Мадан Мохан (композитор)
Мадан Мохан | |
---|---|
Рожденный | Мадан Мохан Кохли 25 июня 1924 г. |
Умер | 14 июля 1975 г. Бомбей , Махараштра , Индия | (51 год)
Национальность | Индийский |
Род занятий | Музыкальный руководитель, певец |
Годы активности | 1950–1975 |
Дети | Санджив Кохли Самир Кохли |
Родственники | Анджу Махендру (племянница) |
Награды | 1971: Национальная кинопремия за лучшую музыкальную режиссуру - Дастак |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Мадан Мохан Кохли (25 июня 1924 — 14 июля 1975), более известный как Мадан Мохан , был индийским музыкальным руководителем 1950-х, 1960-х и 1970-х годов. Его считают одним из самых мелодичных и опытных музыкальных режиссеров хинди -киноиндустрии . [ 1 ] Его особенно помнят за бессмертные газели, которые он сочинял для фильмов на хинди. Некоторые из его лучших работ связаны с певцами Латой Мангешкар , Мохаммедом Рафи и Талатом Махмудом . [ 2 ] [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Мадан Мохан родился 25 июня 1924 года в Багдаде , где его отец Рай Бахадур Чунилал Кохли работал главным бухгалтером в иракской полиции. Первые годы своей жизни Мадан Мохан провел на Ближнем Востоке. [ 4 ] После 1932 года его семья вернулась в родной город Чаквал , затем в район Джелум штата Пенджаб , Британская Индия. [ 5 ] Его оставили на попечение бабушки и дедушки, а его отец уехал в Бомбей в поисках возможностей для бизнеса. он посещал местную школу в Лахоре Следующие несколько лет . Во время своего пребывания в Лахоре он на очень короткий период изучил основы классической музыки у некоего Картара Сингха, однако так и не получил никакого формального музыкального образования. [ 6 ] Некоторое время спустя его семья переехала в Мумбаи , где он закончил старший Кембриджский университет в школе Святой Марии в Бикулле , Мумбаи . В Мумбаи в возрасте 11 лет он начал выступать в детских программах, транслируемых Всеиндийским радио . В 17 лет он поступил в Кембриджскую школу полковника Брауна в Дехрадуне , где и завершил последние годы обучения. [ 3 ] [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Он присоединился к армии в звании младшего лейтенанта в 1943 году. Он прослужил там два года до конца Второй мировой войны , когда покинул армию и вернулся в Мумбаи , чтобы заняться своими музыкальными интересами. В 1946 году он присоединился к Всеиндийскому радио в Лакхнау в качестве помощника программы, где познакомился с различными артистами, такими как Устад Файяз Хан , Устад Али Акбар Хан , Бегум Ахтар и Талат Махмуд . В эти дни он также сочинял музыку для программ, которые транслировались на Всеиндийском радио . В 1947 году его перевели на Всеиндийское радио в Дели, где он проработал недолго. Он очень любил петь, и поэтому в 1947 году ему представился первый шанс записать две газели , написанные Бехзадом Лукнави, Аане Лага Хай Кой Назар Джалва Гар Муджхе и Ис Рааз Ко Дуния Джаанти Хай . Вскоре после этого, в 1948 году, он записал еще две частные газели , написанные Диваном Шараром: «Во Аайе То Махфил Мейн Итлаате Хуйе Аайе» и «Дуния Муджхе Кахти Хай Ке Мейн Туджко Бхулаа Дун» . В 1948 году ему представилась первая возможность спеть кинодуэтом. Пинджаре Мейн Бюльбюль Боле и Мера Чхотаса Дил Доул с Латой Мангешкар под руководством композитора Гулама Хайдера (композитора) для фильма «Шахид» , хотя эти песни никогда не выпускались и не использовались в фильме. Между 1946 и 1948 годами он помогал композиторам С.Д. Бурману в « До Бхаи » и Шьяму Сундару в «Актрисе». [ 8 ]
Музыкальный руководитель
[ редактировать ]Свой первый большой прорыв он сделал в фильме «Аанхен» в 1950 году, который ознаменовал начало длительного сотрудничества с Мохаммедом Рафи . Его следующим фильмом был «Адаа» , который положил начало длительному сотрудничеству с Латой Мангешкар ; оба впоследствии пели во многих его фильмах. Две из написанных им песен для Шараби - «Sawan ke maheeney mein» и «Kabhi na Kabhi koi na koi toh aayega», обе снятые для Дева Ананда , являются одними из самых известных исполнений Мохаммеда Рафи. Кроме того, другие его композиции, такие как «Wo Chup Rahen To» из фильма «Jahan Ara» (1964) и «Maine Rang Li Aaj Chunariya» из «Dulhan Ek Raat Ki двумя подобными примерами являются » (1966). Мадан также мог писать песни для певцов-мужчин, таких как Талат Махмуд ( Пхир вахи Шаам, вахи гхам, вахи танхаайи хай , Мейн Тери Назар Ка Сурур Хун и Тери Анкх Ке Ансу из Джахан Ара и Мери Яад Мейн Тум На из Мадхоша ). и Мохаммед Рафи ( Эк Хасин Шам Ко из Дулхана Эк Раат Ки , Киси Ки Яад Мейн из Джахан Ара , Майн Нигахен Тере Чехере Се из Аап Ки Парчайян , Аап Ке Пехлун Майн Аакар Ро Дийе из Мера Саайя , Йе Дуния Йе Мехфил Мере Каам Ки Нахин из Хир Ранджха , Тере Дар Пе Ааяа Хун из Лейла-Маджну , преследующая на все времена Мери Авааз Суно и Тумхаре Зульф Ке Сайен из Наунихала , Тери Аанхон Ке Сива Мейн Дуния из Чираага также . Мадан обычно не нанимал Кишора Кумара . Тем не менее, их партнерство также создавало песни; в эту категорию попадают такие песни, как Simti Si, Sharmai Si из Parwana , Zaroorat Hai, Zaroorat Hai из Manmauji , заглавная песня из Ek Muthi Aasman , Mera Naam Abdul Rehman из Bhai Bhai и Aai Hasino, Naazanino из Chacha Zindabad . Мадан часто сотрудничал с авторами текстов Раджей Мехди Али Ханом , Кайфи Азми , Раджиндером Кришаном , Сахиром Лудхианви и Маджрухом Султанпури В своих фильмах .
В 1957 году он выпустил фильм « Дех Кабира Ройя» , в котором легендарная певица Манна Дей подарила свой голос мелодичной Каун Аайа Мере Ман Ке Двааре и незабываемым номерам, таким как Тум Бин Дживан Кайса Дживан в фильме «Баварчи» . В дополнение к этому он попросил Лату спеть номера Tu Pyaar Kare Ya Thukraaye и Meri Veena Tum Bin Roye , а также использовал Талата Махмуда для песни Hum Se Aaya Na Gaya в том же фильме. Однажды в интервью Манна Дей вспомнил, что Мадан Мохан просил его проявлять особую осторожность при пении Kaun Aaya Mere Man Ke Dwaare .
Мадан написал фильм » Четана Ананда ( «Хакикат 1964) с Балраджем Сахни и Дхармендрой в главных ролях , основанный на китайско-индийской войне 1962 года. В нем он использовал Рафи, который пел такие номера, как Кар чале хум фида , Майн Йе Соч. Кар . Лата использовалась в песне Zara Si Aahat Hoti Hai и в неэкранизированной песне «Khelo na mere dilse». И в том же фильме Рафи, Талат, Манна Дей и Бхупендра поют Hoke Majboor Mujhe Usne Bhulaya Hoga . Бхупендра также впервые появился на экране, задолго до того, как зарекомендовал себя как певец. Эта песня также является единственной песней, в которой четыре певца-мужчины с самым высоким рейтингом объединили голоса в одной песне. В 1966 году он снова выступил в паре с Латой Мангешкар для Mera Saaya .
Затеей Мадана Мохана стала Раджа Хослы версия «Женщины в белом» под названием Woh Kaun Thi ? , В этом фильме есть три соло Латы ( Nina barse rim jhim rim jhim , Lag ja gale [приди, обними меня] и Jo humne daastaan apni sunayee ) и дуэт Лата.
Конец пятидесятых, шестидесятые и начало семидесятых годов были самым продуктивным периодом в карьере Мадана Мохана. Его песни тех десятилетий включают композиции для таких фильмов, как Adalat , Anpadh , Dulhan ek raat ki , Mera Saya , Dastak , Hanste Zakhm , Heer Raanjha , Maharaja и Mausam , среди многих других. Его второй последний поклон был за фильм «Чалбааз» , вышедший через пять лет после его смерти . В 1970 году, во времена перемен в западной музыке, он написал музыку на основе раг для « Раджиндера Сингха Беди » Дастака и выиграл свою единственную Национальную кинопремию 1971 года за лучшую музыкальную режиссуру . Его песни в исполнении Латы Мангешкар до сих пор считаются ее лучшими. [ 9 ]
Его наследие было бы неполным без упоминания газели, которую он сочинил для фильма «Дил Ки Рахейн» – «Расм-е-ульфат ко нибхаейн то нибхаейн кайсе». Шайаром (автором текста) газели был Накш Лалаялпури, и ее спела Лата Мангешкар. Это считается одной из лучших песен Латы Мангешкар за всю историю.
Сын Мадана Мохана Санджив Кохли воссоздал 11 неиспользованных композиций своего покойного отца для саундтрека к Яша Чопры фильму 2004 года «Вир-Заара» . Позже Кохли выпустил альбом "Tere Baghair", в который вошли некоторые песни Мадана Мохана.
Массовое обращение
[ редактировать ]Лата Мангешкар окрестила его «Газаль ка Шехзадаа», или Принц Газелей. Даже сама Лата заявила на живом концерте в конце 1990-х, что композиции Мадана Мохана ей трудно освоить. Большинство лучших киноактёров того времени (которые также были руководителями студий) вошли в курс любимых композиторов (например, у Раджа Капура был Шанкар Джайкишан, у Дева Ананда были бирманцы, у Дилипа Кумара был Наушад и т. д.). Следовательно, ему часто было трудно найти задания. Его номинация на премию Filmfare Award 1964 года как лучший музыкальный руководитель за фильм «Во Каун Тхи» . В напряженной гонке и Мадан, и Шанкар Джайкишан ( Сангам ) проиграли относительному новичку Лакшмиканту Пьярелалу , который забил Дости .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Постоянная борьба Мадана отразилась на его жизни, и он начал сильно пить. Он умер от цирроза печени 14 июля 1975 года. Перед похоронами его тело подняли актеры — Раджеш Кханна , Дхармендра , Амитабх Баччан и Раджендра Кумар . [ 10 ]
В 2004 году неиспользованные мелодии Мадана были воссозданы его сыном Сандживом Кохли для Яша Чопры фильма «Вир-Заара в главных ролях » с Шах Рукх Кханом , Прити Зинтой и Рани Мукерджи . Тексты написал Джавед Ахтар , и Лата Мангешкар была приглашена еще раз спеть большинство сочиненных им мелодий. [ 11 ] Музыка получила высокую оценку и признание критиков. Он был награжден премией IIFA 2005 за музыкальное направление для Veer-Zaara . [ 12 ]
В 2023 году Притам написала песню «What Jhumka?» из фильма Rocky Aur Rani Kii Prem Kahaani в главных ролях с Ранвиром Сингхом и Алией Бхатт , адаптированная из песни Мадана 1966 года « Jhumka Gira Re » из фильма Mera Saaya , была выпущена 12 июля. В песне приняли участие Сингх и Бхатт, ее исполнили Ариджит Сингх , Джонита Ганди и Сингх, а слова написал Амитабх Бхаттачарья .
Книги о Мадане Мохане
[ редактировать ]«Мадан Мохан: Незабываемый композитор – под редакцией В.М. Джоши и Суреша Рао» представляет аналитический взгляд на творчество композитора. В него вошли статьи Санджив Кохли, Акшая Кохли, О. П. Датты, Уттама Сингха, Б. Р. Ишары, доктора Ашока Ранаде, Алки Део Марулкара, Мридулы Джоши, доктора Кирти Шриваставы, Дипака Джесвала и многих других; интервью с Латой Мангешкар, Шреей Гошал, Махалакшми Айером и Реханой Султан, а также фильмография Мадана Мохана.
Стиль
[ редактировать ]Музыка Мадана характеризовалась его огромной способностью объединять элементы индийской классической музыки в новый стиль кинопесен на хинди . У него был острый и чувствительный слух к нюансам индийских классических мелодий, и он сочетал их с элементами западной музыки, такими как гармонии, чтобы создать стиль музыки, который мог быть оценен как поклонниками классической музыки, так и обычным человеком.
Фильмография
[ редактировать ]Год | Название фильма | Примечания |
---|---|---|
1950 | глаза | |
1951 | Ты | |
1951 | Мадхош | |
1952 | Он идет на компромисс | |
1952 | Анжаам | |
1952 | Красивый | |
1952 | Нирмохи | |
1953 | Бааги | |
1953 | дядя Чоудхари | |
1953 | Дхун | |
1954 | Обвинение | |
1954 | Мастана | |
1955 | благодарность | |
1955 | Железнодорожная платформа | |
1956 | Бхай-Бхай | |
1956 | Пятьдесят пятьдесят | |
1956 | Мем Сахиб | |
1956 | Карманный Но | |
1957 | Всегда | |
1957 | Чхоте Бабу | |
1957 | Увидеть Кабхиру Ройю | |
1957 | Ворота Индии | |
1957 | Самундар | |
1957 | Шеру | |
1958 | Ахри Дао | |
1958 | Адалат | |
1958 | Чандан | |
1958 | Одна школа | |
1958 | тюремщик | |
1958 | Казначей | |
1958 | плохие деньги | |
1958 | Ночной клуб | |
1959 | отец сын | |
1959 | Менеджер банка | |
1959 | Дядя Зиндабад | |
1959 | Дуния На Маане | |
1959 | Джагир | |
1959 | Министр | |
1959 | Мор | |
1960 | Прошу прощения | |
1961 | Санджог | |
1961 | Командир | |
1962 | Анпад | Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель |
1962 | Манмауджи | |
1963 | Живи один | |
1964 | Ваш опекун | |
1964 | Газель | |
1964 | Реальность | |
1964 | Джахан Ара | |
1964 | Пуджа Ке Пхул | |
1964 | Алкоголь | |
1964 | Сухаган | |
1964 | Кто это? | Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель |
1965 | Бомбейский ипподром | |
1965 | Новый закон | |
1965 | Голубое небо | |
1965 | Риште Наате | |
1966 | Дак Гар | |
1966 | невеста одной ночи | |
1966 | Ладка Ладки | |
1966 | моя тень | |
1966 | Я желаю тебе всего наилучшего | |
1967 | Домашняя лампа | |
1967 | Когда вы помните, что кто-то приходил? | |
1967 | Наунихал | |
1967 | Наваб Сираджуддаула | |
1968 | Одна черная улыбка | |
1969 | Чираг | |
1970 | Ручка | Выигран - Национальная кинопремия за лучшую музыкальную режиссуру. |
1970 | Хир Раанджа | |
1970 | Анчал матери | |
1970 | Махараджа | |
1971 | Парвана | |
1972 | Баварчи | |
1972 | Пытаться | |
1972 | Султана Даку | |
1973 | Горсть неба | |
1973 | Хансте Захм | |
1973 | Хиндустан Ки Касам | |
1973 | Прабхат | |
1973 | Дил Ки Рахен | |
1974 | Реальность | |
1974 | Чоукидар | |
1975 | сезон | Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель |
1976 | Лейла Меджну | |
1976 | Шарафат трахнул меня | |
1977 | Сахеб Бахадур | |
1978 | Дорога | |
1979 | Инспектор Игл | Посмертно выпущен |
1980 | Чаал Бааз | Посмертно выпущен |
2004 | Веер-Заара | Посмертно выпущен Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель Номинация - Премия Гильдии продюсеров за лучший музыкальный руководитель Выиграл Bollywood Movie Awards как лучший музыкальный руководитель. |
2023 | История любви Рокки и Рани | Посмертно выпущен Совместно с Притамом написал песню "What Jhumka?" |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Король мелодии [ мертвая ссылка ] . Индус (20 июля 2001 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Иштиак Ахмед (16 сентября 2016 г.). «Вклад Пенджаба в кино - XII» . «Фрайдей Таймс» (газета) . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Аруначалам, Парам (21 июня, 2015 г.) Ретроспектива Болливуда: Музыкальное наследие композитора Мадана Мохана в 5 песнях . ДНК Индии . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Манек Премчанд (27 декабря 2018 г.). Вчерашние мелодии, сегодняшние воспоминания . Идея Пресс. стр. 251–. ISBN 978-1-64429-877-0 .
- ^ Его путешествие . madamohan.in .
- ^ Снимок . madanmohan.in .
- ↑ Отрывок из книги: Мохаммед Рафи – Золотой голос серебряного экрана . ДНК Индии (3 января 2016 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
- ↑ Покойный Мохаммед Рафи доставлял радость музыкальному руководителю, говорит автор Суджата Дев . Таймс оф Индия . 30 сентября 2015 г.
- ^ Невероятный сладкий звук - Мадан Мохан. Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Санджив Кохли откровенно рассказывает о своем отце, покойном Мадане Мохане . M.filmfare.com (12 мая 2018 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Мадан Мохан продолжает жить . Rediff.com (6 октября 2004 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Награды IIFA 2005» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 21 июля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гульзар; Говинд Нихалани; Сайбал Чаттерджи (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7991-066-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- madanmohan.in , веб-сайт Мадана Мохана, созданный и поддерживаемый его сыновьями.
- Мадан Мохан на IMDb
- Вечная композиция под названием Мадан Мохан , трибьют Мадан Мохан.