Шамшад Бегум
Шамшад Бегум | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 23 апреля 2013 г. | 94 года) ( 23 апреля 2013 г. )
Супруг | Ганпат Лал Батто |
Награды | Премия О. П. Найяра (2009) [1] Падма Бхушан (2009) [2] |
Музыкальная карьера | |
Жанры | Фильм |
Род занятий | Певица воспроизведения |
Годы активности | 1933–1976 |
Шамшад Бегум ( хинди : शामशाद बेगुम, IAST: Śamśād Bēgam ; 14 апреля 1919 г. - 23 апреля 2013 г.) [3] [4] [5] был индийским певцом, который был одним из первых певцов в киноиндустрии хинди . Известная своим характерным голосом и диапазоном, она спела более 6000 песен на языках хиндустани , бенгали , маратхи , гуджарати , тамильском и пенджаби , среди которых 1287 были песнями из фильмов на хинди. [ нужна ссылка ] Она работала с известными композиторами того времени, такими как Наушад Али и О.П. Найяр , для которых она была одной из их фаворитов. Ее песни 1940-х - начала 1970-х годов остаются популярными, и на них продолжают делать ремиксы. [6]
Личная жизнь [ править ]
Шамшад Бегум родилась в Лахоре , Британская Индия (современный Пакистан ). 14 апреля 1919 года [7] на следующий день после резни в Джаллианвала Баге, произошедшей в соседнем Амритсаре . Она была одной из восьми детей, пяти сыновей и трех дочерей, рожденных в консервативной пенджабской мусульманской семье с ограниченным достатком. Ее отец, Миан Хусейн Бакш Маан, работал механиком, а мать, Гулам Фатима, была набожной женщиной консервативного нрава, преданной женой и матерью, воспитавшей своих детей в соответствии с традиционными семейными ценностями. [8]
В 1932 году Шамшад-подросток познакомилась с Ганпатом Лал Батто, студентом- индуистом юридического факультета, который жил в том же районе и был на несколько лет старше ее. В те времена браки заключались, когда жених и невеста были совсем молоды, и родители Шамшад уже подыскивали для нее подходящий союз. Их усилия были на грани того, чтобы принести плоды в 1934 году, когда Ганпат Лал Батто и Шамшад приняли решение пожениться друг с другом. В 1934 году, несмотря на сильное сопротивление со стороны обеих семей из-за религиозных разногласий, 15-летний Шамшад женился на Ганпат Лал Батто. У пары был только один ребенок, дочь по имени Уша, которая со временем вышла замуж за индусского джентльмена, подполковника Йогеша Ратра, офицера индийской армии .
В 1955 году Ганпат Лал Батто погиб в автокатастрофе. Его смерть очень расстроила Шамшад, потому что ее муж был центром ее жизни, и они оба были чрезвычайно преданы друг другу. Он занимался многими аспектами ее карьеры и контрактов и был основной положительной энергией, способствующей ее карьерному росту. После его смерти Шамшад стала вялой и потеряла боевой дух, чтобы продолжать свою карьеру, которая после этого резко пошла на спад. Действительно, хотя Шамшад Бегум была одновременно выдающейся певицей и успешной знаменитостью, на каком-то более глубоком уровне она всегда была в первую очередь женой и матерью, человеком, который инстинктивно ставил семью выше своей карьеры. По натуре она предпочитала держаться подальше от публичного внимания и деловых отношений, считая, что для дамы довольно неприлично заниматься такими вещами.
После смерти мужа Шамшад Бегум стала жить со своей дочерью и зятем в Мумбаи , сначала на юге Мумбаи, а затем в садах Хиранандани . [9] [10] Постепенно она стала затворницей и полностью посвятила себя внукам до такой степени, что широкая публика не знала, жива она или мертва. В 2004 году в средствах массовой информации разгорелся спор, когда несколько изданий ошибочно сообщили, что Шамшад Бегум умерла несколькими годами ранее. Семья Шамшада уточнила в пресс-релизе, что это не так. [9] Ее добровольное уединение примечательно, потому что в течение всех этих десятилетий вдали от внимания общественности ее старые песни оставались популярными среди публики и часто крутились на Вивидх Бхарати и Всеиндийском радио . [ нужна ссылка ]
Карьера [ править ]
1924–40 [ править ]
Талант Бегум впервые заметил ее директор, когда она училась в начальной школе в 1924 году. Впечатленная качеством ее голоса, она была назначена солисткой классной молитвы. В 10 лет она начала петь народные песни на религиозных мероприятиях и семейных свадьбах. Она не получила формального музыкального образования. Ее певческие амбиции, которых она придерживалась с 1929 года, встретили сопротивление со стороны семьи. В 1931 году, когда ей было двенадцать, ее дядя, который любил каввали и газели , тайно отвез ее в музыкальную компанию Jenophone (или Xenophone) на прослушивание у музыканта и композитора из Лахора Гулама Хайдера . Бегум сказала в интервью: «Я пела газель Бахадур Шаха Зафара (поэта-правителя) Мера яар муджхе миле агар ». Впечатленный Хайдер дал ей контракт на двенадцать песен с теми же условиями, которые предоставлялись ведущим певцам. Это был дядя Бегум по отцовской линии, Аамир Кхан. [11] которая убедила своего отца Мию Хуссейна Бакша позволить ей петь. Когда она выиграла контракт со звукозаписывающей компанией, ее отец согласился позволить ей петь при условии, что она будет записываться в парандже и не позволит себя фотографировать. [12] Она зарабатывала 15 рупий за песню и получила 5000 по завершении контракта с Xenophone. Xenophone была известной звукозаписывающей компанией, которой покровительствовали богатые люди, и в начале 1930-х годов ее популярность в элитных кругах росла. Хотя она выиграла прослушивание на «Ксенофоне», не имея никакого формального музыкального образования, Хуссейн Бакшвале Сахаб, а затем Гулам Хайдер улучшили ее певческие навыки в период с 1937 по 1939 год.
Ее популярный прорыв произошел, когда она начала петь на Всеиндийском радио (AIR) в Пешаваре и Лахоре с 1937 года. Продюсер Дилсух Панчоли хотел, чтобы она также снялась в фильме, который он продюсировал. Бегум с готовностью согласилась, дала кинопробы и была выбрана. Ее отец разозлился, когда узнал об этом, и предупредил ее, что ей не разрешат петь, если она продолжит питать желание играть. Бегум пообещала отцу, что никогда не появится перед камерой. Она продолжала петь песни на радио. Она никогда не позировала для фотографий, и в период с 1933 по 1970-е годы ее фотографии мало кто видел.
Бегум пела для AIR через свою музыкальную группу «Императорская коронная театральная труппа исполнительских искусств», созданную в Дели. [13] Тогдашняя компания AIR Lahore помогла ей войти в мир кино, поскольку они часто транслировали ее песни, что побудило музыкальных режиссеров использовать ее голос в своих фильмах. Бегум также записывала нааты и другую религиозную музыку для нескольких звукозаписывающих компаний. Ее кристально чистый голос привлек внимание маэстро саранги Хуссейна Бакшвале Сахеба, который взял ее в качестве своей ученицы.
1941–45 [ править ]
Режиссер Мехбуб Хан привез Шамшад Бегум в Мумбаи, сказав ее мужу: «Я отвезу ее в Мумбаи и дам ей квартиру, машину, транспорт, и даже если ее будут сопровождать четыре-шесть человек, это нормально». Пожалуйста, позвольте ей приехать в Мумбаи». [14] Ее отца сначала это не убедило, но позже он сдался, поскольку Шамшад хотел приехать в Мумбаи. Хайдер умело использовала свой голос в некоторых из своих ранних фильмов, таких как «Хазанчи» (1941) и «Хандан» (1942). К 1940 году Бегум уже прочно закрепилась на радио. Песни «Cheechi Wich Pa ke Chhalla», «Mera Haal Vekh Ke» и «Kankaan Diyaan Faslaan» из «Yamla Jatt» 1940 года стали огромным хитом и популяризировали Прана , певицу Бегум и композитора Хайдера. Хайдер продолжал сочинять хиты, которые Бегум пела для таких фильмов, как «Заминдар» , «Пунджи» и «Шама» . Хан использовал голос Бегум в «Такдире» (1943), где представил Наргис как героиню. Вскоре Бегум пела для других композиторов, включая Рафика Газневи, Амира Али, Pt. Гобиндрам, штат Пт. Амарнатх, Було К. Рани, Рашид Атре и М.А. Мухтар в эпоху до обретения независимости.
Когда Хайдер переехал в Бомбей в 1944 году, Бегум поехала с ним в составе его команды, оставив свою семью и остановившись у своего Чачи (дяди по отцовской линии). После раздела Хайдер эмигрировал в Пакистан, но Бегум осталась в Мумбаи. В 1947 году у нее не было известного пакистанского связного поста. Бегум стала национальной звездой в период с начала 1940-х по начало 1960-х годов, имея голос, отличный от голоса ее сверстников, таких как Нурджехан (также обнаруженный Хайдером), Мубарак Бегум, Сурайя, Судха Малхотра , Гита Датт. и Амирбай Карнатаки . Пик ее карьеры в киноиндустрии на хинди пришелся на период с 1940 по 1955 год, а затем с 1957 по 1968 год.
1946–55 [ править ]
Бегум много пел для таких композиторов, как Наушад Али , О.П. Найяр , К. Рамчандра и С.Д. Бурман, с 1946 по 1960 год. Наушад признался в интервью, что он обязан Бегум достижению вершины, поскольку она прославилась еще до того, как он стал известен в конце 1940-е годы; после того, как его спетые ею треки стали очень популярными, его талант был признан. Именно сольные и дуэтные песни Бегум, исполненные для Наушада в конце 1940-х - начале 1950-х годов, прославили Наушада. После того, как Наушад добился успеха, он записывал песни с новыми певцами в начале 1950-х, но продолжал работать с Шамшадом в конце 1950-х - начале 1960-х. Наушад снова выбрал свою любимую певицу Бегум для исполнения четырех из двенадцати песен « Матери Индии» . [15]
Бегум приписывают исполнение одной из первых вестернизированных песен Рамчандры «Meri jaan… Sunday ke Sunday». Она продолжала получать все больше предложений спеть песни и была самой высокооплачиваемой певицей с 1940 по 1955 год, а затем снова поступала в «Мать Индию» с 1957 по 1964 год. В 1949 году музыкальные руководители С. Раджешвара Рао, доктор медицинских наук Партасарати и Балакришна Калла попросили ее спеть «Джайо». Jaiyo Shipayon Bazar» для П. Бханумати в фильме «Нишан» , снятом мадрасской компанией Gemini Films, который стал очень популярным.
Хотя Берман начал сочинять бенгальскую музыку в 1937 году, он добился национальной известности благодаря трекам, исполненным Бегум в фильмах на хинди. [15] Берман не был известным музыкальным руководителем фильмов на хинди до 1946 года; Затем он попросил Бегум спеть в его дебютном фильме на хинди в качестве музыкального руководителя Шикари (1946) с песней «Kuch Rang Badal Rahi». В 1949 году появился Шабнам , в котором Бурман попросил ее спеть дуэты под названием «Pyar Main Tumne» и «Kismat Bhi Bhichadna» с Мукешем , которые стали популярными. Шабнам был самым большим хитом Бирмана на тот момент вместе с Filmistan и был особенно заметен своей многоязычной песней «Yeh Duniya Roop ki Chor» в исполнении Бегум и исполнении Камини Каушал , которая стала еще одним хитом. [16] Впоследствии Бурман попросил ее спеть треки в «Базаре» , «Машаале» , «Бахаре» , «Шахеншахе» , «Мисс Индия » и других фильмах. Песня «Jaam Tham Le» из «Шахеншаха» стала законодательницей моды в бирманских композициях.
Бегум познакомилась с Найяром во время ее работы на радио в Лахоре, когда он работал офисным мальчиком, доставляя торты для солистов. В 1954 году, когда у Найяра случился перерыв в качестве композитора, он обратился к Бегум с просьбой записать песни для Мангу . Найяр описала ее голос как напоминающий «храмовый колокол» из-за ясности тона . Он работал с ней до конца 1960-х годов и подарил ей множество хитов, в том числе «Ab To Jee Hone Laga» из «Мистера и миссис '55» , «Main Jaan Gayi Tujhe» из «Howrah Bridge» , «Zara Pyar Karle» из «Mangu» , «Саян Тери Анхон Мейн» из «12' O Clock» , «Тходаса Дил Лагана» из «Мусафирханы » и многие другие. [ нужна ссылка ]
Некоторые из ее песен этого периода остаются чрезвычайно популярными, в том числе песни в исполнении Нигяр Султаны , такие как «Teri Mehfil Mein» из Mughal E Azam и «Mere Piyan Gaye» из Патанги (1949), а также «Saiyan Dil Mein Aana Re». ", в исполнении Виджаянтималы , и "Буджх Мера Наам Хай", в исполнении Мину Мумтаз . В «Milte hi aankhen dil hua» из «Бабула» (1950) был романтический дуэт с Талатом Махмудом в исполнении Дилипа Кумара и Мунавар Султана , который также стал популярным. Ее дуэт с Рафи «Чхала Дежа Нишани» из «Базара» стал мегахитом. [ нужна ссылка ]
В конце 1940-х годов Кишор Кумар и Мадан Мохан пели хористами ее песни на студии «Фильмистан». Тогда Бегум пообещала, что будет петь песни, написанные Моханом, как только он начнет свою карьеру музыкального руководителя, и согласится на меньший гонорар. Она также предсказала, что Кумар станет великим певцом. Позже она записала дуэты с Кумаром, в том числе «Gori ke Nainon Mein Nindiya Bhari» из Angarey и «Mere Neendon Me Tum» из Naya Andaz . [ нужна ссылка ]
1955–76 [ править ]
Шамшад была на пике своей карьеры с 1941 по 1955 год и была самой востребованной певицей и самой высокооплачиваемой певицей с 1940 по 1955 год. Она была солисткой во многих фильмах, таких как «Такдир» , «Хумаюн» , «Шахджехан» , «Анохи Ада» , Ааг , Мела , Патанга , Бабул , Бахар , Джаду , Аан и другие. Но после случайной смерти мужа в 1955 году Бегум стала затворницей и на год перестала принимать заказы на пение, в том числе на записи. Хотя она прекратила запись своих песен в 1955 году после смерти мужа, песни, выпущенные в период с 1955 по начало 1957 года, включая песни из таких фильмов, как CID , Ная Андаз , Барадари , Мистер и миссис '55 и другие хиты, продолжали набирать популярность . быть популярным. В этот момент Мехбуб Хан подошел к ней в 1957 году и сказал, что хочет, чтобы Наргис получила полноценный голос в «Матери-Индии» . Первой песней, которую она спела после возвращения к карьере, была «Pee ke ghar aaj pyari dulhaniya chali» для Матери Индии . Она успешно вернулась и впоследствии записала множество известных песен для таких фильмов, как Мост Ховра , Джаали Нот , Любовь в Симле , Бевакуф , Могол-э-Азам , Мастер блефа , Гарана и Рустом-и-Хинд . [ нужна ссылка ]
, известная позднее певица Лата Мангешкар , начала петь, когда Бегум была на пике своей карьеры, а перерыв в карьере Бегум после смерти мужа способствовал развитию карьеры Мангешкар и помог ей получить предложения для создания высококачественных песен. В начале карьеры Мангешкар, а также ее младшей сестры Аши Бхосле , между 1944 и 1956 годами, продюсеры и музыкальные руководители часто просили их подражать стилю пения Бегум, потому что продюсеры не могли позволить себе гонорары Бегум. В их первой совместной песне Мангешкар был частью припева, а Бегум была главной певицей. Многие песни, исполненные Латой, такие как « Ayega Ayega », были исполнены в стиле Шамшад Бегум. Даже песни Аши Бхосле, такие как ее первый дуэт с Кишором – « Aati Hai Yaad Humko » из фильма 1948 года «Мукаддар », имеют прямое сходство со стилем Шамшад Бегум. С 1949 по 1960 год, начиная с песни «Дар На Мохаббат Карл» из «Андаза» , Мангешкар и Бегум вместе спели множество дуэтов, самым известным из которых стал «Пьяр Ке Джахан Ки» из фильма 1949 года. Патанга » 1951 года , «Бачпан Ке Дин» из фильма «Дидар ; их последней совместной песней была песня Mughal-e-Azam « Teri Mehfil Mein Kismat» в 1960 году. Бегум пела песни вместе с Мангешкаром и Бхосле, в том числе «Mubarak Ho Woh Dil Jisko» из Беназир . [17] [18] Между 1958 и 1963 годами карьера Латы получила значительный импульс, поскольку музыкальные руководители постепенно начали отдавать предпочтение ее мягкому голосу. До этого Гита Датт и Бегум были наиболее популярными певцами, но Шамшад Бегум продолжала оставаться на вершине с 1940 по 1963 год. [ нужна ссылка ] С 1965 года ее песни начали имитировать не только ведущие актрисы. Начиная с 1965 года количество песен для нее в фильмах начало сокращаться, но песни, которые она пела, мгновенно становились хитами до 1968 года. Затем в 1965 году она объявила о добровольном выходе на пенсию. Но некоторые композиторы продолжали просить ее спеть песни в нескольких фильмах и среди это ее песни из таких фильмов, как Даку Мангал Сингх , Упкар , Кисмат , Хир Ранджха , Джохар Мехмуд в Гонконге , Тери Мери Ик Джиндри и Майн Папи Тум Бахшанхаар . Ее песня «Каджра Мохаббат Вала» из фильма 1968 года «Кисмат» и «Натания Хейл То Бада Маза» из фильма 1971 года «Джохар Мехмуд» в Гонконге остается популярной. [ нужна ссылка ]
и Выход на пенсию смерть
С конца 1980-х Бегум начала время от времени давать интервью. В одном из своих интервью журналу Filmfare в 2012 году Бегум рассказала: «Чем больше хитов я давала, тем меньше у меня работы. Когда я помогала новым композиторам, я никогда не просила их давать мне петь все свои песни. Я верила, что только Бог может это сделать. давайте, а не они». [19] Ее последнее интервью состоялось в 2012 году. В 2009 году она была удостоена престижной премии OP Nayyar Award за вклад в музыку к фильмам на хинди. [1] В 2009 году ей также была присвоена Падма Бхушан . [2] Позже ее дочь Уша сказала в интервью: «Из-за политики в индустрии она больше не хотела работать. Это одна из причин, по которой она не позволяла мне быть певицей. Я сказала ей: позвольте мне петь для самоудовлетворения, но она сказала, что если вы научитесь петь, вы сразу войдете в индустрию, поэтому она не позволила мне это сделать». [20]
Бегум умерла в своем доме в Мумбаи в ночь на 23 апреля 2013 года после продолжительной болезни. Ей было 94. [21] [22] Ее кремировали на небольшой, достойной церемонии. [23]
Министр информации и радиовещания Маниш Тевари заявил: «Киноиндустрия потеряла одну из самых разносторонних певиц. Стиль пения Шамшаджи установил новые стандарты. Ее мелодичный голос с мощными текстами подарил нам песни, которые остаются популярными даже сегодня». [24] Премьер-министр Манмохан Сингх сказал: «Она была артисткой необычайного таланта и способностей, и песни, которые она оставила после себя за свою долгую карьеру, которую она начала в AIR в 1937 году, будут и дальше приводить в восторг любителей музыки». [25] Ее дочь Уша Ратра сказала: «Она держалась подальше от гламура индустрии, несмотря на то, что была одной из лучших певиц своего времени, поскольку ей не нравилось всеобщее внимание. Моя мать говорила, что артисты никогда не умирают. Она хотела, чтобы ее запомнили благодаря ее песни». [5]
Избранные песни [ править ]

- «Леке Пела Пела Пьяр», «Кахин Пе Нигаен Кахин Пе Нишана», «Буджх Мера Кья Наам Ре» – CID (1956); (Музыка: ОП Найяр )
- «Саван Ке Назаре Хай» — Хазанчи (фильм 1941 года) ; (Музыка: Гулам Хайдер)
- "Хум Дард Ка Афсана" - Дард (фильм 1947 года)
- "Jab Usne Gesu Bikhraye" - Шахджехан (1946) (Музыка: Наушад)
- «Main Bhawara Tu Hai Phool» (Дуэт с Мукешем ) — Мела (фильм 1948 года) ; (Музыка: Наушад)
- «Чандни Аайи Бан Ке Пьяр» - Дулари (фильм) (1949)
- «На Бол Пи Пи Море Аангна» - Дулари (фильм) (1949)
- «Milte Hi Aankhen Dil Hua» (Дуэт с Талатом Мехмудом ) – Бабул 1950; (Музыка: Наушад Али )
- «Чали Чали Кайси Йе Хава Йе» (Дуэт с Ушей Мангешкар ) – Мастер блефа (1965); (музыка: Калянджи Ананджи )
- «Кабхи Аар Кабхи Паар Лага Тир-э-назар», ( Аар Паар, 1954), (музыка: ОП Найяр)
- «О Гадивале Дхире» – Мать Индия, 1957; (Музыка: Наушад)
- «Песня мира сего» – Шабнам , 1949 г.; (Музыка: С.Д.Бурман)
- «Mere Piya Gaye Rangoon» – Патанга, 1949 г.; (Музыка К.Рамчандра)
- «Эк Тера Сахара» – Шама , 1946 г.; (Музыка: Мастер Гулам Хайдер)
- «Холи Аайи Ре Канхаай» – Мать Индия (1957); (Музыка: Наушад)
- «Я не боюсь» и «Держи Тери Канак» До Лачхиан (1960), панджабский фильм
- «Наина Бхар Ай Нир» - Хумаюн (1945) ; (Музыка: Мастер Гулам Хайдер)
- «Назар Феро На Хумсе» - (Дуэт с Г. М. Дурани) - Дидар (1951); (Музыка: Наушад)
- «Чод Бабул Ка Гар» – Бабул, 1950 г.; (Музыка: Наушад)
- «С большим трудом удалось положить конец печали сердца» – Нагма 1953; (Музыка: Наушад) ; (Слова: Шукат Дехлави)
- «Каджра Мохаббатвала Анкхийон мейн Айса дала» (Дуэт с Ашей Бхосле ) – Кисмат (1968); (Музыка: ОП Найяр )
- «Мери Неендон Майн Тум» (Дуэт с Кишором Кумаром ) – Ная Андаз 1956; (Музыка: О.П.Найяр)
- «Тери Мехфил Мейн Кисмат» (Дуэт с Латой Мангешкар ) – Могол-Э-Азам 1960; (Музыка: Наушад)
- «Пьяр Ке Джахан Ки Нирали» (Дуэт с Латой Мангешкар ) — Патанга (фильм 1949 года) ; (Музыка: К. Рамчандра)
- «Сайян Дил Мейн Аана Ре» – Бахар, 1951 г.; (Музыка: С.Д.Бурман)
- «Решми Салвар Курта Джаали Да» – Новая Эра 1957; (Музыка: О.П.Найяр)
- "Kisike Dil Mein Rehna Tha" - Бабул 1950 - с Латой; (Музыка: Наушад)
- «Дхарти Ко Аакаш Пукаре» – Мела 1948 – с Мукешем; (Музыка: Наушад)
- «Ek Do Teen Aaja Mausam Hai Rangeen» – Аваара (1951) ; (Музыка: Шанкар-Джайкишен)
- «Dil eechak beechak gurr» – «Bawre Nain» 1950 – (Музыка: Рошан)
- "Kahin pe nigahein" - "CID" 1956 - (Музыка: О. П. Найяр)
- «Door Koi Gaye» – « Baiju Bawra» (1952) (Музыка: Наушад)
- "Chaman mein reheke veerana" - "Дидар" 1951 - (Музыка: Наушад)
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Награда ОП Найяра Шамшад Бегум» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 сентября 2013 года . Проверено 25 января 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Певец прошлых лет Шамшад Бегум назван в честь Падмы Бхушана» . Twocircles.net . 25 января 2009 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Шамшад Бегум, легендарный певец» . Почта Индии . Август 1998 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 30 марта 2008 г.
- ^ «Шамшад Бегум умирает в 94 года» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Умерла легенда индийского певца Шамшад Бегум» . 24 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2018 г. . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Кем была Шамшад Бегум?» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ «Шамшад Бегум родилась в Лахоре, а не в Амритсаре: дочь» . «Экспресс Трибьюн» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Шамшад Бегум родилась в Лахоре, а не в Амритсаре: Дочь (Интервью)» . Newstrackindia.com . 3 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ньюсмейкеры – Шамшад Бегум» . milligazette.com . 15 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2009 г. Проверено 22 октября 2008 г.
- ^ «Профиль Шамшад Бегум - Интервью» . Planetpowai.com . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года.
- ^ МАНС (3 мая 2013 г.). «Шамшад Бегум родилась в Лахоре, а не в Амритсаре: дочь» . «Экспресс Трибьюн» . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 27 января 2018 г.
- ^ «Скончался легендарный певец Шамсад Бегум» . Новости Ониндии . 24 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Шамшад Бегум: Песня в ее сердце» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Шамшад Бегум родилась в Лахоре, а не в Амритсаре: Дочь (Интервью)» . Bihartimes.in . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Лучшие хиты Шамшад Бегум - Фотогалерея NDTV.com» . Ndtv.com . 24 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «СД Бурман» . Upperstall.com . 31 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2013 г. Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Фильмы: Возвращение к классике: Андаз» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Амитабх Баччан и Лата Мангешкар вспоминают легендарную певицу Шамшад Бегум» . Индийский экспресс . 24 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Вспоминая Шамшад Бегум» . Filmfare.com . 24 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Скончалась певица Шамшад Бегум» . Стандартные новости бизнеса . 24 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 года . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ «Ветеран Болливуда певица Шамшад Бегум скончалась в возрасте 94 лет» . Новости Бихарпрабхи . 24 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Шамшад Бегум умирает в возрасте 94 лет – The Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Манмохан Сингх соболезнует кончине Шамшад Бегум» . Яху . 24 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 26 апреля 2013 г.
- ^ Тевари, Маниш (24 апреля 2013 г.). «Стиль пения Шамшад Бегум установил новые стандарты» . Ежедневные новости и анализ . Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Шамшад Бегум обладал необыкновенным талантом: премьер-министр Манмохан Сингх» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года.
Внешние ссылки [ править ]

- 1919 рождений
- смертей в 2013 г.
- Индийские женщины исполняют певцов
- Певцы Болливуда
- Музыканты из Лахора
- Ассамские певцы воспроизведения
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Индийские исполнители исламской музыки
- Индийские певцы 20-го века
- Певцы, говорящие на пенджабском языке
- Певцы на языке урду
- Певцы на языке хинди
- Индийские певицы XX века
- Люди из Лахора
- Жители провинции Пенджаб (Британская Индия)