СД Бурман
СД Бурман | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Сачин Дев Бурман |
Рожденный | Кумилла , президентство Бенгалии , Британская Индия , (современный Бангладеш ) | 1 октября 1906 г.
Умер | 31 октября 1975 г. Бомбей , Махараштра , Индия (современный Мумбаи ) | (69 лет)
Жанры |
|
Род занятий |
|
Инструменты | |
Годы активности | 1932 – 1975 |
Супруг (а) | Мира Дасгупта |
Сачин Дев Бурман (1 октября 1906 - 31 октября 1975) был бенгальцем. [ 1 ] музыкальный руководитель и певец. Он был членом королевской семьи Трипура , но его отец был отстранен от престола. [ 2 ] [ 3 ] Он начал свою карьеру с бенгальских фильмов в 1937 году. Позже он начал сочинять музыку для фильмов на хинди и стал одним из самых успешных и влиятельных композиторов музыки для индийских фильмов. Берман написал саундтреки к более чем 100 фильмам, включая фильмы на бенгали и хинди. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
Помимо того, что он был разносторонним композитором, он также пел песни в народном стиле Восточной Бенгалии и легкую полуклассику. Его сын, Р.Д. Берман , также был знаменитым композитором музыки для фильмов Болливуда. [ 2 ] [ 3 ]
Композиции Бурмана исполняли ведущие певцы той эпохи, в том числе Кишор Кумар , Лата Мангешкар , Мохаммед Рафи , Гита Датт , Манна Дей , Хемант Кумар , Аша Бхосле , Шамшад Бегум , Мукеш и Талат Махмуд . В качестве певицы Бурман спела 14 песен на хинди и 13 песен из фильмов на бенгали. [ 6 ] [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]
С.Д. Бурман родился 1 октября 1906 г. [ 8 ] во дворце Типпера , Комилла , президентство Бенгалии (на территории современного Бангладеш) Раджкумари Нирмале Деви, [ 3 ] королевская принцесса Манипура и Набадвипчандра Дев Бурман из Трипура , сын Ишана Чандры Маникья , махараджи Трипура . Сачин был младшим из пяти сыновей своих родителей, всего у них было девять детей. Его мать умерла, когда ему было всего два года. [ 9 ]
Образование
[ редактировать ]Первая школа С.Д. Бурмана находилась в Kumar Boarding в Агартале , Трипура . Это была школа-интернат для сыновей королевской семьи и очень богатых людей. [ 10 ] Отец Бурмана, Раджа Набадвипчандра Деб Бурман, заметил, что учителя были больше заняты балованием сыновей знати, чем их обучением. Отец Бурмана забрал его из интерната Кумара и принял в школу Юсуфа в Комилле . [ 10 ] прежде чем он был принят в V класс школы Комилла Зилла . Он закончил зачисление в 1920 году в возрасте 14 лет. Затем он поступил в колледж Виктории в Комилле, который в настоящее время является Государственным колледжем Виктории Комилла , где он получил степень бакалавра в 1922 году, а затем степень бакалавра в 1924 году. Берман уехал в Калькутту, чтобы начать Степень магистра в Калькуттском университете , которую он не закончил, так как музыка окончательно взяла над ним верх. [ 11 ] [ 12 ] Свое формальное музыкальное образование он начал, обучаясь у музыканта К. К. Дея с 1925 по 1930 год; после этого, в 1932 году, он попал под опеку Бхишмадева Чаттопадхьяя , который был всего на три года старше его. За этим последовало обучение у Халифы Бадал Хана, маэстро саранги , и Устада Аллауддина Хана , игрока на сароде. [ 2 ] [ 3 ]
1930-е годы
[ редактировать ]
Бурман начал работать радиопевцом на радиостанции Калькутты в конце 20-х годов. [ 8 ] когда его работа как певца-композитора была основана на бенгальской народной и легкой классической музыке хиндустани. Следовательно, на его композиции в основном повлиял его огромный репертуар народных мелодий из нынешнего Бангладеш, а затем и других частей Индии и всего мира. Его первая пластинка также была выпущена в 1932 году (Hindustan Musical Product) с «Khamaj» (полуклассическим), «E Pathey Aaj Eso Priyo» на одной стороне и фолк-версией «Dakle Kokil Roj Bihane» на обратной стороне, на скорости 78 об/мин. для Hindustan Records. В следующем десятилетии он достиг своего пика как певец, записав целых 131 песню на бенгали , а также пел для таких композиторов, как Химангсу Дутта (8), Р. К. Борал (1), Назрул Ислам (4), Саилеш Дас Гупта ( 2) и Субал Дас Гупта (1). [ 13 ] Он также пел для Мастера Мадхавлала (1) и его сына Р.Д. Бурмана (1). [ 5 ]
В 1934 году он посетил Всеиндийскую музыкальную конференцию по приглашению Аллахабадского университета , где представил свой бенгальский Тумри перед прославленной публикой, среди которых были такие люди, как Виджая Лакшми Пандит и неподражаемый Абдул Карим Хан из Кирана Гарана . Позже в том же году его пригласили на Бенгальскую музыкальную конференцию в Калькутте, которую открыл Рабиндранат Тагор . Здесь он снова спел свой Тумри и был награжден золотой медалью. [ 13 ]
Он построил дом в Саутенд-парке, Баллигандж , Калькутта . Он женился на своей ученице Мире Дас Гупте (1920–2007), внучке магистрата Райбахадура Камалнатха Дасгупты из Дакки , 10 февраля 1938 года в Калькутте (ныне Калькутта). [ 14 ] [ 15 ] хотя, по мнению некоторых, женившись на некоролевской особе, он произвел фурор в королевской семье, а впоследствии разорвал связи со своей семьей и лишился наследства. [ 16 ] [ 17 ] По мнению некоторых других, С.Д. Бурман разорвал связи со своей королевской семьей, потому что он был разочарован несправедливым и несправедливым обращением с его отцом и его братьями со стороны королевской семьи Трипуры. Единственный ребенок пары, Рахул Дев Бурман, родился в 1939 году, а позже Мира Деви и Рахул помогали С.Д. Бурману с некоторыми музыкальными композициями. [ 18 ] [ 5 ] С.Д. Бурман также исполнил певческую роль в на урду фильме «Селима» (1934) и еще одну роль в фильме Дхирена Гангули «Бидрохи» (1935).
Как композитор он начал с бенгальских пьес «Сати Тиртха» и «Джанани» , а в конце концов дал свою первую музыку в фильме «Раджги» . его второй фильм «Раджкумарер Нирбашан» В 1937 году хитом стал (1940). Он написал музыку в бенгальских фильмах, таких как «Протишод» (1941), «Абхойер Бийе» (1942) и «Чаддобеши» (1944), и только в одном бенгальском фильме 1969/70 годов после того, как он навсегда переехал в Мумбаи в 1946 году. Он написал музыку для более чем 20 бенгальских фильмов и 89 Хинди фильмы в целом. [ 13 ]
Он дебютировал в кино, исполнив песню «Яхуди ки Ладки» (1933), но песни были отменены и перепеты Пахари Саньялом . Наконец, его первым фильмом в качестве певца стал « Санджер Пидим» (1935).
1940-е годы
[ редактировать ]В 1944 году Бурман переехал в Бомбей (ныне известный как Мумбаи ). [ 3 ] по просьбе Сашадхара Мукерджи из Filmistan , который попросил его дать музыку двум главным героям Ашока Кумара , Шикари (1946) и Аат Дину , но его первый крупный прорыв произошел в следующем году с фильмом компании Do Bhai (1947). Песня Mera Sundar Sapna Beet Gaya в исполнении Гиты Датт стала его прорывной песней в киноиндустрии. В 1949 году вышел «Шабнам» , его самый большой хит на Filmistan Studios, особенно известный благодаря многоязычному хиту «Yeh Duniya Roop ki Chor » Шамшада Бегума , который стал модным в те дни. [ 8 ]
1950-е годы
[ редактировать ]Разочаровавшись в материализме Бомбея, Бурман оставил фильм с Ашоком Кумаром в главной роли «Машаал» (1950) незавершенным и решил сесть на первый поезд обратно в Калькутту. К счастью, его отговорили от этого.
В 1950-х годах Бурман объединился с Дева Ананда , Navketan Films чтобы создать такие музыкальные хиты, как «Таксист» , «Нау До Гьяра» (1957) и «Кала Пани» (1958). Кроме того, он написал музыку для «Мунимджи» (1955) и «Платящий гость» (1957). Его песни в исполнении Кишора Кумара и Мохаммеда Рафи стали популярными. Бурман написал музыку к фильму «Афсар» (1950). Благодаря успеху их второго фильма «Баази» (1951) он достиг вершины, и на подходе было долгое сотрудничество с Навкетаном и Девом Анандом. Джазовая музыкальная партитура Баази раскрыла новую грань певицы Гиты Датт , которая была известна в основном меланхоличными песнями и бхаджанами . Одна песня из фильма выделялась - «Tadbeer Se Bigdi Hui Taqdeer», газель , превращенная на западе в соблазнительную песню. Песня Джаала «Yeh Raat Yeh Chandni» в исполнении Хеманта Кумара является великой классикой всех времен. Песня «Танди Хавейн» из фильма «Науджаван» (1951) в исполнении Латы Мангешкар стала одним из его первых крупных хитов. Это сделало Лату очень знаменитой как поэта Сахира Лудхианви. [ 5 ] который также написал музыку к Гуру Датта фильму «Пьяаса» (1957). Саундтреки к фильмам «Девдас» (1955), «Дом № 44» (1955), «Фунтуш» (1956) и «Сольва Саал» (1958) были другими бирманскими хитами SD. В 1959 году пришла Суджата , и SD снова сотворила волшебство с песней из фильма «Jalte hain Jiske Liye» в исполнении Талата Махмуда . [ 8 ]
Когда Гуру Датт снимал сравнительно легкие фильмы, такие как «Баази» и «Джаал» (1952), Бурман отражал их настроение такими композициями, как «Суно Гаджар Кья Гайе» или «Де Бхи Чук Хум», а когда Гуру Датт создавал свои мрачные шедевры – «Пьяаса» (1957). и Каагаз Ке Пхул (1959), он попал точно в цель с «Джинхе Нааз Хай Хинд» и «Вакт Не Кия Кья Хасин Ситам». В 2004 году саундтрек к фильму «Пьяаса одним из «Лучших музыкальных произведений в кино» Sight & Sound » был признан журналом Британского института кино . [ 19 ]
В 1957 году С.Д. Бурман поссорился с Латой Мангешкар и усыновил ее младшую сестру Ашу Бхосле своей солисткой. Команда из С.Д. Бурмана, Кишоре Кумара , Аши Бхосле и автора текстов Маджруха Султанпури стала популярной благодаря своим дуэтным песням. Позже Бхосле стала его невесткой после ее замужества с Р.Д. Берманом . [ 8 ]
В 1958 году С.Д. Бурман написал музыку для Кишора Кумара домашнего производства Chalti Ka Naam Gaadi . В том же году он был награжден Академической премией Сангит Натак за свои композиции в Суджате и остается единственным музыкальным руководителем, получившим эту престижную награду. [ 20 ] С.Д. Бурман часто черпал вдохновение из народной музыки, классической музыки хиндустани, а также из более приземленных звуков повседневной жизни. Например, в более позднем интервью он рассказал, как он сочинил мелодию Кала Пани для песни Маджруха Султанпури / Мд. Рафи / Дев Ананда «Hum bekhudi mein tum», основанную на хиндустанской раге «Raag Chayyanat» и мусульманском муэдзине . Это призыв к молитвам, который каждый день слышит возле мечети. [ 21 ]
1960-е годы
[ редактировать ]В начале своей карьеры Берман отказался позволить актерам синхронизировать свой голос в фильме; [ 13 ] в результате даже позже, в кино на хинди , его тонкий, но мощный голос часто использовался в качестве бардовского комментария к захватывающим результатам, как, например, в «O Re Majhi Mere Sajan Hai Us Paar» из Бандини (1963), «Wahan Kaun Hai Tera». » из «Гида» (1965) и «Сапхал Хоги Тери Арадхана» из «Арадханы» (1969), [ 7 ] за что он получил Национальную кинопремию как лучший певец мужского пола в 1970 году.
Плохое здоровье вызвало спад в его карьере в начале 1960-х, но в конце 1960-х он снялся во многих популярных фильмах. В 1961 году Бурман и Лата Мангешкар встретились с помощью Мехмуда во время записи первой песни Р. Д. Бурмана для фильма «Чхоте Наваб » (1961). Они примирили свои разногласия и снова начали работать в 1962 году.
Партнерство Дев Ананд-СД Бирман под знаменем Навкетан продолжало выпускать такие музыкальные хиты, как Bombai Ka Babu (1960), Tere Ghar Ke Samne (1963), Guide (1965) и Jewel Thief (1967). В 1963 году он написал саундтрек к фильму «Мери Сурат Тери Аанхен » (1963), в котором Манна Дей исполнила песню «Poocho Na Kaise Maine» в раге «Ахир Бхайрав » . Эта песня была вдохновлена песней «Arun kanti ke go yogi», шедевром, созданным Бидрохи Каби Кази Назрулом Исламом и устадом Муштаком Хусейном Ханом «Хаялом», основанным на раге Ахир бхайрав (утренняя рага). В этом фильме также была песня «Nache Mon Mora Magan» в исполнении Мохаммада Рафи; они стали вехами в песнях из фильмов на хинди.
Другими хитами SD Burman этого периода были Bandini (1963), Ziddi (1964) и Teen Devian (1965). В Bandini Сампуран Сингх (известный как Гульзар ) дебютировал как автор текстов с песней «Mora Gora Ang Lai Le», хотя остальные песни были написаны Шайлендрой . «Гид» (1965) с Девом Анандом в главной роли, вероятно, был лучшей его работой того времени: все песни, как и фильм, были суперхитами; однако он не получил премии Filmfare Award в категории лучшего музыкального режиссера того года, что всегда оставалось предметом обсуждения среди киноведов Болливуда. [ 5 ]
Арадхана (1969) считается еще одним знаковым фильмом в истории Болливуда. Музыка из фильма определила карьеру певца Кишора Кумара , автора текстов Ананда Бакши и режиссера Шакти Саманты . По словам режиссера Шакти Саманты, изначально Мохаммед Рафи должен был исполнить все песни в фильме (он спел только две песни), но он был в двухмесячном туре, и они не хотели ждать два месяца. Итак, он предложил Бурману использовать вместо этого Кишора Кумара, поскольку Раджеш Кханна был новичком, и тот согласился. Все песни стали хитами чартов, что сделало Кишоре Кумара сенсацией.
Ссылки [ 22 ] В песне «Mere Sapno ki raani» Сачин Дев заставил РД играть на губной гармонике. [ нужна ссылка ] Дев Ананд и С.Д. Бурман продолжили свое музыкальное сотрудничество в Prem Pujari (1970). [ 5 ]
1970-е годы
[ редактировать ]Прем Пуджари (1970), Тере Мере Сапне (1971), Ишк Пар Зор Нахин (1970), Шармили (1971), Абхимаан (1973), Прем Нагар (1974), Сагина (1974), Чупке Чупке (1975) и Мили (1975) — одна из классических произведений Бермана этого десятилетия. [ 7 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]С.Д. Бурман женился на бенгальской кинопевице и музыкантше Мире Дасгупте 10 февраля 1938 года. У них был только один сын, известный композитор Р.Д. Бурман , который родился 27 июня 1939 года. [ 2 ] [ 3 ]
Отношения с Кишором Кумаром
[ редактировать ]Бурман был единственным композитором, который использовал и Кишора, и Рафи в почти равном количестве песен. [ 7 ] Он считал Кишора своим вторым сыном. Кишор признался, что именно Сачин Да дал ему первый шанс. Даже после репетиции «Бади Суни Суни» из «Милли» , когда у Сачина случился инсульт, Кишоре подошел к нему в больницу и сказал: «Дада, пожалуйста, не волнуйся, твоя запись спустя три дня, ты просто видишь, насколько хорошо оно идет». Песня считается одной из лучших песен Кишора Кумара. Сачин также звонил Кишору глубокой ночью и по телефону начинал петь новые мелодии, которые он сочинил, и просил Кишора спеть вместе с ним. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]С.Д. Бурман впал в кому вскоре после репетиции песни «Badiooniooni Hai» (в исполнении Кишоре Кумара ) для фильма «Мили» . Пробыв несколько дней в коме, он умер 31 октября 1975 года в Мумбаи . [ 2 ] [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Британская певица южноазиатского происхождения Наджма Ахтар записала на Shanachie Records компакт-диск с произведениями Бермана Forbidden Kiss: The Music of SD Burman, альбом каверов на бирманские композиции.
Индийский игрок в крикет Сачин Тендулкар был назван в честь композитора отцом Сачина, который был ярым поклонником бирманского языка. [ нужна ссылка ]
Певец и художник-мимикрика Судеш Бхонсле часто пародирует гнусавый высокий голос и донкихотский стиль пения С.Д. Бурмана.
Бурман работал в паре с маэстро табла покойным Брадженом Бисвасом для своих бенгальских песен. Биты или «тека», созданные Брадженом Бабу для этих песен, уникальны, и никто в мире не может спеть эти песни в оригинальных «теках». Все «тека» соответствуют настроению песен. Но недавно художник, скульптор и певец Рамита Бхадури исполнил суровые бирманские песни, такие как «Ами чхину ака», «Рангила», «Аанхи Дути Джхаре» и т. д., в оригинальной «теке» на талеме Браджена Бисваса. Компакт-диск "Raga Music" (Symphony) был выпущен в пресс-клубе Калькутты. Компакт-диски доступны в магазине M. Biswas & Symphony. [ нужна ссылка ]
У Бермана был уникальный стиль сочинения песен для фильмов. Хотя большинство композиторов использовали для сочинения мелодии фисгармонию или фортепиано, он сочинял мелодии, используя ритм, например, хлопанье в ладоши. Он очень любил «Паан», который его жена специально приготовила из кусочка сушеной апельсиновой цедры и цветка «кевда» (цветок одоратиссимуса) для аромата и вкуса. Кроме того, рядом со станцией Хар, его бунгало «Джет» и Бхарати Видья Бхаван были избранные им паанвалы (продавцы паанов), где он мог купить пааны по своему вкусу. По этой причине он ни с кем не делился своим пааном, так как у него кончатся пааны. Он носил с собой лишь несколько дополнительных паан, которые он отдавал в качестве награды тому, кого он ценил за его работу. [ нужна ссылка ]
Первая биография С.Д. Бурмана на английском языке - «Несравненный Сачин Дев Бурман». Написано штаб-квартирой Чоудхури. Его опубликовал Toitoomber из Дакки, Бангладеш.
Памятная почтовая марка
[ редактировать ]
1 октября 2007 года, отмечая его 101-ю годовщину со дня рождения, Почтовая служба Индии выпустила памятную почтовую марку в Агартале , где также была открыта выставка, посвященная его жизни и творчеству; Правительство штата Трипура также присуждает ежегодную «Премию Мемориала Сачина Дева Бурмана» в области музыки. [ 23 ]
В память о нем в Агартале, Трипура, был построен государственный музыкальный колледж Мемориала Сачина Дева Бармана , который также является филиалом Университета Трипуры и признан Комиссией по университетским грантам . [ 24 ]
Его песня «Ye Duniya Agar Mil Bhi Jaye» из Pyaasa была повторно использована в фильме 2022 года «Чуп: Месть художника» . [ 25 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Судурер Прие (1935)
- Раджи (1937)
- Джахер Дхан (1939)
- Амар Гити (1940)
- Я был (1940)
- Раджкумарер Нирбашан (1940)
- Пратишод (1941)
- Ашок (1942)
- Avayer Biye (1942)
- Джибон Сангини (1942)
- Махакави Калидас (1942)
- Милан (1942)
- Джаджсахебер Натни (1943)
- Чхадмабеши (1944)
- Маатир Гар (1944)
- Пратикар (1944)
- Каланкини (1945)
- Матрихара (1946)
- Восемь дней (1946) [ 2 ] [ 5 ]
- Шикари (1946) [ 2 ] [ 5 ]
- Дил Ки Рани (1947)
- До Бхаи (1947) [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
- Читтор Виджай (1947)
- Vidya (1948)
- Шабнам (1949) [ 3 ]
- Камаль (1949)
- Машаал / Самар (на бенгали) (1950) [ 2 ]
- Афсар (1950) (первая постановка Навкетана) [ 2 ]
- Любовь (1950)
- Буздил (1951)
- Сазаа (1951)
- Науджаван (1951) [ 5 ]
- Картошка (1951) [ 2 ] [ 8 ] [ 5 ]
- Весна (1951)
- Один взгляд (1951)
- Товарищ (1952) [ 2 ] [ 5 ]
- Лал Кунвар (1952)
- Армаан (1953)
- Шахеншах (1953)
- Бабла (1953)
- Дживан Джиоти (1953)
- Таксист (1954) [ 2 ]
- Angarey (1954)
- Радха Кришна (1954)
- Чалис Баба Эк Чор (1954)
- Девдас (1955)
- Город (1955)
- Дом № 44 (1955 г.)
- Общество (1955)
- Безумная голая девятка (1955)
- Фунтуш (1956)
- Платящий гость (1957) [ 2 ]
- Пьяаса (1957) [ 2 ] [ 8 ]
- Нау До Гьяра (1957) [ 2 ]
- Мисс Индия (1957)
- Сольва Саал (1958)
- Ладжванти (1958)
- Чалти Ка Наам Гаади (1958) [ 2 ]
- Заключительный цвет (1958) [ 2 ] [ 8 ]
- Ситарон Се Оге (1958)
- Суджата (1959) [ 2 ] [ 8 ]
- Каагаз Ке Пхул (1959) [ 2 ] [ 8 ] [ 5 ]
- Инсан Джааг Ута (1959) [ 8 ]
- Адрес (1960)
- Кала Базар (1960) [ 2 ] [ 8 ]
- Бомбей Ка Бабу (1960) [ 2 ] [ 8 ]
- Миян, жена Рази (1960)
- Апна Хаат Джаганнатх (1960)
- Бевакуф (1960)
- Эк Ке Баад Эк (1960) [ 8 ]
- После одной ночи (1962)
- Доктор Видья (1962)
- Непослушный мальчик (1962)
- Бандини (1963) [ 2 ] [ 8 ]
- Мери Сурат Тери Анхен (1963)
- Тере Гар Ке Самне (1963) [ 2 ]
- Напротив (1964)
- Кайсе Кахун (1964)
- Беназир (1964)
- Подросток Девиан (1965)
- Путеводитель (1965) [ 2 ] [ 8 ] [ 7 ]
- Вор драгоценностей (1967)
- Ограбление (1969)
- Арадхана (1969) [ 2 ] [ 8 ] [ 7 ]
- Джьоти (1969)
- Прем Пуджари (1970)
- Ишк Пар Зор Нахин (1970)
- Игрок (1971)
- Ная Замана (1971) [ 2 ] [ 8 ]
- Шармили (1971)
- Чайтали (1971)
- Тере Просто Сапне (1971)
- Йе Гулистан Хамара (1972)
- Зиндаги Зиндаги (1972) [ 2 ] [ 8 ]
- Анурааг (1972)
- Абхимаан (1973) [ 2 ] [ 8 ] [ 7 ]
- Джугну (1973)
- Чхупа Рустам (1973)
- Фагун (1973) [ 8 ]
- Мы, пара (1974)
- Прем Нагар (1974)
- Сагино (1974)
- Чупке Чупке (1975)
- Мили (1975)
- Баруд (1976) [ 2 ] [ 8 ]
- Арджун Пандит (1976)
- Deewaangee (1976) только одна песня, остальные песни были написаны Равиндрой Джайн. [ 8 ]
- Тьяаг (1977)
Награды и признания
[ редактировать ]- 1934: Золотая медаль, Бенгальская всеиндийская музыкальная конференция, Калькутта, 1934 год.
- 1958: Премия Академии Сангита Натака [ 2 ] [ 26 ]
- 1959: Премия Азиатского киносообщества
- 1964: Премия Сан-Харидаса
- Национальная кинопремия за
- 1970: Национальная кинопремия за лучший певец мужского пола : Арадхана : Сафал Хоги Тери Арадхана
- 1974: Национальная кинопремия за лучшую музыкальную режиссуру : Зиндаги Зиндаги
- 1969: Падма Шри Премия
- Международное жюри по народной музыке
- В его память выпущена почтовая марка 2007 г. (номинальная стоимость 15 рупий). [ 23 ]
- Награды Filmfare
- 1954: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : таксист - (выиграна) [ 27 ]
- 1973: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : Абхимаан - (выигран) [ 27 ]
- 1959: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : Суджата : номинация
- 1965: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : Гид : Номинация
- 1969: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : Арадхана : номинация
- 1970: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : Талааш : номинация
- 1974: Премия Filmfare за лучший музыкальный руководитель : Прем Нагар : номинация
- Награды БФЯ
- 1965: Лучшая музыка (секция хинди): Teen Deviant [ 28 ]
- 1966: Лучшая музыка (секция хинди): Руководство
- 1966: Лучший певец мужского пола (секция хинди): Руководство
- 1969: Лучшая музыка (секция хинди): Арадхана
- 1973: Лучшая музыка (секция хинди): Абхимаан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деваварман, Сачин. Соргомер Никхад (1-е изд.). Протома Прокашан. п. 80. ИСБН 978 984 8765 73 9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из «С.Д. Бурман — Музыкальный руководитель — Профиль и фильмография» . Сайт Cinemaazi.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сарма, Рамья (2 сентября 2013 г.). «Магия в музыке» . Индуистская газета . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Сачин Дев Бурман: воплощение восточно-бенгальского ритма» . Дейли Стар . 30 октября 2009 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Минималистичная мелодия Сачина Дева Бурмана – Биография» . Сайт Rediff.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Вспоминая С.Д. Бурмана: 10 менее известных фактов о Сачине Деве Бурмане» . Индия сегодня . 1 октября 2016 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашиш Дутта (28 июля 2006 г.). « 'Вахан Каун Хай Тера' - музыка С.Д. Бурмана» . Индуистская газета . Архивировано из оригинала 22 июня 2008 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Профиль и фильмография С.Д. Бурмана» . Сайт Upperstall.com . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Матур, Мегха (октябрь 2015 г.). «Дайте мне Лату и фисгармонию, я сделаю Музыку: С.Д. Бурман» . Квинт . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Мастер, учившийся у нищего, баул» . Новый Индийский экспресс . 28 июля 2013 года . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Генеалогия Трипуры в Квинслендском университете. Архивировано 21 августа 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Бхаттачарджи, Анирудха (2018). С.Д.Бурман: Принц-музыкант . Ченнаи: Публикации Вестленда. стр. 10–13. ISBN 9789387578180 .
- ^ Jump up to: а б с д Штаб Чоудхури. " "САЧИН КАРТА" - профиль SD Burman" . сайт sdburman.net . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ↑ Жена С.Д. Бурмана умерла The Hindu , 17 октября 2007 г.
- ↑ Жена С.Д. Бурмана Мира умерла в «Music India OnLine». Архивировано 15 августа 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Как Трипура потерял икону The Daily Telegraph , 24 февраля 2005 г.
- ^ Сачин Карта Панналала Роя tripurainfo.com . Архивировано 18 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Bondhu rangila re - дань уважения музыкальному журналу SD Burman , 31 октября 2002 г.
- ^ Оливье Ассаяс (сентябрь 2004 г.). «Лучшая музыка в кино» . «Вид и Звук» Журнал . Архивировано из оригинала 2 декабря 2007 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Официальный список музыкального направления премии Sangeet Natak Akademi Award . Архивировано 16 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Бхаратан, Раджу. «Синдром Арадны» . Редифф . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Чоудхури, штаб-квартира (1 января 2011 г.). Несравненный Сачин Дев Бурман (Первое изд.). Дакка, Бангладеш: Тоитомбур. ISBN 978-9848869154 .
- ^ Jump up to: а б «Марки 2007 года — Почтовая служба Индии» . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Государственный музыкальный колледж Мемориала Сачина Дева Бармана» .
- ^ «Посмотрите «Yeh Duniya Agar Mil Bhi Jaye»: этот трек «Chup» представляет собой поразительное воссоздание классической песни «Pyaasa»» . Журнал свободной прессы . 24 сентября 2022 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Список лауреатов премии Сангит Натак Академии (прокрутите вниз до направления «Фильмы и музыка»)» . Сангит Натак Академи, веб-сайт правительства Индии . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Список лауреатов премии Filmfare (1953–2005) (Берман получал награды Filmfare в 1954 и 1973 годах)» (PDF) . Сайт Googlepages.com . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2009 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Награда BFJA 1965 (прокрутите вниз до раздела хинди)» . Сайт премии BFJA Awards . Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сачин Дев Бурман на IMDb
- SD бирманские песни
- Sdburman.net Веб-сайт, посвященный Сачину Деву Бурману.
- «Сотня светил хинди-кино» , Динеш Рахеджа , Джитендра Котари. Издательство Индийского книжного дома, 1996. ISBN 81-7508-007-8 , стр. 1919.
- 1906 рождений
- 1975 смертей
- Певцы, говорящие на бенгальском языке
- Лауреаты Национальной кинопремии за лучшую музыкальную режиссуру
- Певцы Болливуда
- Победители премии Filmfare Awards
- Композиторы музыки к фильмам на хинди
- Певцы хиндустани
- Индийские исполнители фолк-мужчин
- Музыканты из Мумбаи
- Жители района Комилла
- Исполнители индуистской музыки
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Люди Трипури
- Выпускники Калькуттского университета
- Индийские певцы-мужчины
- Индийские певцы 20-го века
- Индийские композиторы XX века
- Люди из Комиллы
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Студенты государственного колледжа Комилла Виктория
- Лауреаты Национальной кинопремии за лучший певец мужского пола
- Музыка Бенгалии
- Индийские композиторы-мужчины для фильмов
- Индийские певцы XX века
- Певцы, играющие на кокборке
- Выпускники школы Комилла Зилла