Читра Висвесваран
![]() |


Читра Висвесваран — индийская танцовщица Бхарата Натьям , руководящая танцевальной школой Академии исполнительских искусств Чидамбарам в Ченнаи .
В 1992 году она была награждена Падма Шри , одной из высших гражданских наград, присуждаемых правительством Индии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Висвесваран начала танцевать в возрасте трех лет со своей матерью Рукмини Падманабхан, которая обучалась современному индийскому танцу и Бхарата Натьям. Ее отец был инженером Индийских железных дорог , и когда его работа перевезла семью в Лондон, Читра начала изучать классический балет . Позже, в Калькутте , она тренировалась в танцевальных формах Манипури и Катхак . В возрасте десяти лет она попала под опеку Т. А. Раджалакшми, одного из лучших девадаси из Тирувидаймарудура , поселившегося в Калькутте. Ее арангетрам — ее дебютное выступление на сцене — состоялся в течение десяти месяцев, необычно короткого периода, и она продолжала тренироваться с Раджалакшми почти десять лет.
В тринадцать лет Вишвешваран поставил хореографию жизни святого Тьягараджи в форме варнама , самого сложного типа пьесы в репертуаре Бхарата Натьям. После окончания школы она хотела переехать в Ченнаи (тогда называвшийся Мадрасом), чтобы продолжить танцевальную карьеру, но ее родители настояли на том, чтобы она получила высшее образование. Она получила степень бакалавра английского языка в Калькуттском университете , одновременно изучая теорию танца и историю танца в свободное время.
В 1970 году она получила стипендию для углубленного обучения в Бхарата Натьям от Министерства развития человеческих ресурсов Индии в то время, когда по всей стране присуждалось только две такие стипендии в год по сравнению с 25 сегодня. Четырехлетний период стипендии она провела, обучаясь в Ченнаи у Важувора Рамайи Пиллая. В течение трех месяцев он предпочел Висвесварану другим своим ученикам сыграть главную роль в танцевальной драме, которую он поставил. Музыковед П. Самбамурти , историк искусства Капила Вацьяян и танцевальный критик Сунил Котари отметили ее работу. Висвесваран также хорошо разбирается в Рабиндранритье, Рабиндрасангите и театре. [ 7 ]
Преподавательская работа
[ редактировать ]Висвесваран начала преподавать танцы в Калькутте в возрасте шестнадцати лет, а в 1975 году она основала Академию исполнительских искусств Чидамбарам (CAPA) в Ченнаи. Сегодня у CAPA есть дополнительные учреждения по всему миру, возглавляемые бывшими студентами. Прием очень избирательный, и выпускники получили национальные и международные стипендии и стипендии.
Висвесваран также собирает деньги для RASA, организации, которая использует танцевальную и музыкальную терапию для детей с ограниченными возможностями обучения .
Танцевальные постановки
[ редактировать ]В 1980 году Висвесваран поставила свою первую крупную танцевальную драму « Деви Ашта Раса Малика» , которая помогла популяризировать концепцию групповых образований в Бхарата Натьям. Далее последовало несколько тематических сольных постановок, в том числе:
- Кришнанджали , который познакомил воспоминаний . Бхарату Натьям с техникой
- Пурандара Кришнамритам , в котором редкие криты Пурандара каннада- композитора Даса были исследованы и тематически объединены.
- Саптха Сапти , в которой исследуются семь аспектов числа семь.
- Три Шакти , сага об индийских женщинах от Ситы до Джханси Ки Рани.
В одной из постановок ее группы исследовались параллели между подходами двух женщин к поэзии и бхакти : южноиндийской святой Андал и Мевари принцессы Миры . В другой работе, постановке « Рамаяны» , Висвесваран использовал единственное санскритское крити, переведенное на тамильский язык , чтобы закрепить танец музыкально. Она также создала Деваки Пуламбал с точки зрения Деваки , матери Кришны , а не с точки зрения традиционного рассказчика истории, Ясодхары .
В конце концов Висвесваран отказалась от костюмов из своих постановок, утверждая, что играть персонажа исключительно с помощью мимики, жестов и позиции было сложнее, чем играть персонажа в ожидаемом костюме.
Индии В 1989 году Национальная академия наук поручила ей создать постановку о реке Ганг , не подчеркивая ее религиозный подтекст, но представляя ее как представителя духа Индии.
Спектакли
[ редактировать ]Висвесваран выступал на всех крупнейших танцевальных фестивалях Индии и совершил несколько турне за границу, танцуя в Австралии, Австрии , Бахрейне , Бельгии , Болгарии , Канаде, Фиджи , Франции, Германии, Италии, Кувейте , Люксембурге , Малайзии , Нидерландах , Омане , Португалия , Катар , Сингапур, Шри-Ланка , Швеция , Швейцария , Объединенные Арабские Эмираты , Великобритания и США.
Она регулярно появляется в Национальной танцевальной программе, а также в местных программах Doordarshan и других индийских каналов. Ее танцы также транслировались Шоу Майка Уолша в Австралии, Сингапурской радиовещательной корпорацией , телевидением BBC и сетями во Франции, Малайзии, Португалии, Швейцарии и США. К 50-летию независимости Индии BBC пригласила ее представить специально поставленную программу в Симфоническом зале в Бирмингеме, которая транслировалась по международному телевидению 15 августа 1997 года.
Награды и отличия
[ редактировать ]В 1980 году индийское культурное учреждение Шри Кришна Гана Сабха вручило Висвесварану награду Нритья Чудамани. [ 8 ] В 1996 и 1997 годах она созвала конференцию Сабхи Натья Кала, единственный танцевальный семинар такого рода в Индии. Она является попечителем Индийского фонда искусств и членом индийского правительственного комитета, который отбирает кандидатов на стипендии и стипендии в Бхарата Натьям. Она заведует кафедрой изящных искусств имени Рабиндраната Тагора в Мадрасском университете , а также является членом генерального совета и исполнительного совета Академии Сангит Натак , ведущей организации исполнительских искусств в Индии.
Правительство Тамил Наду присвоило ей титул «Калаймамани» в 1982 году. Она получила Премию Сангит Натак Академии в 1987 году и Падма Шри от президента Индии в 1992 году. Кроме того, в 50-й год независимости Индии она была награждена титулы Махила Широмани (выдающаяся женщина индийского происхождения) и Стри Ратна (драгоценность среди женщин). Японский фонд пригласил ее стать своим специальным гостем в 2000 году. В 2013 году она стала лауреатом премии Музыкальной академии Натья Кала Ачарья в области танцев. Она также представляла свою работу в Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО. [ 7 ]
Другие награды включают в себя:
- Премия Нритья Виласа, Сур Сингар Самсад, Мумбаи , 1988 г.
- Манав Сева Пураскар, Институт экономических исследований, Нью-Дели, 1992 г.
- Натанамани, Канчи Парамачарья, 1999 г.
Личная жизнь
[ редактировать ]Муж Висвесварана, Шри Р. Висвесваран , племянник карнатического музыканта Г. Н. Баласубраманиама, был вокалистом, инструменталистом и композитором с большим опытом работы в музыке для кино. Он играл на гитаре сантур , вина и фламенко , а также сочинял и режиссировал музыку для постановок своей жены.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «Изменение повествования о танце: в центре внимания групповые выступления» . Арджун Нарайнан . Таймс оф Индия . 18 декабря 2016 года . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ Еженедельник Евы . Октябрь 1975 г. с. 253 . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ Рамани, В.В. (4 октября 2023 г.). «Колару Падхигам» Читры Висвесварана отмечен прекрасной визуализацией» . Индус . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Нат, Паршати Дж. (19 сентября 2015 г.). «Танец направляет меня и пробуждает меня» . Индус . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Чандараджу, Аруна (18 сентября 2014 г.). «Ведущая звезда» . Индус . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Лекция памяти Натараджи Рамакришны в Хайдарабадском университете» . www.thehansindia.com . 22 марта 2022 г. Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Нритья Чудамани» . www.krishnaganasabha.org . Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Художники из Ченнаи
- Живые люди
- Выпускники Калькуттского университета
- Представители Бхаратанатьям
- Индийские танцоры XX века
- Женщины-художницы из Тамил Наду
- Индийские танцовщицы классической музыки
- Танцоры из Тамилнада
- Индийские женщины-художницы XX века
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии