». Примечательно, что народная мелодия песни «Sautan Ghar Na Jaa/ Na Jaa More Saiyaan (SR SN,SD,N,R--N,RGR G~S--)» отличается уникальным и спонтанным тональным движением «Niresaa». важнейший элемент ямана, который обычно не встречается в других народных мелодиях.

Самая старая доступная песня чаити - «Piyaa se milan ham jaayeb ho raamaa piyaa se milana», написанная святым Кабиром (1398–1518) из Варанаси. В этой песне присутствуют следующие тональные структуры: N,P,N,N,N,SS SS SR SN.SD,N,R-- N,R GMG- G~S--. Обе эти тональные структуры отражают основные движения современного рааг Ямана, без тивра мадхьяма (диез-кварта). Однако антара чаити включает в себя тивра ма как неотъемлемую часть мелодии. Чайтис широко известен как «маандж хамаадж» (благодаря Пандиту Равишанкару, Али Акбар Хану, Вилаят Хану, Нихилу Банерджи). Иначе музыканты Варанаси называли их «ямани».

Влияние Тивра Мадхьяма

[ редактировать ]

Спонтанное использование тивра-мадхьяма очевидно в мелодии рааг «джангла», преобладающей в пении расия Враджа-Вриндавана (mPGMPmP NDNS’ DNP-nDP GMPmP). Однако в индийских народных мелодиях тивра ма используется редко и спонтанно. Поскольку тивра ма, комал ре и комал дха не признавались в Наатья Шастра, Брихаддеши и Сангит Ратнаакар (1245 г. н.э.), рааг Кальян не существовал в системе раагов до Мукама или до Мелакарты.

Вполне возможно, что частое использование тивра ма пропагандировалось последователями Хусро, певцами каввали и народными музыкантами, что привело к эволюции ямани в яман, сохранив при этом основные тональные движения. Кроме того, появление системы мелакарта в школах Карнатика, приписываемое Венкатамахи (~ 1630 г.), еще больше популяризировало рааг Каляан. Возможно, название «кальян» было вдохновлено популярными мелодиями санскритских стихов, читаемыми во время вечерних молитв.

Яман, или обычно называемый термином «калян», охватывает почти все тональные комбинации. Известный маэстро ситара Абдул Халим Джаффер Хан обычно утверждал: «Йе ман джо чаахе вахи яман хай», подчеркивая обширные возможности тональных комбинаций в Ямане.

Важные записи

[ редактировать ]

Песни из фильмов

[ редактировать ]

Ниже приводится список песен из фильмов по мотивам Ямана.

Песня Фильм Композитор Певица
«Это режим, к которому нужно идти» Аанди РДБурман Лата Мангешкар , Кишор Кумар
«Джия ле гайо джи мора» Анпад Мадан Мохан Лата Мангешкар
«Наам Гум Джаайега» Подсвечник РДБурман Лата Мангешкар , Бхупиндер Сингх
«Расик Балма» Чори Чори Шанкар-Джайкишан Лата Мангешкар
«Чандан в теле» Сарасвати Чандра Калянджи-Ананджи Лата Мангешкар , Мукеш
«Я никогда ничего в жизни не забывал». дождливая ночь Рошан Лата Мангешкар , Мохаммед Рафи
"Джеб Дип Джейл Аана" Читчор Равиндра Джайн Хемлата (певица) , К.Дж. Йесудас
«Есть песня о любви» Шор (фильм) Лакшмикант-Пьярелал Лата Мангешкар , Мукеш
«Спасибо тебе». Джунгли Шанкар-Джайкишан Лата Мангешкар , Мохаммед Рафи
«Немного произошло». Праведность Мадан Мохан Лата Мангешкар
"Кабхи Кабхи Мере Дил Мейн" никогда никогда Хайям Лата Мангешкар , Мукеш
"Бей и бей Райну" परिचाय РДБурман Лата Мангешкар , Бхупиндер Сингх
" Аят " Баджирао Мастани Санджай Лила Бхансали Ариджит Сингх , Муджтаба Азиз Наза , Шадаб Фариди , Альтамаш Фариди , Фархан Сабри
«Лаал Ишк» Голион Ки Рааслила Рам-Лила Санджай Лила Бхансали Ариджит Сингх , Осман Мир , Алтамаш Фариди
"Чаля"

(слабая основа)

Джаван Анируд Равичандер Ариджит Сингх
«По вашему желанию» Анурод Лакшмикант-Пьярелал Кишор Кумар
«Джи хочет встретиться глазами» Дил Привет Хай Рошан Аша Бхосле
«Вытащи меня из дома» Папа говорит Раджеш Рошан Удит Нараян
«Приди в мою жизнь» Хиндустани Кинг Надим-Шраван Алка Ягник , Удит Нараян
«Всегда хотел тебя» Девдас Исмаил Дарбар Кавита Кришнамурти
«Сегодня я молюсь» Баджирао Мастани Санджай Лила Бхансали Джавед Башир
«Выйди из кухни» Прем Гит Джагджит Сингх Джагджит Сингх
«Одно сердце, одна любовь» Падмаават Санджай Лила Бхансали Шивам Патхак , Муджтаба Азиз Наза
"Вох Шам Куч Аджиб Тхи" Хамоши Хемант Кумар Кишор Кумар
"Эй Хайрате" Учитель А. Р. Рахман Алка Ягник , Харихаран , А.Р. Рахман
"Салам-Э-Ишк Мери Джаан" Мукаддар Ка Сикандар Калянджи-Ананджи Лата Мангешкар , Кишор Кумар
«Инхи вход в систему не» Пакиза Наушад Лата Мангешкар
«Да, Ре, Бадра Байри, да» Громкий шум Мадан Мохан Лата Мангешкар
«Какие у тебя похвалы за твою красоту?» Лидер Наушад Лата Мангешкар , Мохаммед Рафи
"Бхули Хуэй Яадон Муджхе Ина" Санджог Мадан Мохан Мукеш
«Ох, джаб яад аай» Парасмани Лакшмикант-Пьярелал Лата Мангешкар , Мохаммед Рафи
«Сердцу будет больно видеть своего сына». Palki Наушад Суман Калянпур , Мохаммед Рафи
«Юнь Шабнам» Саавария Монти Шарма Партхив Гохил
«Тогда почему бы тебе не отвести мой высокомерный взгляд» Это снова будет утро Хайям Аша Бхосле , Мукеш
«Как жилось без тебя?» Анита Лакшмикант-Пьярелал Мукеш
"Кей Сера Сера" вызов А. Р. Рахман Кавита Кришнамурти , Шанкар Махадеван
«Нити любви» Хаиш Лага Ке Хаас Ану Малик Папон , Монали Тхакур
«Я не хочу думать о любви к тебе». Девана Надим-Шраван Кумар Сану
«Абхи На Джао Чходакар» Хум Доно Джайдев Аша Бхосле , Мохаммед Рафи
«Что такое волшебство в любви?» Папа говорит Раджеш Рошан Алка Ягник , Кумар Сану
«Это путешествие сказало многое» 1942: История любви РДБурман Шибаджи Чаттерджи
«Мир так же важен, как и работа» масум РД Бурман Бхупиндер Сингх , Суреш Вадкар
"До Наина Аур Эк Кахани" масум РД Бурман Аарти Мукерджи
«Заткни свою любовь в моем сердце» Мамта Рошан Лата Мангешкар , Хемант Кумар
«Слезы жизни тяжелы» Уход Даттарам Вадкар Мукеш
«Маусам Хай Аашикана» Пакиза Наушад Лата Мангешкар
  1. ^ Кауфманн (1968)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Есть 1997 год.
  3. ^ Кауфманн 1968
  4. ^ Багчи 1998 г.

Литература

[ редактировать ]

Бор, Джоп (1997), The Raga Guide , Шарлоттсвилл, Вирджиния: Nimbus Records
Кауфманн, Уолтер (1968), Раги Северной Индии , Калькутта: Оксфорд и издательская компания IBH .
Багчи, Сандип (1998), Над, Понимание музыки рага , Мумбаи: Эшвар (Business Publications Inc.) .
Бхатт, Балвантрей (1964–1974), Бхаваранга , Варанаси: Мотилал Барнасидас .
Гандхарва, Кумар (1965), Анупарагавиласа , Бомбей: Маудж Пракашан .
Патвардхан, Винаяк Рао (1961–74), Рага Виджняна , Пуна: Сангит Гаурав Грантхамала .
Шривастава, Харичандра (1973–79), Рага Парикая , Аллахабад: Сангит Садан Пракашан .
Теланг, Гокуланд; Бхартенду, Банвари Лал (1962), Сангита Рага Аштачапа , Хатрас: Сангит Карьялайя .
Тхакар, Васант Ваман, Сангита Рага Даршана , Праяг: Гандхарва Махавидьялайя Мандал Пракашан .
Рао, Б. Субба (1964–66), Раганидхи , Мадрас: Музыкальная академия .
Бхатт, Дживанлал (1950), Сангит Паричай , Дели: Атмарам и сыновья .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d39dd4a72f5edc2649667fab76b287f__1721817000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/7f/3d39dd4a72f5edc2649667fab76b287f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yaman (raga) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)