Смита Патил
Смита Патил | |
---|---|
![]() Патил на марке Индии 2013 г. | |
Рожденный | Пуна , штат Бомбей , Индия | 17 октября 1955 г.
Умер | 13 декабря 1986 г. Бомбей , Махараштра , Индия | (31 год)
Род занятий | Актриса, телеведущая |
Годы активности | 1974–1986 |
Работает | Полный список |
Супруг | Радж Баббар |
Дети | Пратик Баббар |
Родитель | Шиваджирао Гирдхар Патил (отец) |
Почести | Падма Шри (1985) |
Смита Патил (17 октября 1955 — 13 декабря 1986) — индийская актриса театра и кино, которая в основном работала в фильмах на хинди и маратхи . [ 1 ] [ 2 ] Считающаяся одной из лучших и величайших актрис в истории индийского кино . [ 3 ] Патил снялась более чем в 80 фильмах за свою более чем десятилетнюю карьеру. Патил была лауреатом двух национальных кинопремий , премии Filmfare Award и двух наград Filmfare Awards Marathi . В 1985 году она получила Падма Шри , четвертую по величине гражданскую награду Индии. [ 2 ] [ 4 ]
Патил дебютировала в кино в фильме Шьяма Бенегала « Чарандас Чор » (1975). [ 5 ] [ 6 ] Она стала одной из ведущих актрис параллельного кино , движения «Новая волна» в индийском кино, хотя на протяжении своей карьеры она также появлялась в нескольких популярных фильмах. [ 7 ] Ее выступления получили высокую оценку, а ее наиболее известные роли включают «Мантан» (1976), [ 2 ] [ 6 ] «Бхумика» (1977), за который она получила свою первую Национальную кинопремию за лучшую женскую роль . [ 2 ] [ 6 ] Джайт Ре Джайт (1978), Аакрош (1980), Чакра (1981), принесшая ей вторую Национальную кинопремию за лучшую женскую роль и ее первую и единственную премию Filmfare за лучшую женскую роль , Намак Халаал (1982), Базар (1982), Умбарта (1982), Шакти (1982), Арт (1982), Ардх Сатья (1983), Манди (1983), Аадж Ки Авааз (1984), Чидамбарам (1985), Мирч Масала (1985), Амрит (1986), Танцевальный танец (1987) и Ваарис (1988). [ 8 ] [ 2 ] [ 7 ]
Помимо актерского мастерства, Патил была активной феминисткой и членом Женского центра в Мумбаи. Она была глубоко привержена решению женских проблем и одобряла фильмы, которые стремились исследовать роль женщин в традиционном индийском обществе, их сексуальность и изменения, с которыми сталкиваются женщины среднего класса в городской среде. [ 9 ]
Патил была замужем за актером Раджем Баббаром . Она умерла 13 декабря 1986 года в возрасте 31 года из-за осложнений при родах. После ее смерти было выпущено более десяти ее фильмов. Ее сын Пратик Баббар - киноактер, дебютировавший в 2008 году. [ 10 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Смита Патил родилась 17 октября 1955 г. [ 11 ] в Пуне , Махараштра [ 12 ] [ 13 ] в семью индуистов- маратхи , отцу махараштрийского политика Шиваджирао Гирдхару Патилу и матери, социальной работнице Видьятай Патил, из Ширпур города провинции Хандеш штата Махараштра. [ 14 ] У нее есть две сестры: доктор Анита Патил Дешмук, факультетский неонатолог, и Маня Патил Сет, художник по костюмам. [ 15 ]
В детстве Патил участвовала в драмах. [ 16 ] Патил изучала литературу в Университете Мумбаи . [ 17 ] [ 18 ] Она была членом местных театральных групп в Пуне и большую часть времени проводила в кампусе Индийского института кино и телевидения (FTII), из-за чего многие принимали ее за выпускницу. Семья движется к избранию министром кабинета министров . [ 19 ]
Карьера
[ редактировать ]Дебют и ранний успех (1974–1980)
[ редактировать ]Патил начала свою карьеру в начале 1970-х годов в качестве диктора теленовостей. [ 20 ] [ 21 ] на недавно транслирующей Мумбаи Дордаршан , индийской правительственной телекомпании. Ее первая роль в кино была в студенческом фильме FTII «Тивра Мадхьям» . [ 22 ] Арун Хопкар. [ 17 ] Шьям Бенегал. Затем ее обнаружил [ 13 ] и снял ее в своем детском фильме 1974 года «Чарандас Чор» . [ 23 ] Первая крупная роль Патил была в другом его фильме «Мантхан» , в котором она сыграла хариджанку , возглавляющую восстание молочного кооператива. [ 17 ] [ 24 ] [ 25 ]
Затем Патил получила свою первую Национальную кинопремию за лучшую женскую роль и свою первую номинацию на премию Filmfare за лучшую женскую роль за роль в на хинди « фильме Бхумика » . [ 26 ] [ 27 ] [ 8 ] всего через три года после ее дебюта. Фильм, в котором она изображает актрису, ведущую бурную жизнь благодаря внезапной славе и славе, привлек внимание всего мира к ее таланту. [ 28 ] [ 29 ] Патил присутствовала на Каннском кинофестивале в 1976 году вместе с Шабаной Азми и Шьямом Бенегалом для фильма «Нишант» . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Патил получила премию Filmfare Award за лучшую женскую роль на языке маратхи за роль в фильме «Джайт Ре Джейт» в 1977 году. [ 33 ] [ 34 ]
Признание в параллельном кино и слава (1981–1987).
[ редактировать ]Патил была частью радикально политического кино 1970-х годов, в которое входили такие актрисы, как Шабана Азми и Дипти Навал . [ 35 ] В ее работу входят фильмы с такими режиссерами, как Шьям Бенегал , [ 6 ] Говинд Нихалани , Сатьяджит Рай ( Садгати , 1981), [ 36 ] Г. Аравиндан ( Чидамбарам , 1985) и Мринал Сен, а также набеги на более коммерческую киноиндустрию на хинди в Мумбаи . [ 14 ] В своих фильмах героиня Патил часто представляет собой интеллектуальную женственность, которая выделяется на традиционном фоне кино, в котором доминируют мужчины. Патил была активисткой за права женщин и прославилась своими ролями в фильмах, в которых женщины изображались способными и уполномоченными. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Патил получила широкое признание критиков за свою игру в «Чакре» (1981). [ 40 ] что принесло ей вторую Национальную кинопремию за лучшую женскую роль и первую и единственную премию Filmfare за лучшую женскую роль. [ 41 ] В рамках подготовки к роли жительницы трущоб Патил посещала трущобы Бомбея во время создания « Чакры» . [ 42 ] [ 43 ]
Патил стала звездой в фильме «Базар» (1982). [ 44 ] и Аадж Ки Авааз (1984), благодаря которому она была номинирована на премию Filmfare Award за лучшую женскую роль в двух номинациях. [ 45 ] За «Манди» (1983) она была номинирована на премию Filmfare за лучшую женскую роль второго плана . [ 46 ] игра Патил в супружеской драме «Арт» (1982). Высокую оценку получила [ 47 ] За роль «другой женщины» в паре с Шабаной Азми она получила вторую номинацию на премию Filmfare за лучшую женскую роль второго плана. [ 35 ] [ 48 ] За это время она также снялась в нескольких известных на языке маратхи фильмах «Умбарта» (1982), получив свою вторую премию Filmfare Award за лучшую женскую роль на языке маратхи за свою игру в фильмах. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Постепенно Патил перешла в более коммерческое кино. [ 52 ] В интервью она заявила:
«Я оставался приверженцем малого кино около пяти лет... Я отказывался от всех коммерческих предложений. Примерно в 1977–78 годах движение малого кино начало набирать обороты, и им нужны были имена. Меня бесцеремонно исключили из нескольких проектов. очень тонкая вещь, но она сильно повлияла на меня. Я сказал себе, что я здесь и не удосужился заработать деньги. Я отказался от крупных коммерческих предложений из-за своей приверженности маленькому кино, и что я получил взамен? им нужны имена, я сделаю себе имя, поэтому я начал и брал все, что попадалось мне на пути». [ 53 ]
Со временем такие коммерческие режиссеры, как Радж Хосла , Рамеш Сиппи и Б. Р. Чопра, предложили ей роли, согласившись, что она «превосходна». [ 54 ] Ее поклонники тоже росли вместе с ее вновь обретенной славой. [ 55 ] Гламурные роли Патил в ее более коммерческих фильмах, таких как «Шакти» (1982) и «Намак Халаал» (1982) с Амитабхом Баччаном . [ 56 ] Она показала, что можно сниматься как в «серьезном» кино, так и в «хинди-кино» масала в киноиндустрии хинди. [ 57 ] [ 58 ] Однако ее сестра Манья Патил Сет заявила: «Смита никогда не чувствовала себя комфортно в высокобюджетных фильмах. [ 59 ] Она плакала от всего сердца после исполнения танца дождя с г-ном Баччаном в «Намак Халаал» ; она чувствовала, что поступает неправильно». [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] В 1984 году она была членом жюри Всемирного кинофестиваля в Монреале . [ 63 ] Патил снималась с Раджем Баббаром в таких фильмах, как «Бхиги Палкейн» , «Таджурба» , «Аадж Ки Авааз» , «Авам» и «Хум До Хамаре До» , а позже влюбилась в него. [ 64 ] [ 65 ]
Режиссер CV Шридхар был первым, кто поставил ее в пару с Раджешем Кханной в фильме «Дил-и-Надан» в 1982 году. [ 66 ] [ 67 ] После успеха этого фильма Патил и Кханна сыграли в паре в таких успешных фильмах, как «Аахир Кён?». , Аноха Ришта , Ангаарей , Назрана , Амрит . [ 68 ] [ 69 ] С выходом Аахира Кёна? ее популярность и ее сотрудничество с Кханной были на пике. [ 70 ] Песни «Dushman Na Kare Dost Ne Woh» и «Ek Andhera Lakh Sitare» от Аахира Кёна? были хитами. Каждый из этих фильмов был разным и затрагивал различные социальные проблемы. Их выступления были высоко оценены критиками. [ 71 ] В 1986 году «Амрит» Мохана Кумара стал пятым по прибылям фильмом года. «Назрана в главной роли » со Шридеви вышел посмертно, имел кассовый успех и вошел в десятку лучших фильмов 1987 года. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]
«Патил была великой актрисой. Многие из ее великих ролей подобны лазеру и сосредоточены на нескольких вещах. Так, Арт, например, был об уязвимости и желании. Джайт Ре Джайт был о стойкости и вере. Мирч Масала охватывает все ее творчество Актерская игра от сдержанных первых кадров до мощных верхних регистров на заключительных этапах фильма: трансформация потрясающая».
- Forbes India о выступлении Патил в Мирч Масала (1987) [ 75 ]
Однако связь Патила с художественным кино оставалась сильной. [ 64 ] [ 76 ] Ее, пожалуй, величайшая (и, к сожалению, последняя) роль случилась, когда Патил вновь объединилась с Кетаном Мехтой, чтобы сыграть дерзкую и пылкую Сонбай в фильме «Мирч Масала» , вышедшем после ее смерти в 1987 году. [ 77 ] [ 78 ] Игра Патил в роли энергичной работницы фабрики специй, которая противостоит развратному мелкому чиновнику, в этом фильме получила высокую оценку и принесла ей премию Бенгальской ассоциации киножурналистов за лучшую женскую роль (хинди) . [ 58 ] К столетнему юбилею индийского кино в апреле 2013 года Forbes включил ее роль в фильме в свой список «25 величайших актерских ролей индийского кино». [ 75 ] Газета Washington Post назвала ее работу «загадочно дерзким финальным выступлением». [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
Посмертные фильмы (1987–1989)
[ редактировать ]Некоторые из последних работ и посмертных релизов Патил включают бенгальский фильм «Дебшишу» , где она работала без вознаграждения, [ 83 ] [ 84 ] Мы не ангелы , враги человечества , [ 85 ] Тикана , Унч Нич Бич и Ваарис . Патил была беременна во время съемок «Тиканы» . Что касается Ваариса , Патил получила широкое признание. [ 86 ] [ 87 ] Фильм 1989 года «Галион Ке Бадшах» стал последним появлением Патил в кино. За Варис Патил получила свою последнюю актерскую награду Star & Style - Lux Awards за лучшую женскую роль . [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Патил была активной феминисткой и членом Женского центра в Мумбаи. Она пыталась изобразить женские проблемы в своих различных фильмах. Она также занималась благотворительной деятельностью, пожертвовав на благотворительность выигрыш своей первой Национальной премии. [ 64 ] [ 92 ] [ 93 ]
Когда у Патил завязались романтические отношения с актером Раджем Баббаром , [ 94 ] она вызвала резкую критику со стороны своих поклонников и средств массовой информации, омрачив ее личную жизнь и бросив ее в эпицентр медиа-шторма. Радж Баббар оставил свою жену Надиру Баббар, чтобы жениться на Патил. [ 95 ] [ 96 ] Баббар и Патил впервые встретились на съемках фильма 1982 года «Бхиги Палкейн». [ 35 ] Их сын, актер Пратик Баббар, родился 28 ноября 1986 года. [ 97 ] [ 98 ]
Смерть
[ редактировать ]Патил умерла от осложнений при родах ( послеродовый сепсис ) 13 декабря 1986 года. [ 36 ] возраст 31. [ 99 ] Почти два десятилетия спустя известный кинорежиссер Мринал Сен заявил, что Патил умерла из-за «грубой медицинской халатности». [ 100 ] [ 101 ] После смерти Патил ее сына воспитывали родители в Мумбаи . [ 102 ] По данным СМИ, она умерла кумиром, культовой фигурой, вышедшей за пределы ее могилы. После ее смерти поэт Кайфи Азми сказал в своей инаугурационной речи на благотворительном мероприятии: «Смита Патил не умерла. Ее сын все еще среди нас». [ 103 ] [ 104 ]
Общественный имидж
[ редактировать ]Патил считается одной из величайших и наиболее опытных актрис индийского кино . [ 3 ] Rediff.com назвал ее второй величайшей индийской актрисой всех времен после Наргис . [ 105 ] В 2022 году она вошла в Outlook India . список 75 лучших актрис Болливуда по версии [ 106 ] Патил заняла 5-е место в Rediff.com списке «Лучший дебют в Болливуде» за свои фильмы «Чарандас Чор» и «Мантхан» . [ 107 ] Патил была известна своей красотой и модой на протяжении 70-х и 80-х годов. В средствах массовой информации ее называют иконой стиля, а различные издания, такие как Hindustan Times , включили ее в число лучших секс-символов Болливуда. [ 108 ] [ 109 ] Yahoo! поместил Патил на пятое место в списке «Десять самых знаковых красавиц хинди-кино», [ 110 ] и Times of India включила ее в свой список «50 красивых лиц». [ 111 ] В 2023 году Раджив Масанд назвал Патил одной из лучших актрис хинди-кино всех времен. [ 112 ] [ 113 ]
Патил высоко ценят за ее актерский талант, красоту и стиль. Суреш Кохли из Deccan Herald отметил: «Смита Патил была, пожалуй, самой опытной актрисой хинди-кино. Ее творчество выдающееся: почти каждый образ наполнен мощным реалистичным исполнением». [ 114 ] Несколько актрис были вдохновлены работами Патил. Актриса Дипика Падукон сказала: «Смита Патил — это тот человек, чьими работами я очень восхищаюсь». Бхуми Педнекар выразил благодарность актрисе за то, что она «поспособствовала изменению героинь на экране» своими прогрессивными образами. [ 115 ] [ 116 ] Катрина Кайф сказала: «Роли Смиты Патил вдохновили и затронули жизни миллионов женщин. Она показала нам, что даже небо не является пределом». [ 117 ] Соми Али сказала, что Патил вдохновила ее стать актрисой. Она также назвала Патил своей «любимой». [ 118 ] Рекха назвала Патила «гораздо лучшим актером», чем она или кто-либо другой. [ 119 ]
Говоря о Патил, ее партнер Ом Пури заявил: «У Смиты было понимание любви, в ее выступлениях было много искренности и тепла. Она была представительницей богемы. Она не была классовой сознательностью, скорее была очень игривой, полной Никогда не видел ее подавленной или подавленной. Очень раскрепощенная и прогрессивная в своих мыслях и работе». [ 120 ] Эндрю Робинсон написал в своей книге « Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз », что Рэй однажды сказал: «Нет никого, кто мог бы заменить Смиту Патил». [ 121 ] Аруна Васудев назвал Патил одной из «самых ярких» актрис за всю историю индийского кино. [ 122 ] Сумита С. Чакраварти отметила, что «в 1960–1970 годах возникло «новое кино», и Патил стала одной из выдающихся актрис шестидесятых годов. [ 123 ] Режиссер Махеш Бхатт добавил: «С самого начала в ней было что-то особенное. Когда я решил снять «Арта» , я хотел сделать это с двумя влиятельными актрисами в роли жены и другой женщины. Оглядываясь назад, я с гордостью могу сказать, что что Смита Патил [вместе с Шабаной Азми] сделали Арт тем, чем он был». [ 124 ] Актер Навазуддин Сиддики похвалил красоту Патил и сказал: «Смита Патил выглядела как типичная индийская девушка. Но как только она предстала перед камерой, никто не выглядел красивее. Если бы она была здесь сегодня, она была бы любимицей международных кинематографистов». .Запад тянулся к ней». [ 125 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Патил известна среди величайших актрис индийского кино. [ 126 ] [ 127 ] Об успешной карьере Патил в кино Рахит Гупта из Filmfare отметила: «Ее смуглая, нетрадиционная внешность, выбор ролей, активная общественно-политическая карьера пошли ей на пользу. Смита Патил сделала завидную карьеру в кино». [ 128 ] Мамун М. Адиль из пакистанской газеты Dawn отметил: «Патил было чуть больше 20, когда она исполнила высокие повороты, которые красноречивее всяких слов говорят о таланте, который кипел в ее завораживающих глазах». [ 129 ] Сантану Дас из Hindustan Times добавил: «Редко когда в индийское кино появлялась такая актриса, как Патил, с таким полноценным подходом к искусству исполнения». [ 130 ] Режиссер Шьям Бенегал похвалил актрису и сказал: «Смита Патил была хамелеоном. Она могла быть частью истории, даже не задумываясь об этом. Она была инстинктивной. Камера любила ее. Камера смотрела на нее, она выбирала ее из все остальные. В этом была ее особенность». [ 131 ] News18 India назвала ее актрисой, «запомнившейся своей работой и влиянием», и отметила: «Смита Патил славилась своими серьезными ролями, выразительными глазами и безупречной игрой». [ 132 ] [ 133 ]
Актерский стиль и экранный образ
[ редактировать ]Патил считается одной из лучших актрис. Она зарекомендовала себя как одна из самых ярких актрис артхауса и параллельного кино и была широко известна как «королева параллельного кино и движения новой волны». Патил также была известна своей работой в популярных фильмах. [ 134 ] В статье для Scroll.in кинокритик Майтхили Рао заявил: «Искусство или мейнстрим, Смита была магнитом для кинематографистов, безнадежно влюбленных в ее присутствие на экране и в замечательную женщину, стоящую за этим образом». [ 135 ] Гарги Нандвана из «Индийского экспресса» заявила: «Фильмы Смиты Патил бесстрашно пересекали неизведанную местность — абсолютная анафема для болливудской актрисы того времени, готовившейся к блестящей карьере, — преодолевая сложные нюансы, сложности, сильные и уязвимые места, присущие женскому опыту. " [ 136 ]
Патил была известна своими новаторскими ролями и изменила образ женщин на экране своими морально сложными персонажами. [ 137 ] [ 138 ] Патил получила признание критиков за роль дерзкой деревенской девушки в «Мантхане» , актрисы в «Бхумике» , жертвы изнасилования в «Аакроше» , жительницы трущоб в «Чакре» , женщины, связанной с женатым мужчиной в «Арте» , проститутки и классической певицы в «Манди». , разведенная в Аахир Кёне? и сильная женщина против угнетателей в Мирч Масале . [ 139 ] Forbes включил ее роль в «Мирч Масала» в свой список «25 величайших актерских ролей индийского кино». [ 75 ] Filmfare включила выступления Патил в «Бхумике» и «Мирч Масале» в свой список «80 знаковых представлений» Болливуда, заняв 24-е и 8-е места соответственно. Что касается Бхумики , в нем отмечалось: «Роль Смиты запомнилась не только из-за ее острого понимания актерского и женского образа мышления, но и потому, что она безупречно играла Хансу во время частей фильма в фильме, а ее игра давала представление об ушедшей эпохе». ." [ 140 ] NDTV добавило ее героиню Ушу из «Бхумики» в свой список «Женщины-новаторы Болливуда». [ 141 ]
Говоря о том, что я не работаю в коммерческом кино, Патил сказала: «Надеюсь, меня не заставят сниматься в коммерческих фильмах, потому что, действительно, это будет конец Смиты Патил». [ 134 ] Шейх Аяз из The Indian Express отметил: «В этом репертуаре талантов, который доминировал в ландшафте художественного кино на хинди, Патил была всего лишь кометой. Ее фильмы освободили место для феминистского вмешательства, служа образцом для каждого последующего поколения актеров». [ 142 ] Высоко оценив присутствие и работу Патил на экране, С. Шивакумар из The Hindu назвал ее «редким и свежим исключением в кино» и сказал: «Границы между параллельным и основным кино, возможно, размыты, но ее выступления в обоих бесценны». [ 143 ] Раджа Сен из Rediff.com отметил: «Более поразительной стороной медали была Смита Патил, которая обладала неотразимо умным внешним видом, который олицетворял как силу, так и чувствительность». [ 105 ] Али Питер Джон из Bollywood Hungama отметил: «Смита Патил была полноценной и непревзойденной актрисой, чья способность противостоять самым трудным вызовам и побеждать их стала частью великого актерского искусства. Она была жизнью искусства, параллельной или кино новой волны». [ 144 ]
Фильмография
[ редактировать ]Похвалы
[ редактировать ]Гражданская премия
[ редактировать ]Год | Премия | Работа | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
1985 | Падма Шри | Вклад в область искусства | заслуженный | [ 145 ] |
Кинопремии
[ редактировать ]Год | Премия | Категория | Работа | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|
1977 | Национальная кинопремия | Лучшая актриса | Бхумика | Выиграл | [ 146 ] |
1978 | Награды Filmfare | Лучшая актриса | номинирован | [ 147 ] | |
Награды Filmfare Marathi | Лучшая женская роль – Маратхи | Джайт Ре Джайт | Выиграл | [ 148 ] | |
1980 | Национальная кинопремия | Лучшая актриса | Чакра | Выиграл | [ 149 ] |
1982 | Награды Filmfare | Лучшая актриса | Выиграл | [ 150 ] | |
1983 | Базар | номинирован | [ 151 ] | ||
Награды Filmfare Marathi | Лучшая женская роль – Маратхи | Марта | Выиграл | [ 148 ] | |
Государственная кинопремия Махараштры | Лучшая актриса | Выиграл | |||
1984 | Награды Filmfare | Лучшая актриса второго плана | Арт | номинирован | [ 152 ] |
Купаться | номинирован | ||||
1985 | Лучшая актриса | Сегодняшний голос | номинирован | [ 153 ] | |
1987 | Награды Ассоциации киножурналистов Бенгалии | Лучшая женская роль – Нет | Чили Масала | Выиграл | [ 153 ] |
1989 | Звезда и стиль - Lux Awards | Лучшая актриса | Ваарис | Выиграл | [ 154 ] |
Почести и дань уважения
[ редактировать ]«Я описываю ее как иллюзию. Она не была умной или интеллектуальной, но чувствительной. ее." [ 155 ]
- Мохан Агаше о Смите Патил (Смита Патил, Краткий накал)
Академия Приядаршни учредила премию Мемориала Смиты Патил за лучшую женскую роль как дань уважения актрисе-ветерану в 1986 году. Она вручается раз в два года актрисе за ее вклад в индийское кино. [ 156 ] В 2012 году в ее честь был открыт Международный кинофестиваль документальных и короткометражных фильмов Смиты Патил. [ 157 ] [ 158 ] [ 159 ] [ 160 ] [ 161 ] В 2015 году кинокритик Майтхили Рао опубликовал биографию Патил «Смита Патил: Краткий накал». В том же году Национальный центр исполнительских искусств и Национальный киноархив Индии организовали ретроспективу актрисы под названием «Смита - небольшая ретроспектива крупной актрисы». [ 162 ] [ 163 ] В 1989 году Мира Деван сняла о ней документальный фильм под названием «В поисках Смиты». [ 120 ] Танцовщица Одисси Джелум Паранджапе назвала свой танцевальный институт «Смиталая» (открыт в 1989 году) в память о Патил. Уличный театр Смиты Патил был назван в честь покойной актрисы. [ 164 ]
По случаю 100-летия индийского кино Почта Индии выпустила в ее честь почтовую марку с ее изображением. 3 мая 2013 года [ 165 ] Отец Патил, Шиваджирао Гиридхар Патил, в 1996 году основал Благотворительный фонд Смиты Патил в ее память. Все началось с миссии по обеспечению совместного обучения школьников из сельской местности. была открыта школа под названием «Государственная школа Смиты Патил» . В том же году в Дхуле , Махараштра, [ 166 ] В 2010 году Индо-американский совет искусств ретроспективу из 11 фильмов покойной актрисы организовал в Нью-Йорке . [ 167 ] Польский институт кино и посольство Индии в Варшаве «Ретроспективу Смиты Патил» организовали в Польше в ее память. Таким образом, она стала первой индийской актрисой, удостоенной ретроспективы за границей. [ 168 ] В 2023 году ее сын Пратик Баббар сменил имя на Пратик Патил Баббар в знак сердечной дани уважения своей покойной матери. Он сказал: «Когда мое имя появляется в титрах фильма или где-либо еще, я хочу, чтобы оно было напоминанием мне, людям и зрителям о ее необычайном и замечательном наследии, о моем наследии, напоминании о ее блеске и величии». [ 169 ] [ 170 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме
[ редактировать ]- В 2012 году газета India Times включила ее фильм «Арт» (1982) в список «25 фильмов Болливуда, которые обязательно нужно посмотреть». [ 137 ]
- В 2013 году News18 включил ее фильмы 1982 года — «Умбарта» и «Акалер Шандхани» в свой список «100 величайших индийских фильмов». [ 171 ]
- А Рича Чадха отдала должное Патил, воссоздав ее образ для фотосессии в журнале. [ 172 ] актриса Мадхури Павар отдала ей дань уважения, воссоздав ее Джайт Ре Джайт . образ [ 173 ]
- В 2024 году отреставрированная версия ее фильма 1976 года «Мантан» была выбрана для премьеры на Каннском кинофестивале . [ 174 ]
Биография
[ редактировать ]- В 2015 году кинокритик Майтхили Рао написал биографию Патил под названием « Смита Патил: Краткий накал» . [ 175 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гульзар; Нихалани, Говинд; Чаттерджи, Сайбал (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярные публикации. п. 601.ISBN 81-7991-066-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Субодх Капур (1 июля 2002 г.). Индийская энциклопедия: биографическая, историческая, религиозная, административная, этнологическая, коммерческая и научная. Индо-Пакистанская война-Камла Карри . Издание «Космо». стр. 6699–. ISBN 978-81-7755-257-7 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Топ-героини Болливуда» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Аннетт Кун (1990). Женский спутник международного кино . Издательство Калифорнийского университета. стр. 310–. ISBN 978-0-520-08879-5 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Си. Ви Суббараву (2007). Хайдарабад: социальный контекст индустриализации, 1875–1948 гг . Ориент Блэксван. стр. 82–. ISBN 978-81-250-1608-3 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям ван дер Хайде (12 июня 2006 г.). Болливудский Вавилон: Интервью с Шьямом Бенегалом . Гора. стр. 208–. ISBN 978-1-84520-405-1 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лахири, Моноджит (20 декабря 2002 г.). «Блестящий талант запомнился» . Индус . Архивировано из оригинала 3 октября 2003 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хена Накви (1 января 2007 г.). Журналистика и массовые коммуникации . Публикации Упкара. стр. 202-. ISBN 978-81-7482-108-9 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ «Вспоминая Смиту Патил» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . Проверено 14 августа 2007 г. «Вспоминая о Смите Патил»
- ^ «Вспоминая Смиту Патил в день ее 62-летия со дня рождения» . Индийский экспресс . 17 октября 2017 г. Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Смита Патил: Празднование дня рождения легендарной актрисы с обзором ее жизни, фильмов и песен» . Новости18 Индия . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Д. Шарма (1 января 2004 г.). Массовая коммуникация: теория и практика в XXI веке . Глубокие и глубокие публикации. п. 298. ИСБН 978-81-7629-507-9 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смита Патил» . МАНАС . Социальные науки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Потукучи, Мадхави (17 октября 2019 г.). «Смита Патил — «настоящая» женщина, которая может понравиться индийским женщинам» . Печать . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ «Смита Патил в воспоминаниях сестры: веселая, щедрая, свободная» . Прокрутка.в . 17 октября 2021 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Малоизвестные факты о Смите Патил» . Таймс оф Индия . 30 октября 2018 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (10 июля 2014 г.). Энциклопедия индийского кино . Рутледж. стр. 173–174. ISBN 978-1-135-94318-9 .
- ^ Фарук, Фархана (16 октября 2020 г.). «Смита Патил – Неоконченная мечта» . Yahoo Entertainment . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Рао, Майтхили (31 октября 2015 г.). «Создание Смиты Патил » ДНК Индии . Получено 3 апреля.
- ^ «Биография Смиты Патил» . newstrend.news . Ньюстренд. 17 октября 2018 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Банерджи, Шампа; Анил Шривастава (1988). Сто индийских художественных фильмов: аннотированная фильмография . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-8240-9483-2 .
- ^ Гулазара; Говинд Нихалани; Сайбал Чаттерджи (2003). Энциклопедия кино на хинди: очаровательный крупный план индийского кино на хинди . Популярный Пракашан. п. 601. ИСБН 978-81-7991-066-5 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ «Знаете ли вы, что «Мантхан» Шьяма Бенегала был первым индийским фильмом, финансируемым краудфандингом?» . Полдень . 1 июня 2019 года . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ Ус Салам, Зия (12 сентября 2012 г.). «Мантхан Шьяма Бенегала (1976)» . Индус . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ «Самые прибыльные люди 1976 года» . boxofficeindia.com. Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ Вайджу Махиндру (19 ноября 2011 г.). « Hansa Wadkar» — самый трудный фильм, который я когда-либо делал: Смита Патил» . Индия сегодня . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ Динеш Рахеджа ; Джитендра Котари. «Лучшее из Смиты Патил - Бхумика» . Rediff.com . Проверено 1 декабря 2012 г.
- ^ Партибан, Правина (15 декабря 2019 г.). «Вспоминая Смиту Патил, редкий талант, ушедший слишком рано» . Федеральный . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Кумар, Анудж (17 июля 2014 г.). «Бхумика Смиты Патил (1977)» . Индус . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ Зия Ус Салам (4 октября 2012 г.). «Дебютный фильм Смиты Патил Нишант (1975)» . Индус . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ «Шабана Азми вспоминает поездку в Канны со Смитой Патил и Шьямом Бенегалом на съемки фильма «Нишант» 1976 года; делится фотографией» . Новости18 . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Самые прибыльные люди 1978 года» . boxofficeindia.com. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «С Днем Рождения, доктор Мохан Агаше: взгляд на лучшие фильмы на языке маратхи со звездами-ветеранами» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Дуайер, Рэйчел (2002). Кино Индии: визуальная культура хинди-фильмов . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-81353-175-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сарма, Рамья (16 октября 2015 г.). «Когда она была хороша, она была очень, очень хороша» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Робинсон (1989). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз . Издательство Калифорнийского университета. стр. 258 –. ISBN 978-0-520-06946-6 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Чаудхури, Диптакирти (2014). Bollybook: Большая книга мелочей о фильмах на хинди . Книги о пингвинах. ISBN 978-93-5118-799-8 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Дуайер, Рэйчел (2005). 100 фильмов Болливуда . Роли Букс Пвт. ООО ISBN 9788174369901 .
- ^ К. Джа, Субхаш ; Баччан, Амитабх (2005). Основной путеводитель по Болливуду . Ластер Пресс. ISBN 978-81-7436-378-7 .
- ^ Пьюри, Аарон (15 мая 1981 г.). «Рецензия на фильм: Чакра, в главных ролях Смита Патил, Насируддин Шах, Кулбхушан Харбанда» . Индия сегодня . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Дуайер, Рэйчел (2006). Съемки «Богов: религия и индийское кино» . Рутледж. ISBN 0415314240 .
- ^ «Сатиш Кошик вновь посещает чакру» . Индийский экспресс (интервью). Первый из многих. Беседовала Миманса Шекхар. 10 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2022 года . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Классический Кишор: 10 песен легендарного певца по мотивам индийских раг» . 5 сентября 2017 г.
- ^ Базар . п. 25.
- ^ Сингх, Дипали (5 августа 2017 г.). «Эволюция сцены изнасилования» . ДНК Индии . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ 1982: На съемках Mandi by Screen
- ^ Дасгупта, Рохит К .; Датта, Сангита (2018). 100 самых важных индийских фильмов . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-4422-7799-1 .
- ^ Валия, Неха (28 мая 2010 г.). «Легко пришло, легко ушло? Нет» . Трибуна . Чандигарх, Индия . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «25-я Национальная кинопремия» . Международный кинофестиваль Индии . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2011 г.
- ^ «Индийское кино '80/'81» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ «BoxOffice India.com» . 1 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Суд, Самира (17 октября 2020 г.). «Смита Патил в «Аахир Кёне»? Это пример того, что искусство и мейнстримное кино не так уж далеки друг от друга» . Печать . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Лахири, Моноджит. «Вспоминая вневременную Бхуику…» The Sunday Indian . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Рави Васудеван (2011). Мелодраматическая публика: форма фильма и зрительская аудитория в индийском кино . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 145–. ISBN 978-0-230-11812-6 .
- ^ «Касса 1982» . Кассовые сборы Индии . 5 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ «Лучшая комедия Nett Grossers — Housefull 4 Tops» . boxofficeindia.com. 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Джа, Субхаш К. (23 января 2017 г.). «Рамеш Сиппи о совместном кастинге Амитабха Баччана и Дилипа Кумара в «Шакти»» . Болливуд Хунгама . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх Диллон, Читван (13 ноября 2015 г.). «Суперзвезда Смита» . Служба новостей Tribune India . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ НФДК. ИНДИЙСКОЕ КИНО ВИЗУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN 9788123021928 .
- ^ Мохамед, Халид (8 декабря 2017 г.). «Вспоминая легенду о Смите Патил» . Халидж Таймс . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ «Касса 1982» . Кассовые сборы Индии . 5 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ «На вес золота (80-е)» . Касса Индии . Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ «Награды Всемирного кинофестиваля в Монреале – 1984» . Всемирный кинофестиваль в Монреале . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Вспоминая Смиту Патил: почему актриса незаменима» . News18.com . 17 октября 2016 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Эмили Бронте. Грозовой перевал (с аннотациями) . Издательство Бронсон Твид. стр. 225–. GGKEY:JXQKH8ETFJN. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Патель, Бабурао (1949). Фильм Индия . Нью-Йорк, библиотека Музея современного искусства. Бомбей. п. 78.
- ^ Дж. К. Баджадж (26 марта 2014 г.). «3-летние популярные фильмы с их главным составом» . В индийском кино и за его спиной . Diamond Pocket Books Pvt Ltd., стр. 2008–. ISBN 978-93-5083-621-7 . Проверено 4 августа 2015 г.
- ^ Пресс-книга Angaaray - Раджеш Кханна, Смита Патил и Радж Баббар
- ^ «Касса 1987» . Кассовые сборы Индии . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ «Обзор фильма — Смита Патил и Ахир Кён Раджеша Кханны» . Болливуд Хунгама . 13 августа 2011 года . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ Мотвани, Моника (20 сентября 2001 г.). «Досье 1987 года» . Экран . Архивировано из оригинала 31 октября 2001 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Коллекции - Назрана» . Обновление видео публикации. 29 сентября 1991 года . Проверено 20 июля 2023 г. - через Google Книги.
- ^ «Боксофис Индии 1986» . 15 января 2013 года. Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Boxofficeindia.com» . 15 января 2013 года. Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Прасад, Шишир; Рамнатх, Н.С.; Миттер, Сохини (27 апреля 2013 г.). «25 величайших актерских постановок индийского кино» . Форбс . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Оджа, Раджендра (1988). 75 славных лет индийского кино . Google Книги : Публикация Screen World. п. 95 176.
- ^ Как видно здесь
- ^ «15-й Московский международный кинофестиваль (1987)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Кемпли, Рита (18 ноября 1989 г.). « Специи (НР)» . Вашингтон Пост . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Торваль, Ив (2000). Кинотеатры Индии Макмиллан Индия. стр. 100-1 181–182. ISBN 0-333-93410-5 .
- ↑ Меер, Амина http://bombsite.com/issues/29/articles/1262. Архивировано 14 мая 2013 г. в Wayback Machine , осень 1989 г., дата обращения 13 мая 2013 г.
- ^ Ганти, Теджасвини (2004). Болливуд: Путеводитель по популярному хинди-кино . Рутледж . ISBN 978-0-415-28853-8 . Архивировано из оригинала 10 октября 2019 года . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Рэй, Кунал (17 октября 2015 г.). « Смита боролся с любопытными противоречиями » . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Дэбашишу» . Архивировано из оригинала 17 июля 2009 года.
- ^ Рангунвала, Фирозе (24–25 декабря 1987 г.). «1987: год кинематографической посредственности» . Араб Таймс . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ КБР, Упала (30 июня 2011 г.). «Нужен ли Болливуду пункт о запрете беременности?» . Таймс оф Индия . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «В номере: Гуфтагу» . Иллюстрированный еженедельник Индии . Том. 110, нет. 1–18. 23 апреля 1989 г. с. 53.
- ↑ Галийон Ка Бадшах, 1989, Bollywood Hungama, дата обращения 17 декабря 2011 г.
- ^ Ваарис
- ^ Кассовые сборы Индии. «Самые прибыльные люди 1988 года» . boxofficeindia.com. Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Касса 1989» . Кассовые сборы Индии . 15 января 2013 г. Архивировано из оригинала 15 января 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ « 25 лет спустя, феномен по имени Смита Патил » . ИБН в прямом эфире . 13 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 8 января 2012 г. Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ «Бхумика» Смиты Патил — биографический фильм о знаменитостях, который должен был стать основой для «Грязной картины Маханати» . Индийский экспресс . 20 мая 2023 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ « Она была великим человеком » . Rediff.com . 13 декабря 2006 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ «В годовщину смерти Смиты Патил, вспоминая ее нашумевший роман с женатым Раджем Баббаром» . Индия сегодня . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Радж Баббар вспоминает покойную жену Смиту Патил в годовщину смерти со старой фотографией: «Она была благородной душой» . Индостан Таймс . 13 декабря 2021 г. Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Возврат: когда Смита Патил отказалась взять отпуск по беременности и родам и танцевала, несмотря на то, что была беременна» . Времена Индии . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Дхингра, Дипали (16 июля 2012 г.). «Кривая обучения Пратика» . Полдень . Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ Рам Авгнихотри (1998). Кинозвезды в индийской политике . Издательство Содружества. ISBN 978-81-7169-506-5 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ «Смита Патил — Воспоминания о Мринал да» . Rediff.com . 2 февраля 2005 г. Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ «Пратик Баббар о матери Смите Патил: Должно быть, она ее солнечный ребенок» . НДТВ . 12 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2014 года . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Лалвани, Вики (22 мая 2014 г.). «Папы не было рядом, пока я рос» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 25 мая 2014 года . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Бхавана Сомаайя (12 декабря 2016 г.). «Ее последние несколько часов: Смита Патил любила жизнь до конца» . Квинт . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Маджумдар, Нипа (2009). Требуются только культурные дамы!: Женская слава и кино в Индии, 1930-1950-е годы . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-09178-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Раджа Сен (29 июня 2011 г.). «Выбор читателей: величайшие актрисы всех времен» . Rediff.com . Проверено 22 сентября 2011 г.
- ^ «75 актрис Болливуда, которые правили киноэкраном с изяществом, красотой и талантом» . Перспективы Индии . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ «Лучшие дебютанты Болливуда» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ «Секс-символ думающего мужчины» . Индостан Таймс . 15 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ «10 самых красивых актрис Болливуда 70-х» . Индийский Вестник . 21 апреля 2016 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «10 знаковых и вечных красавиц Болливуда» . Yahoo! Образ жизни Индии . 8 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2012 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ «Фотографии – 50 красивых лиц: 100 лет индийского кино» . Таймс оф Индия . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Раджив Масанд. «У глаз есть это: лучшие актрисы хинди-кино» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Суканья Верма. «Лучшие таваифы Болливуда» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2023 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Кохли, Суреш (22 сентября 2011 г.). «Смита Патил — Бессмертные спектакли» . Декан Вестник . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ «Награда Смиты Патил заставляет меня чувствовать себя более уверенно, — говорит Дипика Падукон» . NDTV Индия . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ «Бхуми Педнекар благодарит актеров прошлых лет за то, что они положили начало переменам на экране» . Зи Бизнес . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Смита Патил стала источником вдохновения, она показала нам, что даже небо не является пределом, — говорит Катрина Кайф» . Индийский экспресс . 19 сентября 2016 года . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «Знаете ли вы? Покойная Смита Патил вдохновила Соми Али стать актрисой» . Перспективы Индии . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ «Смита Патил — гораздо лучший актер, чем я, — говорит Рекха» . Индостан Таймс . Пресс Траст Индии. 17 декабря 2017 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смита Патил: женщина за образом» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Робинсон, Эндрю (1989). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520069466 .
- ^ Васудев, Аруна (1986). Новое индийское кино . Макмиллан Индия. ISBN 9780333909287 .
- ^ С. Чакраварти, Сумита (2011). Национальная идентичность в индийском популярном кино, 1947–1987 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292789852 .
- ^ «Смита выглядела очень спокойной и счастливой» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2023 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Навазуддин Сиддики аплодирует непреходящей красоте Смиты Патил: Запад тянулся к ней» . Болливуд Хунгама . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Красавицы Болливуда – тогда и сейчас» . NDTV Индия . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 года . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Джоши, Сумит. Болливуд сквозь века . Лучшие книги для чтения. ISBN 9781311676696 .
- ^ «Вечное сияние: Смита Патил» . Кинопроезд . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ «Смита Патил — Звездная сила» . Рассвет . 2 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «5 важнейших выступлений новаторской Смиты Патил» . Индостан Таймс . 17 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Камере понравилась Смита Патил: Шьям Бенегал» . Индийский экспресс . 28 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Камере понравилась Смита Патил: Шьям Бенегал» . Новости18 Индия . Архивировано из оригинала 21 октября 2022 года . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ «Когда Смита Патил говорила об объективации женщин, наготе в фильмах» . Индостан Таймс . 17 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2023 г. Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смита Патил – лучшие актрисы, которые когда-либо были в Болливуде» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Как Смита Патил придала серьезности соусу» . Прокрутка.в . 30 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ «Новаторская фильмография Смиты Патил, прославляющая женский опыт» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 21 августа 2023 года . Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «25 фильмов Болливуда, которые стоит посмотреть» . Индийские фильмы . 15 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 г.
- ^ «Как Смита Патил повлияла на представление о кино, идентичности и независимой женщине» . Первый пост . 17 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Смита Патил в «Аахир Кёне»? Это пример того, что искусство и мейнстримное кино не так уж далеки друг от друга» . Печать . 17 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «80 знаковых представлений» . Filmfare через Tanqeed.com . 4 июня 2010 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ «10 новаторских женщин Болливуда» . NDTV Индия . 8 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «5 важных моментов со Смитой Патил, которые доказывают, почему нет никого похожего на нее» . Индийский экспресс . 17 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2023 года . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Звезда, которая избегала славы» . Индус . 11 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ «Легендарная Смита Патил и ее влияние на индустрию» . Болливуд Хунгама . 4 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Справочник премий Падма (1954–2014)» (PDF) . Министерство внутренних дел – Индия . 21 мая 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2018 г. . Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ «25-я Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Архивировано (PDF) из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «Познакомьтесь со всеми победителями Filmfare Awards с 1953 по 2020 год» . Кинопроезд . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рид, сэр Стэнли (1984). «Справочник и ежегодник, включая «Кто есть кто» . Таймс оф Индия .
- ^ «28-я Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2020 г. Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «29-я премия Filmfare Awards — номинанты и победитель [ так в оригинале ]» . Группа «Таймс» . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива.
- ^ Галот, Дипа. «Некоторые вещи никогда не меняются на наградах... Слава Господу» . Filmfare (апрель 2002 г.). Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ «Фильм Говинда Нихалани «Ардх Сатья» получил 31-ю премию Filmfare Awards» . Индия сегодня . 30 апреля 1984 года . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смита Патил - Все ее выступления, отмеченные наградами» . Таймс оф Индия . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Список наград и номинаций, полученных Смитой Патил» . Таймс оф Индия . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Редкое обращение: вспоминая Смиту Патил» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Официальный сайт - Премия Мемориала Смиты Патил за лучшую женскую роль
- ^ персонал. «Фестиваль документального и короткометражного кино Смиты Патил» . Тайм-аут . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ «7-й международный кинофестиваль Смиты Патил пройдет в Пуне 8–9 декабря» . Индостан Таймс . 7 декабря 2018 г.
- ^ «Каждая жизнь имеет значение, — говорит человек, накопивший множество очков» . Таймс оф Индия . Пуна. 9 сентября 2018 г.
- ^ «Армия спасения» . Пуна Зеркало . Архивировано из оригинала 12 августа 2018 года.
- ^ «Полицейский документирует работу невоспетого героя Пуны» . Пуна Зеркало . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ «Книга Майтхили Рао о Смите Патил дает чудесные идеи» . Индостан Таймс . 12 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ «Вспоминая Смиту Патил» . Середина дня . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Вспоминая Смиту Патил: посетите мероприятие, организованное другом детства актера» . Индостан Таймс . 15 октября 2015 года . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ «Президент Пранаб Мукерджи выпустил марки, посвященные 50 деятелям Болливуда» . Экономические времена . ПТИ. 3 мая 2013 года . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ "О нас" . Государственная школа Смиты Патил . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ «Восстановление наследия Смиты Патил» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Польша отдает дань уважения актрисе Смите Патил» . НДТВ . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «Пратеик Баббар отдает дань уважения покойной матери Смите Патил; меняет имя на Пратик Патил Баббар» . Болливуд Хунгама . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Пратеик Баббар отдает дань уважения своей матери актрисе Смите Патил и добавляет Патил к своему имени» . Перспективы Индии . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «100 лет индийского кино: 100 величайших индийских фильмов всех времен» . Новости18 . 17 апреля 2013 г. с. 36. Архивировано из оригинала 25 апреля 2013 года . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «Рича Чадха возвращается к культовому образу покойной Смиты Патил, - реагирует Пратик Баббар» . Зи Новости . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Мадхури Павар отдает дань уважения покойной актрисе Смите Патил в день ее рождения культовым образом Jait Re Jait» . Времена Индии . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «Премьера восстановленной версии фильма Шьяма Бенегала «Мантхан» со Смитой Патил в главной роли состоится на Каннском кинофестивале 2024» . Болливуд Хунгама . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Рао, Майтхили (2015). Смита Патил: Краткий накал . Издательство HarperCollins, Индия. ISBN 9789351775133 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Динеш Рахеджа. «Сырье, редкая привлекательность: Смита Патил» . Rediff.com . Проверено 23 декабря 2019 г.
- Вадкар, Ганза (2014). Вы спрашиваете, я говорю - Автобиография . Издательство Zubaan Books, Индия. ISBN 9789383074686 .
- Кидвай, Рашид (2018). Нета-Абхинета: звездная сила Болливуда в индийской политике . Хачетт Великобритания. ISBN 978-9350098035 .
- Вани, Аарти (2016). Фантазия современности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107117211 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1955 рождений
- 1986 смертей
- Актрисы из Пуны
- Смерти при родах
- Индийские актрисы 20-го века
- Индийские феминистки
- Актрисы индийского кино
- Актрисы индийского телевидения
- Актрисы индийской сцены
- Актрисы маратхиского кино
- маратхи люди
- Выпускники колледжа Св. Ксавьера, Мумбаи
- Выпускники Университета Мумбаи
- Актрисы хинди кино
- Актрисы малаяламского кино
- Лауреаты Национальной кинопремии за лучшую женскую роль
- Актрисы гуджаратского кино
- Жители района Дхуле
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Актрисы кино каннада
- Актрисы бенгальского кино
- Актрисы пенджабского кино
- Актрисы кино на телугу
- Победители премии Filmfare Awards
- Люди из Дхуле
- Актеры из Махараштры