Jump to content

Индийская классическая драма

(Перенаправлено из санскритской драмы )
Спектакль классической пьесы « Шакунтхала » с классической танцовщицей Нирупамой Раджендрой (в центре) в роли главного героя пьесы.

Термин «индийская классическая драма» относится к традиции драматической литературы и представлений в древней Индии . Корни драмы на Индийском субконтиненте можно проследить до Ригведы (1200-1500 гг. до н.э.), которая содержит ряд гимнов в форме диалогов или даже сцен, а также гимнов, в которых используются другие литературные формы, такие как как сказки о животных [1] Однако свой классический этап индийская драматургия начинает в классический период с сочинения « Натьяшастры» ( букв. «Наука драмы» ). [2] Индийская классическая драматургия считается высшим достижением санскритской литературы . [3]

Буддийский Бхасой драматург, поэт и философ Ашвагхоша , написавший « Буддачариту» , считается одним из первых санскритских драматургов наряду с , который, вероятно, жил во 2 веке до нашей эры, и известен тем, что написал две из единственных сохранившихся трагедий в Санскритская драма.

Несмотря на свое название, в классической санскритской драме используются как санскрит , так и пракрит, что придает ей двуязычный характер. [4] В санскритской драме использовались стандартные персонажи , такие как герой ( наяка ), героиня ( найика ) или клоун ( видусака ). Актеры могут специализироваться на определенном типе. Махабхашья Патанджали содержит самое раннее упоминание о том, что , возможно, было зародышем санскритской драмы. [5] Этот трактат по грамматике дает возможную дату возникновения театра в Индии . [5]

Калидаса, живший в IV-V веках нашей эры, возможно, был одним из древней Индии величайших санскритских драматургов . Три знаменитые романтические пьесы, написанные Калидасом, — это « Малавикагнимитрам» ( «Малавика и Агнимитра» ), «Викраморвашиям» ( «Относящийся к Викраме и Урваши» ) и «Абхиджнянашакунталам» ( «Признание Шакунталы» ). Последний был вдохновлен историей из Махабхараты и является самым известным. Это был первый перевод на английский и немецкий языки . Сакунтала (в английском переводе) оказала влияние на Гете « Фауста» (1808–1832). [3] Следующим великим индийским драматургом был Бхавабхути (ок. 7 века н.э.). Говорят, что он написал следующие три пьесы: «Малати-Мадхава» , «Махавирачарита» и «Уттарарамачарита» . Среди этих трех последние два охватывают весь эпос Рамаяны . Могущественному индийскому императору Харше (606–648) приписывают написание трёх пьес: комедии «Ратнавали» , «Приядаршика» и буддийской драмы «Нагананда» . Другие известные санскритские драматурги включают Шудраку , Бхасу и Ашвагхошу . Хотя многочисленные пьесы этих драматургов до сих пор доступны, о самих авторах мало что известно.

Корни индийской драмы восходят к Ригведе, которая содержит ряд диалогов, действий и сцен, а также литературных приемов, таких как басни о животных и загадки. Во многих ведических ритуалах неизменно используются такие музыкальные инструменты, как флейта и лира. [1] [2] У Шатапатхи Брахмана (~ 800–700 гг. До н. э.) есть стихи в главе 13.2, написанные в форме игры между двумя актерами. [6] Ранняя буддийская литература представляет собой самые ранние свидетельства существования индийского театра. Палийские сутты (датированные с V по III века до н.э.) относятся к существованию трупп актеров (во главе с главным актером), которые разыгрывали драмы на сцене. Указывается, что эти драмы включали танец, но были указаны как отдельная форма представления наряду с танцами, пением и декламацией рассказов. [7] [примечание 1]

Терракотовая маска, которая, вероятно, использовалась в театральных представлениях, была раскопана в Чиранде, штат Бихар. Стратиографический анализ датирует находку III или IV веком до нашей эры, что позволяет предположить, что театр в Индии в это время был довольно развит. Он достаточно широкий, чтобы его можно было удобно носить на носу, и актер может легко видеть через перфорированный нос. Бхаратамуни упоминает Пратиширшу в своей Натьяшастре, и эти маски, вероятно, представляли собой маски с полной головой, диадемами и соответствующими прическами. [9] [10]

Некоторые из самых ранних сохранившихся фрагментов санскритской драмы датируются примерно 200 годом до нашей эры. [11] [12] « Махабхашья» содержит Патанджали самое раннее упоминание о том, что, возможно, было зародышем классической санскритской драмы. [5] Этот трактат по грамматике II века до н.э. дает возможную дату возникновения театра в Индии . [5]

Со времен Александра Македонского Индийский субконтинент вступил в непосредственный контакт с греческой культурой . Это привело к научным дебатам о том, какое влияние оказала древнегреческая драма на развитие индийского театра. [13]

Натья Шастра

[ редактировать ]

Основным источником свидетельств существования санскритского театра является «Трактат о театре» ( Натьяшастра ), сборник, дата составления которого неизвестна (по оценкам, от 200 г. до н.э. до 200 г. н.э.) и чье авторство приписывается Бхарате Муни . « Трактат» — наиболее полное произведение драматургии древнего мира. [ по мнению кого? ] . В нем рассматриваются актерское мастерство , танец , музыка , драматическое построение , архитектура, костюмы , грим , реквизит , организация трупп, публика, конкурсы, а также предлагается мифологическое объяснение происхождения театра. [5] При этом он дает представление о природе реальных театральных практик. Санскритский театр исполнялся на священной земле священниками, которые были обучены необходимым навыкам (танцу, музыке и декламации) в результате наследственного процесса. Его цель заключалась как в обучении, так и в развлечении.

Под покровительством королевских дворов исполнители принадлежали профессиональным труппам, которыми руководил постановщик ( сутрадхара ), который, возможно, также выступал. [14] Эту задачу считали аналогичной задаче кукольника буквальное значение слова « сутрадхара » — «держатель веревочек или нитей». [5] Исполнители прошли тщательную подготовку вокальной и физической технике. [15] Никаких запретов в отношении исполнительниц не было; компании были полностью мужскими, полностью женскими и смешанного пола. Однако некоторые чувства считались неприемлемыми для проявления мужчинами и считались более подходящими для женщин. Некоторые исполнители играли персонажей своего возраста, а другие играли персонажей моложе или старше себя. Из всех элементов театра в «Трактате» больше всего внимания уделяется актерскому мастерству ( абхиная ), которое состоит из двух стилей: реалистического ( локадхарми ) и традиционного ( натьядхарми ), хотя основное внимание уделяется последнему. [16]

Мрикчакатика ( Маленькая глиняная тележка )

[ редактировать ]

Эта пьеса, одна из самых ранних известных санскритских пьес, была написана Шудракой во II веке до нашей эры. Пикантный сюжет пьесы, изобилующий романтикой, сексом, королевскими интригами и комедией, имеет множество неожиданных поворотов. Основная история рассказывает о молодом человеке по имени Чарудатта и его любви к Васантасене, богатой куртизанке или нагарвадху . Роман осложняется царским придворным, которого тоже привлекает Васантасена. Сюжет еще больше усложняется ворами и ошибочными личностями, что делает пьесу очень веселой и занимательной. Она вызвала всеобщее восхищение, когда была поставлена ​​в Нью-Йорке в 1924 году. В 1984 году по пьесе был снят на хинди фильм «Утсав » режиссера Гириша Карнада . Индийская пьеса, изображенная в фильме 2001 года « Мулен Руж!» возможно, был основан на «Маленькой глиняной тележке» .

Пьесы, написанные Бхасой, были известны историкам только по отзывам более поздних писателей, поскольку сами рукописи были утеряны. Рукописи 13 написанных им пьес были обнаружены в старой библиотеке в Тируванантапураме (Тривандрам) в 1913 году учёным Ганапати Шастри . Позже была обнаружена 14-я пьеса, приписываемая Бхасе, но ее авторство оспаривается.

Самые известные пьесы Бхасы — «Свапнавасавадаттам» («Свапнавасадатта») («Сон Васавадатты»), «Панчаратра» и «Пратиджна Яугандхараяанам » («Обеты Яугандхараяны»). Некоторые другие пьесы - Пратиманатака, Абхишеканатака, Балачарита, Дутавакья, Карнабхара, Дутагхатоткача, Чарудатта, Мадхьямавьяйога и Урубханга .

«Карнабхарам» подвергают ее множеству экспериментов — это пьеса, получившая признание критиков, и современные театральные коллективы Индии .

Бхаса считается одним из лучших санскритских драматургов, уступая только Калидасе . Он старше Калидасы и датируется III или IV веком нашей эры. [17] [18] [19] [20]

Калидаса

[ редактировать ]

Калидаса (4-5 века н.э.) [21] [22] ), несомненно, величайший поэт и драматург на санскрите и занимает в санскритской литературе такое же положение, какое Шекспир занимает в английской литературе . Он занимается прежде всего известными индуистскими легендами и темами; три известные пьесы Калидаса - это «Викраморвашиям» («Викрама и Урваши»), «Малавикагнимитрам» («Малавика и Агнимитра») и пьеса, которой он наиболее известен: «Абхиджнянашакунталам » («Признание Шакунталы»). Последняя пьеса считается величайшей пьесой на санскрите. Более чем тысячелетие спустя это произвело такое сильное впечатление на знаменитого немецкого писателя Гете , что он написал:

Хочешь ли ты, чтобы цветы молодого года и плоды его упадка
И все, чем душу очаровывают, восхищают, пируют, кормят,
Хочешь ли ты объединить землю и небо в одно имя?
Я называю тебя, о Сакунтала! и все сразу сказано.

Калидаса также написал две большие эпические поэмы, «Рагхувамша » («Генеалогия Рагху») и «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»), а также два меньших эпоса, «Ритусамхара» («Пури времен года») и «Мегхадута Посланник облаков » («Облачный вестник») , еще один « ». идеальная» работа.

Для творчества Калидаса характерно использование простого, но красивого санскрита, а также широкое использование сравнений . За свои сравнения он получил поговорку: « Упама Калидасасья» («Калидаса владеет сравнением»).Полная шлока гласит: «Упама Калидасья, Бхаравер артха гауравам | Дандинах падалитйам, Магхе шанти трайогунах ||»

Мудраракшаса

[ редактировать ]

Среди санскритских пьес историческая пьеса «Мудраракшаса» Вишакхадатты уникальна , поскольку содержит политическую интригу, полна жизни, действия и устойчивого интереса. Период создания композиции - до 800 г. н. э. В пьесе Чандрагупта Маурья правит из Паталипутры, свергнув последнего из царей Нанды. Ракшаса, министр Нанды, пытается отомстить за своего покойного хозяина. Чанакье , министру Чандрагупты, удается склонить Ракшаса на сторону своего хозяина. [24]

Другие крупные пьесы и драматурги

[ редактировать ]

Среди других великих пьес - «Ратнавали» , «Нагананда» и «Приядаршика» Шри Харши (7 век н.э.), Махендра Викрам Варман Маттавиласа Прахасана » Шакти Бхадры , «Ашчарьякуудамани Кулашекхары , «Субхадра Дхананджая» и «Тапатисамварана» , « Кальяна Саугандхика » Нилаканты и «Шри Кришна Чарита» .

Бхавабхути (8 век) — один из величайших драматургов после Калидаса. [25] Среди других крупных санскритских драматургов — Вишакхадатта , Бхатта Нараяна , Мурари, Раджасекхара , Кшемишвара, Дамодарамишра и Кришнамишра. [26]

Царь Удаяна в Бхасы « Свапнавасавадаттам Кудияттам» — единственном сохранившемся древнем санскритском театре. (Художник: Мани Дамодара Чакьяр )

Спектакли

[ редактировать ]

Санскритские пьесы были очень популярны и ставились в древние времена по всей Индии. Сейчас единственный сохранившийся древний санскритский драматический театр — Кудияттам , который сохранился в Керале общиной Чакьяр . Считается, что этой форме санскритской драмы существует не менее 2000 лет, и она является одной из старейших живых театральных традиций в мире. Все основные санскритские пьесы, такие как Бхаса, Шри Харша, Шакти Бхадра и т. д., исполняются в Кудияттаме. Гуру Натьячарья Видушакаратнам Падма Шри Мани Мадхава Чакьяр Калидасы поставил и поставил такие пьесы, как «Абхиджнянашакунтала» , «Викраморвашия» и «Малавикагнимитра» ; Бхасы Свапнавасадатта и Панчаратра впервые в истории Кудияттама. Он популяризировал Кудияттам и обновил единственный сохранившийся в Индии санскритский драматический театр.

Одна из гипотез (пока без единого мнения) о происхождении «Тривандрумских пьес» Бхасы состоит в том, что эти 13 пьес были адаптированы из их первоначальных источников и привезены в Кералу для хореографии в традиции Кудияттам.

Современные санскритские пьесы

[ редактировать ]

Манмохан Ачарья , современный санскритский драматург, написал множество пьес и танцевальных драм. Некоторые заслуживающие упоминания пьесы: «Арджуна-пратиджна», «Шрита-камалам», «Пада-паллавам», «Дивья-джаядевам», «Пингала», «Мритьюх», «Стхитапраджня», «Тантра-махасактих», «Пурва-сакунталам», «Уттара-сакунталам» и «Раванах» . [27]

Знаменитая индийская танцевальная драма «Тантрам». [28] Срджан, сценарий Ваникави

Видьядхар Шастри написал три санскритские пьесы, а именно. Пурнанандам , Калидайньям и Дурбала Балам .

Прафулла Кумар Мишра написал пьесы «Читрангада» и «Каруна» .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Согласно более поздним буддийским текстам, король Бимбисара (современник Гаутамы Будды ) разыграл драму для другого короля. Это могло произойти уже в V веке до нашей эры, но это событие описано только в гораздо более поздних текстах, начиная с III-IV веков нашей эры. [8]
  1. ^ Jump up to: а б Стоунман, Ричард (05 февраля 2019 г.). Греческий опыт Индии . Издательство Принстонского университета . п. 413. ИСБН  978-0-691-15403-9 .
  2. ^ Jump up to: а б Варадпанде, МЛ; Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. ISBN  978-81-7017-221-5 .
  3. ^ Jump up to: а б Брэндон (1981, xvii).
  4. ^ Рэйчел Ван М. Баумер; Джеймс Р. Брэндон (1993). Санскритская драма в исполнении . Мотилал Банарсидасс. стр. 25–. ISBN  978-81-208-0772-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Ричмонд (1998, 517).
  6. ^ ML Varadpande (1990), История индийского театра, Том 1, Абхинав, ISBN   978-8170172789 , стр. 48.
  7. ^ Рэйчел Ван М. Баумер и Джеймс Р. Брэндон (редактор), Санскритская драма в представлении (University of Hawaii Press, 1981), стр.11
  8. ^ Санскритская драма в исполнении , стр.11
  9. ^ Варадпанде, МЛ (1981). Древнеиндийский и индо-греческий театр . Публикации Абхинава. ISBN  978-81-7017-147-8 .
  10. ^ Клаус, Питер; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет (28 октября 2020 г.). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. ISBN  978-1-000-10122-5 .
  11. ^ Роберт Бартон, Энни МакГрегор (3 января 2014 г.). Театр в вашей жизни . CengageBrain. п. 218. ИСБН  9781285463483 .
  12. ^ Брэндон (1981, xvii) и Ричмонд (1998, 516–517).
  13. ^ Артур Берридейл Кейт, Санскритская драма в ее происхождении, развитии, теории и практике (Motilal Banarsidass Publishers, 1992), стр.57-68
  14. ^ Брэндон (1981, xvii) и Ричмонд (1998, 517).
  15. ^ Ричмонд (1998, 518).
  16. ^ Ричмонд (1998, 518). Буквальное значение слова «абхиная» — «продвигаться вперед».
  17. ^ Роберт Э. Гудвин (1998), Игровой мир санскритской драмы , Введение, стр. XVIII
  18. ^ Мориц Винтерниц, История индийской литературы , стр.204-205.
  19. ^ Кейт, Артур Берридейл (1992). Санскритская драма в ее происхождении, развитии, теории и практике . ISBN  9788120809772 .
  20. ^ Кребер, Альфред Луи (1969). «Конфигурации роста культуры» .
  21. ^ Калидаса и Британская энциклопедия
  22. ^ Шелдон Поллок (редактор, 2003) Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии , стр.79
  23. ^ Пратап, Алка (2 февраля 2016 г.). «Влияние индуизма на индийскую поэзию» . ХаффПост .
  24. ^ Макдонелл А.А. История санскритских пьес (1913, стр. 365).
  25. ^ Гауринатх Бхаттачарья Шастри (1987). Краткая история классической санскритской литературы, с. 109. Мотилал Банарсидасс.
  26. ^ Гауринатх Бхаттачарья Шастри (1987). Краткая история классической санскритской литературы, стр. 111–119. Мотилал Банарсидасс Publ.
  27. ^ «Отчет - 17-й фестиваль премии Гуру Келучарана Мохапатры - Лалита Венкат» .
  28. ^ видео на YouTube

Источники

[ редактировать ]
  • Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN   0-521-43437-8 .
  • Брэндон, Джеймс Р. 1981. Введение. У Баумера и Брэндона (1981, xvii-xx).
  • ---, изд. 1997. Кембриджский путеводитель по азиатскому театру. 2-й, изм. ред. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN   978-0-521-58822-5 .
  • Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN   0-205-41050-2 .
  • Баумер, Рэйчел Ван М. и Джеймс Р. Брэндон, ред. 1981. Санскритский театр в спектакле. Дели: Мотилал Банарсидасс, 1993. ISBN   978-81-208-0772-3 .
  • Артур Энтони Макдонелл (1900). «Драма» . История санскритской литературы . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
  • Ричмонд, Фарли. 1998. «Индия». В Банхеме (1998, 516–525).
  • Ричмонд, Фарли П., Дариус Л. Суонн и Филип Б. Заррилли, ред. 1993. Индийский театр: традиции исполнения. Университет Гавайев П. ISBN   978-0-8248-1322-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ece6ca2f65ef1e1614fbbcc5d6898844__1718853720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/44/ece6ca2f65ef1e1614fbbcc5d6898844.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indian classical drama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)