Jump to content

Мани Мадхава Чакьяр

Натьячарья Падма Шри
Мани Мадхава Чакьяр
Видушакаратнам
Мани Мадхава Чакьяр
Рожденный ( 1899-02-15 ) 15 февраля 1899 г.
Умер 14 января 1990 г. (14 января 1990 г.) (90 лет)
Годы активности 1910–1990
Супруг ПК, мне стыдно слышать
Награды 1964: Премия Академии Сангита Натака
1964: Падеревского (Нью-Йорк). Почетная грамота Фонда
1974: Падма Шри
1975: Премия Академии Кералы Сахитьи
1976: Стипендия Академии Кералы Сангиты Натаки
1982: Стипендия Академии Сангита Натака
1982: Правительство. Индии Почетная стипендия
1982: Стипендия Академии Калидаса
1983: Кералы Каламандалама Стипендия
1987: Тулси Самман
1991: Гурувайораппан Самманам

Гуру Мани Мадхава Чакьяр ( IAST : Мани Мадхава Чакьяр ) (15 февраля 1899 - 14 января 1990) был знаменитым мастером перформанса. [1] и санскрита знаток [2] из Кералы , Индия, считается величайшим артистом Чакьяра Куту и ​​Кудияттама (древней традиции санскритского драматического театра) и авторитетом современности. [3] [4] Его считали авторитетом Абхиная (классического индийского актерского стиля) и Натьяшастры .

Известный как «Император Раса-Абхиная », [5] у него была исключительная способность выполнять Раса-Абхиная . [6] Его Нетрабхиная [7] был всемирно известен и обладал способностью действовать только глазами. Он хорошо знал все традиционные Кудияттамы и все прабандхи, используемые в Чакьяр Куту . Он смог объяснить концепции, методы и практики Кудияттама ясно и достоверно и Чакьяра Куту. Он глубоко изучил Натьяшастру Бхараты Муни , а также способы действия, популярные в Керале . Его знания и мастерство как в теории, так и в практике Кудияттама были превосходны. Он был опытным учителем и практиком этих форм искусства и санскрита. [8]

Он был первым, кто вывез Кудияттама и Чакьяра Куту за пределы храмов Кералы по всей Индии и начал обучать Кудияттама ученикам, не принадлежащим к Чакьяру, включая иностранцев. Он воспитал много учеников в Кутияттаме и других классических искусствах, таких как Катхакали . [4] Он был знатоком санскрита и читал лекции и беседы на санскрите.

Он является автором «Натьякалпадрумам» — энциклопедического трактата, посвященного всем аспектам Кудияттама. Он был членом национальных художественных академий, включая Sangeet Natak Akademi. [9] и обладатель таких желанных званий, как « Натьячарья », « Видушакаратнам », а также наград, в том числе премии Падма Шри и Сангит Натак Академии .

Молодость образование и

Чакьяр в образе Раваны , в возрасте 89 лет, в Трипунитуре . Это было одно из его последних публичных выступлений в Кудияттаме.

Мани Мадхава Чакьяр родился 15 февраля 1899 года в доме своих предков в Тирувангайоре недалеко от Караяда, недалеко от Перамбры округа Кожикоде в Керале. Его отцом был Вишну Сарма, а матерью — Савитри Иллотамма. Он принадлежал к семье Мани Чакьяров Северной Кералы, которые на протяжении веков были хранителями Кудияттама – традиционного санскритского театра – и Чакьяра Куту, еще одной классической формы искусства, основанной на санскрите Чампу Кавьяс . [ нужна ссылка ]

Он обучался Чакьяру Куту и ​​Кудияттаму традиционным способом под непосредственным руководством своих дядей, которые были великими учеными и мастерами этих форм искусства. Это были Гуру Мани Парамешвара Чакьяр, Гуру Мани Нилакандха Чакьяр и Гуру Мани Нараяна Чакьяр. [4] Он принадлежал к традиции «Мани» Кудияттама и Чакьяра Куту, которая придает значение как Раса-абхиная , так и Вачика-абхиная . [ нужна ссылка ]

Чакьяр был знатоком санскрита и читал лекции на санскрите. Он изучал Аланкарашастру , Натьяшастру , Вьякарану , Ньяю , Джйотишу и др. традиционным способом, под руководством таких ученых, как Пандитаратнам Пажедату Шанкаран Нампутирипад. Он был учеником Даршанакаланидхи Рамы Вармы Парикшита Тампурана ( махараджи Кочина ). Под его руководством он получил высшее образование в Ньяяшастре и Натья Шастре . Чакьяр преподавал санскрит в Балаколласини Санскрита Патхасала в Килликкуруссимангаламе . [ нужна ссылка ]

Его первое выступление ( Аранжеттам ) Кудияттама состоялось в возрасте 14 лет в храме Триккаиккунну в Северном Коттаяме Малабара . Он совершил огромное количество Атиянтара куту семьи Мани (куту, которые приписываются семье с древних времен) в большом количестве храмов, простирающихся от Малабара до Триссура. Он состоит из всех религиозных ритуалов Кутус и Кудияттамов, включая Ангулиянка , Маттавиласа Прахасана , Мантранка , Эжаманка (седьмой акт Ачарьячудамани ), которые непрерывно в течение восьми десятилетий непрерывно присутствуют в храмах Кералы. Он включает в себя древние храмы Кералы, такие как храм Матайиккаву Бхагавати в Каннуре , храм Талипарамба Раджараджешвара , храм Коттиёр Перумал, храм Локанаркаву в Ватакаре , храм Тали (Тали) Шивы в Кожикоде , храм Тирунавая Навамукунда, храм Тирувегаппура Шри Махадева, храм Пандамангалам Кришны в Коттаккале , Храм Котаккал Вишвамбхара (Шива), храм Каллеккулагара Эмур Шивы, храм Трипраяр Шри Рамы , храм Перуванам Шивы в Черпу , Храм Авиттатур Шивы и т. д. Чакьяр снискал широкую известность благодаря артистизму своих выступлений в этих храмах, а также во многих других. [ нужна ссылка ]

Он женился на ПК Кунджималу Нангиарамме, дочери своего дяди Мани Парамешвары Чакьяра. Она была представителем женских персонажей Кудияттамов и Нангиур Кутху , а также различных раг и шлок, используемых в этом виде искусства. Она аккомпанировала ему на выступлениях. [10]

Мастер Раса-Абхиная [ править ]

Шрингара Раса-абхиная Гуру Мани Мадхавы Чакьяра.

Его считают величайшим мастером Раса-абхиная (изображение чувств в их совершенстве), уделяя особое внимание Нетрабхиная (изображение чувств и т. д. только посредством красивых и мастерских движений глаз). Он был исключительно хорош в области Сатвика-Абхиная . Его считают «одним из самых замечательных театральных актеров прошлого века». [11]

Он был известен своими ролями (которые имеют значение Сатвика-Абхиная в Кудияттамах), такими как Равана ( Катти веша ), Арджуна ( Пача веша ), Удаяна ( Пача веша ), Джимоотавахана ( Пажукка веша ) и т. д. [12]

Его абхиная Кайласоддхараны (подъёма Кайласа ) и Парвати Вирахи (разделения Парвати ), [13] [14] обогащенный Нетрабиная и Пакарнааттам - Абхиная (актер, играющий роль другого или более чем одного персонажа, постоянно меняющегося без смены костюма), получили широкое признание.

Он был известен своей абхинаяю таких шлок, как «сикхинишалабхам…» в пьесе «Субхадрадхананджайам » , играя ее простыми глазами. Он был способен детально воспроизводить мотыльков, падающих в огонь лампы и вылетающих из него, вызывая свою Нетрабхиная, назначая разные расы женской и мужской мотылькам и огню. [15] Широкое признание также получила Абхиная Гуру из шлоки срамамявандхьядхьядипатех сутаях (Smaramyavantyaidhapateh sutaayah) из Бхасы » «Свапнававадаттам . [ нужна ссылка ]

Реформирование формы искусства [ править ]

Чакьяр и его отряд исполняют Торанаюдхам [16] Кудияттам (1962 – Ченнаи). Это было первое выступление Кудияттама за пределами Кералы. Мани Мадхава Чакьяр в роли Раваны , Мани Нилакандха Чакьяр в роли Ханумана , Мани Дамодара Чакьяр в роли Вибхишаны и ПК.Г. Намбияр в роли Шанкукарны .

В 1949 году он исполнил Чакьяра Куту для Всеиндийского радио , и это был первый раз, когда это искусство было исполнено за пределами Кутамбалама . В 1955 году под его руководством впервые был совершен Кутияттам вне храма. [4] в своей деревне Килликкуруссимангалам. За занятие видами искусства вне храмов он столкнулся с множеством возражений со стороны общины Чакьяр. [17] В интервью он вспомнил

Мой народ осудил мой поступок (исполнение Кутху и Кутияттама за пределами храмов). Однажды, после того, как я дал выступления в Вайкоме , они даже подумывали меня отлучить от церкви. Я хотел, чтобы это искусство выдержало испытание временем. Именно поэтому я рискнул выйти за пределы храма. [18]

В 1962 году под руководством В. Рагхавана - искусствоведа и санскритолога - санскрит Ранга из Мадраса пригласил Чакьяра исполнить там Кутияттам. Это был первый раз, когда его труппа исполнила Кутияттам за пределами Кералы. [19] [20] [21] Они выступали в Мадрасе три вечера, показывая сцены Кутияттама из трех пьес: «Абхишека», «Субхадрадхананджайя» и «Наганда». [22] Выступление Чакьяра оказало большое влияние на людей и искусствоведов, так что этот вид искусства и сам Чакьяр стали известны за пределами Кералы. [12] Затем его пригласили исполнить Кутияттам в различных местах Северной Индии в 1964 году, таких как Нью-Дели и Банарас . [23]

После первого турне Чакьяра в Нью-Дели в 1964 году он был награжден Академической премией Сангита Натака за вклад в развитие Чакьяра Куту и ​​Кутияттама. Это было его первое национальное признание. [ нужна ссылка ]

Он исполнял Кудияттам по всей Индии и популяризировал его. Он вместе со своей труппой давал выступления в Кудияттаме в таких местах, как Мадрас (1962, 1973 и 1977 годы), Мадхура (1962 год), Нью-Дели (1964, 1966, 1974, 1979 и 1983 годы), Варанаси (1964 и 1979 годы), Бомбей (1973 и 1983 годы). 1977), Удджайн (1982), Бхопал (1987) и др. [ нужна ссылка ]

Президент Индии Сарвепалли Радхакришнан пригласил его исполнить Кутияттам в Раштрапати Бхаване в 1964 году и был впечатлен его исключительным актерским мастерством. Его выступления, лекции и демонстрации Кутияттама в таких известных центрах, как Мадрасская музыкальная академия, Международный центр Катхакали в Нью-Дели, Экспериментальный театр в Нью-Дели и Бомбее и Национальный центр исполнительских искусств в Бомбее, принесли ему широкую известность. и признание. [ нужна ссылка ]

Он поставил и поставил акты таких пьес, как Калидасы » «Абхиджнянашакунтала , «Викраморвашия» и «Малавикагнимитра» ; Бхасы Свапнавасавадатта [24] и Панчаратра ; Харши Нагананда . впервые в истории Кудияттама Он вместе со своей труппой исполнил эти Кутияттамы по всей Индии. [25]

Когда его гуру, Рама Варма Парикшит Тампуран, написал новую санскритскую чампу прабандху под названием Прахладачарита и попросил старших артистов изучить и исполнить ее на сцене Чакьяр Кутху, они сказали, что для них невозможно поставить такую ​​новую прабандху . Тогда Тампуран попросил Чакьяра, который тогда был сравнительно молодым художником, попробовать. Он согласился и за одну ночь изучил часть прабандхи и выполнил то же самое на следующий день в Трипунитуре – тогдашней столице штата Кочин (1962 г.). Этот инцидент заставил ученых признать его мастерство как в санскрите, так и в классическом искусстве. Через несколько месяцев он исполнил всю Прахладачариту на одной и той же сцене. [ нужна ссылка ]

Он исполнил Чакьяр Куту и ​​Кудияттам для Всеиндийского радио и Дордаршана впервые , что помогло привлечь тысячи слушателей к этим традиционным формам искусства. Именно он начал демонстрации в Кудияттаме, чтобы популяризировать это. [ нужна ссылка ]

Обучение [ править ]

Гуру Мани Мадхава Чакьяр исполняет Чакьяра Куту

Его считают величайшим гуру Кутияттама современности, у которого появилось много опытных учеников. [4] Он впервые обучал Кудияттаму представителя касты не чакьяров - намбияров . Это была польская студентка по имени Мария Кристофер Бирски. [26] (в настоящее время на факультете индологии ) Варшавского университета , который тогда был студентом-исследователем в индуистском университете Банарас , приехал изучать единственную сохранившуюся древнюю санскритскую драму «Кудияттам» от Гуру примерно в начале 1960-х годов. Он остался в доме Гуру Мани Мадхавы Чакьяра и изучал Кудияттам традиционным способом гурукулы . Многие ученые-исследователи приезжали изучать санскритскую драму у выдающегося представителя Кутияттама и Абхиная Мани Мадхавы Чакьяра. Доктор Фарли Ричмонд ( Университет Джорджии , США), известный исследователь санскритской драмы, также изучал древнюю форму санскритского искусства под руководством Мани Мадхавы Чакьяра, останавливаясь в его доме в Килликкуруссимангаламе . Он снял Раса Абхиная и Кутияттам маэстро. [27] Камаладеви Чаттопадхьяй из Всеиндийского совета ремесленников пришла в дом Гуру Маани Мадхавы Чакьяра, чтобы изучить костюмы, использованные в Кутияттаме (Ахарьябхиная) (1967). Индийский ученый-театр Говердхан Панджал ( Национальная школа драмы ) изучал Кутамбаламы и Кутияттамы под руководством Гуру (1975). [28]

Когда Кералу Каламандалам основал Валлатол Нараяна Менон (школу исполнительских искусств) , он пригласил авторитета Раса-абхиная Мани Мадхаву Чакьяра в качестве главного тренера по Раса-абхиная для учеников Катхакали . Позже Катхакали Йогам-Кататанду, Керала Каламандалам, PSV Натьясангхам- Коттаккал и Ганди Сева Саданам Академия Катхакали - Перур использовал свои услуги в качестве приглашенного профессора Раса-абхиная и преподавал продвинутым студентам в Катхакали и Кутияттаме. [29] [30] [31]

Он известен как «мастер, давший глаза Катхакали» . Его влияние на классическое исполнительское искусство Кералы известно. Многие художники Кудияттама, Катхакали , Бхаратанатьяма и Мохинияттама обучались у этого великого мастера. [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] художники Катхакали, в том числе легендарный Каламандалам Кришнан Наир , Гуру Келу Наир , Гуру Ананд Шиврам , Гуру Каламандалам Мадхаван, Гуру Гопинатх , Саданам Кришнанкутти . Его учениками являются [40] [41] [42] [43] [44]

Гуру, который был выдающимся учителем и исполнителем, в 1982 году открыл Гурукулам (учебный центр) для обучения Кутияттаму, Чакьяру Куту, Нангьяру Куту и ​​родственным формам искусства в Килликкуруссимангаламе (Лаккиди). [45] [46] После смерти Гуру он был назван Падмасри Мани Мадхава Чакьяр Смарака Гурукулам в память о Гуру. Это учреждение до сих пор сохраняет свои традиции и играет важную роль в обучении, возрождении и представлениях Кутияттама. [25]

Гуру, посвятивший свою жизнь Кутияттаму, был обеспокоен судьбой этого классического вида искусства. Разговор Мани Мадхавы Чакьяра с известной танцовщицей Бхаратанатьям Рукмини Деви Арундейл , когда она посетила Гуру в его резиденции за год до его смерти, отражает его тревогу. [47]

По крайней мере, Бхаратанатьям теперь известен во всем мире, и у него появились тысячи новых последователей. А как насчет Кудияттама?.....Я сделал все, что мог. Это было непросто. Чтобы изучить Кудияттам, нужно многим пожертвовать. Сколько человек будут к этому готовы в наши дни? Найдётся ли аудитория, способная это впитать?

Награды и почести [ править ]

Мани Мадхава Чакьяр получил множество званий, наград и степеней. Он один из самых уважаемых художников Кералы. Его первое серьезное признание пришло от Его Святейшества Бхаттана Тампурана. [48] (Бхатта Раджа ) самого Кодунгаллура Ковилакама в возрасте 22 лет. Бхаттан Тампуран наградил его Мудрамотирамом ( подписанным кольцом) (1921). Мани Мадхава Чакьяр считал этот Мудрамотирам престижной наградой, которую он когда-либо получал. [49]

Он получил самую престижную священную Вирасрингхалу или Вирашрингхалу (это своего рода золотой браслет, подаренный величайшему художнику/ученому той эпохи) из Талипарамба храма Раджараджешвара (1923 г.). Он самый молодой из тех, кто получил эту награду, которая вручается ученым высшего ранга только с единогласного одобрения особой группы храма, состоящей из выдающихся ученых. До сих пор никто больше не получил оттуда Вирашрингхалу после Мани Мадхавы Чакьяра. [50] Еще один крупный Вирасрингхалас, который он получил: из Валии Тампурана из Коттаккала Ковилакама (1952), из Урпасиккаву из Талассери , из Джагадгуру Шри Шанкарачарьи из Канчи Камакоти Питама (1961), из Самутири Раджи из Кожикоде, данного накануне представления Кудияттам в храме Гуруваюр Шри Кришна (1964) и из Трипунитура Ковилакам (1989).

Он был удостоен поннады (разновидности шелковой ткани, подаренной в знак почета и уважения) от Махарани ( королевы ) Траванкора , подаренной через Махакави Уллора С. Парамешвары Айера в храме Вайком Махадева. Он был удостоен чести HH. Раджа Палаккада с Кешабхарамом Киритамом [51] в храме Хемамбика в Каллеккулангаре (1962 г.). Он получил золотые медали от Валии Раджи из Кататанаду, храма Палликкунну Бхагавати в Каннуре , Авиттатура (1962), Экспериментального театра Дели (1964) и т. д.

) присвоил ему титул Натьячарья ( Гуру Натьи В 1930 году Кадатханаду Валия Тампуран (Раджа Кадатханаду ) . Он получил титул Видушакаратна снова от храма Талипарамба Раджараджешвара (1954) за выдающиеся достижения в исполнении «видушаки» в Кудияттамс. Он был удостоен чести изящных искусств Общества Кочи , присвоив ему титул Ануштанакалаправина .

Правительство Индии наградило Падма Шри (1974 г.) и Почетной стипендией его (1982 г.). В 1964 году ему была присвоена почетная степень Индуистского университета Банарас .

Он получил крупные национальные и международные награды и стипендии, такие как

Он был первым художником Чакьяра Куту и ​​Кудияттама, получившим их.

Он получил множество наград и сертификатов от выдающихся учреждений и частных лиц, таких как Акхила Бхарата Санскрит Саммелан (Всемирная конференция санскрита) – Нью-Дели, Самскрита Ранга – Ченнаи, Пятая Всемирная конференция санскрита – Банарас , доктор С. Радхакришнан , доктор. Вибхути Нараян Сингх ( махараджа Каси ), Сатьянараяна Синха, Бишну Рам Медхи (главный министр Ассама), сэр К.П. Рамасвами Айер , махараджа Колленгоде , Валлатол Нараяна Менон , доктор. В. Рагхаван, Рукмини Деви Арундейл , доктор. В.К. Нараяна Менон, доктор Капила Вацяян и др. и т. д.

Несмотря на то, что Гуру Мани Мадхава Чаккияр получил множество национальных признаний, искусствоведы полагают, что он действительно заслуживал гораздо большего, и признание пришло очень поздно. [63] [64] РКГ (редактор The Illustrated Weekly , обозреватель Times of India ) отмечает: [65]

...Я разозлился, когда узнал, что такой великий художник, как Мани Мадхава Чакьяр, был удостоен простой Падма Шри. Человек своего художественного гения и эрудиции достоин быть удостоенным высшей государственной награды ( Бхарат Ратна ).

Публикации [ править ]

Он написал авторитетную, отмеченную наградами книгу (на малаялам ) о Кудияттаме под названием «Натьякальпадрум» (1975). [66] Эта работа используется в качестве справочника учеными и студентами. Натьякальпадрум рассматривает все аспекты Кудияттама научно и критически. Эта книга считается энциклопедией Кудияттама. [21] Он получил престижную премию Академии Кералы Сахитья (1976). [67] Эта книга переведена на хинди Академи Сангит Натак из Нью-Дели. [68] [69] [70]

Одна из других его книг - Матха Виласам (Маттавиласам, 1968), хореография и игровая роль (руководство актера - Аттапракара ), использованная в Маттавиласапрахасана Кудияттам. [71] Он написал Аттапракары Абхиджнянашакунталы, Свапнавасавадатты, Викраморвашии, Малавикагнимитры, Панчаратры и Нагананды (не опубликовано).

Его биография (на малаялам) «Мани Мадхавейям» (1999) была опубликована Департаментом публикаций Департамента культуры правительства Кералы . [72] [73] Книга дает картину удивительной и знаменательной жизни Гуру. Это дает превосходный отчет о его борьбе и его пожизненной преданности этому виду искусства. В книгу вошли воспоминания Гуру о его выдающейся сценической жизни, охватывающей около 80 золотых лет. Книга содержит множество редких фотографий, дающих представление о личной и театральной жизни маэстро.

Гуру написал статьи в различных журналах. [74] [75] и представил ряд докладов на конференциях по различным аспектам Кудияттама, Абхиная, Рагаса , Натьяшастры, Чакьяра Куту, Расабхиная в Катхакали и т. д.

Кино и документальные фильмы [ править ]

Есть несколько фильмов и документальных фильмов, показывающих выступления и жизнь Чакьяра Раса-Абхиная, Кудияттам.

  • Мани Мадхава Чакьяр: Мастер за работой (1994, английский, Кавалам Нараяна Паникар , [76] Central Sangeet Natak Academy, Нью-Дели) — биографический фильм о жизни и творчестве Чакьяра. [14] [77] В фильме есть интервью с Чакьяром, в котором он объясняет трудности, с которыми ему пришлось столкнуться со стороны сторонников жесткой линии, когда он впервые вынес традиционные формы искусства за пределы храма в 1949 году. В фильме есть сеанс Чакьяра, посвященный Раса абхиная, где он разыгрывает различные Расас .
  • Парвати Вирахам: Мани Мадхава Чакьяр в роли Раваны (1993, английский, Центральная академия Сангит Натак, Нью-Дели) показывает Чакьяра в роли Раваны в Парвати Вирахам ( разделение Парвати ) в форме Кудияттам. На нем показана Парвати Вираха, часть Ачарьячодамани Кутияттам, и включает в себя абхиная Пакарнаттам . [14]
  • «Проявления Шивы» (1980, английский, Малкольм Ли и Стелла Крамриш, Художественный музей Филадельфии, Азиатское общество , США) — признанная критиками книга. [78] документальный фильм; где Чакьяр исполнил роль Господа Шивы в форме классического индийского танца. [79] [80] [81]
  • Кутияттам - Санскритский театр Индии [82] (2002, английский, мультимедийный компакт-диск, Фарли Ричмонд (Университет Джорджии), The University of Michigan Press, США) содержит редкие видеоролики Раса Абхиная Чакьяра, включая отрывки из его Нетрабхиная. [83] На компакт-диске также содержатся аудиозаписи исполнения Шлок и его пьес.
  • Кудиаттам (1986, хинди , Пракаш Джа , Индия) [84] показывает абхиная Чакьяра и показывает, как он объясняет концепции Кутияттама и его техники абхиная. В нем также показано, как он преподает и т. д. Этот фильм получил Национальную кинопремию правительства Индии за лучший художественный / культурный фильм (1987).
  • Мани Мадхава Чаккиар (1977, английский, классические фильмы) [85] документальный фильм о Чакьяре. Здесь показаны его Абхиная в различных Кутияттамах, его исполнение Чакьяра Куту и ​​т. д. Также дается картина его личной жизни.
  • Гуру Мани Мадхава Чакьяр (2009, малаялам , Кришнан Унни, правительство Кералы) [86] документальный фильм о гуру. Этот проект осуществляется Департаментом информации и связей с общественностью правительства. Кералы, чтобы запечатлеть выдающихся деятелей Кералы и подчеркнуть их вклад в развитие штата. [87]
  • Прахладачаритам Чакьяр Куту (1986, аудио, Harisree Audios, Керала) представляет собой исполнение Чакьяром Куту прабандхи Прахладачариты, давая представление о способностях Чакьяра в повествовании и декламации. Оно уникально, поскольку он не исполнял «Прахладачариту» после смерти своего гуру Тампурана в 1964 году, за исключением этой записи.

Многие из его выступлений, демонстраций, интервью и т. д. в Кудияттаме, Чакьяре Куту были задокументированы центрами Дордаршан в Нью-Дели, Бомбее , Бхопале , Мадрасе , Тируванантапураме и т. д., а также Всеиндийским радио и до сих пор транслируются по всей Индии. Документация выступления Гуру «Кутияттам», выпущенная Центром Дордаршан в Бомбее, с английскими комментариями искусствоведа и ученого В.К. Нараяны Менона, получила широкое признание. [ нужна ссылка ]

Смерть и наследие [ править ]

Мемориал Гуру в его резиденции, обозначающий место его кремации.

Чакьяр умер в возрасте 90 лет 14 января 1990 года в частной больнице в Оттаппаламе естественной смертью. Его тело было кремировано со всеми почестями в его резиденции в Килликкуруссимангаламе. На месте его кремации установлен мемориал. [ нужна ссылка ]

Годовщины его рождения и смерти отмечаются различными культурными организациями и институтами различными культурными программами, памятными сессиями и фестивалями Кутияттам. [25] [88] [89] [90]

Он является одним из самых уважаемых артистов Кералы и первым лауреатом всех крупных наград Чакьяра Куту и ​​Кудияттама. Ежегодная премия Кудияттам Кералской Сангиты Натаки Академи известна как Маани Мадхава Пураскарам. [91] как дань уважения ему.

Многие фильмы Чакьяра до сих пор регулярно демонстрируются в художественных театрах Индии и за ее пределами. [92] [93] [94] Его выступления на Кутияттаме и Чакьяре Куту, а также другие документальные фильмы регулярно транслируются крупными радиостанциями Дордаршан и Всеиндийской радиостанцией (сам Гуру впервые инициировал показ этих форм искусства для этих средств массовой информации). [ нужна ссылка ]

Различные ассоциации регулярно организуют фестивали искусства и культуры, посвященные Чакьяру. [95]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Новости культуры из Индии , Индийский совет по культурным связям , правительство. Индии , 1982, с. 77
  2. ^ Трипати, Радха Валлабх , изд. (2012), ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕНЫХ САНСКРИТА , РАШТРИЯ САНСКРИТ САНСТАН, Нью-Дели, стр. 38, ISBN  978-93-86111-85-2
  3. ^ «Спектр» . The Sunday Tribune, 16 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 29 июня 2007 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лал, Ананда , изд. (2004), Оксфордский спутник индийского театра , Oxford University Press , США, стр. 75–76, ISBN  978-0-19-564446-3
  5. ^ Акавур Нараянан , Шатам Джива Шарада , еженедельник Матрубхуми , март (15–21) 1987 г., стр. 20.
  6. ^ воплощение различных чувств в их совершенстве
  7. ^ воспроизведение различных чувств и т. д. только посредством красивых и виртуозных движений глаз.
  8. ^ «С миссией культурного рода» . Индус . 17 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2007 г. Проверено 21 июля 2007 г.
  9. ^ Высшая государственная художественная академия правительства. Индии
  10. ^ Шиваджи, Бхарати (1986), Искусство Мохинияттама , Lancer International, стр. 28, ISBN  978-81-7062-003-7 , архивировано из оригинала 24 мая 2011 года , получено 10 октября 2007 года.
  11. Sruti главный индийский журнал о музыке и танцах , Ченнаи , март 2008 г. «Срути:Журнал – выпуск март 2008 г.» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 22 октября 2008 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доктор V Рагхаван, стр.21. Архивировано 24 мая 2011 года в Wayback Machine Natya , Бхаратия Натья Сангх, 1962 год.
  13. ^ Публичная библиотека Нью-Йорка (1990), Библиографический путеводитель по танцам 1989 , Публичная библиотека Нью-Йорка , с. 311, ISBN  978-0-8161-7127-9 , заархивировано 11 октября 2020 года , получено 3 февраля 2008 года.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фильмы Академии Сангит Натак, Нью-Дели» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 15 марта 2006 г.
  15. ^ «Аборигенная санскритская театральная форма» . Индус . 31 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
  16. Отрывок из Бхасы пьесы «Абхишека Натака», основанной на эпосе «Рамаяна» .
  17. ^ «Акавур Нараянан» . Nri.mathrubhumi.com. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  18. ^ Мани Мадхава Чаккьяр: Мастер за работой , К. Н. Паникар, Сангит Натак Академи, Нью-Дели, 1994 г.
  19. ^ The Samskrita Ranga Annual , Samskrita Ranga, Madras, 1963, стр. 10, 89, заархивировано из оригинала 24 мая 2011 г. , получено 2 января 2008 г.
  20. ^ Венкатарама Рагхаван; А. Л. Мудальяр (1968), Библиография книг, статей и других материалов доктора В. Рагхавана , New Order Book Co., Индия, стр. 240, 370, заархивировано из оригинала 24 мая 2011 г. , получено 2 января 2008 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ананда Кентиш Кумарасвами и Венкатешвариер Субраманиам, «Священное и светское в исполнительском искусстве Индии: очерки столетия Ананды К. Кумарасвами » (1980), Ashish Publishers, стр. 150.
  22. ^ Ежегодник Самскрита Ранга , Самскрита Ранга, Мадрас, 1967, стр. 77, заархивировано из оригинала 11 октября 2020 г. , получено 3 февраля 2008 г.
  23. ^ Нарайанан, доктор. Акавур (2006), Вьяктививекам (Очерки) , Poorna Publishers, стр. 11, 75, ISBN  978-81-7180-858-8
  24. ^ Ежегодник Самскрита Ранга , Самскрита Ранга, Мадрас, 1987, с. 176, заархивировано из оригинала 11 октября 2020 года , получено 6 марта 2019 года.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Новая жизнь акта Кудияттом» . Индус . 25 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 г. Проверено 1 сентября 2007 г. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  26. Позже он стал послом правительства Польши в Индии. Сейчас в Варшавском университете. Он написал множество статей о санскритских драматических традициях и Кутияттаме.
  27. ^ «Поражён Кудияттамом» . The Hindu, 16 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 25 января 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  28. ^ «В поисках души индийского театра» . New Indian Express, 4 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
  29. Гуру , Перур Ганди сева Саданам. Архивировано 16 мая 2007 г. в Wayback Machine.
  30. ^ «Ганди Сева Садан, Совет по туризму Кералы» . Кералатуризм.орг. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  31. ^ « Государственный деятель , 24 июля 2006 г.» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
  32. ^ Катхакали Саданам, - Академия Катхакали и классических искусств в Оттапалам Талук, Керала, Индия. Архивировано 7 февраля 2007 года в Wayback Machine.
  33. ^ ЦИЛ. "События" . Ignca.nic.in. Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  34. ^ «Интервью - Смита Раджан - Путешествие в Мохинияттам… Ану Челлаппа» . Нартаки.com. 23 января 2004 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2007 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
  35. ^ К.Л. Гупта; Рави Бхушан; Анураг Гупта (1976). Справочник Индия: Иллюстрированные биографические заметки о мужчинах и женщинах, имеющих достижения и отличия . Торговец и мужчины Индия. п. 80.
  36. ^ «Факелоносец традиции» . Индус . Ченнаи, Индия. 4 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. . Проверено 17 июля 2011 г.
  37. ^ «Катхакали должен привлечь зрителей нового поколения» . Индус . Ченнаи, Индия. 14 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 года . Проверено 17 июля 2011 г.
  38. ^ «Возраст не может увядать этого маэстро» . Индус . Ченнаи, Индия. 14 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 17 июля 2011 г.
  39. ^ «Привычка побеждать» . Индус . Ченнаи, Индия. 22 января 2006 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 г. Проверено 17 июля 2011 г.
  40. ^ «Непревзойденный актер» . Индус . Ченнаи, Индия. 15 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. Проверено 17 июля 2011 г.
  41. Великие гуру. Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  42. ^ Некролог, Гуру Говиндан Кутти , журнал Sruti , февраль 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  43. ^ «Абхиная, его сильная сторона» . Индус . Ченнаи, Индия. 16 февраля 2007 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 10 мая 2007 г.
  44. ^ Катти, Каламандалам Говиндан (2004). Катхакали: Театр танца . Азиатское общество, Калькутта.
  45. ^ «Учебные центры Кералы, правительство Кералы» . Архивировано из оригинала 4 октября 2007 года.
  46. ^ «Народные танцы Индии-Кералы» . Indiaheritage.org. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  47. ^ PT Нарендра Менон, Кулапати из Кудияттама , Шрути - главный индийский журнал о музыке и танцах, выпуск за август 1990 г. (71), стр.27.
  48. ^ величайший знаток санскрита Кералы в этом столетии
  49. К. А. Чандрахасан, В стремлении к совершенству (исполнительское искусство), «Индус», воскресенье, 26 марта 1989 г.
  50. ^ Ученые удостоили награды за лучший сайт Намбудири
  51. ^ Вид короны, использованной в Кутияттаме. См. Корону на изображении: Мани Мадхава Чакьяр в образе Раваны.jpg
  52. Официальный список награжденных Sangeet Natak Akademi. Архивировано 16 февраля 2012 года в Wayback Machine.
  53. ^ Правительство. Индии, лауреаты премии Падма Шри http://www.india.gov.in/myindia/images/ps_awards.pdf Архивировано 22 мая 2011 г. в Wayback Machine .
  54. Официальный список Kerala Sangeetha Nataka Akademi. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine.
  55. официальный список Sangeet Natak Akademi. Архивировано 29 октября 2010 г. в Wayback Machine.
  56. ^ стр.156 Литературный обзор малаялама, опубликованный Кераной Сахитьей Аккадами, 1984 . 1984. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  57. ^ Академия Калидаса, Удджайн «Добро пожаловать в Священный город Удджайн – Калидаса Саморо» . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 14 мая 2007 г.
  58. ^ Сунил Котари, член парламента, правительственная награда в области культуры, Срути . Выпуск 31, апрель 1987 г., с. 4-5 ОСЛК   79366285
  59. ^ Награды правительства парламента в области культуры: маэстро Катхак, Кудияттам и Вина получают самманы. (Статья, 1987 г.) . [WorldCat.org]. 2 февраля 2011 г. OCLC   79366285 .
  60. ^ Ежегодник Манорама, 1988 год . 1988. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  61. ^ «Департамент культуры правительства МП» . Mpcultural.in. 13 февраля 1982 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  62. ^ о Гуруваюраппане Саммане. Архивировано 21 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  63. ^ Лила Венкатраман, Показатель заслуг? , " Индус ", 27 декабря 1998 г. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 16 мая 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  64. ^ Прабха, М. (2000), Вафли Тоффов , Oxford & IBH, стр. 95, ISBN  978-81-204-1359-7
  65. ^ RKG (2000), Индия: нация в смятении , Vedam Books, Нью-Дели, стр. 256, ISBN  978-81-7476-268-9
  66. ^ Натьякальпадрумам . OCLC   44811805 .
  67. ^ см. раздел Разное «Награды Академии Керала Сахитья» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2007 года . Проверено 19 января 2007 г.
  68. ^ «Книги и фильмы» . Академия Сангит Натак , Нью-Дели. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 10 мая 2007 г.
  69. ^ Театр: Лучший театральный профиль Кералы (хинди) в WorldCat . OCLC   44811805 .
  70. ^ «Натьякальпадрума (хинди)» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  71. ^ Малати Деви, К.К. (1995). Мани Мадхава Чакьяр, 1968 год . Издательство Наг. ISBN  9788170812999 . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  72. ^ Публикации Департамента культуры правительства Кералы. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 года . Проверено 15 февраля 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  73. ^ Впервые опубликовано в виде серии в еженедельнике малаялам - Калакаумуди в 1991 году.
  74. ^ Мани Мадхава Чакьяр, «Методы обучения Кудияттама », Сангит Натак , (специальный выпуск), вып. 111-114
  75. ^ 1971. "Мани Мадхава Чакьяр". Каламандалам Ежегодник. 33–34. Архивировано 11 октября 2020 года в Wayback Machine.
  76. ^ «известный драматург, режиссер, поэт и научный сотрудник Академии Сангит Натак и бывший секретарь Академии Сангит Натак в Керале» . Индус . 31 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
  77. ^ «Азиатско-Тихоокеанская база данных по нематериальному культурному наследию» . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 10 мая 2007 г.
  78. ^ Джоан Л. Эрдман (сентябрь 1983 г.). «Проявления Шивы Малкольма Ли». Этномузыкология . 27 (3): 577–579. дои : 10.2307/850680 . JSTOR   850680 .
  79. ^ «Мани Мадхава Чаккиар» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 2 декабря 2009 года.
  80. ^ Фрейзер, К. Джеральд (2012). «Проявления Шивы (1980)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
  81. ^ «Проявления Шивы» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
  82. ^ Фарли Ричмонд. «Индийский санскритский театр Кутияттам» . Издательство Мичиганского университета . Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года.
  83. ^ «Отзывы от» . Амазонка . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  84. ^ «Кудиаттам (1986)» . Prakashjhaproductions.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  85. ^ "Мани Мадхава Чаккиар", Classic Films, CS Кришнакумар, И.А. Икбал
  86. ^ [1] Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  87. ^ «Стойкие приверженцы государства запечатлены на экране» . Индус . Ченнаи, Индия. 31 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2008 г. Проверено 6 ноября 2008 г.
  88. ^ «Нангиаркуту жив и здоров» . The New Indian Express, Кочи, 20 января 2007 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. Проверено 11 января 2008 г.
  89. ^ «Почитание ритуального искусства» . The Hindu, 11 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 г. Проверено 11 января 2008 г.
  90. ^ "ദുബായില്‍ പാരമ്പര്യകലകള്‍ നിറഞ്ഞാടി - Gulf - Mathrubhumi NRI"«Традиционное искусство, полное искусства в Дубае – Залив – Матрубхуми NRI» . Mathrubhumi.com. 29 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. . Проверено 30 сентября 2013 г.
  91. ^ Рази Рахман. «Признание Кутияттама, санскритской театральной формы Кералы, как замечательного примера устного, менее известного искусства, находящегося в центре внимания всего мира, возложило на граждан мира ответственность за защиту и продвижение этого искусства» . Калакералам.com. Архивировано из оригинала 18 апреля 2007 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  92. ^ «Драгоценные камни из праха» . Индус . Ченнаи, Индия. 19 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 г. Проверено 11 января 2008 г.
  93. ^ «Фильмы о светилах» . Индус . Ченнаи, Индия. 31 января 2009 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. Проверено 17 июля 2011 г.
  94. ^ «Культура на выставке» . Индус . Нью-Дели, Индия. 11 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
  95. ^ «Фестиваль СПИК-МАКАЙ» . Индийский экспресс . 10 августа 1998 года. Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 11 января 2008 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e8345523b43da50e4675c3f6f4721d0__1714960080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/d0/2e8345523b43da50e4675c3f6f4721d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mani Madhava Chakyar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)