Ади Ферозешах Марзбан
Ади Ферозешах Марзбан | |
---|---|
Рожденный | 17 апреля 1914 г. Мумбаи , Махараштра, Индия |
Умер | февраль 1987 г. (72 года) Мумбаи , Индия |
Занятие | Театральная личность |
Супруг | Стул |
Награды | Падма Шри (1964) Премия Сангита Натака Академии (1970) |
Ади Ферозешах Марзбан (1914–1987) был индийским гуджаратским парсийским драматургом, актером, режиссером и телеведущим, известным своими усилиями по модернизации парсийского театра . [ 1 ] Он был награжден Падма Шри , четвертой высшей гражданской наградой Индии в 1964 году и Академической премией Сангита Натака в 1970 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Адиль Марзбан родился в Бомбее (ныне Мумбаи) 17 апреля 1914 года в семье Ферозешаха Джехангира Марзбана, драматурга, писавшего под псевдонимом Пиджам. [ 2 ] [ 3 ] и автор таких пьес, как «Мазандаран» , «Мааси-но Маако» и «Махай Мохоро» . [ 4 ] [ 5 ] Родился в семье Фардунджи Марзбана , основателя газет «Джам-и-Джамшед» и «Мумбаи Самачар» , обеих гуджаратских газет. [ 6 ] он учился в Новой средней школе Бхарды и окончил Эльфинстонский колледж в 1933 году. [ 4 ] Именно в это время он встретил своего будущего продюсера и коллегу Песи Кхандавалу. Он начал свою карьеру в качестве специалиста по рекламе в театрах Западной Индии, но в 1936 году оставил эту работу, чтобы заняться редакцией своей семейной газеты Jam-e-Jamshed , одновременно работая в Gupsup , ежемесячном юмористическом журнале. [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Марзбан начал ставить пьесы на рубеже 1950-х годов и ставил такие пьесы, как «Священное пламя» , «Время и Конвей» , «Остров ястреба» , «Любопытный дикарь» и «Маленькая хижина» на английском языке, а также «Фасела Ферозешах» и «Хаста Гер Васта» на гуджарати . [ 4 ] В 1953 году, получив стипендию ЮНЕСКО , он отправился в Pasadena Playhouse в США для повышения квалификации в области театрального искусства. [ 2 ] [ 3 ] Вернувшись в Индию, он присоединился к Кала Кендре в «Бхаратия Видья Бхаван» и написал сценарий и поставил «Пироджа Бхаван» в 1954 году. [ 7 ] знаковое событие в театре парсов и его первое сотрудничество с Песи Кхандалой. Спектакль, имевший коммерческий успех, сместил фокус парсийского театра с исторических драм на фарсы и комедии, и в нем приняли участие такие известные специалисты, как Бурджор Мистри, Ананд Пай и Шахдео. [ 4 ] Он и его менеджер Песи Кхандалавала были пионерами в области оплаты и распределения прибыли с членами любительской театральной группы. [ 8 ]
Марзбан принимал активное участие в драматических обществах, таких как Любительский драматический кружок, Театральная группа, Индийская народная театральная ассоциация, Бомбейские актеры, Гильдия игроков и Круг искусств парсов, и объединил многих известных театральных деятелей, таких как Уильям Линфорд, Оверная Бурехан, Джимми Поча, Бачи. Чайна, Хоми Нариэльвала, Наджу Бхабха, Джехангир Анклесария, Алу Дубаш, Пилоо Сетна и Куми Карани. [ 8 ] [ 4 ] Известно, что он поставил более 100 пьес на языке парси и написал несколько телевизионных программ, таких как «Ааво Мари Сатэ» и серию викторин « Какое хорошее слово?». [ 4 ] Его еженедельное радиошоу Buddhi Dhan Shak Mandal (Ассоциация Дхан Шака). [ 9 ] ) с CC Mehta на Всеиндийском радио стал популярен среди слушателей, для которых он написал около 5000 сценариев. [ 8 ]
Он был опытным музыкантом и умел играть на фортепиано, гитаре, кларнете, клавишных и гавайской гитаре . Он также учился живописи у Вальтера Лангхаммера, австрийского художника. [ 4 ]
Он владел магией, чревовещанием и западными танцами, которыми делился со своими товарищами. Во время репетиций он импровизировал диалоги в пьесах и обладал прекрасным чувством юмора. Его пьесы были известны не только музыкой, но и сценой и световым оформлением. Благодаря его журналистскому опыту, его пьесы были естественными, социально значимыми и хорошо продуманными. [ 8 ]
Его наиболее успешными постановками были «Катариюн Гап» («Потеряна голова»), «Ардхи Рате Ахат» («Стук в полночь»), «Кака Тая Ванка» («Дядя ведёт себя смешно»), «Бехрам ни Сасу» («Тёща Бехрама»), «Мота Дил на Бава» («Большая» бессердечный старейшина), а также английские пьесы, такие как Брэндона Томаса и «Тётя Чарли» « Дж. Б. Пристли » Вызов инспектора . Ах! Норман (адаптированный из «Норман, это ты?» романа Рона Кларка и Сэма Бобрика , 1972) имел огромный успех у публики. [ 8 ]
Он обучил нескольких молодых актеров-режиссеров, таких как Фироз Антиа, Хоми Тавадия, Бурджор Патель и Руби Патель, а также Хоси Васуния , которые продолжили традиции театра (включая театр парсов). [ 8 ]
Он также написал сценарий к фильму « На огненных крыльях » об истории зороастризма режиссера Сайруса Бхаручи с участием Зубина Мехты . [ 10 ] Он также написал сценарий боевика «Королева карнавала» (1955) с Бесстрашной Надей в главной роли . [ 8 ]
Марзбан был женат на Силле, телеведущей и писательнице, и пара проживала в Чапси-Террас, на Альтамаунт-роуд в Мумбаи . [ 4 ] У курильщика Марзбана был диагностирован рак легких, который вынудил его бросить эту привычку, и в феврале 1987 года он умер в возрасте 72 лет, скончавшись от этой болезни. [ 4 ]
Признание
[ редактировать ]Правительство Индии наградило его четвертой по величине гражданской наградой Падма Шри в 1964 году. [ 11 ] и он получил награду Академии Сангит Натак в 1970 году. [ 12 ]
Основные постановки
[ редактировать ]Первой заметной пьесой Марзбана стал триллер « Арди Раате Аафат» . Затем последовала волна постановок, серьезных пьес, комедий и фарсов. [ 4 ]
- Пироджа Бхаван
- Священное пламя
- Время и Конвеи
- Остров Ястреб
- Любопытный дикарь
- Маленькая Хижина
- Фалела Ферозешах
- Хаста Гер Васта
- Саган ке Ваган
- Манчеры из Конны
- Аша Отчаяние.
- Дживан Хель
- Паани ма Парела Первези
- Ари Бетела Эрахшах
- Диншахджи из Дабба Гюля
- Пан Парела Боманджи
- Катариюн гэп (Потеряна голова)
- Ардхи рейт ахат (Стук в полночь)
- Кака Тхая Ванка (Дядя ведет себя смешно)
- Бехрамни Сасу (Свекровь Бехрама)
- Мота дилна бава (Старейшина с большим сердцем)
- Шапурджи На Тапела Сааф
- Тётя Чарли
- Инспектор звонит
Силла, его жена, учредила фонд в честь Марзбана под названием « Фонд пожертвований Ади Марзбана» под эгидой Национального центра исполнительских искусств . [ 2 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джесси С. Палсеция (2001). Парсы Индии . Брилл. п. 368. ИСБН 9789004121140 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Перси Хабар» . Персидский Хабар. 22 августа 2009 года . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Полудень» . Середина дня. 19 августа 2009 года . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «49 50 книг биографии» (PDF) . 49 50 книг биографии. 2015 . Проверено 2 мая 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Институт традиционных культур (1962). Вестник Института традиционных культур . Университет Мадраса. п. 173.
- ^ «Разговор о культуре» . Времена Индии . 9 января 2002 года . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ «ДНК Индии» . ДНК Индии. 24 августа 2013 года . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Баради, Хасмух (2004). Лал, Ананда (ред.). Оксфордский спутник индийского театра . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 563. ИСБН 0195644468 . OCLC 56986659 – через Oxford Reference.
- ^ популярный рецепт парси [ нужна полная цитата ]
- ^ «На огненных крыльях» . ИМДБ. 2015 . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ «Падма Шри» (PDF) . Падма Шри. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 11 ноября 2014 г.
- ^ «Награда Академии Сангит Натак» . Академия Сангит Натак. 2015. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 1 мая 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джесси С. Палсеция (2001). Парсы Индии . Брилл. п. 368. ИСБН 9789004121140 .
- Ананда Лал, изд. (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета. п. 563. ИСБН 9780195644463 .
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Парсы из Мумбаи
- Писатели из Мумбаи
- 1914 рождений
- 1987 смертей
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские театральные менеджеры и продюсеры
- Драматурги и драматурги Махараштры
- Гуджаратский театр