Мадхьямавьяйога
Мадхьямавьяйога ( санскрит : मध्यमव्यायोग , латинизировано : Мадхьямавьяйога , букв. «Средний») — санскритская пьеса, приписываемая Бхасе , известному санскритскому поэту. Нет единого мнения относительно того, когда была написана пьеса, и ее датируют по-разному: от 475 г. до н.э. до 11 века н.э. Санскритский поэт Нанная , живший около 400 г. н.э., упоминал Бхасу в своих произведениях, и это предполагает, что Бхаса, возможно, жил около 350 г. н.э. [ 1 ] Однако многие ученые не согласны с этим и полагают, что Бхаса жил примерно в VII-VIII веках нашей эры, что относит создание пьесы к тому же периоду времени. [ 2 ] Мадхьяма Вьяйога фокусируется на путанице имен между средним сыном священника Кешава Даса и средним принцем Пандавов Бхимой . воссоединение Бхимы и Гхатоткачи Также происходит как отца и сына. Хотя персонажи этой сказки взяты из Махабхараты , этот конкретный случай является исключительно продуктом Бхасы . Мадхьямавьяйога подпадает под особый тип санскритской драмы, называемой Вьяйогой .
Этимология
[ редактировать ]Название пьесы происходит от двух ее главных героев и типа драматической композиции. В классической санскритской драматургии вьяйога представляла собой одноактную пьесу с героическим настроением, лишенную романтического элемента и мало женских ролей. Мадхьяма относится к среднему, а в данном случае к среднему брату. Путаница, вызванная обращением как к сыну священника Кешавы Даса, так и к принцу Пандавов Бхимасене как к мадхьяме, является центральной особенностью пьесы. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие пьесы происходит в том же лесу, в котором Пандавы проводят изгнание братья , и начинается с того, что семью брахманов, состоящую из матери, отца и трех их сыновей, преследует Гхатоткача, сын демоницы Хидимбы и второй принц Пандавов. Бхима . Гхатоткача , однако, всего лишь выполняет приказ своей матери, поскольку она попросила его найти для нее какого-нибудь человека в качестве еды. После захвата семьи браминов Гхатоткача заявляет, что освободит семью, если хотя бы один человек станет обедом Хидимбы. Совершая самоотверженные действия, каждый член семьи стремится быть захваченным Гхатоткачей, чтобы спасти остальную часть семьи. Священник (отец) заявляет, что поедет, чтобы сохранить свою семью. Мать возражает, что ее муж значит для нее все и что она выполнила свою роль матери, поэтому ей придется уйти. И первый, и второй сын утверждают, что именно они должны спасти семью. После мучительного обсуждения того, кому придется отдать свою жизнь, чтобы пощадить других членов семьи, отец признается, что первый сын - его любимый, а мать признает, что младший принадлежит ей, оставляя среднего сына на усмотрение Хидимбы. Прежде чем встретить свою судьбу, средний сын сначала просит разрешения утолить жажду у ближайшего озера.
После того, как средний сын священников на какое-то время ушел, Гхатоткача беспокоится, что время обеда его матери скоро пройдет, и требует, чтобы семья дала ему имя среднего сына, чтобы он мог позвонить ему. Первый сын дает Гхатоткаче имя Мадхьяма, что буквально означает «Средний», что, по совпадению, также является титулом Бхимы, поскольку он является средним из первых трех братьев Пандавов. В результате Бхима считает, что это его вызывают, выходит на сцену и берет ситуацию под свой контроль, говоря священнику, что он может идти и что при необходимости он займет его место в качестве еды Хидимбы.
В споре и Гхатоткача, и Бхима замечают, что другой довольно горд; Любопытно, что Бхима спрашивает, кто мать Гхатоткача, только чтобы обнаружить, что он действительно его сын. Однако Бхима не говорит этого сразу. Вместо этого они дольше борются и спорят, возможно, ради развлечения Бхимы. Наконец, Бхима побеждает Гхатоткачу и позволяет семье уйти, но в отчаянии Гхатоткача напоминает Бхиме о своем обещании, что он пойдет вместо среднего сына священника. Бхима позволяет Гхатоткаче позвонить своей матери, которая, выйдя на место происшествия, немедленно раскрывает личность Бхимы их сыну. Потрясенный и смущенный внезапным откровением, Гхатоткача раскаивается в своем невежестве. Хидимба утверждает, что ее аппетит действительно удовлетворен возвращением мужа, и обе семьи в хороших отношениях разошлись.
Адаптации
[ редактировать ]Мадхьямавьяйогу исполняла драматическая труппа Образовательного фонда Альвы. Режиссером выступил известный режиссер Дживан Рам Саллия. Образовательный фонд Альва выиграл награду государственного уровня «Ранга Торана» на Натакотсаве, проходившем в Рагхавендре (так в оригинале – это должна быть Рагхава ) Кала Мандир, Беллари. Одна и та же пьеса была поставлена в разных частях Индии (Калькутта, Курукшетра, Мадурай, Кожикоде, Варанаси и по всему штату Карнатака). [ 4 ]
Мадхьямавьяйогу также исполняли студенты 2-го курса Национальной школы драмы в Дели . Спектакль поставил Анджала Махирши, и он был показан в ноябре 2002 года. Национальная школа драмы (NSD) - ведущее театральное учебное заведение Индии, расположенное в Нью-Дели, Индия. Спектакль поставлен Сарга Калакшетра Кавалам, школа, открытая под руководством Падмабхушана Кавалама Нараяны. Паникер. Спектакль поставил его ученик Сатиш Кумар Кавалам.
Переводы на английский язык
[ редактировать ]Пьесу несколько раз переводили на английский язык. Большинство приведенных ниже текстов включают вступления и примечания на английском языке.
- Жанвье, EP (1922). Мадхьяма Вьяйога; драма, написанная поэтом Бхасой . Майсур: Wesleyan Mission Press.
- Девадхар, К. (1957). Мадхьямавьяйога; санскритская драма, одноактная пьеса, приписываемая Бхасе . Пуна: Агентство восточной книги.
- Сваруп Л. и Вулнер А. (1991). Тринадцать пьес Бхасы . Дели: Мотилал Банарсидасс.
- Хаскар, А. (1993). Разбитое бедро и другие пьесы Бхасы из Махабхараты . Нью-Дели: Penguin Books India.
- Бхаттачарджи, С. (1999). Мадхьяма-Вьяйога: санскритская одноактная пьеса, приписываемая Бхасе . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван.
- Шарма, СК (2005). Карнабхарам и Мадхьяма-вьяйога . Дели: Parimal Publications.
Исследования
[ редактировать ]- Саломон, Ричард (2010) «Как отец, как сын: поэтические стратегии в «Среднем брате» (Мадхьяма-вьяйога), приписываемые Бхасе». Индо-иранский журнал (IIJ), том 53, номер 1, стр. 1–22.
- Тикен, Герман. (информация ожидается)
- Паниккар, К. (3 сентября 2004 г.). Заметки о пьесе Бхасы «Мадхьяма Вьяйога». [ 5 ]
- Шастри, Т.Г. (1917). Мадхьямавьяйога Бхасы с комментариями Пандита Т. Ганапати Шастри . Тривандрам: Типография Шридхары.
Переводы на другие языки
[ редактировать ]- Рай, GS (1997). Средняя школа: «Ганга»-санскрит-хиндивьякхйопетам . Варанаси: Чаухамбха санскрит Самстхана. (Хинди)
- Симха, Х. (2003). Тина натака Бхасы: Карнабхара, Дутавакья аура Мадхьямавьяйога . Праяг (Аллахабад): Конференция по литературе хинди. (Хинди)
- Упадхьяй К. и Упадхьяй А.К. (2001). Натака из Бхасы: самикшатмака бхумика, мула татха хинди анувада ке сатха . Дели: Издательство Нага. (Хинди)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санскритская драма в ее происхождении, развитии, теории и практике. Артур Берридейл Кейт (Мотилал Банарсидасс: 1992), стр. 93.
- ^ Сазерленд Голдман, Салли Дж. Чудовищная женственность. Калифорнийский университет, Беркли.
- ^ Хаскар, И (2008). Разбитое бедро и другие пьесы . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0143104308 .
- ^ Daiji World, Новости Карнатаки, 18 марта 2009 г. http://www.daijiworld.com/news/news_disp.asp?n_id=57909&n_tit=Moodbidri%3A+Alva%92s+Drama+Troupe+Bags+State-level+ Ranga +Торана+Награда+
- ^ Получено из ресурсов Махабхараты: http://www.mahabharata-resources.org/nmv.html.