Кедар (рага)
Таат | Калян |
---|---|
Тип | Чанчал рага |
Время суток | 1-й год пения |
Сезон | Нет конкретного сезона, но поют в основном в сезон дождей. |
Расставаться | С М Г П Д Н Ṡ |
Защити это | Ṡ Н Д П М̄ П М Р С |
Пакад | Пакад тивра этой раги: са ма га па ме ( ) маре са. |
Парень | सा म ग प मे ( тивра ) म रे सा |
Провода | И |
Самавади | на |
Синоним | Хамер мужчины |
Эквивалент | Хамир , Гауд Саранг , Камод, Чхайанат . |
Похожий | Рага Хамир Кальяни (Карнатическая классическая музыка) |
классическая музыка хиндустани |
---|
Концепции |
Жанры |
Таат |
Рага Кедар , также известная как Кедара , — хиндустани классическая рага . Названная в честь Господа Шивы , рага занимает высокий пьедестал в индийской классической музыке . Для него характерно множество мелодичных оборотов. Эта рага представляет собой повторение свар सा и म. Принято считать, что он обладает большой тепловой энергией и считается Раагини Раага Дипака. В то время как от Шуддха Мадхьямы (м) к Панчаме (П), прикосновение Гандхары (G) или плавный переход от Гандхары (G) к Панчаме (П), выраженный как м ГП, является более распространенным способом мгновенного проявления раги.
Источник
[ редактировать ]Рага возникает из Кальян Тхат . Эта рага названа в честь Господа Шивы и любима Господом Кришной . Господь Кришна сыграл эту рагу на своей флейте, и все в Гокуле были загипнотизированы.
Техническое описание
[ редактировать ]Рага имеет природу шаадава-сампурны , т.е. в ее арохане (восхождении) используются только шесть нот, а в аварохане (нисхождении) используются все семь нот. В целом развитие раги сильно нелинейно, что затрудняет уловление ее сути с помощью ароханы и авароханы .
В раге используются только естественные ( шуддха ) варианты Второй (R), Третьей (G) и Шестой (D), как естественные, так и острые ( tivra ) версии Четвертой (м и М соответственно» (m -tivra , M - шуддх )" и преимущественно естественные версии Седьмой (Н), но иногда и ее плоская ( комал ) версия (н).
Сплит : SM, M'P DM, DNS`
Аварохана : С' НДП, м НДПМ~, СРС
Пакад : SM, MP, m P m P, DPM, RS
Ноты раги: srgm (m is tivra ) pdn s.
Самая заметная ( вади ) нота — М, а вторая по значимости ( самвади ) — С.
समाय
[ редактировать ]Рагу следует петь ночью. Его поют в первом прахаре ночи. Большинство раг с тивра ма (М) поются ночью (согласно теории времени раг).
Дополнительная информация
[ редактировать ]Переход от D к M через P — это сердце раги. Эту фразу повторяют снова и снова. G используется как форшлаг при переходе от m к P. Движения в раге от одной свары к другой сложны, и степень использования разных свар часто зависит от певца. и Кедаром образуют Калян Панчак или Панчья Кедар — одна из пяти раг, которые вместе с Хамиром , Гауд Сарангом , Камодом, Чхайнатом . Кедар — древняя рага, в которой представлены классические песни разных жанров, такие как кхайалы , тумрисы , дхрупады , а также легкие классические песни на ее основе.
По словам Гуру Грантха Сахиба , рага Кедара (ਕੇਦਾਰਾ) выражает и заставляет ум осознать истинный характер души. Он практично и заботливо передает эмоции честности, порядочности и правдивости. Этот подход запоминается, так что разум становится осознанным, не вызывая цинизма.
Варианты
[ редактировать ]- Адамбари Кедар
- Ананди Кедар
- Басанти Кедар
- Чандни Кедар
- Дипак Кедар
- Джаладхар Кедар
- Кедар Бахар
- Кедари Малхар
- Слёзы Кедар
- Нат Кедар
- Шуддха Кедар
- Шьям Кедар
- Тилак Кедар
Песни из фильмов
[ редактировать ]Язык: Хинди
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Певцы |
---|---|---|---|
Дхарсан До Ган Шьям [ 1 ] | Нарси Бхагат | Шанкар Рао Вьяс | Хемант Кумар , Манна Дей , Судха Малхотра , Г.С.Непали и Рави |
Чтобы дать нам силу человека [ 2 ] | Комитет (фильм 1971 года) | Васант Десаи | Вани Джайрам и хор |
Главное безумие, мой человек, безумие | Ашиана | Мадан Мохан | Саид Махмуд |
Ты будешь таким, если мы встретимся снова [ 3 ] | Один путешественник и одна красавица | ОП Найяр | Аша Бхосле и Мохаммед Рафи |
Поговорить с Бансури | Саван Ко До | Радж Камаль | K. J. Yesudas |
Что мне делать на кровати? | Могол-э-Азам | Наушад | Лата Мангешкар |
Песни, перечисленные ниже, звучат ближе к Хамиру Кальяни (Карнатик), который похож на Кедар (Хиндустани).
[ редактировать ]тамильский
[ редактировать ]
Язык : телугу
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Певцы |
---|---|---|---|
Шридеви | Шри Венкатешвара Махатьям | Пендьяла (композитор) | С. Варалакшми |
Садхинчануна | Рахасьям (фильм 1967 года) | Гантасала (музыкант) | Гантасала (музыкант) и П. Сушила |
Ни Мадху Мурали Гаана Лила | Преданный Джаядева | С. Раджешвара Рао | Гантасала (музыкант) |
Лалита Каларадханало | Кальяни (фильм 1979 года) | Рамеш Найду | ИП Баласубрахманьям |
Неа
[ редактировать ]Ниже приведены фильмы, в которых использовался материал из раги Кедар:
- Могол ( 1960 -э-Азам ) - Лата Мангешкар
- Боле то бансури кахи - Саван Ко Аане До (1979) - Йесудас
- Даршан ду Гханашьям наат - Нарси Бхагат (1957) - Хемант Кумар , Манна Дей , Судха Малхотра , Хор
- Дать власть людям - Гудди (1971) - Вани Джайрам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мани, Чарулатха (13 сентября 2013 г.). «Радость Хамиркальяни» . Индуист . ISSN 0971-751X . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ GoldMinesGaaneSuneAnsune. «ХумкоМанКиШактиДена» . ютуб (видеостриминг) . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ СЭПЛвинтаж. «АапЮнХиАгарХумсеМилтеРахе» . ютуб (видеостриминг) . Проверено 29 апреля 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Чандра Канта
- «Рааг Кедар - Индийская классическая музыка - Tanarang.com» . www.tanarang.com . Проверено 31 мая 2021 г.
- «Рага Кедар – Перспектива» . Музыкальный архив Раджана Паррикара . Проверено 31 мая 2021 г.
- «О вариантах Кедара» . Музыкальный архив Раджана Паррикара . Проверено 31 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рага Кедар – Перспектива
- SRA на Самай и Рагас
- «Знай свою Рагу: Таат» . 14 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2007 г.
- «Архив статей Sawf о классической индийской музыке» . 10 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г.
- «Океан Рагас» . www.oceanofragas.com .