Шанно Хурана
Шанно Хурана | |
---|---|
Рожденный | Джодхпур , Раджастан | 23 декабря 1927 г.
Жанры | хиндустани классика |
Род занятий | певец, композитор |
Годы активности | (1940-е – настоящее время) |

Шанно Хурана (родился 23 декабря 1927 года) - известный индийский классический вокалист и композитор из Рампур-Сахасванской гхараны хиндустани классической музыки . Ученица старейшины гхараны Устада Муштака Хуссейна Хана (ум. 1964), она известна исполнением редких бандиш и рааг , хотя ее стиль пения включает такие жанры, как хайал , тарана , тумри , дадра , таппа , чаити и бхаджан. . Она родилась и выросла в Джодхпуре , начала петь на Всеиндийском радио в 1945 году в Лахоре , позже переехала в Дели, где продолжила петь на Всеиндийском радио в Дели, а также на концертах и музыкальных фестивалях. Она также получила музыкальное образование и, наконец, получила степень магистра философии. Доктор философии по музыке Кайрагархского университета , он проводит обширные исследования народной музыки Раджастана .
Она была награждена Падма Шри в 1991 году, а затем Падма Бхушан в 2006 году, третьей по величине гражданской наградой, присуждаемой правительством Индии . [1] В 2002 году она была удостоена стипендии Сангит Натак Академи , высшей награды в области исполнительского искусства, присуждаемой Сангит Натак Академи , Национальной академией музыки, танца и драмы Индии. В интервью она заявила, что хочет дожить до 100 лет и стать долгожителем.
Молодость обучение и
Хурана родился и вырос в пенджабской семье в Джодхпуре , Раджастхан. [2] [3] Ее семья в основном не была музыкантами и состояла из врачей, инженеров и людей, работающих в иностранных службах. Но ее интерес к музыке вырос в ранние годы, когда она увидела, как ее брат учился у музыковеда и вокалиста Пандита Рагхунатха Рао Мусалгаонкара, ученика и племянника Раджи Бхайи Пунчвале из Гвалиора Гарана . Ее консервативная семья не позволяла девочкам изучать музыку, но когда ее отец увидел, что она внимательно слушает классическую музыку по радио, он позволил ей начать музыкальное обучение в 12 лет под руководством Мусалгаонкара. [4] [5]
Карьера [ править ]
Хурана вышла замуж в 18 лет за дантиста из ВВС Индии и переехала в Лахор , хотя продолжала петь на Всеиндийском радио (AIR) в Лахоре, начиная с 1945 года. [6] После раздела Индии ее семье пришлось переехать в Дели, где ее муж покинул ВВС и начал свою частную практику. Однако по настоянию мужа она снова завела ряз , несмотря на то, что у нее двое маленьких детей и больная свекровь. Она практиковалась с маэстро табла Пандитом Чатуром Лалом , что продолжалось в течение следующих 16 лет, а вскоре также пела на радио. Тем временем Нирмала Джоши, которая в то время была секретарем Академии Сангит Натак , пригласила ее преподавать классическую музыку в ее музыкальной школе Сангит Бхарати в Mandi House в Дели. [4] [7] [8]
Впоследствии она познакомилась со своим следующим учителем через мужа, когда музыковед и главный продюсер AIR в Дели Такур Джайдев Сингх оказался его пациентом. Сингх помог ей обрести уверенность, когда она начала гастролировать по Турции , Ирану , Греции и другим регионам в составе культурных делегаций, спонсируемых правительством Индии . [6] Помимо выступлений на известных музыкальных фестивалях по всей Индии в 1960-х и 70-х годах, включая Тансен Саммелан, Гвалиор, фестиваль Харваллабх, Джаландхар , и Свами Харидас Сангит Саммелан , Мумбаи. Он научил ее пураб-анг Тумри , а позже настоял на том, чтобы она поступила в Университет Индиры Кала Сангит в Хайрагархе , Мадхья-Прадеш , где вице-канцлером в то время был выдающийся музыковед и педагог С. Н. Ратанджанкар , который оставался директором Музыкального института Бхаткханде . . Сингх был ее проводником во время учебы на степень магистра философии. и доктор философии по музыке, во время которой она предприняла обширную ознакомительную поездку по Раджастану для исследования народных музыкальных традиций Раджастана, таппы и народных песен. [6] Следующие три года путешествовала из Дели туда и обратно, но сумела завершить образование. Она продолжила обучение у В. Р. Атавале из Гвалиора Гараны и С. Н. Ратанджанкара из Агры Гараны , оба преподавали ей редкие раги , что еще больше расширило ее репертуар. Наконец, по просьбе Сингха, она тренировалась под руководством старейшины гхараны Рампур-Сасаван, певца Устада Муштака Хуссейна Хана. [9] который тогда преподавал в Бхаратия Кала Кендра в Дели. Однако Муштак Хусейн сначала проверял ее навыки более пяти месяцев, и, наконец, однажды, когда она успешно спела Рааг Наяки-Канада , он официально взял ее в качестве ученицы через церемонию Ганда-бандх. После его безвременной кончины в 1964 году она продолжила обучение под руководством его сына, устада Иштиака Хуссейна Хана. Это обширное и разнообразное обучение помогло ей расширить свой музыкальный репертуар, включив в него редкие рааги и бандиш , помимо кхаяла , тарана, тумри, дадра, чаити и бхаджана, а также таппас и джангру , народную форму Раджастана. [3] [10] На протяжении многих лет она участвовала не только в исследованиях и документировании апрачалит-раг (необычных раг), но и в их продвижении на музыкальных фестивалях и в сериях лекдемов. [4] [7] Ее организация, «Гитика» , организует музыкальные фестивали для женщин, а также «тала вадья кучери» , женский музыкальный фестиваль «Бхайрав се сохни» , проводимый в 1983 году, и женский фестиваль « Апрачалит раагс», проводимый в 1996 году. [8] [11] [12]
За прошедшие годы она сочинила и спела пять полнометражных мюзиклов, экспериментируя как с классической музыкой, так и со стилями народной музыки. [6] Среди ее опер - «Хир Ранджа» (1956) с Шейлой Бхатия, в которых она также сыграла главную роль; [12] Сохни Махивал в пенджаби (1963), где в Устаде Муштак Хуссейн, сын ее гуру, пел вместе с ней, «Джахан Ара» на урду (1970), «Читралекха » (1973, хинди), основанные на рассказе Бхагвати Чарана Вермы , режиссер Б.В. Карант написал музыку к 80 классическим рагам. [12] и «Сундари», основанный на одноименном романе, написанном Бхаи Вир Сингхом в 1979 году. [5] ее музыкальный альбом в жанре таппас под названием Sufi Raah . В 2006 году фондом Парзор был выпущен [3] [13]
Награды [ править ]
Хурана был награжден Падма Шри в 1991 году, за ним последовала Падма Бхушан в 2006 году, четвертая и третья высшая гражданская награда, присуждаемая правительством Индии соответственно . [14] В 2002 году она была удостоена стипендии Сангит Натак Академи , высшей награды в области исполнительского искусства, присуждаемой Сангит Натак Академи , Национальной академией музыки, танца и драмы Индии. [15] [16] а позже стал членом правления Академии Сангит Натак. [8]
Работает [ править ]
- Раджастхан Ка Локсангит (Народная музыка Раджастана), Публикация Сиддхартхи. 1995.
- Формы и вариации в народных песнях Раджастхани , Сангит Натак: Журнал Сангит Натак Академи, 20. 1969. стр. 74–85.
Ссылки [ править ]
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015 . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «Шанно Хурама» . Гаранфестиваль . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Постукивание таппас» . Индус . 16 января 2006 г. Архивировано из оригинала 9 октября 2013 г. Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Манджари Синха (20 июля 2007 г.). «Идет дождь раг» . Индус . Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Вечер классической музыки» . Индус . 20 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 г. Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Академия Сангит Натак (1969). «Доктор Шанно Хурана». Сангит Натак (11–14). Академия Сангит Натак: 74, 86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «На песках времени» . Индус . 23 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2007 г. Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гоури Рамнараян (17 апреля 2009 г.). «Найти свой голос» . Индус . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 года . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Мукерджи, с. 134
- ^ Манджари Синха (12 сентября 2008 г.). «Красивая смесь» . Индус . Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года . Проверено 4 июня 2013 г.
- ^ Шарма, с. 56
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Вкус к вызовам» . Индус . 5 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года . Проверено 4 июня 2013 г.
- ^ Джордж Генри Хьюберт Ласселлес (1972). Опера, Том 23 . Издательство Роллс Хаус. п. 846.
- ^ «Справочник премий Падма (1954–2009)» (PDF) . Министерство внутренних дел . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2013 года.
- ^ «Стипендии и награды Академии Сангит Натак 2012» (PDF) . Бюро информации для прессы, правительство. Индии . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ «СНА: Список научных сотрудников» . Академии Сангит Натак Официальный сайт . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
Библиография [ править ]
- Сакунтала Нарасимхан (2006). Великолепие Рампур-Сахасван Гарана; музыки хиндустани . Центр искусств Винапани.
- Кумар Прадас Мукерджи (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Книги Пингвинов Индия. ISBN 0143061992 .
- Арвинд Шарма; Кэтрин К. Янг (1999). Феминизм и мировые религии . СУНИ Пресс. ISBN 1438419678 .
Внешние ссылки [ править ]
- «В поисках голосов творчества (Интервью, 2005 г.)» . Индус . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 года.
- Певцы хиндустани
- 1927 рождений
- Живые люди
- Люди из Джодхпура
- Люди пенджабского происхождения
- Индийские женщины-классические певицы
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Индийские этномузыкологи
- Женщины-этномузыкологи
- Композиторы индийского музыкального театра
- Режиссеры музыкальных театров
- Индостанские композиторы
- Индийские композиторы-классики
- Индийские женщины-композиторы-классики
- Актрисы индийского музыкального театра
- Индийские певцы 20-го века
- Индийские женщины-композиторы
- Индийские композиторы XX века
- Женщины-хиндустанские музыканты
- Музыканты из Раджастана
- Индийские певицы XX века
- Индийские певицы XXI века
- Индийские певцы XXI века
- Индийские композиторы XXI века
- Женщины-музыканты из Раджастана
- Индийские женщины-антропологи
- Женщины-композиторы XX века
- Женщины-композиторы XXI века