Мани Мадхава Чакьяр
Натьячарья Падма Шри Мани Мадхава Чакьяр Видушакаратнам | |
---|---|
![]() Мани Мадхава Чакьяр | |
Рожденный | |
Умер | 14 января 1990 г. Оттаппалам , Керала , Индия | (90 лет)
Годы активности | 1910–1990 |
Супруг | ПК, мне стыдно слышать |
Награды | 1964: Премия Академии Сангита Натака 1964: Падеревского (Нью-Йорк). Почетная грамота Фонда 1974: Падма Шри 1975: Премия Академии Кералы Сахитьи 1976: Стипендия Академии Кералы Сангиты Натаки 1982: Стипендия Академии Сангита Натака 1982: Правительство. Индии Почетная стипендия 1982: Стипендия Академии Калидаса 1983: Кералы Каламандалама Стипендия 1987: Тулси Самман 1991: Гурувайораппан Самманам |
Гуру Мани Мадхава Чакьяр ( IAST : Мани Мадхава Чакьяр ) (15 февраля 1899 - 14 января 1990) был знаменитым мастером перформанса. [1] и санскрита знаток [2] из Кералы , Индия, считается величайшим артистом Чакьяра Куту и Кудияттама (древней традиции санскритского драматического театра) и авторитетом современности. [3] [4] Его считали авторитетом Абхиная (классического индийского актерского стиля) и Натьяшастры .
Известный как «Император Раса-Абхиная », [5] у него была исключительная способность выполнять Раса-Абхиная . [6] Его Нетрабхиная [7] был всемирно известен и обладал способностью действовать только глазами. Он хорошо знал все традиционные Кудияттамы и все прабандхи, используемые в Чакьяр Куту . Он смог объяснить концепции, методы и практики Кудияттама ясно и достоверно и Чакьяра Куту. Он глубоко изучил Натьяшастру Бхараты Муни , а также способы действия, популярные в Керале . Его знания и мастерство как в теории, так и в практике Кудияттама были превосходны. Он был опытным учителем и практиком этих форм искусства и санскрита. [8]
Он был первым, кто вывез Кудияттама и Чакьяра Куту за пределы храмов Кералы по всей Индии и начал обучать Кудияттама ученикам, не принадлежащим к Чакьяру, включая иностранцев. Он воспитал много учеников в Кутияттаме и других классических искусствах, таких как Катхакали . [4] Он был знатоком санскрита и читал лекции и беседы на санскрите.
Он является автором «Натьякалпадрумам» — энциклопедического трактата, посвященного всем аспектам Кудияттама. Он был членом национальных художественных академий, включая Sangeet Natak Akademi. [9] и обладатель таких желанных званий, как « Натьячарья », « Видушакаратнам », а также наград, в том числе премии Падма Шри и Сангит Натак Академии .
Молодость образование и

Мани Мадхава Чакьяр родился 15 февраля 1899 года в доме своих предков в Тирувангайоре недалеко от Караяда, недалеко от Перамбры округа Кожикоде в Керале. Его отцом был Вишну Сарма, а матерью — Савитри Иллотамма. Он принадлежал к семье Мани Чакьяров Северной Кералы, которые на протяжении веков были хранителями Кудияттама – традиционного санскритского театра – и Чакьяра Куту, еще одной классической формы искусства, основанной на санскрите Чампу Кавьяс . [ нужна ссылка ]
Он обучался Чакьяру Куту и Кудияттаму традиционным способом под непосредственным руководством своих дядей, которые были великими учеными и мастерами этих форм искусства. Это были Гуру Мани Парамешвара Чакьяр, Гуру Мани Нилакандха Чакьяр и Гуру Мани Нараяна Чакьяр. [4] Он принадлежал к традиции «Мани» Кудияттама и Чакьяра Куту, которая придает значение как Раса-абхиная , так и Вачика-абхиная . [ нужна ссылка ]
Чакьяр был знатоком санскрита и читал лекции на санскрите. Он изучал Аланкарашастру , Натьяшастру , Вьякарану , Ньяю , Джйотишу и др. традиционным способом, под руководством таких ученых, как Пандитаратнам Пажедату Шанкаран Нампутирипад. Он был учеником Даршанакаланидхи Рамы Вармы Парикшита Тампурана ( махараджи Кочина ). Под его руководством он получил высшее образование в Ньяяшастре и Натья Шастре . Чакьяр преподавал санскрит в Балаколласини Санскрита Патхасала в Килликкуруссимангаламе . [ нужна ссылка ]
Его первое выступление ( Аранжеттам ) Кудияттама состоялось в возрасте 14 лет в храме Триккаиккунну в Северном Коттаяме Малабара . Он совершил огромное количество Атиянтара куту семьи Мани (куту, которые приписываются семье с древних времен) в большом количестве храмов, простирающихся от Малабара до Триссура. Он состоит из всех религиозных ритуалов Кутус и Кудияттамов, включая Ангулиянка , Маттавиласа Прахасана , Мантранка , Эжаманка (седьмой акт Ачарьячудамани ), которые непрерывно в течение восьми десятилетий непрерывно присутствуют в храмах Кералы. Он включает в себя древние храмы Кералы, такие как храм Матайиккаву Бхагавати в Каннуре , храм Талипарамба Раджараджешвара , храм Коттиёр Перумал, храм Локанаркаву в Ватакаре , храм Тали (Тали) Шивы в Кожикоде , храм Тирунавая Навамукунда, храм Тирувегаппура Шри Махадева, храм Пандамангалам Кришны в Коттаккале , Храм Котаккал Вишвамбхара (Шива), храм Каллеккулагара Эмур Шивы, храм Трипраяр Шри Рамы , храм Перуванам Шивы в Черпу , Храм Авиттатур Шивы и т. д. Чакьяр снискал широкую известность благодаря артистизму своих выступлений в этих храмах, а также во многих других. [ нужна ссылка ]
Он женился на ПК Кунджималу Нангиарамме, дочери своего дяди Мани Парамешвары Чакьяра. Она была представителем женских персонажей Кудияттамов и Нангиур Кутху , а также различных раг и шлок, используемых в этом виде искусства. Она аккомпанировала ему на выступлениях. [10]
Мастер Раса-Абхиная [ править ]

Его считают величайшим мастером Раса-абхиная (изображение чувств в их совершенстве), уделяя особое внимание Нетрабхиная (изображение чувств и т. д. только посредством красивых и мастерских движений глаз). Он был исключительно хорош в области Сатвика-Абхиная . Его считают «одним из самых замечательных театральных актеров прошлого века». [11]
Он был известен своими ролями (которые имеют значение Сатвика-Абхиная в Кудияттамах), такими как Равана ( Катти веша ), Арджуна ( Пача веша ), Удаяна ( Пача веша ), Джимоотавахана ( Пажукка веша ) и т. д. [12]
Его абхиная Кайласоддхараны (подъёма Кайласа ) и Парвати Вирахи (разделения Парвати ), [13] [14] обогащенный Нетрабиная и Пакарнааттам - Абхиная (актер, играющий роль другого или более чем одного персонажа, постоянно меняющегося без смены костюма), получили широкое признание.
Он был известен своей абхинаяю таких шлок, как «сикхинишалабхам…» в пьесе «Субхадрадхананджайам » , играя ее простыми глазами. Он был способен детально воспроизводить мотыльков, падающих в огонь лампы и вылетающих из него, вызывая свою Нетрабхиная, назначая разные расы женской и мужской мотылькам и огню. [15] Широкое признание также получила Абхиная Гуру из шлоки срамамявандхьядхьядипатех сутаях (Smaramyavantyaidhapateh sutaayah) из Бхасы » «Свапнававадаттам . [ нужна ссылка ]
Реформирование формы искусства [ править ]

В 1949 году он исполнил Чакьяра Куту для Всеиндийского радио , и это был первый раз, когда это искусство было исполнено за пределами Кутамбалама . В 1955 году под его руководством впервые был совершен Кутияттам вне храма. [4] в своей деревне Килликкуруссимангалам. За занятие видами искусства вне храмов он столкнулся с множеством возражений со стороны общины Чакьяр. [17] В интервью он вспомнил
Мой народ осудил мой поступок (исполнение Кутху и Кутияттама за пределами храмов). Однажды, после того, как я дал выступления в Вайкоме , они даже подумывали меня отлучить от церкви. Я хотел, чтобы это искусство выдержало испытание временем. Именно поэтому я рискнул выйти за пределы храма. [18]
В 1962 году под руководством В. Рагхавана - искусствоведа и санскритолога - санскрит Ранга из Мадраса пригласил Чакьяра исполнить там Кутияттам. Это был первый раз, когда его труппа исполнила Кутияттам за пределами Кералы. [19] [20] [21] Они выступали в Мадрасе три вечера, показывая сцены Кутияттама из трех пьес: «Абхишека», «Субхадрадхананджайя» и «Наганда». [22] Выступление Чакьяра оказало большое влияние на людей и искусствоведов, так что этот вид искусства и сам Чакьяр стали известны за пределами Кералы. [12] Затем его пригласили исполнить Кутияттам в различных местах Северной Индии в 1964 году, таких как Нью-Дели и Банарас . [23]
После первого турне Чакьяра в Нью-Дели в 1964 году он был награжден Академической премией Сангита Натака за вклад в развитие Чакьяра Куту и Кутияттама. Это было его первое национальное признание. [ нужна ссылка ]
Он исполнял Кудияттам по всей Индии и популяризировал его. Он вместе со своей труппой давал выступления в Кудияттаме в таких местах, как Мадрас (1962, 1973 и 1977 годы), Мадхура (1962 год), Нью-Дели (1964, 1966, 1974, 1979 и 1983 годы), Варанаси (1964 и 1979 годы), Бомбей (1973 и 1983 годы). 1977), Удджайн (1982), Бхопал (1987) и др. [ нужна ссылка ]
Президент Индии Сарвепалли Радхакришнан пригласил его исполнить Кутияттам в Раштрапати Бхаване в 1964 году и был впечатлен его исключительным актерским мастерством. Его выступления, лекции и демонстрации Кутияттама в таких известных центрах, как Мадрасская музыкальная академия, Международный центр Катхакали в Нью-Дели, Экспериментальный театр в Нью-Дели и Бомбее и Национальный центр исполнительских искусств в Бомбее, принесли ему широкую известность. и признание. [ нужна ссылка ]
Он поставил и поставил акты таких пьес, как Калидасы » «Абхиджнянашакунтала , «Викраморвашия» и «Малавикагнимитра» ; Бхасы Свапнавасавадатта [24] и Панчаратра ; Харши Нагананда . впервые в истории Кудияттама Он вместе со своей труппой исполнил эти Кутияттамы по всей Индии. [25]
Когда его гуру, Рама Варма Парикшит Тампуран, написал новую санскритскую чампу прабандху под названием Прахладачарита и попросил старших артистов изучить и исполнить ее на сцене Чакьяр Кутху, они сказали, что для них невозможно поставить такую новую прабандху . Тогда Тампуран попросил Чакьяра, который тогда был сравнительно молодым художником, попробовать. Он согласился и за одну ночь изучил часть прабандхи и выполнил то же самое на следующий день в Трипунитуре – тогдашней столице штата Кочин (1962 г.). Этот инцидент заставил ученых признать его мастерство как в санскрите, так и в классическом искусстве. Через несколько месяцев он исполнил всю Прахладачариту на одной и той же сцене. [ нужна ссылка ]
Он исполнил Чакьяр Куту и Кудияттам для Всеиндийского радио и Дордаршана впервые , что помогло привлечь тысячи слушателей к этим традиционным формам искусства. Именно он начал демонстрации в Кудияттаме, чтобы популяризировать это. [ нужна ссылка ]
Обучение [ править ]

Его считают величайшим гуру Кутияттама современности, у которого появилось много опытных учеников. [4] Он впервые обучал Кудияттаму представителя касты не чакьяров - намбияров . Это была польская студентка по имени Мария Кристофер Бирски. [26] (в настоящее время на факультете индологии ) Варшавского университета , который тогда был студентом-исследователем в индуистском университете Банарас , приехал изучать единственную сохранившуюся древнюю санскритскую драму «Кудияттам» от Гуру примерно в начале 1960-х годов. Он остался в доме Гуру Мани Мадхавы Чакьяра и изучал Кудияттам традиционным способом гурукулы . Многие ученые-исследователи приезжали изучать санскритскую драму у выдающегося представителя Кутияттама и Абхиная Мани Мадхавы Чакьяра. Доктор Фарли Ричмонд ( Университет Джорджии , США), известный исследователь санскритской драмы, также изучал древнюю форму санскритского искусства под руководством Мани Мадхавы Чакьяра, останавливаясь в его доме в Килликкуруссимангаламе . Он снял Раса Абхиная и Кутияттам маэстро. [27] Камаладеви Чаттопадхьяй из Всеиндийского совета ремесленников пришла в дом Гуру Маани Мадхавы Чакьяра, чтобы изучить костюмы, использованные в Кутияттаме (Ахарьябхиная) (1967). Индийский ученый-театр Говердхан Панджал ( Национальная школа драмы ) изучал Кутамбаламы и Кутияттамы под руководством Гуру (1975). [28]
Когда Кералу Каламандалам основал Валлатол Нараяна Менон (школу исполнительских искусств) , он пригласил авторитета Раса-абхиная Мани Мадхаву Чакьяра в качестве главного тренера по Раса-абхиная для учеников Катхакали . Позже Катхакали Йогам-Кататанду, Керала Каламандалам, PSV Натьясангхам- Коттаккал и Ганди Сева Саданам Академия Катхакали - Перур использовал свои услуги в качестве приглашенного профессора Раса-абхиная и преподавал продвинутым студентам в Катхакали и Кутияттаме. [29] [30] [31]
Он известен как «мастер, давший глаза Катхакали» . Его влияние на классическое исполнительское искусство Кералы известно. Многие художники Кудияттама, Катхакали , Бхаратанатьяма и Мохинияттама обучались у этого великого мастера. [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] художники Катхакали, в том числе легендарный Каламандалам Кришнан Наир , Гуру Келу Наир , Гуру Ананд Шиврам , Гуру Каламандалам Мадхаван, Гуру Гопинатх , Саданам Кришнанкутти . Его учениками являются [40] [41] [42] [43] [44]
Гуру, который был выдающимся учителем и исполнителем, в 1982 году открыл Гурукулам (учебный центр) для обучения Кутияттаму, Чакьяру Куту, Нангьяру Куту и родственным формам искусства в Килликкуруссимангаламе (Лаккиди). [45] [46] После смерти Гуру он был назван Падмасри Мани Мадхава Чакьяр Смарака Гурукулам в память о Гуру. Это учреждение до сих пор сохраняет свои традиции и играет важную роль в обучении, возрождении и представлениях Кутияттама. [25]
Гуру, посвятивший свою жизнь Кутияттаму, был обеспокоен судьбой этого классического вида искусства. Разговор Мани Мадхавы Чакьяра с известной танцовщицей Бхаратанатьям Рукмини Деви Арундейл , когда она посетила Гуру в его резиденции за год до его смерти, отражает его тревогу. [47]
По крайней мере, Бхаратанатьям теперь известен во всем мире, и у него появились тысячи новых последователей. А как насчет Кудияттама?.....Я сделал все, что мог. Это было непросто. Чтобы изучить Кудияттам, нужно многим пожертвовать. Сколько человек будут к этому готовы в наши дни? Найдётся ли аудитория, способная это впитать?
Награды и почести [ править ]
Мани Мадхава Чакьяр получил множество званий, наград и степеней. Он один из самых уважаемых художников Кералы. Его первое серьезное признание пришло от Его Святейшества Бхаттана Тампурана. [48] (Бхатта Раджа ) самого Кодунгаллура Ковилакама в возрасте 22 лет. Бхаттан Тампуран наградил его Мудрамотирамом ( подписанным кольцом) (1921). Мани Мадхава Чакьяр считал этот Мудрамотирам престижной наградой, которую он когда-либо получал. [49]
Он получил самую престижную священную Вирасрингхалу или Вирашрингхалу (это своего рода золотой браслет, подаренный величайшему художнику/ученому той эпохи) из Талипарамба храма Раджараджешвара (1923 г.). Он самый молодой из тех, кто получил эту награду, которая вручается ученым высшего ранга только с единогласного одобрения особой группы храма, состоящей из выдающихся ученых. До сих пор никто больше не получил оттуда Вирашрингхалу после Мани Мадхавы Чакьяра. [50] Еще один крупный Вирасрингхалас, который он получил: из Валии Тампурана из Коттаккала Ковилакама (1952), из Урпасиккаву из Талассери , из Джагадгуру Шри Шанкарачарьи из Канчи Камакоти Питама (1961), из Самутири Раджи из Кожикоде, данного накануне представления Кудияттам в храме Гуруваюр Шри Кришна (1964) и из Трипунитура Ковилакам (1989).
Он был удостоен поннады (разновидности шелковой ткани, подаренной в знак почета и уважения) от Махарани ( королевы ) Траванкора , подаренной через Махакави Уллора С. Парамешвары Айера в храме Вайком Махадева. Он был удостоен чести HH. Раджа Палаккада с Кешабхарамом Киритамом [51] в храме Хемамбика в Каллеккулангаре (1962 г.). Он получил золотые медали от Валии Раджи из Кататанаду, храма Палликкунну Бхагавати в Каннуре , Авиттатура (1962), Экспериментального театра Дели (1964) и т. д.
) присвоил ему титул Натьячарья ( Гуру Натьи В 1930 году Кадатханаду Валия Тампуран (Раджа Кадатханаду ) . Он получил титул Видушакаратна снова от храма Талипарамба Раджараджешвара (1954) за выдающиеся достижения в исполнении «видушаки» в Кудияттамс. Он был удостоен чести изящных искусств Общества Кочи , присвоив ему титул Ануштанакалаправина .
Правительство Индии наградило Падма Шри (1974 г.) и Почетной стипендией его (1982 г.). В 1964 году ему была присвоена почетная степень Индуистского университета Банарас .
Он получил крупные национальные и международные награды и стипендии, такие как
- 1964 - Премия Академии Сангита Натака (Нью-Дели) [52] - Первое национальное признание художника Кудияттама/Чакьяра Куту .
- 1964 — Падеревского Почетная грамота Фонда (Нью-Йорк) — первое международное признание Кудияттама .
- 1974 – Падма Шри [53]
- 1975 - Премия Кералской академии Сахитьи - за книгу Натьякальпадрум.
- 1975 - Стипендия Академии Сангиты Натаки Кералы [54]
- 1982 – Стипендия Академии Сангит Натак (Нью-Дели) [55]
- 1982 - правительства Индии . Почетная стипендия [56]
- 1982 - Стипендия Академии Калидаса ( Ратна Садасьата ) (1982)
- 1983 - Стипендия Кералы Каламандалама
- 1987 - Тулси Самман из правительства. Мадхья -Прадеш [57] [58] [59] [60] [61]
- 1991 - Гурувайора Девасвама и т. д. Премия [62]
Он был первым художником Чакьяра Куту и Кудияттама, получившим их.
Он получил множество наград и сертификатов от выдающихся учреждений и частных лиц, таких как Акхила Бхарата Санскрит Саммелан (Всемирная конференция санскрита) – Нью-Дели, Самскрита Ранга – Ченнаи, Пятая Всемирная конференция санскрита – Банарас , доктор С. Радхакришнан , доктор. Вибхути Нараян Сингх ( махараджа Каси ), Сатьянараяна Синха, Бишну Рам Медхи (главный министр Ассама), сэр К.П. Рамасвами Айер , махараджа Колленгоде , Валлатол Нараяна Менон , доктор. В. Рагхаван, Рукмини Деви Арундейл , доктор. В.К. Нараяна Менон, доктор Капила Вацяян и др. и т. д.
Несмотря на то, что Гуру Мани Мадхава Чаккияр получил множество национальных признаний, искусствоведы полагают, что он действительно заслуживал гораздо большего, и признание пришло очень поздно. [63] [64] РКГ (редактор The Illustrated Weekly , обозреватель Times of India ) отмечает: [65]
...Я разозлился, когда узнал, что такой великий художник, как Мани Мадхава Чакьяр, был удостоен простой Падма Шри. Человек своего художественного гения и эрудиции достоин быть удостоенным высшей государственной награды ( Бхарат Ратна ).
Публикации [ править ]
Он написал авторитетную, отмеченную наградами книгу (на малаялам ) о Кудияттаме под названием «Натьякальпадрум» (1975). [66] Эта работа используется в качестве справочника учеными и студентами. Натьякальпадрум рассматривает все аспекты Кудияттама научно и критически. Эта книга считается энциклопедией Кудияттама. [21] Он получил престижную премию Академии Кералы Сахитья (1976). [67] Эта книга переведена на хинди Академи Сангит Натак из Нью-Дели. [68] [69] [70]
Одна из других его книг - Матха Виласам (Маттавиласам, 1968), хореография и игровая роль (руководство актера - Аттапракара ), использованная в Маттавиласапрахасана Кудияттам. [71] Он написал Аттапракары Абхиджнянашакунталы, Свапнавасавадатты, Викраморвашии, Малавикагнимитры, Панчаратры и Нагананды (не опубликовано).
Его биография (на малаялам) «Мани Мадхавейям» (1999) была опубликована Департаментом публикаций Департамента культуры правительства Кералы . [72] [73] Книга дает картину удивительной и знаменательной жизни Гуру. Это дает превосходный отчет о его борьбе и его пожизненной преданности этому виду искусства. В книгу вошли воспоминания Гуру о его выдающейся сценической жизни, охватывающей около 80 золотых лет. Книга содержит множество редких фотографий, дающих представление о личной и театральной жизни маэстро.
Гуру написал статьи в различных журналах. [74] [75] и представил ряд докладов на конференциях по различным аспектам Кудияттама, Абхиная, Рагаса , Натьяшастры, Чакьяра Куту, Расабхиная в Катхакали и т. д.
Кино и документальные фильмы [ править ]
Есть несколько фильмов и документальных фильмов, показывающих выступления и жизнь Чакьяра Раса-Абхиная, Кудияттам.
- Мани Мадхава Чакьяр: Мастер за работой (1994, английский, Кавалам Нараяна Паникар , [76] Central Sangeet Natak Academy, Нью-Дели) — биографический фильм о жизни и творчестве Чакьяра. [14] [77] В фильме есть интервью с Чакьяром, в котором он объясняет трудности, с которыми ему пришлось столкнуться со стороны сторонников жесткой линии, когда он впервые вынес традиционные формы искусства за пределы храма в 1949 году. В фильме есть сеанс Чакьяра, посвященный Раса абхиная, где он разыгрывает различные Расас .
- Парвати Вирахам: Мани Мадхава Чакьяр в роли Раваны (1993, английский, Центральная академия Сангит Натак, Нью-Дели) показывает Чакьяра в роли Раваны в Парвати Вирахам ( разделение Парвати ) в форме Кудияттам. На нем показана Парвати Вираха, часть Ачарьячодамани Кутияттам, и включает в себя абхиная Пакарнаттам . [14]
- «Проявления Шивы» (1980, английский, Малкольм Ли и Стелла Крамриш, Художественный музей Филадельфии, Азиатское общество , США) — признанная критиками книга. [78] документальный фильм; где Чакьяр исполнил роль Господа Шивы в форме классического индийского танца. [79] [80] [81]
- Кутияттам - Санскритский театр Индии [82] (2002, английский, мультимедийный компакт-диск, Фарли Ричмонд (Университет Джорджии), The University of Michigan Press, США) содержит редкие видеоролики Раса Абхиная Чакьяра, включая отрывки из его Нетрабхиная. [83] На компакт-диске также содержатся аудиозаписи исполнения Шлок и его пьес.
- Кудиаттам (1986, хинди , Пракаш Джа , Индия) [84] показывает абхиная Чакьяра и показывает, как он объясняет концепции Кутияттама и его техники абхиная. В нем также показано, как он преподает и т. д. Этот фильм получил Национальную кинопремию правительства Индии за лучший художественный / культурный фильм (1987).
- Мани Мадхава Чаккиар (1977, английский, классические фильмы) [85] документальный фильм о Чакьяре. Здесь показаны его Абхиная в различных Кутияттамах, его исполнение Чакьяра Куту и т. д. Также дается картина его личной жизни.
- Гуру Мани Мадхава Чакьяр (2009, малаялам , Кришнан Унни, правительство Кералы) [86] документальный фильм о гуру. Этот проект осуществляется Департаментом информации и связей с общественностью правительства. Кералы, чтобы запечатлеть выдающихся деятелей Кералы и подчеркнуть их вклад в развитие штата. [87]
- Прахладачаритам Чакьяр Куту (1986, аудио, Harisree Audios, Керала) представляет собой исполнение Чакьяром Куту прабандхи Прахладачариты, давая представление о способностях Чакьяра в повествовании и декламации. Оно уникально, поскольку он не исполнял «Прахладачариту» после смерти своего гуру Тампурана в 1964 году, за исключением этой записи.
Многие из его выступлений, демонстраций, интервью и т. д. в Кудияттаме, Чакьяре Куту были задокументированы центрами Дордаршан в Нью-Дели, Бомбее , Бхопале , Мадрасе , Тируванантапураме и т. д., а также Всеиндийским радио и до сих пор транслируются по всей Индии. Документация выступления Гуру «Кутияттам», выпущенная Центром Дордаршан в Бомбее, с английскими комментариями искусствоведа и ученого В.К. Нараяны Менона, получила широкое признание. [ нужна ссылка ]
Смерть и наследие [ править ]

Чакьяр умер в возрасте 90 лет 14 января 1990 года в частной больнице в Оттаппаламе естественной смертью. Его тело было кремировано со всеми почестями в его резиденции в Килликкуруссимангаламе. На месте его кремации установлен мемориал. [ нужна ссылка ]
Годовщины его рождения и смерти отмечаются различными культурными организациями и институтами различными культурными программами, памятными сессиями и фестивалями Кутияттам. [25] [88] [89] [90]
Он является одним из самых уважаемых артистов Кералы и первым лауреатом всех крупных наград Чакьяра Куту и Кудияттама. Ежегодная премия Кудияттам Кералской Сангиты Натаки Академи известна как Маани Мадхава Пураскарам. [91] как дань уважения ему.
Многие фильмы Чакьяра до сих пор регулярно демонстрируются в художественных театрах Индии и за ее пределами. [92] [93] [94] Его выступления на Кутияттаме и Чакьяре Куту, а также другие документальные фильмы регулярно транслируются крупными радиостанциями Дордаршан и Всеиндийской радиостанцией (сам Гуру впервые инициировал показ этих форм искусства для этих средств массовой информации). [ нужна ссылка ]
Различные ассоциации регулярно организуют фестивали искусства и культуры, посвященные Чакьяру. [95]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Новости культуры из Индии , Индийский совет по культурным связям , правительство. Индии , 1982, с. 77
- ^ Трипати, Радха Валлабх , изд. (2012), ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕНЫХ САНСКРИТА , РАШТРИЯ САНСКРИТ САНСТАН, Нью-Дели, стр. 38, ISBN 978-93-86111-85-2
- ^ «Спектр» . The Sunday Tribune, 16 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 29 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лал, Ананда , изд. (2004), Оксфордский спутник индийского театра , Oxford University Press , США, стр. 75–76, ISBN 978-0-19-564446-3
- ^ Акавур Нараянан , Шатам Джива Шарада , еженедельник Матрубхуми , март (15–21) 1987 г., стр. 20.
- ^ воплощение различных чувств в их совершенстве
- ^ воспроизведение различных чувств и т. д. только посредством красивых и виртуозных движений глаз.
- ^ «С миссией культурного рода» . Индус . 17 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2007 г. Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ Высшая государственная художественная академия правительства. Индии
- ^ Шиваджи, Бхарати (1986), Искусство Мохинияттама , Lancer International, стр. 28, ISBN 978-81-7062-003-7 , архивировано из оригинала 24 мая 2011 года , получено 10 октября 2007 года.
- ↑ Sruti — главный индийский журнал о музыке и танцах , Ченнаи , март 2008 г. «Срути:Журнал – выпуск март 2008 г.» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 22 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доктор V Рагхаван, стр.21. Архивировано 24 мая 2011 года в Wayback Machine Natya , Бхаратия Натья Сангх, 1962 год.
- ^ Публичная библиотека Нью-Йорка (1990), Библиографический путеводитель по танцам 1989 , Публичная библиотека Нью-Йорка , с. 311, ISBN 978-0-8161-7127-9 , заархивировано 11 октября 2020 года , получено 3 февраля 2008 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фильмы Академии Сангит Натак, Нью-Дели» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 15 марта 2006 г.
- ^ «Аборигенная санскритская театральная форма» . Индус . 31 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
- ↑ Отрывок из Бхасы пьесы «Абхишека Натака», основанной на эпосе «Рамаяна» .
- ^ «Акавур Нараянан» . Nri.mathrubhumi.com. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Мани Мадхава Чаккьяр: Мастер за работой , К. Н. Паникар, Сангит Натак Академи, Нью-Дели, 1994 г.
- ^ The Samskrita Ranga Annual , Samskrita Ranga, Madras, 1963, стр. 10, 89, заархивировано из оригинала 24 мая 2011 г. , получено 2 января 2008 г.
- ^ Венкатарама Рагхаван; А. Л. Мудальяр (1968), Библиография книг, статей и других материалов доктора В. Рагхавана , New Order Book Co., Индия, стр. 240, 370, заархивировано из оригинала 24 мая 2011 г. , получено 2 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ананда Кентиш Кумарасвами и Венкатешвариер Субраманиам, «Священное и светское в исполнительском искусстве Индии: очерки столетия Ананды К. Кумарасвами » (1980), Ashish Publishers, стр. 150.
- ^ Ежегодник Самскрита Ранга , Самскрита Ранга, Мадрас, 1967, стр. 77, заархивировано из оригинала 11 октября 2020 г. , получено 3 февраля 2008 г.
- ^ Нарайанан, доктор. Акавур (2006), Вьяктививекам (Очерки) , Poorna Publishers, стр. 11, 75, ISBN 978-81-7180-858-8
- ^ Ежегодник Самскрита Ранга , Самскрита Ранга, Мадрас, 1987, с. 176, заархивировано из оригинала 11 октября 2020 года , получено 6 марта 2019 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Новая жизнь акта Кудияттом» . Индус . 25 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 г. Проверено 1 сентября 2007 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ↑ Позже он стал послом правительства Польши в Индии. Сейчас в Варшавском университете. Он написал множество статей о санскритских драматических традициях и Кутияттаме.
- ^ «Поражён Кудияттамом» . The Hindu, 16 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 25 января 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «В поисках души индийского театра» . New Indian Express, 4 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
- ↑ Гуру , Перур Ганди сева Саданам. Архивировано 16 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Ганди Сева Садан, Совет по туризму Кералы» . Кералатуризм.орг. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ « Государственный деятель , 24 июля 2006 г.» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
- ^ Катхакали Саданам, - Академия Катхакали и классических искусств в Оттапалам Талук, Керала, Индия. Архивировано 7 февраля 2007 года в Wayback Machine.
- ^ ЦИЛ. "События" . Ignca.nic.in. Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Интервью - Смита Раджан - Путешествие в Мохинияттам… Ану Челлаппа» . Нартаки.com. 23 января 2004 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2007 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ К.Л. Гупта; Рави Бхушан; Анураг Гупта (1976). Справочник Индия: Иллюстрированные биографические заметки о мужчинах и женщинах, имеющих достижения и отличия . Торговец и мужчины Индия. п. 80.
- ^ «Факелоносец традиции» . Индус . Ченнаи, Индия. 4 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. . Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ «Катхакали должен привлечь зрителей нового поколения» . Индус . Ченнаи, Индия. 14 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 года . Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ «Возраст не может увядать этого маэстро» . Индус . Ченнаи, Индия. 14 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ «Привычка побеждать» . Индус . Ченнаи, Индия. 22 января 2006 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 г. Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ «Непревзойденный актер» . Индус . Ченнаи, Индия. 15 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. Проверено 17 июля 2011 г.
- ↑ Великие гуру. Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Некролог, Гуру Говиндан Кутти , журнал Sruti , февраль 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Абхиная, его сильная сторона» . Индус . Ченнаи, Индия. 16 февраля 2007 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 10 мая 2007 г.
- ^ Катти, Каламандалам Говиндан (2004). Катхакали: Театр танца . Азиатское общество, Калькутта.
- ^ «Учебные центры Кералы, правительство Кералы» . Архивировано из оригинала 4 октября 2007 года.
- ^ «Народные танцы Индии-Кералы» . Indiaheritage.org. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ PT Нарендра Менон, Кулапати из Кудияттама , Шрути - главный индийский журнал о музыке и танцах, выпуск за август 1990 г. (71), стр.27.
- ^ величайший знаток санскрита Кералы в этом столетии
- ↑ К. А. Чандрахасан, В стремлении к совершенству (исполнительское искусство), «Индус», воскресенье, 26 марта 1989 г.
- ^ Ученые удостоили награды за лучший сайт Намбудири
- ^ Вид короны, использованной в Кутияттаме. См. Корону на изображении: Мани Мадхава Чакьяр в образе Раваны.jpg
- ↑ Официальный список награжденных Sangeet Natak Akademi. Архивировано 16 февраля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Правительство. Индии, лауреаты премии Падма Шри http://www.india.gov.in/myindia/images/ps_awards.pdf Архивировано 22 мая 2011 г. в Wayback Machine .
- ↑ Официальный список Kerala Sangeetha Nataka Akademi. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ официальный список Sangeet Natak Akademi. Архивировано 29 октября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ стр.156 Литературный обзор малаялама, опубликованный Кераной Сахитьей Аккадами, 1984 . 1984. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Академия Калидаса, Удджайн «Добро пожаловать в Священный город Удджайн – Калидаса Саморо» . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 14 мая 2007 г.
- ^ Сунил Котари, член парламента, правительственная награда в области культуры, Срути . Выпуск 31, апрель 1987 г., с. 4-5 ОСЛК 79366285
- ^ Награды правительства парламента в области культуры: маэстро Катхак, Кудияттам и Вина получают самманы. (Статья, 1987 г.) . [WorldCat.org]. 2 февраля 2011 г. OCLC 79366285 .
- ^ Ежегодник Манорама, 1988 год . 1988. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Департамент культуры правительства МП» . Mpcultural.in. 13 февраля 1982 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ о Гуруваюраппане Саммане. Архивировано 21 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Лила Венкатраман, Показатель заслуг? , " Индус ", 27 декабря 1998 г. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 16 мая 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Прабха, М. (2000), Вафли Тоффов , Oxford & IBH, стр. 95, ISBN 978-81-204-1359-7
- ^ RKG (2000), Индия: нация в смятении , Vedam Books, Нью-Дели, стр. 256, ISBN 978-81-7476-268-9
- ^ Натьякальпадрумам . OCLC 44811805 .
- ^ см. раздел Разное «Награды Академии Керала Сахитья» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2007 года . Проверено 19 января 2007 г.
- ^ «Книги и фильмы» . Академия Сангит Натак , Нью-Дели. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 10 мая 2007 г.
- ^ Театр: Лучший театральный профиль Кералы (хинди) в WorldCat . OCLC 44811805 .
- ^ «Натьякальпадрума (хинди)» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Малати Деви, К.К. (1995). Мани Мадхава Чакьяр, 1968 год . Издательство Наг. ISBN 9788170812999 . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Публикации Департамента культуры правительства Кералы. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 года . Проверено 15 февраля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Впервые опубликовано в виде серии в еженедельнике малаялам - Калакаумуди в 1991 году.
- ^ Мани Мадхава Чакьяр, «Методы обучения Кудияттама », Сангит Натак , (специальный выпуск), вып. 111-114
- ^ 1971. "Мани Мадхава Чакьяр". Каламандалам Ежегодник. 33–34. Архивировано 11 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ «известный драматург, режиссер, поэт и научный сотрудник Академии Сангит Натак и бывший секретарь Академии Сангит Натак в Керале» . Индус . 31 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Азиатско-Тихоокеанская база данных по нематериальному культурному наследию» . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 10 мая 2007 г.
- ^ Джоан Л. Эрдман (сентябрь 1983 г.). «Проявления Шивы Малкольма Ли». Этномузыкология . 27 (3): 577–579. дои : 10.2307/850680 . JSTOR 850680 .
- ^ «Мани Мадхава Чаккиар» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 2 декабря 2009 года.
- ^ Фрейзер, К. Джеральд (2012). «Проявления Шивы (1980)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Проявления Шивы» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
- ^ Фарли Ричмонд. «Индийский санскритский театр Кутияттам» . Издательство Мичиганского университета . Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года.
- ^ «Отзывы от» . Амазонка . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Кудиаттам (1986)» . Prakashjhaproductions.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ "Мани Мадхава Чаккиар", Classic Films, CS Кришнакумар, И.А. Икбал
- ^ [1] Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Стойкие приверженцы государства запечатлены на экране» . Индус . Ченнаи, Индия. 31 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2008 г. Проверено 6 ноября 2008 г.
- ^ «Нангиаркуту жив и здоров» . The New Indian Express, Кочи, 20 января 2007 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. Проверено 11 января 2008 г.
- ^ «Почитание ритуального искусства» . The Hindu, 11 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 г. Проверено 11 января 2008 г.
- ^ "ദുബായില് പാരമ്പര്യകലകള് നിറഞ്ഞാടി - Gulf - Mathrubhumi NRI"«Традиционное искусство, полное искусства в Дубае – Залив – Матрубхуми NRI» . Mathrubhumi.com. 29 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Рази Рахман. «Признание Кутияттама, санскритской театральной формы Кералы, как замечательного примера устного, менее известного искусства, находящегося в центре внимания всего мира, возложило на граждан мира ответственность за защиту и продвижение этого искусства» . Калакералам.com. Архивировано из оригинала 18 апреля 2007 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Драгоценные камни из праха» . Индус . Ченнаи, Индия. 19 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 г. Проверено 11 января 2008 г.
- ^ «Фильмы о светилах» . Индус . Ченнаи, Индия. 31 января 2009 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ «Культура на выставке» . Индус . Нью-Дели, Индия. 11 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Фестиваль СПИК-МАКАЙ» . Индийский экспресс . 10 августа 1998 года. Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 11 января 2008 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Шрути - главный индийский журнал о музыке и танцах , Ченнаи , выпуск за август 1990 г. (71), посвященный Гуру.
- Л.С. Раджагопал, Волшебник глаз , Журнал Мадрасской музыкальной академии , 1974 г.
- Наяр, МКК (1990). Классическое искусство Кералы . Текущие книги, Тируванантапурам . ISBN 978-81-240-0011-3 .
- К.К. Гопалакришнан, Глаза, передающие множество настроений (Искусство/Танец) , « Индус », 12 января 2012 г.
- Натьячарья Мани Мадхава Чакьяр , Посещаемость - Ежегодник танцев Индии, 2009 г.
- Виджай Шанкар, Мани Мадхава Чакьяр , Журнал Бхавана, Бхаратия Видья Бхаван , т.30, с. 67, 16 июня 1984 г.
- Чакьяр, Мани Мадхав (1991). Натьякальпадрум (на хинди). Академия Сангит Натак, Нью-Дели.
- Нарайанан, доктор. Акавор . Арангаалиавар (на малаялам). Публикации Poorna, Кожикоде .
- сборник статей (2005). Манджуша - дань уважения Мани Мадхаве Чакьяру (на малаялам). Мани Мадхава Чакьяр Смарака Гурукулам, Килликкуруссимангалам .
- Нарайанан, доктор. Акавор (2006). Вьяктививекам (на малаялам). Издательство Пурна. п. 75. ИСБН 978-81-7180-858-8 .
- Бхаргавинилаям, Дас (1999). Мани Мадхавиям (биография Гуру Мани Мадхавы Чакьяра) (на малаялам). Департамент по делам культуры правительства Кералы . ISBN 978-81-86365-78-6 .
Внешние ссылки [ править ]


- Кутияттам: Санскритский театр Индии (Мультимедийный компакт-диск) доктора Фарли Ричмонда (содержит редкие видеосборники Раса Абхиная и Нетрабхиная маэстро)
- Маэстро катхака Бирджу Махарадж о лучших индийских танцорах
- Чаккиар, Мани Мадхава в Британском институте кино
- Видеоклип: Кутияттам - Натьячарья Мани Мадхава Чакьяр в роли Раваны на YouTube
- 1899 рождений
- 1990 смертей
- Актеры-мужчины из Кожикоде
- Теоретики актерского мастерства
- Индийские танцоры-мужчины
- Актеры-мужчины в малаяламском кино
- Индийские киноактёры мужского пола
- Индийские индусы
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Индийские театральные режиссеры
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Индийские ученые-санскритологи
- Представители Катхакали
- Танцоры из Кералы
- Индийские танцоры XX века
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Преподаватели индийского классического танца
- Преподаватели индийских танцев
- Индийские теоретики образования XX века
- Преподаватели из Кералы
- Экспоненты Кудияттама
- Лауреаты Премии Кералы Сахитья Академии
- Получатели стипендии Кералской академии Сангиты Натаки