Jump to content

Ракшаса

(Перенаправлено с Титаника )

Ракшаса
Ракшаса , изображенный в Якшагане , художественной форме Уттара-Каннада . Художник: Кришна Хасьягар, Карки
Группировка полубог
Похожие объекты Асура
Фольклор
Другое имя (а)
  • Нри-чакшас
  • Нишачары
  • Кравяды
  • Ракшаси
  • Манушья-ракшаси
  • Асура
Страна Индия , Непал , Шри-Ланка , Мьянма , Таиланд , Лаос , Камбоджа.

Ракшаса ( санскрит : राक्षा , IAST : ракшаса , произносится [raːkʂɐsɐ] ; Пали : проблема ; горит. «хранители») [1] — раса обычно злобных существ, широко фигурирующих в индуистской мифологии . Они проживают на Земле, но обладают сверхъестественными способностями, которые обычно используют для злых действий, таких как срыв ведических жертвоприношений или поедание людей. [2] [3]

Их отличают от якш , их двоюродных братьев, которые изображаются как силы разрушения. Этот термин также используется для описания асуров , класса стремящихся к власти существ, которые противостоят доброжелательным дэвам . Они часто изображаются как антагонисты в индуистских писаниях, а также в буддизме и джайнизме . Женская форма ракшасы — ракшаси . [4]

В Пуранах

[ редактировать ]

Брахма в форме, состоящей из качеств нечистоты, породил голод, из которого родился гнев: и бог породил во тьме существ, истощенных голодом, отвратительных обликов и с длинными бородами. Эти существа поспешили к божеству. Те из них, которые восклицали: «О, сохрани нас!» их тогда называли ракшасами. [5] Эти созданные существа, охваченные голодом, попытались захватить воды. Тех из них, кто сказал: «Мы защитим эти воды», помнят как ракшасов. [6]

Описание

[ редактировать ]

Ракшасов чаще всего изображали как меняющих форму, свирепых, огромных, чудовищного вида существ с двумя клыками , торчащими из верхней части рта, и острыми, похожими на когти ногтями. Их изображали злыми, рычащими зверями и ненасытными людоедами , чующими запах человеческой плоти. Некоторые из наиболее свирепых из них были изображены с пылающими красными глазами и волосами, пьющими кровь , сложив руки в чашечки, или из человеческих черепов (аналогично изображениям вампиров в более поздней западной мифологии). Обычно они могли летать, исчезать и обладали майей (магическими способностями иллюзий), которые позволяли им изменять размер по своему желанию и принимать форму любого существа. Женский эквивалент ракшасы – ракшаси. [7]

В индуистских эпосах

[ редактировать ]

В мире Рамаяны и Махабхараты ракшасы были многочисленной расой. Существовали как добрые, так и злые ракшасы, и как воины они сражались бок о бок с армиями добра и зла. Они были могущественными воинами, опытными магами и иллюзионистами. Меняя форму, они могли принимать разные физические формы. Будучи иллюзионистами, они были способны создавать иллюзии, которые были реальны для тех, кто в них верил или кто не смог их развеять. Говорят, что некоторые из ракшасов были людоедами и радостно появлялись, когда бойня на поле битвы была самой сильной. Иногда они служили рядовыми солдатами на службе у того или иного военачальника.

Помимо обращения с безымянными рядовыми ракшасами, в эпосах рассказывается история некоторых членов этих существ, которые приобрели известность, иногда как герои, но чаще как злодеи.

Тапар предполагает, что ракшасы могли представлять собой преувеличенные, сверхъестественные изображения демонизированных лесных жителей, находившихся за пределами кастового общества. [8]

В Рамаяне

[ редактировать ]

В книгах 3–6 « Рамаяны» ракшасы являются главными антагонистами повествования. На протяжении всего эпоса главный герой Рама убивает множество ракшасов, в том числе Татаку , Маричу и Равану . [3] В эпосе ракшасы изображаются в основном как демонические существа, агрессивные и сексуальные. Они могут принимать любую форму, какую пожелают, и Равана с успехом использует ее, чтобы обмануть и похитить Ситу, жену Рамы, что и составляет остальную часть повествования. Ракшасы проживают в лесах к югу от Гангской равнины и на островной крепости Ланка , вдали от земель Косалы и дома Рамы. На Ланке, столице Раваны, ракшасы живут в сложном обществе, сравнимом с людьми Айодхьи , где некоторые ракшасы, такие как Вибхишана, являются моральными существами. [9]

Равана, царь Ланки с десятью головами, был командиром ракшасов.
Кумбхакарна

В Махабхарате

[ редактировать ]

Герой Пандавов . Бхима был врагом лесных ракшасов, которые питались людьми-путешественниками и терроризировали человеческие поселения

  • Бхима убил Хидимбу , каннибала-ракшаса. Махабхарата описывает его как жестокого каннибала с острыми длинными зубами и огромной силой. [10] Когда Хидимба увидел спящих в его лесу Пандавов, он решил их съесть. Он послал свою сестру Хидимби разведать обстановку, и молодая женщина влюбилась в красавца Бхиму, которого предупредила об опасности. Разъяренный Хидимба заявил, что готов убить не только Пандавов, но и свою сестру, но ему помешал героизм Бхимы, который победил и убил его на дуэли.
  • Гхатоткача , ракшас, сражавшийся на стороне Пандавов, был сыном Бхимы и ракшаси Хидимби, которая влюбилась в героя и предупредила его об опасности со стороны своего брата. Бхима убил злого Ракшаса Хидимбу. Имя их сына относится к его круглой лысине; гхата означает «горшок», а уткача означает «голова» на санскрите . Гхатоткача считается преданным и скромным человеком. Он и его последователи были доступны его отцу Бхиме в любое время; все, что нужно было сделать Бхиме, — это подумать о нем, и он появился бы. Как и его отец, Гхатоткача в основном сражался булавой . Его женой была Ахилавати , а сыновьями — Анджанапарвана и Мегхаварна.

В «Махабхарате» Бхима призвал Гхатоткачу сражаться на стороне Пандавов в войне на Курукшетре . Призвав свои магические силы, он нанес большой ущерб армии Кауравов. В частности, после смерти Джаядратхи , когда битва продолжалась и после заката, его силы были наиболее эффективны (ночью). Совершив множество героических поступков на поле боя и сразившись в многочисленных поединках с другими великими воинами (в том числе с Ракшасом Аламвушей, ездящим на слоне царем Бхагадаттой и Ашваттхаманом , сыном Дроны ), Гхатоткача столкнулся с человеческим героем Карной . В этот момент битвы лидер Кауравов Дурьодхана обратился к своему лучшему бойцу Карне с просьбой убить Гхатоткачу, поскольку вся армия Кауравов была близка к уничтожению из-за его непрерывных ударов с воздуха. Карна обладал божественным оружием Шакти , дарованным богом Индрой. Его можно было использовать только один раз, и Карна хранил его, чтобы использовать против своего заклятого врага Арджуны , лучшего бойца Пандавов. Не имея возможности отказать Дурьодхане, Карна использовал Шакти против Гхатоткачи, убив его. Это считается поворотным моментом войны. После его смерти советник Пандавов Кришна улыбнулся, считая, что принц Пандавов Арджуна спасен от верной смерти, поскольку Карна использовал божественное оружие Шакта . Храм в Манали , Химачал-Прадеш , чтит Гхатоткачу; он расположен недалеко от храма Хидимба Деви .

  • Бакасура был лесным ракшасом-каннибалом, который терроризировал близлежащее человеческое население, заставляя их по очереди регулярно доставлять ему еду, включая человеческие жертвы. Пандавы прибыли в этот район и поселились в местной семье брахманов . Их очередь пришла, когда им нужно было доставить товар в Бакасуру, и они спорили, кого из них следует принести в жертву. Суровый Бхима вызвался позаботиться об этом деле. Бхима пошел в лес с доставкой еды (съедая ее по дороге, чтобы рассердить Бакасуру). Он вступил в жестокую схватку с Бакасурой и сломал ему спину. Горожане были поражены и благодарны. Местные ракшасы умоляли о пощаде, которую Бхима даровал им при условии, что они откажутся от каннибализма. Ракшасы согласились и вскоре приобрели репутацию миролюбивых людей. [11]
  • Кирмира , брат Бакасуры, был каннибалом и мастером иллюзионизма. Он обитал в лесу Камьяка, питаясь людьми-путешественниками. Как и его брат до него, Кирмира также совершил ошибку, сразившись с героем Пандавов Бхимой, который убил его голыми руками. [12]
  • Джатасура был хитрым ракшасом, который, переодевшись брахманом , пытался украсть оружие Пандавов и изнасиловать Драупади , жену пяти Пандавов. Бхима прибыл вовремя, чтобы вмешаться, и убил Джатасура на дуэли. [13] Сыном Джатасура был Аламвуш, сражавшийся на стороне Кауравов при Курукшетре .

Герои-ракшасы сражались с обеих сторон в войне на Курукшетре.

  • Аламвуша был ракшасом, умевшим сражаться как с обычным оружием, так и с силами иллюзий. Согласно «Махабхарате» , он сражался на стороне Кауравов. Арджуна победил его в поединке, [14] как и сын Арджуны Абхиманью . [15] Но Аламвуша, в свою очередь, убил Иравана , сына Арджуны от нагов принцессы Улупи , когда Ракшас использовал свои силы иллюзий, чтобы принять форму Гаруды . [16] Аламвуша также потерпел поражение от Бхимы. [17] Он был убит сыном Бхимы, Ракшасом Гхатоткачей. [18]

Многие ракшасы встречаются в различных буддийских писаниях. В китайской традиции ракшасы известны как луоша ( 羅刹 / 罗刹 ). [19] В Японии они расэцу известны как .

Глава 26 Лотосовой Сутры включает диалог между Буддой и группой дочерей-ракшасов, которые клянутся поддерживать и защищать Лотосовую Сутру . Они также обучают магическим дхарани , чтобы защитить последователей, которые также поддерживают сутру. [20]

Пять ракшашей входят в свиту Махакалы . Это Кала и Кали, муж и жена, и их потомки Путра, Бхатри и Бхарья. [21]

В Ланкаватара-сутре остров Шри-Ланка упоминается как земля ракшасов. Их царь - ракшас по имени Равана, который приглашает Будду в Шри-Ланку для произнесения проповеди на этой земле. считается братом Раваны Есть и другие ракхасы с этой земли, такие как Вибисана, который в буддийской мифологии Шри-Ланки . [22]

В книге «Рожденный из лотоса: история жизни Падмасамбхавы», записанной Еше Цогьял , Падмасамбхава получает прозвище «Ракшаса» во время одного из своих гневных завоеваний с целью покорить буддийских еретиков .

Джайнизм

[ редактировать ]

Джайнские рассказы отличаются от индуистских рассказов о Ракшасе. Согласно джайнской литературе , Ракшасы представляли собой царство цивилизованных и вегетарианских людей, принадлежащих к расе Видьядхара , которые были преданными Тиртханкара . [23]

Индонезийские мусульмане рассматривают ракшасов как результат людей, чья душа заменена духом дьявола ( шаятин ). Дьяволы завидуют людям и поэтому пытаются завладеть их телом и разумом. Если им это удается, человек адаптируется к новой душе и обретает ее качества, превращая человека в ракшаса. [24]

Художественные и фольклорные изображения

[ редактировать ]
Барельеф Преа в Хане в Камбодже изображает битву на Ланке между ракшасами и обезьянами.

Художники Ангкора в Камбодже часто изображали Равану в каменных скульптурах и барельефах . « Мост Нага построенный в XII веке, » у входа в город Ангкор Том, окружен большими каменными статуями дэвов и асуров, занятых пахтаньем Молочного океана . Десятиглавый Равана изображен закрепляющим линию Асуров. [25]

Барельеф в храме Ангкор-Ват XII века изображает фигуры, пахтащие океан. Он включает в себя Равану , закрепляющего линию асуров, тянущих голову змея. Ученые предположили, что одной из фигур линии Дэвов является брат Раваны Вибхишана . Они тянут змеиный хвост, чтобы пахтать Молочный Океан. [26] Другой барельеф в Ангкор-Вате изображает 20-рукого Равану, трясущего гору Кайласа . [27]

Художники Ангкора изобразили также битву на Ланке между ракшасами под командованием Раваны и ванарами или обезьянами под командованием Рамы и Сугривы . Ангкор-Ват XII века содержит впечатляющий барельеф, изображающий битву на Ланке между ракшасами Раваны и обезьянами Рамы . Равана изображен с десятью головами и двадцатью руками, восседающим на колеснице, запряженной существами, похожими на смесь лошади, льва и птицы. Вибхишана показан стоящим позади Рамы и его брата Лакшманы и рядом с ним . Кумбхакарна , восседающий на подобной колеснице, показан сражающимся с Сугривой . [28]

Эта битва также изображена на менее изысканном барельефе в храме Преа Хана XII века .

В художественной литературе

[ редактировать ]

Ракшасы издавна были расой злодеев в Dungeons & Dragons ролевой игре . Они выглядят как гуманоиды с головами животных (обычно с головами тигра или обезьяны) с перевернутыми руками (ладони находятся там, где тыльная сторона рук у человека). Они являются мастерами некромантии, волшебства и иллюзий (которые они в основном используют, чтобы замаскироваться), и их очень трудно убить, особенно из-за их частичной невосприимчивости к магическим воздействиям. Они жадно охотятся на людей в качестве пищи и одеваются в красивую одежду. [29] Эта версия ракшасы во многом была вдохновлена ​​эпизодом из фильма «Колчак: Ночной Сталкер». [30] под названием «Ужас на высоте», который вышел в эфир 20 декабря 1974 года. [ нужна ссылка ]

Ракшаса появляется в эпизоде ​​Unicorn: Warriors Eternal «Тьма перед рассветом». Он гуманоидный тигр, похожий на изображение в D&D . Эта версия представляет собой жестокого, но доброжелательного стража джунглей, который объединяется с Мерлином в борьбе со Злом. [31]

В фильме « Война миров Z» ракшасы упоминаются в отношении зомби в Индии. [32]

На языках

[ редактировать ]

В индонезийском и малазийском вариантах малайского языка, которые имеют значительное на санскрите влияние , ракшаса теперь означает «гигант», «гигантский», «огромный и сильный»; [33] малайзийский вариант признает это слово как прямой официальный эквивалент слова «монстр». [34] тогда как в индонезийском варианте он больше используется в разговорной речи. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ www.wisdomlib.org (18 апреля 2019 г.). «Ментальное творение Бога Брахмы [Глава 8]» . www.wisdomlib.org . Проверено 16 июня 2022 г.
  2. ^ Скайс, Эдгертон; Кендалл, Алан; Сайкс, Эгертон (4 февраля 2014 г.). Кто есть кто в неклассической мифологии . Рутледж. п. 163. ИСБН  978-1-136-41437-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Родригес, Хиллари (2018). «Асуры, Дайтьи, Данавы, Ракшасы, Пишачи, Бхуты, Преты и так далее». В Кнуте, А. Якобсен; Басу, Хелен; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Интернет-энциклопедия индуизма Брилла . Брилл.
  4. ^ Кнапперт, Ян (1991). Индийская мифология: энциклопедия мифов и легенд . Водолей Пресс. п. 148. ИСБН  978-1-85538-040-0 .
  5. ^ «Вишну-пурана, книга 1: глава 8» . Библиотека мудрости. 30 августа 2014 г.
  6. ^ «Брахманда-пурана, раздел 2: глава 8» . Библиотека мудрости. 18 апреля 2019 г.
  7. ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 72 .
  8. ^ Тапар, Ромила (2002). Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры . Беркли, Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 55–56. ISBN  0-520-23899-0 .
  9. ^ Поллок, Шелдон И. (1991). «Ракшасы и другие». В Goldman, Роберт П. (ред.). Рамаяна Валмики: Эпос Древней Индии, Том III: Араньяканда . Издательство Принстонского университета. стр. 68–84.
  10. Махабхарата, Книга I: Ади Парва, раздел 154.
  11. ^ Махабхарата, Книга I: Ади Парва, разделы 159–166.)
  12. ^ Махабхарата, Книга III: Варна Парва, Раздел 11
  13. Махабхарата, Книга III: Варна Парва, раздел 156.
  14. Махабхарата, Книга VII: Дрона Парва, раздел 167
  15. ^ Махабхарата, Книга VI: Бхишма Парва, разделы 101–102.
  16. ^ Гангули (1883–1896). «Раздел XCI». Махабхарата, книга 6: Бхишма Парва . Проверено 7 мая 2010 г.
  17. Махабхарата, Книга VII: Дрона Парва, раздел 107
  18. Махабхарата, Книга VII: Дрона Парва, раздел 108
  19. ^ Современный китайский словарь . 2002. ISBN  7-5600-3195-1 .
  20. Сутра Лотоса, глава 26, перевод Бертона Уотсона. Архивировано 25 марта 2003 г., archive.today .
  21. ^ Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Публикации Сериндии. п. 335. ИСБН  9781932476019 .
  22. ^ «Ланкаватара Сутра. Текст Махаяны» . lirs.ru. ​Проверено 16 апреля 2021 г.
  23. ^ «Ресурсный центр джайнизма — Статьи» . сайты.fas.harvard.edu . Проверено 7 января 2020 г.
  24. ^ Вудворд, Марк (2010). Ява, Индонезия и ислам . Спрингер Нидерланды. п. 88.
  25. ^ Роведо 1997 , с. 108
  26. ^ Роведо 1997 , стр. 108–110; Фриман и Жак 2003 , с. 62
  27. ^ Фриман и Жак 2003 , с. 57
  28. ^ Роведо 1997 , стр. 116–117.
  29. ^ Основная книга правил Monster Manuel III V3.5 Кук, Твит, Уильямс
  30. ^ «TSR — вопросы и ответы с Гэри Гайгэксом» . 29 августа 2002 г.
  31. ^ Калдор, Дэвид (17 июня 2023 г.). «Обзор: Unicorn: Warriors Eternal «Тьма перед рассветом» » . Бабблболбер . Проверено 22 июня 2023 г.
  32. ^ Агравал, Сахил (4 июля 2013 г.). « «Мировая война Z» столь же бессмысленна, как и ее нежить» . Гарвардский малиновый . Проверено 16 июля 2023 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Атмосумарто, Сутанто (2004). Полный словарь индонезийского языка для учащихся . Атма Стэнтон. п. 445. ИСБН  9780954682804 .
  34. ^ « 'monster' — Словарь английского языка [Словарь английского языка]» . Справочный центр малайской литературы . Проверено 20 июня 2020 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Фриман, Майкл; Жак, Клод (2003). Древний Ангкор . Бангкок: River Books.
  • Роведо, Витторио (1997). Кхмерская мифология: Тайны Ангкора . Нью-Йорк: Уэзерхилл.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Махабхарата Вьясы в переводе с санскрита на английский Кисари Мохана Гангули, онлайн-версия.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9389c74da9ffbab4807d0721f4279123__1722725460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/23/9389c74da9ffbab4807d0721f4279123.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rakshasa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)