Брэндон Томас (драматург)
Уолтер Брэндон Томас (24 декабря 1848 - 19 июня 1914) [ 1 ] английский актёр, драматург и автор песен, наиболее известный как автор фарса « Тётя Чарли» .
Томас родился в Ливерпуле в семье, не имевшей театральных связей, и работал в торговле, а иногда и журналистом, прежде чем реализовать свои амбиции стать актером. После череды второстепенных ролей он стал все более востребованным как характерный актер. Он написал более дюжины пьес, самая знаменитая из которых, «Тетя Чарли» , побила все исторические рекорды для пьес любого рода: первоначальный лондонский тираж из 1466 представлений, открывшийся в 1892 году. Последующие пьесы были поставлены во многих странах мира. включая множество экранизаций фильмов и музыкальных театров.
Хотя Томас так и не повторил ошеломляющий успех « Тетушки Чарли» , он до самой смерти продолжал карьеру актера и драматурга, играя в основном в комедиях, но время от времени играя серьезные роли в пьесах Шекспира и других.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Томас родился в Маунт-Плезант, Ливерпуль , и был старшим из троих детей Уолтера Томаса (ум. 1878), сапожника, и его жены Ханны, урожденной Моррис. Он получил образование в Ливерпульском институте , а затем в частной школе в Прескоте , Ланкашир . [ 1 ] В 14 лет он записался в Королевскую морскую пехоту , но через шесть недель его выкупили. [ 2 ] и поступил учеником на кораблестроителя. [ 3 ] Он изучил бухгалтерию и стал клерком у местных торговцев древесиной в Ливерпуле до 1875 года, когда он занял аналогичную должность в Халле , где к тому времени жила его семья.
Томас увеличивал свою зарплату за счет периодической журналистской деятельности; The Times отметила, что в 17 лет он опубликовал «поразительную брошюру», критикующую авторов гимнов Муди и Сэнки . [ 3 ] Однако его главной любовью был театр. Он появлялся в Халле как любитель, пел и декламировал на концертах воздержания, выступал в мюзик-холлах и гостиных, играл на фортепиано и пел свои собственные песни. [ 4 ] Благодаря влиянию местного бизнесмена Альберта Роллита он добился помолвки с Уильямом и Мэдж Кендал в Придворном театре в Лондоне. [ 3 ] Он впервые появился на профессиональной сцене там в возрасте 30 лет, в апреле 1879 года, в роли Сэнди в «Королевском шиллинге» . [ 5 ]
Ранняя стадия карьеры
[ редактировать ]Помимо исполнения небольших ролей, Томас продолжал писать, и Кендалы приняли к постановке его пьесу « Товарищи» после того, как она была отредактирована Б. К. Стивенсоном . Эта «новая и критическая комедия» открылась при дворе в 1882 году, в ее состав входили Артур Сесил , Д. Г. Бусико и Мэрион Терри . [ 6 ] Когда Кендалы переехали из Корт-театра в Челси в театр Сент-Джеймс в Вест-Энде , Томас поехал с ними и оставался в их труппе, играя небольшие роли до 1885 года, когда он присоединился к Розины Воукс труппе в качестве ведущего актера на сцене. Американское турне, продолжавшееся до середины 1886 года. [ 5 ] [ 7 ] По возвращении в Лондон он продолжил писать, поставив несколько пьес в середине-конце 1880-х годов и играя второстепенные роли. Впервые он привлек значительное внимание в «Сладкой лаванде» Артура Винга Пинеро . [ 1 ] В роли банкира Джеффри Уэддерберна «он сразу завоевал популярность как сильный и мужественный представитель пожилых людей». [ 2 ]
В 1888 году, за два дня до своего сорокалетия, Томас женился на Маргарите Бланш Леверсон (1865–1930), дочери Джеймса Леверсона, торговца алмазами, и его жены Генриетты. Брак долго откладывался из-за возражений по религиозным мотивам со стороны семьи Леверсонов. У Томаса и его жены было трое детей: Эми Брэндон Томас , Джеван Родерик Брэндон Томас (1898–1977), каждый из которых имел театральную карьеру, и Сильвия М. Брэндон Томас (родилась около 1905 г.), у которой этого не было. [ 1 ] [ 8 ] [ н 1 ]
Как характерный актер, Томас имел большое преимущество в способности использовать региональные акценты. Об одном спектакле критик У. А. Льюис Беттани написал: «Далект, конечно, был безупречен; разве наш актер не является признанным мастером диалекта на сцене?» [ 2 ] В этот период своей карьеры он был хорошо принят в двух шотландских ролях: Тэмми Тэмсон в его собственной пьесе «Наследие Хайленда» Пинеро (1888) и Макфейла из Буллочивина в «Кабинет министров» (1890). Что касается последнего, «практически нечего сказать, он сделал неотесанного молодого горца, привязанного к завязкам фартука своей матери, выделиться как одна из самых забавных особенностей пьесы». [ 2 ] В 1891 году Томас добился заметного художественного и финансового успеха в тройном спектакле в Театре Терри . По инициативе Эдвардса Джорджа [ 2 ] он вложил 1000 фунтов стерлингов в постановку трёх одноактных пьес: его собственного «Ланкаширского моряка» , Уидона Гроссмита » «Комиссии и «Репетиции пантомимы» Сесила Клея . [ 1 ] Во всех трех фильмах он сыграл выдающиеся роли, продемонстрировав свою универсальность как «романтичного молодого любовника, восхитительно циничной модели и тяжеловесного, глупого капитана». [ 2 ] В постановке было показано 152 спектакля, которые были переданы в театр Шефтсбери и принесли хорошую прибыль. [ 1 ]
Тетя Чарли и последующие годы
[ редактировать ]Выдающимся хитом Томаса стал фарс « Тётя Чарли» . Оно было написано для его друга, актера У.С. Пенли . Позже они разошлись во мнениях (и обратились в суд) по поводу того, какая часть заговора была изобретением Пенли, а не Томаса. Пенли сказал журналисту в 1894 году: «Эта пьеса была моей идеей, и Брэндон Томас написал ее. Позже мы поехали в деревню и работали над ней. Затем мы проработали ее на сцене». [ 9 ] Пенли продюсировал пьесу и сыграл звездную роль лорда Фэнкорта Бэбберли, студента, друзья которого Джек и Чарли убеждают его выдать себя за тетю последнего. Первые постановки пьесы были даны во время гастролей по английским провинциям, начиная с Бери-Сент-Эдмундс 29 февраля 1892 года. [ 1 ] Королевский театр в Лондоне неожиданно освободился, и Пенли занял его, открыв там «Тетушку Чарли» 21 декабря 1892 года. Первые несколько недель в Лондоне Томас играл роль сэра Фрэнсиса Чесни, великодушного отца одного из студентов; он регулярно играл роль в более поздних возрождениях незадолго до своей смерти. Спектакль имел немедленный успех и 30 января 1893 года был переведен в более крупный театр «Глобус». За четыре года было проведено рекордное количество представлений — 1466, а 19 декабря 1896 года оно закрылось. [ 1 ] Его одновременно посетили семь компаний в Соединенном Королевстве. [ 10 ]
Пьеса с успехом была поставлена во всем англоязычном мире и в переводе во многих других странах. [ 3 ] Он имел большой успех на Бродвее в 1893 году и несколько раз возрождался там. [ 11 ] В 1894 году ему были переданы оба немецких [ 12 ] и французские премьеры [ 13 ] и выпускался в Берлине каждое Рождество в течение многих лет. [ 14 ] В 1895 году Театр записал, что тетю Чарли разъезжали по стране за страной. «Из Германии он попал в Россию, Голландию, Данию и Норвегию и везде был радушно принят». [ 15 ] После этого его часто возрождали на протяжении десятилетий и успешно адаптировали для фильмов и мюзиклов. [ 16 ]
Карьера Томаса как характерного актера продолжала процветать. В 1892 году он играл в У.С. Гилберта , «Розенкранце и Гильденстерне» пародии на Гамлета , и «Верном Джеймсе » Б.К. Стивенсона с Эллалин Террисс , оба в Придворном театре. [ 17 ] В 1895 году он снялся в возрождении « Соперников» в роли сэра Люциуса О'Триггера на другом диалекте. Бернард Шоу писал, что Томас преуспел в этой роли, «в основном потому, что не делал того, что от него ожидали». [ 18 ] Другими ролями, в которых Томас заслуживал похвалы, были Папа в Холла Кейна » «Вечном городе (1902) и Джон Гонт в «Ричарде II королю Ричарду из Герберта Бирбома Дерева» (1903). [ 1 ]
Томас продолжал писать пьесы, но так и не смог сравниться с успехом « Тетушки Чарли» . Его более поздние названия включали «Женитьба» , 1892 год; «Королева бриллиантов» , адаптированная версия немецкого языка на музыку Эдварда Якобовски , 1894 год; «Дочь фехтовальщика» (адаптация французской пьесы с Клементом Скоттом ), 1895; Керзон-стрит, 22а , 1898 год; «Женщины такие серьезные» , 1901; Фуршет и компания , 1904 год; и «Память судьи» , 1906. [ 19 ] Он также был известен как автор и исполнитель « енотовых песен ». [ 3 ]
Томас умер в своем доме в Блумсбери , Лондон, в 1914 году в возрасте 65 лет после непродолжительной болезни. Он был похоронен на Бромптонском кладбище . В некрологе The Times процитировала его слова: «Я надеялся прославиться как великий актер. Если я вообще пойду, то как автор « Тети Чарли » . [ 3 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Писательница Ада Леверсон ( любимый «Сфинкс» Оскара Уайльда ) вышла замуж за Маргариту в 1881 году. Племянником Маргариты был D'Oyly Carte звезда Даррел Фэнкорт ( урожденный Даррел Луи Фанкорт Леверсон). Неизвестно, было ли имя самого известного персонажа Томаса, лорда Фэнкорта Бэбберли, вдохновлено именем этого племянника, родившегося за шесть лет до «Тети Чарли» . премьеры
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стивенс, Джон Рассел. «Томас (Уолтер) Брэндон (1848–1914)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2008 г., по состоянию на 5 октября 2010 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Беттани, В.А. Льюис. «Четыре характерных комика», Театр , 1 июля 1893 г., с. 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж Некролог, The Times , 20 июня 1914 г., стр. 10
- ^ Миллуорд, с. 210
- ^ Jump up to: а б «Мистер Брэндон Томас», Альманах «Эра» , январь 1897 г., стр. 61
- ↑ «Таймс» , 19 декабря 1882 г., стр. 8
- ^ «Брэндон Томас умирает» , The New York Times , 20 июня 1914 г., стр. 9
- ↑ Перепись Англии и Уэльса 1911 года, расписание 172.
- ^ Бургин, ГБ «Львы в своих логовах», The Idler , январь 1894 г., с. 170
- ↑ «Таймс» , 25 ноября 1952 г., стр. 11
- ^ Список IBDB бродвейских постановок тети Чарли. Архивировано 9 января 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ The Manchester Guardian , 9 августа 1894 г., стр. 5
- ^ «В Париже», Театр , октябрь 1894 г., с. 199
- ^ «Тётя Чарли в Берлине», The Observer , 21 апреля 1929 г., стр. 12
- ^ Гудман, Э.Дж. «Тетушка Чарли на континенте», Театр , июнь 1895 г., стр. 338
- ^ См., например, The Times , 6 декабря 1904 г., стр. 6; «Таймс» , 27 декабря 1905 г., стр. 8; 28 декабря 1908 г., с. 5; 27 декабря 1911 г., с. 8; «Таймс» , 27 декабря 1933 г., стр. 8; «Таймс» , 27 декабря 1938 г., стр. 13; «Таймс» , 23 декабря 1949 г., с. 6; «Таймс» , 22 декабря 1950 г.; «Таймс» , 11 февраля 1954 г., стр. 3; «Таймс» , 23 декабря 1955 г., стр. 3; «Таймс» , 9 ноября 1964 г., с. 14; «Таймс» , 7 декабря 1971 г., стр. 12; «Таймс» , 19 сентября 1977 г., стр. 16; «Таймс» , 10 февраля 1983 г., с. 9; и Список версий фильмов и телепередач в базе данных IMDB.
- ↑ «Court On» , Punch , 6 августа 1892 г., по состоянию на 20 ноября 2009 г.
- ^ Шоу, Джордж Бернард, цитируется по Стивенсу, Джону Расселу. «Томас (Уолтер) Брэндон (1848–1914)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2008 г., по состоянию на 5 октября 2010 г. (требуется подписка)
- ^ «Томас, Брэндон» , «Кто был кем» , A&C Black, 1920–2008; онлайн-издание, Oxford University Press, декабрь 2007 г., по состоянию на 5 октября 2010 г. (требуется подписка)
Источники
[ редактировать ]- Брэндон-Томас, Джеван (1955). Отец тети Чарли: жизнь Брэндона Томаса . Лондон: Д. Сондерс.
- Миллуорд, Джесси (1923). Я и другие . Лондон: Хатчинсон и Ко.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Брэндона Томаса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Брэндон Томас в базе данных Internet Broadway
- Статья 1895 года о Томасе с портретом (в архиве)
- Официальный портрет Брэндона Томаса (в архиве)