Индийская классическая драма
Термин «индийская классическая драма» относится к традиции драматической литературы и представлений в древней Индии . Корни драмы на Индийском субконтиненте можно проследить до Ригведы (1200-1500 гг. до н.э.), которая содержит ряд гимнов в форме диалогов или даже сцен, а также гимнов, в которых используются другие литературные формы, такие как как сказки о животных [1] Однако свой классический этап индийская драматургия начинает в классический период с сочинения « Натьяшастры» ( букв. «Наука драмы» ). [2] Индийская классическая драматургия считается высшим достижением санскритской литературы . [3]
Буддийский Бхасой драматург, поэт и философ Ашвагхоша , написавший « Буддачариту» , считается одним из первых санскритских драматургов наряду с , который, вероятно, жил во 2 веке до нашей эры, и известен тем, что написал две из единственных сохранившихся трагедий в Санскритская драма.
Несмотря на свое название, в классической санскритской драме используются как санскрит , так и пракрит, что придает ей двуязычный характер. [4] В санскритской драме использовались стандартные персонажи , такие как герой ( наяка ), героиня ( найика ) или клоун ( видусака ). Актеры могут специализироваться на определенном типе. Махабхашья Патанджали содержит самое раннее упоминание о том, что , возможно, было зародышем санскритской драмы. [5] Этот трактат по грамматике дает возможную дату возникновения театра в Индии . [5]
Калидаса, живший в IV-V веках нашей эры, возможно, был одним из древней Индии величайших санскритских драматургов . Три знаменитые романтические пьесы, написанные Калидасом, — это « Малавикагнимитрам» ( «Малавика и Агнимитра» ), «Викраморвашиям» ( «Относящийся к Викраме и Урваши» ) и «Абхиджнянашакунталам» ( «Признание Шакунталы» ). Последний был вдохновлен историей из Махабхараты и является самым известным. Это был первый перевод на английский и немецкий языки . Сакунтала (в английском переводе) оказала влияние на Гете « Фауста» (1808–1832). [3] Следующим великим индийским драматургом был Бхавабхути (ок. 7 века н.э.). Говорят, что он написал следующие три пьесы: «Малати-Мадхава» , «Махавирачарита» и «Уттарарамачарита» . Среди этих трех последние два охватывают весь эпос Рамаяны . Могущественному индийскому императору Харше (606–648) приписывают написание трёх пьес: комедии «Ратнавали» , «Приядаршика» и буддийской драмы «Нагананда» . Другие известные санскритские драматурги включают Шудраку , Бхасу и Ашвагхошу . Хотя многочисленные пьесы этих драматургов до сих пор доступны, о самих авторах мало что известно.
Начало
[ редактировать ]Корни индийской драмы восходят к Ригведе, которая содержит ряд диалогов, действий и сцен, а также литературных приемов, таких как басни о животных и загадки. Во многих ведических ритуалах неизменно используются такие музыкальные инструменты, как флейта и лира. [1] [2] У Шатапатхи Брахмана (~ 800–700 гг. До н. э.) есть стихи в главе 13.2, написанные в форме игры между двумя актерами. [6] Ранняя буддийская литература представляет собой самые ранние свидетельства существования индийского театра. Палийские сутты (датированные с V по III века до н.э.) относятся к существованию трупп актеров (во главе с главным актером), которые разыгрывали драмы на сцене. Указывается, что эти драмы включали танец, но были указаны как отдельная форма представления наряду с танцами, пением и декламацией рассказов. [7] [примечание 1]
Терракотовая маска, которая, вероятно, использовалась в театральных представлениях, была раскопана в Чиранде, штат Бихар. Стратиографический анализ датирует находку III или IV веком до нашей эры, что позволяет предположить, что театр в Индии в это время был довольно развит. Он достаточно широкий, чтобы его можно было удобно носить на носу, и актер может легко видеть через перфорированный нос. Бхаратамуни упоминает Пратиширшу в своей Натьяшастре, и эти маски, вероятно, представляли собой маски с полной головой, диадемами и соответствующими прическами. [9] [10]
Некоторые из самых ранних сохранившихся фрагментов санскритской драмы датируются примерно 200 годом до нашей эры. [11] [12] « Махабхашья» содержит Патанджали самое раннее упоминание о том, что, возможно, было зародышем классической санскритской драмы. [5] Этот трактат по грамматике II века до н.э. дает возможную дату возникновения театра в Индии . [5]
Со времен Александра Македонского Индийский субконтинент вступил в непосредственный контакт с греческой культурой . Это привело к научным дебатам о том, какое влияние оказала древнегреческая драма на развитие индийского театра. [13]
Теория
[ редактировать ]Натья Шастра
[ редактировать ]Основным источником свидетельств существования санскритского театра является «Трактат о театре» ( Натьяшастра ), сборник, дата составления которого неизвестна (по оценкам, от 200 г. до н.э. до 200 г. н.э.) и чье авторство приписывается Бхарате Муни . « Трактат» — наиболее полное произведение драматургии древнего мира. [ по мнению кого? ] . В нем рассматриваются актерское мастерство , танец , музыка , драматическое построение , архитектура, костюмы , грим , реквизит , организация трупп, публика, конкурсы, а также предлагается мифологическое объяснение происхождения театра. [5] При этом он дает представление о природе реальных театральных практик. Санскритский театр исполнялся на священной земле священниками, которые были обучены необходимым навыкам (танцу, музыке и декламации) в результате наследственного процесса. Его цель заключалась как в обучении, так и в развлечении.
Под покровительством королевских дворов исполнители принадлежали профессиональным труппам, которыми руководил постановщик ( сутрадхара ), который, возможно, также выступал. [14] Эту задачу считали аналогичной задаче кукольника — буквальное значение слова « сутрадхара » — «держатель веревочек или нитей». [5] Исполнители прошли тщательную подготовку вокальной и физической технике. [15] Никаких запретов в отношении исполнительниц не было; компании были полностью мужскими, полностью женскими и смешанного пола. Однако некоторые чувства считались неприемлемыми для проявления мужчинами и считались более подходящими для женщин. Некоторые исполнители играли персонажей своего возраста, а другие играли персонажей моложе или старше себя. Из всех элементов театра в «Трактате» больше всего внимания уделяется актерскому мастерству ( абхиная ), которое состоит из двух стилей: реалистического ( локадхарми ) и традиционного ( натьядхарми ), хотя основное внимание уделяется последнему. [16]
Пьесы
[ редактировать ]Мрикчакатика ( Маленькая глиняная тележка )
[ редактировать ]Эта пьеса, одна из самых ранних известных санскритских пьес, была написана Шудракой во II веке до нашей эры. Пикантный сюжет пьесы, изобилующий романтикой, сексом, королевскими интригами и комедией, имеет множество неожиданных поворотов. Основная история рассказывает о молодом человеке по имени Чарудатта и его любви к Васантасене, богатой куртизанке или нагарвадху . Роман осложняется царским придворным, которого тоже привлекает Васантасена. Сюжет еще больше усложняется ворами и ошибочными личностями, что делает пьесу очень веселой и занимательной. Она вызвала всеобщее восхищение, когда была поставлена в Нью-Йорке в 1924 году. В 1984 году по пьесе был снят на хинди фильм «Утсав » режиссера Гириша Карнада . Индийская пьеса, изображенная в фильме 2001 года « Мулен Руж!» возможно, был основан на «Маленькой глиняной тележке» .
Бхаса
[ редактировать ]Пьесы, написанные Бхасой, были известны историкам только по отзывам более поздних писателей, поскольку сами рукописи были утеряны. Рукописи 13 написанных им пьес были обнаружены в старой библиотеке в Тируванантапураме (Тривандрам) в 1913 году учёным Ганапати Шастри . Позже была обнаружена 14-я пьеса, приписываемая Бхасе, но ее авторство оспаривается.
Самые известные пьесы Бхасы — «Свапнавасавадаттам» («Свапнавасадатта») («Сон Васавадатты»), «Панчаратра» и «Пратиджна Яугандхараяанам » («Обеты Яугандхараяны»). Некоторые другие пьесы - Пратиманатака, Абхишеканатака, Балачарита, Дутавакья, Карнабхара, Дутагхатоткача, Чарудатта, Мадхьямавьяйога и Урубханга .
«Карнабхарам» подвергают ее множеству экспериментов — это пьеса, получившая признание критиков, и современные театральные коллективы Индии .
Бхаса считается одним из лучших санскритских драматургов, уступая только Калидасе . Он старше Калидасы и датируется III или IV веком нашей эры. [17] [18] [19] [20]
Калидаса
[ редактировать ]Калидаса (4-5 века н.э.) [21] [22] ), несомненно, величайший поэт и драматург на санскрите и занимает в санскритской литературе такое же положение, какое Шекспир занимает в английской литературе . Он занимается прежде всего известными индуистскими легендами и темами; три известные пьесы Калидаса - это «Викраморвашиям» («Викрама и Урваши»), «Малавикагнимитрам» («Малавика и Агнимитра») и пьеса, которой он наиболее известен: «Абхиджнянашакунталам » («Признание Шакунталы»). Последняя пьеса считается величайшей пьесой на санскрите. Более чем тысячелетие спустя это произвело такое сильное впечатление на знаменитого немецкого писателя Гете , что он написал:
Хочешь ли ты, чтобы цветы молодого года и плоды его упадка
И все, чем душу очаровывают, восхищают, пируют, кормят,
Хочешь ли ты объединить землю и небо в одно имя?
Я называю тебя, о Сакунтала! и все сразу сказано.- перевод Эдварда Бэкхауса Иствика [23]
Калидаса также написал две большие эпические поэмы, «Рагхувамша » («Генеалогия Рагху») и «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»), а также два меньших эпоса, «Ритусамхара» («Пури времен года») и «Мегхадута Посланник облаков » («Облачный вестник») , еще один « ». идеальная» работа.
Для творчества Калидаса характерно использование простого, но красивого санскрита, а также широкое использование сравнений . За свои сравнения он получил поговорку: « Упама Калидасасья» («Калидаса владеет сравнением»).Полная шлока гласит: «Упама Калидасья, Бхаравер артха гауравам | Дандинах падалитйам, Магхе шанти трайогунах ||»
Мудраракшаса
[ редактировать ]Среди санскритских пьес историческая пьеса «Мудраракшаса» Вишакхадатты уникальна , поскольку содержит политическую интригу, полна жизни, действия и устойчивого интереса. Период создания композиции - до 800 г. н. э. В пьесе Чандрагупта Маурья правит из Паталипутры, свергнув последнего из царей Нанды. Ракшаса, министр Нанды, пытается отомстить за своего покойного хозяина. Чанакье , министру Чандрагупты, удается склонить Ракшаса на сторону своего хозяина. [24]
Другие крупные пьесы и драматурги
[ редактировать ]Среди других великих пьес - «Ратнавали» , «Нагананда» и «Приядаршика» Шри Харши (7 век н.э.), Махендра Викрам Варман Маттавиласа Прахасана » Шакти Бхадры , «Ашчарьякуудамани Кулашекхары , «Субхадра Дхананджая» и «Тапатисамварана» , « Кальяна Саугандхика » Нилаканты и «Шри Кришна Чарита» .
Бхавабхути (8 век) — один из величайших драматургов после Калидаса. [25] Среди других крупных санскритских драматургов — Вишакхадатта , Бхатта Нараяна , Мурари, Раджасекхара , Кшемишвара, Дамодарамишра и Кришнамишра. [26]
Спектакли
[ редактировать ]Санскритские пьесы были очень популярны и ставились в древние времена по всей Индии. Сейчас единственный сохранившийся древний санскритский драматический театр — Кудияттам , который сохранился в Керале общиной Чакьяр . Считается, что этой форме санскритской драмы существует не менее 2000 лет, и она является одной из старейших живых театральных традиций в мире. Все основные санскритские пьесы, такие как Бхаса, Шри Харша, Шакти Бхадра и т. д., исполняются в Кудияттаме. Гуру Натьячарья Видушакаратнам Падма Шри Мани Мадхава Чакьяр Калидасы поставил и поставил такие пьесы, как «Абхиджнянашакунтала» , «Викраморвашия» и «Малавикагнимитра» ; Бхасы Свапнавасадатта и Панчаратра впервые в истории Кудияттама. Он популяризировал Кудияттам и обновил единственный сохранившийся в Индии санскритский драматический театр.
Одна из гипотез (пока без единого мнения) о происхождении «Тривандрумских пьес» Бхасы состоит в том, что эти 13 пьес были адаптированы из их первоначальных источников и привезены в Кералу для хореографии в традиции Кудияттам.
Современные санскритские пьесы
[ редактировать ]Манмохан Ачарья , современный санскритский драматург, написал множество пьес и танцевальных драм. Некоторые заслуживающие упоминания пьесы: «Арджуна-пратиджна», «Шрита-камалам», «Пада-паллавам», «Дивья-джаядевам», «Пингала», «Мритьюх», «Стхитапраджня», «Тантра-махасактих», «Пурва-сакунталам», «Уттара-сакунталам» и «Раванах» . [27]
Видьядхар Шастри написал три санскритские пьесы, а именно. Пурнанандам , Калидайньям и Дурбала Балам .
Прафулла Кумар Мишра написал пьесы «Читрангада» и «Каруна» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно более поздним буддийским текстам, король Бимбисара (современник Гаутамы Будды ) разыграл драму для другого короля. Это могло произойти уже в V веке до нашей эры, но это событие описано только в гораздо более поздних текстах, начиная с III-IV веков нашей эры. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стоунман, Ричард (05 февраля 2019 г.). Греческий опыт Индии . Издательство Принстонского университета . п. 413. ИСБН 978-0-691-15403-9 .
- ^ Jump up to: а б Варадпанде, МЛ; Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-221-5 .
- ^ Jump up to: а б Брэндон (1981, xvii).
- ^ Рэйчел Ван М. Баумер; Джеймс Р. Брэндон (1993). Санскритская драма в исполнении . Мотилал Банарсидасс. стр. 25–. ISBN 978-81-208-0772-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ричмонд (1998, 517).
- ^ ML Varadpande (1990), История индийского театра, Том 1, Абхинав, ISBN 978-8170172789 , стр. 48.
- ^ Рэйчел Ван М. Баумер и Джеймс Р. Брэндон (редактор), Санскритская драма в представлении (University of Hawaii Press, 1981), стр.11
- ^ Санскритская драма в исполнении , стр.11
- ^ Варадпанде, МЛ (1981). Древнеиндийский и индо-греческий театр . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-147-8 .
- ^ Клаус, Питер; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет (28 октября 2020 г.). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 978-1-000-10122-5 .
- ^ Роберт Бартон, Энни МакГрегор (3 января 2014 г.). Театр в вашей жизни . CengageBrain. п. 218. ИСБН 9781285463483 .
- ^ Брэндон (1981, xvii) и Ричмонд (1998, 516–517).
- ^ Артур Берридейл Кейт, Санскритская драма в ее происхождении, развитии, теории и практике (Motilal Banarsidass Publishers, 1992), стр.57-68
- ^ Брэндон (1981, xvii) и Ричмонд (1998, 517).
- ^ Ричмонд (1998, 518).
- ^ Ричмонд (1998, 518). Буквальное значение слова «абхиная» — «продвигаться вперед».
- ^ Роберт Э. Гудвин (1998), Игровой мир санскритской драмы , Введение, стр. XVIII
- ^ Мориц Винтерниц, История индийской литературы , стр.204-205.
- ^ Кейт, Артур Берридейл (1992). Санскритская драма в ее происхождении, развитии, теории и практике . ISBN 9788120809772 .
- ^ Кребер, Альфред Луи (1969). «Конфигурации роста культуры» .
- ^ Калидаса и Британская энциклопедия
- ^ Шелдон Поллок (редактор, 2003) Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии , стр.79
- ^ Пратап, Алка (2 февраля 2016 г.). «Влияние индуизма на индийскую поэзию» . ХаффПост .
- ^ Макдонелл А.А. История санскритских пьес (1913, стр. 365).
- ^ Гауринатх Бхаттачарья Шастри (1987). Краткая история классической санскритской литературы, с. 109. Мотилал Банарсидасс.
- ^ Гауринатх Бхаттачарья Шастри (1987). Краткая история классической санскритской литературы, стр. 111–119. Мотилал Банарсидасс Publ.
- ^ «Отчет - 17-й фестиваль премии Гуру Келучарана Мохапатры - Лалита Венкат» .
- ^ видео на YouTube
Источники
[ редактировать ]- Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN 0-521-43437-8 .
- Брэндон, Джеймс Р. 1981. Введение. У Баумера и Брэндона (1981, xvii-xx).
- ---, изд. 1997. Кембриджский путеводитель по азиатскому театру. 2-й, изм. ред. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN 978-0-521-58822-5 .
- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Баумер, Рэйчел Ван М. и Джеймс Р. Брэндон, ред. 1981. Санскритский театр в спектакле. Дели: Мотилал Банарсидасс, 1993. ISBN 978-81-208-0772-3 .
- Артур Энтони Макдонелл (1900). . История санскритской литературы . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
- Ричмонд, Фарли. 1998. «Индия». В Банхеме (1998, 516–525).
- Ричмонд, Фарли П., Дариус Л. Суонн и Филип Б. Заррилли, ред. 1993. Индийский театр: традиции исполнения. Университет Гавайев П. ISBN 978-0-8248-1322-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилсон, Гораций Хейман (1827). Выберите образцы театра индусов . В. Холкрофт в The Asiatic Press, Калькутта.
- Дханамджая (1912). Дашарупа, или Трактат о десяти формах драмы - Трактат об индуистской драматургии . Перевод Джорджа К.О. Хааса. Колумбийский университет.
- Нандикешвара (1917). Зеркало жеста – бытие Абхиная Дарпаны Нандикешвары . Перевод Ананды Кентиша Кумарасвами ; Гопала Кришнайя Дуггирала. Издательство Гарвардского университета.
- Шайлер-младший, Монтгомери (1965). Библиография санскритской драмы с вступительным очерком драматической литературы Индии . AMS Press Inc., Нью-Йорк.
- Баумер, Рэйчел Ван М.; Джеймс Р. Брэндон (1993). «Санскритская пьеса в исполнении Шанты Ганди» . Санскритская драма в исполнении . Том. 2. Мотилал Банарсидасс. стр. 110–140. ISBN 81-208-0772-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с индийской классической драмой , в Wikisource