Jump to content

Мадан Мохан (композитор)

Мадан Мохан
Мохан в журнале Filmindia , 1946 год.
Рожденный
Мадан Мохан Кохли

( 1924-06-25 ) 25 июня 1924 г.
Умер 14 июля 1975 г. (1975-07-14) (51 год)
Национальность Индийский
Род занятий Музыкальный руководитель, певец
Годы активности 1950–1975
Дети Санджив Кохли
Самир Кохли
Родственники Анджу Махендру (племянница)
Награды 1971: Национальная кинопремия за лучшую музыкальную режиссуру - Дастак
Веб-сайт Официальный сайт

Мадан Мохан Кохли (25 июня 1924 — 14 июля 1975), более известный как Мадан Мохан , был индийским музыкальным руководителем 1950-х, 1960-х и 1970-х годов. Его считают одним из самых мелодичных и опытных музыкальных режиссеров хинди -киноиндустрии . [ 1 ] Его особенно помнят за бессмертные газели, которые он сочинял для фильмов на хинди. Некоторые из его лучших работ связаны с певцами Латой Мангешкар , Мохаммедом Рафи и Талатом Махмудом . [ 2 ] [ 3 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Мадан Мохан родился 25 июня 1924 года в Багдаде , где его отец Рай Бахадур Чунилал Кохли работал главным бухгалтером в иракской полиции. Первые годы своей жизни Мадан Мохан провел на Ближнем Востоке. [ 4 ] После 1932 года его семья вернулась в родной город Чаквал , затем в район Джелум штата Пенджаб , Британская Индия. [ 5 ] Его оставили на попечение бабушки и дедушки, а его отец уехал в Бомбей в поисках возможностей для бизнеса. он посещал местную школу в Лахоре Следующие несколько лет . Во время своего пребывания в Лахоре он на очень короткий период изучил основы классической музыки у некоего Картара Сингха, однако так и не получил никакого формального музыкального образования. [ 6 ] Некоторое время спустя его семья переехала в Мумбаи , где он закончил старший Кембриджский университет в школе Святой Марии в Бикулле , Мумбаи . В Мумбаи в возрасте 11 лет он начал выступать в детских программах, транслируемых Всеиндийским радио . В 17 лет он поступил в Кембриджскую школу полковника Брауна в Дехрадуне , где и завершил последние годы обучения. [ 3 ] [ 7 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Он присоединился к армии в звании младшего лейтенанта в 1943 году. Он прослужил там два года до конца Второй мировой войны , когда покинул армию и вернулся в Мумбаи , чтобы заняться своими музыкальными интересами. В 1946 году он присоединился к Всеиндийскому радио в Лакхнау в качестве помощника программы, где познакомился с различными артистами, такими как Устад Файяз Хан , Устад Али Акбар Хан , Бегум Ахтар и Талат Махмуд . В эти дни он также сочинял музыку для программ, которые транслировались на Всеиндийском радио . В 1947 году его перевели на Всеиндийское радио в Дели, где он проработал недолго. Он очень любил петь, и поэтому в 1947 году ему представился первый шанс записать две газели , написанные Бехзадом Лукнави, Аане Лага Хай Кой Назар Джалва Гар Муджхе и Ис Рааз Ко Дуния Джаанти Хай . Вскоре после этого, в 1948 году, он записал еще две частные газели , написанные Диваном Шараром: «Во Аайе То Махфил Мейн Итлаате Хуйе Аайе» и «Дуния Муджхе Кахти Хай Ке Мейн Туджко Бхулаа Дун» . В 1948 году ему представилась первая возможность спеть кинодуэтом. Пинджаре Мейн Бюльбюль Боле и Мера Чхотаса Дил Доул с Латой Мангешкар под руководством композитора Гулама Хайдера (композитора) для фильма «Шахид» , хотя эти песни никогда не выпускались и не использовались в фильме. Между 1946 и 1948 годами он помогал композиторам С.Д. Бурману в « До Бхаи » и Шьяму Сундару в «Актрисе». [ 8 ]

Музыкальный руководитель

[ редактировать ]

Свой первый большой прорыв он сделал в фильме «Аанхен» в 1950 году, который ознаменовал начало длительного сотрудничества с Мохаммедом Рафи . Его следующим фильмом был «Адаа» , который положил начало длительному сотрудничеству с Латой Мангешкар ; оба впоследствии пели во многих его фильмах. Две из написанных им песен для Шараби - «Sawan ke maheeney mein» и «Kabhi na Kabhi koi na koi toh aayega», обе снятые для Дева Ананда , являются одними из самых известных исполнений Мохаммеда Рафи. Кроме того, другие его композиции, такие как «Wo Chup Rahen To» из фильма «Jahan Ara» (1964) и «Maine Rang Li Aaj Chunariya» из «Dulhan Ek Raat Ki двумя подобными примерами являются » (1966). Мадан также мог писать песни для певцов-мужчин, таких как Талат Махмуд ( Пхир вахи Шаам, вахи гхам, вахи танхаайи хай , Мейн Тери Назар Ка Сурур Хун и Тери Анкх Ке Ансу из Джахан Ара и Мери Яад Мейн Тум На из Мадхоша ). и Мохаммед Рафи ( Эк Хасин Шам Ко из Дулхана Эк Раат Ки , Киси Ки Яад Мейн из Джахан Ара , Майн Нигахен Тере Чехере Се из Аап Ки Парчайян , Аап Ке Пехлун Майн Аакар Ро Дийе из Мера Саайя , Йе Дуния Йе Мехфил Мере Каам Ки Нахин из Хир Ранджха , Тере Дар Пе Ааяа Хун из Лейла-Маджну , преследующая на все времена Мери Авааз Суно и Тумхаре Зульф Ке Сайен из Наунихала , Тери Аанхон Ке Сива Мейн Дуния из Чираага также . Мадан обычно не нанимал Кишора Кумара . Тем не менее, их партнерство также создавало песни; в эту категорию попадают такие песни, как Simti Si, Sharmai Si из Parwana , Zaroorat Hai, Zaroorat Hai из Manmauji , заглавная песня из Ek Muthi Aasman , Mera Naam Abdul Rehman из Bhai Bhai и Aai Hasino, Naazanino из Chacha Zindabad . Мадан часто сотрудничал с авторами текстов Раджей Мехди Али Ханом , Кайфи Азми , Раджиндером Кришаном , Сахиром Лудхианви и Маджрухом Султанпури В своих фильмах .

В 1957 году он выпустил фильм « Дех Кабира Ройя» , в котором легендарная певица Манна Дей подарила свой голос мелодичной Каун Аайа Мере Ман Ке Двааре и незабываемым номерам, таким как Тум Бин Дживан Кайса Дживан в фильме «Баварчи» . В дополнение к этому он попросил Лату спеть номера Tu Pyaar Kare Ya Thukraaye и Meri Veena Tum Bin Roye , а также использовал Талата Махмуда для песни Hum Se Aaya Na Gaya в том же фильме. Однажды в интервью Манна Дей вспомнил, что Мадан Мохан просил его проявлять особую осторожность при пении Kaun Aaya Mere Man Ke Dwaare .

Мадан написал фильм » Четана Ананда ( «Хакикат 1964) с Балраджем Сахни и Дхармендрой в главных ролях , основанный на китайско-индийской войне 1962 года. В нем он использовал Рафи, который пел такие номера, как Кар чале хум фида , Майн Йе Соч. Кар . Лата использовалась в песне Zara Si Aahat Hoti Hai и в неэкранизированной песне «Khelo na mere dilse». И в том же фильме Рафи, Талат, Манна Дей и Бхупендра поют Hoke Majboor Mujhe Usne Bhulaya Hoga . Бхупендра также впервые появился на экране, задолго до того, как зарекомендовал себя как певец. Эта песня также является единственной песней, в которой четыре певца-мужчины с самым высоким рейтингом объединили голоса в одной песне. В 1966 году он снова выступил в паре с Латой Мангешкар для Mera Saaya .

Затеей Мадана Мохана стала Раджа Хослы версия «Женщины в белом» под названием Woh Kaun Thi ? , В этом фильме есть три соло Латы ( Nina barse rim jhim rim jhim , Lag ja gale [приди, обними меня] и Jo humne daastaan ​​apni sunayee ) и дуэт Лата.

Конец пятидесятых, шестидесятые и начало семидесятых годов были самым продуктивным периодом в карьере Мадана Мохана. Его песни тех десятилетий включают композиции для таких фильмов, как Adalat , Anpadh , Dulhan ek raat ki , Mera Saya , Dastak , Hanste Zakhm , Heer Raanjha , Maharaja и Mausam , среди многих других. Его второй последний поклон был за фильм «Чалбааз» , вышедший через пять лет после его смерти . В 1970 году, во времена перемен в западной музыке, он написал музыку на основе раг для « Раджиндера Сингха Беди » Дастака и выиграл свою единственную Национальную кинопремию 1971 года за лучшую музыкальную режиссуру . Его песни в исполнении Латы Мангешкар до сих пор считаются ее лучшими. [ 9 ]

Его наследие было бы неполным без упоминания газели, которую он сочинил для фильма «Дил Ки Рахейн» – «Расм-е-ульфат ко нибхаейн то нибхаейн кайсе». Шайаром (автором текста) газели был Накш Лалаялпури, и ее спела Лата Мангешкар. Это считается одной из лучших песен Латы Мангешкар за всю историю.

Сын Мадана Мохана Санджив Кохли воссоздал 11 неиспользованных композиций своего покойного отца для саундтрека к Яша Чопры фильму 2004 года «Вир-Заара» . Позже Кохли выпустил альбом "Tere Baghair", в который вошли некоторые песни Мадана Мохана.

Массовое обращение

[ редактировать ]

Лата Мангешкар окрестила его «Газаль ка Шехзадаа», или Принц Газелей. Даже сама Лата заявила на живом концерте в конце 1990-х, что композиции Мадана Мохана ей трудно освоить. Большинство лучших киноактёров того времени (которые также были руководителями студий) вошли в курс любимых композиторов (например, у Раджа Капура был Шанкар Джайкишан, у Дева Ананда были бирманцы, у Дилипа Кумара был Наушад и т. д.). Следовательно, ему часто было трудно найти задания. Его номинация на премию Filmfare Award 1964 года как лучший музыкальный руководитель за фильм «Во Каун Тхи» . В напряженной гонке и Мадан, и Шанкар Джайкишан ( Сангам ) проиграли относительному новичку Лакшмиканту Пьярелалу , который забил Дости .

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Постоянная борьба Мадана отразилась на его жизни, и он начал сильно пить. Он умер от цирроза печени 14 июля 1975 года. Перед похоронами его тело подняли актеры — Раджеш Кханна , Дхармендра , Амитабх Баччан и Раджендра Кумар . [ 10 ]

Мадан Мохан на марке Индии 2013 года

В 2004 году неиспользованные мелодии Мадана были воссозданы его сыном Сандживом Кохли для Яша Чопры фильма «Вир-Заара в главных ролях » с Шах Рукх Кханом , Прити Зинтой и Рани Мукерджи . Тексты написал Джавед Ахтар , и Лата Мангешкар была приглашена еще раз спеть большинство сочиненных им мелодий. [ 11 ] Музыка получила высокую оценку и признание критиков. Он был награжден премией IIFA 2005 за музыкальное направление для Veer-Zaara . [ 12 ]

В 2023 году Притам написала песню «What Jhumka?» из фильма Rocky Aur Rani Kii Prem Kahaani в главных ролях с Ранвиром Сингхом и Алией Бхатт , адаптированная из песни Мадана 1966 года « Jhumka Gira Re » из фильма Mera Saaya , была выпущена 12 июля. В песне приняли участие Сингх и Бхатт, ее исполнили Ариджит Сингх , Джонита Ганди и Сингх, а слова написал Амитабх Бхаттачарья .

Книги о Мадане Мохане

[ редактировать ]

«Мадан Мохан: Незабываемый композитор – под редакцией В.М. Джоши и Суреша Рао» представляет аналитический взгляд на творчество композитора. В него вошли статьи Санджив Кохли, Акшая Кохли, О. П. Датты, Уттама Сингха, Б. Р. Ишары, доктора Ашока Ранаде, Алки Део Марулкара, Мридулы Джоши, доктора Кирти Шриваставы, Дипака Джесвала и многих других; интервью с Латой Мангешкар, Шреей Гошал, Махалакшми Айером и Реханой Султан, а также фильмография Мадана Мохана.

Музыка Мадана характеризовалась его огромной способностью объединять элементы индийской классической музыки в новый стиль кинопесен на хинди . У него был острый и чувствительный слух к нюансам индийских классических мелодий, и он сочетал их с элементами западной музыки, такими как гармонии, чтобы создать стиль музыки, который мог быть оценен как поклонниками классической музыки, так и обычным человеком.

Фильмография

[ редактировать ]
Год Название фильма Примечания
1950 глаза
1951 Ты
1951 Мадхош
1952 Он идет на компромисс
1952 Анжаам
1952 Красивый
1952 Нирмохи
1953 Бааги
1953 дядя Чоудхари
1953 Дхун
1954 Обвинение
1954 Мастана
1955 благодарность
1955 Железнодорожная платформа
1956 Бхай-Бхай
1956 Пятьдесят пятьдесят
1956 Мем Сахиб
1956 Карманный Но
1957 Всегда
1957 Чхоте Бабу
1957 Увидеть Кабхиру Ройю
1957 Ворота Индии
1957 Самундар
1957 Шеру
1958 Ахри Дао
1958 Адалат
1958 Чандан
1958 Одна школа
1958 тюремщик
1958 Казначей
1958 плохие деньги
1958 Ночной клуб
1959 отец сын
1959 Менеджер банка
1959 Дядя Зиндабад
1959 Дуния На Маане
1959 Джагир
1959 Министр
1959 Мор
1960 Прошу прощения
1961 Санджог
1961 Командир
1962 Анпад Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель
1962 Манмауджи
1963 Живи один
1964 Ваш опекун
1964 Газель
1964 Реальность
1964 Джахан Ара
1964 Пуджа Ке Пхул
1964 Алкоголь
1964 Сухаган
1964 Кто это? Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель
1965 Бомбейский ипподром
1965 Новый закон
1965 Голубое небо
1965 Риште Наате
1966 Дак Гар
1966 невеста одной ночи
1966 Ладка Ладки
1966 моя тень
1966 Я желаю тебе всего наилучшего
1967 Домашняя лампа
1967 Когда вы помните, что кто-то приходил?
1967 Наунихал
1967 Наваб Сираджуддаула
1968 Одна черная улыбка
1969 Чираг
1970 Ручка Выигран - Национальная кинопремия за лучшую музыкальную режиссуру.
1970 Хир Раанджа
1970 Анчал матери
1970 Махараджа
1971 Парвана
1972 Баварчи
1972 Пытаться
1972 Султана Даку
1973 Горсть неба
1973 Хансте Захм
1973 Хиндустан Ки Касам
1973 Прабхат
1973 Дил Ки Рахен
1974 Реальность
1974 Чоукидар
1975 сезон Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель
1976 Лейла Меджну
1976 Шарафат трахнул меня
1977 Сахеб Бахадур
1978 Дорога
1979 Инспектор Игл Посмертно выпущен
1980 Чаал Бааз Посмертно выпущен
2004 Веер-Заара Посмертно выпущен
Номинация - Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель

Номинация - Премия Гильдии продюсеров за лучший музыкальный руководитель
Выиграл премию IIFA как лучший музыкальный руководитель.

Выиграл Bollywood Movie Awards как лучший музыкальный руководитель.

2023 История любви Рокки и Рани Посмертно выпущен
Совместно с Притамом написал песню "What Jhumka?"

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Король мелодии [ мертвая ссылка ] . Индус (20 июля 2001 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
  2. ^ Иштиак Ахмед (16 сентября 2016 г.). «Вклад Пенджаба в кино - XII» . «Фрайдей Таймс» (газета) . Проверено 13 января 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Аруначалам, Парам (21 июня, 2015 г.) Ретроспектива Болливуда: Музыкальное наследие композитора Мадана Мохана в 5 песнях . ДНК Индии . Проверено 9 ноября 2018 г.
  4. ^ Манек Премчанд (27 декабря 2018 г.). Вчерашние мелодии, сегодняшние воспоминания . Идея Пресс. стр. 251–. ISBN  978-1-64429-877-0 .
  5. ^ Его путешествие . madamohan.in .
  6. ^ Снимок . madanmohan.in .
  7. Отрывок из книги: Мохаммед Рафи – Золотой голос серебряного экрана . ДНК Индии (3 января 2016 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
  8. Покойный Мохаммед Рафи доставлял радость музыкальному руководителю, говорит автор Суджата Дев . Таймс оф Индия . 30 сентября 2015 г.
  9. ^ Невероятный сладкий звук - Мадан Мохан. Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Санджив Кохли откровенно рассказывает о своем отце, покойном Мадане Мохане . M.filmfare.com (12 мая 2018 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
  11. ^ Мадан Мохан продолжает жить . Rediff.com (6 октября 2004 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
  12. ^ «Награды IIFA 2005» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 21 июля 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b3461d42bda58559f10a7eac79b3c0f__1722963480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/0f/1b3461d42bda58559f10a7eac79b3c0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madan Mohan (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)