Вишакхадатта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2008 г. ) |
Вишакхадатта | |
---|---|
Род занятий | поэт , драматург |
Вишакхадатта ( санскрит : विशाखदत्त) был индийским санскритским поэтом и драматургом. приводит имена своих отца и деда как Махараджа Бхаскарадатта и Махараджа Ватешварадатта Хотя Вишакхадатта в своей политической драме «Мудраракшаса» , больше о нем мы мало что знаем. только две его пьесы: «Мудраракшаса» и « Девичандрагуптам» Нам известны . Его период не определен [1] но он, вероятно, процветал в VI веке нашей эры или после него. Некоторые ученые, такие как А.С. Альтекар , К.П. Джаясвал и Стен Конов, предположили, что Вишакхадатта был современником Чандрагупты II и жил в конце 4-го - начале 5-го века. Но эта точка зрения была оспорена другими учеными, включая Морица Винтерница и Р. К. Маджумдара . [2]
Мудраракшаса
[ редактировать ]Мудраракшаса («Кольцо Ракшасы») - единственная сохранившаяся пьеса Вишакхадатты, хотя существуют фрагменты другого произведения, приписываемого ему. [3] Вишакхадатта подчеркнул исторические факты в «Мудраракшасе», пьесе, относящейся ко времени династии Маурья . [4]
Титулы отца и деда Вишакхадатты указывают на один интересный момент: он происходил из княжеской семьи и наверняка участвовал в политическом управлении, по крайней мере, на местном уровне. На самом деле кажется весьма вероятным, что Вишакхадатта пришел в литературу из мира дел.
Стилистически он стоит несколько особняком от других драматургов. Очевидно, что в надлежащем литературном образовании нет недостатка, и формально он действует в рамках обычных условностей санскритской литературы , но не чувствуется, что он с большим энтузиазмом культивирует эти условности ради них самих. Было бы пародией предполагать, что в его сочинениях можно обнаружить обрезанный, квазивоенный стиль речи, как было бы думать о Калидасе как о необразованном дитя природы просто потому, что он показывает себя менее погруженным чем Бхавабхути в философскую эрудицию, . Но справедливо будет сказать, что прозаические отрывки Вишакхадатты, в частности, часто имеют определенную жесткость по сравнению с гибкой идиомой как Калидаса, так и Бхавабхути . В относительном, а не абсолютном смысле его стиль придерживается принципа «больше материи и меньше искусства».
Были и другие случаи вклада в санскритскую литературу людей действия — например, три пьесы, приписываемые знаменитому монарху Харше (вардхане). Приписывание правдоподобно, а пьесы — талантливые и достойные произведения. Но в отличие от Мудраракшасы они тесно придерживаются традиционных литературных идеалов. Харша , несомненно, хотел показать, что он может писать так же хорошо, как и править; однако, в конечном счете, можно подозревать, что его было бы интереснее узнать как человека, чем как драматурга. С другой стороны, мы не знаем, был ли Вишакхадатта, если он был каким-то политиком, оригинальным или успешным; но как драматург он является и тем, и другим.
Devichandraguptam
[ редактировать ]Лишь фрагменты « Девичандрагупты» (Деви и Чандрагупты) сохранились в виде цитат в « Натьядарпане Рамачандры и Гуначандры», двух произведениях царя Бходжи : «Шрингарапракаша» и «Сарасватикантхабхарана» , [5] и Натакалакшана Ратнакоша из Сагарананди. Путем сопоставления цитат из этих произведений реконструирована сюжетная линия данного текста. [6]
«Девичандграпута» — пьеса, повествующая о том, как царя Рамагупту обманом заставили подписать унизительный договор с правителем саков. По договору Рамагупта должен был отправить к сакскому царю свою жену Дхрувадеви. Младший брат Рамагупты, Чандрагупта, главный герой повести, берет на себя задачу отомстить за это унижение. Он убивает правителя саков и Рамагупту, берет на себя управление империей Гуптов, а также женится на Дхрувадеви.
английские переводы
[ редактировать ]Библиотека санскрита Клэя опубликовала перевод Мудраракшасы Майкла Коулсона под названием « Кольцо Ракшасы» .
Альтернативные теории
[ редактировать ]Имя Вишакхадатта также дается как Вишакхадева, из чего Ранаджит Пал заключает, что его имя, возможно, было Девадатта, что, по его словам, было именем как Ашоки, так и Чандрагупты. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аппарао, Понанги Шри Рама (2001). Особые аспекты Натья Шастры . п. 230.
- ^ RC Маджумдар 1981 , с. 49.
- ^ Сен, Сайлендра Нат (1999). Древняя индийская история и цивилизация . п. 230.
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман. История индийского театра: Классический театр . п. 222.
- ^ Агравал, Ашвини (1989). Взлет и падение императорских Гуптов , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0592-5 , стр. 153-4.
- ^ Махаджан, В.Д. (1960, переиздание 2007 г.) Древняя Индия , Нью-Дели: С. Чанд, ISBN 81-219-0887-6 , стр.467.
- ^ Ранаджит Пал, «Неджонсовская индология и Александр», Нью-Дели, 2002, с. 48.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиотека санскрита Клэя (официальная страница)